Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4 Дополнительные рекомендации проверяющему
4.1 Политика и цели в области обеспечения безопасности полетов
4.1.0 Основные положения
4.1.0.1 Данный компонент СУБП направлен на формирование у поставщика услуг условий для эффективного управления безопасностью полетов. Внедрение данного компонента в практику осуществляется путем формирования политики в области безопасности полетов, в которой отражена приверженность руководства поставщика услуг процессу обеспечения безопасности полетов. Решения руководящего состава не должны противоречить основным принципам управления безопасностью полетов, изложенным в политике.
4.1.0.2 К условиям внедрения данного компонента СУБП в деятельность поставщика услуг относится определение иерархии ответственности за безопасность полетов и описание обязанностей должностных лиц, ответственных за безопасность полетов. Организационная структура должна соответствовать масштабам деятельности поставщика услуг.
4.1.0.3 Процесс координации и планирования мероприятий на случай аварийной обстановки также является неотъемлемой частью данного компонента СУБП. Основная задача планирования таких мероприятий состоит в обеспечении централизованного руководства и координации всей деятельности поставщика услуг в случае возникновения кризисных ситуаций (авиационные события, акты незаконного вмешательства, природные явления и т.д.).
4.1.0.4 В ходе формирования СУБП поставщику услуг необходимо наладить процесс планирования СУБП, в котором определяются мероприятия по внедрению/дальнейшему развитию данной системы, а также определить цели (показатели) в области безопасности полетов.
4.1.0.5 В ходе внедрения данного компонента поставщику услуг необходимо разработать документацию по СУБП, которая должна описывать основные процессы СУБП:
политику и цели в области обеспечения безопасности полетов;
требования к СУБП;
процессы и процедуры СУБП;
иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СУБП;
результаты функционирования СУБП.
4.1.1 Обязательства руководства
4.1.1.1 Внедрение данного компонента в практику осуществляется путем разработки политики в области безопасности полетов, в которой отражена приверженность руководства поставщика услуг процессу обеспечения безопасности полетов. Политика может представлять собой как отдельный документ в системе качества поставщика услуг, так и являться составной частью других документов, входящих в систему управления безопасностью полетов (к примеру: руководства, положения и т.д.).
4.1.1.2 Политика в области БП должна утверждаться руководством компании. Формы утверждения данного документа могут различаться (приказы, указания, распоряжения и т.д.). Руководство компании обязано довести политику до сведения всех работников, осуществляющих свою деятельность в области безопасности полетов (у поставщика услуг имеются в наличии листы ознакомления, отметки в электронных систем учета и т.д.). Рекомендуется, чтобы политика размещалась в общедоступных местах авиакомпании (общедоступных помещениях, офисах, корпоративных сайтах, информационных стендах и т.д.).
4.1.1.3 В ходе проведения проверки необходимо убедиться, что включенные в нее принципы нашли свое практическое применение в деятельности поставщика услуг. При проведении проверки необходимо обратить внимание на следующее:
каким образом руководство поставщика услуг принимает решения, направленные на обеспечение безопасности полетов;
исполнение решений руководителя поставщика услуг сопровождается распределением ресурсов;
действия/решения руководящего состава должны соответствовать основным принципам управления безопасностью полетов, изложенным в политике;
если в политике есть сведения о внедрении некарательной среды;
если в политике содержатся сведения о предоставлении ресурсов, то у поставщика услуг имеются подтверждения о том, что обеспечивается поддержка исполнения мероприятий (финансирование, обеспечение достаточного количества персонала, соблюдение условий труда и т.д.), направленных на обеспечение безопасности полетов (в том числе отсутствие решений, неисполнение которых было связано с отсутствием финансирования со стороны руководящего состава);
и т.д.
4.1.1.4 Поставщику услуг рекомендуется включить в политику сведения о функционировании в компании позитивной культуры безопасности полетов. Позитивная культура обеспечения безопасности полетов основывается на следующих составляющих:
популяризации вопросов безопасности полетов;
общей осведомленности (как руководства, так и работников) о имеющихся факторах опасности;
внедрении принципов безопасности полетов во все сферы деятельности поставщика услуг;
эффективной передаче информации о безопасности полетов;
разбор ошибок с целью разработки мероприятий, предотвращающих их в будущем.
4.1.1.5 В политику также рекомендуется включить сведения о развитии системы сообщений работников поставщика услуг, как один из эффективных способов получения информации о факторах опасности. Заявления в политике должны указывать на поощрения развития системы представления данных о безопасности полетов. В ходе проведения проверки необходимо обратить внимание, что система представления данных должна состоять как из обязательных докладов работников по вопросам безопасности полетов, так и добровольных сообщений, описывающих факторы опасности, способные негативно отразиться на показателях безопасности полетов поставщика услуг.
Обязательные доклады несут в себе информацию об уже случившихся фактах проявления факторов опасности (инциденты с ВС, повреждения воздушных судов, нарушения, допущенные персоналом поставщика услуг и т.д.). Добровольные сообщения нацелены на получение информации до наступления негативных последствий в области безопасности полетов (ошибки персонала, необходимость доработки процедур/процессов, предложения по улучшению и т.д.). Система сообщений поставщика услуг должна учитывать возможность подачи работником конфиденциальных сообщений (сведения о работнике, подавшем сообщение, не разглашаются). Еще одним условием эффективного функционирования данной системы является предоставление обратной связи работникам по фактам сообщений. Требования по внедрению данной системы будут подробно описаны во 2-ом компоненте СУБП "Управление факторами риска для безопасности полетов".
4.1.1.6 Поставщику услуг рекомендуется описать в политике сведения, при которых к работникам не будут применятся дисциплинарные меры. В ходе проведения проверки необходимо установить обстоятельства и условия, гарантирующие неприменение дисциплинарных мер по отношению к работникам поставщика услуг (возможно указание таких сведений при описании системы представления данных).
4.1.1.7 В соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО по внедрению данного элемента ("Ответственность руководства") поставщику услуг рекомендуется установить цели (показатели эффективности) безопасности полетов. Данные показатели применяются для оценки эффективности функционирования СУБП (относятся к 3-ему компоненту СУБП "Обеспечение безопасности полетов").
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование: Э-1.1-1
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.1-1 в соответствии с требованиями ФАП-246 п. 35.
Проверяется наличие политики (либо как отдельного документа, либо как части документации в области управления безопасностью полетов). Политика должна быть утверждена руководством компании (приказы, распоряжения, утвержденный документ и т.д.). Политика должна находиться в актуальном состоянии. Эксплуатант организует пересмотр политики и у него есть сведения о внесении изменений в данный документ в соответствии с принятыми эксплуатантом требованиями в области системы менеджмента качества (установленные сроки переиздания/внесения изменений в документацию и т.д.). Несоблюдение сроков/периодичности переиздания/внесения изменений в документ, свидетельствует о том, что документ не актуален и не может применяться в системе управления безопасностью полетов эксплуатанта. Подобная практика использования документации является доказательством неисполнения эксплуатантом требований нормативной документации в части реализации политики в области БП.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Сведения о приоритете обеспечения безопасности полетов в деятельности эксплуатанта.
При проведении проверки необходимо убедиться, что в тексте политики содержатся сведения о приверженности организации безопасности полетов (приоритет в области БП). У эксплуатанта функционирует процесс принятия решений и разработки мероприятий по безопасности полетов и контроль их исполнения (наличие документов с решениями руководства компании в области безопасности полетов с отметками об исполнении).
Одним из доказательств соблюдения эксплуатантом принципов безопасности полетов может являться наличие совещательного(-ых) органа(-ов) в области СУБП (комитеты, советы, комиссии и т.д.). В данном случае эксплуатанту необходимо представить протоколы заседаний совещательных органов (наличие документов с решениями совещательных органов в области безопасности полетов с отметками об исполнении).
Отсутствие принятых решений, а также неисполнение мероприятий в области безопасности полетов, говорят о несоответствии эксплуатанта основным требованиям нормативной документации в части реализации политики в области БП.
2. Наличие механизмов оценки и предоставления ресурсов, необходимых для реализации Политики.
