Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Развитие сферы культуры в настоящий момент является важнейшим национальным приоритетом развития страны. На сегодняшний день актуально решение задач, касающихся государственного регулирования деятельности учреждений культуры. Кроме того, до сих пор остается нерешенной проблема повышения эффективности культурных учреждений с помощью рыночных механизмов. Анализ современного состояния и развития сферы культуры в Российской Федерации позволяет прийти к выводам, что действующая государственная политика на практике сталкивается с рядом трудностей.
В настоящее время в мире наблюдается рост интереса к сфере культуры, поскольку большинство людей стремится к саморазвитию, желает повысить свой культурный уровень. Вместе с тем, в сфере культуры существуют нерешенные проблемы: недостаточная материально-техническая обеспеченность большинства учреждений культуры, нехватка средств на проведение противоаварийных и ремонтных работ, тенденция старения и снижения квалификации кадров. Приоритетными направлениями развития в сфере культуры являются: улучшение качества функционирования библиотечного, музейного, архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности; сохранение и популяризация объектов культурного наследия; укрепление культурного потенциала России для формирования ее положительного образа как внутри страны, так и за ее пределами.
В настоящее время сравнительные данные по федеральному и муниципальному уровню представлены следующим образом:
Показатель |
Российская Федерация |
Муниципальное образование "Город Калуга" |
Обеспеченность зрительскими местами учреждений культурно-досугового типа в расчете на 1 тыс. человек, % |
65% |
68% |
Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений, % |
83,7% |
69,5% |
Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей, % |
8% |
8% |
Доля публичных библиотек, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в общем количестве библиотек |
75,6% |
95,7% |
Увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности обучающихся детей, % |
11,6% |
12% |
Доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры, % |
92% |
100% |
Увеличение численности участников культурно-массовых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом), % |
7,1% |
3% |
Охват населения библиотечным обслуживанием, % |
34,8% |
24,9% |
Доля зданий учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, находящихся в неудовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, % |
19,8% |
9% |
Прогноз развития сферы культуры до 2030 года предполагает создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, направленных на обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; сохранение культурного наследия России; повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры; совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов сферы культуры.
Культура играет основополагающую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования "Город Калуга", формировании человеческого капитала, обеспечении достойного уровня и качества жизни населения. Государственная политика в сфере культуры направлена на обеспечение конституционных прав граждан по созданию, сохранению и освоению культурных ценностей, реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества, обеспечение эффективного научно обоснованного управления культурными процессами с учетом интересов и запросов населения, анализа состояния отрасли и тенденций ее развития.
Многообразие учреждений культуры (библиотеки, театры, детские школы искусств, клубные учреждения и т.д.) и сфера их деятельности, составляющая отрасль культуры, решает поставленные перед ней задачи в тесном взаимодействии с органами власти областного и муниципального уровней, общественными организациями, творческими союзами.
В настоящее время в муниципальном образовании "Город Калуга" действует 2 учреждения культурно-досугового типа: муниципальное бюджетное учреждение культуры "Культурно-досуговое объединение" и муниципальное бюджетное учреждение культуры "Городской досуговый центр"; 2 театрально-зрелищных учреждения: муниципальное бюджетное учреждение культуры "Калужский дом музыки" и муниципальное бюджетное учреждение культуры "Калужский театр кукол"; 9 детских школ искусств, подведомственных управлению культуры города Калуги; 23 библиотеки-филиала, объединенных в муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система г. Калуги".
В число учреждений культурно-досугового типа входят 19 филиалов, на базе которых работают 258 клубных формирования самодеятельного народного творчества различных жанров с общим количеством участников - 3662 человека. В муниципальных бюджетных учреждениях культуры, подведомственных управлению культуры города Калуги, действуют 14 самодеятельных коллективов, имеющих звание "народный", и 3 самодеятельных коллектива, имеющих звание "образцовый".
Одним из важных стимулов развития и совершенствования творческой деятельности коллективов художественной самодеятельности является участие в фестивалях и конкурсах межрегионального, всероссийского и международного уровня. Ежегодно творческие коллективы художественной самодеятельности, имеющие звания "народный" и "образцовый" самодеятельный коллектив, занимают более 20 призовых мест на фестивалях различного уровня, треть из них - награды международных фестивалей и конкурсов народного самодеятельного творчества.
На территории муниципального образования "Город Калуга" действуют 23 общедоступные библиотеки, объединенные в муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система г. Калуги" (центральная библиотека им. Н.В. Гоголя, центральная детская библиотека им. А.П. Гайдара, 14 городских, 3 детских и 4 сельских библиотеки-филиала). В 2018 году показатель охвата населения города и пригорода муниципального образования "Город Калуга" библиотечными услугами составил 24,9%.
Из фондов муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Калуги" в год выдается более 2 млн документов. Количество пользователей превышает 84 тысячи человек. Книжный фонд муниципального бюджетного учреждения "Централизованная библиотечная система г. Калуги" составляет более 1,4 млн экземпляров.
Начальное музыкальное, художественное, хореографическое образование осуществляется в 9 детских школах искусств и является особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель которого состоит в подготовке образованных любителей (слушателей, исполнителей и т.д.) различных видов искусств и обучении наиболее одаренных учащихся как будущих специалистов в сфере культуры и искусства.
