Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4 Дополнительные рекомендации проверяющему
4.1 Политика и цели в области обеспечения безопасности полетов
4.1.0 Основные положения
4.1.0.1 Компонент СУБП политика и цели в области обеспечения безопасности полетов направлен на формирование у поставщика услуг условий для эффективного управления безопасностью полетов. Внедрение данного компонента в практику осуществляется путем формирования политики в области безопасности полетов, в которой отражена приверженность руководства поставщика услуг процессу обеспечения безопасности полетов. Решения руководящего состава не должны противоречить основным принципам управления безопасностью полетов, изложенным в политике.
4.1.0.2 К условиям внедрения данного компонента СУБП в деятельность поставщика услуг относится определение иерархии ответственности за безопасность полетов и описание обязанностей должностных лиц, ответственных за безопасность полетов. Организационная структура должна соответствовать масштабам деятельности поставщика услуг.
4.1.0.3 Процесс координации и планирования мероприятий на случай аварийной обстановки также является неотъемлемой частью данного компонента СУБП. Основная задача планирования таких мероприятий состоит в обеспечении централизованного руководства и координации всей деятельности поставщика услуг в случае возникновения кризисных ситуаций (авиационные события, акты незаконного вмешательства, природные явления и т.д.).
4.1.0.4 В ходе формирования СУБП поставщику услуг необходимо наладить процесс планирования СУБП, в котором определяются мероприятия по внедрению/дальнейшему развитию данной системы, а также определить цели (показатели) в области безопасности полетов.
4.1.0.5 В ходе внедрения данного компонента поставщику услуг необходимо разработать документацию по СУБП, которая должна описывать основные процессы СУБП:
- политику и цели в области обеспечения безопасности полетов;
- требования к СУБП;
- процессы и процедуры СУБП;
- иерархию ответственности, обязанности и полномочия в отношении процессов и процедур СУБП;
- результаты функционирования СУБП.
4.1.1 Обязательства руководства
4.1.1.1. Внедрение данного компонента в практику осуществляется путем разработки политики в области безопасности полетов, в которой отражена приверженность руководства поставщика услуг процессу обеспечения безопасности полетов. Политика может представлять собой как отдельный документ в системе качества поставщика услуг, так и являться составной частью других документов, входящих в систему управления безопасностью полетов (к примеру: руководства, положения и т.д.).
4.1.1.2 Политика в области БП должна утверждаться руководством компании. Формы утверждения данного документа могут различаться (приказы, указания, распоряжения и т.д.). Руководство компании обязано довести политику до сведения всех работников, осуществляющих свою деятельность в области безопасности полетов (у поставщика услуг имеются в наличии листы ознакомления, отметки в электронных систем учета и т.д.). Рекомендуется, чтобы политика размещалась в общедоступных местах поставщика услуг (в рабочих помещениях, офисах, на корпоративных сайтах, информационных стендах и т.д.).
4.1.1.3 В ходе проведения проверки необходимо убедиться, что включенные в нее принципы нашли свое практическое применение в деятельности поставщика услуг. При проведении проверки необходимо обратить внимание на следующее:
- каким образом руководство поставщика услуг принимает решения, направленные на обеспечение безопасности полетов;
- исполнение решений руководителя поставщика услуг сопровождается распределением ресурсов;
- действия/решения руководящего состава должны соответствовать основным принципам управления безопасностью полетов, изложенным в политике;
- если в политике есть сведения о внедрении некарательной среды;
- если в политике содержатся сведения о предоставлении ресурсов, то у поставщика услуг имеются подтверждения о том, что обеспечивается поддержка исполнения мероприятий (финансирование, обеспечение достаточного количества персонала, соблюдение условий труда и т.д.), направленных на обеспечение безопасности полетов (в том числе отсутствие решений, неисполнение которых было связано с отсутствием финансирования со стороны руководящего состава) и т.д.
4.1.1.4 Поставщику услуг рекомендуется включить в политику сведения о функционировании в компании позитивной культуры безопасности полетов. Позитивная культура обеспечения безопасности полетов основывается на следующих составляющих:
- популяризации вопросов безопасности полетов;
- общей осведомленности (как руководства, так и работников) о имеющихся факторах опасности;
- внедрении принципов безопасности полетов во все сферы деятельности поставщика услуг;
- эффективной передаче информации о безопасности полетов;
- разбор ошибок с целью разработки мероприятий, предотвращающих их в будущем.
4.1.1.5 В политику также рекомендуется включить сведения о развитии системы сообщений работников поставщика услуг, как одном из эффективных способов получения информации о факторах опасности. Заявления в политике должны указывать на поощрения развития системы представления данных о безопасности полетов. В ходе проведения проверки необходимо обратить внимание, что система представления данных должна состоять как из обязательных докладов работников по вопросам безопасности полетов, так и добровольных сообщений, описывающих факторы опасности, способные негативно отразиться на показателях безопасности полетов поставщика услуг.
Обязательные доклады несут в себе информацию об уже случившихся фактах проявления факторов опасности (инциденты с ВС, повреждения воздушных судов, нарушения, допущенные персоналом поставщика услуг и т.д.). Добровольные сообщения нацелены на получение информации до наступления негативных последствий в области безопасности полетов (ошибки персонала, необходимость доработки процедур/процессов, предложения по улучшению и т.д.). Система сообщений поставщика услуг должна учитывать возможность подачи работником конфиденциальных сообщений (сведения о работнике, подавшем сообщение, не разглашаются). Еще одним условием эффективного функционирования данной системы является предоставление обратной связи работникам по фактам сообщений. Требования по внедрению данной системы подробно описаны во втором компоненте СУБП "Управление факторами риска для безопасности полетов".
4.1.1.6 Поставщику услуг рекомендуется описать в политике условия, при которых к работникам не будут применяться дисциплинарные меры. В ходе проведения проверки необходимо установить обстоятельства и условия, гарантирующие неприменение дисциплинарных мер по отношению к работникам поставщика услуг (возможно указание таких сведений при описании системы представления данных).
4.1.1.7 В соответствии с рекомендуемой практикой ИКАО, по внедрению данного элемента ("Ответственность руководства") поставщику услуг рекомендуется установить цели (показатели эффективности) безопасности полетов. Данные показатели применяются для оценки эффективности функционирования СУБП (относятся к 3-ему компоненту СУБП "Обеспечение безопасности полетов").
Дополнительная информация по проведению проверки
К АУЦ специальных требований по данному элементу СУБП в нормативных документах РФ нет. Соответственно, все КВП со статусом "Требования" основаны на требованиях Правил.
КВП со статусом "Рекомендация" основаны на SARPs ИКАО и рекомендациях РУБП ИКАО, Doc. 9859.
Рекомендация У-1.1-1
Проверка соответствия данной рекомендации выполняется на основе Приложения 19, Добавление 2, п. 1.1.1 и РУБП ИКАО, п. 9.3.4.
При проверке политики следует обратить внимание на отражение в ней приверженности задачам, перечисленным в КВП.
a) Отражает обязательства организации по обеспечению БП - в Политике должны быть кратко, но максимально конкретно сформулированы обязательства АУЦ по обеспечению БП при организации, подготовке и выполнению учебных полетов.
b) Содержит четкое заявление о предоставлении ресурсов для реализации Политики - заявление о предоставлении ресурсов является неотъемлемой частью политического заявления.
c) Включает процедуру отчетности в области БП - в Политике должно быть заявлено обязательство руководства на постоянной основе отчитываться о состоянии БП перед работниками АУЦ и обучающимися в АУЦ.
d) Четко указывает, какие виды поведения считаются недопустимыми и обстоятельства, при которых не будут применяться дисциплинарные меры - недопустимым обычно считается преднамеренное нарушение норм, правил и процедур и сокрытие событий. Обстоятельства, при которых не будут применяться к работнику или обучаемому дисциплинарные меры должны быть указаны конкретно и так, чтобы не допускать двоякого толкования. Запись типа "работник (обучаемый) не наказывается за ошибку при подготовке и выполнения полета" не может считаться достаточной, поскольку на практике реализовать такое обязательство невозможно. Такая запись может содействовать формированию атмосферы безответственности, что недопустимо при обучении пилотов.
e) Подписывается ответственным руководителем - Политику подписывает Генеральный директор АУЦ.
f) Доводится до сведения всех сотрудников организации - необходимо проверить размещение Политики во всех основных служебных помещениях и учебных классах АУЦ, в системах электронной документации, сети Интранет АУЦ и т.д. Целесообразно провести выборочный опрос работников АУЦ, в частности, инструкторского состава, а также обучаемых с тем, чтобы установить уровень их осведомленности и понимания Политики.
g) Периодически пересматривается - удостовериться в том, что процедура и периодичность обновления Политики установлена в нормативной документации АУЦ, и получить подтверждения фактического выполнения процедуры в виде протоколов внесения изменений и предыдущих версий Политики.
