В соответствии со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации города Кирова от 19.06.2019 N 1331-п "Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования "Город Киров", постановлением администрации города Кирова от 29.07.2019 N 1737-п "О разработке, утверждении, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования "Город Киров" администрация города Кирова постановляет:
Внести в муниципальную программу "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Киров" в 2020 - 2024 годах, утвержденную постановлением администрации города Кирова от 14.10.2019 N 2529-п (далее - Программа), следующие изменения:
1. Таблицу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы (тыс. руб.)" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение муниципальной программы (тыс. руб.)
Годы реализации муниципальной программы |
Объем финансового обеспечения |
Наименование источника финансирования |
||||
1. Всего, за счет бюджета муниципального образования "Город Киров" |
В том числе |
2. За счет внебюджетных источников |
||||
1.1. За счет собственных доходов бюджета |
1.2. За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
1.3. За счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета |
||||
2020 |
501 644,90 |
501 644,90 |
486 501,60 |
0,00 |
15 143,3 |
0,00 |
2021 |
468 581,80 |
468 581,80 |
468 091,50 |
0,00 |
490,3 |
0,00 |
2022 |
473 736,80 |
473 736,80 |
473 233,50 |
0,00 |
503,3 |
0,00 |
2023 |
440 207,80 |
440 207,80 |
439 709,00 |
0,00 |
498,80 |
0,00 |
2024 |
440 932,80 |
440 932,80 |
440 434,00 |
0,00 |
498,80 |
0,00 |
Всего, в том числе |
2 325 104,10 |
2 325 104,10 |
2 307 969,60 |
0,00 |
17 134,50 |
0,00 |
Подпрограмма N 1 |
|
|
|
|
|
|
2020 |
501 026,60 |
501 026,60 |
486 359,60 |
0,00 |
14 667,00 |
0,00 |
2021 |
467 949,50 |
467 949,50 |
467 949,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2022 |
473 091,50 |
473 091,50 |
473 091,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2023 |
438 836,00 |
438 836,00 |
438 836,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2024 |
438 836,00 |
438 836,00 |
438 836,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
2 319 739,60 |
2 319 739,60 |
2 305 072,60 |
0,00 |
14 667,00 |
0,00 |
Подпрограмма N 2 |
|
|
|
|
|
|
2020 |
618,30 |
618,30 |
142,00 |
0,00 |
476,30 |
0,00 |
2021 |
632,30 |
632,30 |
142,00 |
0,00 |
490,30 |
0,00 |
2022 |
645,30 |
645,30 |
142,00 |
0,00 |
503,30 |
0,00 |
2023 |
676,80 |
676,80 |
178,00 |
0,00 |
498,80 |
0,00 |
2024 |
676,80 |
676,80 |
178,00 |
0,00 |
498,80 |
0,00 |
Итого |
3 249,50 |
3 249,50 |
782,00 |
0,00 |
2 467,50 |
0,00 |
Подпрограмма N 3 |
|
|
|
|
|
|
2020 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2021 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2022 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2023 |
695,00 |
695,00 |
695,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2024 |
1 420,00 |
1 420,00 |
1 420,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
2 115,00 |
2 115,00 |
2 115,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2. Раздел 1 "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития" Программы изложить в новой редакции:
"Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Киров" осуществляется в рамках стратегических целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации.
Государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывает в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяет раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека.
Сегодня любые успехи в сфере культуры являются предметом особой гордости любого муниципального образования. Муниципальные образования начинают конкурировать в области привлечения человеческих ресурсов, стремясь занять лидирующие позиции. В этих условиях многократно возрастает значение сферы культуры как фактора конкурентоспособности городов, поскольку сфера культуры отражает качество жизни горожан и оказывает влияние на социально-экономические процессы.
Программа разработана в целях дальнейшего инновационного развития культуры в условиях современного города. При этом в качестве важнейших показателей привлекательности и узнаваемости города рассматриваются интеллектуальные, культурные и творческие возможности населения, главной целью которых является постоянное повышение качества жизни горожан.
В настоящее время на территории муниципального образования "Город Киров" свою деятельность осуществляют 60 учреждений (27 юридических лиц), подведомственных управлению культуры администрации города Кирова: 28 библиотек, 15 культурно-досуговых учреждений клубного типа, 14 учреждений дополнительного образования (детские школы искусств (по видам искусств)), 1 музей, 1 концертная организация, 1 централизованная бухгалтерия.
Всего в учреждениях по состоянию на 01.01.2019 работали 1384 человека (в учреждениях дополнительного образования - 818 человек; в учреждениях клубного типа - 310 человек; в библиотеках - 222 человека; в филармонии - 22 человека; в музее - 12 человек).
За последние пять лет (с 2014 по 2018 г.) значительно вырос интерес среди населения города Кирова к посещению учреждений культуры. По состоянию на 01.01.2019 количество посещений учреждений культуры достигло 1996870 посещений в год, что на 24% больше по отношению к 2014 году. На 19% увеличилось количество детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях.
