Постановление Администрации Алтайского края от 19 февраля 2013 г. N 78
"Об утверждении Концепции развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года"
Постановлением Администрации Алтайского края от 2 июля 2014 г. N 304 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях формирования условий, обеспечивающих устойчивое развитие лесного хозяйства, стабильного удовлетворения общественных потребностей в лесных ресурсах, глубокой переработки заготавливаемой древесины, полного использования древесных отходов, сохранения ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия лесов постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года.
2. Управлению лесами Алтайского края (Самсоненко С.Д.) разработать и принять в срок до 01.12.2013 Стратегию развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
Концепция
развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 19 февраля 2013 г. N 78)
1. Современное состояние лесного хозяйства
Лесной сектор играет существенную роль в экономике Алтайского края и имеет большое значение для социально-экономического развития более чем 50 муниципальных районов, а также обеспечивает развитие тесного сотрудничества края со странами Азиатского региона и соседними субъектами Российской Федерации.
Несмотря на многочисленные реформы и кризисные явления, лесное хозяйство края динамично развивается, в нем на должном уровне проводятся необходимые мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, сохранен экологический и ресурсный потенциал лесов, их биологическое разнообразие, большое внимание уделяется техническому перевооружению, сохраняется оптимальный уровень инвестиций и инновационных преобразований.
Лесные экосистемы занимают 28,0% площади Алтайского края и отличаются большим разнообразием по составу пород, продуктивности, строению и возрастной структуре.
Земли лесного фонда Российской Федерации, расположенные на территории края, составляют 4434,0 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 3736,0 тыс. га, из них площадь хвойных насаждений - 1530,0 тыс. га с общим запасом древесины 535,0 млн. куб. м при средней лесистости 23,0%.
Преобладающими породами лесного фонда являются мягколиственные насаждения - 59,0%, на долю хвойных приходится 41,0%.
Средневозрастные насаждения занимают наибольшую часть общей покрытой лесом площади - 35,0%, спелые - 25,0%, приспевающие - 20,0%, молодняки - 13,0% и перестойные насаждения - 7,0%. Средний годовой прирост насаждений составляет 9,4 млн. куб. м. По целевому назначению площадь лесов распределена на защитные (69,0%) и эксплуатационные (31,0%) площади.
В соответствии с особенностями лесорастительных и экономических условий, интенсивности ведения лесного хозяйства, роли и значения леса подразделяется на 4 лесохозяйственных района: ленточные боры, приобские леса, леса Салаирского кряжа, предгорные леса.
С вступлением в силу с 01.01.2007 Лесного кодекса Российской Федерации и передачей отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации, на территории Алтайского края была сформирована новая структура государственного управления лесами, обеспечивающая полноту реализации и выполнения функций с учетом природных и социально-экономических условий региона. В целях реализации переданных полномочий было создано управление лесами Алтайского края как уполномоченный орган исполнительной власти края в сфере лесных отношений, общей численностью 370 человек. В структуре управления образованы территориальные отделы обеспечения полномочий в области лесных отношений на территории 31 лесничества.
На территории каждого лесничества представителем управления лесами является лесничий, в основные функции которого входит организация и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов, осуществление федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В крае своевременно разработаны и утверждены Лесной план Алтайского края и лесохозяйственные регламенты лесничеств. В установленные сроки приведены в соответствии с лесным законодательством договоры аренды лесных участков и договоры безвозмездного срочного пользования, в пределах компетенции государственных органов края сформировано законодательство в области лесных отношений. Проведена большая работа по переводу земель сельскохозяйственного назначения площадью 1,0 млн. га в земли лесного фонда.
Лесохозяйственная деятельность в лесах края осуществляется лицами, использующими леса, и исполнителями работ по охране, защите и воспроизводству лесов на основании государственных контрактов, заключаемых по результатам аукционов. В крае насчитывается более 50 организаций лесной отрасли, образующих единый мощный лесопромышленный комплекс региона.
В крае создана система охраны лесов от пожаров, признанная лучшей в Российской Федерации, включающая наземные силы и средства, авиацию и космический мониторинг. Лесная пожарная служба оснащена укомплектованными 154 пожарно-химическими станциями, 158 пожарно-наблюдательными вышками, 53 из которых оборудованы системами видеонаблюдения. В ООО "Бобровский лесокомбинат" Первомайского района, в ООО "Вострово-лес" Волчихинского района и в ООО "Лесное" Угловского района созданы пожарно-химические станции III типа для тушения крупных лесных пожаров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 375 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета, главным распорядителем в отношении которых является Федеральное агентство лесного хозяйства, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов" для оснащения пожарно-химических станций за счет субсидий федерального бюджета и на условиях софинансирования Алтайского края дополнительно закуплено различной лесопожарной техники на общую сумму 105,0 млн. рублей. В работе используются современные летательные аппараты - 3 вертолета Robinson R 44 с программным обеспечением "Ясень", базирующихся на 4-х оперативных авиационных точках ООО "Специализированное предприятие авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана "Алтай" (Павловской, Белокурихинской, Чарышской и Волчихинской).
Для организации работы по повышению противопожарной устойчивости территории края Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю совместно с управлением лесами Алтайского края разработан план защиты 194 населенных пунктов, расположенных в зоне возможного перехода крупных лесных пожаров. Комплекс профилактических противопожарных мероприятий, проводимых в совокупности с отработанным межведомственным взаимодействием всех заинтересованных государственных структур и организаций лесной отрасли, умением прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций, решать вопросы оперативного маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, позволяет ежегодно удерживать пожароопасную ситуацию в крае под контролем.