Рекомендация У-1.1-2
Проверка реализации рекомендации проводится на основе Стандарта ИКАО, приведенного в Приложении 19, Добавлении 2, п. 1.1.2, а также рекомендаций РУБП ИКАО, п. 9.3.4.7.
При проверке необходимо убедиться, что в документации АУЦ сформулировано, какие цели ставит перед собой АУЦ по БП при проведении обучения пилотов, чтобы определить, каких результатов он намеревается достичь. Цели должны представлять собой краткие обобщенные формулировки приоритетов организации в области БП, в которых учтены основные риски АУЦ, главным образом при организации, подготовке и выполнении полетов.
Цели могут быть включены в Политику или оформлены в отдельном документе. Сформулированные цели являются основой для формирования количественных показателей БП и их целевых уровней.
Наличие, обоснованность и приемлемость для государства принятых в АУЦ показателей БП и их уровней проверяются в рамках проверки компонента 3 СУБП "Обеспечение БП".
4.1.2 Иерархия ответственности и обязанности в области обеспечения безопасности полетов
4.1.2.1 Поставщику услуг следует назначить руководителя, который независимо от других выполняемых функций несет ответственность за внедрение и обеспечение функционирования системы управления безопасностью полетов.
В ходе проведения проверки необходимо установить, в каком из распорядительных документов поставщика услуг (либо перечень документации) приводится информация об ответственности руководителя за состояние СУБП. Перечень таких сведений может содержаться в контрактах (если руководитель осуществляет свою деятельность по контракту/договору), положениях, уставах, рабочих инструкциях, руководствах, а также документации по системе управления безопасности полетов и т.д. Представленная документация должна находиться в актуальном состоянии.
Соблюдение данных требований возможно лишь при практическом внедрении процесса принятия руководителем решений в области СУБП. При проверке поставщику услуг необходимо будет представить какие-либо документально оформленные решения руководителя по вопросам безопасности полетов (могут быть изложены в протоколах правлений, заседаний совещательных органов по управлению безопасностью полетов, приказах, указаниях, распоряжения и т.д.), а также результаты их исполнения.
4.1.2.2 В целях развития СУБП поставщикам услуг следует учитывать рекомендуемую практику ИКАО по уточнению процесса обеспечения руководством необходимых условий для функционирования процесса обеспечения безопасности полетов. Руководство поставщика услуг наделяется для этого полномочиями по обеспечению ресурсами (людские ресурсы, финансовые ресурсы и т.д.). Подтверждением внедрения данной рекомендуемой практики служит наличие у поставщика услуг решений руководителя о выделении средств и информации об исполнении таких мероприятий.
4.1.2.3 Поставщику услуг необходимо разработать четкую структуру, которая будет соответствовать масштабу деятельности организации, а также определить обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов. В ходе проверки необходимо установить, что все руководители ознакомлены с данными обязанностями (есть отметки об ознакомлении и т.д.).
4.1.2.4 Одним из условий эффективного функционирования СУБП поставщика услуг является внедрение процесса принятия решений о приемлемости рисков со стороны руководителей. В ходе проведения проверки поставщику услуг необходимо представить документальные доказательства о существовании на практике процесса оценки приемлемости рисков.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование У-1.2-1
Проверка осуществляется согласно п. 41 ФАП-289.
Необходимо удостовериться, что обязанности и ответственность назначенного в АУЦ ответственного руководителя (Генерального директора) изложены в каком-либо распорядительном/нормативном документе (контракт, устав, положение, рабочая инструкция, документация по системе управления).
В перечень обязанностей ответственного руководителя должны быть включена ответственность за обеспечение безопасности полетов при подготовке и выполнении учебных и тренировочных полетов в рамках программы подготовки пилотов, а также его обязанность и ответственность за внедрение и обеспечение функционирования СУБП.
Проверяется наличие ознакомления ответственного руководителя со своими обязанностями, подтвержденное подписью в соответствующем документе.
Рекомендация У-1.2-2
Проверка реализации основана на рекомендации РУБП ИКАО, п. 9.3.5.6, 9.5.7.
Выделение необходимых финансовых и людских ресурсов является обязательным условием реализации мероприятий по управлению рисками для БП в рамках СУБП АУЦ. Поэтому проверке документов, подтверждающих реализацию данной рекомендации, следует уделить особое внимание. Документы (уставы, должностная инструкция, приказы и т.д.) должны содержать сведения о наличии таких полномочий у ответственного руководителя АУЦ.
Важнейшей частью проверки является проверка документации, подтверждающей реальное выделение ресурсов на осуществление запланированных мероприятий.
Требование У-1.2-3
Проверяется соответствие требованию, приведенному в Постановлении Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 3 (а).
В обеспечении функционирования СУБП должны быть задействованы все руководители подразделений АУЦ, связанные с обеспечением, организацией, подготовкой и выполнением полетов в рамках программы подготовки пилотов. При проверке проверяющий должен ознакомиться с организационной структурой АУЦ и убедиться, что функции управления СУБП отражены в схеме организационной структуры посредством обозначения функционального и непосредственного подчинения должностных лиц.
Конкретные обязанности должностных лиц в рамках СУБП должны быть четко прописаны в их должностных инструкциях.
Необходимо получить подтверждения в виде протоколов, отчетов и других документов реального участия должностных лиц в процедурах функционирования СУБП. Эти процедуры включают: выявление факторов опасности, прогнозирование сценариев наиболее вероятных последствий их реализации, оценку вероятности негативных событий и серьезности последствий, оценку приемлемости рисков, разработку и реализацию мероприятий, оценка их эффективности, обсуждения динамики показателей уровня БП и т.д.
Рекомендуется провести выборочное собеседование с отдельными должностными лицами (преподавателями, инструкторами, инженерно -техническими работниками) с целью получения подтверждений и уточнения их реального участия в функционировании СУБП.
Рекомендация У-1.2-4
Данная рекомендация, основанная на Стандарте ИКАО Приложение 19 п. 1.2.; и рекомендациях РУБП ИКАО, п. 9.3.5.9, конкретизирует функцию участия отдельных должностных лиц в рамках их работы по реализации процедур СУБП. Данный Стандарт ИКАО четко обозначает важное положение о том, что управление риском - это внутреннее дело любого поставщика услуг, в данном случае АУЦ.
Существует также заблуждение, что оценки риска и их приемлемости выполняются исключительно работниками инспекции (отдела) по БП. На самом деле полноценную оценку риска может провести только опытный специалист в данной области деятельности. Например оценку риска, связанного с невыполнением стандартной эксплуатационной процедуры проверки управления ВС данного типа перед вылетом, может выполнить только опытный инструктор данного типа ВС.
При проверке реализации данной рекомендации необходимо убедиться, что в РУБП АУЦ указаны должностные лица, ответственные за оценки рисков по своему направлению деятельности, в их должностных инструкциях эти обязанности прописаны, работники с ними ознакомлены и имеются документальные подтверждения (отчеты, протоколы, служебные записки и т.д.) их участия в указанных процедурах.
4.1.3 Назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов
4.1.3.1 Процесс внедрения и дальнейшего развития системы управления безопасностью полетов необходимо постоянно контролировать. В связи с этим поставщику услуг необходимо назначить должностное лицо, в функции, обязанности и ответственность которого входит контроль функционирования системы управления безопасностью полетов. Одними из основных действий данного руководителя являются:
координация деятельности структурных подразделений в области управления безопасностью полетов;
контроль процесса планирования системы управления безопасностью полетов (планы по внедрению СУБП, планы по развитию/дальнейшему внедрению СУБП);
консультационная поддержка подразделений поставщика услуг по внедрению/дальнейшему развитию СУБП;
формирование и контроль документации системы управления безопасностью полетов;
анализ эффективности обеспечения безопасности полетов;
организация процесса обучения работников поставщика услуг по вопросам управления безопасностью полетов; и т.д.
4.1.3.2 Руководитель, назначаемый на данную должность, должен иметь соответствующую подготовку в области управления безопасностью полетов, в области менеджмента качества и иметь опыт эксплуатации воздушных судов.
