Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по осуществлению проверок
законности отдельных финансовых
и хозяйственных операций
Примерный перечень вопросов проверки бухгалтерской (бюджетной) отчетности
Основные средства и амортизация
При проверке основных средств объекта контроля рекомендуется:
1. Проверить соответствие данных перечня объектов основных средств (с указанием их балансовой стоимости и начисленной амортизации) данным оборотной ведомости.
2. Проверить, что учтенные в составе основных средств объекты учета соответствуют критериям отнесения объектов к основным средствам, установленным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Проверить, в полном ли объеме учтены операции приобретения и выбытия объектов основных средств, отражаемые на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета, а также порядок учета доходов (расходов) при реализации или иного выбытия объектов основных средств.
4. Проверить правильность и своевременность отражения в учете операций по принятию, перемещению, выбытию основных средств.
5. Проверить обоснованность отражения в учете операций по выбытию основных средств.
6. Проверить обоснованность отражения в учете операций по списанию основных средств, наличие фактов необоснованного списания с балансового учета (выявленные недостачи (хищения) объектов основных средств, меры, принятые по установлению виновных лиц, меры, принятые по взысканию ущерба с виновных лиц).
7. Проверить обоснованность изменения стоимости основных средств в результате капитальных вложений (достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации (разукомплектации).
8. Проверить, существуют ли ограничения по владению, пользованию, распоряжению в отношении объектов основных средств (договор доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, концессионное соглашение или иные обременения).
9. Проверить, проводились ли операции, связанные со сдачей в аренду объектов основных средств, отражены ли они в бухгалтерской (бюджетной) отчетности надлежащим образом.
10. Проверить наличие правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества.
11. Проверить правомерность сделок с недвижимым имуществом, их согласование, включая предоставление в аренду.
12. Проверить правомерность сделок с особо ценным движимым имуществом, их согласование, включая предоставление в аренду.
13. Проверить информацию об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации, и сопоставить с данными, представленными в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
14. Проверить факт проведения объектом контроля инвентаризации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
15. Проверить факт отражения выявленных в результате проведения инвентаризации излишков и недостачи в регистрах бухгалтерского учета в отчетном периоде, в котором была закончена инвентаризация, и, соответственно, в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
16. Проверить, какие оценочные значения применялись объектом контроля при принятии к учету объектов, ранее не отраженных в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета.
17. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
18. Проверить правильность и своевременность отражения в учете операций по начислению амортизации на объекты основных средств.
Нематериальные активы
При проверке нематериальных активов объекта контроля рекомендуется:
1. Проверить документы, определяющие вид объектов, отраженных на счетах учета в составе нематериальных активов, и определить соответствие (несоответствие) объектов, учтенных в составе нематериальных активов, критериям отнесения их к нематериальным активам, установленным законодательством Российской Федерации.
2. Проверить наличие правоустанавливающих документов (свидетельства, патенты, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации и (или) другие документы), подтверждающие существование актива.
3. Проверить соответствие применяемой объектом контроля классификации объектов нематериальных активов требованиям законодательства Российской Федерации.
4. Проверить соответствие порядка ведения счетов аналитического учета нематериальных активов и применяемых способов начисления амортизации по нематериальным активам требованиям законодательства Российской Федерации.
5. Изучить обороты по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета, начисление амортизации по нематериальным активам, в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов.
Непроизведенные активы
При проверке непроизведенных активов объекта контроля рекомендуется:
1. Проверить перечень объектов, отраженных на счетах учета непроизведенных активов.
2. Проверить документы, определяющие вид объектов, отраженных на счетах учета непроизведенных активов (документы, подтверждающие право пользования земельным участком, иные документы, подтверждающие наличие актива и право его использования).
3. Проверить информацию о наличии ограничений по владению, пользованию, распоряжению в отношении объектов непроизведенных активов (сервитут, договор доверительного управления, аренды, безвозмездного пользования, концессионное соглашение и иные обременения).
4. Проверить документы, на основании которых определена балансовая стоимость непроизведенных активов (например, кадастровая стоимость, стоимость, указанная в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории Российской Федерации).
Материальные запасы
При проверке материальных запасов объекта контроля рекомендуется:
1. Проверить, соответствуют ли объекты, учтенные в составе материальных запасов, критериям отнесения их к материальным запасам, установленным законодательством Российской Федерации.
2. Проверить выполнение процедуры инвентаризации, проинспектировать материальные запасы на выборочной основе, провести выборочный пересчет материальных запасов.
