Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 января 2020 года N 60-П
Порядок
оценки налоговых расходов Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет порядок проведения оценки налоговых расходов Ямало-Ненецкого автономного округа, правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Ямало-Ненецкого автономного округа, а также порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок, налоговые расходы, автономный округ).
1.2. Используемые в настоящем Порядке понятия применяются в значениях, определенных общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 (далее - общие требования).
1.3. Уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по автономному округу (далее - УФНС России по автономному округу), кураторами налоговых расходов и Министерством финансов Российской Федерации в целях реализации настоящего Порядка, является департамент финансов автономного округа.
1.4. В целях оценки налоговых расходов департамент финансов автономного округа:
1) формирует и утверждает перечень налоговых расходов;
2) обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, необходимой для проведения их оценки;
3) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов, проводимой кураторами налоговых расходов;
4) формирует данные для оценки эффективности налоговых расходов и представляет их в Министерство финансов Российской Федерации.
II. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов
2.1. Департамент финансов автономного округа ежегодно осуществляет сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов в разрезе показателей, включенных в перечень показателей для проведения оценки налоговых расходов субъекта Российской Федерации, являющийся приложением к общим требованиям (далее - перечень показателей).
Учет информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется департаментом финансов автономного округа в электронном виде (в форме электронной таблицы).
2.2. Формирование информации о нормативных характеристиках налоговых расходов по пунктам 2 - 8 перечня показателей осуществляется департаментом финансов автономного округа до 01 июня текущего финансового года с учетом положений нормативных правовых актов автономного округа, которыми устанавливаются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки по региональным налогам, налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в окружной бюджет, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения (далее - льготы).
2.3. Формирование информации о целевых характеристиках налоговых расходов по пунктам 11 и 15 перечня показателей осуществляется кураторами налоговых расходов в соответствии с перечнем налоговых расходов автономного округа за отчетный финансовый год.
Формирование информации о целевых характеристиках налоговых расходов по пунктам 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17 перечня показателей осуществляется департаментом финансов автономного округа.
2.4. Формирование информации о фискальных характеристиках налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов и УФНС России по автономному округу.
УФНС России по автономному округу формирует информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов в порядке и сроки, установленные общими требованиями.
Кураторы налоговых расходов до 15 апреля текущего финансового года направляют способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, в департамент финансов автономного округа следующую информацию о фискальных и целевых характеристиках налоговых расходов:
о фактическом объеме льгот для плательщиков за отчетный финансовый год, об оценке в текущем финансовом году, а также прогнозные данные на очередной финансовый год и плановый период по каждому налоговому расходу;
о численности плательщиков налогов, воспользовавшихся льготой, за отчетный финансовый год;
информацию, предусмотренную абзацем первым пункта 2.3 настоящего Порядка.
Информация о фискальных характеристиках налоговых расходов, предусмотренная пунктами 23 и 24 перечня показателей, направляется кураторами налоговых расходов способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, в департамент финансов автономного округа в срок, указанный в пункте 3.11 настоящего Порядка.
III. Порядок проведения оценки налоговых расходов
3.1. Оценка налоговых расходов, включающая в себя оценку объемов налоговых расходов, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, и оценку эффективности налоговых расходов, осуществляется кураторами налоговых расходов.
Оценка эффективности налоговых расходов включает оценку целесообразности налоговых расходов и оценку результативности налоговых расходов.
Оценка эффективности налоговых расходов проводится в текущем финансовом году за отчетный год, за исключением оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, которая проводится в текущем финансовом году за год, предшествующий отчетному году.
3.2. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
соответствие налоговых расходов целям государственных программ автономного округа (подпрограммы государственной программы автономного округа) и (или) целям социально-экономической политики автономного округа, не относящимся к государственным программам автономного округа;
востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Налоговый расход должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей государственной программы автономного округа (подпрограммы государственной программы автономного округа) и (или) целей социально-экономической политики автономного округа. Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой. Косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
Если льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, общая продолжительность которых составляет 5 лет.
3.3. Налоговый расход должен соответствовать критериям целесообразности, указанным в пункте 3.2 настоящего Порядка. В случае несоответствия налогового расхода хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, куратору налогового расхода необходимо представить в департамент финансов автономного округа предложения с обоснованием необходимости сохранения, уточнения, отмены льготы для плательщиков, обуславливающей налоговый расход.
3.4. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, на значение которого оказывает влияние налоговый расход.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
3.5. Оценка результативности налоговых расходов также включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
3.6. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
Сравнительный анализ, указанный в абзаце первом настоящего пункта, включает сравнение объемов расходов окружного бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов окружного бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа могут учитываться в том числе:
- субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств окружного бюджета;
- предоставление государственных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
- совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
Куратором налогового расхода формулируется вывод о наиболее эффективном способе предоставления государственной поддержки для достижения показателя (индикатора) государственной программы автономного округа и (или) цели социально-экономической политики автономного округа, не относящейся к государственным программам автономного округа, на значение которого будет оказывать влияние льгота.
3.7. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 3.6 настоящего Порядка, рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Порядка.
Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов автономного округа.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу.
В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
3.8. В целях проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов департамент финансов автономного округа до 05 мая текущего года направляет способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, кураторам стимулирующих налоговых расходов следующую информацию, полученную в соответствии с общими требованиями от УФНС России по автономному округу и Министерства финансов Российской Федерации:
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ();
- базовый объем налогов, задекларированный для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа плательщиками, имеющими право на льготы;
- объем налогов, задекларированный для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа плательщиками, имеющими право на льготы за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году;
- численность плательщиков, воспользовавшихся льготой, за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды, предшествующие отчетному году;
- объем льгот за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды, предшествующие отчетному году.
3.9. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (E) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет автономного округа, оцениваются (прогнозируются) куратором налоговых расходов;
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов автономного округа субъектов Российской Федерации в i-м году по отношению к показателям базового года;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований автономного округа, рассчитываемая по формуле:
,
где:
- целевой уровень инфляции (4 процента);
p - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения государственного долга автономного округа по состоянию на 01 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период.
В случае если указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
в случае если указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
в случае если указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
Расчетная стоимость среднерыночных заимствований автономного округа определяется департаментом финансов автономного округа и направляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления, кураторам налоговых расходов одновременно с информацией, указанной в пункте 3.8 настоящего Порядка.
Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в базовом году (), рассчитывается по формуле:
,
где:
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем Порядке понимаетс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.