Основная задача сферы культуры - создание и развитие системы учреждений культуры, отвечающих современным требованиям, т.к. в современных условиях успешное функционирование отрасли зависит от развития ее инфраструктуры, материально-технической базы, являющихся основными факторами создания условий для творческого развития населения, организации культурного и интеллектуального досуга.
Деятельность библиотек основывается на признании неотъемлемого права всех жителей на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом - повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.
Муниципальные библиотеки, выполняя социальные и коммуникативные функции, являются важнейшей составляющей культурной и информационной инфраструктуры города Кирова. Библиотеки развиваются как интеллектуальные, информационные, социальные центры, реализующие социально значимые проекты и программы по поддержке чтения, формированию информационной культуры, краеведению, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию граждан. А также предоставляют населению информацию по вопросам местного самоуправления.
Ежегодно услугами библиотек пользуются более 150000 жителей. Количество посещений по отношению к 2014 году увеличилось на 29%. В целях повышения доступности и качества библиотечных услуг в прошедшем периоде сформирован электронный каталог библиотек, количество библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек Кировской области, в том числе включенных в сводный электронный каталог библиотек России, увеличилось на 15%.
Сегодня библиотечная система города остро нуждается в повышении конкурентоспособности и комплексной модернизации муниципальных библиотек. Модернизация обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Современный этап эволюции информационной функции библиотек связан с непрерывным развитием общества, компьютерных технологий и телекоммуникаций, развитием электронных продуктов и услуг, возможностью удаленного доступа пользователей к ресурсам библиотеки. Распространение современных интернет-систем, коммерческих информационных структур, занимающихся хранением и переработкой электронной информации, ставит библиотеки в условия зависимости и жесткой конкуренции.
Библиотека как активный информационный агент, равноправное действующее лицо в сетевом, виртуальном пространстве, обеспечивающая доступ как к собственным, так и мировым информационным ресурсам, дающая пользователю профессиональную консультацию в навигации и выборе источников информации, должна иметь современную материально-техническую базу, позволяющую гибко реагировать на запросы современного пользователя.
За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) в библиотеках произошло сокращение компьютерной техники на 7%. Более 90% компьютерного парка библиотек технически устарело и требует замены, т.к. не отвечает необходимым техническим требованиям.
Все библиотеки подключены к сети Интернет, но на сегодняшний момент сохраняется сложная ситуация с подключением 8 сельских библиотек, которые оказывают услуги доступа к сети Интернет посредством устаревших технологий - модемов. В этих библиотеках отсутствует подключение к Интернету через оптоволокно, что отрицательно сказывается на скорости подключения, соответственно, на качестве оказания информационных услуг, а также ограничивает доступ пользователей к электронным сетевым ресурсам.
Не решена проблема приобретения лицензионного программного обеспечения. Существенных финансовых вложений требует автоматизация процессов библиотечного обслуживания читателей с применением технологии RFID для организации обслуживания читателей, а также контроля перемещения библиотечного фонда.
Основной системообразующий элемент в ресурсном обеспечении библиотек - фонд библиотечных документов. Его количественный, качественный и видовой состав непосредственно влияет на эффективность библиотечного обслуживания населения.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция уменьшения библиотечного фонда. За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) количество документов хранения уменьшилось на 14% и составило на 01.01.2019 958407 единиц. Одна из причин - неудовлетворительное состояние библиотечных фондов муниципальных библиотек и прежде всего их физическое и моральное старение. Количество списанных книг ежегодно превышает количество поступающих.
Поступления новых книг недостаточны. На бюджетные средства в 2016 году было приобретено лишь 18,3% от общего числа всех поступлений, в 2017 году - 26,1%, в 2018 году - 22,5%. Около 40% поступлений составляют книги, пожертвованные читателями и принятые от читателей взамен утерянных. Остальной процент поступлений составляют журналы, полученные по подписке.
Особенно нуждается в пополнении новыми изданиями фонд детской литературы. В основном он был приобретен в 80-е годы и за последние годы практически пришел в физическую негодность.
Одна из причин недостаточности новых поступлений - ежегодный рост цен на книги. Средняя стоимость одного вновь поступившего в библиотеки издания в 2014 году составляла 154 руб., на конец 2018 года она составляла 230 руб.
Книгообеспеченность характеризует обеспечение библиотек библиотечно-информационными ресурсами. Книгообеспеченность на 1 читателя муниципальных библиотек в 2014 году составила 10 книг, в 2018 году - 6 книг. Обновляемость библиотечного фонда - показатель, характеризующий степень пополнения библиотечных фондов новыми изданиями. В муниципальных библиотеках он составляет 1,8% вместо 5%, требуемых Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки.
Таким образом, сегодня библиотечные фонды не в состоянии удовлетворять информационные, образовательные и профессиональные потребности пользователей библиотек на должном уровне. Следует отметить и то, что низкое качество библиотечных фондов не позволяет добиться высоких показателей в обслуживании: чем полнее и оперативнее библиотека удовлетворяет потребности населения, тем больше ее посещают, тем выше уровень эффективности ее работы.
Для развития библиотек необходимо модернизировать библиотечное пространство (физическое и виртуальное), изменяющееся в соответствии с требованиями пользователей.
Кроме того, следует отметить, что возрастающие информационные запросы населения, использование современных технологий предъявляют новые требования к кадровому составу библиотек, в том числе к его подготовке и переподготовке.
