Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжения Правительства
Красноярского края
от 22.01.2020 N 30-р
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 27.12.2016 N 1174-р
Концепция
развития туристской индустрии в Красноярском крае
1. Общие положения
1.1. Концепция развития туристской индустрии в Красноярском крае (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на развитие внутреннего и въездного туризма в Красноярском крае как источника доходов краевого бюджета, средства повышения занятости и качества жизни населения Красноярского края, способа поддержания здоровья граждан, основы для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма.
1.2. Концепция развития туристской индустрии в Красноярском крае разработана в соответствии с положениями Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (далее - Стратегия).
В Концепции используются термины, определенные Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Концепция является правовым актом, определяющим основные направления развития туристской индустрии края, основой для разработки и реализации планов, программ и отдельных проектов, конструктивного взаимодействия всех заинтересованных в развитии этой сферы субъектов.
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала Красноярского края
2.1. Условия для развития туризма в Красноярском крае.
Красноярский край обладает природно-климатическими, социально-экономическими, культурно-историческими туристскими ресурсами, на основе которых можно создать туристскую индустрию, отвечающую современным требованиям, сформировать конкурентоспособные туристские продукты, успешно развивать внутренний и въездной туризм.
2.1.1. Климат.
Край расположен в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном. Климат резко континентальный. Зима продолжительная. Суровые зимы препятствуют развитию круглогодичного туризма. Наиболее благоприятное время для путешествий - с июня по конец августа. В данный период в центральных и южных районах края устанавливается устойчиво теплая, а местами даже жаркая погода.
2.1.2. Транспортная доступность.
Относительно других российских регионов она оценивается как низкая в южных районах и очень низкая - в северных.
По территории края проходят две федеральные автотрассы: Р-255 "Байкал", Р-257 "Енисей", а также подъездная дорога А-382 от города Дудинки к аэропорту "Алыкель", подъездная дорога А-383 от поселка Тура до аэропортового комплекса "Горный".
Протяженность сети автомобильных дорог регионального и местного значения составляет более 31 тыс. км (без учета зимних автомобильных дорог).
По мере удаления от краевого центра частота дорожной сети с твердым покрытием значительно снижается, как и доступность многих привлекательных для туристов районов.
Значительную роль в обеспечении транспортной доступности региона играет железная дорога. По территории края проходит главная железнодорожная артерия России - Транссибирская магистраль. От Транссибирской магистрали на юг отходят две ветки, соединяющие ее с железнодорожной системой Хакасии. Таким образом, железнодорожным сообщением охвачены юго-западные районы края, а ветка Ачинск - Лесосибирск обеспечивает сообщение с населенными пунктами севернее магистрали.
В целом железная дорога является удобным средством транспорта для въезда на территорию края туристов из соседних регионов, а также для тех туристов, которые рассматривают поездку по Транссибу в качестве основного способа путешествия (иностранные граждане, путешествующие на туристских или фирменных поездах).
В крае функционирует 21 пассажирский аэропорт гражданской авиации. В 27 км от г.Красноярска находится международный аэропорт "Красноярск", который занимает 14-е место в России по объему перевозимых пассажиров. В 2018 году аэропорт обслужил 2,6 млн пассажиров по 65 направлениям.
Интенсивное авиасообщение осуществляется с Москвой, Норильском, Екатеринбургом, Хабаровском, Владивостоком, курортами Краснодарского края, с Республикой Крым. Внутри Сибирского федерального округа - с Абаканом, Горно-Алтайском, Иркутском, Кызылом, Новосибирском, Улан-Удэ.
Географическое положение Красноярска и его нахождение на пересечении важнейших транспортных магистралей позволяет обеспечивать транзит пассажиров из Юго-Восточной Азии в Европу и Северную Америку.
Неотъемлемой частью транспортной сети Красноярского края является водный транспорт. Енисей - самая многоводная река России - является важнейшей транспортной артерией, соединяющей Северный морской путь с Транссибирской магистралью.
Пассажирские суда ходят по Енисею до Туруханска, Игарки, Дудинки, Енисейска, Дивногорска. В то же время речной транспорт в крае характеризуется слабым развитием инфраструктуры, а также значительным износом.