Функции федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах осуществляют 200 должностных лиц управления лесами Алтайского края. В лесах постоянно проводятся мероприятия по надзору, осуществляется работа по выявлению преступных группировок, специализирующихся на незаконных рубках, ведется активное совместное патрулирование лесов мобильными группами, в состав которых входят представители управления лесами, природоохранных и правоохранительных структур, а также лиц, использующих леса.
К нарушителям правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины и иных обязательных требований лесного законодательства в установленном порядке применяются своевременные меры административной и уголовной ответственности.
Тревогу вызывают ежегодно выявляемые факты незаконных рубок лесных насаждений в лесах края. В целях организации борьбы с ними и пресечения незаконного оборота древесины создана Межведомственная комиссия Алтайского края по взаимодействию в области пресечения незаконной заготовки и оборота древесины на территории Алтайского края.
В результате проводимых санитарно-оздоровительных мероприятий в течение 5 лет в лесах наблюдается значительное снижение площадей очагов вредных организмов. По данным обзоров санитарного и лесопатологического состояния снижение очагов вредных организмов происходит за счет их затухания под воздействием абиотических и биотических факторов. Управлением лесами Алтайского края совместно с филиалом ФГУ "Российский центр защиты леса" - "Центр защиты леса Алтайского края" проведено зонирование земель лесного фонда по степени лесопатологической напряженности и выявлены зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы, в соответствии с которыми систематически проводятся обследования и надзоры.
Большое внимание в крае уделяется вопросам воспроизводства лесов, историческими истоками которого является интенсивное полезащитное лесоразведение и лесовосстановление, начатое в период освоения целинных и залежных земель в 60-х годах прошлого века. Крупные лесные пожары поставили перед лесоводами края ответственную задачу - восстановление горельников. Для выполнения этих мероприятий была проведена значительная работа по расширению лесных питомников, особенно в степной зоне края. В результате проведенных мероприятий ежегодные объемы посадок леса были полностью обеспечены собственным посадочным материалом. За период с 2008 по 2012 годы объем лесовостановления# в крае составил 48,0 тыс. га, из них содействие естественному лесовосстановлению леса проведено на площади 21,0 тыс. га. С 2011 года в зоне приобских лесов активно развернулись работы по посадке лиственницы сибирской, неподверженной поеданию лосями. Для формирования наиболее продуктивных лесонасаждений ежегодно вводятся свыше 10,0 тыс. га молодняков основных лесообразующих пород, в том числе за счет лесных культур в среднем 6,0 тыс. га.
В целях обеспечения лесовосстановительных работ в крае ежегодно в осенне-зимний период заготавливаются семена древесных пород. Лесосеменное сырье перерабатывается на шишкосушильных установках организаций лесной отрасли. Задачей лесного семеноводства является создание качественных насаждений за счет использования семенного материала с улучшенной наследственностью. Для этих целей в крае создан единый генетико-селекционный комплекс, включающий в себя плюсовые насаждения, генетические резерваты, лесосеменные плантации, архивы клон, маточные плантации. Для выращивания посадочного материала имеются 38 лесных питомников общей площадью 242,0 га, богатый научный потенциал и практический опыт. Ежегодно в питомниках края выращивается до 40,0 млн. штук сеянцев различных древесных пород. Почетное звание "Лесной питомник высокой культуры" носят 8 лесных питомников края.
С 2012 года работа по восстановлению лесов в крае выходит на новый уровень. Построен Лесной селекционно-семеноводческий центр, в котором будет выращиваться посадочный материал с закрытой корневой системой. Проектная мощность центра составляет 2,0 тонны семян и ежегодное выращивание - 7,0 млн. штук сеянцев. Данный посадочный материал увеличивает продолжительность сезона его высадки и обеспечивает стопроцентную приживаемость лесных культур.
В крае реализуется ведомственная целевая программа "Развитие лесов Алтайского края" на 2011-2015 годы", мероприятиями которой за счет финансирования из краевого бюджета предусмотрены работы по созданию лесных культур на площади 10,3 тыс. га.
Следует отметить, что гари, образовавшиеся в результате крупных лесных пожаров за период 1997-2012 годов на площади 30,6 тыс. га остаются безлесными. Искусственное лесовосстановление осуществляется преимущественно за счет собственных средств организаций лесной отрасли, это не позволяет увеличить ежегодные объемы посадки лесных культур. Таким образом, гари восстанавливаются долгие годы, а из-за несвоевременного проведения лесовосстановительных работ происходит естественное заращивание данных площадей лиственными насаждениями, что приводит к экономически невыгодной смене основных древесных пород.
В 2011 году в Алтайском крае проведена инвентаризация полезащитных насаждений. Эта работа организована в целях возрождения системы лесополос в регионе, повышения их роли в защите сельскохозяйственных культур от засух и суховеев. По оценкам специалистов на территории края необходимо иметь до 200,0 тыс. га лесных полос, чтобы защитить 3,3 млн. га сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с лесным законодательством одним из основных прав использования лесов является аренда лесных участков как форма государственно-частного партнерства при освоении лесов. Площадь лесов, находящихся в долгосрочной аренде, составляет 2302,0 тыс. га, на остальной территории земель лесного фонда работы по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются на основании государственных контрактов, ежегодно заключаемых лесохозяйственными организациями по результатам участия в аукционах.
Расчетная лесосека (допустимый объем изъятия древесины) в крае достигла 6,5 млн. куб. м. Фактический ежегодный объем пользования от всех видов рубок составляет в среднем 3,0 - 3,3 млн. куб. м или около 50,0% от расчетной лесосеки.
Стратегическими задачами развития лесной отрасли края являются охрана, защита, воспроизводство лесов и их эффективное использование. В крае регулярно проводится модернизация деревообрабатывающих производств, инвестируется развитие новых инновационных технологий, успешно реализуется более десяти инвестиционных проектов за счет собственных и заемных средств на общую сумму свыше 3,7 млрд. рублей.