Сегодня отмечается особая значимость сохранения и совершенствования системы художественного образования для развития российской культуры. Оно является одним из важнейших направлений целостной системы государственного образования и неотделимо от образовательных задач современной школы.
При этом художественное образование в отрасли культуры имеет ряд специфических особенностей, требующих корректного и бережного отношения к сложившимся за десятилетия традициям.
Актуальные проблемы системы художественного образования - это целый комплекс вопросов, представляющий различные аспекты функционирования учреждений образования в сфере культуры:
повышение качества переподготовки кадров и повышение квалификации специалистов в области художественного образования;
укрепление материально-технической базы учреждений образования в сфере культуры;
позиционирование школ искусств и музыкальных школ как центров художественного образования и первого уровня трехуровневой системы художественного образования (детская школа искусств - училище - творческий вуз) посредством методического и творческого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования отрасли культуры.
В городе Кирове дополнительное образование детей в сфере культуры является неотъемлемой составляющей образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.
В соответствии с утвержденными социальными нормативами и нормами в городе Кирове 12% учащихся 1 - 8 классов общеобразовательных школ обучаются в музыкальных и школах искусств.
Количество учащихся на бюджетных местах по состоянию на 01.01.2019 составило 4697 человек. За последние годы наблюдается увеличение количества детей, занимающихся в музыкальных, художественной и школах искусств. Увеличение детей говорит о востребованности данного вида образования среди жителей города.
Укрепление материально-технической базы, приобретение специального оборудования является сегодня одной из важных задач для развития школ. Открытие новых отделений, специализаций требует оснащения образовательного процесса современным оборудованием, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Необходимы компьютеры, ноутбуки, специальные доски, экраны для занятий теорией. Для введения новых специализаций (звукорежиссура, синтезатор, компьютерная графика, фотоискусство и др.) необходима новая аппаратура.
Дополнительное образование детей в области искусств, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем: обеспечение занятости детей, их самореализации, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. В художественной школе, музыкальных школах и школах искусств занимаются дети-сироты, инвалиды и дети из многодетных семей. Настоящая программа нацелена на сохранение и содержание учреждений образования в сфере культуры.
В системе дополнительного образования детей есть ряд системных проблем, таких как:
недостаток молодых кадров в связи с низкой привлекательностью профессиональной деятельности;
высокая степень износа музыкальных инструментов;
недостаточное финансирование учреждений и творческих коллективов;
высокая степень износа зданий, в которых располагаются школы, и нехватка помещений для удовлетворения потребности населения в предоставлении качественного дополнительного образования.
Оснащение образовательных учреждений культуры города Кирова музыкальными инструментами характеризуется высокой степенью изношенности. По состоянию на конец 2019 года она составляет более 70%. Обновление фактически не проводилось в течение последних 30 - 40 лет. Основной причиной является недостаточное финансирование на муниципальном и областном уровне.
На приобретение музыкальных инструментов и сопутствующего оборудования с 2014 по 2019 год включительно полностью отсутствовало финансирование из муниципального бюджета, что отрицательно сказывается на привлекательности образовательных учреждений культуры для потенциальных обучающихся, что ведет к снижению качества предоставляемых услуг. Подобная ситуация способна спровоцировать разрушение на местном уровне сложившейся в России уникальной трехуровневой системы подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, хореографов, режиссеров и других, а также привести к дефициту квалифицированных кадров в учреждениях культуры города Кирова.
В настоящий момент потребность учреждений дополнительного образования города Кирова в обновлении парка музыкальных инструментов и сопутствующего оборудования составляет более 26019 тыс. рублей.
Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений культуры города Кирова в части обновления парка музыкальных инструментов и сопутствующего оборудования требует системной деятельности. Предоставление каждому обучающемуся возможности получить образование в условиях, соответствующих нормам современной организации образовательного процесса, - это приоритетное направление развития системы дополнительного образования в муниципальном образовании "Город Киров" в сфере культуры.
Острая потребность в новом здании существует у Детской школы классического танца. В настоящее время учреждение располагается во Дворце культуры "Космос" в двух балетных залах (один из залов - переоборудованный спортивный зал) и одном кабинете теоретических занятий, которые в ближайшей перспективе не способны обеспечить реализацию предпрофессиональных программ в полном объеме, а также вместить напряженный репетиционный процесс театра балета. Детская школа классического танца - единственное учреждение в системе школ искусств города Кирова, которое работает 7 дней в неделю. В настоящее время в учреждении обучаются 260 воспитанников в возрасте от 4 до 15 лет. Структурным подразделением является театр балета, артистический состав которого составляет 17 человек и состоит в основном из выпускников школы. У учреждения отсутствует сценическая площадка, которой бы оно могло располагать хотя бы 2 - 3 раза в неделю. Репетиционный процесс проходит на сцене Дворца культуры "Космос" не чаще 1 раза в месяц. Помимо этого, удаленность Дворца культуры "Космос" от центра города делает недоступным получение дополнительного образования по предпрофессиональной программе "Хореографическое творчество" большинству жителей города Кирова.