В политике эксплуатанта содержатся сведения (механизм) о предоставлении необходимых ресурсов для реализации политики в области безопасности полетов. В ходе проведения проверки необходимо проанализировать процессы эксплуатанта по обеспечению ресурсами (финансирование, обеспечение достаточного количества персонала, соблюдение условий труда и т.д.) в ходе исполнения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов.
Наличие у эксплуатанта неисполненных мероприятий по причине отсутствия выделенных ресурсов (недофинансирование и т.д.) свидетельствует о несоблюдении основных требований по реализации политики в области безопасности полетов.
Допускается, что у эксплуатанта разработаны и внедрены на практике дополнительные процедуры с описанием процесса обеспечения ресурсами.
3. Доведение политики до сведения всех сотрудников организации.
При проведении проверки необходимо убедиться, что политика в области безопасности полетов размещена в общедоступных местах (информационные стенды, корпоративные сайты, экземпляры в офисных помещениях, брифингах и т.д.). Персонал эксплуатанта должен быть ознакомлен с текстом политики (заполненные листы ознакомления, записи, включая результаты ознакомления с данными документами в информационных системах, рассылках и т.д.).
В случае, если политика является частью какого-либо документа в системе документации СУБП, то проверяется ознакомление работников эксплуатанта с данным документом (заполненные листы ознакомления, записи, включая результаты ознакомления с данным документами в информационных системах, рассылках и т.д.).
Отсутствие отметок об ознакомлении работников с политикой свидетельствует о несоблюдении основных требований по реализации политики в области безопасности полетов.
Рекомендация Э-1.1-2
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в Приложения 19 п. 1.1 и РУБП ИКАО (Doc 9859) п. 9.3.4.3. Проверка осуществляется согласно п. Э-1.1-2.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующих условий:
1. У эксплуатанта сформирована позитивная культура обеспечения безопасности полетов.
В политике должны содержаться сведения о приверженности эксплуатанта принципам позитивной культуры безопасности. Необходимо убедиться, что в деятельность эксплуатанта внедряется позитивная культура безопасности полетов, персонал информирован о наличии факторов опасности (дайджесты, информационные листы, рассылки с анализом состояния безопасности полетов и т.д.).
Одним из доказательств соблюдения эксплуатантом внедрения позитивной культуры может являться описание принципов ее функционирования в нормативной документации (документация системы управления безопасностью полетов).
2. Формирование системы представления данных о безопасности полетов.
При проведении проверки необходимо убедиться, что в тексте политики содержатся сведения о развитии системы представления данных о безопасности полетов. Работники эксплуатанта имеют возможность подачи сообщений по вопросам безопасности полетов с предоставлением им обратной связи (проверяются базы данных, таблицы с информацией по работе системы сообщений работников). У эксплуатанта есть в наличии добровольные сообщения. Учитываются обязательные доклады при эксплуатации ВС.
3. Прописаны правила применения дисциплинарных мер.
При проведении проверки необходимо определить обстоятельства, гарантирующие неприменение дисциплинарных мер по отношению к работникам компании (возможно указание таких сведений при описании системы представления данных эксплуатанта). К примеру, в политике могут содержаться требования, что применение наказания возможно только в случае сознательных нарушений работников.
Рекомендация Э-1.1-3
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в РУБП ИКАО (Doc 9859) п. 9.3.4.7. Проверка осуществляется согласно п. Э-1.1-3.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующего условия:
1. Эксплуатант определяет и утверждает цели (показатели эффективности) в области безопасности полетов.
В ходе проведения проверки необходимо определить установленные эксплуатантом цели (показатели) безопасности полетов. Необходимо установить периодичность расчета и мониторинга данных показателей, а также проанализировать соответствует ли эксплуатант принятому уровню безопасности полетов.
Для оценки показателей целесообразно использовать относительные показатели безопасности полетов (уровень безопасности полетов, средний налет, средний налет на 1000 полетов и т.д.).
Цели (показатели) могут быть включены в любой документ эксплуатанта (политика в области безопасности полетов, приказы, указания, распоряжения и т.д.).
4.1.2 Иерархия ответственности и обязанности в области обеспечения безопасности полетов
4.1.2.1 Поставщику услуг следует назначить руководителя, который независимо от других выполняемых функций несет ответственность за внедрение и обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов.
В ходе проведения проверки необходимо установить, в каком из распорядительных документов поставщика услуг (либо перечень документации) приводится информация об ответственности руководителя за состояние СУБП. Перечень таких сведений может содержаться в контрактах (если руководитель осуществляет свою деятельность по контракту/договору), положениях, уставах, рабочих инструкциях, руководствах, а также документации по системе управления безопасности полетов и т.д. Представленная документация должна находиться в актуальном состоянии.
Соблюдение данных требований возможно лишь при практическом внедрении процесса принятия руководителем решений в области СУБП. При проверке поставщику услуг необходимо будет представить какие-либо документально оформленные решения руководителя по вопросам безопасности полетов (могут быть изложены в протоколах правлений, заседаний совещательных органов по управлению безопасностью полетов, приказах, указаниях, распоряжения и т.д.), а также результаты их исполнения.
4.1.2.2 В целях развития СУБП поставщикам услуг следует учитывать рекомендуемую практику ИКАО по уточнению процесса обеспечения руководством необходимых условий для функционирования процесса обеспечения безопасности полетов. Руководство поставщика услуг наделяется для этого полномочиями по обеспечению ресурсами (людские ресурсы, финансовые ресурсы и т.д.). Подтверждением внедрения данной рекомендуемой практики служит наличие у поставщика услуг решений руководителя о выделении средств и информации об исполнении таких мероприятий.
4.1.2.3 Поставщику услуг необходимо разработать четкую структуру, которая будет соответствовать масштабу деятельности организации, а также определить обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов. В ходе проверки необходимо установить, что все руководители ознакомлены с данными обязанностями (есть отметки об ознакомлении и т.д.).
4.1.2.4 Одним из условий эффективного функционирования СУБП поставщика услуг является внедрение процесса принятия решений о приемлемости рисков со стороны руководителей. В ходе проведения проверки поставщику услуг необходимо представить документальные доказательства о существовании на практике процесса оценки приемлемости рисков.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование: Э-1.2-1
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.2-1, в соответствии с требованиями ФАП-246 п. 8, ФАП-128 п. 5.6.
У эксплуатанта должен быть назначен руководитель, обязанности которого изложены в каком-либо распорядительном/нормативном документе (контракт, устав, положение, рабочая инструкция, документация по системе управления безопасностью полетов). Документ должен находиться в актуальном состоянии.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Организация и контроль осуществления деятельности эксплуатанта в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, сертификатом эксплуатанта и руководствами эксплуатанта.
В документации эксплуатанта есть сведения, в которых описывается ответственность руководителя за организацию и контроль осуществления деятельности эксплуатанта в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, сертификатом эксплуатанта и руководствами эксплуатанта. Документация находится в актуальном состоянии и имеется отметка об ознакомлении руководителя с ней (либо документация утверждена руководителем). Несоответствие эксплуатанта данному требованию возможно в случае установления в ходе проверки нарушений законодательства РФ, несоблюдения требований сертификата эксплуатанта или руководств эксплуатанта со стороны руководителя (несоблюдение правил выполнения полетов, принятие решений, противоречащих требованиями руководств эксплуатанта и т.д.).
2. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов эксплуатанта.
Проводится проверка организационно-распорядительной документации, подтверждающей исполнение руководителем эксплуатанта своих обязанностей в системе управления безопасностью полетов (примеры документов: документально оформленные решения по обеспечению безопасности полетов, приказы, указания и т.д.). Эксплуатант должен продемонстрировать решения руководителя в области безопасности полетов и результаты их исполнения. Отсутствие решений руководителя, либо отсутствие контроля их исполнения говорит о несоответствии эксплуатанта основным требованиям в области системы управления безопасностью полетов.
Рекомендация Э-1.2-2
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в п. 9.3.5.6 РУБП ИКАО (Doc 9859). Данный пункт контрольных вопросов пересекается с п. Э-1.1-1, в части распределения ресурсов.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующего условия:
1. Наличие полномочий руководителя по обеспечению ресурсами.
