Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика социально-экономического положения Индустриального района города Барнаула и основные проблемы развития
1.1. Общая характеристика Индустриального района города Барнаула
Индустриальный район образован 5 апреля 1978 года и является частью территории города Барнаула, выделенной в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. В структуру района входит Власихинская сельская администрация.
Индустриальный район расположен в северо-западной части г. Барнаула и граничит с Центральным, Железнодорожным, Ленинским районами города Барнаула, Павловским и Калманским муниципальными районами Алтайского края. Территория района включает поселки - Новомихайловка, Пригородный, Лесной и сельские населенные пункты - село Власиха, станция Власиха. По территории района протекает приток реки Оби - река Власиха.
Дорожная сеть района включает 1 проспект, 239 улиц, 40 проездов, бульваров и прочих объектов улично-дорожной сети общей протяжённостью 319 км. Основные улицы района: Попова, Малахова, Георгиева, Антона Петрова и Павловский тракт, который связывает главные территориальные дороги: Барнаул - Камень-на-Оби - Новосибирск и Павловск-Ребриха-Буканское.
Общая площадь земель Индустриального района составляет 12,9 тыс. га или 13,7% всей площади земель г. Барнаула, из них зеленые насаждения общего пользования расположены на 3,8 тыс. га, обеспеченность ими составляет 0,2 кв.м/чел. Рекреационные территории района - парк "Лесная сказка" (40 га), Мизюлинская роща (600 га) - используются населением для культурно-массового и пикникового отдыха. Существующая система зеленых насаждений района характеризуется недостаточными количественными показателями. Норма обеспеченности зелеными насаждениями на одного жителя района намного ниже установленной нормы - 6 кв.м/чел. Малая плотность насаждений усугубляется неравномерностью их распределения по территории района.
На 01.01.2012 в районе осуществляют свою деятельность 64 крупных и средних предприятия, в том числе 22 предприятия обрабатывающей промышленности, 4 сельскохозяйственных предприятия, 29 предприятий торговли, общественного питания, транспорта и связи.
Основу экономики района составляет промышленность, в которой более 56% объемов производства приходится на отрасль пищевых и перерабатывающих производств. Наличие земель сельскохозяйственного назначения позволяет развивать аграрный сектор экономики, представленный сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами, занимающимися преимущественно овощеводством, молочным скотоводством.
Динамично развивается потребительский рынок района - товарооборот составляет 29,5% в общегородском объеме. Доля инвестиций Индустриального района в основной капитал города составила 10%, ввода в эксплуатацию жилья - 57,3%.
Система образовательных учреждений района представлена 20 общеобразовательными школами, 31 учреждением дошкольного образования и 8 учреждениями дополнительного образования детей. Район располагает широкой сетью учреждений культуры и спорта, включающей 5 библиотек, 3 стадиона, 9 бассейнов, 4 лыжные базы, 2 летних оздоровительных лагеря, 133 спортивных зала и клуба.
Индустриальный район обладает определенным туристско-рекреационным потенциалом. Инфраструктура включает объекты гостиничного комплекса, пункты общественного питания, туристические агентства. К числу мест для развития туризма и отдыха относятся международный аэропорт г. Барнаула имени Германа Степановича Титова, Барнаульский зоопарк, ферма по разведению птицы, этнографический музей-мастерская "Лад", аквапарк.
1.2. Социальное развитие Индустриального района г. Барнаула
1.2.1. Демография
В Индустриальном районе сложились благоприятные демографические тенденции. Численность постоянного населения района по сравнению с началом 2009 года, как за счет естественного, так и миграционного прироста, увеличилась на 8,4%, в 2011 году составила 183,0 тыс. человек или 27,3% населения города Барнаула (таблица 1.1.).
Таблица 1.1.
Основные демографические показатели Индустриального района
Показатели |
Ед.изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Численность постоянного населения - всего, в том числе: |
тыс. человек |
168,8 |
170,8 |
183,0 |
Число родившихся |
тыс. человек |
2,45 |
2,6 |
2,64 |
Число умерших |
тыс. человек |
1,51 |
1,56 |
1,58 |
Общий коэффициент рождаемости |
на 1000 населения |
14,5 |
15,1 |
14,4 |
Общий коэффициент смертности |
на 1000 населения |
9,0 |
9,1 |
8,6 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 населения |
5,5 |
6 |
5,8 |
Следствием демографических процессов является изменение половозрастной структуры населения. Отмечается снижение показателя смертности населения в трудоспособном возрасте с 29,9% от общего количества умерших в 2009 году до 25,4% в 2011 году.
Мужская смертность в трудоспособном возрасте стабильно превышает женскую. В 2011 году умерло 20% мужчин от общего числа умерших в районе и 5,8% женщин.
В структуре общей смертности среди жителей района первое место занимают заболевания системы кровообращения (46,1%), на втором месте - онкологические заболевания (15,9%), на третьем - заболевания бронхо-легочной системы (5%).
Удельный вес детского населения составляет 20,5% в численности населения района, при этом увеличивается удельный вес лиц старше трудоспособного возраста (таблица 1.2.).
Таблица 1.2.
Показатели |
Ед.изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Численность населения, всего, в том числе: |
тыс. человек |
168,8 |
170,8 |
183,0 |
Моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
31,7 |
34,6 |
37,5 |
В трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
94,9 |
92,1 |
99,8 |
Старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
42,1 |
44,1 |
45,7 |
Положительная динамика наблюдается по количеству заключаемых браков. С момента образования Индустриального района 2011 год был рекордным - заключено 1808 браков.
Вместе с тем, существует ряд проблем:
несмотря на высокий коэффициент рождаемости по итогам 2011 года не достигнуто его плановое значение - 18,0;
не меняется значение показателя разводов на 1000 человек населения (2009 год - 6,3 развода на 1000 человек населения, 2011 год - 6,3);
по сравнению с 2009 годом показатель младенческой смертности увеличился на 38,4%, но остался ниже общегородского показателя в 2 раза;
возрастная структура населения характеризуется увеличением доли населения старше трудоспособного возраста.
Цель и задачи:
Основной целью развития демографической ситуации является рост демографического потенциала района.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
создание условий для повышения качества жизни населения;
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте;
повышение социального статуса института семьи;
организация мер по социальной защите различных категорий семей, в том числе их адресной поддержки.
Ожидаемые результаты:
увеличение роста численности постоянного населения района до 204,3 тыс. человек;
увеличение коэффициента рождаемости в 2017 году до 16,9 промилле;
повышение числа заключаемых браков;
снижение числа расторжений браков до 5,5 на 1000 человек населения.