3. Проверить, составлен ли перечень с учетом информации, полученной на основе инвентаризации материальных запасов.
4. В случае если на дату составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности не был осуществлен подсчет запасов, то необходимо проверить, используется ли способ непрерывной (постоянной) инвентаризации и проводится ли периодическое сравнение учетных данных с фактическим количеством имеющихся в наличии материальных запасов.
5. Проверить процедуры, используемые с целью контроля за движением материальных запасов.
6. Проверить, какие методы оценки материальных запасов на постоянной основе применялись объектом контроля при их выбытии (отпуске) списании.
7. Провести анализ данных о количестве материальных запасов по основным видам в сравнении с аналогичными данными предыдущих периодов и с предполагаемыми в текущем периоде показателями.
8. Провести анализ оборота материальных запасов в сравнении с аналогичным показателем предыдущих периодов, сопоставить указанную информацию с информацией об изменениях в видах деятельности, осуществляемой объектом контроля, а также с информацией о реорганизациях, проведенных за отчетный период.
9. Проверить, осуществлялась ли передача материальных запасов в залог на ответственное хранение или комиссию, и изучить вопросы учета данных операций.
Вложения в нефинансовые активы
При проверке вложений в нефинансовые активы объекта контроля рекомендуется:
1. Проверить принятые методы учетной политики в части учета вложений в нефинансовые активы.
2. Проверить информацию о порядке ведения счетов аналитического учета вложений в нефинансовые активы.
3. Проверить состав затрат, учитываемых на счетах вложений в нефинансовые активы.
4. Проверить обоснованность отражения затрат учреждения в составе вложений в нефинансовые активы, проверить, соответствуют ли учтенные в составе вложений расходы критериям отнесения их к вложениям в нефинансовые активы.
5. Проверить, произведены ли в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета записи по учету вложений в нефинансовые активы на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
6. Проверить, проведена ли по вложениям в нефинансовые активы инвентаризация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля, и выявленные в ее результате отклонения своевременно и в полном объеме отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг
При проверке затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг рекомендуется:
1. Проверить принятые методы учетной политики в части учета расходов, относимых на себестоимость изготовления готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, и методику расчета себестоимости.
2. Проверить, включены ли в состав расходов от обычных видов деятельности, относимых на себестоимость изготовления готовой продукции, выполнение работ, услуг, расходы, являющиеся таковыми в соответствии с документами учетной политикой объекта контроля.
3. Проверить состав затрат, относимых к прямым затратам.
4. Проверить состав затрат, относимых к накладным и общехозяйственным расходам учреждения.
5. Провести анализ методики распределения накладных и общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг и проверить, что указанное распределение производится последовательно в соответствии с документами учетной политики.
6. Проверить, проведена ли по незавершенному производству инвентаризация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
7. Проверить, отражены ли выявленные в результате инвентаризации незавершенного производства излишки и недостачи в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
8. Проверить, произведены ли записи в бухгалтерских регистрах своевременно и на основании первичных учетных документов и оправдательных документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
9. Проверить, отражены ли в составе операций, связанных с формированием себестоимости, операции, произошедшие в течение отчетного периода.
10. Провести анализ остатков баланса по незавершенному производству за год, предшествующий предыдущему, и за предыдущий год в сравнении с входящими остатками баланса отчетного периода.
11. Проверить сравнительные показатели по себестоимости продукции, работ, услуг в бухгалтерской (бюджетной) отчетности с прошлым годом.
Денежные средства
При проверке денежных средств рекомендуется:
1. Изучить информацию о счетах в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях Банка России, в кредитных организациях, лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
2. Проверить, существуют ли у объекта контроля ограничения в отношении открытия счетов в кредитных организациях, при наличии - изучить вопросы их соблюдения.
3. Изучить расшифровку безналичных денежных средств на лицевых счетах и расчетных счетах по состоянию на начало и конец отчетного периода по счетам бухгалтерского учета и детализировано по банковским счетам (в разрезе видов валют) и сверить с итоговой оборотно-сальдовой ведомостью.
4. Проверить правильность пересчета денежных средств в иностранных валютах в валюту Российской Федерации на начало и конец отчетного периода.
5. Изучить информацию о порядке учета денежных средств, поступающих во временное пользование.
6. Изучить информацию об инвентаризации денежных средств, находящихся на расчетном (текущем) счете, валютных счетах, специальных счетах, а также номинальных счетах в кредитных организациях, а также лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, в том числе на лицевых счетах для учета средств во временном распоряжении (сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным регистров бухгалтерского (бюджетного) учета с данными выписок из соответствующих счетов).