Плотиной Красноярской ГЭС образовано Красноярское водохранилище. Его площадь составляет 2000 кв. км, средняя глубина - 36,6 м. По водохранилищу возможно судоходство для судов с большой осадкой.
В Енисей впадает около 500 рек, общая длина которых - более 300 тысяч км. Водные ресурсы края позволяют формировать туристские маршруты до пятой категории сложности. Наиболее пригодными для организации водных маршрутов являются реки Ангара, Базаиха, Есауловка, Мана, Чулым, Большой Кемчуг, Кан, Усолка, Шинда, Кизир, Казыр, Туба, Амыл, Белый Июс, Чуня и др.
2.1.3. Туристские ресурсы.
Большая протяженность региона с севера на юг, живописные ландшафты, многообразие животного и растительного мира обусловливают широкие возможности для создания туристских продуктов. Более 6% площади края занимают особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ):
ООПТ федерального значения: 3 государственных природных биосферных заповедника ("Саяно-Шушенский" - включен во всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, "Таймырский", "Центральносибирский"), 3 государственных природных заповедника ("Большой Арктический", "Путоранский", "Тунгусский"), 3 государственных природных заказника ("Елогуйский", "Пуринский", "Североземельский"), 2 национальных парка ("Красноярские Столбы", "Шушенский бор").
ООПТ краевого значения: природный парк "Ергаки", обладающий высокой привлекательностью для любителей активного отдыха, 40 государственных природных заказников, 60 памятников природы, 1 микрозаказник.
ООПТ местного значения: Прутовское мелководье, 3 охраняемых природных долинных комплекса рек Северная, Фатьяниха, Сухая Тунгуска.
Это позволяет развивать в крае активный туризм, в том числе в Арктической зоне края, где расположены государственные природные заповедники "Путоранский" и "Большой Арктический", государственный природный биосферный заповедник "Таймырский", государственные природные заказники "Североземельский" и "Пуринский".
Интерес для туристов представляют крупнейшие водопады Евразии - Тальниковый и Кинзелюкский, пещеры, самая полноводная река России - Енисей, озера Тагарское, Боровое (Плахино), Учум, Лама и другие.
К уникальным туристским объектам на территории края относятся: памятник природы краевого значения "Географический центр Российской Федерации", место падения Тунгусского метеорита (Эвенкийский муниципальный район), музей мамонта (с.Хатанга, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), краеведческий комплекс "Музей вечной мерзлоты" (г.Игарка, Туруханский район), участок Ары-Мас - самое северное в мире редколесье из даурской лиственницы и одно из крупнейших в азиатской части России - озеро Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), объект всемирного наследия ЮНЕСКО - плато Путорана (территория Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов).
Интерес для туристов представляют исторический центр г.Енисейска и Енисейский краеведческий музей им. А.И.Кытманова, Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" (Шушенский район), Красноярский краевой краеведческий музей и его филиалы, Таймырский краеведческий музей (г.Дудинка), музей-усадьба В.И.Сурикова (г.Красноярск), Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М.Мартьянова (г.Минусинск), музей освоения и развития Норильского промышленного района (г.Норильск) и другие.
На территории Красноярского края расположено 2120 объектов культурного наследия, в том числе 1067 объектов археологического наследия.
В регионе проводятся мероприятия, имеющие российскую и международную известность, такие как Международный фестиваль этнической музыки и ремесел "МИР Сибири", Красноярская международная музейная биеннале, Международная туристическая выставка "Енисей", Красноярская ярмарка книжной культуры, Международный турнир по вольной борьбе имени И.Ярыгина, празднование юбилейных дат основания городов, в том числе 400-летия г.Енисейска, 200-летия г.Минусинска, 400-летия г.Красноярска и другие, что является стимулом для развития в крае событийного туризма.