При проведении проверки поставщику услуг необходимы документальные доказательства о назначении такого руководителя, а также документальные свидетельства его непосредственного участия в системе управления безопасностью полетов.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование У-1.3.1
Проверка выполнения проводится в соответствии с требованием ФАП-289 п. 41, которое предусматривает назначение в АУЦ лица (лиц) ответственных за организацию обучения и контроль выполнения служебных функций работниками организации (далее - руководящий персонал) для обеспечения качества реализации заявленных программ. В случае проведения подготовки членов летных экипажей в ходе полетов на ВС назначенное должностное лицо должно обеспечить функционирование СУБП АУЦ. Как правило, таким лицом является заместитель ответственного руководителя по БП - начальники инспекции по БП АУЦ.
При проверке необходимо удостовериться, что назначение лица, ответственного за СУБП, документально оформлено (приказом). АУЦ должен представить отметки об ознакомлении назначенного руководителя с обязанностями по организации и обеспечению функционирования СУБП.
Практическое внедрение подтверждается наличием в АУЦ документов (оформленных решений, протоколов, приказов, распоряжений и т.д.), свидетельствующих об исполнении назначенным лицом своих обязанностей по управлению БП.
4.1.4 Координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки
4.1.4.1 Поставщики услуг, чья деятельность связана с непосредственной эксплуатацией ВС и обусловлена возможными возникновениями таких событий как авиационные происшествия, инциденты, а также иные чрезвычайные ситуации (акты незаконного вмешательства, катастрофы природного и техногенного характера), должны разработать и утвердить план мероприятий, позволяющий осуществлять координацию действий от аварийной обстановки к штатной ситуации.
Главной целью такого плана является распределение обязанностей ответственных лиц и описание их действий, направленных на возобновление "нормальной" деятельности поставщика услуг. Работники должны быть ознакомлены с перечнем мероприятий, который они обязаны выполнять в случае возникновения аварийной ситуации.
4.1.4.2 Поставщику услуг следует осуществлять процесс подготовки всего спектра работников к действиям по предупреждению и ликвидации кризисных и сбойных ситуаций, в том числе путем проведения соответствующих тренировок.
План действий на случай аварийной обстановки должен отвечать следующим условиям:
- содержать классификацию кризисных ситуаций;
- описывать процесс сбора информации для установления причин возникновения кризисной ситуации;
- соответствовать организационной структуре поставщика услуг;
- способствовать централизации руководства и координации всей деятельности поставщика услуг в случае кризисной ситуации;
- содержать перечень типовых инструкций по действиям работников;
- обеспечивать эффективное использование всех средств и ресурсов в целях минимизации ущерба в кризисных ситуациях.
4.1.4.3 Поставщику услуг следует обеспечить надлежащую координацию плана с аналогичными планами организаций, с которыми он взаимодействует.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование У-1.4-1
Проверка осуществляется в соответствии с требованиями ПРАПИ-98 п. 2.3 и п. 3.3.
В АУЦ должна быть разработана инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии и инциденте.
При проведении проверки необходимо убедиться в том, что данная инструкция соответствует организационной структуре АУЦ и согласована с Росавиацией (территориальным органом Росавиации). Инструкция должна определять порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц и курсантов при авиационном событии и включать актуальную контактную информацию для передачи первичных сообщений об авиационных событиях.
Проверке подлежат сами первичные сообщения АУЦ по авиационным событиям (при их наличии).
Рекомендация У-1.4-2
Рекомендация основана на Стандарте ИКАО Приложение 19 п. 1.4, РУБП ИКАО п. 9.3.7. Действия проверяющего достаточно подробно описаны в КВП, в качестве дополнительных рекомендаций следует использовать рекомендации, приведенные для проверки Требования У-1.4.
Рекомендация У-1.4-3
Проверка состоит в установлении соответствия Стандарту ИКАО, Приложение 19 п. 1.4, а также рекомендациям РУБП ИКАО п. 9.3.7.
При проверке необходимо получить подтверждение того, что в АУЦ имеются актуализированные планы действий в чрезвычайных ситуациях основных взаимодействующих с АУЦ сторонних организаций и служб. В плане АУЦ должны быть прописаны положения о взаимодействии с этими организациями при возникновении всех типов чрезвычайных ситуаций (см. действия проверяющего в КВП - У-1.4-2).
Проверяющему следует получить документальные подтверждения совместного проведения учений с указанными организациями, протоколы, анализ выявленных ошибок и недостатков взаимодействия, планов устранения недостатков и документов, подтверждающих устранение недостатков и внесения соответствующих изменений в инструкции.
4.1.5 Документация по СУБП
4.1.5.1 Поставщику услуг необходимо сформировать систему документации, в соответствие с которой функционирует система управления безопасностью полетов. Документация должна учитывать требования законодательства РФ в области гражданской авиации и описывать все компоненты СУБП (концептуальные рамки СУБП) соответствовать масштабам деятельности поставщика услуг. Документация по управлению безопасностью полетов может состоять из набора разработанных и утверждённых инструкций, процедур, руководств и т.д. Весь перечь документации должен содержать актуальную информацию. Работники поставщика услуг, должны быть ознакомлены с содержанием документов.
4.1.5.2 В соответствие с требованиями постановления Правительства РФ от 18.11.2014 N 1215 документация поставщика услуг должна соответствовать следующим условиям:
- обязанности должностных лиц поставщика услуг по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов;
- перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения;
- источники данных для получения сведений в области безопасности полетов;
- порядок выявления факторов опасности;
- порядок сбора данных о факторах опасности;
- порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска;
- порядок разработки мероприятий по снижению риска;
- порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска.
4.1.5.3 Одним из важных условий соответствия поставщика услуг требованиям нормативной документации РФ, является осуществление процесса планирования СУБП. Поставщику услуг следует разработать распорядительную документацию с описанием мероприятий по внедрению/развитию системы управления безопасностью полетов. Такая документация должна утверждаться руководством компании, с целью повышения эффективности процесса распределения ресурсов, направленных на эффективное исполнение плана. При проведении проверок необходимо убедиться, что у поставщика обслуживания назначены ответственные за исполнение мероприятий и осуществляется контроль их исполнения.
4.1.5.4 Рекомендуемая практика ИКАО говорит о необходимости формирования поставщиком услуг руководства по управлению безопасностью полетов которое, как минимум, содержит в себе следующие составляющие:
- изложение политики и целей в области обеспечения безопасности полетов;
- ссылки на применяемые нормативно-правовые требования к СУБП;
- общее описание системы;
- информацию об ответственности за обеспечение безопасности полетов и о ведущих работниках, ответственных за обеспечение безопасности полетов;
- описание процессов и процедур систем добровольного и обязательного представления данных о безопасности полетов;
- описание процессов и процедур выявления факторов опасности и оценки риска для безопасности полетов;
- описание процедур расследований в области безопасности полетов;
- описание процедур установления и мониторинга показателей эффективности обеспечения безопасности полетов;
- описание процессов и процедур, а также обмена информацией в связи с подготовкой персонала в области СУБП;
- описание процессов и процедур обмена информацией о безопасности полетов;
- описание процедур внутренней проверки;
- описание процедур управления изменениями;
- описание процедур управления документооборотом СУБП;
- информацию о координации планирования мероприятий на случай аварийной обстановки (в тех случаях, когда это применимо).
4.1.5.5 Руководство по управлению безопасностью полетов может представлять собой как отдельный документ, так и быть частью какого-либо другого организационного документа поставщика услуг. Руководство по управлению безопасностью полетов должно содержать необходимые ссылки на весь перечень документации в области СУБП.
4.1.5.6 В сферу документации по системе управления безопасностью полетов также входят учетные записи (записи в системе качества), подтверждающих внедрение и функционирование СУБП у поставщика услуг. К таким записям относятся отчеты о проведении внутренних/внешних проверок, аудитов, материалы по анализу и оценки рисков для безопасности полетов, протоколы, указания, распоряжения, базы данных по авиационным событиям и т.д.
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование У-1.5-1
Проверятся выполнение требований Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215, п. 3. Пункт 58 ФАП-289 устанавливает, что АУЦ, осуществляющий подготовку членов летных экипажей в ходе полетов на воздушном судне, должен разработать и реализовать СУБП.
Действия проверяющего по установлению соответствия документации АУЦ данному требования сводятся к проверке наличия сведений, кратко перечисленных в п. 3 Постановления 1215.
В качестве дополнительных рекомендаций можно использовать информацию для эксплуатантов, см. Э-1.5-1т.
Требование У-1.5-2
Проверяется выполнение требование Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 п. 4.
При проведении проверки по данному требованию проверяющему необходимо, прежде всего, уточнить статус СУБП в данном АУЦ.