Два инвестиционных проекта в области освоения лесов - деревянное домостроение из клееного бруса ООО "Содружество" Павловского района и лесопильное производство ООО "Каменский ЛДК" Каменского района включены в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Российской Федерации. В рамках специализированного проекта "Алтайский дом", объединившего ведущие организации лесной отрасли, развивается комплексная индустрия деревянного малоэтажного домостроения, включающая в себя не только производство домов по разным технологиям, но и выпуск профильных изделий из дерева, таких как евроокна и двери, мебель, лестницы, клееные погонажные изделия. Логическим этапом данного проекта стали проектирование и застройка коттеджных поселков с развитой социальной и инженерной инфраструктурой на территории края и сопредельных регионов.
Формируется рынок для производства и реализации топливных дров населению по доступным ценам с использованием дровокольного оборудования отечественного и импортного производства. Для оптово-розничной реализации лесопродукции в 2010 году создано ООО "Торговый дом "Алтайлес".
В соответствии с постановлениями Администрации края от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае" и от 23.11.2010 N 522 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2010-2012 годы" на основании решений краевой инвестиционной комиссии Администрацией края оказывалась государственная поддержка за счет средств краевого бюджета в виде субсидирования части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, возмещения затрат по уплате налога на имущества ряду организаций лесной отрасли для успешной реализации наиболее значимых инвестиционных проектов.
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по реализации на территории Алтайского края мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы от 16.12.2011 N 6 и мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации края от 05.02.2008 N 48, ООО "Мамонтово лес" в 2011 году был освоен грант Алтайского края на реализацию проекта по созданию питомника для производства лесопосадочного материала с использованием орошения на сумму 7864112,0 рублей.
При использовании лесов наряду с ориентацией на развитие крупных лесоперерабатывающих производств в крае создаются достаточные условия для развития малого и среднего лесного предпринимательства.
В 2011 году общий объем выпуска товарной продукции организациями лесной отрасли составил 6,1 млрд. рублей, на экспорт отгружено 1119,0 тыс. куб. м различной лесопродукции.
Подобная модель построения бизнес-процессов в лесном хозяйстве края, основанная на государственно-частном партнерстве, позволяет выпускать продукцию высокого качества, что многократно подтверждено различными знаками качества и наградами ведущих лесопромышленных выставок России, СНГ и стран Азии, которыми награждены наиболее передовые организации лесной отрасли.
В 2011 году фактические расходы на обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов за счет средств федерального и краевого бюджетов, лиц, использующих леса, и исполнителей работ по государственным контрактам составили 909,0 млн. рублей, из них 787,0 млн. рублей - собственные средства арендаторов лесных участков, то есть общие затраты в среднем составили 205,0 рублей на 1,0 га общей площади.
За период 2008-2011 годов фактическое поступление в бюджетную систему Российской Федерации доходов за использование лесов составило 628,0 млн. рублей, из них в федеральный бюджет - 457,0 млн. рублей, в краевой бюджет - 171,0 млн. рублей. Основными источниками поступления доходов от использования лесов являются доходы от заготовки древесины - 90,0%, осуществления рекреационной деятельности - 4,0%, штрафов и взысканий - 4,0%, от иных видов использования лесов - 2,0%.
Одной из важных особенностей развития организаций лесной отрасли является их социальная ответственность перед работающими. В целях выполнения социальных обязательств строится жилье, функционируют здравпункты, оборудованные передовой медицинской аппаратурой, уютные столовые с низкими по стоимости обедами, организовано горячее питание для лесозаготовителей в лесу, парикмахерские, бытовые комнаты, гостиницы, дома культуры, спортивно-оздоровительные комплексы для детей и взрослых. За достижения в этом направлении ряду организаций лесной отрасли присвоен престижный статус "Социально-ответственный работодатель Алтайского края".
Базой для подготовки и переподготовки специалистов среднего звена и рабочих профессий является КГБОУ СПО "Бийский лесхоз-техникум". Высшее профессиональное образование по специальности "лесное хозяйство" предоставляет ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный аграрный университет".
В лесном хозяйстве края проживают 50 Заслуженных лесоводов Российской Федерации, 12 кандидатов и докторов наук, 2 Героя Социалистического Труда, сотни работников награждены правительственными и краевыми наградами.
Большое внимание уделяется экологическому образованию, воспитанию уважительного отношения детей к лесу, что прививается, как правило, в школьных лесничествах. Члены школьных лесничеств активно участвуют в конкурсах, слетах, конференциях различного масштаба, занимая призовые места. Юные лесники и их наставники постоянно принимают участие во всероссийском смотре-конкурсе "Подрост", ежегодно проводимом Федеральным агентством лесного хозяйства. Ведется активная профориентационная работа среди учащихся школ.
Наряду с достигнутыми показателями в лесном хозяйстве края имеется ряд проблем. Так, в условиях развивающихся рыночных отношений использование лесов для заготовки древесины в настоящее время осуществляется не в полной мере эффективно. Ежегодный свободный резерв древесины для заготовки достигает 3,3 млн. куб. м и представлен в основном лиственными породами. В 2011 году освоение расчетных объемов по всем видам рубок составило 47,0%. При этом заготавливалась в основном древесина хвойных пород, что из года в год ведет к накоплению спелых и перестойных насаждений лиственных пород, а это, в свою очередь, приводит к негативным экологическим последствиям. Слабо развивается использование лесов, связанное с осуществлением рекреационной деятельности и деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Остаются невостребованными такие виды использования лесов, как заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, ведение сельского хозяйства.
Использовать в полной мере расчетную лесосеку по мягколиственным породам, а также низкосортную и мелкотоварную древесину, отходы лесопилении и лесозаготовок организаций лесной отрасли не позволяет недостаточная оснащенность технологических производств оборудованием по механической, химической и энергетической переработке древесины.