Развитию внутреннего туризма способствуют: краевой фестиваль авторской песни и поэзии "Высоцкий и Сибирь" (Манский район), Енисейская августовская ярмарка (г.Енисейск), праздник "Енисейская уха" (Енисейский район), День минусинского помидора (г.Минусинск), фестиваль народной культуры "Сибирская Масленица" (Сухобузимский район), открытый этно-туристический фестиваль "СЭВЭКИ - Легенды Севера" (Северо-Енисейский район), Снежный фестиваль (природный парк "Ергаки", Ермаковский район), фестиваль "Большой Аргиш" (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район), Международный Канский видеофестиваль (г.Канск) и другие.
Наличие на территориях муниципальных образований края более 55 организаций, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств, предлагающих туристам отдых в сельской местности, а также природно-климатические условия территорий региона способствуют возможности развития сельского туризма.
Туроператорами края разработаны и реализуются туры на Север региона, в том числе на Северный полюс, экскурсионные туры "Снежное ожерелье Саян", "Красноярская мозаика", "Каникулы в Шушенском", "Путешествие в Ергаки", "Путешествие к Тунгусскому метеориту", "7 чудес Красноярского края", "Красавицы-речки Енисея", "Экспедиция на плато Путорана", сплавные туры.
Продвижению туристских продуктов способствует участие представителей туристской индустрии края в международных туристических выставках, организация ознакомительных туров по краю для специалистов туристской индустрии и журналистов, лидеров общественного мнения, размещение информации на региональном туристско-информационном портале www.visitsiberia.info в сети Интернет.
2.1.4. Туристская индустрия.
На сегодняшний день Красноярский край является регионом внутреннего туризма, практически 90% туристского потока региона формируется жителями края и других регионов России.
Видами туризма, формирующими значительные туристские потоки на территории Красноярского края, являются: активный, культурно-познавательный, в том числе социальный, детский и самодеятельный. Данные виды туризма требуют определенных финансовых вложений в дальнейшее стимулирование и развитие.
Видами туризма, требующими значительных инвестиций и маркетингового продвижения, являются арктический, речной и лечебно-оздоровительный.
Коллективные средства размещения (гостиницы, отели, мини-отели) сосредоточены в Красноярске, Норильске, Енисейске, Канске, Дивногорске, Ачинске, Лесосибирске, Минусинске, Шушенском.
Размещение на турбазах в основном предлагается в Красноярске, Дивногорске, Шарыповском, Минусинском, Ермаковском, Березовском, Курагинском, Манском и Енисейском районах.
Санатории и профилактории имеются в Красноярске, Балахтинском, Минусинском, Ужурском и Шушенском и других муниципальных образованиях.
Степень развития инфраструктуры и туристской индустрии существенно различается в районах и городах края. В таких территориях с устойчивым туристским потоком, как г.Дивногорск, Минусинский, Ермаковский, Шарыповский, Шушенский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, ощущается существенный дефицит объектов туристской (средства размещения, предприятия общественного питания, досугово-развлекательные комплексы и другое) и обеспечивающей инфраструктуры.
По данным Красноярскстата в 2018 году в сфере туризма осуществляли деятельность 369 организаций, предоставляющих услуги по краткосрочному размещению, с общим количеством 25,8 тыс. мест, функционирует 89 специализированных средств размещения (санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз) на 12,9 тыс. мест, 351 организация, осуществляющая туроператорскую и турагентскую деятельность.
Услуги общественного питания в крае оказывают 2193 предприятия.
В крае осуществляют деятельность 35 краевых и 2533 муниципальных учреждений культуры, в том числе 1147 библиотек, 51 музей, 1214 клубов, 14 театров, филармония, парк, 2 зоопарка, 3 кинотеатра, "Енисей кино".
Сеть спортивных объектов представлена 7559 единицами.
Объем оказанных гостиницами и аналогичными коллективными средствами размещения в 2018 году платных услуг составил 1,8 млрд рублей. Объем предоставленных в туристско-рекреационной сфере платных услуг в 2018 году составил 5,7 млрд рублей.
Объем инвестиций в сферу туризма в 2018 году составил 12,8 млрд рублей, что более чем в два раза превышает уровень 2015 года.
Объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет края в соответствии с собирательной группировкой "Туризм" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в 2018 году составил 6,8 млрд рублей.
