Распоряжение Министерства образования Московской области
от 23 декабря 2019 г. N 148
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 02.03.2011 N 171/7 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области", Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области":
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - Порядок).
2. Отделу совершенствования функциональной деятельности и организации финансового контроля обеспечить осуществление контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, в соответствии с Порядком.
3. Управлению информационно-аналитической работы Министерства образования Московской области направить копию настоящего распоряжения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и Прокуратуру Московской области в пятидневный срок после его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра образования Московской области Московской области Лазарева А.А.
Министр образования |
И.А. Каклюгина |
Утвержден
распоряжением Министерства образования
Московской области
от 23.12.2019 N 148
Порядок
осуществления контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - Порядок), определяет механизм реализации контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (далее соответственно - образовательные организации, Министерство).
2. Порядок разработан на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации Министерством полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области", в соответствии с Порядком осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 02.03.2011 N 171/7 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области".
3. Контроль за финансовой деятельностью образовательных организаций осуществляется Министерством в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области и Порядком.
4. Организация осуществления контроля за финансовой деятельностью возлагается на отдел совершенствования функциональной деятельности и организации финансового контроля Министерства (далее - отдел финконтроля).
II. Организация и проведение контроля за финансовой деятельностью образовательных организаций
5. Контроль за финансовой деятельностью образовательных организаций представляет собой систему обязательных контрольных действий в части проверки законности, обоснованности, экономической эффективности и целесообразности использования средств бюджета Московской области за определенный период времени.
6. Контроль за финансовой деятельностью образовательных организаций включает в себя:
контроль за соблюдением порядка осуществления приносящей доход деятельности, предельных цен (тарифов) на оплату оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
анализ составления и исполнения бюджетных смет (плана финансово-хозяйственной деятельности) образовательными организациями;
контроль за выполнением плановых (прогнозных) показателей результатов деятельности, анализ причин отклонения фактических показателей результатов деятельности от плановых (прогнозных);
контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей;
контроль учета расчетов с подотчетными лицами;
контроль оплаты труда;
контроль учета основных средств и материальных запасов, списания горючесмазочных материалов и работы автотранспорта;
контроль осуществления публичных обязательств (выплаты стипендий, грантов, компенсаций, материального обеспечения отдельных категорий обучающихся и т.п.)
контроль в отношении средств, предусмотренных на организацию питания;
контроль финансовой деятельности при выполнении государственного задания;
контроль расходования средств целевых субсидий.
7. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
8. Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу контрольного мероприятия.
9. Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу контрольного мероприятия.
10. Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу контрольного мероприятия принимает руководитель контрольного мероприятия, исходя из содержания вопроса контрольного мероприятия, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, срока проведения контрольного мероприятия.
11. Контроль за финансовой деятельностью осуществляется в следующей последовательности:
планирование контрольных мероприятий;
подготовка к проведению контрольного мероприятия;
проведение контрольного мероприятия, оформление его результатов;
контроль своевременности и полноты устранения нарушений в деятельности проверенных образовательных организаций.
12. Планирование контрольной деятельности включает в себя:
составление отделом финконтроля проекта плана контрольных мероприятий на очередной календарный год (далее - План);
утверждение приказом министра образования Московской области (далее соответственно - приказ, министр) Плана не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому периоду;
размещение отделом финконтроля Плана в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт Министерства).
13. В Плане указываются наименование объекта контроля, тема контрольного мероприятия, форма контрольного мероприятия, сроки проведения и проверяемый период.
14. Внесение изменений в План допускается не позднее, чем за месяц до дня начала проведения контрольного мероприятия образовательных организаций, в отношении которых вносятся такие изменения.
Информация о внесении изменений в План размещается в течение трех рабочих дней со дня издания соответствующего приказа на официальном сайте Министерства.
15. Руководитель отдела финконтроля осуществляет контроль за исполнением Плана.
16. Плановые контрольные мероприятия в отношении одной и той же образовательной организации по одним и тем же вопросам проводятся не чаще чем один раз в год.
17. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся по поручению министра, на основании служебной записки структурного подразделения Министерства, в случае получения от органов государственной власти, юридических лиц и граждан информации о нарушении или наличии признаков (рисков) возможных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Основанием для проведения контрольного мероприятия является распорядительный акт Министерства образования Московской области (далее - распорядительный акт) о проведении внепланового контрольного мероприятия.
18. Контрольные мероприятия по форме могут быть камеральные и выездные.
Камеральные контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения отдела финконтроля, на основании документов, представленных по запросу отдела финконтроля.
Выездные контрольные мероприятия, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов, проводятся по месту нахождения образовательных организаций.
19. При подготовке контрольного мероприятия отделом финконтроля в соответствии с Планом:
готовится проект распорядительного акта о проведении контрольного мероприятия, содержащий:
форму контрольного мероприятия;
тему контрольного мероприятия;
наименование образовательных организаций;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия;
сроки проведения контрольного мероприятия.
программу контрольного мероприятия;
перечень уполномоченных лиц (фамилия, имя, отчество, должность).
В состав уполномоченных лиц включаются сотрудники отдела финконтроля. В соответствии с законодательством Российской Федерации возможно привлечение экспертов для проведения независимых экспертиз, сотрудников структурных подразделений Министерства, работников образовательных организаций.
Распорядительный акт о проведения контрольного мероприятия должен быть издан не позднее 3 рабочих дней до дня начала его проведения.
20. Срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 30 рабочих дней.
Распорядительным актом может быть установлен сокращенный срок проведения контрольного мероприятия.
21. Срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен распорядительным актом, но не более чем на 30 рабочих дней.
Служебная записка за подписью заведующего отделом финконтроля (его
заместителя) о продлении срока контрольного мероприятия представляется заместителю министра, курирующему финансовый блок Министерства, в срок не позднее пяти рабочих дней до даты окончания контрольного мероприятия, указанной в распорядительном акте о его проведении.
Распорядительный акт о продлении срока проведения контрольного мероприятия доводится до сведения образовательной организации в срок не позднее пяти рабочих дней со дня издания соответствующего распорядительного акта.
22. Уполномоченные лица имеют право:
1) запрашивать и получать у образовательных организаций на основании запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольного мероприятия.
Запрос должен содержать необходимые вопросы, перечень документов, материалов и сведений, срок и порядок их представления, а также сведения о необходимости организации рабочих мест для осуществления контрольного мероприятия, на время проведения выездных контрольных мероприятий.
При невозможности представить документы и материалы, должностные лица проверяемой образовательной организации обязаны представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления;
2) при осуществлении выездных контрольных мероприятий беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии Приказа посещать помещения и территории объектов контрольного мероприятия в образовательных организациях, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
3) вносить предложения об устранении выявленных при проведении контрольного мероприятия недостатков (нарушений).
23. Уполномоченные лица обязаны:
1) уведомлять проверяемые образовательные организации о проведении контрольного мероприятия не позднее, чем за три рабочих дня до дня начала проведения контрольного мероприятия;
2) знакомить руководителей образовательных организаций с копией распорядительного акта о проведении контрольного мероприятия (продлении срока проведения контрольного мероприятия), а также с результатами проведенного контрольного мероприятия (актами и заключениями).
24. При выявлении в ходе контрольного мероприятия действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, преступления, материалы контрольного мероприятия направляются в Главное контрольное управление Московской области, правоохранительные органы, Прокуратуру Московской области.
25. Во время проведения контрольного мероприятия должностные лица образовательных организаций обязаны:
1) не препятствовать проведению контрольного мероприятия, в том числе обеспечивать право доступа уполномоченных лиц в помещения образовательных организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;
2) обеспечивать необходимые условия для работы уполномоченных лиц, в том числе предоставлять отдельные помещения для работы, оргтехнику, средства связи (за исключением мобильной связи);
3) принимать меры к устранению выявленных при проведении контрольного мероприятия недостатков (нарушений);
4) по письменному запросу уполномоченных лиц представлять в установленные в запросе сроки необходимые документы и сведения.
