Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за 2019 год
В целях законодательного обеспечения реализации бюджетной и налоговой политики в Московской области в 2019 году Московской областной Думой принято 28 законов Московской области.
В сфере налогового законодательства.
В целях приведения Закона Московской области N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Московской области N 54/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области", в котором исключены пониженные налоговые ставки в отношении движимого имущества для организаций в Московской области, так как с 1 января 2019 года движимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве основных средств, не является объектом для исчисления налога на имущество организаций.
В целях стимулирования организаций осуществлять инвестиции в приобретение, сооружение, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств и привлечения в Московскую область новых налогоплательщиков принят Закон Московской области N 162/2019-ОЗ "Об инвестиционном налоговом вычете в Московской области". Организациям для отдельных видов экономической деятельности установлено право применять инвестиционный налоговый вычет в размере 90 процентов с установлением размера ставки налога на прибыль организаций, используемой для определения предельной величины инвестиционного налогового вычета, в размере 10 процентов, подлежащих зачислению в бюджет Московской области.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории Московской области принят Закон Московской области N 147/2019-ОЗ "О внесении изменений в статью 26.21 "Льготы, предоставляемые участникам региональных инвестиционных проектов" Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". Установленные в Московской области для участников региональных инвестиционных проектов налоговые льготы с 1 января 2018 года распространяются не только на созданное, но и на реконструируемое в рамках реализации регионального инвестиционного проекта имущество.
Принят Закон Московской области N 126/2019-ОЗ "О внесении изменения в статью 27 "Особенности использования отдельных налоговых льгот" Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". Установлен срок действия в Московской области пониженных ставок по налогу на прибыль организаций до даты окончания их действия, но не позднее 1 января 2023 года. Изменения внесены в связи с изменениями, принятыми на федеральном уровне в части ограничения права субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации.
В целях стимулирования развития в Московской области инвестиционной деятельности в сфере производства и потребления отходов принят Закон Московской области N 168/2019-ОЗ "О дополнении Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" статьей 26.28 "Льготы, предоставляемые организациям, на балансе которых учтены комплексы по обращению с отходами (по переработке отходов) производства и потребления". Организациям, на балансе которых учтены комплексы по обращению с отходами (по переработке отходов) производства и потребления, установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций. Льгота распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
В целях расширения мер поддержки многодетным семьям принят Закон Московской области N 169/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". С 1 января 2019 года льгота по транспортному налогу предоставляется за весь налоговый период, в котором семья получила (утратила) статус многодетной. Одновременно, в целях устранения дублирования в законодательстве Московской области норм федерального законодательства, уточнены положения статей 25 и 26.8 Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" в части исключения для отдельных категорий налогоплательщиков порядка подтверждения статуса, дающего право на получение льгот по транспортному налогу.
В целях сохранения инвестиционной привлекательности Московской области принят Закон Московской области N 198/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". До 1 января 2023 года продлено действие льгот по налогу на имущество организаций, установленных в Московской области для организаций, на балансе которых учтены объекты недвижимости с выставочными залами, используемыми для проведения выставок, организаций, на балансе которых учтены автомобильные дороги общего пользования, и организаций, осуществляющих деятельность по производству пива.
Принят Закон Московской области N 199/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области". В целях обеспечения благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и снижения роста налоговой нагрузки на бизнес установлены ставки налога на имущество организаций на 2020 год в размере 1,7 процента с дальнейшим увеличением ставки на 0,1 процентных пункта ежегодно до 2 процентов в 2023 году и последующие годы. Также, в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, установлено, что в Московской области налог на имущество организаций в отношении нежилых помещений, используемых или предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, с 2020 года исчисляется от кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.
В рамках реализации налоговых полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных главой 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, в целях дальнейшего совершенствования законодательства Московской области принят Закон Московской области N 200/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области". Увеличены значения потенциально возможного годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности для всех групп налогоплательщиков. Дополнительные доходы бюджетов городских округов Московской области в 2020 году в результате принятых изменений оцениваются в сумме порядка 178,8 млн. рублей.
В целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в части установления сроков уплаты транспортного налога и авансовых платежей по указанному налогу принят Закон Московской области N 246/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О транспортном налоге в Московской области". Федеральным законом от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 363 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления для налогоплательщиков-организаций с 1 января 2021 года единых сроков уплаты транспортного налога и авансовых платежей по указанному налогу: не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, срок уплаты авансовых платежей по указанному налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Принят Закон Московской области N 247/2019-ОЗ "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Московской области, на 2020 год", которым установлен определенный с учетом темпов роста средней заработной платы в Московской области коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в размере 2,34418. В результате ежемесячный авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, работающих в Московской области по патенту, увеличится по сравнению с 2019 годом на 350 рублей и составит 5 100 рублей.
В сфере бюджетного законодательства.
В Закон Московской области N 216/2018-ОЗ "О бюджете Московской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Законами Московской области N 11/2019-ОЗ, N 79/2019-ОЗ, N 98/2019-ОЗ, N 159/2019-ОЗ, N 185/2019-ОЗ, N 263/2019-ОЗ внесены изменения, обусловленные необходимостью:
учесть в бюджете Московской области средства, выделенные из федерального бюджета, и остатки средств бюджета Московской области, не использованные в 2019 году;
уточнить плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам с учетом динамики поступлений в 2019 году;
уточнить и перераспределить отдельные расходы бюджета Московской области для обеспечения финансирования мероприятий по приоритетным направлениям;
увеличить размер межбюджетного трансферта на страхование неработающего населения по обязательному медицинскому страхованию в связи с внесением изменений в федеральное законодательство;
привести расходы в соответствие с внесенными в государственные программы Московской области изменениями;
предоставления субсидий публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" на осуществление мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов;
увеличения расходов на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства;
увеличения объема размещения государственных ценных бумаг Московской области в связи с размещением облигационного займа для населения в 2019 - 2021 годах;
перераспределения средств бюджета Московской области, высвободившихся в связи со сложившейся экономией в результате проведения конкурсных процедур, а также по ожидаемым итогам исполнения дорожных карт и уточнения фактической потребности в средствах.
Изменения доходов бюджета Московской области в результате внесенных изменений
млрд. рублей | |||
Доходы |
Бюджет 2019 |
В редакции Закона Московской области N 263/2019-ОЗ |
Разница |
ВСЕГО |
537,03 |
586,37 |
49,34 |
В том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
30,79 |
68,75 |
37,96 |
Распределение бюджетных ассигнований по Государственным программам Московской области и непрограммным направлениям деятельности бюджета Московской области на 2019 год
млрд. рублей | |||
Наименование программы |
Бюджет 2019 |
В редакции Закона Московской области N 263/2019-ОЗ |
Разница |
109,93 |
129,56 |
19,63 |
|
5,07 |
4,85 |
-0,22 |
|
145,89 |
148,64 |
2,75 |
|
73,66 |
74,13 |
0,47 |
|
7,02 |
6,92 |
-0,01 |
|
7,63 |
7,64 |
0,01 |
|
10,97 |
39,71 |
28,74 |
|
11,61 |
12,98 |
1,37 |
|
4,42 |
16,67 |
12,25 |
|
11,97 |
17,12 |
5,15 |
|
11,18 |
7,40 |
-3,78 |
|
28,16 |
27,81 |
-0,35 |
|
7,30 |
9,29 |
1,99 |
|
82,05 |
123,24 |
41,19 |
|
8,43 |
8,20 |
-0,23 |
|
1,42 |
1,35 |
-0,07 |
|
13,21 |
14,04 |
0,83 |
|
29,24 |
31,15 |
1,91 |
|
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области |
|
0,80 |
0,80 |
Всего по государственным программам |
569,16 |
681,5 |
-112,34 |
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2016 - 2020 годы |
2,63 |
0,79 |
-1,84 |
Непрограммные расходы |
15,85 |
10,81 |
-5,04 |
ИТОГО: |
587,65 |
693,11 |
105,46 |
Принят Закон Московской области N 167/2019-ОЗ "Об исполнении бюджета Московской области за 2018 год", которым утвержден отчет об исполнении бюджета Московской области за 2018 год по доходам в сумме 511,5 млрд. рублей, по расходам в сумме 540,4 млрд. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета Московской области) в сумме 28,9 млрд. рублей. Фактический объем средств, направленных за 2018 год на исполнение публичных нормативных обязательств, составил 48,5 млрд. рублей. Установлено, что фактический объем государственного долга Московской области на 1 января 2019 года составил 128,8 млрд. рублей, в том числе по государственным гарантиям Московской области - 0 рублей.