При проведении проверки необходимо определить документ эксплуатанта, в котором изложены сведения о том, что руководитель компании имеет полномочия для распределения ресурсов, необходимых для управления рисками безопасности полетов. Данная документация находится в актуальном состоянии.
Для подтверждения исполнения данного пункта контрольных вопросов необходимо, чтобы эксплуатант представил оформленные решения руководителя (приказы, указания, распоряжения), в которых имеются сведения о выделении ресурсов (финансирование, обеспечение достаточного количества персонала, изменение организационной структуры, перераспределение функций, совершенствование производственного процесса и т.д.) и такие решения были выполнены (представлена информация по исполнению).
Требования Э-1.2-3 (Э-ОЛР-1.2-1, Э-ДСП-1.2-1, Э-ПЛГ-1.2-1, Э-КАБ-1.2-1, ОНО 1.2-1, Э-ОГП-1.2-1.)
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.2-3, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3 (а), ФАП-246 п. 9, ФАП-128 п. 5.6.
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-1.2-1, Э-ДСП-1.2-1, Э-ПЛГ-1.2-1, Э-КАБ-1.2-1, ОНО 1.2-1, Э-ОГП-1.2-1.
У эксплуатанта должна быть определена организационная структура с определением функционального (подчинение одного руководителя другому в пределах реализации определенных функций) и непосредственного (прямое) подчинения руководителей.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Подчинение руководителей по управлению безопасностью полетов и качества напрямую руководителю эксплуатанта.
Эксплуатант должен сформировать организационную структуру таким образом, чтобы должностные лица из числа руководителей, обеспечивающие функции управления безопасностью полетов и организации системы управления качеством, подчинялись непосредственно руководителю эксплуатанта и являлись независимыми от сферы производственной деятельности эксплуатанта (ФАП-246 п. 9). Организационная структура должна утверждаться руководителем эксплуатанта.
Примечание: При проведении проверки необходимо учитывать, что формат организационной структуры и количество назначаемых руководителей зависит от масштаба деятельности организации (допускается совмещение должностей, без потери выполнения соответствующих функций).
Согласно п. 10 ФАП 246 допускается сокращение указанного в пункте 9 настоящих Правил перечня лиц при условии, что данное сокращение позволит выполнять функции, указанные в пункте 7 настоящих Правил, заявителем (эксплуатантом), владеющим не более чем тремя воздушными судами любой максимальной взлетной массы или восемью воздушными судами с максимальной взлетной массой не более 27000 кг.
2. Определение ответственности руководителей эксплуатанта по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов.
Эксплуатанту необходимо описать ответственность руководителей (функции, обязанности, ответственность) за функционирование системы управления безопасностью полетов по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-1.2-1);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-1.2-1);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-1.2-1);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-1.2-1);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 1.21);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-1.2-1).
Для подтверждения исполнения данного пункта контрольных вопросов необходимо чтобы руководители были ознакомлены с обязанностями по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов.
Только в том случае, когда по всем контрольным вопросам: Э-ОЛР-1.2-1, Э-ДСП-1.2-1, Э-ПЛГ-1.2-1, Э-КАБ-1.2-1, ОНО 1.2-1, Э-ОГП-1.2-1, эксплуатантом были представлены необходимые подтверждения, следует определить исполнение п. Э-1.2-3.
Рекомендация Э-1.2-4
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в Приложении 19 п. 1.2, РУБП ИКАО (Doc 9859) п. 9.3.5.9. Данный пункт контрольных вопросов пересекается с разделом 2 "Управления факторами опасности и риска для безопасности полетов".
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующего условия:
1. Определены полномочия руководителей относительно приемлемости рисков.
Эксплуатанту рекомендуется включить в нормативную документацию сведения о том, что руководители по направлениям деятельности обладают полномочиями по принятию решений о приемлемости рисков (принятый эксплуатантом уровень риска, превышение которого недопустимо) для безопасности полетов. Нормативная документация эксплуатанта содержит сведения о том, какие риски эксплуатант считает неприемлемыми.
Для подтверждения исполнения данного пункта контрольных вопросов необходимо, чтобы эксплуатант представил документальные доказательства (к примеру: сформирована система отчетности по управлению рисками, имеются оформленные решения действующего совещательного органа по управлению безопасностью полетов, анализы рисков, сделана соответствующая запись в должностной инструкции руководителя подразделения и т.д.) и отметки о том, что руководители эксплуатанта принимают решение относительно приемлемости рисков.
4.1.3 Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов
4.1.3.1 Процесс внедрения и дальнейшего развития системы управления безопасностью полетов необходимо постоянно контролировать. В связи с этим поставщику услуг необходимо назначить должностное лицо, в функции, обязанности и ответственность которого входит контроль функционирования системы управления безопасностью полетов. Одними из основных действий данного руководителя являются:
координация деятельности структурных подразделений в области управления безопасностью полетов;
контроль процесса планирования системы управления безопасностью полетов (планы по внедрению СУБП, планы по развитию/дальнейшему внедрению СУБП);
консультационная поддержка подразделений поставщика услуг по внедрению/дальнейшему развитию СУБП;
формирование и контроль документации системы управления безопасностью полетов;
анализ эффективности обеспечения безопасности полетов;
организация процесса обучения работников поставщика услуг по вопросам управления безопасностью полетов; и т.д.
4.1.3.2 Руководитель, назначаемый на данную должность, должен иметь соответствующую подготовку в области управления безопасностью полетов, в области менеджмента качества и иметь опыт эксплуатации воздушных судов.
При проведении проверки поставщику услуг необходимы документальные доказательства о назначении такого руководителя, а также документальные свидетельства его непосредственного участия в системе управления безопасностью полетов.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование Э-1.3-1
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.3-1, в соответствии с требованиями ФАП-246 п. 9, 11 и ФАП-128 п. 5.6.
Эксплуатант назначает должностное лицо, в обязанности которого входит обеспечение исполнения функций по управлению безопасностью полетов.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Руководитель по управлению безопасностью полетов соответствует квалификационным требованиям нормативных актов РФ.
Согласно требованиям ФАП руководитель должен:
а) иметь практический опыт по организации подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации не менее пяти лет;
б) имеет опыт расследования авиационных происшествий, инцидентов;
в) знать воздушное законодательство в области подготовки и выполнения полетов, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, расследования авиационных происшествий и инцидентов, требований к авиационному персоналу, системам управления безопасности полетов, а также ознакомлен с аналогичными областями законодательства иностранных государств, на территории которых эксплуатант осуществляет деятельность.
При проведении проверки необходимо убедиться, что у эксплуатанта назначен руководитель, ответственный за контроль функционирования системы управления безопасностью полетов (эксплуатант представил соответствующую документацию содержащую данные сведения).
Эксплуатанту необходимо представить отметки об ознакомлении руководителя с обязанностями по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов.
Практическое внедрение подтверждается наличием у эксплуатанта документов (документально оформленных решений, протоколов, приказов, указаний, распоряжений и т.д.), свидетельствующих об исполнении своих обязанностей по управлению безопасностью полетов.
Отсутствие подобных документов говорит о несоответствии эксплуатанта основным требованиям в области системы управления безопасностью полетов.
4.1.4 Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки
4.1.4.1 Поставщики услуг, чья деятельность связана с непосредственной эксплуатацией воздушных судов и обусловлена возможными возникновениями таких событий как авиационные происшествия, инциденты, а также иные чрезвычайные ситуации (акты незаконного вмешательства, катастрофы природного и техногенного характера), должны разработать и утвердить план мероприятий, позволяющий осуществлять координацию действий от аварийной обстановки к штатной ситуации.
Главной целью такого плана является распределение обязанностей ответственных лиц и описание их действий, направленных на возобновление "нормальной" деятельности поставщика услуг. Работники должны быть ознакомлены с перечнем мероприятий, который они обязаны выполнять в случае возникновения аварийной ситуации.
4.1.4.2 Поставщику услуг следует осуществлять процесс подготовки всего спектра работников к действиям по предупреждению и ликвидации кризисных и сбойных ситуаций, в том числе путем проведения соответствующих тренировок.
