Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
муниципального района "Думиничский район"
от 24 января 2020 г. N 17
Стандарт
осуществления внутреннего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия"
1. Общие положения
1.1. Стандарт осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованием части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и порядка осуществления контрольных мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются: определение содержания и порядка организации контрольного мероприятия; определение общих правил и процедур проведения этапов контрольного мероприятия.
2. Планирование контрольного мероприятия
2.1. Планирование осуществляется в целях обеспечения выполнения полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также эффективной организации осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
2.2. Отдел финансов администрации муниципального района "Думиничский район" (далее - орган финансового контроля) строит свою работу самостоятельно на основе плана работы.
2.3. Контрольные мероприятия осуществляются органом финансового контроля в плановом порядке с учетом:
- законности, своевременности и периодичности проведения контрольных мероприятий;
- степени обеспеченности ресурсами трудовыми, техническими, материальными;
- реальности сроков выполнения контрольных мероприятий;
- равномерности нагрузки на работников органа финансового контроля;
- наличия времени, необходимого для подготовительного периода и формирования отчета о проведенном контрольном мероприятии органом финансового контроля.
2.4. Формирование плана проверок осуществляется органом финансового контроля на первое и второе полугодия. План утверждается заведующим отделом финансов. В Плане указываются: наименование объекта финансового контроля, тема контрольного мероприятия, вид проверки, проверяемый период, месяц начала проверки.
2.5. Сроки проведения контрольного мероприятия, ответственные за проведение контрольного мероприятия определяются заведующим отделом финансов с учетом объема предстоящих контрольных действий, вытекающих из конкретных задач контрольного мероприятия и особенностей объекта контроля.
2.6. Органом финансового контроля проводятся внеплановые контрольные мероприятия по поручению заведующего отделом финансов.
3. Содержание контрольного мероприятия
3.1. Контрольное мероприятие - это организационная форма внутреннего муниципального финансового контроля, осуществляемого уполномоченным органом (далее - контролирующий орган). Контрольным мероприятием является мероприятие, отвечающее следующим требованиям: мероприятие исполняется на основании плана работы; проведение мероприятия оформляется соответствующим приказом: мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения; по результатам мероприятия оформляется акт документальной проверки.
3.2. Предметом контрольного мероприятия является процесс формирования и использования: средств бюджета; имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение; средств, полученных муниципальными учреждениями от приносящей доход деятельности; муниципальных внутренних и внешних заимствований; муниципальных долговых обязательств, включая муниципальные гарантии (муниципальный долг); других средств и имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Предметом контрольного мероприятия является также деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию имущества и средств бюджета. При проведении контрольного мероприятия проверяются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия. Предмет контрольного мероприятия, отражается в наименовании контрольного мероприятия.
3.3. Объектами контрольного мероприятия являются: главные распорядители, получатели средств бюджета муниципального образования, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета муниципального образования, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования; муниципальные учреждения; муниципальные унитарные предприятия.
3.4. При проведении контрольного мероприятия применяются различные методы контроля, сочетающие анализ, обследование, экспертизу и другие зависящие от типа финансового контроля и целей мероприятия.
4. Организация контрольного мероприятия
4.1. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы: планирование контрольного мероприятия, подготовка к контрольному мероприятию; проведение контрольного мероприятия; оформление результатов контрольного мероприятия.
4.2. В ходе подготовки к контрольному мероприятию проводится предварительное изучение предмета и объектов мероприятия, по итогам которого определяются цели и вопросы контрольного мероприятия, методы его проведения, а также критерии оценки эффективности (в случае проведения проверки эффективности). Результатом данного этапа являются подготовка и утверждение программы.
Этап проведения контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки и анализа фактических данных и информации, полученных по запросам контролирующего органа и (или) непосредственно на объектах контрольного мероприятия, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия и обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков. Результатом данного этапа являются оформленные акты и рабочая документация. Контрольное мероприятие осуществляется на основе утвержденной программы контрольного мероприятия и приказа контролирующего органа о проведении контрольного мероприятия, оформленных в установленном порядке.
На этапе оформления результатов контрольного мероприятия осуществляется подготовка акта документальной проверки о результатах проведенного контрольного мероприятия, который должен содержать выводы, предложения (рекомендации), подготовленные на основе анализа и обобщения материалов соответствующих актов по результатам контрольного мероприятия на объектах и рабочей документации, а также при необходимости готовятся представления, предписания, информационные письма и обращения в правоохранительные органы.