В условиях, когда культура становится все более значимым фактором общественного развития, особенно важна реализация конституционных гарантий на участие граждан в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям вне зависимости от места их проживания.
Развитие личностно-ориентированной системы любительского художественного творчества, обеспечивающей продвижение творческих инициатив как основы устойчивого и динамичного развития гражданского общества, должно стать приоритетным направлением деятельности не только в сфере культуры, но и экономики, социальной и демографической политики.
Муниципальные культурно-досуговые учреждения клубного типа - один из важнейших ресурсов устойчивого и динамичного социально-экономического развития отрасли. Вклад культурно-досуговых учреждений в сохранение культурного наследия, формирование качественной творческой среды, развитие человеческого капитала и социальную стабильность не вызывает сомнения, и повышение этого вклада будет усиливаться по мере расширения влияния культуры на общество, чему должна способствовать реализация муниципальной программы.
Ежегодно культурно-досуговые учреждения проводят более 2500 культурно-массовых мероприятий различной тематической направленности, количество посещений культурно-массовых мероприятий увеличилось на 36% по отношению к 2014 году.
На базе культурно-досуговых учреждений работают 200 клубных формирований. Темп роста участников клубных формирований по отношению к уровню 2014 года составил 27%. Большую часть клубных формирований (65%) составляют коллективы самодеятельного народного творчества различных жанров (хореографические, вокальные, театральные, декоративно-прикладные и др.). На 39% увеличилось количество коллективов со званием "народный" ("образцовый").
Инфраструктура культурно-досуговых учреждений была создана в советский период и на сегодняшний день отстает от современных требований. Несмотря на значительные достижения, культурно-досуговым учреждениям трудно выдерживать конкуренцию с привлекающими молодежь центрами развлечений, ставящими своей целью только извлечение прибыли, а не духовное развитие личности, патриотическое воспитание и приобщение к народным традициям и семейным ценностям. Муниципальные учреждения, через систему которых осуществляется сохранение и развитие отрасли культуры, значительно уступают коммерческим организациям в части обеспечения комфорта и современной технической оснащенности при предоставлении услуг населению. Для роста конкурентоспособности на рынке оказания досуговых услуг необходима полная модернизация материально-технической базы культурно-досуговых учреждений.
Дворец культуры "Космос" за счет выгодного территориального расположения является центральной концертной площадкой, где ежегодно проводится более 400 массовых мероприятий, которые в среднем посещают около 400 тысяч человек. Это учреждение должно в полной мере соответствовать запросам современного общества как с точки зрения технического сопровождения мероприятий, так и помещений, в которых они проводятся. На базе Дворца культуры свою деятельность осуществляют 20 клубных формирований, в которых занимается более тысячи жителей города Кирова. Дворец культуры "Космос" был построен в 1975 году. И на сегодняшний день по моральным и техническим нормам не отвечает запросам современного общества. Требуются капитальный ремонт здания и полная модернизация материально-технической базы.
Дом культуры "Россия" и его филиал дом культуры "Маяк" являются центрами культуры Нововятского района города Кирова. Оба здания нуждаются в проведении капитального ремонта и полной модернизации материально-технической базы. Построенные в 50-х годах прошлого века здания практически утратили первоначальный облик, задуманный архитекторами. Сохранение исторических культурных ценностей является важным аспектом развития современного общества, поэтому капитальный ремонт зданий необходимо провести, воссоздав первоначальный внешний вид.
С каждым годом растет уровень требований, которые предъявляют жители нашего города к услугам культурно-досуговых учреждений, и поэтому развитие материально-технической базы должно в полной мере учитывать социально-демографическую ситуацию, ее тенденции, культурно-исторические традиции, технологические новации и при этом соответствовать целям и задачам государственной политики в сфере культуры.
Более 20% учреждений размещаются в приспособленных для осуществления культурно-досуговой деятельности зданиях, 27% зданий культурно-досуговых учреждений требуют капитального ремонта, все здания испытывают дефицит современных внутренних пространств.
Все здания оснащены физически устаревшим оборудованием зрительных залов. Более 85% музыкальных инструментов имеют срок эксплуатации 20 и более лет. За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) учреждения приобрели 1 музыкальный инструмент (баян). Существует проблема приобретения костюмов для творческих коллективов самодеятельного народного творчества.
Еще одной проблемой остается отсутствие транспорта, которая влечет за собой трудности с организацией мероприятий на открытых площадках, в том числе в удаленных микрорайонах города, организацией гастролей творческих коллективов. Более 63% учреждений не имеют транспорта, но при этом организуют 18% культурно-массовых мероприятий на открытых площадках.
Учреждения нуждаются в кадрах, владеющих инновационными технологиями организации творчества и развивающего досуга, а также поддержки людей с особенностями физического развития. Возможным решением кадровой проблемы является организация подготовки (переподготовки) профессиональных кадров.
Важнейшим институтом сохранения и развития историко-культурного наследия являются музеи, которые как институт культурной и научной жизни в последнее время претерпевают значительные изменения, связанные с общими тенденциями развития современного общества, новыми возможностями и перспективами, открывающимися перед ними.