План действий на случай аварийной обстановки должен отвечать следующим условиям:
содержать классификацию кризисных ситуаций;
описывать процесс сбора информации для установления причин возникновения кризисной ситуации;
соответствовать организационной структуре поставщика услуг;
способствовать централизации руководства и координации всей деятельности поставщика услуг в случае кризисной ситуации;
содержать перечень типовых инструкций по действиям работников;
обеспечивать эффективное использование всех средств и ресурсов в целях минимизации ущерба в кризисных ситуациях.
4.1.4.3 Поставщику услуг следует обеспечить надлежащую координацию плана с аналогичными планами организаций, с которыми он взаимодействует.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование: Э-1.4-1
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.4-1, в соответствии с требованиями ПРАПИ-98 п. 2.3 и п. 3.3.
У эксплуатанта должна быть разработана инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии и инциденте.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Исполнение эксплуатантом требований, изложенных в инструкции по действиям, обязанности и ответственности должностных лиц.
При проведении проверки необходимо убедиться в том, что данная инструкция соответствует организационной структуре эксплуатанта (согласована с ФАВТ или территориальным органом).
Проверяется наличие инструкции, определяющей порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии (далее - Инструкция), в том числе включающая актуальную контактную информацию для передачи первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах. Инструкция должна находиться в актуальном состоянии.
Также проверке подлежат сами первичные сообщения эксплуатанта по авиационным событиям.
Рекомендация Э-1.4-2
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в Приложении 19 п. 1.4, РУБП ИКАО (Doc 9859) п. 9.3.7.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующего условия:
1. Разработка плана мероприятий на случай аварийной обстановки.
При проведении проверки эксплуатант должен представить разработанный и утвержденный план действий, в соответствии с которым осуществляется обеспечение устойчивого функционирования авиакомпании в случае возникновения кризисной ситуации. Документ должен находиться в актуальном состоянии и содержать отметки руководителей об ознакомлении.
Практическое внедрение подтверждается наличием сведений о реализации плана мероприятий на случай аварийной обстановки в случае, если эксплуатант на практике применял такой план для вывода компании из кризисной ситуации: аварии, катастрофы, акты незаконного вмешательства, катастрофы природного и техногенного характера и т.д.
В случае, если эксплуатант при осуществлении своей деятельности не сталкивался с кризисными ситуациями, подтверждением исполнения данной рекомендации может служить проведение периодических тренировок по действиям работников структурных подразделений в случае их возникновения. Следует отметить, что тренировочный процесс должны осуществлять все эксплуатанты (включая тех эксплуатантов, где были зафиксированы кризисные ситуации).
Разработанный эксплуатантом план действий, должен содержать сведения о классификации кризисных ситуаций, описывать процесс сбора информации и содержать типовые инструкции по действиям персонала.
Рекомендация Э-1.4-3
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в Приложении 19 п. 1.4, РУБП ИКАО (Doc 9859) п. 9.3.7.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующего условия:
1. Разработка плана мероприятий на случай аварийной обстановки.
В ходе проведения проверки проводится анализ документация по согласованию плана с аналогичными планами организаций, с которыми эксплуатант взаимодействует при предоставлении своих услуг (если применимо - операторы аэродромов, организации ОВД, ТО и т.д.).
4.1.5 Документация по СУБП
4.1.5.1 Поставщику услуг необходимо сформировать систему документации, в соответствие с которой функционирует система управления безопасностью полетов. Документация должна учитывать требования законодательства РФ в области гражданской авиации и описывать все компоненты СУБП (концептуальные рамки СУБП) соответствовать масштабам деятельности поставщика услуг. Документация по управлению безопасностью полетов может состоять из набора разработанных и утверждённых инструкций, процедур, руководств и т.д. Весь перечь документации должен содержать актуальную информацию. Работники поставщика услуг, должны быть ознакомлены с содержанием документов.
4.1.5.2 В соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от 18.11.2014 N 1215 документация поставщика услуг должна соответствовать следующим условиям:
обязанности должностных лиц поставщика услуг по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов;
перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения;
источники данных для получения сведений в области безопасности полетов;
порядок выявления факторов опасности;
порядок сбора данных о факторах опасности;
порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска;
порядок разработки мероприятий по снижению риска;
порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска.
4.1.5.3 Одним важных условий соответствия поставщика услуг требованиям нормативной документации РФ, является осуществление процесса планирования СУБП. Поставщику услуг следует разработать распорядительную документацию с описанием мероприятий по внедрению/развитию системы управления безопасностью полетов. Такая документация должна утверждаться руководством компании, с целью повышения эффективности процесса распределения ресурсов, направленных на эффективное исполнение плана. При проведении проверок необходимо убедиться, что у поставщика обслуживания назначены ответственные за исполнение мероприятий и осуществляется контроль их исполнения.
4.1.5.4 Рекомендуемая практика ИКАО говорит о необходимости формирования поставщиком услуг руководства по управлению безопасностью полетов которое, как минимум, содержит в себе следующие составляющие:
изложение политики и целей в области обеспечения безопасности полетов;
ссылки на применяемые нормативно-правовые требования к СУБП;
общее описание системы;
информацию об ответственности за обеспечение безопасности полетов и о ведущих работниках, ответственных за обеспечение безопасности полетов;
описание процессов и процедур систем добровольного и обязательного представления данных о безопасности полетов;
описание процессов и процедур выявления факторов опасности и оценки риска для безопасности полетов;
описание процедур расследований в области безопасности полетов;
описание процедур установления и мониторинга показателей эффективности обеспечения безопасности полетов;
описание процессов и процедур, а также обмена информацией в связи с подготовкой персонала в области СУБП;
описание процессов и процедур обмена информацией о безопасности полетов;
описание процедур внутренней проверки;
описание процедур управления изменениями;
описание процедур управления документооборотом СУБП;
информацию о координации планирования мероприятий на случай аварийной обстановки (в тех случаях, когда это применимо).
4.1.5.5 Руководство по управлению безопасностью полетов может представлять собой как отдельный документ, так и быть частью какого-либо другого организационного документа поставщика услуг. Руководство по управлению безопасностью полетов должно содержать необходимые ссылки на весь перечень документации в области СУБП.
4.1.5.6 В сферу документации по системе управления безопасностью полетов также входят учетные записи (записи в системе менеджмента качества), подтверждающих внедрение и функционирование СУБП у поставщика услуг. К таким записям относятся отчеты о проведении внутренних/внешних проверок, аудитов, материалы по анализу и оценки рисков для безопасности полетов, протоколы, указания, распоряжения, базы данных по авиационным событиям и т.д.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование: Э-1.5-1
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.5-1, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3; ФАП-128 п. 5.8; ФАП-246 п. 42. Эксплуатанту следует сформировать систему документацию в соответствии с которой функционирует СУБП, соответствующую требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Сформирована система документации по СУБП.
Эксплуатанту необходимо сформировать систему документации таким образом, что она должна описывать все процессы СУБП. Документация по СУБП должна соответствовать масштабам деятельности эксплуатанта (документация может состоять как из отдельных документов, так и являться составной частью других документов или документации эксплуатанта).
При проведении проверки необходимо выборочно проверить процесс ознакомления работников с документацией по СУБП (листы ознакомления, электронные записи, любые другие виды отметок об ознакомлении). Места хранения документации (в том числе на корпоративных сайтах, электронных хранилищах и т.д.) должны быть доступны работникам с целью ее использования в работе.
Эксплуатант должен представить весь перечень записей (базы данных, таблицы, перечни и т.д.), содержащих сведения о выявленных факторах опасности и проведения оценки риска.
У эксплуатанта должен быть определен порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска. Данный порядок должен быть определен в политике в области безопасности полетов в соответствии с п. Э-1.1-1 контрольных вопросов (допускается разработка дополнительных инструкций/процедур по описанию распределения ресурсов).
Требование: Э-1.5-2
Проверка осуществляется согласно п. Э-1.5-2, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 4.
Эксплуатанту необходимо разработать и утвердить план внедрения/дальнейшего развития СУБП.
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Осуществляется планирование в области управления безопасностью полетов.
