Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Общие положения
Данный раздел содержит положения, являющиеся общими для методических рекомендаций по проведению проверок следующих поставщиков услуг:
a) осуществляющих коммерческие воздушные перевозки (далее - Эксплуатанты);
b) операторов сертифицированных аэродромов гражданской авиации (далее - Операторы аэродромов);
c) осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов (далее - Организации по ТО);
d) образовательных организаций и организаций, осуществляющих подготовку пилотов гражданских ВС (далее - Авиационные учебные центры - АУЦ).
В настоящем издании методических рекомендаций (далее - МР) используются нормативные акты воздушного законодательства Российской Федерации, приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, технические руководства и циркуляры ИКАО, документы IATA и других международных организаций, с учетом изменений, действующих на момент утверждения методических рекомендаций.
Конкретные перечни нормативных документов, используемых в методических рекомендациях по проверкам каждого поставщика услуг, приведены в разделах 5 МР.
1.1 Предназначение методических рекомендаций и область применения
1.1.1 Методические рекомендации по проведению проверки поставщика услуг разработаны с целью предоставить проверяющему перечень контрольных вопросов и указаний или рекомендаций по их использованию для обеспечения полноценной проверки соответствия системы управления безопасностью полетов (СУБП) требованиям воздушного законодательства РФ, а также для оценки эффективности СУБП с учетом уровня внедрения лучших международных практик в области управления безопасностью полетов (БП).
1.1.2 Структура МР описана в п. 1.2.
1.1.3 Проверка СУБП проводится в рамках проверки поставщика услуг на соответствие сертификационным требованиям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Проверка выполняется с использованием контрольных вопросов проверки (далее - КВП), содержащихся в настоящих МР.
1.1.4 Принципы формирования и использования КВП поясняются в 1.3.
1.2 Структура методических рекомендаций
1.2.1 Структурно МР состоят из 4-частей:
- Часть I Эксплуатанты;
- Часть II Операторы аэродромов;
- Часть III Организации по ТО;
- Часть IV Авиационные учебные центры.
Каждая часть состоит из пяти разделов:
- Раздел-1 Общие положения;
- Раздел-2 Контрольные вопросы проверки;
- Раздел-3 Подведение итогов и оформление отчета о проверке;
- Раздел-4 Дополнительные рекомендации;
- Раздел-5 Перечень нормативных документов, используемых в контрольных вопросах.
1.2.2 Раздел 1 "Общие положения" каждой части является универсальным и одинаковым во всех частях МР. Раздел 2 "Контрольные вопросы проверки" и Раздел 4 "Дополнительные рекомендации" содержат контрольные вопросы и дополнительные рекомендации по проведению проверки, разработанные применительно к каждому из поставщиков услуг с учетом соответствующих нормативных документов и особенности их деятельности.
1.2.3 Раздел 2 "Контрольные вопросы проверки" каждой из частей содержит КВП для соответствующего поставщика услуг и ссылки на документы российского или международного законодательства, применительно к виду деятельности поставщика услуг.
1.2.4 В разделе 3 приведены указания по подведению итогов проверки и оформлении ее результатов.
1.2.5 Раздел 4 "Дополнительные рекомендации" содержит рекомендации, которые проверяющий может использовать для более полной, детальной и объективной оценки соответствия СУБП поставщика услуг положениям данного КВП.
1.2.6 В разделе 5 приведен список нормативных документов, которые должны использоваться при проведении проверки данного поставщика услуг.
1.2.7 В МР реализован подход к оценке СУБП, принятый в международной практике: Оценка проводится по каждому элементу концептуальных рамок СУБП ИКАО. Согласно Приложению 19 к Конвенции о международной ГА концептуальные рамки содержат 4 компонента и 12 элементов.
Компонент 1 |
1. Политика и цели обеспечения безопасности полетов |
Элементы |
1.1. Обязательства руководства. |
1.2. Иерархия ответственности и обязанности в области обеспечения безопасности полетов. | |
1.3. Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов. | |
1.4. Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки. | |
1.5. Документация по СУБП. | |
Компонент 2 |
2. Управление рисками для безопасности полетов. |
Элементы |
2.1. Выявление источников опасности. |
2.2. Оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов. | |
Компонент 3 |
3. Обеспечение безопасности полетов. |
Элементы |
3.1. Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов. |
3.2. Осуществление изменений. | |
3.3. Постоянное совершенствование СУБП. | |
Компонент 4 |
4. Популяризация вопросов безопасности полетов. |
Элементы |
4.1. Обмен информацией о безопасности полетов. |
4.2. Подготовка кадров и обучение. |
1.2.8 Раздел 2 "Контрольные вопросы проверки" и раздел 4 "Дополнительные рекомендации" разделены на подразделы и параграфы, имеющие названия, которые соответствуют компонентам (подразделы) и элементам (параграфы) концептуальных рамок СУБП ИКАО.
1.2.9 Каждый параграф Раздела 2 "Контрольные вопросы проверки" содержит КВП, используемые при проверке конкретного элемента СУБП.
1.2.10 В соответствующих параграфах раздела 4 "Дополнительные рекомендации" содержатся дополнительные рекомендации по проведению проверки в рамках КВП.