Оформление результатов контрольного мероприятия осуществляется в сроки, установленные Порядком осуществления финансовым органом администрации муниципального района "Думиничский район" полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденным постановлением администрации муниципального района "Думиничский район" от 30.05.2014 N 554 "О внутреннем муниципальном финансовом контроле".
4.3. Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от типа осуществляемого финансового контроля, особенностей предмета и объектов контрольного мероприятия.
4.4. Сотрудник контролирующего органа обязан соблюдать принцип конфиденциальности в отношении полученной от объекта контрольного мероприятия информации.
5. Подготовка к контрольному мероприятию
5.1. Предварительное изучение проводится посредством сбора информации для получения знаний о предмете и объектах контрольного мероприятия в объеме, обеспечивающем полноценную базу для организации контрольного мероприятия и достаточном для подготовки программы проведения контрольного мероприятия.
5.2. Получение информации при необходимости осуществляется путем направления запросов контролирующего органа руководителям объектов контрольного мероприятия, муниципальных органов, организаций и учреждений.
5.3. Запрашиваемая информация должна быть официальной. Материалы, полученные из неофициальных источников, использованию не подлежат. При подготовке к проведению контрольного мероприятия следует ознакомиться с деятельностью объектов контроля путем сбора и анализа информации о нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность объектов контроля; целях и задачах деятельности объектов контроля, их организационно-правовой форме, организационной структуре, ведомственной подчиненности, системах контроля деятельности; финансово-экономических показателях и нефинансовых результатах деятельности; внутренних и внешних факторах, влияющих на деятельность объектов контроля; результатах предыдущих контрольных мероприятий в данной сфере и на данном объекте, а также контрольных мероприятий, проведенных другими контрольными органами.
5.4. В рамках подготовки к проведению контрольного мероприятия могут направляться предварительные запросы в проверяемые организации до утверждения руководством контролирующего органа программы проведения контрольного мероприятия. Формирование и рассылка запросов могут осуществляться с момента утверждения плана работы на текущий период или по решению руководства контролирующего органа.
5.5. Запрос должен содержать ссылку на соответствующие статьи нормативных правовых актов, наименование контрольного мероприятия, перечень запрашиваемых документов и иной информации, сроки их представления. При подготовке и направлении запроса должны быть приняты меры по недопущению запроса информации, имеющейся у контролирующего органа, либо информации, по которой получен обоснованный отказ в предоставлении.
5.6. Срок представления информации по запросу устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
5.7. В процессе предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия необходимо определить его цели. По каждой цели определяется перечень вопросов, которые необходимо проверить, изучить и проанализировать в ходе проведения основного этапа. Формулировки и содержание вопросов контрольного мероприятия должны выражать действия, которые необходимо выполнить в соответствии и для достижения поставленной цели.
5.8. Для проведения контрольного мероприятия необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия. По результатам предварительного изучения предмета и объектов контрольного мероприятия подготавливается программа его проведения, которая должна содержать тему, проверяемый период, предмет, перечень объектов, сроки проведения и вопросы контрольного мероприятия.
5.9. До начала основного этапа контрольного мероприятия руководителям объектов контрольного мероприятия направляется уведомление о проведении контрольного мероприятия, в котором указываются наименование контрольного мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения контрольного мероприятия; приказ о проведении контрольного мероприятия.
6. Проведение контрольного мероприятия
6.1. Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки на объектах, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия.
6.2. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании бюджетных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывающие выводы и предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия.
6.3. Процесс получения доказательств состоит из: сбора фактических данных и информации в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия, определения их полноты, приемлемости и достоверности; анализа собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия; проведения дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств. Фактические данные и информацию участник контрольной группы собирает на основании письменных и устных запросов в формах: копий документов, представленных объектом контрольного мероприятия; подтверждающих документов, представленных третьей стороной; статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
6.4. Доказательства получают путем проведения: инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта контрольного мероприятия; аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения; пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов; подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
6.5. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу. Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия. Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно участниками контрольной группы, полученные из внешних источников и представленные в форме документов. Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую, разумную связь с такими выводами.
6.6. Не вся полученная информация может быть использована в качестве доказательств. Это относится к информации, которая является противоречивой по своему содержанию или недостоверной, а также если источник информации имеет личную заинтересованность в результате ее использования.