В детских школах искусств обучается более 4 тысяч детей и подростков. Ежегодно самые достойные обучающиеся детских школ искусств становятся обладателями стипендии Городского Головы города Калуги, стипендий Губернатора Калужской области и Правительства Калужской области "Надежда". Лучшие обучающиеся школ искусств достойно представляют Калугу на конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня.
Театрально-концертная деятельность в муниципальном образовании "Город Калуга" представлена на достаточно высоком уровне. Самое яркое тому подтверждение - востребованность услуг вышеуказанных учреждений культуры у населения города, положительный резонанс и системное освещение в средствах массовой информации премьерных спектаклей и фестивальных программ, организуемых театрально-концертными учреждениями.
Ежегодно мероприятия театрально-зрелищных учреждений посещает свыше 70 тысяч зрителей, из них почти половина - дети. В целях увеличения посещений в муниципальных театрально-зрелищных учреждениях разрабатываются новые формы работы по привлечению зрительской аудитории. Уровень обновления репертуара ежегодно составляет не менее 15%.
В то же время не менее актуальным остается вопрос безопасности муниципальных учреждений культуры.
Среди различных видов безопасности для учреждений культуры приоритетными являются пожарная, электрическая, техническая и антитеррористическая безопасность.
Характерными недостатками в области обеспечения пожарной безопасности на объектах культуры являются:
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре;
- эксплуатация с нарушениями требований ПТЭ электроустановок и ветхих электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по огнеупорной обработке деревянных конструкций и чердачных помещений, замена горючей отделки путей эвакуации.
По итогам 2018 года в части организации работы по обеспечению безопасности муниципальных учреждений культуры удалось достичь следующих показателей:
- оснащенность учреждений системами АПС - 96,8%;
- оснащенность учреждений системами КТС - 98,5%;
- оснащенность учреждений камерами наружного и внутреннего видеонаблюдения - 42,4%.
Построение эффективной системы обеспечения безопасности должно решаться с учетом специфики учреждений культуры и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддерживания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. По результатам первых лет реализации муниципальной целевой программы по обеспечению безопасности учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере искусства можно сделать вывод о необходимости дальнейшей реализации мероприятий данной программы для достижения максимальной защищенности подведомственных управлению культуры города Калуги муниципальных учреждений.
Накопившиеся за последние годы проблемы в культуре значительно превышают возможности как государства, так и органов местного самоуправления по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную и муниципальную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям.
Успешное развитие сферы культуры является необходимым условием достижения стратегических целей и приоритетных задач муниципального образования "Город Калуга" в долгосрочной перспективе. Это предполагает решение ряда ключевых проблем, характеризующих современное состояние сферы культуры муниципального образования "Город Калуга":
1. Снижение доступности культурных продуктов и уровня образования в сфере искусства для населения области.
2. Устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры (зданий, специализированного оборудования, реквизита, музыкальных инструментов и т.д.). Материально-техническая база учреждений культуры в настоящее время не соответствует современным стандартам, информационным и культурным запросам населения.
Муниципальным учреждениям культуры все сложнее конкурировать с другими организациями в борьбе за свободное время граждан в условиях распространения средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, стремительного развития рынка электронных изданий и устройств для чтения электронных книг, информационных технологий.
3. Особого внимания требуют муниципальные учреждения культуры, находящиеся в сельской местности и нуждающиеся в предоставлении различных форм поддержки.
4. Проблемы обеспечения сохранности имущества организаций культуры, в том числе в части установки и функционирования систем противопожарной безопасности, сигнализации.
5. Невысокий престиж профессии работников сферы культуры и дополнительного образования детей в сфере искусства, проблема привлечения молодых специалистов в отрасль, как следствие - старение кадров.
6. Крайне медленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры в условиях радикального изменения информационного пространства Российской Федерации, нарастания темпов процессов глобализации, массовой компьютеризации, технологического развития сетей связи нового поколения и роста числа пользователей этими сетями.
7. Обеспечение равных возможностей для культурной и творческой деятельности представителей приоритетных категорий населения (детей, молодежи и граждан, проживающих в сельской местности), которые в наибольшей степени нуждаются во внимании со стороны государства.
Остро данная проблема стоит перед гражданами, проживающими в сельской местности и отдаленных населенных пунктах, что в большей степени обусловлено низким доступом к высококачественным услугам организаций культуры.
Негативные тенденции в сфере культуры могут повлечь за собой ухудшение качества жизни населения, снижение исторической, экологической и духовно-нравственной культуры общества.
Реализация муниципальной программы к 2025 году позволит оптимизировать и модернизировать сеть муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения муниципального образования "Город Калуга" ко всему спектру культурных благ.
Приоритеты муниципальной политики в сфере культуры формируются на основании следующих документов:
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1;
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
- Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации от 03.04.2012 N Пр-827;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Стратегия социально-экономического развития муниципального образования "Город Калуга" до 2030 года, утвержденная решением Городской Думы города Калуги от 21.02.2018 N 25;
- иные нормативные документы, регулирующие отношения в сфере культуры.
Реализация положений вышеперечисленных документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы культуры и искусства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.