Проверяемые планы внедрения/развития СУБП должны быть актуальными и содержать сведения об ответственных за их исполнение.
Для подтверждения исполнения данного пункта контрольных вопросов необходимо, чтобы эксплуатант осуществлял контроль исполнения мероприятий, направленных на развитие/совершенствование СУБП.
Рекомендации Э-1.5-3
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в РУБП ИКАО (Doc 9859) п. 9.3.8.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующего условия:
1. Разработка РУБП.
Эксплуатант разработал и утвердил собственное РУБП содержащее в себе описание процесса функционирования системы управления безопасности полетов. Руководство по управлению безопасностью полетов находится в актуальном состоянии. При проведении проверки необходимо выборочно проверить процесс ознакомления работников с РУБП (листы ознакомления, электронные записи, любые другие виды отметок об ознакомлении).
Руководство по управлению безопасностью полетов может представлять собой как отдельный документ, так и быть частью какого-либо другого организационного документа поставщика услуг (к примеру, сведения о СУБП включены в раздел руководства по производству полетов РПП).
Руководство по управлению безопасностью полетов должно содержать необходимые ссылки на весь перечень документации в области СУБП.
Примечание: Наличие у эксплуатантов руководства по управлению безопасностью полетов не является требованием нормативной документации РФ.
4.2 Управление рисками для безопасности полетов
4.2.0 Основные положения
4.2.0.1 Компонент 2 "Управление рисками для безопасности полетов" в структуре концептуальных рамок СУБП ИКАО (Приложение 19, Добавление 2) включает в себя два элемента: "2.1 Выявление источников опасности" и "2.2 Оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов".
4.2.0.2 Управление риском является центральной частью СУБП и основным рабочим инструментом управления БП. При этом принципы организации и выполнения процесса управления риском являются общими для всех поставщиков услуг.
4.2.0.3 В практике управления безопасностью полетов используется "технократическая концепция риска" негативного события на основе сочетания оценок вероятности этого события и серьезности его последствий. В Правилах введены следующие определения:
"риск - это прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий одного или нескольких факторов опасности":
"фактор опасности - результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов".
Эти определения практически совпадаю с определениями соответствующих понятий в SARPs ИКАО (Приложение 19)*.
4.2.0.4 Закрепление в Правилах указанных определений требует от поставщиков услуг использовать методы управления риском только в рамках "технократической концепции".
4.2.0.5 Эти методы можно разделить на:
- качественные - определяют последствия, вероятность и уровень риска по шкале "высокий", "средний" и "низкий", сравнительную оценку уровня риска проводят в соответствии с качественными критериями;
- количественные - риск оценивается вероятностными характеристиками случайной величины ущерба, обычно в стоимостном выражении, с использованием различных математических методов;
- полукачественные (смешанные) - используют числовую шкалу оценки последствий, вероятности и их сочетания для определения уровня риска в условных единицах.
4.2.0.6 РУБП ИКАО рекомендует использование одного из качественных методов, так называемую "матрицу ИКАО" (см. РУБП, Doc. 9859, 4-е изд. 2018 г., п.п. 2.5; 9.4. Однако поставщик услуг имеет право использовать и другие методы, в том числе количественные и смешанные.
4.2.0.7 РУБП ИКАО (пп. 2.5.2.1, 2.5.2.3) обращает внимание на необходимость разделения понятий "фактор опасности" и "событие".
Оценку риска следует выполнять для прогнозируемого события, а не для фактора опасности. Например, загрязненная ВПП - это фактор опасности, который может привести к различным событиям, таким как выкатывания за пределы ВПП при посадке или при прерванном взлете.
4.2.0.8 Риск следует оценивать отдельно для каждого типа событий и обязательно с учетом особенностей конкретного аэродрома, эксплуатируемых ВС, уровня подготовки экипажей и других условий. Очевидно, что на разных аэродромах и при разных условиях как вероятность выкатывания, так и тяжесть последствий будет различной. Соответственно, различными будут и риски.
4.2.0.9 Необходимо также четко понимать, что оценка риска - это оценка будущего, прогнозирование. Поэтому говорить об "измерении" и "расчете" риска, строго говоря, не корректно.
4.2.0.11 Можно видеть, что процесс управления риском для БП включает следующие процедуры:
a) - выявление факторов опасности;
b) - идентификация и оценка риска;
c) - определение приемлемости риска;
d) - разработка при необходимости корректирующих мероприятий;
e) - оценка уровня остаточного риска;
f) - внедрение корректирующих мероприятий или отказ от данного вида деятельности;
g) - оценка эффективности внедренных мероприятий.
4.2.0.12 В структуре СУБП (см. п. 2.01) процедура а) "составляет содержание первого элемента компонента 2. Остальные процедуры b)-f) объединены во втором элементе. Соответственно, КВП по проверке процесса управления риском разделены на две группы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п 4.2.01"
4.2.1 Выявление факторов опасности
4.2.1.1 Выявление (идентификация) ФО - это важная процедура, определяющая ход и направленность всего процесса управления риском.
4.2.1.2 SARPs ИКАО (Приложение 19, п. 2.1.2) указывают, что выявление ФО основано на сочетании реагирующих и проактивных методов.
4.2.1.3 Реагирующие методы предусматривают использование результатов расследования событий. Имеются ввиду отчеты по расследованию авиационных происшествий, инцидентов, производственных происшествий и так называемых "предвестников", имевших место как в своем авиапредприятии, так и в других авиапредприятиях того же вида деятельности. Под "предвестниками" обычно понимают события, как правило, предшествующие инциденту или производственному происшествию, по которым проводится внутреннее расследование в авиапредприятии.
4.2.1.4 Проактивные методы включают в себя активный поиск ФО в существующих процессах и прогнозирование их проявлений, которые могут привести к авиационным событиям. Основными источниками информации для проактивного выявления ФО являются:
- отчеты по результатам проверок;
- отчеты внутренних и внешних аудитов;
- результаты анализа полетной информации (ПИ) и данные других систем объективного контроля;
- данные по отказам и неисправностям систем и агрегатов ВС и другой авиационной техники;
- обязательные доклады работников;
- добровольные сообщения в рамках системы добровольных сообщений по БП.
Могут использоваться и прогностические методы, при этом прогнозирование выполняется с учетом предполагаемых изменений в деятельности авиапредприятия (увеличение или резкое сокращение объема работ, ротация личного состава, освоение новой техники и т.д.).
4.2.1.5 Общие для всех поставщиков услуг требования воздушного законодательства РФ к этому элементу СУБП сформулированы в Правилах.
4.2.1.6 В соответствии с п. 3 Правил поставщик услуг должен в своих документах по СУБП описать:
в) источники данных для получения сведений в области БП;
г) порядок выявления факторов опасности;
д) порядок сбора данных о факторах опасности.
4.2.1.7 В соответствии с п. 5 Правил поставщик услуг должен:
а) осуществлять сбор и обработку данных о факторах опасности
Требование: Э-2.1-1 (Э-ОЛР-2.1-1, Э-ДСП-2.1-1, Э-ПЛГ-2.1-1, Э-КАБ-2.1-1, Э-ОНО-2.1-1, Э-ОГП-2.1-1)
Проверка осуществляется согласно п. Э-2.1-1, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3 (б, в, г, д), п. 5 (а), ФАП-246 п. 36, ФАП-128 п. 5.5.
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-2.1-1, Э-ДСП-2.1-1, Э-ПЛГ-2.1-1, Э-КАБ-2.1-1, ОНО 2.1-1, Э-ОГП-2.1-1.
У эксплуатанта должен быть сформирован процесс сбора и обработки данных о факторах опасности, способных негативно отразиться на состоянии безопасности полетов по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-2.1-1);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-2.1-1);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-2.1-1);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-2.1-1);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 2.1-1);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-2.1-1).
Также к требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Документирован процесс сбора и обработки информации.
В ходе проведения проверки необходимо определить каким образом осуществляется процесс выявления факторов опасности, способных негативно отразиться на состоянии безопасности полетов.