26. Документы и материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия, представляются в подлиннике или в копии, заверенные уполномоченными должностными лицами образовательных организаций.
27. Должностные лица проверяемых образовательных организаций, необоснованно препятствующие проведению контрольного мероприятия, уклоняющиеся от его проведения и (или) представления предусмотренной настоящим Порядком и необходимой для осуществления проверки информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. В ходе контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по проверке:
учредительных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
фактического наличия, сохранности и правильности использования материальных ценностей, находящихся в собственности Московской области, в том числе денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности образовательных организаций;
принятых образовательными организациями мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей проверки.
29. По результатам контрольного мероприятия составляется акт проверки (далее - Акт).
Акт состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть Акта содержит следующую информацию: наименование темы контрольного мероприятия;
дату и место составления Акта;
основание проведения контрольного мероприятия (номер и дата распорядительного акта о проведении контрольного мероприятия, а также указание на плановый/внеплановый характер проверки);
проверяемый период и сроки проведения контрольного мероприятия;
полное наименование и адрес образовательной организации;
фамилия, имя, отчество, должность лиц, проводивших предыдущее контрольное мероприятие, дата проведения контрольного мероприятия, мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Аналитическая часть Акта может состоять из разделов в соответствии с вопросами программы контрольного мероприятия.
В итоговой части Акта отражаются выводы и предложения по выявленным в ходе контрольного мероприятия нарушениям.
Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для образовательных организаций, второй экземпляр - для Министерства.
30. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе контрольного мероприятия составляется промежуточный акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается уполномоченным лицом, ответственным за проверку конкретного вопроса программы контрольного мероприятия, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами образовательных организаций.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в Акт.
31. Каждый экземпляр Акта подписывается уполномоченными лицами в соответствии с распорядительным актом о проведении контрольного мероприятия.
32. Акт направляется (вручается) проверенной образовательной организации в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания по межведомственной системе электронного документооборота, нарочно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
33. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в Акте, должны подтверждаться документами, объяснениями должностных лиц проверенной образовательной организации, другими материалами. Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к документам контрольного мероприятия. Документация подлежит хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе контрольного мероприятия, должны быть указаны нормативные правовые акты, положения которых нарушены, за какой период, в чем выразилось нарушение, а также могут приводиться ссылки на приложения к Акту (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных лиц и иные сведения и документы).
34. В течение десяти рабочих дней со дня получения Акта проверяемая образовательная организация вправе представить отделу финконтроля письменные возражения по фактам, изложенным в Акте, которые приобщаются к материалам контрольного мероприятия.
Отдел финконтроля в срок до пяти рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает обоснованность этих возражений, подготавливает по ним письменное заключение в двух экземплярах, один из которых направляет в проверенную образовательную организацию, второй приобщает к материалам контрольного мероприятия.
В случае непредставления возражений по Акту в течение десяти рабочих дней со дня его получения проверенной образовательной организацией, считается, что акт принят без возражений.
35. Материалы проверки представляются для рассмотрения министру в течение 20 рабочих дней с даты подписания Акта (или заключения по возражениям).
36. По итогам рассмотрения материалов контрольного мероприятия и в случае наличия нарушений министр принимает решение:
о направлении предложений проверенным образовательным организациям о необходимости устранения выявленных нарушений (замечаний) в установленный в Акте срок, применении дисциплинарных взысканий к виновным должностным лицам, проведении проверок;
о направлении материалов в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на осуществление государственного финансового контроля, в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в отношении которых возможность устранения отсутствует.
III. Составление и представление отчетности о результатах контрольных мероприятий
37. По результатам контрольных мероприятий осуществляется аналитический учет по устранению выявленных нарушений, составляются отчеты и справочная информация в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по запросу Главного контрольного управления Московской области и иных органов внешнего контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 23 декабря 2019 г. N 148 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за финансовой деятельностью государственных бюджетных, казенных и автономных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 31 декабря 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства образования Московской области от 27 декабря 2023 г. N Р-1175
Распоряжение Министерства образования Московской области от 23 декабря 2022 г. N Р-839