1.2.2. Уровень жизни населения
В связи с положительными демографическими тенденциями, сформировавшимися в Индустриальном районе, благодаря реализации основных мероприятий краевых муниципальных программ "Содействие занятости населения Алтайского края", "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края", численность трудоспособного населения района с 2009 года увеличилась на 4,1% с 94,9 до 98,8 тыс. человек.
Модернизация производства, совершенствование технологического процесса на крупных и средних предприятиях района привели к оптимизации персонала и уменьшили его количество в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 2,2% до 24376 занятых на производстве. Высвобождаемые трудовые ресурсы нашли свое место в динамично развивающейся сфере малого бизнеса. За рассматриваемый период введено более 3500 новых рабочих мест, наибольшее число которых организовано в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, общественного питания.
Структура отраслевого распределения трудовых ресурсов в экономике района характеризуется высокой долей занятых в бюджетной сфере (32,9% от общего числа занятых). В производственной сфере задействовано 24% от общего числа занятых, в сфере транспорта и связи - 17,4%, в сфере потребительского рынка и услуг - 14%.
В 2011 году уровень безработицы достиг самых низких показателей за последние годы и не превысил 0,6%.
Сохраняется положительная динамика темпа роста оплаты труда. Среднемесячная заработная плата одного работника крупных и средних предприятий увеличилась в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 31,2% и составила 14735 рублей. Наиболее высокие темпы роста заработной платы отмечены на предприятиях, занимающихся производством пищевых продуктов, машин, электронного и оптического оборудования, строительством, оптовой и розничной торговлей, финансовой деятельностью.
Несмотря на достигнутые результаты, существует ряд проблем:
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по количественным и качественным характеристикам;
размер среднемесячной заработной платы одного работника крупных и средних предприятий района ниже общегородского уровня на 26,1%;
недостаточно высокие темпы роста заработной платы работников бюджетной сферы.
Цель и задачи:
Основной целью повышения уровня жизни населения в развитии рынка труда и занятости является создание условий для возможности реализации трудового и личностного потенциала населения.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
ориентирование работодателей на создание рабочих мест с уровнем оплаты труда не меньше среднего размера заработной платы по городу Барнаулу;
повышение статуса рабочих профессий.
Ожидаемый результат:
увеличение среднемесячной заработной платы не менее чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом;
минимизация вакансий на рынке труда.
1.2.3. Здравоохранение
В целях обеспечения доступности качественной первичной медико-санитарной и специализированной стационарной помощи на территории Индустриального района работают 6 учреждений здравоохранения, среди них 5 амбулаторно-поликлинических учреждений, 1 клинико-психиатрическая больница. В структуру сети лечебных учреждений включены 3 фельдшерско-амбулаторных пункта, Власихинская сельская амбулатория. С 01.01.2012 все муниципальные лечебные учреждения переведены в статус краевых бюджетных учреждений здравоохранения.
В районе работают более 2 тыс. медицинских сотрудников или 15% от общего количества специалистов учреждений здравоохранения в городе Барнауле.
Реализация целей и задач приоритетного национального проекта "Здравоохранение" в период с 2009 года по 2011 год способствовала увеличению заработной платы отдельным категориям медицинских работников, что повлияло на снижение количества вакансий. Среднемесячная заработная плата в учреждениях здравоохранения района по итогам 2011 года (в зависимости от специальности) составила от 10 до 25 тыс. рублей. Произошло снижение коэффициента совместительства до планового значения - 1,1.
В течение трех лет в учреждения здравоохранения района поставлено 680 единиц медицинского оборудования. Замена устаревшей техники позволила в несколько раз увеличить количество проводимых исследований на уровне первичного звена. Открыто отделение восстановительного лечения для детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи и нервной системе, начал работу дополнительный корпус КГБУЗ "Городская поликлиника N 14, г. Барнаула". Введены в эксплуатацию после реконструкции диагностический корпус, дневной стационар женской консультации КГБУЗ "Городская поликлиника N 9, г. Барнаула". Проведена модернизация регистратур всех поликлиник, их компьютеризация и информатизация, что сократило время ожидания талона на прием и увеличило доступность обращения к врачам.
Несмотря на определенные положительные результаты, достигнутые в сфере здравоохранения, ряд проблем остается нерешенным:
наблюдается дефицит кадров по всем категориям медицинского персонала;
отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты в поселках пригородной зоны.
Цель и задачи:
Целью на перспективу в области здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья населения через повышение доступности и качества медицинской помощи.
Основными задачами для достижения цели являются:
расширение профилактической направленности здравоохранения и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
сохранение фельдшерско-акушерских пунктов, развитие стационарозамещающих технологий, выездных форм оказания специализированной медицинской помощи для жителей пригородной территории;
пропаганда и формирование здорового образа жизни у населения.
1.2.4. Физическая культура и спорт
Инфраструктура физической культуры и спорта Индустриального района включает комплекс, состоящий из 141 учреждения и объекта спортивно-оздоровительного профиля, что составляет 19% от общего количества учреждений и объектов спортивного профиля города (таблица 1.3.).
Таблица 1.3.
Основные показатели, характеризующие степень развития физической культуры и спорта в 2009-2011 гг.
Показатель |
Ед.изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, в том числе: |
ед. |
131 |
136 |
141 |
плоскостные спортивные сооружения |
ед. |
71 |
72 |
75 |
спортивные клубы |
ед. |
39 |
42 |
43 |
другие спортивные сооружения (бассейн, лыжные базы и др.) |
ед. |
21 |
22 |
23 |
Количество проведенных физкультурно-массовых мероприятий |
ед. |
82 |
84 |
86 |
Количество занимающихся физической культурой и спортом |
тыс. человек |
35470 |
36047 |
37417 |
Доля населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, от общей численности населения города |
% |
20,8 |
21,1 |
21,5 |
Обеспеченность спортивными сооружениями |
тыс. кв.м на 1000 человек населения |
12,12 |
12,46 |
12,78 |
За последние три года введены в эксплуатацию 7 новых спортивных клубов, обладающих высокой пропускной способностью и предлагающих большой набор физкультурно-оздоровительных услуг, построено 3 футбольных поля с современным синтетическим покрытием. Согласно муниципальной программе "Барнаул Спортивный" реконструированы 2 школьных стадиона.
Реализация мероприятий муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в г. Барнауле на 2010-2014 годы" позволила обеспечить на территории района профильное развитие 45 видов спорта, сохранить количество жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, расширить на 10% количество команд участвующих в районных соревнованиях. Охват лиц с ограниченными физическими возможностями, инвалидов, ветеранов, работающей молодежи, подростков из группы социального риска в физкультурно-оздоровительный процесс составил 12950 человек или 7% от общего количества жителей района.
Несмотря на позитивные тенденции развития физической культуры и спорта, имеются проблемы материально-технического, научно-методического и кадрового обеспечения. Состояние многих спортивных сооружений требует капитального или текущего ремонта. Наблюдается ухудшение показателей здоровья молодежи.