Практическое внедрение подтверждается наличием сведений о том, что такой процесс осуществляется на практике. Необходимо проверить наличие перечней, выявленных факторов опасности; наличие баз данных, предназначенных для хранения сведения об опасных факторах и т.д. Одним из важных условий соответствия эксплуатанта данным требованиям является то, что такой процесс осуществляется на постоянной основе (к примеру, с установленной периодичностью).
Записи эксплуатанта с выключенным в них факторами опасности (заполненные бланки, отчеты, табличные формы и т.д.) также подлежат проверке. Они должны соответствовать масштабам деятельности эксплуатанта и содержать актуальные сведения по безопасности полетов.
Требование: Э-2.1-2 (Э-ОЛР-2.1-2, Э-ДСП-2.1-2, Э-ПЛГ-2.1-2, Э-КАБ-2.1-2, Э-ОНО-2.1-2, Э-ОГП-2.1-2)
Проверка осуществляется согласно п. Э-2.1-2, в соответствии с требованиями ФАП-128 п. 5.5.
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-2.1-2, Э-ДСП-2.1-2, Э-ПЛГ-2.1-2, Э-КАБ-2.1-2, ОНО 2.1-2, Э-ОГП-2.1-2.
Процесс выявления факторов опасности эксплуатанта основывается на сочетании реагирующих и проактивных (фактические и потенциальные угрозы БП) методах сбора информации факторах опасности по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-2.1-2);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-2.1-2);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-2.1-2);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-2.1-2);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 2.1-2);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-2.1-2).
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Эксплуатант выявляет факторы опасности реагирующими и проактивными методами.
В ходе проведения проверки необходимо убедиться, что эксплуатант использует все методы сбора информации об опасных факторах. Допускается, что эксплуатант применяет на практике прогностические методы сбора информации (применение таких методов должны быть документированы).
Практическое внедрение подтверждается наличием примеров использования методов сбора информации. В наличии должны быть какие-либо записи (документы, протоколы, анализы), содержащие сведения о их применении.
Процесс должен быть документирован и четко описывать принципы сбора информации о факторах опасности.
Отсутствие у эксплуатанта сведений о применении проактивных методов сбора информации, а также отсутствие прямых подтверждений их использования, говорят о несоответствии эксплуатанта основным требованиям нормативной документации в части управления рисками для БП.
Рекомендация: Э-2.1-3 (Э-ОЛР-1.2-1, Э-ДСП-1.2-1, Э-ПЛГ-1.2-1, Э-КАБ-1.2-1, Э-ОНО-1.2-1, Э-ОГП-1.2-1)
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в Постановлении Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 7 (д).).
Функционирование у эксплуатанта системы сообщений является требуемым условием функционирования государственной системы управления безопасностью полетов. Наличие собственной системы сообщений эксплуатанта требованием нормативной документации РФ не является.
Внедрение данной рекомендации исследуется по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-2.1-3);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-2.1-3);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-2.1-3);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-2.1-3);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 2.1-3);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-2.1-3).
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующих условий:
1. Документация по функционированию системы сообщений работников находится в актуальном состоянии.
В ходе проведения проверки необходимо убедиться, что документация эксплуатанта определяет способы подачи добровольных сообщений (к примеру: электронные адреса, формы на сайтах, телефоны, ящики добровольных сообщений, письменные формы и т.д.). Документация по безопасности полетов содержит сведения о том, каким образом эксплуатант осуществляет процесс рассмотрения сообщений работников. Необходимо убедиться, что процесс обработки добровольных сообщений работников предусматривает разработку мероприятий по факту сообщений и предоставление обратной связи.
2. Сообщения работников анализируются и по ним разрабатываются мероприятия (с представлением обратной связи).
Практическое внедрение подтверждается наличием у эксплуатанта добровольных сообщений. Сбор информации должен быть структурирован (информация может собираться в реестры, базы данных, электронные таблицы, бумажные бланки с обращениями работников и т.д.). При проведении проверки необходимо убедиться, что по результатам сообщений проводиться разработка мероприятий и осуществляется контроль их исполнения (информация также структурирована и имеются соответствующие записи).
Отсутствие у эксплуатанта сведений о разработке мероприятий, а также информации об их исполнении, говорит о несоответствии эксплуатанта основным требованиям нормативной документации в части сбора и обработки информации об опасных факторах.
Требование: Э-2.1-4 (Э-ОЛР-2.1-4, Э-ПЛГ-2.1-4)
Проверка осуществляется согласно п. Э-2.1-4, в соответствии с требованиями ФАП-246 п. 40, 41; ФАП-128 п. 5.7.
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-2.1-4, Э-ПЛГ-2.1-4.
При проведении проверки необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями п. 41 ФАП-246 обработка и анализ полетной информации могут осуществляться как подразделениями эксплуатанта, так и организациями на основании договоров.
Данный пункт контрольных вопросов проверки относиться только к тем эксплуатантам, которые:
выполняют полеты воздушных судах с максимальной взлетной массой более 27000 кг;
осуществляют расшифровку полетной информации самостоятельно.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующих условий:
1. Выполняется анализ полетной информации
В ходе проведения проверки необходимо убедиться, что эксплуатант документировал процесс анализа полетных данных (программа анализа полетных данных сформирована). У эксплуатанта осуществляет процесс хранения данных полетной информации и ее анализ.
Практическое внедрение подтверждается наличием аналитических материалов с разработкой мероприятий по факту проведения анализа (осуществляется контроль их исполнения). Данные анализа доводятся до сведения руководство эксплуатанта (к примеру: утверждаются руководством по направлению деятельности, утверждаются руководителем эксплуатанта, рассматриваются коллегиальными органами по управлению безопасностью полетов и т.д.).
2. Осуществляется анализ полетных данных (п. Э-ОЛР-2.1-4)
Эксплуатантом применяется программа анализа полетных данных, которая предусматривает, что полученная информация по отклонениям от требований эксплуатационной документации воздушного судна, подлежит обязательной регистрации, хранению и анализу для разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных событий.
В ходе проведения проверки необходимо убедиться, что при проведении квалификационных проверок пилотов эксплуатант обеспечивает хранение в течение двух лет параметрических данных средств объективного контроля.
3. Осуществляется анализ полетных данных (п. Э-ПЛГ-2.1-4)
У эксплуатанта существует база данных, с помощью которой осуществляется накопление информации, полученной от бортовых средств объективного контроля.
Эксплуатант проводит анализ информации об отказах авиационной техники (в наличии имеются аналитические материалы, утверждённые руководством) с разработкой мероприятий по предотвращению авиационных событий.
Рекомендация: Э-2.1-5
В ходе проверки устанавливается выполнение рекомендации по СУБП, содержащейся в Постановлении Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 7, ФАП-246 п. 41; ФАП-128 п. 5.7.
При проведении проверки необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями п. 41 ФАП-246 обработка и анализ полетной информации могут осуществляться как подразделениями эксплуатанта, так и организациями на основании договоров.
Данный пункт контрольных вопросов проверки относиться только к тем эксплуатантам, которые:
выполняют полеты воздушных судах с максимальной взлетной массой более 27000 кг;
осуществляют расшифровку полетной информации на основании договора.
Отметка об исполнении рекомендации ставится в случае подтверждения эксплуатантом исполнения следующих условий:
1. Разработана процедура получения данных полетной информации.
В случае, если анализ полетной информации осуществляется сторонними организациями на основании договора, эксплуатанту необходимо документировать процесс получения данных от организации, осуществляющей обработку полетной информации.
В ходе проведения проверки эксплуатанту следует представить какие-либо отметки о получении данных (журналы передачи, отчетность, отметки о передачи информации и т.д.).
2. Осуществляется процесс контроля деятельности организации, осуществляющей обработку полетной информации.
Эксплуатантом документирован и осуществляется процесс контроля деятельности организации, осуществляющей обработку полетной информации. При проведении проверки эксплуатанту следует представить подтверждения о проведении таких проверок (аудитов). Также необходимо получить информацию, что подобные отчеты доводились до сведения организации (направлялись эксплуатантом в адрес организации), осуществляющей обработку полетной информации.
4.2.2 Оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов
4.2.2.1 Независимо от применяемого метода управления риском в процедурах оценки риска, установления уровня его приемлемости и разработке (при необходимости) мероприятий должны участвовать специалисты, непосредственно связанные с видом деятельности, к которой относится рассматриваемый ФО.