2. Цели и задачи Концепции
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты развития лесной отрасли края при осуществлении использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Стратегической целью развития лесного хозяйства является создание условий, обеспечивающих устойчивое ведение лесного хозяйства, стабильное удовлетворение общественных потребностей в лесных ресурсах и услугах леса, соблюдение принципов непрерывного, многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов при своевременном и качественном их воспроизводстве, повышение доходов от использования лесных ресурсов, сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия лесов.
Мероприятия, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать законные интересы граждан, в том числе право на благоприятную окружающую среду.
При планировании и осуществлении хозяйственной деятельности в лесах обязательным является экосистемный подход, обеспечивающий сохранение редких видов живых организмов и экосистем, лесов высокой природоохранной ценности, в том числе особо защитных участков лесов.
Целями развития лесного хозяйства края и совершенствования управления в данной сфере являются:
обеспечение рационального и неистощительного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
организация эффективного межведомственного взаимодействия по пресечению незаконных рубок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных нарушений лесного законодательства;
совершенствование организационной и функциональной структур государственного управления лесами;
внесение предложений по совершенствованию лесного законодательства как основы нормативной правовой базы государственной лесной политики;
обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
повышение эффективности использования лесов за счет вовлечения в эксплуатацию неосвоенных лесных массивов, развития долгосрочных арендных отношений, стимулирования привлечения инвестиций в освоение лесов и увеличения объемов использования малоценной древесины;
повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;
совершенствование информационного обеспечения планирования лесного хозяйства и управления лесами, методов их инвентаризации и мониторинга;
научно-инновационное развитие и кадровое обеспечение лесного хозяйства;
расширение научно-исследовательских и проектных работ в целях совершенствования технологий и применения технических средств, направленных на обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышение устойчивости, продуктивности лесов и их неистощительное использование;
обеспечение комплексного подхода к ведению лесного хозяйства и промышленному производству лесной продукции;
создание новых направлений в использовании древесного сырья на основе передовых технологических решений, увеличение объемов использования малоценной древесины;
формирование точек роста в различных сферах деятельности лесного комплекса;
обозначение целей долгосрочного эколого-экономического развития лесного комплекса, основных факторов перспективного развития лесного хозяйства;
концентрация лесоперерабатывающего производства;
повышение конкурентоспособности товаров деревообрабатывающих организаций с дальнейшим продвижением их на зарубежные рынки, создание действенной системы маркетинга;
разработка программы сохранения и восстановления производства товаров широкого потребления, в том числе сувениров, детской игрушки и продукции лесохимии;
обеспечение инвестиционной привлекательности и инновационной активности деревообрабатывающего производства;
создание новых рабочих мест и условий для повышения уровня мотивации труда за счет социальной составляющей во всех организациях лесной отрасли;
продолжение работ по комплексной сертификации глубокой переработки древесины, начиная с лесопользования и заканчивая выпуском готовой продукции.
Перспективой качественного улучшения состояния лесов должна стать глубокая химико-механическая и энергетическая переработка древесины, особенно мягколиственных пород (березы, осины), и древесных отходов.
Достижение целей и задач развития лесного хозяйства края на современном этапе обусловило необходимость принятия Концепции развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года.
3. Основные направления развития лесной отрасли края на период до 2020 года
В целях создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, должны быть приняты дополнительные меры, способствующие развитию лесного хозяйства, по следующим направлениям.
3.1. Совершенствование охраны и защиты лесов, обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Охрана и защита лесов, повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров и минимизация социально-экономического ущерба, наносимого лесными пожарами, являются важными направлениями деятельности государственных и правоохранительных органов, а также лиц, использующих леса, обеспечивающих устойчивое экологическое состояние лесов края и сохранение их ресурсного потенциала.
Пожарная безопасность в лесах будет обеспечена за счет выполнения следующих мер:
завершение до 2018 года противопожарного обустройства земель лесного фонда со строительством пожарно-химических станций, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и т.д.), противопожарных водоемов, лесных дорог, мостов, водозаборных скважин, а также созданием противопожарных разрывов, просек, минерализованных полос и т.п.;
выполнение иных ежегодных объемов плановых мероприятий в соответствии с Лесным планом Алтайского края и лесохозяйственными регламентами лесничеств;
обеспечение по установленным нормативам средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, мобилизация собственных источников финансирования на дополнительное приобретение лесопожарной техники, оборудования и средств пожаротушения;
проведение профилактической противопожарной пропаганды среди населения, в средствах массовой информации и другими доступными способами;
обеспечение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров в целях минимизации вреда, причиняемого лесными пожарами, принятие всех возможных мер по недопущению распространения лесных пожаров;
развитие наземных пожарных служб обнаружения лесных пожаров путем организации оптимального количества стационарных пунктов наблюдения с установкой на них телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью и единым диспетчерским пунктом, что позволит охватить до 60,0% территории земель лесного фонда в равнинных условиях;
повышение уровня обеспеченности лесопожарных служб трудовыми и материальными ресурсами, степени готовности и мобильности этих служб;
создание комплексной системы охраны лесов от пожаров, основанной на анализе природных, лесопирологических характеристик, состояния горимости с применением современных технологий и подходов, которые позволят обеспечить надежную охрану лесов;
проведение авиапатрулирования лесов для обнаружения и координации действий при тушении лесных пожаров, осуществление дальнейшего сотрудничества и взаимодействия с авиационными предприятиями, специализирующимися на оказании авиационных услуг;
дальнейшее повышение эффективности охраны лесов от пожаров на территории земель лесного фонда, приграничной с Республикой Казахстан, взаимодействие с организациями лесной отрасли Республики Казахстан в целях своевременной помощи по предупреждению и тушению трансграничных пожаров;
продолжение научно-исследовательских работ по противопожарному обустройству земель лесного фонда, особенно в условиях сухой Кулундинской степи. В этом направлении большая работа проводится на территории Ключевского района ООО "Лес-Сервис", опыт которого может быть использован иными организациями лесной отрасли края;
дальнейшее совершенствование информационной системы дистанционного мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных и авиационных наблюдений.