Цель и задачи:
Основной целью в области физической культуры и спорта является создание условий для формирования навыков здорового образа жизни у жителей района и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Первоочередными задачами для достижения цели являются:
улучшение материально-технического состояния спортивных сооружений;
пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
вовлечение в занятия физической культурой и спортом всех категорий граждан.
Ожидаемые результаты:
увеличение обеспеченности жителей района спортивными сооружениями с 13,4 тыс. кв. м на 1000 жителей в 2013 году до 14,4 тыс. кв. м на 1000 жителей в 2017 году;
увеличение количества ежегодно проводимых спортивных мероприятий с 87 до 90;
увеличение доли населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2017 году с 21,6% до 22,2%.
1.2.5. Молодежная политика
Более 33% от общей численности жителей района - это граждане в возрасте от 14 до 30 лет.
В ходе реализации муниципальной целевой программы "Молодежь Барнаула" обеспечена социальная мобильность наиболее активных лидеров молодежного движения, которые объединены в районный молодежный Совет, дискуссионный клуб. В рамках реализации программных мероприятий увеличилось количество молодых людей, привлеченных к участию в мероприятиях по благоустройству с 468 человек в 2009 году до 522 человек в 2011 году, что составляет 58% от общего числа студенческой и обучающейся молодежи.
Ведется активная работа по проведению совместных мероприятий и реализации социальных проектов с 23 молодежными общественными объединениями и инициативными группами, что составляет 33% от общего количества молодежных общественных объединений и организаций города. С 2009 года по инициативе молодежи стало традиционным проведение акции "Осенняя неделя добра", ежегодный охват участников которой составляет более 10 тыс. человек.
Результатом социально-воспитательной и досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства является проект "Дворовый тренер", в ходе которого созданы условия для консультационно-профилактической работы, организованной занятости, а также предоставлена возможность прохождения студенческой практики. В систему работы с молодежью по месту жительства вовлечено более 1,5 тыс. несовершеннолетних и молодежи в возрасте до 27 лет.
Успешно реализуется план мероприятий по работе с подростками, стоящими на учете в органах и учреждениях системы профилактики. Общий охват занятостью увеличен со 144 человек в 2009 году до 170 человек в 2011 году или до 85% от общего числа подростков, стоящих на учете. Работает районный координационный Совет по гражданскому и патриотическому воспитанию.
Наблюдается положительная динамика в решении жилищных проблем молодых семей, проживающих на территории района. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с 2009 года жилищные условия улучшила 201 молодая семья района. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, от общего числа состоящих на учете в качестве нуждающихся на 01.01.2012 составила 15,5%.
Вместе с тем, сохраняются неблагоприятные тенденции в молодежной политике, среди них слабая заинтересованность молодежи в общественной жизни, недостаточная вовлеченность молодежи в реализацию социально-ориентированных проектов. Не в полной мере используются ресурсы и возможности территориальных общественных самоуправлений, общественных и иных некоммерческих организаций по работе с молодежью по месту жительства. Низкий удельный вес молодых семей, улучшивших жилищные условия, от общего количества нуждающихся.
Цель и задачи:
Основной целью на последующий период является формирование условий для реализации потенциала молодежи, вовлечение в социально-экономическое, общественно-культурное развитие района.
Приоритетными задачами являются:
содействие в решении вопросов занятости молодежи, организации досуга;
вовлечение молодежи в социальную практику, систему традиционных нравственных и семейных ценностей, гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, профилактика экстремистских настроений в молодежной среде.
Ожидаемые результаты:
создание молодежных объединений работающей молодежи;
увеличение количества спортивных и культурно-досуговых мероприятий с участием студентов, работающей молодежи района с 62 до 78;
увеличение доли молодых семей, улучшивших жилищные условия к 2017 году с 15,5% до 21%.
1.2.6. Образование
Развитие системы образования района осуществляется в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", муниципальных программам "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011-2013 годы и "Развитие образования г. Барнаула на 2010-2012 годы".
По состоянию на 01.01.2012 на территории района работают 59 учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются 24566 детей или 27,9% от общего количества обучающихся и воспитанников в городе. В результате расширения сети кружков, секций, развития приоритетных направлений образования в 2011 году увеличен охват детей организованным досугом до 95,8%, внеурочной занятостью в учреждениях дополнительного образования - до 73% (таблица 1.4.).
Таблица 1.4.
Показатели |
Ед. измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Количество муниципальных общеобразовательных школ |
шт. |
20 |
20 |
20 |
Количество учащихся |
чел. |
14189 |
14796 |
16135 |
Количество дошкольных образовательных учреждений |
шт. |
29 |
30 |
31 |
Количество детей, посещающих детские сады |
чел. |
7875 |
8237 |
8431 |
Охват детей дошкольными образовательными услугами |
% |
65,2 |
66,6 |
76,6 |
Количество учреждений дополнительного образования |
шт. |
8 |
8 |
8 |
Охват детей учреждениями дополнительного образования |
% |
71,0 |
72,7 |
73,0 |
В целях увеличения доступности качественного дошкольного образования в районе созданы и функционируют консультационные пункты для семей, имеющих детей дошкольного возраста, внедрены новые формы организации дошкольных образовательных услуг в виде групп кратковременного пребывания, групп выходного дня и подготовки детей к школе. С 2009 года после завершения строительства введены в эксплуатацию 2 детских сада, открыто 7 дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях, обеспечена работа 605 дополнительных мест. В результате увеличен охват детей дошкольного возраста услугами детских садов на 17,5% с 65,2% в 2009 году до 76,6% в 2011 году (городской показатель - 76,6%).
С целью модернизации образования проведена реорганизация двух общеобразовательных школ, учащимся обеспечены современные условия получения общего образования, реализованы меры, направленные на развитие кадрового потенциала, осуществлен переход учреждений на принцип подушевого финансирования. Положительными результатами модернизации образования стали: рост заработной платы учителей на 44,0%, воспитателей детских садов - на 37,7%; рост удельного веса лиц, сдавших единый государственный экзамен, до 85,3% (2009 год - 81,5%); улучшение качества обслуживания читателей через создание на базе школьных библиотек 8 информационных центров; рост доли школьников, обучающихся в школах, отвечающих современным требованиям, до 72,4% (2009 год - 60%). Реконструировано 17 школьных столовых, общий охват питанием увеличен с 91,0% в 2009 году до 95,1% в 2011 году, сократилось число учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта до 56,5% (2009 год - 57,2%).