4.2.2.2 Крайне вредным является встречающееся в предприятиях заблуждение, что процедурами управления риском должны заниматься только специалисты инспекции (отдела) БП предприятия. Например, если по результатам анализа полетной информации выявлен ФО "повышенная скорость захода на посадку на аэродроме А на типе ВС Х", то в процедуре должен участвовать шеф-пилот или пилот-инструктор ВС Х и, желательно, имеющий опыт полетов на аэродром А.
4.2.2.3 Как отмечено в п. 2.0.7, оценку риска следует выполнять не для ФО, а для последствий влияния ФО, т.е. для события, к которому этот ФО может привести. Поэтому первоначально необходимо представить сценарий развития негативного события. При составлении сценария события без участия специалистов из соответствующих подразделений не обойтись.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 4.2.0.7"
4.2.2.4 Далее, в зависимости от применяемого метода, оценивается уровень вероятности и серьезность наиболее правдоподобного исхода события. По сочетанию этих оценок определяется уровень риска.
4.2.2.5 Полученное значение с помощью принятого в методе критерия попадает в одну из категорий риска. Если категория, в которую попал оцениваемый риск, предусматривает разработку мероприятий, эти мероприятия должны разрабатываться и внедряться.
4.2.2.6 Также должна быть предусмотрена возможность оценки остаточного риска и внедрен метод оценки эффективности внедренного мероприятия.
4.2.2.7 В разных методах эти базовые принципы могут быть реализованы по-разному. В РУБП ИКАО подробно рассмотрен рекомендованный ИКАО метод "последствий и вероятностей" (см. РУБП ИКАО, п. 9.4).
4.2.2.8 Важнейшим условием является подробное документирование всех процедур и разработанных мероприятий.
4.2.2.9 Мероприятия могут быть направлены на уменьшение вероятности опасного события или серьезности его последствий или одновременно на уменьшение и вероятности, и серьезности.
4.2.2.10 Очевидно, что мероприятия требуют выделение определенных ресурсов, поэтому в РУБП поставщика должен быть определен порядок их выделения.
4.2.2.11 Оценка эффективности внедренных мероприятий в целом может выполняться с использованием системы показателей эффективности обеспечения БП (см. раздел 3 настоящих МР) или специальными показателями и методами. Правила оценки эффективности мероприятий поставщик услуг должен прописать в своей документации по СУБП.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование: Э-2.2-1 (Э-ОЛР-2.2-1, Э-ДСП-2.2-1, Э-ПЛГ-2.2-1, Э-КАБ-2.2-1, Э-ОНО-2.2-1, Э-ОГП-2.2-1).
Проверка осуществляется согласно п. Э-2.2-1, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3 (е), п. 5 (б), ФАП-246 п. 36.
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-2.2-1, Э-ДСП-2.2-1, Э-ПЛГ-2.2-1, Э-КАБ-2.2-1, ОНО 2.2-1, Э-ОГП-2.2-1.
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Проведение анализа факторов опасности и риска
Входе проведения проверки необходимо установить, что у эксплуатанта документирован процесс проведения анализа факторов опасности и оценки риска. Документация находится в актуальном состоянии и у эксплуатанта есть достоверное подтверждение, что изложенные принципы анализа факторов опасности применяются на практике. Установлена периодичность проведения анализа и оценки рисков для безопасности полетов (на практике установленная периодичность соблюдается).
Анализ факторов опасности и риска соответствует масштабу деятельности организации и учитывает все аспекты деятельности эксплуатанта.
Практическое внедрение подтверждается наличием аналитических материалов (заполненные бланки, отчеты, и т.д.) в системе менеджмента качества.
Результаты проведения анализа рисков доводятся до сведения руководства эксплуатанта (в наличии имеются аналитические материалы, утверждённые руководством, либо протоколы совещательных органов, правления и т.д.).
Анализ факторов опасности проводится по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-2.2-1);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-2.2-1);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-2.2-1);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-2.2-1);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 2.2-1);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-2.2-1).
Требование: Э-2.2-2 (Э-ОЛР-2.2-2, Э-ДСП-2.2-2, Э-ПЛГ-2.2-2, Э-КАБ-2.2-2, Э-ОНО-2.2-2, Э-ОГП-2.2-2)
Проверка осуществляется согласно п. Э-2.2-2, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3 (ж, з), п. 5 (в), ФАП-246 п. 36.
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-2.2-2, Э-ДСП-2.2-2, Э-ПЛГ-2.2-2, Э-КАБ-2.2-2, ОНО 2.2-2, Э-ОГП-2.2-2.
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. По результатам проведения анализа факторов опасности и риска проводится разработка мероприятий
В ходе проведения проверки необходимо установить, что по результатам проведения факторов опасности и риска проводится разработка мероприятий по реагированию на них. Эксплуатант осуществляет контроль исполнения рекомендаций (в наличии база по контролю рекомендаций, записи и т.д.).
Отсутствие у эксплуатанта сведений о разработке мероприятий, а также информации об их исполнении, говорит о несоответствии эксплуатанта основным требованиям нормативной документации в части управления рисками для БП.
Разработка мероприятий проводится по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-2.2-2);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-2.2-2);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-2.2-2);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-2.2-2);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 2.2-2 2);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-2.2-2).
Требование: Э-2.2-3 (Э-ОЛР-2.2-3, Э-ДСП-2.2-3, Э-ПЛГ-2.2-3, Э-КАБ-2.2-3, Э-ОНО-2.2-3, Э-ОГП-2.2-3).
Проверка осуществляется согласно п. Э-2.2-3, в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3 (и).
Соблюдение данного требования возможно только в случае подтверждения исполнения эксплуатантом сквозных требований, обозначенных контрольных вопросах: Э-ОЛР-2.2-3, Э-ДСП-2.2-3, Э-ПЛГ-2.2-3, Э-КАБ-2.2-3, ОНО 2.2-3, Э-ОГП-2.2-3.
У эксплуатанта должен быть установлен порядок оценки эффективности исполнения мероприятий по снижению риска.
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Проведение оценки эффективности мероприятий
У эксплуатанта должен быть разработани документирован процесс оценки эффективности мероприятий.
В ходе проведения проверки эксплуатанту необходимо представить какие-либо записи (заполненные бланки, отчеты, базы данных, информационные системы и т.д.) в системе менеджмента качества, которые подтверждают, что эксплуатантом осуществляется оценка эффективности мероприятий, выработанных по результатам анализа и оценки факторов опасности.
Разработка мероприятий проводится по аспектам деятельности, связанным с эксплуатацией ВС:
- организация летной работы (описано в контрольном вопросе Э-ОЛР-2.2-3);
- диспетчерское обеспечение полетов (описано в контрольном вопросе Э-ДСП-2.2-3);
- поддержание летной годности (описано в контрольном вопросе Э-ПЛГ-2.2-3);
- организация работы кабинного экипажа (описано в контрольном вопросе Э-КАБ-2.2-3);
- организация наземного обслуживания (описано в контрольном вопросе ОНО 2.2-3);
- организация грузовых перевозок (описано в контрольном вопросе Э-ОГП-2.2-3).
4.3 Обеспечение безопасности полетов
4.3.0.1 Компонент 3 "Обеспечение безопасности полетов" в структуре концептуальных рамок СУБП ИКАО (Приложение 19, Добавление 2) включает в себя 3 элемента:
- 3.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов;
- 3.2 Осуществление изменений;
- 3.3 Постоянное совершенствование СУБП.
4.3.0.2 Обеспечение безопасности полетов играет центральную роль в функционировании СУБП в деятельности любого поставщика услуг. Оно определяет и контролирует эффективность функционирования всех других компонентов и элементов СУБП.
4.3.0.3 В п. 3.1.1 добавления 2 Приложения 19 содержится требование, согласно которому поставщик услуг должен разрабатывать и применять методы проверки эффективности обеспечения организацией безопасности полетов и подтверждения действенности средств контроля факторов опасности и риска для безопасности полетов. Эти возможности предусматриваются компонентом обеспечения безопасности полетов СУБП поставщика услуг [9.5.1 РУБП ИКАО (Doc 9859)].