Если АУЦ только приступил к разработке СУБП (АУЦ предполагает начать подготовку пилотов), то распорядительная документация должна представлять собой план поэтапный разработки и внедрения СУБП. В этом случае необходимо убедиться, что план содержит четкое описание требуемых ресурсов, задач и процедур, а также приблизительный график и последовательность исполнения основных задач и обязанностей. Проверяющий должен получить подтверждения последовательной реализации позиций плана.
В случае, если в АУЦ уже внедрена СУБП (АУЦ уже готовит пилотов), то распорядительная документация - это план развития и совершенствования СУБП. В этом случае необходимо, ознакомившись с планом, получить подтверждения о проводимой работе по совершенствованию и развитию СУБП (протоколы совещаний и заседаний комитета (совета) по БП, служебные записки и т.д.)
Следует ознакомиться с проводимыми в АУЦ внутренними аудитами с применением для оценки "зрелости" СУБП специальных методик. В качестве таких методик может использоваться материал, содержащийся в Добавлении 7 к главе 5 "Контрольная карта анализа недостатков и план реализации СУБП" из РУБП ИКАО Doc. 9859 или Контрольная карты для самоконтроля уровня внедрения СУБП, разработанная в Росавиации и размещенная на ее сайте.
Далее, необходимо удостовериться, что процесс развития и совершенствования СУБП реализуется на практике (протоколы совещаний, подтверждения внесения изменений в документацию и процедуры, использования программного обеспечения, участие специалистов АУЦ в семинарах и конференциях по БП и т.д.).
Рекомендация У-1.5-3
Рекомендация основана на положениях п. 9.3.8 РУБП ИКАО.
ИКАО рекомендует, чтобы документация по СУБП включала общее руководство по СУБП, содержащее описание политики, процессов и процедур СУБП поставщика услуг, в данном случае АУЦ, в целях упрощения внутреннего управления, обмена информацией и обслуживания СУБП.
При проверке реализации данной рекомендации необходимо проверить, содержит ли РУБП АУЦ следующие положения:
a) Политика и цели в области обеспечения БП;
b) Ссылки на любые применимые нормативно-правовые требования к СУБП;
c) описание системы;
d) информацию об ответственности за обеспечение БП и о ведущих сотрудниках, ответственных за обеспечение БП;
e) описание процедур обязательного и добровольного предоставления данных по БП;
f) описание процессов и процедур управления риском для БП;
g) описание процессов расчета и мониторинга показателей БП;
h) описание процессов обмена информацией и обучения по БП;
i) описание процедур внутренней проверки;
j) описание процедур управления изменениями;
k) процедуры документооборота;
l) если применимо, информацию о координации планирования мероприятий в аварийной обстановке.
4.2 Управление рисками для безопасности полетов
4.2.0 Основные положения
4.2.0.1 Компонент 2 "Управление рисками для безопасности полетов" в структуре концептуальных рамок СУБП ИКАО (Приложение 19, Добавление 2) включает в себя два элемента: "2.1 Выявление источников опасности" и "2.2 Оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов".
4.2.0.2 Управление риском является центральной частью СУБП и основным рабочим инструментом управления БП. При этом принципы организации и выполнения процесса управления риском являются общими для всех поставщиков услуг.
4.2.0.3 В практике управления безопасностью полетов используется "технократическая концепция риска" негативного события на основе сочетания оценок вероятности этого события и серьезности его последствий. В Правилах введены следующие определения:
риск - это прогнозируемые вероятность и тяжесть последствий одного или нескольких факторов опасности";
фактор опасности - результат действия или бездействия, обстоятельство, условие или их сочетание, влияющие на безопасность полетов гражданских воздушных судов".
Эти определения практически совпадаю с определениями соответствующих понятий в SARPs ИКАО (Приложение 19)*.
4.2.0.4 Закрепление в Правилах указанных определений требует от поставщиков услуг использовать методы управления риском только в рамках "технократической концепции".
4.2.0.5 Эти методы можно разделить на:
- качественные - определяют последствия, вероятность и уровень риска по шкале "высокий", "средний" и "низкий", сравнительную оценку уровня риска проводят в соответствии с качественными критериями;
- количественные - риск оценивается вероятностными характеристиками случайной величины ущерба, обычно в стоимостном выражении, с использованием различных математических методов;
- полукачественные (смешанные) - используют числовую шкалу оценки последствий, вероятности и их сочетания для определения уровня риска в условных единицах.
4.2.0.6 РУБП ИКАО рекомендует использование одного из качественных методов, так называемую "матрицу ИКАО" (см. РУБП, Doc. 9859, 4-е изд. 2018 г., п. 2.5; 9.4). Однако поставщик услуг имеет право использовать и другие методы, в том числе количественные и смешанные.
4.2.0.7 РУБП ИКАО (пп. 2.5.2.1, 2.5.2.3) обращает внимание на необходимость разделения понятий "фактор опасности" (ФО) и "событие".
Оценку риска следует выполнять для прогнозируемого события, а не для ФО.
Например, загрязненная ВПП - это ФО, который может привести к различным событиям, таким как выкатывания за пределы ВПП при посадке или при прерванном взлете. Риск следует оценивать отдельно для каждого типа событий и обязательно с учетом особенностей конкретного аэродрома, эксплуатируемых ВС, уровня подготовки летных экипажей и других условий. Очевидно, что на разных аэродромах и при разных условиях как вероятность выкатывания, так и тяжесть последствий будет различной. Соответственно, различными будут и риски.
4.2.0.8 Необходимо также четко понимать, что оценка риска - это оценка будущего, прогнозирование. Поэтому говорить об "измерении" и "расчете" риска, строго говоря, не корректно.
4.2.0.10 Можно видеть, что процесс управления риском для БП включает следующие процедуры:
a) выявление факторов опасности;
b) идентификация и оценка риска;
c) определение приемлемости риска;
d) разработка при необходимости корректирующих мероприятий;
e) оценка уровня остаточного риска;
f) внедрение корректирующих мероприятий или отказ от данного вида деятельности;
g) оценка эффективности внедренных мероприятий.
4.2.0.11 В структуре СУБП (см. п 2.01) процедура а) составляет содержание первого элемента компонента 2. Остальные процедуры b)-f) объединены во втором элементе. Соответственно, КВП по проверке процесса управления риском разделены на две группы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п 4.2.01"
4.2.1 Выявление факторов опасности
4.2.1.1 Выявление (идентификация) факторов опасности (ФО) - это важная процедура, определяющая ход и направленность всего процесса управления риском.
SARPs ИКАО (Приложение 19, п. 2.1.2) указывают, что выявление ФО основано на сочетании реагирующих и проактивных методов.
Реагирующие методы предусматривают использование результатов расследования событий. Имеются ввиду отчеты по расследованию авиационных происшествий, инцидентов, производственных происшествий и так называемых "предвестников", имевших место как в своем авиапредприятии, так и в других авиапредприятиях того же вида деятельности. Под "предвестниками" обычно понимают события, как правило, предшествующие инциденту или производственному происшествию, по которым проводится внутреннее расследование в авиапредприятии.
4.2.1.2 Проактивные методы включают в себя активный поиск ФО в существующих процессах и прогнозирование их проявлений, которые могут привести к авиационным событиям. Основными источниками информации для проактивного выявления ФО являются:
- отчеты по результатам проверок;
- отчеты внутренних и внешних аудитов;
- результаты анализа полетной информации (ПИ) и данные других систем объективного контроля;
- данные по отказам и неисправностям систем и агрегатов ВС и другой авиационной техники;
- обязательные доклады работников;
- добровольные сообщения в рамках системы добровольных сообщений по БП.
В рамках проактивных могут использоваться и прогностические методы, при этом прогнозирование выполняется с учетом предполагаемых изменений в деятельности авиапредприятия (увеличение или резкое сокращение объема работ, ротация личного состава, освоение новой техники и т.д.).
4.2.1.3 Общие для всех поставщиков услуг требования воздушного законодательства РФ к этому элементу СУБП сформулированы в Правилах.
4.2.1.4 В соответствии с п. 3 Правил поставщик услуг должен в своих документах по СУБП описать:
в) источники данных для получения сведений в области БП;
г) порядок выявления факторов опасности;
д) порядок сбора данных о факторах опасности.
4.2.1.5 В соответствии с п. 5 Правил поставщик услуг должен:
а) осуществлять сбор и обработку данных о факторах опасности
Дополнительная информация по проведению проверки
К АУЦ специальных требований по данному элементу СУБП в нормативных документах РФ нет. Соответственно, все КВП со статусом "Требования" основаны на требованиях Правил.