Доля туризма в валовом региональном продукте Красноярского края в 2018 году - 0,3 процента.
Туристская отрасль Красноярского края характеризуется положительной динамикой туристского потока (2010 год - 483,3 тыс. человек, 2013 год - 525,0 тыс. человек, 2015 год - 644,2 тыс. человек, 2017 год - 696,3 тыс. человек, 2018 год - 771,4 тыс. человек).
Доля иностранных туристов, прибывших в Красноярский край в 2013, 2015, 2017 годах, составила соответственно 3,7%, 5,8% и 9%. Страны, лидирующие по количеству граждан, прибывших в Красноярский край, - Германия, Франция, Турция, Великобритания, Китай.
Около 40% туристов путешествует с деловыми целями, 25% с целью досуга и отдыха. Средняя продолжительность пребывания туристов в крае - 5 дней.
2.1.5. Трудовые ресурсы.
Подготовку кадров для туристской отрасли в Красноярском крае осуществляют 9 образовательных организаций по специальностям: "Туризм", "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм", "Сервис", "Гостиничный сервис".
Количество выпускников образовательных организаций края по вышеуказанным специальностям ежегодно составляет более 300 человек.
В 2018 году в туристских компаниях края и коллективных средствах размещения работало порядка 7,0 тыс. человек.
За период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске обучено и аттестовано 106 экскурсоводов и гидов.
2.2. Факторы, сдерживающие развитие туристской индустрии на территории Красноярского края.
В развитии в Красноярском крае туристской индустрии имеются следующие проблемы:
низкая узнаваемость и отсутствие рекламы туристских продуктов края на внутреннем и мировом туристских рынках, отсутствие системы брендинга территории, маркетинговых и научных исследований туристского рынка региона;
недостаточное количество предложений турпродуктов с качественным сопровождением и оформлением;
разрозненность, неоднородность развития туристско-рекреационных территорий края, преобладающее размещение объектов туристской индустрии в центральной и южной частях региона;
низкий уровень сервиса, в том числе отсутствие на большей части территории края навигации на иностранных языках и несоответствие цен на услуги в сфере туризма их качеству;
недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов, занятых в туристской отрасли, несоответствие системы подготовки специалистов потребностям отдельных сегментов туристской индустрии Красноярского края;
слабое развитие транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инфраструктуры, неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, практически полное отсутствие возможности передвижения и доступа к объектам туристского показа людей с ограниченными возможностями здоровья;
недостаточная инвестиционная активность субъектов туристской индустрии, отсутствие алгоритма действий для инвесторов по вложению средств в создание и развитие объектов туристской инфраструктуры на территории Красноярского края, инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов и системного межведомственного взаимодействия в сфере туризма.
Для решения вышеуказанных проблем необходимо принятие комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Красноярского края современной туристской индустрии, в том числе в рамках государственных программ Красноярского края.
3. Приоритетные направления, цели, задачи развития туристской индустрии в Красноярском крае
3.1. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности в соответствии с действующим федеральным законодательством являются: поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма.
Приоритетными направлениями развития туризма в крае являются: арктический, речной, активный, культурно-познавательный, в том числе социальный, детский и самодеятельный туризм. Выделение приоритетных направлений развития туризма в крае осуществляется с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития региона.
Для развития указанных приоритетных направлений необходимо создавать условия, при которых жители края, регионов России и зарубежных стран сделают выбор в пользу мест отдыха, оздоровления и туристского интереса на территории Красноярского края на основе его природно-рекреационного потенциала. Для этого требуется вовлекать в туристский оборот туристско-рекреационные ресурсы края, развивать необходимую инфраструктуру, повышать качество и расширять спектр туристских и сопутствующих услуг, формировать соответствующий имидж туристической отрасли.
3.2. Целями развития туристской индустрии в Красноярском крае являются:
увеличение вклада туризма и сопутствующих услуг в социально-экономическое развитие края;
усиление социальной роли туризма, обеспечение доступности туристских услуг для жителей и гостей Красноярского края.
повышение качества жизни жителей Красноярского края.