Муниципальный музей ежегодно обслуживает свыше 10000 посетителей. За последние пять лет (2014 - 2018 гг.) музейный фонд увеличился на 27%. Число предметов основного фонда, которое экспонируется в течение года, составляет более 80% от общего количества экспонатов. Ежегодно музей организует более 10 выставок различной тематической направленности.
Недостаточность экспозиционных площадей, дефицит фондовых площадей, их неудовлетворительное состояние, территориальная удаленность помещений музея друг от друга, слабое внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу музея, слабое материально-техническое оснащение являются сдерживающими факторами развития музея.
В городе Кирове работает уникальная концертная организация - Детская филармония, основными целями деятельности которой являются:
удовлетворение культурных запросов жителей и гостей города Кирова в сфере искусства;
деятельность как координатора в сфере искусства системы дополнительного образования детей;
выявление, становление и развитие талантливых и одаренных детей;
взаимодействие с профессиональными творческими союзами, объединениями, организациями культуры и искусства, поддержка начинающих авторских и исполнительских новаций.
Ежегодно в учреждении проводится более 200 мероприятий. По сравнению с 2014 годом количество мероприятий увеличилось на 32%. Детская филармония как концертная площадка, помимо воспитания и творческого развития детей, способствует раскрытию и становлению юных талантов, а также позволяет решать многие другие социально значимые проблемы.
В настоящее время в Детской филармонии функционируют 6 детских творческих коллективов, в которых занимаются более 300 человек. Площадь здания составляет 651,9 кв. м, при этом имеется лишь 2 помещения для занятий, что крайне затрудняет их проведение и существенно ограничивает возможности по приему в коллективы всех желающих. Решением данного вопроса может стать выделение дополнительных помещений учреждению.
Для дальнейшего развития уникального творческого коллектива и совершенствования образовательного процесса учреждению необходимо собственное здание со зрительным залом, учебными и административными кабинетами, душевыми, туалетами, раздевалками, складом для декораций, костюмерной, пошивочной мастерской, холлом.
Реализация программы будет способствовать вовлечению в культурную среду большего количества детей, обеспечит предоставление услуг концертной организации населению города.
Ежегодно управлением культуры и территориальными управлениями проводится свыше 500 культурно-массовых мероприятий. Мероприятия программы направлены на сохранение качества и интенсивности культурной жизни, обеспечение равного доступа жителей к культурным ценностям; определение приоритетных направлений в развитии культуры, совершенствование рынка культурных услуг, стимулирование творческой активности профессионального и самодеятельного искусства; внедрение инновационных форм работы в сфере культуры.
В результате реализации программы будет сформирована система социально значимых культурных процессов в целях повышения качества жизни в муниципальном образовании "Город Киров", созданы условия для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры.
В рамках мер социальной поддержки управлением культуры проводятся мероприятия по трем направлениям: выявление и поддержка одаренных детей, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, поддержка библиотечных работников.
В 2007 году для поддержки одаренных детей учреждены стипендии управления культуры на период учебного года. Первоначально сумма составляла 200 рублей в месяц, затем была увеличена до 300 рублей, сегодня она составляет 500 рублей. Количество детей, получающих стипендии, увеличилось с 5 до 16 человек. Стипендия назначается учащимся муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей и одаренным детям учреждений культуры, обладающим ярко выраженными перспективными профессиональными данными, являющимся победителями областных, городских, а также призерами российских и международных конкурсов, фестивалей, смотров, активно участвующим в просветительской и общественной жизни города. Стипендии учреждены в целях поддержки молодых дарований, наиболее одаренных детей, достигших выдающихся успехов в учебе и творчестве. Выделение стипендий юным дарованиям способствует раскрытию творческих способностей талантливых детей в области культуры и искусства в интересах их социального становления и творческого развития.
С 2011 года ежегодно в целях повышения уровня педагогического мастерства и совершенствования работы преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей проводится конкурс профессионального мастерства преподавателей школ искусств с учреждением премий преподавателям в двух номинациях. Победители конкурса награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени с вручением денежных премий.
В целях стимулирования деятельности библиотечных работников муниципальных учреждений, работающих с читателями детского и юношеского возраста, по внедрению инновационных форм работы с детьми и юношеством, поощрения лучших библиотечных работников за активную и творческую работу по привлечению детей к чтению, воспитанию любви к книге, а также пропаганду лучших детских произведений ежегодно библиотечным работникам присуждается единовременная денежная выплата по итогам конкурса, проводимого министерством культуры Кировской области в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения конкурса по определению лучших библиотечных работников областных и муниципальных учреждений культуры, областных и муниципальных общеобразовательных организаций Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 09.11.2018 N 517-П.
В 2017 году по инициативе управления культуры дан старт городскому конкурсу профессионального мастерства "Служу культуре". Целью конкурса является выявление, поддержка и развитие творческого потенциала работников муниципальных культурно-досуговых учреждений. Победители конкурса награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени с вручением денежных премий в виде единовременной выплаты.
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития. Удовлетворяя потребности экскурсантов и туристов, туристская индустрия является источником поступления средств в бюджеты всех уровней. Последнее время достаточно активно развивается внутренний и въездной туризм, который рассматривается как одна из отраслей экономики государства.