Начата апробация кластерного подхода к организации образовательного процесса и механизма введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Несмотря на вышеуказанные достижения, в сфере образования имеются следующие проблемы:
сохранение высокой очередности на получение места в дошкольном образовательном учреждении. Не охвачено дошкольными образовательными услугами 2575 детей, что составляет 23,4% общей численности детей дошкольного возраста;
необходимость комплексного ремонта зданий и благоустройства территорий учреждений образования, а также отсутствие современного оборудования.
Цель и задачи:
Целью развития в сфере образования района является создание условий для повышения доступности качественного образования, соответствующего стандартам и потребительским запросам населения.
Задачи:
расширение сети детских дошкольных учреждений;
улучшение материально-технической базы учреждений образования.
Ожидаемые результаты:
увеличение охвата детей дошкольного возраста всеми формами дошкольного образования с 82,0% до 100% к 2016 году;
доведение доли школьников, обучающихся в школах, отвечающих современным требованиям, к 2017 году до 100%.
1.2.7. Культура
Всего на территории Индустриального района расположено 11 учреждений культуры, из них 8 - муниципальных, что составляет 33% от общего количества муниципальных учреждений культуры города. С 2009 года более чем на 3 тыс. человек увеличилось количество жителей, постоянно пользующихся услугами учреждений культуры.
Мероприятия по сохранению и развитию учреждений культуры осуществляются в соответствии с целевой программой "Развитие культуры города Барнаула (2010-2012 годы)". За последние годы проведена работа, связанная с пополнением и сохранением библиотечных фондов, оснащением звукоусилительной аппаратурой, музыкальными инструментами, компьютеризацией и автоматизацией учреждений культуры района. Получил развитие Барнаульский зоопарк. Создано муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр культуры и досуга "Индустриальный" с двумя филиалами в с. Власиха и п. Лесном.
В результате расширения сети учреждений культуры с 2009 года увеличилось количество жителей района, систематически занимающихся в муниципальных учреждениях культуры, до 32750 человек или на 1,3%, сохранен контингент учащихся в детских школах искусств. Оценкой проделанной работы явилось увеличение количества призовых мест на городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях на 15,8% со 145 в 2009 году до 169 в 2011 году.
Начата работа по реализации адресной инвестиционной программы г. Барнаула в части строительства филиала детской школы искусств в квартале 2000.
Тем не менее, в сфере культуры района остается ряд проблем:
потребность в капитальном и текущем ремонте 4 учреждений культуры, износ материально-технической базы составляет 60%;
недостаточно современного оборудования для качественного предоставления услуг учреждениями культуры, детскими школами искусств;
остается низкой доля жителей района, систематически занимающихся в муниципальных учреждениях культуры (16,6%).
Цель и задачи:
Целью развития сферы культуры является создание условий для повышения качества, доступности и адресности культурных и информационных услуг.
Основные задачи:
развитие учреждений культуры, проведение капитальных ремонтов и обновление материально-технической базы;
проведение конкурсов, фестивалей и других мероприятий с участием различных групп граждан.
Ожидаемые результаты:
проведение капитального ремонта зданий МБУК "ЦКД "Индустриальный", МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 8";
модернизация и обновление оборудования не менее чем в 3 учреждениях культуры района до 2017 года;
увеличение охвата населения культурно-досуговыми мероприятиями с 33,0 тыс. человек до 34,2 тыс. человек или 18,5% от общего числа жителей района;
увеличение количества культурно-массовых мероприятий в районе со 157 до 177 к 2017 году.
1.2.8. Социальная поддержка населения
В целях реализации адресного подхода социальная поддержка населению в отчетном периоде оказывалась через такие виды социальной поддержки граждан, как адресное предоставление пособий, субсидий, проведение организационных мероприятий (таблица 1.5.).
Таблица 1.5.
Виды адресной социальной помощи |
Число получивших адресную помощь, чел. |
Сумма выплат, тыс. руб. |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Денежная помощь |
13168 |
2347 |
2731 |
1816,3 |
2757,0 |
2002,5 |
Натуральная помощь |
18788 |
30176 |
24181 |
1656,7 |
2498,8 |
1674,7 |
Помощь социальными услугами |
161639 |
169495 |
214206 |
8314,0 |
11881,8 |
15066,7 |
Мероприятия |
7543 |
8299 |
9570 |
486,1 |
347,3 |
382,9 |
Итого: |
201138 |
210317 |
250688 |
12273,1 |
17484,9 |
19126,8 |
В настоящее время в районе реализуются более 60 видов социальных выплат, новыми из которых являются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг для малообеспеченных граждан, дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям, выплата материнского (семейного) капитала. По сравнению с показателями 2009 года увеличилось на 32% количество получателей мер социальной поддержки и составило в 2011 году 73 тыс. человек, объем расходов увеличен на 15,8% (2011 год - 463,6 млн. рублей).
Основными проблемами социального обеспечения являются высокая доля населения (40%), нуждающегося в различных формах социальной поддержки, и недостаточная обеспеченность объектами с беспрепятственным доступом для маломобильных групп населения.
Цель и задачи:
Основной целью в сфере социальной защиты населения является адресная социальная поддержка малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи и ожидаемые результаты:
обеспечение реализации законодательства, действующего в интересах граждан, имеющих право на меры социальной поддержки;
обеспечение социальной помощи и поддержки многодетным семьям и семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
создание условий для организации доступной среды для маломобильных групп населения.
1.3. Экономическое и инфраструктурное развитие
1.3.1. Промышленность
На территории района расположены 22 крупных и средних предприятия обрабатывающих производств и 2 предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Их доля в общем объеме промышленного производства города на 01.01.2012 составила 17,8%.
Положительную динамику имеет объем отгруженной промышленной продукции крупными и средними предприятиями района, который вырос по сравнению с 2009 годом в 1,6 раза и составил по итогам 2011 года 14560,1 млн. рублей.
Индекс промышленного производства в 2011 году составил 107,4%, что выше показателя 2009 года на 32,7% (городской показатель - 100,8%).
За рассматриваемый период предприятия получили прибыль в сумме 1061,0 млн. рублей, что больше показателя 2009 года в 6,3 раза. Доля прибыльных организаций составила 78,5% (таблица 1.6.).
Таблица 1.6.
Показатели |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
9040,8 |
12093,4 |
14560,1 |
Индекс промышленного производства |
% |
80,9 |
109,2 |
107,4 |
Прибыль крупных и средних предприятий района |
млн. руб. |
168,9 |
392,6 |
1061,0 |
Доля прибыльных предприятий в общем числе крупных и средних предприятий района |
% |
58,6 |
61,9 |
78,5 |
Для обеспечения мер по повышению конкурентоспособности продукции, увеличению объемов производства, расширению ассортимента проводится модернизация производства ООО "АгроСиб-Раздолье" и ОАО "Барнаульский пивоваренный завод", строительство комбината упаковочной тары ООО "Алтайтара" и транспортно-логистического терминала с элеваторным комплексом ООО "Международная Организация поставок Специализированных Товаров", комплексное техническое перевооружение и реконструкция электросетевого комплекса подстанции N 5 Власиха ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы".