Для осуществления комплекса мер по противопожарной безопасности и тушению лесных пожаров в соответствии с постановлением Администрации края от 03.03.2011 N 94 "О создании Алтайского краевого автономного учреждения "Алтайлес" создано специализированное краевое автономное учреждение "Алтайлес". Стратегически важным для обеспечения пожарной безопасности в лесах является активное взаимодействие данного автономного учреждения с лицами, использующими леса на территории края, в вопросах проведения совместных мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров.
Для обеспечения эффективности федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора необходимо:
дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия по пресечению незаконных заготовок лесных насаждений, оборота незаконно заготовленной древесины и иных нарушений лесного законодательства;
совершенствование работы мобильных групп при патрулировании лесов, привлечение в их работу представителей государственных и правоохранительных органов, а также арендаторов лесных участков в целях эффективной борьбы с нарушителями лесного законодательства;
проведение обучения инспекторов федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах с приглашением представителей правоохранительных и контролирующих органов;
внедрение современных технологий обнаружения нарушений лесного законодательства, методов, исключающих оборот незаконно заготовленной древесины.
Защита лесов от вредных организмов и негативного воздействия неблагоприятных факторов должна стать важным направлением государственной политики, обеспечивающей экологическую безопасность и сохранение ресурсного потенциала лесов.
В целях улучшения санитарного состояния лесов и повышения эффективности мероприятий по борьбе с вредными организмами леса предусматривается проведение лесопатологических обследований и мониторинга с применением новых технологий, в том числе космического и авиационного мониторинга, разработка эффективной системы прогноза лесопатологической ситуации в лесах, а в случае проведения истребительных мероприятий - максимальное использование биологического метода защиты леса.
Повышение эффективности защиты лесов будет осуществляться по следующим направлениям:
проведение профилактических мероприятий по предупреждению вспышек распространения вредных организмов, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов;
организация и проведение лесопатологических обследований и лесо-патологического мониторинга;
своевременное информирование об обнаружении погибших или поврежденных вредными организмами, болезнями леса, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений;
своевременное осуществление мероприятий по ликвидации и локализации очагов вредных организмов;
соблюдение требований правил санитарной безопасности в лесах и выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Своевременная организация мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, осуществлению истребительных мер борьбы и проведение санитарных рубок леса являются важными лесохозяйственными мероприятиями в лесах края и направлены на значительное улучшение их санитарного состояния.
В перспективе при проведении лесозащитных мероприятий широкое применение должна получить интегрированная борьба с вредными организмами. Ее сущность заключается в рациональном сочетании химических, биологических, физико-механических, а также лесо- и агротехнических методов в целях быстрого уничтожения очагов вредных организмов.
Для защиты лесов от вредных организмов, принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматривается осуществление лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и санитарной обстановки в лесах.
3.2. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение.
Главная цель в направлении воспроизводства лесов и защитного лесоразведения - достижение сбалансированности темпов лесовосстановления и выбытия лесов из-за действия различных факторов (гибели лесных насаждений от лесных пожаров, вредных организмов, антропогенного воздействия).
Основным принципом воспроизводства лесов является обязательное лесовосстановление на лесных участках, не покрытых лесной растительностью, а также создание высокопродуктивных лесов на месте вырубленных, погибших или поврежденных.
Лесовосстановление должно обеспечивать создание лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия и полезных функций лесов.
Восстановление лесных экосистем на вырубках и гарях будет обеспечено за счет реализации следующих мер:
своевременное восстановление леса, уход за ним, обеспечение условий для естественного возобновления основных хозяйственно-ценных древесных пород путем применения различных способов лесовосстановления;
производство лесных культур на всех вырубках, где естественное возобновление не гарантирует требуемых сроков и качества создаваемых насаждений, выполнение ежегодных объемов и повышение качества лесовосстановительных работ;
создание высокопродуктивных лесных плантаций для производства лесных семян с улучшенными наследственными свойствами;
обеспечение функционирования поливной системы базовых орошаемых лесопитомников в Угловском районе;
увеличение объемов и расширение ассортимента посадочного материала для осуществления воспроизводства лесов хозяйственно-ценным породным составом, в том числе исходя из нужд озеленения и с учетом потребностей экономики края;
применение современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала, а в условиях сухой степи - внедрение 4-строчной схемы выращивания сеянцев сосны;
оптимизация способов лесовосстановления с учетом конкретных лесорастительных условий;
дальнейшее внедрение технологии производства лесных культур лиственницы сибирской, особенно в ленточных борах и приобских массивах;
дальнейшее проведение лесовосстановительных работ, направленных на ликвидацию последствий крупных лесных пожаров, реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие лесов Алтайского края" на 2011-2015 годы;
завершение процесса лесовосстановления на существующих гарях к 2020 году;
организация деятельности построенного Лесного селекционно-семеноводческого центра;
проведение научно-исследовательских работ по изысканию способов эффективного лесовосстановления, в том числе с применением химических препаратов, управляемых палов и т.п. в травяных типах леса ленточных боров и приобских массивов в связи с отсутствием в них естественного возобновления хвойных пород;
осуществление мероприятий, направленных на выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2011 N 780 "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата", с ежегодным созданием не менее 500,0 га новых лесов;
организация работы Буканского лесного базисного питомника по выращиванию посадочного материала хвойных и лиственных пород для полезащитного лесоразведения края в Мамонтовском районе.