На территории города Кирова менее 10 туристских фирм осуществляют деятельность по приему и обслуживанию туристов, предлагая туристский продукт, созданный на основе туристских ресурсов нашей области. Туристскую индустрию Кировской области представляют более 90 гостиниц (из них подавляющее большинство - мини-гостиницы с количеством номеров до 20), 17 санаторно-курортных организаций, более 30 баз отдыха. В настоящее время туристский потенциал города используется не в полную меру, туризм не оказывает заметного влияния на экономическое развитие области, имидж города Кирова как привлекательного центра туризма и отдыха сформирован недостаточно.
Кроме того, актуальна проблема более эффективного использования историко-культурного потенциала для активизации внутреннего туризма. В целях дальнейшего развития туризма предусматривается укрепление связей города Кирова с другими регионами Российской Федерации.
На территории города Кирова сосредоточены природные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят экономические, деловые, спортивные, культурные события, которые обладают широкими возможностями в предоставлении современных туристских услуг и рекреационным потенциалом.
Концепцией федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 гг.)" определены приоритетные виды туризма, среди которых особо выделено направление развития культурно-познавательного туризма.
Культурно-познавательный туризм - это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными ценностями, памятниками природы, традициями, обычаями, в том числе посредством экскурсионной деятельности и событийных мероприятий.
Развитие внутреннего туризма в настоящее время можно рассматривать как средство гражданского образования и патриотического воспитания молодежи, стимулирования интереса к историко-культурному наследию России.
Развитие туризма в городе Кирове сдерживает ряд факторов:
крайне недостаточная деятельность по продвижению города как территории, благоприятной для туризма, отдыха и инвестирования;
недостаточное количество информационных и рекламных материалов об экскурсионных объектах и туристских услугах города Кирова;
недостаточное количество презентационных мероприятий, направленных на продвижение услуг экскурсионного, культурно-познавательного, событийного и других видов туризма;
отсутствие развитой туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
отсутствие крупных туроператоров по внутреннему и въездному туризму, имеющих собственную туристскую инфраструктуру и инвестиционный потенциал;
отсутствие актуального пакета инвестиционных предложений в сфере туризма.
Многообразие проблем, связанных с туризмом, необходимость координации действий различных целевых групп: предприятий, организаций и учреждений - при проведении политики развития туризма обуславливают важность развития туристической отрасли в муниципальном образовании "Город Киров".".
3. Раздел 3 "Характеристика программных мероприятий" изложить в новой редакции:
"Раздел 3. Характеристика программных мероприятий
В рамках программы "Развитие культуры в муниципальном образовании "Город Киров" реализуются три подпрограммы:
"Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей муниципального образования "Город Киров" услугами организаций культуры".
"Реализация мер социальной поддержки".
"Создание условий для развития туризма на территории муниципального образования "Город Киров".
Мероприятия муниципальной программы отражают средства решения задач по достижению целевых результатов муниципальной программы.
Решение задачи N 1 "Развитие библиотечного дела" предполагает библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотек в стационарных условиях; библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотек вне стационара; формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотек, включая оцифровку фондов; библиографическую обработку документов и создание каталогов в целях развития системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках, модернизацию библиотек.
Основные направления программных мероприятий:
обеспечение безопасности библиотек, проведение ремонтных работ, содержание помещений, зданий, приобретение стройматериалов, хозяйственных и канцелярских товаров, прочие услуги;
создание современного библиотечного пространства, в том числе приспособление внутреннего пространства библиотеки к потребностям пользователей, включая создание условий для библиотечно-информационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
улучшение материально-технического обеспечения библиотек, приобретение необходимого оборудования для обеспечения доступа к информационным ресурсам, оснащение библиотек необходимым оборудованием для обеспечения высокоскоростного широкополосного доступа к сети Интернет, в том числе для посетителей;
внедрение информационных систем в работу библиотек с пользователями, а также обеспечение возможности предоставления пользователям современных централизованных библиотечно-информационных сервисов;
пополнение фондов новыми книжными, периодическими изданиями;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников библиотек.
Приоритетным направлением деятельности дополнительного образования детей в учреждениях образования в сфере культуры муниципального образования "Город Киров" является обеспечение эффективного и устойчивого развития данной сферы. Создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества в качественном дополнительном образовании художественно-эстетической направленности.
Решение задачи N 2 "Предоставление общеобразовательных услуг по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в области искусства" предполагает реализацию мероприятий:
сохранение и развитие сети муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей с учетом потребностей населения города;
оснащение образовательных учреждений культуры города Кирова музыкальными инструментами;
улучшение материально-технической базы учреждений (оснащение специальным современным оборудованием, приобретение костюмов, мебели, комплектование учебной литературой, нотным и натурным фондом и др.);
обеспечение безопасности учреждений, проведение ремонтных работ, содержание в чистоте помещений, зданий, приобретение стройматериалов, хозяйственных и канцелярских товаров;
проведение обязательного медицинского осмотра педагогических работников детских школ искусств.