КВП со статусом "Рекомендация" основаны на SARPs ИКАО и рекомендациях РУБП ИКАО, Doc. 9859.
Требование У-2.1-1
При проверке необходимо ознакомиться с перечнем источников информации о ФО в соответствующем разделе РУБП. Перечень может включать:
a) отчеты по результатам расследования авиационных событий в АУЦ при выполнении полетов и подготовке к ним;
b) записи средств объективного контроля (система сбора и анализа ПИ, видеонаблюдения за выполнением процедур ТО, наземного обслуживания АТ перед полетом, предполетной подготовки обучаемых, записи радио/телефонных переговоров, данные о передвижениях спецтехники, полученные с использованием средств наблюдения и др.);
c) базу данных результатов внутренних и внешних проверок безопасности и аудитов качества;
d) базу данных результатов внутренних проверок, а также проверок, проводимых государственными органами;
е) систему обязательных докладов работников и курсантов (обучающихся) о недостатках в обеспечении БП;
f) систему добровольных сообщений по БП;
g) базу данных по отказам и неисправностям авиационной техники;
h) источники внешней информации об авиационных событиях, используемые в системе управления риском.
Целесообразно провести опрос специалистов, ответственных за обработку информации средств объективного контроля, и выяснить, как полученные ими результаты используются для выявления ФО.
Проверяющий может попросить продемонстрировать процедуру получения данных из некоторых источников (выборочно) и показать на примерах как информация из данного источника используется для выявления ФО и формирования перечней ФО.
Необходимо убедиться в том, что базы данных ФО регулярно пополняются информацией, а перечни ФО актуализируются.
Рекомендация У-2.1-2
КВП основан на Стандарте ИКАО Приложение 19, Добавление 2 п. 2.1.2 и рекомендациях РУБП ИКАО п. 2.5.2.5, 2.5.2.10
Проверяющему рекомендуется провести опрос работников инспекции (отдела) по БП с целью выяснить уровень их понимания данных положений документов ИКАО. В ходе опроса целесообразно попросить ответственного за СУБП указать, какие из методов он относит к реагирующим, а какие - к проактивным.
Проверяющему следует ознакомиться с принятым порядком использования внешних данных об авиационных событиях с целью прогнозирования возможного проявления аналогичных ФО при выполнении полетов в АУЦ.
Рекомендуется затребовать подтверждения (протоколы совещаний, опросов работников, файлы с результатами использования специальных методов прогнозирования и т.д.) применения в организации методов прогнозирования с учетом предстоящих изменений в эксплуатационной деятельности.
Рекомендация У-2.1-3
КВП основан на рекомендациях РУБП ИКАО, п. 5.2.5.2; 5.2.6; 3.2.5.1
Проверяющему рекомендуется убедиться в том, что правила сбора и обработки добровольных сообщений документированы и включают обязательное соблюдение принципов защиты информации. Следует запросить информацию о количестве поступивших добровольных сообщений и о выявленных на их основе ФО в деятельности АУЦ за определенный временной период, например, за год.
Целесообразно опросить нескольких работников АУЦ и курсантов на предмет их осведомленности о целях и правилах работы системы добровольных сообщений.
Рекомендация У-2.1-4
КВП основан на современном представлении ИКАО о важности учета в СУБП взаимодействия (интерфейсов) каждого поставщика услуг с другими организациями, некоторые из которых не имеют СУБП. (РУБП ИКАО п. 1.1.7, 1.2.1.2, 1.3.2). Соответственно, поставщику услуг следует проводить аудиты по БП всех организаций, с которыми он взаимодействует.
Проверяющему рекомендуется запросить подтверждения использования при формировании перечня ФО результатов аудитов организаций, имеющих интерфейсы с АУЦ (организация, предоставляющая метеорологическую информацию, поставщик аэронавигационных данных, служба авиатопливообеспечения аэродрома, поставщик продуктов питания для личного состава и курсантов и др.).
Рекомендация У-2.1-5
КВП основан на рекомендации РУБП ИКАО иметь процедуры расследований, не входящих в число обязательных (п. 5.2.4.2, 8.4.8.3), внутренних расследований как источника выявления ФО (п. 9.4.4.1 f), 9.4.4.13, 9.4.5.2).
При проведении проверки проверяющему следует убедиться в наличии в РУБП раздела, определяющего порядок проведения внутренних расследований (в каких случаях проводится, как создается комиссия, ее полномочия, сроки расследования, формат отчета, ознакомление личного состава с результатами расследования, использование результатов расследования).
Проверяющий должен ознакомьтесь с отчетами по внутренним расследованиям и получить подтверждение использования результатов расследований в процедуре выявления ФО.
4.2.2 Оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов
4.2.2.1 Независимо от применяемого метода управления риском в процедурах оценки риска, установления уровня его приемлемости и разработке (при необходимости) мероприятий должны участвовать специалисты, непосредственно связанные с видом деятельности, к которой относится рассматриваемый ФО.
4.2.2.2 Крайне вредным является встречающееся в предприятиях-поставщиках услуг заблуждение, что процедурами управления риском должны заниматься только специалисты инспекции (отдела) БП предприятия. Например, если по результатам анализа полетной информации выявлен ФО "повышенная скорость захода на посадку на аэродроме А на типе ВС Х", то в процедуре должен участвовать шеф-пилот или пилот- инструктор ВС Х и, желательно, имеющий опыт полетов на аэродром А.
4.2.2.3 Оценку риска следует выполнять не для ФО, а для последствий влияния ФО, т.е. для события, к которому этот ФО может привести. Поэтому первоначально необходимо представить сценарий развития негативного события. В составлении сценария события должны принимать участие специалисты соответствующих подразделений.
4.2.2.4 Далее, в зависимости от применяемого метода, оценивается уровень вероятности и серьезность наиболее правдоподобного исхода события. По сочетанию этих оценок определяется уровень риска.
4.2.2.5 Полученное значение с помощью принятого в методе критерия попадает в одну из категорий риска. Если категория, в которую попал оцениваемый риск, предусматривает разработку мероприятий, эти мероприятия должны разрабатываться и внедряться.
4.2.2.6 Также должна быть предусмотрена возможность оценки остаточного риска и внедрен метод оценки эффективности внедренного мероприятия.
4.2.2.7 В разных методах эти базовые принципы могут быть реализованы по-разному. В РУБП ИКАО подробно рассмотрен рекомендованный ИКАО метод "последствий и вероятностей" (см. РУБП ИКАО, п. 9.4).
4.2.2.8 Важнейшим условием является подробное документирование всех процедур и разработанных мероприятий.
4.2.2.9 Мероприятия могут быть направлены на уменьшение вероятности опасного события или серьезности его последствий или одновременно на уменьшение и вероятности, и серьезности.
4.2.2.10 Очевидно, что мероприятия требуют выделение определенных ресурсов, поэтому в РУБП поставщика должен быть определен порядок их выделения.
4.2.2.11 Оценка эффективности внедренных мероприятий в целом может выполняться с использованием системы показателей эффективности обеспечения БП (см. раздел 3 настоящих МР) или специальными показателями и методами. Правила оценки эффективности мероприятий поставщик услуг должен прописать в своей документации по СУБП.
Дополнительная информация по проведению проверки.
Требование У-2.2-1
Требование основано на п. 3 (е) и 5 (и) Правил.
В ходе проверки необходимо убедиться, что процедура анализа выявленных ФО четко прописана в РУБП АУЦ в соответствии с принятым в АУЦ методом управления риском для БП. Если применяется "матрица риска ИКАО", то в РУБП должно быть указано, как формируется группа экспертов для оценки вероятности и серьезности последствий воздействия ФО (опасного события, к которому может привести проявление анализируемого ФО), как оценивается приемлемость риска и как формируются рекомендации по корректирующим мероприятиям. Также в РУБП должна быть указана периодичность проведения оценок и порядок документирования процедуры.
Важнейшим элементом проверки является получение достоверных подтверждений того, что прописанная в РУБП процедура выполняется. Необходимо затребовать записи о документирования проведенных процедур (карты или реестры рисков), при необходимости требовать пояснений по каждой проведенной процедуре.
Рекомендуется провести выборочно опрос специалистов АУЦ, заявленных в качестве экспертов по оценки риска с целью убедиться в их реальном участии в проведенных процедурах.
Требование У-2.2-2
Требование основано на п. 3 (ж, з) и п. 5 (в) Правил.