6.7. Доказательства, получаемые на основе проверки и анализа фактических данных о предмете и деятельности объектов контрольного мероприятия, используются в виде документальных, материальных и аналитических доказательств. Документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контрольного мероприятия, вышестоящими и другими организациями, которые имеют непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта. Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями. Они могут быть оформлены в виде документов (актов, протоколов), докладных записок или представлены в фотографиях, схемах, картах или иных графических изображениях. Аналитические доказательства являются результатом анализа фактических данных и информации о предмете или деятельности объекта контрольного мероприятия, которые получают как от самого объекта контрольного мероприятия, так и из других источников.
6.8. Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в акте, составленном по результатам документальной проверки.
6.9. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, послужившие основанием для результатов каждого этапа контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контрольного мероприятия и третьих лиц, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и тому подобное), подготовленные участниками контрольной группы самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации, которые оформляются в качестве приложений к контрольному делу по окончании контрольного мероприятия.
7. Оформление результатов контрольного мероприятия
7.1. По завершении контрольного мероприятия оформляется акт по результатам контрольного мероприятия на объекте. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых направляется объекту контроля, второй приобщается к рабочей документации контрольного мероприятия. В акте указываются: дата подписания акта; все необходимые для составления акта исходные данные; персональный состав участников контрольной группы; перечень установленных фактов нарушения законодательства с указанием конкретных статей законов и иных нормативных актов, требования которых нарушены, факты нецелевого (незаконного) использования финансовых и иных ресурсов, указание размера ущерба для бюджета муниципального образования и (или) муниципальной собственности при наличии такового, а также указание конкретных должностных лиц, допустивших нарушения; иные сведения об объекте контроля. При необходимости к акту прилагаются таблицы, расчеты, копии документов и иной справочный материал, полученный участниками контрольной группы в ходе проведения контрольного мероприятия. Акт по результатам контрольного мероприятия на объекте оформляется в соответствии с Порядком осуществления финансовым органом администрации муниципального района "Думиничский район" полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю.
7.2. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования: объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте; четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков; изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных проверяющими, при наличии исчерпывающих ссылок на них.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте по всем вопросам, указанным в программе (выявленные нарушения, недостатки, отклонения от бюджетных назначений или их отсутствие). При изложении в акте выявленных нарушений должна обеспечиваться объективность, обоснованность, лаконичность, четкость, доступность и системность со ссылкой на подлинные документы, подтверждающие достоверность записей в акте, и на нарушенные нормы (статьи или пункты нормативных правовых актов). По нарушениям, имеющим стоимостную оценку, в акте указываются их суммы. Суммы нарушений указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств, кодам бюджетной классификации. В случае если по вопросу контрольного мероприятия не выявлено нарушений и недостатков, в акте делается запись: "По данному вопросу контрольного мероприятия нарушений и недостатков не выявлено". В акт не допускается включение оценок, предположений и фактов, не подтвержденных документами, ссылок на устные объяснения должностных и материально ответственных лиц. К акту могут быть приложены объяснительные записки должностных лиц по тому или иному факту, отраженному в акте.
7.3. Акт, составленный по результатам контрольного мероприятия, подписывают все участники контрольной группы и руководитель объекта контроля. В случае несогласия участника контрольной группы с позицией руководителя контрольной группы по отраженным в акте фактам нарушений он вправе при подписании акта указать на наличие своего мнения. Особое мнение в письменном виде передается руководителю контрольной группы, который докладывает об этом руководству контролирующего органа. Акт направляется для ознакомления и подписания руководителю проверяемой организации. Не допускается представление для ознакомления ответственным должностным лицам объектов проектов актов, не подписанных проверяющими, а также внесение в подписанные проверяющими акты каких-либо изменений по результатам ознакомления с ними соответствующего должностного лица проверяемой организации, представленных им замечаний и новых материалов. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководителю организации предлагается при его подписании указать на наличие пояснений и замечаний. Ознакомление и подписание акта производится в сроки, установленные действующим законодательством. В случае отказа руководителя объекта контрольного мероприятия подписать акт с указанием на наличие замечаний и пояснений участниками контрольной группы, проводившими данное контрольное мероприятие, делается в акте специальная запись об этом отказе с обязательным указанием даты, времени и обстоятельств получения отказа либо периода времени, в течение которого не был получен ответ руководителя. При поступлении от руководителя объекта контрольного мероприятия письменных пояснений и замечаний участник контрольной группы, ответственный за его проведение, готовит информацию с анализом таких пояснений и замечаний и прилагает ее к материалам, передаваемым руководству контролирующего органа. Такая информация является внутренним документом контролирующего органа, решение об ее отправке вместе с материалами проверки принимается руководством контролирующего органа.