Несмотря на положительную динамику в отрасли, имеется ряд проблем:
высокая энергоемкость и трудоемкость производства большинства предприятий района в связи с низкими темпами технологического обновления основных фондов;
дефицит высококвалифицированных специалистов рабочих профессий;
недостаточный уровень инновационно-ориентированной деятельности предприятий.
Цель и задачи:
Целью является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности производственного сектора экономики района.
Задачи:
повышение производственного потенциала предприятий промышленности на основе технического перевооружения и модернизации производства;
повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска продукции;
содействие расширению рынка сбыта производимой продукции;
Ожидаемые результаты:
ежегодный рост индекса промышленного производства от 2,0 до 4,5%;
увеличение объемов промышленного производства до 23,5 млрд. рублей;
увеличение доли инновационно-ориентированных предприятий;
увеличение доли прибыльных хозяйствующих субъектов с 71,4% до 87%.
1.3.2. Сельское хозяйство
Агропромышленный комплекс Индустриального района представлен 4 сельскохозяйственными организациями, 16 фермерскими хозяйствами, 3581 личным подсобным хозяйством.
С 2009 года активно использовались меры государственной поддержки сельского хозяйства и стимулирования инвестиционной деятельности, в результате которых введено в эксплуатацию 3 новых теплицы, построена газовая котельная ОАО "Индустриальный" с объемом инвестиций более 550 млн. рублей, из них собственных средств - более 120 млн. рублей. Системные меры поддержки позволили увеличить ежегодные объемы производства овощной продукции в среднем на 8-10%, создать дополнительно более 60 новых рабочих мест.
Производством крупного рогатого скота на территории района занимается ОАО учхоз "Пригородное". За последние годы на содержание племенного животноводства из федерального и краевого бюджетов предприятие получило государственную поддержку в сумме 3644 тыс. рублей. В результате реализация молочной продукции в 2011 году достигла 4621 тонны или 124,6% к уровню 2009 года.
Основными проблемами в сфере сельского хозяйства района являются:
ограниченный рынок сбыта сельхозпродукции, произведенной фермерскими хозяйствами;
заработная плата в сфере сельского хозяйства составляет 13 тыс. рублей, что ниже общерайонного уровня на 7,1%.
Цель и задачи:
Целью развития сельского хозяйства района является повышение эффективности сельскохозяйственного производства на территории района.
Задачи:
создание условий для расширения рынка сбыта сельхозпродукции;
содействие инвестиционной деятельности и инновационному развитию агропромышленного комплекса района.
Ожидаемые результаты:
увеличение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам сбыта, в том числе путем привлечения их к участию в социальных ярмарках (увеличение доли производителей в общем количестве участников с 42% в 2013 году до 50% к 2017 году);
повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 29,7% до 1,02 млрд. рублей к 2017 году.
1.3.3. Строительство
Индустриальный район является главной строительной площадкой города. За 2009 - 2011 годы введено жилья в объеме 690,2 тыс. кв.м, в том числе индивидуального - 146,2 тыс. кв.м, что составляет 57,3% от объема городского строительства.
Одним из приоритетных направлений в области строительства района является индивидуальное жилищное строительство. В 2011 году в 7 микрорайонах индивидуальной застройки освоено более 10 тыс. земельных участков (2009 год - 9,6 тыс. участков).
В рамках приоритетного национального проекта "Доступное жилье - гражданам России" за последние 3 года улучшили жилищные условия 38,9% стоящих на учете ветеранов, детей-сирот, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, молодых семей.
В 2010 году в ходе реализации краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" 22 семьи заселены в жилые двухквартирные дома в микрорайоне "Лесная поляна".
С 2010 года особое внимание уделяется строительству образовательного кластера: в квартале 2000 завершены строительством детский сад, общеобразовательная школа, ведется строительство плавательного бассейна, школы искусств.
Начато комплексное строительство в кварталах 2001, 2034.
Основными проблемами в области строительства являются:
невыполнение в 2011 году планового показателя ввода многоэтажного жилья - 1180 тыс. кв.м на 1000 жителей;
неразвитость инфраструктуры в новых микрорайонах жилищной многоэтажной и индивидуальной застройки;
низкая доля населения, улучшившего жилищные условия (4,1% от общего числа нуждающихся).
Цель и задачи:
Основной целью в сфере строительства является обеспечение жителей района доступным, качественным жильем.
Задачи:
содействие увеличению ввода жилья за счет всех источников финансирования;
развитие инфраструктуры новых микрорайонов жилищной застройки.
Ожидаемые результаты:
увеличение ввода многоэтажного жилья до 1626 кв.м в расчете на 1000 жителей при освоении кварталов 2006а, 2008, 2011, 2018, 2034;
улучшение социальной инфраструктуры за счет строительства образовательных кластеров в кварталах 2001, 2034; детских садов - в кварталах 1051, 2003, 2008, "Спутник"; школ - в квартале 1051, микрорайоне "Спутник";
увеличение доли населения, улучшившего жилищные условия от общего числа нуждающихся, до 5%.
1.3.4. Дорожное хозяйство, благоустройство и озеленение
Протяженность улично-дорожной сети Индустриального района составляет более 319 км, в том числе 120 км с усовершенствованным покрытием или 35,4% от общей протяженности улично-дорожной сети района.
В результате реализации программы "Новые дороги городов России" и увеличения инвестиций в развитие дорожного хозяйства возросли темпы ремонта дорожного полотна (таблица 1.7.).
Таблица 1.7.
Мероприятия |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Текущий ремонт дорог общего пользования |
кв.м |
13000,0 |
23770,0 |
22352,0 |
Капитальный ремонт и строительство дорог общего пользования |
кв.м |
46400,0 |
231400,0 |
- |
Ремонт дворовых территорий и внутриквартальных проездов |
кв.м |
12460,0 |
5325,0 |
151621,7 |
Ремонт сельских и поселковых территорий, микрорайонов индивидуальной жилой застройки, частного сектора |
кв.м |
- |
- |
5300,0 |
Итого: |
кв.м |
71860,0 |
260495,0 |
179273,7 |
Всего за период с 2009 по 2011 годы на ремонт объектов дорожного хозяйства привлечено из всех источников финансирования 79 млн. рублей.
В 2009 году значимым инвестиционным проектом стал ввод дороги в границах улицы Попова и Павловского тракта.
Важнейшим фактором, влияющим на уровень комфортных условий проживания, является благоустройство и озеленение района. В период с 2009 по 2011 годы оформлено 29 зеленых уголков, высажено 6768 деревьев, 11520 кустарников, 97800 цветов, более 2800 цветников. Проведена омолаживающая обрезка 857 деревьев. Оформлено тематическое, декоративное панно на транспортной развязке ул. Малахова - Павловский тракт.