Исполнение бюджета Московской области за 2018 год показал следующее изменение показателей бюджета в сравнении с 2017 годом: доходы бюджета Московской области в 2018 году исполнены на 55,7 млрд. рублей больше, чем в 2017 году (за 2017 год - 455,8 млрд. рублей), а расходы исполнены на 68,8 млрд. рублей больше в сравнении с 2017 годом (за 2017 год - 471,6 млрд. рублей).
В 2019 году действовал Закон Московской области N 225/2018-ОЗ "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", устанавливающий правовые основы распределения средств, выделенных на финансирование дополнительных мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, средств массовой информации, социального обслуживания населения, оказание материальной помощи и проведение подписки на периодические издания отдельных категорий граждан, проведение мероприятий, посвященных знаменательным событиям и памятным датам, установленным в Российской Федерации и Московской области. В течение 2019 года приняты два закона Московской области N 60/2019-ОЗ и N 149/2018-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", которыми вносились изменения в ранее утвержденные мероприятия и перераспределялись суммы на финансирование мероприятий. Указанными законами Московской области дополнительно включены мероприятия за счет распределения ранее нераспределенных средств бюджета Московской области на 2019 год на эти цели, а также средств, неиспользованных в 2018 году.
Всего в бюджете Московской области на 2019 год на реализацию мероприятий Закона Московской области N 225/2018-ОЗ "О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрено 840,2 млн. рублей, основная часть которых направлена на социально ориентированные мероприятия в сферах: образование - 412,1 млн. рублей, культура - 68,3 млн. рублей, здравоохранение - 81,0 млн. рублей, физическая культура - 56,6 млн. рублей, благоустройство и формирование комфортной среды - 96,4 млн. рублей, социальная защита населения, включая адресную материальную помощь малообеспеченным гражданам - 91,8 млн. рублей.
В целях совершенствования порядка рассмотрения проектов бюджетов Московской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области в принят Закон Московской области N 125/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области". В частности, уточнен состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области. Также, в целях обеспечения открытости бюджетных данных установлена обязательность обсуждения на публичных слушаниях проектов законов о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области на очередной финансовый год и на плановый период и об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
В целях совершенствования бюджетного процесса в Московской области принят Закон Московской области N 259/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджетном процессе в Московской области". Уточнен перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в законы Московской области о бюджете Московской области и о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
Принят Закон Московской области N 1/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Контрольно-счетной палате Московской области", которым исключено дополнительное требование к образованию Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области.
В целях приведения отдельных норм Закона Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 566-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" принят Закон Московской области N 49/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О Контрольно-счетной палате Московской области". Учитывая, что указанным Федеральным законом установлено, что представительные органы муниципальных образований вправе в порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, Закон Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" дополнен новой статьей, устанавливающей порядок заключения соглашений представительными органами муниципальных образований Московской области с Контрольно-счетной палатой Московской области о передаче Контрольно-счетной палате Московской области полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
По итогам рассмотрения информации прокуратуры Московской области о результатах мониторинга Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - Закон Московской области N 37/2016-ОЗ) и с учетом результатов проведенного анализа практики применения статьи 11.1 "Нарушение критериев отбора муниципальных образований Московской области, установленных законами Московской области и (или) Правительством Московской области для предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области" указанного Закона принят Закон Московской области N 59/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях". Признана утратившей силу глава 11 "Административные правонарушения при предоставлении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований" Закона Московской области N 37/2016-ОЗ, в состав которой входила единственная статья - статья 11.1. Закона Московской области N 37/2016-ОЗ Также в связи с признанием утратившей силу статьи 11.1 внесены необходимые уточнения в статьи 16.3 и 16.5 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ.
В целях реализации изменений федерального законодательства, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 510-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принят Закон Московской области N 91/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях". Установлен перечень должностных лиц органов местного самоуправления Московской области, уполномоченных составлять в Московской области протоколы об административных правонарушениях по новой статье 7.32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении муниципального финансового контроля.
В целях построения в Московской области межбюджетных отношений с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации, и с учетом особенностей формирования бюджетных правоотношений, возникающих при составлении и исполнении бюджетов Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, начиная с бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в части прекращения с 1 января 2021 года межбюджетного регулирования отношений с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений Московской области в связи с завершением в 2019 году муниципальной реформы, принят Закон Моск
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.