7.4. В зависимости от содержания результатов контрольного мероприятия наряду с актом по необходимости подготавливаются следующие документы: представления; предписания; обращения в правоохранительные органы; уведомление о применении бюджетных мер принуждения. В представлениях отражаются: нарушения и недостатки, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия; предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба или возмещению причиненного вреда; предложения по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях; сроки принятия мер по устранению нарушений.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования должностными лицами проведению контрольных мероприятий контролирующий орган направляет в органы местного самоуправления, муниципальные органы, проверяемые органы, организации и их должностным лицам предписание. В предписаниях указываются: нарушения, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия и касающиеся компетенции должностного лица или организации, которым направляется предписание; обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений и взысканию средств местного бюджета, использованных неэффективно, незаконно или не по целевому назначению, и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях; нарушения, указанные в предписании, подлежат устранению в срок, установленный в предписании. Обращение контролирующего органа в правоохранительные органы подготавливается в случаях, если выявленные на объектах контрольного мероприятия нарушения законодательства Российской Федерации, Калужской области, муниципальных правовых актов муниципальных образований Думиничского района содержат признаки действий должностных лиц, влекущих за собой уголовную ответственность или требующих иных мер реагирования.
7.5. Обращение контролирующего органа в правоохранительные органы должно содержать: обобщенный вывод по результатам контрольного мероприятия о неправомерных действиях (бездействии) должностных и иных лиц объектов контроля (при наличии доводов о допущенных ими конкретных нарушениях законодательства Российской Федерации, Калужской области, нормативно-правовых актов муниципальных образований Думиничского района); конкретные факты выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, Калужской области, нормативно-правовых актов муниципальных образований Думиничского района, в том числе связанных с незаконным (нецелевым) использованием средств бюджета муниципальной собственности со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, положения которых нарушены, с указанием актов по результатам контрольного мероприятия на объектах, в которых данные нарушения зафиксированы; ведения о размере причиненного муниципальному образованию ущерба (при наличии); информацию о наличии объяснений и замечаний ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия (при их наличии) по существу каждого факта выявленных нарушений, зафиксированных в актах по результатам контрольного мероприятия; перечень представлений, предписаний, направленных в адрес объектов контрольного мероприятия, или иных принятых мер.
7.6. Контролирующий орган направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 40 календарных дней после даты окончания проверки.
8. Порядок контроля качества контрольной деятельности
8.1. Основными задачами контроля качества контрольной деятельности является обеспечение выполнения установленных настоящим Стандартом требований к процедуре проведения контрольных мероприятий, выявление и устранение недостатков проведения контрольных мероприятий.
8.2. Контроль качества проведения контрольных мероприятий, проводимых органом финансового контроля, осуществляется посредством проведения:
- текущего контроля качества;
- последующего контроля качества.
8.3. Текущий контроль качества работы контрольной группы и ее результатов осуществляет руководитель финансового органа. Текущий контроль включает проверки соответствия выполняемой работы программе контрольного мероприятия к установленным и порученным заданиям. Текущий контроль также направлен на выявление проблем, возникающих в ходе контрольного мероприятия, в целях своевременного принятия мер для их решения.
8.4. Последующий контроль качества осуществляется после завершения контрольного мероприятия путем проверки его результатов. Предметом последующего контроля являются:
- достижение целей проверки, соблюдение сроков, полнота охвата вопросов программы, своевременность оформления актов контрольного мероприятия;
- классификация выявленных нарушений и недостатков, достаточность доказательной базы;
- подготовка акта по проверенным вопросам программы. Последующий контроль качества осуществляет руководитель органа финансового контроля.
9. Заключительные положения
9.1. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Стандартом, специалисты органа финансового контроля обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, Калужской области и муниципальными правовыми актами муниципального района "Думиничский район" в указанной сфере деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Думиничского района Калужской области от 24 января 2020 г. N 17 "Об утверждении стандарта... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.