7. В случае отсутствия подтверждения остатков на счетах (сверки) с кредитными организациями необходимо просмотреть банковские выписки (выписки из лицевых счетов) - последние выписки за предшествующий финансовый период и первые выписки - года, следующего за отчетным (проверяемым).
8. Изучить информацию о переводах денежных средств с одного счета объекта контроля в кредитной организации на другой его счет, с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, на счета в кредитных организациях и об операциях по купле-продаже иностранной валюты в проверяемом периоде.
9. Провести анализ бухгалтерских операций по показателям Главной книги (ф. 0504072), Журнала операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071).
10. Проверить наличие кассы в учреждении.
11. Уточнить порядок приема платежей: в кассу учреждения, с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа (через банкоматы, платежные терминалы, электронные терминалы).
12. Изучить информацию о заключенных с банковскими платежными агентами (субагентами), платежными агентами договорах о приеме платежей.
13. Изучить информацию о договорах на прием платежей с кредитными организациями, а также договорах инкассации наличных денег.
14. Изучить порядок обеспечения объекта контроля наличными денежными средствами (с использованием денежных чеков и (или) расчетных (дебетовых) банковских карт).
15. Изучить информацию о порядке ведения кассовых операций, установленных объектом контроля в пределах его компетенции.
16. Изучить информацию об инвентаризации денежных средств в кассе учреждения (ее порядке и периодичности), проверить ее проведение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
Денежные документы
При проверке денежных документов рекомендуется:
1. Проверить правильность и своевременность оприходования денежных документов в кассу, их выдачи (списания), правильность оформления приходных и расходных кассовых ордеров и прилагаемых к ним документов, соблюдение порядка ведения аналитического учета денежных документов.
2. Проверить, была ли проведена инвентаризация по денежным документам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
3. Проверить факт отражения выявленных в результате инвентаризации денежных документов излишков и недостачи в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
4. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета произведены на основании первичных учетных документов и оправдательных документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Финансовые вложения
При проверке финансовых вложений рекомендуется:
1. Проверить, соответствует ли итоговая сумма финансовых вложений на дату составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности данным оборотной ведомости.
2. Проверить, соответствует ли информация об организациях, учредителем которых является объект контроля (публично-правовое образование) (данную информацию можно получить из Единого государственного реестра юридических лиц), и информация о финансовых вложениях объекта контроля в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом с данными регистров бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
3. Проверить, существует ли надлежащий учет доходов по финансовым вложениям.
4. Проверить, проведена ли инвентаризация по финансовым вложениям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
5. Проверить правильность отражения выявленных в результате инвентаризации финансовых вложений излишков и недостач в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
6. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по принятию к учету финансовых вложений и их выбытию произведены на основании первичных учетных документов и оправдательных документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Расчеты по доходам
При проверке расчетов по доходам рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении порядка отражения (признания) в бухгалтерском (бюджетном) учете расчетов по доходам (в том числе относящимся к доходам федерального бюджета) в части: налоговых доходов, неналоговых доходов (доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями, доходы от использования имущества, доходы от продажи имущества), безвозмездных поступлений.
2. Проверить осуществление бюджетных полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении следующих вопросов:
- правильность исчисления, полнота и своевременность осуществления платежей по администрируемым доходам в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов;
- соблюдение порядка принятия решений по администрируемым доходам о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- соблюдение порядка принятия решений о зачете (уточнении) платежей по администрируемым доходам в федеральный бюджет;
- правильность заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных учетных (оправдательных) документов по администрируемым доходам федерального бюджета;
- правильность формирования и представления сведений и бухгалтерской (бюджетной) отчетности по администрируемым доходам федерального бюджета.
3. Провести анализ по срокам погашения дебиторской задолженности на основании данных Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), представляемых в составе Пояснительной записки к отчету).
4. Провести анализ просроченной дебиторской задолженности контрагентов на конец отчетного (проверяемого) периода на предмет ее погашения.
5. Проверить наличие обеспечения по указанной задолженности.
6. Провести анализ информации о просроченной задолженности и мерах, принимаемых для ее снижения.
7. Проверить, предоставлялись ли контрагентам (покупателям) кредиты (отсрочки платежа), в случае их предоставления также проверить их раскрытие в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
8. Проверить наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности по расчетам по доходам.