Предусмотренные настоящей программой мероприятия направлены на повышение эффективности деятельности, повышение качества предоставления дополнительного образования детей, позволят открыть новые отделения, специализации, приобрести необходимое современное оборудование, улучшить качество обучения за счет приобретения музыкальных инструментов и создания концертных творческих коллективов. Для педагогических работников школ постоянно будут проводиться мероприятия, направленные на повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства, проведение мастер-классов и обучающих семинаров.
Решение задачи N 3 "Организация и поддержка народного творчества" предполагает создание условий для эффективного функционирования и качественного развития муниципальных культурно-досуговых учреждений клубного типа, организацию деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества; организацию и проведение культурно-массовых мероприятий по различным тематическим направлениям в целях поддержки инициатив и активности населения для вовлечения его в процесс социально-культурного творчества, художественного и эстетического воспитания, выявление инновационных форм работы в культурно-досуговой деятельности.
Основные направления программных мероприятий:
обеспечение безопасности культурно-досуговых учреждений клубного типа, проведение ремонтных работ, содержание помещений, зданий, приобретение стройматериалов, хозяйственных и канцелярских товаров, прочие услуги;
создание пространства с современными творческими и выставочными площадками, в том числе приспособление внутреннего пространства к потребностям посетителей культурно-досуговых учреждений не просто комфортно проводить время, но расширять горизонты своих творческих и интеллектуальных возможностей, включая создание условий для посетителей с ограниченными возможностями здоровья;
улучшение материально-технического обеспечения культурно-досуговых учреждений, оснащение необходимым оборудованием и инвентарем, в том числе переоснащение зрительных залов современным высокотехнологичным оборудованием;
приобретение новых музыкальных инструментов;
поддержка творческих коллективов самодеятельного народного творчества;
приобретение транспорта;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников культурно-досуговых учреждений.
Решение задачи N 4 "Организация и поддержка музейного дела" предполагает публичный показ музейных предметов, музейных коллекций; формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций, комплексное развитие музея в целях создания благоприятных условий для осуществления им социокультурных функций как важнейшего ресурса развития общества путем организации культурно-просветительской и образовательной деятельности.
Основные направления программных мероприятий:
обеспечение безопасности музея, проведение ремонтных работ, содержание зданий, помещений, приобретение стройматериалов, хозяйственных и канцелярских товаров, прочие услуги;
размещение музея в здании (помещении), которое позволяет объединить все три имеющиеся помещения и модернизировать экспозицию музея в единое выставочное пространство с возможностью создания серии диорам как средства более эмоционального контакта с аудиторией и встраивания в экспозицию современного мультимедийного оборудования, позволит посетителям музея познакомиться в полном объеме с музейными предметами и коллекциями, повысит туристический поток;
пополнение фондов музея как классическими для зоологических музеев экспонатами, так и нетрадиционными, в том числе мультимедийными разработками;
улучшение материально-технического обеспечения музея, приобретение оборудования, обеспечивающего и контролирующего уровень температурно-влажностного, светового и биологического режимов фондохранилища в целях обеспечения сохранности и безопасности музейного фонда;
приобретение необходимого оборудования, в том числе для оцифровки музейных коллекций, для создания условий для развития музея как современного конкурентоспособного культурно-просветительского учреждения с развитой сервисной инфраструктурой;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников музея.
Решение задачи N 5 "Организация и поддержка концертной деятельности" направлено на повышение эффективности деятельности, повышение качества предоставления услуги концертной организацией.
Основные направления программных мероприятий:
удовлетворение культурных запросов жителей и гостей города Кирова в сфере искусства;
улучшение материально-технической базы учреждения (оснащение специальным современным оборудованием, подписка и др.);
обеспечение безопасности учреждения, проведение ремонтных работ, содержание в чистоте помещений, здания, приобретение стройматериалов, хозяйственных и канцелярских товаров, прочие услуги;
выявление, становление и развитие талантливых и одаренных детей.
Решение задачи N 6 "Организация и проведение общегородских и массовых мероприятий в сфере культуры и досуга населения" направлено на укрепление единого культурного пространства города.
Основные направления программных мероприятий:
удовлетворение потребностей населения в культурно-досуговых и развлекательных мероприятиях, носящих массовый характер, а также организация свободного времени жителей;
организация и поддержка проведения городских, межрегиональных, всероссийских фестивалей и конкурсов;
разработка и реализация инновационных проектов в сфере культуры;
сохранение культурного наследия;
повышение уровня профессиональной подготовки, создание условий для профессионального роста работников учреждений культуры и учреждений образования в сфере культуры: командировки, участие в семинарах, мастер-классах, курсах повышения квалификации, конкурсах профессионального мастерства, конференциях, пленэрах и др.;
информирование населения об услугах учреждений культуры.
Решение задачи N 7 "Создание условий для обеспечения выполнения и реализации полномочий в сфере культуры".
Основные направления программных мероприятий:
формирование финансовой и бухгалтерской отчетности;
создание условий для обеспечения выполнения управлением культуры своих полномочий.
Решение задачи N 8 "Стимулирование творческой активности работников учреждений культуры и искусства, поддержка одаренных детей, социальная поддержка отдельных категорий специалистов" направлено на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры.