3.3. Совершенствование организации использования лесов.
Увеличение объемов использования лесов предусматривается путем вовлечения в эксплуатацию еще не освоенных лесных площадей и повышения интенсивности использования в освоенных лесах. Приоритет в наращивании объемов рубок лесных насаждений в первую очередь отдается приобским массивам (заготовка древесины лиственных пород), предгорным лесам и лесам Салаирского кряжа (при условии развития транспортной инфраструктуры), а также лесам, располагающимся на землях бывших сельскохозяйственных организаций. Леса этих районов имеют многоцелевое значение и режим их использования требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.
В целях использования лиственной древесины в лесах Салаирского кряжа и предгорных лесах необходимо освоение этих труднодоступных лесных массивов путем строительства лесохозяйственных дорог, создания лесной инфраструктуры, привлечения сторонних инвесторов, улучшения инвестиционного и инновационного климата в рамках государственно-частного партнерства.
В ленточных борах планируется максимальное использование древесины, получаемой от всех видов рубок, с постепенным доведением переработки заготавливаемой древесины до 100,0%.
Основными стратегическими направлениями использования лесов являются:
организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для дальнейшего использования лесов в различных целях;
обеспечение выполнения лицами, использующими леса, обязательств по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов;
разработка плана проведения лесоустройства первоочередных лесных участков;
проведение до 2016 года лесоустроительных работ и лесного аудита, прежде всего на землях лесного фонда, определенных как "доступные";
повышение экономической доступности лесных участков за счет ежегодного строительства и ремонта лесных дорог круглогодичного действия протяженностью 20,0 км в рамках государственно-частного партнерства;
повышение эффективности всех рубок леса, обеспечение существенного роста производительности труда и рентабельности;
интенсивное развитие современных технологий при проведении всех видов рубок, дальнейшее использование при заготовке древесины многооперационных импортных лесозаготовительных машин - харвестеров и форвардеров;
дальнейшее повышение уровня выхода деловой древесины при проведении всех видов рубок за счет рациональной ее разделки;
дальнейшее внедрение при всех видах рубок способа очистки лесосек от порубочных остатков путем их измельчения рубильными машинами и разбрасывания по площади;
разработка технологии механизированного проведения рубок ухода на территории Угловского района путем прореживания в насаждениях, созданных искусственным способом (лесные культуры);
реализация на территории края инвестиционных проектов в области освоения лесов, включенных в перечень приоритетных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов";
обеспечение использования расчетной лесосеки в 2020 году до уровня 70,0%;
организация использования лесов для рекреационных целей в Алтайском, Баевском, Егорьевском, Каменском, Залесовском, Завьяловском, Заринском, Мамонтовском, Новичихинском и Смоленском районах с целью использования естественного природного потенциала, обеспечивающего широкие возможности для отдыха и лечения граждан;
развитие различных видов деятельности, связанных с заготовкой и переработкой недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбором лекарственных растений, ведением сельского хозяйства;
обеспечение своевременного проведения биотехнических мероприятий, направленных на сохранение стабильного поголовья промысловых диких животных и птиц на уровне оптимальной численности для ведения охотничьего хозяйства в Первомайском, Тальменском, Угловском и Шелаболихинском районах;
Лесоустройство - это комплекс работ по проектированию лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, лесных участков, закреплению на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксации лесов, проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Данные лесоустройства служат основой для организации рационального пользования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, планирования развития лесного хозяйства, определения лесосечного фонда и решения множества других вопросов.
В свете решения задач, стоящих перед организациями лесной отрасли по использованию лесов, предусматривается их активное участие в проведении таксации лесов, проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемых лесных участках в целях получения достоверной и разносторонней информации о лесах, необходимой для разработки проектов освоения лесов, а также для среднесрочного и текущего планирования лесохозяйственной деятельности.
3.4. Перспективы развития переработки древесины и использования древесных отходов.
Лесопиление на Алтае имеет благоприятные перспективы, и развивать его целесообразно в виде крупных производств с законченным циклом использования древесного сырья и его отходов.
Отрицательно сказывается на эффективности использования древесных отходов отсутствие в лесопромышленном комплексе края производств по их использованию, поэтому Концепцией предусматривается существенное развитие подобных производственных мощностей.
Стратегия развития деревообработки в лесной отрасли состоит в переходе к инновационному типу развития производства, в структуре которого ведущая роль отводится высокотехнологичной продукции. Инновационная активность, связанная с освоением новых технологий и рынков, обновлением ассортимента продукции, повышением использования сырьевых ресурсов, позволит резко расширить ассортимент и качество товаров.
Основными стратегическими направлениями развития лесоперерабатывающего производства края являются:
разработка и внедрение новых "прорывных" инвестиционных проектов, которые позволят рационально и комплексно использовать всю заготовленную древесину за счет собственных, заемных и привлекаемых инвестиций;
ускоренное создание новых и укрепление созданных крупных организаций, специализирующихся на современных высокотехнологичных деревообрабатывающих (лесопильных, домостроительных, плитных, фанерных), лесохимических, теплоэнергетических производствах;
проведение реструктуризации существующих производств с целью создания и развития интегрированных высокотехнологичных структур, способных конкурировать на международных рынках;
концентрация лесоперерабатывающего производства за счет централизованных поставок древесного сырья на крупные специализированные производственные мощности по глубокой переработке хвойной и лиственной древесины, древесных отходов, оснащенных высокопроизводительным импортным оборудованием;
создание взаимовыгодных хозяйственных связей между организациями лесопромышленного комплекса края, других субъектов Российской Федерации, а также зарубежных стран;
выпуск конкурентоспособной лесной продукции с высокой добавленной стоимостью;
создание индустрии современного деревянного малоэтажного домостроения;
освоение производств по выпуску полного пакета комплектующих столярных, погонажных изделий для производства сборных деревянных домов и других конструкций;
осуществление комплексной малоэтажной застройки коттеджных поселков с использованием продукции домостроения организаций лесной отрасли;
организация рынка для обеспечения населения топливными дровами с их упаковыванием и адресной доставкой, дальнейшая установка дровоколов во всех организациях лесной отрасли, специализирующихся на заготовке древесины;
создание безотходных лесоперерабатывающих производств за счет производства и целенаправленной поставки технологической щепы всеми организациями лесной отрасли;
Конечной целью перспективного развития организаций лесной отрасли является создание безотходного, высокопроизводительного, конкурентоспособного, лесоперерабатывающего кластера.