При проверке необходимо убедиться, что процедура разработки рекомендаций по корректирующим/предупреждающим мероприятиям на основе результатов анализа рисков прописана в РУБП АУЦ. Следует обратить внимание на то, как в нормативных документах указан порядок доведения этих рекомендации до руководителей, принимающих решения по внесению разработанных рекомендаций в перечень планируемых мероприятий и выделения необходимых ресурсов на их реализацию.
После проверки нормативной документации необходимо получить достоверные документированные подтверждения реального проведения процедуры разработки рекомендаций и реализации запланированных мероприятий в соответствии с планом.
Требование У-2.2-3
Требование основано на п. 3 (и) Правил.
Необходимо убедиться, что процедура оценки эффективности мероприятий по снижению рисков для БП прописана в РУБП АУЦ, и затребовать документальные подтверждения проведения таких оценок для внедренных мероприятий. Это могут быть записи в системе управления качеством, отчеты внутренних аудитов, результаты оценки остаточных рисков и т.д.
Общим подтверждением эффективности мероприятий по снижению рисков может быть улучшение показателей уровня БП в АУЦ (см. Рекомендация У-3.1-1).
Рекомендация У-2.2-4
Рекомендация основана по положениях п. 59 ФАП-289 в соответствии с которыми АУЦ может на свое усмотрение объединить СУБП и систему менеджмента качеству (СМК) в единую интегрированную систему. Такая рекомендация соответствует современному подходу к формированию единых систем "безопасность-качество", что отражено в рекомендациях РУБП ИКАО, п. 9.7.6.
Данная рекомендация может внедряться на нескольких уровнях. Как минимум, это может быть использование результатов аудитов качества в системе управления риском для БП. Следует запросить документированные подтверждения такого использования. В наиболее завершенном виде АУЦ может иметь объединенную систему СУБП-СМК. В этом случае проверяющему должны быть предоставлены соответствующие нормативные документы и документированные подтверждения функционирования системы.
Однако следует помнить, что при любом варианте интегрирования СУБП-СМК все требования, предъявляемые к СУБП, должны быть выполнены в полном объеме.
4.3 Обеспечение безопасности полетов
4.3.0 Основные положения
4.3.0.1 Компонент 3 "Обеспечение безопасности полетов" в структуре концептуальных рамок СУБП ИКАО (Приложение 19, Добавление 2) включает в себя 3 элемента:
- 3.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов;
- 3.2 Осуществление изменений;
- 3.3 Постоянное совершенствование СУБП.
4.3.0.2 Обеспечение безопасности полетов играет центральную роль в функционировании СУБП в деятельности любого поставщика услуг. Оно определяет и контролирует эффективность функционирования всех других компонентов и элементов СУБП.
4.3.0.3 В п. 3.1.1 добавления 2 Приложения 19 содержится требование, согласно которому поставщик услуг должен разрабатывать и применять методы проверки эффективности обеспечения организацией безопасности полетов и подтверждения действенности средств контроля факторов опасности и риска для безопасности полетов. Эти возможности предусматриваются компонентом обеспечения безопасности полетов СУБП поставщика услуг, что поясняется в РУБП ИКАО, п. 9.5.1.
4.3.0.4 Деятельность по обеспечению БП заключается в выполнении мероприятий, направленных на оценку эффективности СУБП, функционирует ли СУБП в соответствии с поставленными целями, ожиданиями и требованиями. Таковыми мероприятиями, в первую очередь, являются мониторинг, и внутренние (иногда могут быть и внешние) проверки, аудиты.
4.3.0.5 Мониторинг - это важный инструмент в обеспечении безопасности полетов. Подробное описание данной процедуры следует далее (см. п. 4.3.1).
4.3.1 Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов
4.3.1.1 С целью контроля и оценки эффективности обеспечения БП предполагается использование двух процедур в деятельности поставщика услуг:
- Определение показателей (эффективности) уровня БП в деятельности поставщика услуг, и их мониторинг;
- Проведение периодических внутренних (использование результатов внешних) проверок, аудитов функционирования СУБП в деятельности поставщика услуг.
4.3.1.2 Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов - это основанные на фактических данных параметры безопасности полетов, используемые для мониторинга и оценки эффективности обеспечения безопасности полетов.
4.3.1.4 К абсолютным статистическим показателям относятся абсолютные числа авиационных происшествий, катастроф, инцидентов, число погибших в АП членов экипажей и пассажиров, материальный ущерб от АП и т.д.
4.3.1.5 Относительные статистические показатели - это средний налет на одно авиационное событие (на одно авиационное происшествие, на одну катастрофу, на один инцидент), среднее число авиационных событий, приходящихся на 100 тыс. часов налета или на 1 млн полетов и др.
4.3.1.6 Вероятностный показатель - это вероятность авиационного события (АС) (АП, катастрофы, аварии, авиационного инцидента) или вероятность того, что АС не произойдет (показатель безопасности). Вероятностный показатель объективно отражает тот факт, что АС - случайное событие. Вероятностный показатель может:
- задаваться (напр., в НЛГ задается допустимая вероятность "особой ситуации"); или допустимая вероятность АП задается в виде "приемлемого уровня БП государства";
- рассчитываться аналитически (с помощью логико-вероятностных методов, математического статистического моделирования, марковских цепей, экспертных, "нечетких" оценок и др.);
- оцениваться на основании статистики авиационных событий.
4.3.1.7 Каждым поставщиком услуг могут быть разработаны свои показатели, которые целесообразны именно для его видов деятельности (характеризуют деятельность поставщика услуг).
4.3.1.8 Любые показатели могут вычисляться за различный анализируемый период (неделя, месяц, квартал или год). При выборе периодичности оценки показателей необходимо опираться на целесообразность проведения расчетов, показатели должны быть информативны и отражать общую тенденцию (изменение) при построении графиков мониторинга с выбранной периодичностью.
4.3.1.9 С целью контроля обеспечения БП целесообразно выполнять мониторинг показателей БП, осуществлять построение графиков их изменения в течение определенного анализируемого периода. Согласно рекомендациям, изложенным в п. 9.5.4.15 РУБП ИКАО (Doc. 9859) при осуществлении мониторинга следует рассмотреть вопрос о целесообразности определения целевого и пороговых (критических) уровней показателей БП, по которым можно сделать вывод об эффективности обеспечения БП и общего функционирования СУБП поставщика услуг.
4.3.1.10 Проверки проводятся в целях оценки эффективности функционирования СУБП поставщика услуг и эффективности принятых мер по снижению риска для безопасности полетов (оценки влияния принятых мероприятий в соответствии с ожиданиями). Проведение таких проверок осуществляется соответствующими подразделениями поставщика услуг (внутренние проверки). Тем не менее, необходимо учесть, что внутренние проверки наиболее эффективны тогда, когда они проводятся людьми или подразделениями, не зависящими от проверяемых функций [9.5.4.3 РУБП ИКАО (Doc. 9859)].
4.3.1.11 С целю эффективного осуществления оценки функционирования СУБП, также, могут быть использованы результаты внешних проверок, замечания, вынесенные в результате их проведения сторонними организациями (органами авиационных властей). Поставщик услуг должен реагировать на замечания (исправлять, вносить корректировки), вынесенные ему ранее в ходе проведения таких проверок.
4.3.1.12 При проведении проверки СУБП поставщика услуг по КВП, относящихся к элементу 3.1 "Контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов" необходимо установить факт соблюдения рекомендаций, изложенных в настоящем разделе, а именно:
- Определены (или разработаны) ли показатели БП, отражающие текущий уровень БП поставщика услуг?
- Выполняется ли периодическая оценка таких показателей?
- Осуществляется ли мониторинг таких показателей?
- Определены ли целевой и пороговые (критические) уровни для таких показателей?
- Проводится ли внутренний (периодический) аудит с целью оценки эффективности мероприятий по снижению рисков для БП, и эффективности СУБП в целом?
- Используются ли результаты внешних проверок с целью оценки и совершенствования СУБП поставщика услуг? Реагирует ли поставщик услуг на вынесенные ранее ему замечания?
Дополнительная информация по проведению проверки
Рекомендация У-3.1-1
Рекомендация основана на положениях SARPs ИКАО, Приложение 19 Добавление 2 п. 3.1.2 и рекомендациях РУБП ИКАО, п. 9.5.4
Проверяющий должен удостовериться, что в РУБП АУЦ описан метод расчета принятого АУЦ количественного показателя уровня БП, а также метод вычисления целевого и двух или трех пороговых уровней этого показателя. АУЦ следует разработать процедуру мониторинга показателей и реагирования (принятия мер) при достижении показателями БП пороговых уровней.