Основные направления программных мероприятий:
выплата стипендий одаренным детям муниципальных учреждений культуры, обладающим ярко выраженными перспективными профессиональными данными, являющимся победителями областных, городских, а также призерами российских и международных конкурсов, фестивалей, смотров, активно участвующим в просветительской и общественной жизни города;
проведение конкурса профессионального мастерства среди преподавателей школ искусств с учреждением премий в двух номинациях в целях повышения уровня педагогического мастерства и совершенствования работы преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
присуждение единовременной денежной выплаты по итогам конкурса, проводимого министерством культуры Кировской области в соответствии с Положением о порядке и условиях проведения конкурса по определению лучших библиотечных работников областных и муниципальных учреждений культуры, областных и муниципальных общеобразовательных организаций Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 09.11.2018 N 517-П;
проведение городского конкурса профессионального мастерства "Служу культуре" с целью выявления, поддержки и развития творческого потенциала работников муниципальных культурно-досуговых учреждений;
возмещение расходов, связанных с предоставлением руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (за исключением совместителей) муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, меры социальной поддержки, установленной абзацем 1 части 1 статьи 15 Закона Кировской области "Об образовании в Кировской области";
выплата отдельным категориям специалистов, работающих в муниципальных учреждениях и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
Решение задачи N 9 "Развитие внутреннего и въездного туризма" будет способствовать развитию доступной и комфортной среды, обеспечит условия для стимулирования и развития предпринимательских общественных инициатив в сфере туризма.
Основные направления программных мероприятий:
организация и проведение мероприятий летнего туристского сезона в городе Кирове;
организация и проведение мероприятий, посвященных Всемирному дню туризма;
организация и проведение грантового конкурса среди туристских организаций на создание туристских маршрутов и проектов на территории города Кирова;
проведение экскурсий для популяризации туристских маршрутов и объектов туристского показа в городе Кирова;
участие в межрегиональных, международных выставках с целью популяризации туристских продуктов города на межрегиональном и международном уровнях;
изготовление информационных и рекламных материалов о туристском потенциале города Кирова;
изготовление и размещение мини-фильмов о туристском потенциале города Кирова в специализированных электронных и других средствах массовой информации с целью создания у города Кирова имиджа туристского центра региона;
продвижение в сети Интернет информации о туристских объектах города Кирова с целью повышения уровня информированности потенциальных туристов.".
4. Раздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы" изложить в новой редакции:
"Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения муниципальной программы
Финансирование программы по годам реализации и субъектам бюджетного планирования (исполнителям программы):
N |
Субъекты бюджетного планирования (исполнители программы) |
Объем ассигнований (тыс. руб.) |
|||||
Всего |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району |
5 304,10 |
3 053,30 |
533,10 |
533,10 |
592,3 |
592,3 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
5 304,10 |
3 053,30 |
533,10 |
533,10 |
592,3 |
592,3 |
|
2. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району |
2 509,10 |
1 417,60 |
258,6 |
258,3 |
287,3 |
287,3 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 509,10 |
1 417,60 |
258,6 |
258,3 |
287,3 |
287,3 |
|
3. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Первомайскому району |
13 887,40 |
9 282,40 |
1 227,60 |
1 236,00 |
1 070,7 |
1 070,7 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
13 887,40 |
9 282,40 |
1 227,60 |
1 236,00 |
1 070,7 |
1 070,7 |
|
4. |
Территориальное управление администрации города Кирова по Нововятскому району |
4 642,80 |
1 110,00 |
664,80 |
664,80 |
1 101,6 |
1 101,6 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
4 642,80 |
1 110,00 |
664,80 |
664,80 |
1 101,6 |
1 101,6 |
|
5. |
Управление культуры администрации города Кирова |
2 298 760,7 |
486 781,60 |
465 897,70 |
471 044,6 |
437 155,9 |
437 880,9 |
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 281 626,2 |
471 638,30 |
465 407,40 |
470 541,3 |
436 657,1 |
437 382,1 |
|
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
за счет межбюджетного трансферта из областного бюджета |
17 134,5 |
15 143,3 |
490,30 |
503,30 |
498,8 |
498,8 |
|
|
Всего: |
2 325 104,10 |
501 644,90 |
468 581,80 |
473 736,8 |
440 207,8 |
440 932,8 |
|
за счет собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" |
2 307 969,60 |
486 501,60 |
468 091,50 |
473 233,5 |
439 709,0 |
440 434,0 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
за счет межбюджетного трансферта из областного бюджета |
17 134,50 |
15 143,30 |
490,30 |
503,30 |
498,8 |
498,8 |
Ресурсное обеспечение мероприятий муниципальной программы приведено в приложении N 1 к программе.
В рамках реализации государственных программ Кировской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области" и "Развитие образования" предусмотрено финансирование из областного бюджета.".
5. Приложения N 1, 2 к Программе изложить в новой редакции. Прилагаются.
Глава администрации города Кирова |
И.В. Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Кирова от 24 января 2020 г. N 141-п "О внесении изменений в постановление администрации Города Кирова от 14.10.2019 N 2529-п"
Текст постановления опубликован на официальном портале правовой информации органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров" (www.pravo.mo-kirov.ru) 24 января 2020 г., в газете "Наш город" от 31 января 2020 г. N 9