Основными направлениями дальнейшего перспективного роста лесного комплекса края до 2020 года является строительство крупных новых и реконструкция старых безотходных лесоперерабатывающих производств в следующих городах и муниципальных районах края:
в г. Барнауле - строительство завода по производству ДСП в ежегодном объеме 280,0 тыс. куб. м и завода по производству фанеры в ежегодном объеме 60,0 тыс. куб. м, организация производства клееного мебельного щита из березы, мебели из массивов и ее компонентов;
в г. Бийске - организация производства мебельного щита из сосны, мебели, топливных брикетов;
в г. Заринске - организация производства пихтового масла в ежегодном объеме 5,0 тонн;
в г. Камень-на-Оби - организация производства сухих пиломатериалов ежегодной проектной мощностью 130,0 тыс. куб. м, тепловой станции с выработкой тепловой энергии для технологических и бытовых нужд за счет использования технологической щепы, коры и опилок в ежегодном объеме 22,0 МВт, производства клееного щита из березы и сосны в ежегодном объеме 20,0 тыс. куб. м;
в г. Новоалтайске - оптимизация объемов современного производства комплектов сборных каркасно-панельных домов на высокопроизводительном оборудовании, обеспечивающих дальнейшее развитие домостроения и комплексную застройку коттеджных поселков;
в г. Рубцовске - организация современного производства сухих пиломатериалов ежегодной проектной мощностью 220,0 тыс. куб. м, тепловой станции с выработкой тепловой энергии для технологических и бытовых нужд за счет использования технологической щепы, коры и опилок в ежегодном объеме 20,0 МВт в год;
в Волчихинском районе - организация освоения и серийного выпуска сборных деревянных домов и других конструкций из оцилиндрованных бревен, обеспечивающих дальнейшее развитие домостроения;
в Ключевском районе - оптимизация объемов современного производства сборных деревянных домов и других конструкций из клееного бруса, панелей на высокопроизводительном импортном оборудовании, обеспечивающих дальнейшее развитие домостроения; организация производства древесно-полимерного композита и малых архитектурных форм из тонкомерной древесины;
в Курьинском районе - организация производства пихтового масла в ежегодном объеме 5,0 тонн;
в Мамонтовском районе - оптимизация объемов производства плетеной комбинированной мебели и различных изделий из ивовой лозы;
в Новичихинском районе - оптимизация объемов современного производства клееных фрезерованных изделий на высокопроизводительном импортном оборудовании для домостроения, организация производства топливных брикетов;
в Павловском и Топчихинском районах - организация серийного выпуска полного пакета комплектующих стеновых, столярных, погонажных изделий для современного производства сборных деревянных домов и других конструкций из клееного бруса, панелей на высокопроизводительном импортном оборудовании, обеспечивающего дальнейшее развитие домостроения и комплексной застройки коттеджных поселков, изготовление мебели;
в Первомайском районе - оптимизация объемов современного производства комплектов сборных каркасно-щитовых домов на высокопроизводительном импортном оборудовании, обеспечивающих дальнейшее развитие домостроения и комплексную застройку коттеджных поселков, организация современного производства товаров народного потребления (топорища, черенки и т.д.), совершенствование выпуска различной продукции лесохимического производства (хлорофилло-каротиновая паста, деготь, уголь древесный);
в Тальменском районе - оптимизация объемов производства сухих пиломатериалов и погонажных изделий за счет совершенствования различных технологических линий по распиловке древесины и выпуску погонажных изделий, ламинированных плит ДСП, топливных древесных гранул-пеллетов на высокопроизводительном импортном оборудовании, создание котельного хозяйства, работающего на древесных отходах мощностью 7 МВт, обеспечение безотходного использования древесины и древесных отходов, в том числе вовлечение в переработку крон деревьев и пней, внедрение на лесозаготовках высокотехнологического оборудования многооперационных лесозаготовительных комплексов Ponsse, организация производства клееного щита из березы, древопласта (половая доска, стеновая панель);
в Троицком районе - организация производства клееного мебельного щита из березы, мебели из массивов и ее компонентов, фанеры, древесного угля в ежегодном объеме 6,0 тыс. тонн, оптимизация производства тепловой энергии;
в Тюменцевском районе - оптимизация объемов современного производства оконных и дверных блоков на высокопроизводительном импортном оборудовании для домостроения;
в Усть-Пристанском районе - организация производства древесного угля на интеграционной основе в ежегодном объеме 30,0 тыс. тонн.