Проверяющий устанавливает приемлемость принятого показателя, назначенных уровней, а также процедуры принятия мер при их достижении. При необходимости Проверяющий может рекомендовать внести изменения в документацию и процедуры. Следует также оценить приемлемость принятого в АУЦ метода мониторинга показателя уровня БП (периодичность, информативность) и удостовериться, что процедура мониторинга выполняется регулярно, а результаты доводятся до руководителей, работников и обучаемых.
Показатели уровня БП (в Приложении 19 и РУБП ИКАО они называются "показателями эффективности обеспечения БП") могут использоваться в АУЦ в качестве обобщенных показателей эффективности мероприятий, разработанных в рамках управления рисками для БП (см. Требование У-2.2-3).
Требование У-3.1-2
Требование основано на положениях ПРАПИ-98, п. 2.1.3, 2.1.8, 3.1.8
Проверяющий должен проверить наличие в нормативной документации АУЦ положений, определяющих порядок действий АУЦ по обеспечению необходимых условий для проведения расследования авиационных инцидентов и происшествий с ВС, которые используются для обучения пилотов. Эти действия могут быть указаны в инструкции, определяющей порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии и инциденте (см. Требование 1.4-1).
Проверяющий должен убедиться, что имеются документальные подтверждения прохождения соответствующего обучения должностными лицами АУЦ, которые участвовали или предполагаются к участию участвовать в расследовании авиационных событий.
Требование У-3.1-3
Требование основано на положениях ПРАПИ-98 п. 2.8, 2.10, 3.7, 3.9
Проверяющему необходимо убедиться, что в АУЦ имеется база данных авиационных событий с ВС, используемыми для обучения пилотов. АУЦ также следует использовать информационные ресурсы Росавиации и другие доступные источники информации (например, официальные сайты ведомств и организаций в сети Интернет) для получения информации об авиационных событиях.
Проверяющий должен получить подтверждение, что нормативная документация АУЦ содержит положения о проведении разборов (периодичность, регламент), на которых проводится анализ авиационных событий. Должен быть организован учет ознакомления с материалами разборов для работников по каким-либо причинам отсутствовавших на разборах.
Проверяющему необходимо ознакомиться с материалами нескольких разборов, чтобы убедиться в выполнении указанных требований. Целесообразно провести выборочный опрос работников АУЦ и обучаемых для оценки их осведомленности о недавно проведенном разборе.
Рекомендация У-3.1-4
Рекомендация основана на SARPs ИКАО Приложение 19 п. 3.1.1; и рекомендациях РУБП ИКАО п. 9.5.4
Проверяющий должен убедиться, что в РУБП АУЦ описаны процедуры и применяемые методы (инструменты) проверки эффективности функционирования СУБП. В качестве таких инструментов могут использоваться: Контрольная карта анализа недостатков СУБП из РУБП ИКАО, 3-е изд. 2013 г., Добавление 7 к главе 5, а также Контрольная карта для самоконтроля по СУБП и Методические рекомендации по проверкам СУБП, размещенные на сайте Росавиации.
Как и при проверке выполнения других требований и рекомендаций в части внедрения СУБП, необходимо ознакомиться с документами, подтверждающими проведения проверок (протоколы, отчеты, материалы совещаний, чек-листы и т.д.) и с выводами по их результатам с перечнем мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Особое внимание следует обратить на наличие документированных подтверждений внедрения разработанных мероприятий.
4.3.2 Осуществление изменений
4.3.2.1 Поставщик услуг должен иметь процесс или процедуры, направленные на выявление изменений внутри предприятия (или за ее пределами), которые могут повлиять на уровень рисков для безопасности полетов, связанных с предоставляемыми поставщиком услуг авиационными продуктами или услугами.
4.3.2.2 Согласно п. 9.5.5.1 РУБП ИКАО (Doc. 9859) изменения в организации поставщика услуг происходят в результате ряда факторов, включая, в частности:
- расширение или сокращение деятельности организации;
- рабочие улучшения, влияющие на уровень безопасности полетов; они могут привести к изменениям во внутренних системах, процессах и процедурах, обеспечивающих предоставление продукции и услуг;
- изменение производственных условий в организации;
- изменения, связанные с взаимодействием между поставщиком услуг и внешними организациями;
- внешние изменения нормативно-правовых требований, изменения экономического характера и возникающие факторы опасности.
4.3.2.3 Поставщик услуг определяет риски для безопасности полетов, которые могут быть вызваны этими изменениями, и управляет такими рисками. Например, у поставщика услуг планируется расширение деятельности (выполнение новых функций и обязательств). В этом случае необходимо проанализировать, выявить какие возможны факторы опасности и риски в результате выполнения этих функций, и, при необходимости, принять меры по предотвращению их проявления, либо сведения риска к минимальному.
4.3.2.4 При проведении проверки СУБП поставщика услуг по КВП, относящихся к элементу 3.2 "Осуществление изменений" необходимо установить факт соблюдения рекомендаций, изложенных в настоящем разделе, а именно:
- Разработаны и осуществляются ли мероприятия, направленные на выявление изменений в предприятии (или за его пределами), которые могут оказать влияние на БП?
- Осуществляется ли процесс управления рисками, связанными с изменениями в предприятии?
Дополнительная информация по проведению проверки
Рекомендация У-3.2-1
Рекомендация основана на SARPs ИКАО, Приложение 19 п. 3.3; и рекомендациях РУБП ИКАО п. 9.5.6
При проверке этого требования проверяющему необходимо убедиться, что в РУБП АУЦ прописаны положения, регламентирующие процедуру внесения изменений в СУБП в соответствии с изменениями в деятельности АУЦ, которые могут повлиять на БП.
К таким изменения в деятельности можно отнести: освоение новых программ подготовки пилотов, получение новых учебных ВС, резкое увеличение количества обучающихся, изменения структуры АУЦ, новые назначения в высшем руководящем составе АУЦ, переход к выполнению учебных полетов на новом аэродроме, ввод в строй молодых пилотов-инструкторов и др.
Проверяющий должен получить документированное подтверждение выполнения процедур оценки изменений в рамках процедур управления рисками для БП и подтверждения реализации соответствующих корректирующих/предупреждающих мероприятий. Разработанные и внедренные мероприятия по изменения в СУБП должны быть адекватны рискам, связанным с фактическими или планируемыми изменениями в деятельности АУЦ.
4.3.3 Постоянное совершенствование СУБП
4.3.3.1 Авиация - это стремительно развивающаяся отрасль. Каждый год проводится огромное количество научных исследований, дорабатывается и изменяется нормативно правовая база, меняются условия и объемы эксплуатации воздушного транспорта. Конечно же, это отражается и на безопасности полетов. Система управления безопасностью полетов должна не отставать от всемирного прогресса, изменяясь и совершенствуясь из года в год. Следует признать, что поддержание и постоянное совершенствование СУБП представляет собой непрерывную деятельность, поскольку и сама организация, и ее эксплуатационные условия будут постоянно изменяться, как поясняется в п. 9.5.6.1 РУБП ИКАО (Doc. 9859).
4.3.3.2 В соответствии с п. 5 (д) Постановления Правительства от 18.11.2014 N 1215 поставщик услуг принимает решения о внесении изменений в систему управления безопасностью полетов.
4.3.3.3 Поставщик услуг проводит мониторинг и оценку процессов в рамках своей СУБП в целях поддержания или дальнейшего повышения общей эффективности СУБП [Добавление 2, п. 3.3 Приложение 19 к Чикагской конвенции].
4.3.3.4 В случае внесения изменений в СУБП поставщик услуг должен зарегистрировать изменения в соответствующей документации. Это означает, что в документе по СУБП должна быть запись с указанием даты изменения, номера версии документа и Ф.И.О. ответственного лица. Например, в руководстве по СУБП должен быть лист регистрации поправок и исправлений (рис. 6) с наличием соответствующей записи.
Регистрация поправок и исправлений
4.3.3.5 При проведении проверки СУБП поставщика услуг по КВП, относящихся к элементу 3.3 "Постоянное совершенствование СУБП" необходимо установить факт соблюдения рекомендаций, изложенных в настоящем разделе, а именно:
- Принимаются ли (периодически) решения поставщиком услуг о внесении изменений в систему управления безопасностью полетов? Изменяется (совершенствуется) ли СУБП поставщика услуг?
- Зарегистрированы ли такие изменения в соответствующей документации?
Дополнительная информация по проведению проверки
Требование У-3.3-1
Требование основано на Постановлении 1215, п. 3 д.