В целях приведения территории района в надлежащее состояние в последние 3 года ликвидировано 52 несанкционированные свалки.
Наряду с этим, в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения остается ряд проблем:
дефицит финансовых средств на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог. Выделяемых бюджетом средств достаточно для проведения ремонта около 15 000 кв.м дорог, при этом только в пригородной зоне, микрорайонах жилой застройки и частного сектора требуют ремонта 20 890 кв.м дорог;
малая доля освещенных улиц от общей протяженности улиц района (38%);
наличие значительного количества бесхозяйных объектов благоустройства (газоны, скверы, тротуары);
низкая мотивация собственников жилья в вопросах благоустройства дворовых и прилегающих территорий.
Цель и задачи:
Основной целью в сфере дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения является обеспечение безопасности, удобства и эстетической выразительности территории района.
Задачи:
увеличение объема ремонта дорог;
улучшение санитарного состояния района;
ликвидация несанкционированных свалок;
комплексное благоустройство района.
Ожидаемые результаты:
увеличение доли отремонтированных автомобильных дорог с твердым покрытием с 1,5% до 2,5% ежегодно;
увеличение доли освещенных улиц с 39,5% в 2013 году до 50,5% в 2017 году;
ликвидация 14 несанкционированных свалок (100%);
увеличение площади зеленых насаждений по отношению к общей площади района с 29% до 33%.
1.3.5. Потребительский рынок
В основе активного развития потребительского рынка лежат мероприятия муниципальной программы "Развитие потребительского рынка города Барнаула на 2011-2015 годы", которые способствовали положительной динамике основных показателей отрасли (Таблица 1.8.).
Таблица 1.8.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Оборот розничной торговли |
млн.рублей |
5543,9 |
9775,2 |
10682,0 |
Объем платных услуг |
млн. рублей |
948,8 |
783,1 |
1125,3 |
Товарооборот общественного питания |
млн.рублей |
307,7 |
346,8 |
287,0 |
В целях создания благоприятной конкурентной среды, обеспечения доступности услуг населению расширена сеть предприятий потребительского рынка на 15,3% по сравнению с 2009 годом. Структура потребительского рынка района представлена 365 стационарными предприятиями розничной и оптовой торговли, 79 предприятиями общественного питания, 455 предприятиями бытового обслуживания.
Наблюдается положительная динамика в обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей. Показатель вырос на 19,7% с 640 кв.м в 2009 году до 765,9 кв.м в 2011 году (городской показатель - 729,1 кв.м).
Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общественного питания в 2011 году достигла 21,3 места на 1000 жителей, что превышает показатель 2009 года на 11% (городской показатель - 32 места на 1000 жителей). Получил развитие новый вид предприятий общественного питания - "фуд-корт" (ресторанный дворик).
Количество предприятий бытового обслуживания в период с 2009 по 2011 годы увеличилось на 47 единиц. Обеспеченность бытовыми услугами на 01.01.2012 составила 9,2 рабочих места на 1000 жителей, что ниже общегородского показателя на 23,9% (городской показатель - 11,3 рабочих места на 1000 жителей).
Сеть социально-ориентированных магазинов на 01.01.2012 представлена 22 продовольственными магазинами (2009 год - 16), и 8 предприятиями бытового обслуживания (2009 год - 9).
Традиционным стало проведение социальной ярмарки "Продукция Барнаула - горожанам", количество участников которой за отчетный период увеличилось на 25%, товарооборот вырос на 30% и по итогам 2011 года составил 14,4 млн. рублей. Вместе с тем, товарооборот социальных ярмарок на душу населения в 2011 году составил 77,3 рубля, что ниже планового значения на 14,1%.
Существует ряд проблем развития потребительского рынка района:
недостаточная обеспеченность населения района предприятиями бытового обслуживания;
неравномерность территориального размещения объектов потребительского рынка, слабо развита сеть торгового и бытового обслуживания в пригороде (обеспеченность пригородной зоны предприятиями торговли ниже нормативной на 19%, бытового обслуживания - на 77%);
отсутствие площадок для проведения социальных ярмарок в районах новых кварталов многоэтажной застройки.
Цель и задачи:
Основной целью развития потребительского рынка является создание условий для более полного удовлетворения потребностей населения района в качественных товарах и услугах.
Задачи:
расширение сети предприятий бытового обслуживания;
оптимальное размещение сети объектов потребительского рынка, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг, развитие практики выездной торговли и предоставление бытовых услуг на территории пригородной зоны;
увеличение количества мест проведения социальных ярмарок.
Ожидаемые результаты:
увеличение обеспеченности населения предприятиями бытового обслуживания с 9,8 до 10,4 рабочих мест на 1000 жителей;
организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг на территории пригородной зоны 2 раз в год;
увеличение количества площадок проведения социальных ярмарок до 3 к 2017 году.
1.3.6. Жилищно-коммунальное хозяйство, газификация
Ежегодно увеличивается общая площадь жилищного фонда Индустриального района, которая в 2011 году составила 3550 тыс. кв.м, из них 140,9 тыс. кв.м или 3,9% занимает муниципальная собственность.
Деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляют 24 управляющие компании, в том числе 1 муниципальная, 1 со смешанной формой собственности, 22 частные.
В рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в период с 2009 по 2011 годы в районе отремонтировано 77 многоквартирных домов или 17% от общего объема отремонтированных многоквартирных домов в городе.
В соответствии с муниципальной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности городского округа - города Барнаула на 2010-2015 годы с перспективой до 2020 года" проводятся мероприятия в сфере энергосбережения. Растет обеспеченность многоэтажного жилищного фонда общедомовыми приборами учета энергоресурсов: 96% домов имеют приборы отопления, 95% - холодного водоснабжения, 100% - электроснабжения.
С целью повышения качества предоставления коммунальных услуг населению, снижения эксплуатационных расходов котельных и улучшения экологической обстановки осуществлен перевод на использование природного газа 2402 домовладений и 50 котельных различной мощности и назначения. Доля газифицированных индивидуальных жилых домов на 01.01.2012 составила 78%. Общий объем финансирования мероприятий по газификации в 2009-2011 г г. составил более 300,0 млн. рублей, построено и введено в эксплуатацию 140 км газовых сетей.
Вместе с тем, в сфере жилищно-коммунального хозяйства района отмечается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры (80%), недостаточный уровень энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, многоэтажные жилые дома не в полном объеме оснащены общедомовыми приборами учета. Имеется в наличии жилищный фонд, требующий капитального ремонта. Доля дворов, обеспеченных детскими и спортивными площадками, по итогам 2011 года составляет 70%, что ниже планового значения на 17,6%.