4.3.0.4 Деятельность по обеспечению БП заключается в выполнении мероприятий, направленных на оценку эффективности СУБП, функционирует ли СУБП в соответствии с поставленными целями, ожиданиями и требованиями. Таковыми мероприятиями, в первую очередь, являются мониторинг, и внутренние (иногда могут быть и внешние) проверки, аудиты.
4.3.0.5 Мониторинг - это важный инструмент в обеспечении безопасности полетов. Подробное описание данной процедуры следует далее (см. п. 4.3.1).
4.3.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов
4.3.1.1 С целью контроля и оценки эффективности обеспечения БП предполагается использование двух процедур (процессов) в деятельности поставщика услуг:
- Определение показателей (эффективности) уровня БП в деятельности поставщика услуг, и их мониторинг;
- Проведение периодических внутренних (использование результатов внешних) проверок, аудитов функционирования СУБП в деятельности поставщика услуг.
4.3.1.2 Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов - это основанные на фактических данных параметры безопасности полетов, используемые для мониторинга и оценки эффективности обеспечения безопасности полетов [РУБП ИКАО (Doc 9859)].
4.3.1.4 Абсолютные статистические показатели. К ним относятся абсолютные числа авиационных происшествий, катастроф, инцидентов, число погибших в АП членов экипажей и пассажиров, материальный ущерб от АП и т.д.
4.3.1.5 Относительные статистические показатели. В качестве относительных показателей могут быть: средний налет на одно авиационное событие (на одно авиационное происшествие, на одну катастрофу, на один инцидент), среднее число авиационных событий, приходящихся на 10000 часов налета, и др.
4.3.1.6 Вероятностный показатель - это вероятность авиационного события (АС) (АП, катастрофы, аварии, авиационного инцидента) или вероятность того, что АС не произойдет (показатель безопасности). Вероятностный показатель объективно отражает тот факт, что АС - случайное событие. Вероятностный показатель может:
- задаваться (напр., в НЛГ задается допустимая вероятность "особой ситуации"); или допустимая вероятность АП задается в виде "приемлемого уровня БП государства";
- рассчитываться аналитически (с помощью логико-вероятностных методов, математического статистического моделирования, марковских цепей, экспертных, "нечетких" оценок и др.);
- оцениваться на основании статистики авиационных событий.
4.3.1.7 Каждым поставщиком услуг могут быть разработаны свои показатели, которые целесообразны именно для его видов деятельности (характеризуют деятельность поставщика услуг).
4.3.1.8 Любые показатели могут вычисляться за различный анализируемый период (неделя, месяц, квартал или год). При выборе периодичности оценки показателей необходимо опираться на целесообразность проведения расчетов, показатели должны быть информативны и отражать общую тенденцию (изменение) при построении графиков мониторинга с выбранной периодичностью.
4.3.1.9 С целью контроля обеспечения БП целесообразно выполнять мониторинг показателей БП, осуществлять построение графиков их изменения в течение определенного анализируемого периода. Согласно рекомендациям, изложенным в п. 9.5.4.15 РУБП ИКАО (Doc 9859) при осуществлении мониторинга следует рассмотреть вопрос о целесообразности определения целевого и пороговых (критических) уровней показателей БП, по которым можно сделать вывод об эффективности обеспечения БП и общего функционирования СУБП поставщика услуг.
4.3.1.10 Проверки проводятся в целях оценки эффективности функционирования СУБП поставщика услуг и эффективности принятых мер по снижению риска для безопасности полетов (оценки влияния принятых мероприятий в соответствии с ожиданиями). Проведение таких проверок осуществляется соответствующими подразделениями поставщика услуг (внутренние проверки). Тем не менее, необходимо учесть, что внутренние проверки наиболее эффективны тогда, когда они проводятся людьми или подразделениями, не зависящими от проверяемых функций [9.5.4.3 РУБП ИКАО (Doc 9859)].
4.3.1.11 С целю эффективного осуществления оценки функционирования СУБП, также, могут быть использованы результаты внешних проверок, замечания, вынесенные в результате их проведения сторонними организациями (органами авиационных властей). Поставщик услуг должен реагировать на замечания (исправлять, вносить корректировки), вынесенные ему ранее в ходе проведения таких проверок.
4.3.1.12 При проведении проверки СУБП поставщика услуг по КВП, относящихся к элементу 3.1 "Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов" необходимо установить факт соблюдения рекомендаций, изложенных в настоящем разделе, а именно:
- Определены (или разработаны) ли показатели БП, отражающие текущий уровень БП поставщика услуг?
- Выполняется ли периодическая оценка таких показателей?
- Осуществляется ли мониторинг таких показателей?
- Определены ли целевой и пороговые (критические) уровни для таких показателей?
- Проводится ли внутренний (периодический) аудит с целью оценки эффективности мероприятий по снижению рисков для БП, и эффективности СУБП в целом?
- Используются ли результаты внешних проверок с целью оценки и совершенствования СУБП поставщика услуг? Реагирует ли поставщик услуг на вынесенные ранее ему замечания?
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование: Э-3.1-1
Проверка осуществляется согласно п. Э-3.1-1, в соответствии с требованиями ПРАПИ-98 п. 2.1.3, 2.1.8, 3.1.8 и ФАП-246 п. 38.
У эксплуатанта должны быть сформированы условия для проведения установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий.
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Координация действий с органами исполнительной власти
В ходе проведения проверки эксплуатант должен представить доказательства осуществления координации действий с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению работы комиссии по расследованию авиационного происшествия (инцидента).
2. Квалификация персонала, участвующего в проведении расследования
Одним из условий соответствия деятельности эксплуатанта данному требованию является соответствующая подготовка персонала по расследованию авиационных событий. При проведении проверки необходимо выборочно проверить информацию по обучению специалистов, участвующих в расследовании.
Требование: Э-3.1-2
Проверка осуществляется согласно п. Э-3.1-2, в соответствии с требованиями ПРАПИ-98 п. 2.8, 2.10, 3.7, 3.9.
Эксплуатант организует проведение разборов, а также учет и анализ авиационных событий с ВС, находящимися в эксплуатации.
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Эксплуатантом проводятся разборы авиационных событий
В ходе проведения проверки эксплуатант должен представить информацию о проведении разборов по фактам авиационных событий (разборы летных, технических подразделений, а также подразделений по наземному обслуживанию авиационной техники, если они включены в организационную структуру эксплуатанта).
2. Организован учет авиационных событий
У эксплуатанта должен быть организован процесс учета авиационных событий. При проведении проверки эксплуатанту необходимо представить документацию по описанию процесса учета авиационных событий (а также кем осуществляется процесс учета авиационных событий). В ходе проведения проверки эксплуатанту необходимо представить соответствующие базы данных (информационные системы, табличные формы, записи и т.д.) по событиям с ВС.
Данные по авиационным событиям должны быть актуальными и соответствовать масштабу деятельности эксплуатанта.
3. Организован анализ авиационных событий
У эксплуатанта должен быть организован процесс анализа авиационных событий. Анализ авиационных событий должен соответствовать следующим условиям:
осуществляться с установленной периодичностью;
утверждаться руководством компании (лицом, ответственным за проведение анализа);
доводится до руководителей и работников компании;
Анализ должен содержать перечень мероприятий, направленных на безопасность полетов (эксплуатантом организован контроль исполнения мероприятий).
Требование: Э-3.1-3
Проверка осуществляется согласно п. Э-3.1-3, в соответствии с требованиями ФАП-46 п. 39.
Эксплуатант устанавливает и реализует процедуру для выявления и расследования отклонений от правил и процедур, установленных в его руководствах, которые могли бы стать причинами авиационного происшествия или серьезного инцидента.
К требованиям относится соблюдение следующих условий:
1. Эксплуатантом определен порядок проведения расследований
У эксплуатанта определен порядок проведения расследований отклонений от правил и процедур, установленных в его руководствах, которые могли бы стать причинами авиационного происшествия или серьезного инцидента.
В ходе проведении проверки эксплуатанту необходимо представи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.