9. Проверить, что по расчетам по доходам проведена инвентаризация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
10. Проверить, что выявленные в результате инвентаризации расчетов по доходам отклонения своевременно отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
11. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Расчеты по выданным авансам
1. Проверить наличие ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг), полноту отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками, а также по расчетам с бюджетом).
2. Проверить, соответствует ли итоговая сумма данных учета средств и расчетов (ф. 0504051) по счетам расчетов по выданным авансам данным оборотной ведомости и показателям, отраженным в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
3. Провести анализ по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставив сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), предусмотренные договорами (государственными контрактами).
4. Провести анализ операций по списанию дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам, установить наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности.
5. Проверить, что по расчетам по выданным авансам проведена инвентаризация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
6. Проверить, что выявленные в результате инвентаризации расчетов по выданным авансам отклонения своевременно отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
7. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по расчетам по выданным авансам произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Расчеты с подотчетными лицами
При проверке расчетов с подотчетными лицами рекомендуется:
1. Изучить вопросы наличия правовых актов, регламентирующих порядок выдачи денежных средств под отчет, и положения о направлении в командировки (на стажировки, в экспедиции), провести анализ положений указанных документов. Определить перечень актов объекта контроля, устанавливающих размер компенсации дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных, полевого довольствия).
2. Проверить, соответствует ли итоговая сумма данных учета в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по расчетам с подотчетными лицами оборотной ведомости и показателям, отраженным в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
3. Проверить соблюдение порядка выдачи денежных средств и денежных документов под отчет, своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов, наличие документов, подтверждающих произведенные расходы, соблюдение сроков возврата остатка неиспользованного аванса.
4. Проверить обоснованность выдачи и использования средств на командировочные расходы, соблюдение норм командировочных расходов.
5. Проверить правильность ведения учета операций по расчетам с подотчетными лицами и отражения их в регистрах бухгалтерского учета.
6. Проверить наличие дебиторской задолженности по расчетам с подотчетными лицами - руководителем и его заместителями, членами совета (наблюдательного совета) и другими аффилированными лицами.
7. Установить наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.
8. Проверить, что по расчетам с подотчетными лицами проведена инвентаризация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и порядком, установленным объектом контроля.
9. Проверить, своевременно ли отражены выявленные в результате инвентаризации расчетов с подотчетными лицами отклонения в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
10. Проверить, произведены ли записи в регистрах бухгалтерского учета по расчетам с подотчетными лицами на основании первичных учетных (оправдательных) документов и оформлены в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Выданные кредиты и займы
При проверке выданных кредитов и займов рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета дебиторской задолженности по расчетам по кредитам.
2. Проверить правовые основания для выдачи кредитов и займов, наличие ограничений по выдаче кредитов (с учетом правомерности выдачи кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции).
3. Проверить, соответствует ли итоговая сумма кредитов и займов (с выделением основной суммы долга и причитающихся, но не перечисленных на дату составления последней бухгалтерской (бюджетной) отчетности, процентов) данным аналитического учета.
4. Проверить, существуют ли невыполненные обязательства по кредитам и займам, при наличии невыполненных обязательств проверить, были ли отражены данные обстоятельства в бухгалтерской (бюджетной) отчетности (в пояснительной записке) надлежащим образом.
5. Проверить правильность расчета процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам, имевшим место в период их начисления.
6. Проверить, было ли предоставлено обеспечение по кредитам и займам.
7. Проверить, были ли кредиты и займы разделены на краткосрочные и долгосрочные.
Расчеты с дебиторами
При проверке расчетов с дебиторами рекомендуется:
1. Провести анализ документов учетной политики в отношении порядка отражения (признания) в бухгалтерском (бюджетном) учете дебиторской задолженности по расчетам, в том числе по отражению обеспечительных платежей, залоговых операций.
2. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского учета по расчетам с дебиторами произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
3. Установить наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности.
4. Проверить, что по расчетам с дебиторами проведена инвентаризация, проверить отражение выявленных в результате инвентаризации отклонений в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам
При проверке расчетов с кредиторами по долговым обязательствам рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета кредиторской задолженности по расчетам по долговым обязательствам.
2. Провести анализ правовых оснований для получения кредитов и займов, вопросы наличия ограничений по получению кредитов (с учетом правомерности получения кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции).
3. Проверить соответствие итоговой суммы кредитов и займов (с выделением основной суммы долга и причитающихся, но не перечисленных на дату составления последней бухгалтерской (бюджетной) отчетности, процентов) данным аналитического учета.