Цель и задачи:
Основной целью в области муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению района.
Задачи:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства района;
проведение мероприятий по газификации индивидуальных жилых домов;
обеспечение дворов многоэтажных жилых домов детскими спортивными площадками.
Ожидаемые результаты:
повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
газификация 9800 индивидуальных жилых домов к 2017 году (100%);
увеличение количества дворов, обеспеченных детскими и спортивными площадками, с 384 до 411 к 2017 году или до 77% от общего количества дворов.
1.3.7. Туризм
Основу туристской инфраструктуры района составляют международный аэропорт г. Барнаула имени г. С. Титова, 10 гостиниц, 15 туристских агентств, 5 ресторанов, 40 баров и кафе, 23 иных предприятия питания.
Перспективным направлением развития туризма на территории района является внутренний туризм и создание туристской рекреационной зоны в с. Власиха - этнодеревни.
К объектам внутреннего туризма относятся Барнаульский зоопарк, ферма по разведению птицы, этнографический музей-мастерская "Лад", аквапарк, инновационно ориентированные промышленные предприятия, новые микрорайоны с кластерной застройкой.
Трудности развития туризма на территории района обусловлены как общегородскими тенденциями (недостаточное информационно-организационное обеспечение, слаборазвитая туристская инфраструктура, низкий уровень качества предоставления туристских услуг), так и индивидуальными (отсутствие на территории района памятников исторического и культурного наследия, театров, крупных музеев, выставочных залов).
Цель и задачи:
Основой целью является создание условий для развития внутреннего туризма в районе.
Задачи:
расширение реестра объектов туристской инфраструктуры района;
создание благоприятных условий для развития внутреннего туризма, в том числе делового, событийного, культурно - познавательного и детского;
информационное обеспечение сферы туризма на территории района.
Ожидаемые результаты:
создание актуального реестра предприятий туристской отрасли;
участие производителей сувенирной продукции в социальных ярмарках;
создание туристских маршрутов.
1.3.8. Малое предпринимательство
На протяжении последних лет прослеживается тенденция усиления позиций малого бизнеса и увеличения его влияния на социально-экономическое развитие района.
В Индустриальном районе зарегистрировано 13646 субъектов малого предпринимательства, из них 6439 - юридические лица, 7207 - индивидуальные предприниматели, что на 7% больше количества зарегистрированных в 2009 году субъектов малого предпринимательства.
По данному показателю на протяжении последних трех лет район стабильно занимает 1 место в городе.
В ходе реализации краевых и городских целевых программ по поддержке предпринимательства с 2009 года по 2011 год льготные кредиты получили 56 предпринимателей района на общую сумму 165,2 млн. рублей, субсидирование процентной ставки по полученным кредитам - 20 предприятий на общую сумму 3,56 млн. рублей. Субъектам малого предпринимательства района обеспечена поддержка в виде поручительства при получении кредитов на общую сумму свыше 110 млн. рублей и выплат Алтайского фонда микрозаймов - на общую сумму 45,3 млн. рублей.
По итогам конкурса на соискание грантов главы администрации города в области разработки и внедрения инноваций в городское хозяйство ООО "Кристаллин" получило грант на сумму 700 тыс. рублей, ООО "Негосударственный поликлинический центр травматологии и ортопедии" и ООО "Дом Детской моды "ПАВЛА" получены гранты на открытие собственного дела на общую сумму 600 тыс. рублей.
В целях повышения роли малого и среднего предпринимательства в социальной и общественной жизни района организована работа Совета предпринимателей района, ежеквартально проводятся "Дни открытых дверей" для предпринимателей.
Вместе с тем, в малом бизнесе наблюдается ряд проблем:
в отраслевой структуре малого бизнеса доминирует непроизводственная сфера - торговля;
на предприятиях малого бизнеса имеет место выплата работникам заработной платы "в конвертах";
низкий уровень участия предпринимателей района в краевых и городских программах по поддержке предпринимательства;
отсутствие у администрации района полномочий по осуществлению мер финансовой и имущественной поддержки предпринимательства;
низкий уровень экономической активности безработных граждан в вопросах открытия собственного бизнеса.
Цель и задачи:
Основной целью является создание условий для активного развития малого предпринимательства на территории района.
Задачи:
расширение сфер деятельности субъектов малого предпринимательства;
привлечение предпринимателей района к участию в краевых и городских программах по поддержке предпринимательства;
содействие заинтересованности граждан в развитии индивидуального бизнеса.
Ожидаемые результаты:
увеличение доли производственной сферы в структуре предпринимательства района;
увеличение объема краевых и муниципальных финансовых ресурсов в рамках реализации различных форм поддержки субъектов предпринимательства с 38,3 млн. рублей до 46,5 млн. рублей в год;
увеличение количества субъектов предпринимательства.
1.3.9. Инвестиции
Совершенствование инвестиционной инфраструктуры Индустриального района, механизмов привлечения инвестиционных ресурсов способствовали инвестированию предприятиями 4430,3 млн. рублей в основной капитал по объектам социальной и производственной сферы за 2009-2011 гг., что составило 9,5% от общегородского объема инвестиций.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличился на 77,3% с 1108,9 млн.рублей в 2009 году до 1966,4 млн.рублей в 2011 году. По объему инвестиций в основной капитал Индустриальный район стабильно занимает четвертое место в городе.
Видовая структура инвестиций в нефинансовые активы по крупным и средним организациям остается стабильной. Наибольшую долю (90%) занимают инвестиции в основной капитал, из которых 45% приходится на инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства и инструменты, 41% - на долю инвестиций в строительство и реконструкцию зданий (кроме нежилых) и сооружений.
Основными источниками финансирования инвестиций являются кредиты банков, амортизация и прибыль предприятий.
С целью улучшения инвестиционной привлекательности информация о 15 проектах предприятий района размещена в инвестиционном паспорте города Барнаула в разделе "Пакет инвестиционных предложений".
Для поддержки инновационной активности в 2011 году впервые среди субъектов малого и среднего бизнеса объявлен конкурс на получение гранта главы администрации города в области разработки и внедрения инноваций в городское хозяйство, в котором одним из победителей стало ООО "Кристалин".
Недостаточная инвестиционная активность предприятий, высокая доля заемных средств в финансировании инвестиционной деятельности предприятий - основные проблемы развития сферы привлечения инвестиций.
Цель и задачи:
Приоритетная цель на среднесрочную перспективу - обеспечение инвестиционной привлекательности района для увеличения объемов инвестиций.
Задачи:
развитие инвестиционной инфраструктуры района;
информационное обеспечение участников инвестиционного процесса;
содействие производству инновационной продукции и услуг, расширение количества бизнес-проектов на предприятиях района.