На территории других муниципальных районов приоритет отдается следующим направлениям:
обеспечение дальнейшего технического перевооружения всего деревообрабатывающего производства, в том числе с использованием лизинга;
ускоренное развитие лесопиления и рост объёмов производства различных сухих пиломатериалов;
обеспечение переработки мелкотоварной и низкосортной древесины;
организация производства по переработке древесины лиственных пород (пиломатериал, заготовки для мебельного щита, фансырье и т. д.);
оптимизация объемов производства товаров народного потребления (штакетник, столбы заборные, срубы бань, новогодние елки и т. д.);
дальнейшее развитие лесохимического производства (пихтовое масло, древесный уголь, хвойная мука, хлорофилло-каротиновая паста и т. д.);
организация производства и поставки технологической щепы на крупные лесоперерабатывающие организации лесной отрасли;
использование древесных отходов лесопиления и деревообработки в промышленной и коммунальной теплоэнергетике;
организация рынка по обеспечению населения топливными дровами за счет установки механизированного дровокольного оборудования и их адресной доставки;
дальнейшее развитие производства продукции пчеловодства;
организация сбора, закупа и переработки грибов, ягод, кедрового ореха, березового сока, папоротника-орляка, лекарственных растений;
дальнейшее развитие использования лесов, связанного с осуществлением рекреационной деятельности, ведением сельского хозяйства и осуществлением деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно расчетам указанные выше производства будут обеспечены лесными ресурсами на 100,0%, а выполнение всех мероприятий, намеченных Концепцией, позволит повысить производительность труда в 10,0 раз, а по отдельным видам - до 30,0 раз. В развитие производства необходимо привлечь более 8,0 млрд. рублей, что позволит получить прирост продукции на сумму до 10,0 млрд. рублей в год.
Основные направления дальнейшего перспективного роста лесоперерабатывающих производств лесного комплекса позволят Алтайскому краю к 2020 году выйти на уровень регионов - лидеров лесной отрасли страны по производству и потреблению продукции глубокой переработки древесины и использованию древесных отходов.
3.5. Научное и кадровое обеспечение.
Модернизация лесного хозяйства края не может быть осуществлена без укрепления научного и кадрового потенциала. Развитие лесного хозяйства базируется на фундаментальных и прикладных исследованиях, направленных на разработку экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства. Сегодня научное и кадровое обеспечение становится одним из главных факторов инновационного развития лесной отрасли края.
Приоритетными направлениями научных исследований являются:
обеспечение полноценного научного сопровождения лесохозяйственной деятельности;
формирование устойчивого использования лесов в условиях развивающейся рыночной экономики на основе Лесного плана Алтайского края, лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов;
совершенствование технологий и применение технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности лесов;
совершенствование существующих и разработка новых методов охраны лесов от пожаров, в том числе методов прогнозирования возникновения пожароопасной ситуации в лесах, использование современных технических средств и методов обнаружения и тушения лесных пожаров;
разработка на селекционно-генетической основе и реализация мероприятий по сохранению биоразнообразия, воспроизводству, повышению продуктивности и качества лесов;
разработка технологий по лесовосстановлению в травяных типах леса с применением химических препаратов, выращиванию лесных культур лиственницы сибирской;
создание эффективных экологически безопасных систем защиты лесов от вредных организмов, болезней леса и техногенных факторов.
С целью повышения эффективности ведения лесного хозяйства предполагается активизировать систематическую работу по подготовке и переподготовке специалистов лесного хозяйства и рабочих ведущих профессий на базе высших и средних специальных учебных заведений, в том числе зарубежных.
Предусматривается поднять на новый уровень работу школьных лесничеств, постоянно направлять их участников на целевое обучение в КГБОУ СПО "Бийский лесхоз-техникум", ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный аграрный университет" и ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный технологический университет".
4. Экологическая значимость Концепции
Лесные экосистемы являются основным компонентом окружающей среды, обеспечивают естественное регулирование большинства протекающих в биосфере процессов, что предопределяет необходимость сохранения природных свойств лесов.
Леса, в отличие от многих важнейших природных ресурсов, являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
Меры по сохранению биоразнообразия лесов направлены на восстановление способности лесных систем к саморегуляции и компенсации негативных последствий природных катаклизмов и антропогенной деятельности.
Решение экологических проблем устойчивого развития лесного хозяйства предполагает:
внедрение при рубках леса современных методов, направленных на сохранение биологического разнообразия (предотвращение рубок редких и ценных видов деревьев, снижение риска действия на леса промышленных объектов, реабилитация лесных территорий и иные меры);
обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов на гарях с применением искусственного лесовосстановления;
недопущение деградации и истощения почвенных и водных ресурсов при использовании лесов;
применение современных методов противопожарного обустройства земель лесного фонда;
сохранение и рациональное использование генетического и экологического потенциалов лесов;
усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним.
5. Реализация Концепции и ожидаемые результаты
Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать Лесной план Алтайского края, лесохозяйственные регламенты лесничеств, ведомственные целевые программы, проекты освоения лесов.
Выполнение мероприятий Концепции до 2020 года позволит обеспечить:
эффективное и неистощительное использование лесов, их охрану, защиту и воспроизводство;
обеспечение благоприятного инвестиционного и инновационного климата при использовании лесов, развития конкурентной среды в лесной отрасли края;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области лесного хозяйства, создание соответствующей информационной базы, содержащей передовой опыт развития лесных хозяйств зарубежных стран;
увеличение производства качественной и безотходной продукции;
защиту прав инвесторов и иных пользователей лесных участков, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного комплекса края и увеличению производства его продукции;
увеличение поступления платежей за использование лесов, налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;
улучшение условий и охраны труда работников организаций лесной отрасли, снижение производственного травматизма, повышение социальной защищенности работающих;
создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения;
дальнейшее развитие государственно-частного партнерства в лесной отрасли края;
развитие социально-бытовой и социально-культурной инфраструктуры лесных поселков;
улучшение экологической ситуации в регионе, способствующей повышению качества жизни граждан и улучшению состояния их здоровья;
дальнейшее повышение общего вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Алтайского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 19 февраля 2013 г. N 78 "Об утверждении Концепции развития лесной отрасли Алтайского края на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, февраль 2013 г. N 202, ч.1, с.148
Постановлением Администрации Алтайского края от 2 июля 2014 г. N 304 настоящее постановление признано утратившим силу