3.3. Достижение поставленных целей будет осуществляться путем решения исполнительными органами государственной власти Красноярского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края и субъектами туристской индустрии Красноярского края следующих задач:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма путем разработки правовых актов, направленных на развитие туристской индустрии в Красноярском крае;
прогнозирование потенциальных потребностей и соответствующего развития транспортно-логистической, туристской и обеспечивающей инженерной инфраструктуры;
формирование и продвижение качественных туристских продуктов и услуг, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках, в том числе путем создания туристских информационных центров и обеспечения их функционирования;
стимулирование инвестиционной активности и государственная поддержка субъектов туристской индустрии, действующих на территории Красноярского края;
разработка и реализация инвестиционных и иных проектов (в том числе межмуниципальных), формирующих туристские рекреационные кластеры и зоны, государственных и муниципальных программ развития туризма;
развитие туристской инфраструктуры, проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия регионального значения, обеспечение беспрепятственного доступа к туристско-рекреационным ресурсам края, включая создание системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории края;
сохранение туристских ресурсов, находящихся на территории края, и содействие их рациональному использованию;
внедрение передового опыта и лучших практик эффективного управления в сфере туристских услуг;
содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
внедрение национальной системы квалификаций (профессиональных стандартов и независимой системы оценки качества);
содействие развитию инклюзивных форм туристско-рекреационного обслуживания, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
проведение активной информационно-рекламной поддержки инициатив местных сообществ в сфере туризма.
4. Кластерный подход в развитии туристской индустрии Красноярского края
4.1. Развитие туристской индустрии в Красноярском крае планируется с применением кластерного подхода, соблюдением принципа рационального использования природного и культурного потенциала территории края.
Кластерный подход является эффективным способом объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления и частных инвесторов для создания туристской инфраструктуры. Формирование кластеров должно основываться на следующих принципах: привлекательность, доступность, комфортность, безопасность, окупаемость, доходность, социально-экономическая и бюджетная эффективность.
Для экономического развития отдельных муниципальных образований края кластеры должны выполнять роль "точек роста" внутреннего рынка, обеспечивая рост туристского потока и доходов организаций в сфере индустрии туризма.
Кластер может быть сформирован на территории одного или нескольких муниципальных образований Красноярского края.
4.2. На основе пространственного планирования и концентрации туристских ресурсов выделяются следующие перспективные туристские кластеры и объекты туристского интереса:
"Енисейский тракт" (г.Енисейск, г.Лесосибирск, Большемуртинский, Казачинский, Енисейский, Сухобузимский, Емельяновский районы);
"Ергаки" (Ермаковский район);
"Шарыповские озера" (Шарыповский район);
"Красноярское море" (Балахтинский, Краснотуранский и Новоселовский районы);
"Сибирское Дивногорье" (г.Красноярск, г.Дивногорск, Манский, Березовский районы);
"Южный" (г.Минусинск, Минусинский, Курагинский районы);
"Шушенское" (Шушенский район);
"Арктический" (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, в перспективе Туруханский, Эвенкийский муниципальный районы);
этнопарк "Дети одной реки" (Березовский район, г.Красноярск);
парк-музей освоения Севера (г.Красноярск).
4.3. Создание туристских кластеров способствует проведению инвентаризации туристских ресурсов, созданию современного туристского рынка, развитию малого и среднего предпринимательства в туристской сфере, а также развитию различных видов туризма.
Кроме того, формирование туристских кластеров способствует интеграции территории в систему российского и мирового туристского рынка и развитию международного сотрудничества в этой области, а также привлечению внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов.
Реализация кластерного подхода в развитии туристской индустрии в Красноярском крае при комплексном использовании разрешенных действующим законодательством инструментов регулирования и стимулирования позволит увеличить объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере, повысить туристский поток на территории края и будет способствовать экспорту туристских услуг.
Развитие туристской индустрии Красноярского края осуществляется за счет средств федерального, краевого бюджетов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране и Красноярском крае, в том числе на основании мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов региона.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Красноярского края от 22 января 2020 г. N 30-Р О внесении изменений в Концепцию развития туристской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.