Ожидаемые результаты:
увеличение объема инвестиций в основной капитал с 13,3 тыс. рублей до 14,9 тыс. рублей в расчете на одного жителя к 2017 году;
обеспечение ежегодного прироста инвестиций на предприятиях района от 15% до 16%;
увеличение количества реализуемых на территории района инвестиционных проектов.
1.4. Развитие пригородной зоны Индустриального района
Пригородная зона Индустриального района города Барнаула состоит из 5 населенных пунктов (с. Власиха, п. Пригородный, п. Лесной, п. Новомихайловка, ст. Власиха) и занимает площадь 1789 га с общей численностью 17336 человек.
Плотность населения по населенным пунктам распределена неравномерно. Более 60% жителей проживает на территории с. Власиха.
Социально-экономическое развитие сельской территории Индустриального района за последние три года имело положительную динамику по основным направлениям развития. Развивалась инфраструктура сельской территории: в 2011 году функционировали 5 учреждений образования, 3 учреждения здравоохранения, 1 учреждение санаторно-курортного лечения, 3 учреждения культуры, 52 объекта торговли, 1 предприятие общественного питания, 3 аптеки, 5 автозаправочных станций, 4 станции технического обслуживания и ремонта автотранспорта. Всего - 84 объекта (2009 год - 80). Ввод индивидуального жилья увеличился на 45,7% с 2336 домов в 2009 году до 3404 домов в 2011 году.
Для улучшения условий жизнеобеспечения пригорода построены две водонапорные башни в с. Власиха, начата реконструкция водонапорной башни в п. Пригородном, выполнены работы по перекладке сетей водопровода, что позволило значительно улучшить качество водоснабжения. В 2009 году проведена реконструкция электрических сетей воздушной линии 0,4 кВ. в с. Власиха, произведена замена 15 комплектных трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ. с увеличением мощности, смонтирован самонесущий изолированный провод воздушных линий протяженностью 30 км. Количество аварий на сетях снизилось на 70%.
Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры пригородных территорий включены в муниципальную программу "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельской территории Индустриального района г. Барнаула на 2012-2014 годы", которая предусматривает развитие социальной инфраструктуры путем реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов социального назначения, водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, объектов благоустройства Индустриального района.
Остаются нерешенными следующие проблемы:
один детский сад, расположенный в с. Власиха, не решает проблемы доступности дошкольного образования пригородной территории;
не переведены на природный газ 50% многоквартирных жилых домов в с. Власиха;
необходима реконструкция либо ремонт 90% автомобильных дорог;
низкая доля освещенных улиц (из 180 улиц освещены 3);
обеспеченность населения предприятиями торговли составляет 73,8 кв.м на 1000 человек населения, при норме 92,3 кв.м;
на территории 3-х населенных пунктов (п. Лесной, п. Новомихайловка, ст. Власиха) отсутствуют предприятия бытового обслуживания.
Цель и задачи:
Основная цель при реализации программного подхода - это комплексное развитие пригорода и повышение качества жизни жителей.
Задачи:
расширение доступности дошкольного образования;
газификация котельных;
улучшение дорожной инфраструктуры;
развитие услуг потребительского рынка.
Ожидаемые результаты:
расширение сети дошкольных учреждений за счет приобретения здания в п. Новомихайловка для размещения детского сада;
перевод на газ 3 котельных к 2017 году;
снижение доли автомобильных дорог, требующих капитального и текущего ремонта, с 90% до 50%;
увеличение количества освещенных улиц к 2017 году на 20%;
увеличение уровня обеспеченности жителей пригородной территории бытовыми услугами до 2 рабочих мест на 1000 жителей;
увеличение обеспеченности жителей пригородной территории предприятиями торговли до 92,3 кв.м на 1000 жителей.
1.5. Краткие итоги выполнения плана комплексного социально-экономического развития Индустриального района за период 2009-2011 годов и оценка предпринятых мер по улучшению ситуации в отраслях экономики, социальной сферы
План комплексного социально-экономического развития Индустриального района города Барнаула на 2008-2012 г г. (далее - план) определил основные приоритетные направления деятельности.
Анализ индикативных показателей социально-экономического развития района показывает, что по итогам 2011 года выполнено 27 из 36 показателей (75%).
Не удалось достичь плановых значений по ряду показателей: удельный вес продажи продовольственных товаров местных товаропроизводителей в общем объеме товарооборота торговых предприятий; успеваемость школьников; величина коэффициента рождаемости; обеспеченность бытовыми услугами населения; товарооборот социальных продовольственных ярмарок на душу населения; ввод многоэтажного жилья; уровень газификации частных домовладений; удельный вес населения, улучшившего жилищные условия от общего числа нуждающихся; удельный вес дворов, обеспеченных детскими и спортивными площадками.
1.6.Основные проблемы социально-экономического развития
Индустриального района города Барнаула
Структурно можно выделить три блока проблем, препятствующих достижению целевых установок Программы:
1. Проблемы, препятствующие росту качества жизни населения района и развитию благоприятной социальной среды:
демографическое старение населения;
высокое количество разводов;
низкий уровень и недостаточно высокие темпы роста заработной платы;
недостаточная обеспеченность района медицинскими учреждениями;
слабая материально-техническая база учреждений культуры и спорта;
недостаточная заинтересованность молодежи в общественной жизни;
высокая очередность на получение места в дошкольном образовательном учреждении;
высокая доля населения, нуждающегося в различных формах социальной поддержки;
недостаточная обеспеченность доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проблемы, препятствующие созданию комфортных условий проживания населения, повышению эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства:
отсутствие откорректированных проектов планировки территорий в микрорайонах индивидуальной застройки;
неразвитость инфраструктуры, в том числе транспортной, в микрорайонах индивидуальной застройки;
высокий уровень износа жилищной и коммунальной инфраструктуры;
малая доля освещенных улиц от общей протяженности улиц района;
наличие значительного количества бесхозяйных объектов благоустройства (газоны, скверы, тротуары);
низкая мотивация собственников жилья в вопросах благоустройства дворовых и прилегающих территорий.
3. Проблемы, препятствующие созданию условий для устойчивого экономического роста:
низкий темп технологического обновления основных фондов предприятий;
дефицит высококвалифицированных специалистов рабочих профессий;
низкий уровень инновационно-ориентированной деятельности предприятий;
ограниченный рынок сбыта сельхозпродукции, произведенной фермерскими хозяйствами;
недостаточная обеспеченность предприятиями бытового обслуживания;
неравномерность территориального размещения объектов потребительского рынка;
отсутствие на территории района туристских объектов;
доминирование в отраслевой структуре деятельности малого бизнеса непроизводственной сферы;
низкий уровень экономической активности безработных граждан в вопросах открытия собственного бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.