1.2.11 Для удобства использования каждый КВП и соответствующие ему дополнительные рекомендации имеют перекрестные гиперссылки.
1.2.12 В начале каждого подраздела и каждого параграфа Раздела 4 приводится кратко основное содержание компонента и элемента в соответствии с SARPs и рекомендациями ИКАО, опытом реализации СУБП в авиапредприятиях-поставщиках услуг. Отдельные аспекты СУБП, которые могут вызывать затруднения при разработке и внедрении, и, соответственно, при проверке, поясняются более подробно.
1.3 Принципы формирования, особенности применения и структура КВП
1.3.1 Каждый КВП относится только к одному из элементов СУБП ИКАО.
1.3.2 Применяемые КВП имеют один из двух статусов: "Требование" или "Рекомендация". Проверка должна начинаться с КВП со статусом "Требование".
1.3.3 КВП, имеющие статус "Требование", предназначены для проверки соответствия СУБП поставщика услуг воздушному законодательству РФ. Эти КВП содержат ссылки на нормативные документы ГА РФ. На КВП со статусом "Требование" проверяемый поставщик услуг обязан представить проверяющему соответствующие доказательства выполнения требований воздушного законодательства РФ.
1.3.4 Результаты проверок по КВП со статусом "Требование" используются проверяющим для вывода о соответствии или несоответствии СУБП поставщика услуг сертификационным требованиям. При проведении проверки по КВП со статусом "Требование" проверяющий должен оперировать только ссылками на нормативные правовые акты Российской Федерации.
1.3.5 КВП, имеющие статус "Рекомендация" предназначены для оценки уровня внедрения в СУБП передовых международных практик, прежде всего Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО (SARPs). Эти КВП содержат ссылки на соответствующие международные документы. Проверка по КВП со статусом "Рекомендация" проводится, как правило, в отношении тех поставщиков услуг, СУБП которых получила оценку проверяющего "Соответствует". По КВП со статусом "Рекомендация" проверяющий может предложить проверяемому поставщику услуг продемонстрировать реализацию мероприятий и решений, предусмотренных документами ИКАО или других международных организаций, если это применимо для соответствующего поставщика услуг.
1.3.6 Объем проверки по КВП со статусом "Рекомендация" (выборочная или полная проверка) определяется проверяющим в каждом конкретном случае.
1.3.7 Проверка по КВП со статусом "Рекомендация" может быть проведена в случае, если проверяющий имеет сомнения в достаточности или эффективности реализуемых поставщиком услуг мероприятий, предусмотренных требованиями воздушного законодательства РФ, ссылки на которые включены в КВП со статусом "Требование". В этом случае проверка по КВП со статусом "Рекомендация" используется с целью получения от поставщика услуг дополнительных сведений и доказательств, которые могут быть приняты проверяющим в зачет выполнения требований нормативно-правовых актов, ссылки на которые имеются в КВП со статусом "Требование".
1.3.8 Результаты проверки по КВП со статусом "Рекомендация" используются для повышения общего рейтинга (оценки эффективности) СУБП поставщика услуг (см. пункт 1.3.5 МР) и планирования будущих проверок поставщика услуг в соответствии с законодательством РФ.
1.3.9 Структура КВП, единая для всех поставщиков услуг, приведена на рис. 1.
Поле 1 - Порядковый номер КВП по сквозной нумерации КВП данного поставщика услуг;
Поле 2 -Уникальный индекс КВП (см. п. 1.3.10);
Поле 3 - Статус КВП ("Требование" или "Рекомендация");
Поле 4 - Основной текст КВП, содержащий краткое описание (сущность) вопроса, подлежащего проверке;
Поле 5 - Ссылки на документы, послужившие основанием КВП. Ссылка содержит сокращенное наименование документа (с учетом перечня документов, приведенного в разделе 5 настоящих МР) и указание на пункт (раздел, подраздел) этого документа;
Поле 6 - Действия при проверке, необходимые для выполнения проверки соответствия данному КВП. В этом поле проводится краткий перечень действий (мероприятий, решений), которые должен (может) предпринять поставщик услуг в рамках СУБП, и по которым ожидается оценка со стороны проверяющего. В конце поля содержится гиперссылка на дополнительные рекомендации проверяющему по проведению проверки;
Поле 7 - Отметка проверяющего по факту документирования условия КВП;
Поле 8 - Отметка проверяющего по факту внедрения условия КВП;
Поле 9 - Ссылки на документы поставщика услуг, подтверждающие выполнение требования или рекомендации КВП (заполняется проверяющим). Поле не должно содержать формального перечисления принятых поставщиком документов. Каждая ссылка на документ должна сопровождаться комментарием проверяющего, точно указывающим на то, что проверяемый вопрос был изучен и представлены доказательства выполнения;
Поле 10 - Текст по факту выявления несоответствий или замечаний проверяющего (заполняется проверяющим). Каждое замечание должно сопровождаться комментарием, содержащим доказательства того, что поставщиком услуг не выполняется соответствующее требование (рекомендация);
Поле 11 - Комментарий поставщика услуг по существу проверки по данному КВП (заполняется поставщиком услуг).
1.3.10 Каждый КВП имеет уникальный б
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.