4. Проверить, существуют ли невыполненные обязательства по кредитам и займам. При наличии невыполненных обязательств рекомендуется провести анализ информации по вопросу осуществления действий и будущих намерений руководства объекта контроля, а также проверить, были ли отражены данные обстоятельства в бухгалтерской (бюджетной) отчетности (в пояснительной записке) надлежащим образом.
5. Проверить обоснованность расходов по выплате процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам, имевшим место в период их начисления.
6. Проверить, было ли предоставлено обеспечение по кредитам и займам.
7. Проверить, были ли кредиты и займы разделены на краткосрочные и долгосрочные.
Расчеты по оплате труда
При проверке расчетов по оплате труда рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета кредиторской задолженности по расчетам по оплате труда.
2. Проверить соответствие итоговой суммы кредиторской задолженности по расчетам по оплате труда данным оборотной ведомости (ф.0504036).
3. Провести анализ остатков по счетам учета кредиторской задолженности по расчетам по оплате труда в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов.
4. Проверить операции по осуществлению расчетов по оплате труда, в том числе:
- правильность начисления заработной платы по установленным должностным окладам и надбавкам сотрудникам (работникам);
- соблюдение порядка выплаты премий, материальной помощи сотрудникам (работникам);
- правильность расчетов с сотрудниками (работниками) по дополнительным выплатам (пособиям по временной нетрудоспособности, пособиям по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, очередным отпускам, учебным отпускам, компенсациям за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника (работника), пособиям призывникам в армию и иным расчетам);
- правильность отражения начисленных в пользу сотрудников (работников) выплат в регистрах бухгалтерского учета;
- правильность и своевременность отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете сумм, удержанных по исполнительным листам и иным документам, своевременность перечисления удержанных сумм;
- полнота и своевременность исчисления налога на доходы физических лиц, других обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды и перечисления их в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- соответствие данных Журнала операций расчетов по заработной плате (ф.0504071) денежному довольствию и стипендиям.
5. Проверить, что записи в регистрах бухгалтерского учета по расчетам по оплате труда произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, своевременно и в правильной оценке.
6. Проверить соответствие итоговой суммы данных учета, отраженных в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) по счетам расчетов по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда итоговой сумме данных оборотной ведомости и показателям, отраженным в бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Кредиторская задолженность по расчетам по принятым обязательствам с поставщиками и подрядчиками
При проверке кредиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам с поставщиками и подрядчиками рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
2. Провести анализ остатков по счетам учета кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов (в частности, на предмет необоснованного роста показателей).
3. Проверить соответствие итоговой суммы реестра кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками итоговой сумме данных оборотной ведомости (ф.0504036).
4. Проверить, проводилась ли сверка остатков, числящихся на соответствующих счетах, с данными кредиторов, и сравнить их с аналогичными показателями предыдущих периодов. Сравнить оборот кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками с аналогичными показателями предыдущих периодов.
5. Проверить наличие неучтенных обязательств.
6. Проверить, раскрыты ли раздельно в отчетности данные по кредиторской задолженности перед руководителями, членами совещательных органов (наблюдательного совета) и прочими аффилированными лицами объекта контроля (при наличии).
Налоги и прочие платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
При проверке налогов и прочих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации рекомендуется:
1. Проверить, имеют ли место какие-либо события, в том числе споры с налоговыми органами, которые могли оказать значительное влияние на размер налоговых обязательств, подлежащих уплате.
2. Провести анализ соотношения расходов объекта контроля по выплате налогов и его дохода за данный период.
3. Провести анализ информации об учтенных текущих налоговых обязательствах и отложенных налоговых обязательствах (активах) с учетом входящих остатков по соответствующим счетам бухгалтерского (бюджетного) учета.
4. Сверить дебиторскую задолженность по налогам с актами сверки Федеральной налоговой службы.
5. Провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного (проверяемого) периода.
6. Проверить задолженность объекта контроля по возврату в бюджет части субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания в связи с невыполнением государственного задания, а также остатков субсидий на цели, не связанные с выполнением государственного задания, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (сроки возникновения, полнота и своевременность перечисления в бюджет) (при наличии).
Расчеты по прочей кредиторской задолженности
При проверке расчетов по прочей кредиторской задолженности рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами.
2. Провести анализ остатков по счетам учета прочей кредиторской задолженности в сравнении с аналогичными показателями предыдущих периодов (в частности, на предмет необоснованного роста показателей).
3. Проверить соответствие итоговой суммы прочей кредиторской задолженности данным оборотной ведомости (ф.0504036).
4. Проверить, проводилась ли сверка остатков, числящихся на соответствующих счетах, с данными кредиторов, и сравнить их с аналогичными показателями предыдущих периодов. Сравнить оборот прочей кредиторской задолженности с аналогичными показателями предыдущих периодов.
5. Проверить, имеют ли место существенные неучтенные обязательства.
6. Проверить, раскрыты ли раздельно в бухгалтерской (бюджетной) отчетности данные по кредиторской задолженности перед руководителями, членами совещательных органов (наблюдательного совета) и прочими аффилированными лицами объекта контроля (при наличии).
Финансовый результат
При проверке финансового результата рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета финансового результата: доходов и расходов.
2. Провести анализ остатков по счетам учета финансового результата с аналогичными показателями предыдущих периодов (в частности, снижение показателей по доходам и рост показателей по расходам), сопоставить с данными об изменениях в организационной структуре объекта контроля.
3. Провести анализ структуры аналитических счетов доходов и расходов, в том числе по видам деятельности, а также проанализировать правильность учета доходов и расходов по соответствующим статьям (подстатьям) классификации операций сектора государственного управления.
4. Проверить соблюдение требований о раздельном учете средств (доходов и расходов), полученных в виде целевых средств (субсидий, пожертвований, грантов).
Доходы текущего финансового года
При проверке доходов текущего финансового года рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в части особенностей признания доходов текущего финансового года.
2. Проверить соблюдение порядка признания доходов отчетного периода по отдельным видам оказываемых услуг (выполняемых работ, производимых товаров), в том числе с различной длительностью оказания услуги (производственного цикла):
- с длительностью оказания услуги (производственного цикла) не более одного месяца;
- с длительностью оказания услуги (производственного цикла) более одного месяца, но не более 12 месяцев, в том числе в случае, если начало и окончание работ относятся к разным финансовым периодам (годам);
- с длительностью оказания услуги (производственного цикла) более 12 месяцев, в том числе в случае, если предусмотрена поэтапная сдача результатов работ.
3. Проверить порядок признания доходов по суммам штрафных санкций (пени) за просрочку исполнения обязательств по договорам, в том числе за нарушения сроков поставки.
4. Провести анализ порядка признания доходов по операциям реализации имущества казны.
Расходы текущего финансового года
При проверке расходов текущего финансового года рекомендуется изучить документы учетной политики в части особенностей признания расходов текущего финансового года. Также необходимо проверить соблюдение порядка признания расходов отчетного периода по отдельным видам оказываемых услуг (выполняемых работ, производимых товаров), в том числе с различной длительностью оказания услуги (производственного цикла).
Расходы будущих периодов
При проверке расходов будущих периодов рекомендуется:
1. Изучить порядок списания объектов, отраженных на счетах учета расходов будущих периодов и нематериальных активов.
2. Изучить информацию о порядке ведения счетов учета расходов будущих периодов, нематериальных активов и применяемых способах начисления амортизации по нематериальным активам.
3. Провести сравнение оборотов по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета, отражающим списание расходов будущих периодов и начисление амортизации по нематериальным активам, с аналогичными показателями предыдущих периодов.
4. Изучить реестр существенных договоров (контрактов) объекта контроля (обороты по которым превышают порог, установленный с учетом уровня существенности, на поставку продукции, работ, услуг), действовавших в течение проверяемого периода, в которых объект контроля выступает в качестве покупателя, с указанием суммы исполнения обязательств по каждому договору.
5. Изучить основные условия договоров, дополнительных соглашений к ним (например, условия доставки и оплаты, переход права собственности и основных рисков, право на возврат продукта).
Резервы и отложенные обязательства
При проверке резервов и отложенных обязательств рекомендуется:
1. Изучить документы учетной политики в отношении учета отложенных обязательств, провести анализ информации о классификации отложенных обязательств, принятой при формировании документов учетной политики.
2. Провести анализ информации о характере операций, отраженных в составе отложенных обязательств.
3. Провести анализ порядка формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете) установленный объектом контроля в рамках формирования документов учетной политики.
4. Провести анализ информации о способах расчета суммы начисляемых отложенных обязательств.
5. Проверить, соответствует ли итоговая сумма начисленных обязательств (созданных резервов) данным оборотной ведомости.
6. Провести сравнение остатков по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета резервов предстоящих расходов с показателями, отраженными как отложенные обязательства на счетах учета санкционирования расходов объекта контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.