При проверке выполнения требования проверяющий должен убедиться, что в РУБП АУЦ описан процесс поддержания и постоянного совершенствования СУБП.
В ход проведения проверки необходимо запросить подтверждающие документы по развитию и совершенствованию СУБП. Это могут быть специальные программы по развитию системы, приказы, указания и распоряжения по дальнейшему внедрению элементов СУБП, планы мероприятий и т.д.
Важно получить подтверждения реального выполнения запланированных мероприятий с оценкой их влияния на улучшение функционирования СУБП и повышение ее эффективности. Целесообразно провести выборочный опрос работников АУЦ и обучаемых с целью получения их мнения о полезности СУБП и возможных направлений ее совершенствования.
4.4. Популяризация вопросов безопасности полетов
4.4.0 Основные положения
4.4.0.1 Компонент 4 "Популяризация вопросов безопасности полетов" в структуре концептуальных рамок СУБП ИКАО (Приложение 19, Добавление 2) включает в себя два элемента: "4.1 Подготовка кадров и обучение" и "4.2 Обмен информацией о безопасности полетов".
4.4.0.2 Популяризация вопросов безопасности полетов способствует формированию позитивной культуры обеспечения безопасности полетов и помогает достигать поставленных поставщиком обслуживания целей в области безопасности полетов путем сочетания технической компетентности, постоянно повышаемой с помощью обучения и подготовки персонала, эффективного информационного взаимодействия и обмена информацией в организации. [9.6.1]**.
4.4.0.3 Старшее руководство играет ведущую роль в популяризации культуры обеспечения безопасности полетов во всей организации [9.6.1].
4.4.0.4 Эффективное управление безопасностью полетов невозможно реализовать исключительно "по команде" или благодаря механическому следованию политике и процедурам. Популяризация безопасности полетов оказывает влияние на поведение как лиц, так и организаций и дополняет политику, процессы и процедуры организации, предоставляя сотрудникам систему ценностей, способствующую сознательному отношению к деятельности организации в области обеспечения БП [9.6.2].
4.4.0.5 Поставщику обслуживания следует внедрить и осуществлять процессы и процедуры, способствующие эффективному двустороннему информационному взаимодействию на всех уровнях организации. Сюда входят четкие стратегические указания руководства организации и возможность представления информации "снизу- вверх", поощряющую всех сотрудников к представлению открытых и конструктивных отзывов [9.6.3].
4.4.0.6 В Приложении 19 содержится требование о том, что "поставщик услуг разрабатывает и выполняет программу подготовки кадров в области безопасности полетов, которая обеспечивает надлежащую подготовку и квалификацию сотрудников для выполнения ими своих обязанностей в рамках СУБП". Кроме того, в нем есть также следующее требование: "рамки программы подготовки в области БП соответствуют степени участия каждого сотрудника в обеспечении функционирования СУБП". Руководитель, ответственный за обеспечение БП, отвечает за наличие соответствующей программы подготовки персонала. Сюда входит предоставление надлежащей информации об обеспечении БП, относящейся к конкретным проблемам организации, связанным с безопасностью полетов. Программа включает требования к начальной подготовке и периодической переподготовке в целях сохранения профессиональных навыков [9.6.4.1].
4.4.0.7 Наличие сотрудников, подготовленных и квалифицированных для выполнения своих обязанностей в рамках СУБП, независимо от их положения в организации, является показателем приверженности руководства принципам эффективной СУБП [9.6.4.1].
4.4.0.8 Начальная подготовка в области обеспечения безопасности полетов касается, как минимум, следующих вопросов:
а) политики и целей организации в области обеспечения безопасности полетов;
б) обязанности и ответственности сотрудников организации в области обеспечения безопасности полетов;
в) основных принципов управления риском для безопасности полетов;
г) систем представления данных о безопасности полетов;
д) процессов и процедур организации, связанных с СУБП;
е) человеческого фактора [9.6.4.1].
4.4.0.9 Переподготовку в области обеспечения БП следует сосредоточить на изменениях в политике, процессах и процедурах СУБП, при этом следует освещать любые конкретные проблемы обеспечения БП, актуальные для организации, и извлеченные уроки [9.6.4.2].
4.4.0.10 Программу подготовки следует составить с учетом потребностей, связанных с ролью лица в СУБП. Например, подготовка руководителей, участвующих в работе комитетов по вопросам обеспечения безопасности полетов в организации, будет по уровню и глубине превосходить подготовку персонала, непосредственно участвующего в предоставлении организацией продукции или услуг. Для сотрудников, не принимающих непосредственного участия в деятельности, может потребоваться только общий обзор СУБП организации [9.6.4.3] Следует обеспечить прохождение каждым сотрудником подготовки, соответствующей его участию в функционировании СУБП. В программе подготовки следует указать содержание обучения в области обеспечения безопасности полетов для вспомогательного персонала, эксплуатационного персонала, руководителей различного уровня, старшего руководства и ответственного руководителя [9.6.4.7].
4.4.0.11 В программе подготовки персонала следует указать конкретные обязанности по разработке содержания и календарных планов обучения, а также по ведению учетной документации по подготовке и компетентности в области БП [9.6.4.5].
4.4.0.12 Следует провести анализ потребностей в подготовке персонала (АППП) с тем, чтобы обеспечить четкое понимание деятельности, обязанностей сотрудников в отношении обеспечения БП, а также имеющихся программ подготовки [9.6.4.4].
4.4.0.13 Как правило, обучение начинается с проведения анализа аудитории, обычно включающего следующие этапы:
а) Каждого сотрудника поставщика обслуживания затронет внедрение СУБП, но не одним и тем же образом и не в одной и той же степени. Следует определить группы, на которые делятся все сотрудники, и охарактеризовать их отношение к процессам управления безопасностью полетов, исходной и результирующей информации, и в особенности к обязанностям по обеспечению БП. Эту информацию следует включить в должностные инструкции и описания функций сотрудников. Как правило, выявляются группы сотрудников со сходными потребностями в обучении. Поставщику обслуживания следует рассмотреть вопрос о целесообразности распространения этого анализа на сотрудников внешних взаимодействующих организаций.
б) Определить знания и навыки, необходимые для выполнения каждой конкретной обязанности в области обеспечения безопасности полетов и требуемые для каждой группы сотрудников.
в) Провести анализ для выявления дистанции между теми знаниями и навыками в области обеспечения безопасности полетов, которые имеются у сотрудников, и теми, которые необходимы для эффективного исполнения ими своих обязанностей по обеспечению БП.
г) Определить оптимальный подход к приобретению знаний и навыков для каждой группы в целях разработки программы подготовки персонала в соответствии с тем, какое участие принимает каждое лицо или группа в процессе управления безопасностью полетов. В программе обучения следует учесть постоянные потребности персонала в знаниях и компетентности в области БП; как правило, эти потребности удовлетворяются посредством проведения программы переподготовки [9.6.4.4].
4.4.0.14 Важно также определить подходящую методику проведения подготовки. Главная цель заключается в том, чтобы по прохождении подготовки сотрудники были компетентны для выполнения своих обязанностей в рамках СУБП. Как правило, важнейшим соображением является наличие компетентных преподавателей; их приверженность принципам, навыки преподавания и экспертные знания в области управления безопасностью полетов будут оказывать существенное воздействие на эффективность проводимой подготовки [9.6.4.5].
4.4.0.15 Программу подготовки следует периодически пересматривать на предмет соответствия установленным целям обучения и актуальности. При выполнении проверок программы подготовки следует использовать информацию об обязанностях персонала в отношении СУБП, которые определил поставщик услуг [9.6.4.7].
4.4.0.16 Ответственному руководителю и старшим руководителям следует пройти особую подготовку, включающую следующие темы:
а) специальное информирование новых ответственных руководителей и лиц, занимающих соответствующие должности, об их ответственности и обязанностях, связанных с СУБП;
б) важность соблюдения национальных требований и требований организации в области обеспечения безопасности полетов;
в) приверженность руководства;
г) распределение ресурсов;
д) популяризация вопросов политики в области обеспечения БП и СУБП;
е) содействие формированию позитивной культуры обеспечения БП полетов;
ж) эффективный обмен информацией между подразделениями;
з) цель в области обеспечения БП, целевой уровень эффективности обеспечения безопасности полетов и пороговые уровни;
и) политика дисциплинарных мер [9.6.4.8].
4.4.0.17 Главная цель программы подготовки в области БП заключается в том, чтобы обеспечить сохранение компетентности сотрудниками всех уровней организации для выполнения своих функций в области обеспечения БП; поэтому профессиональные навыки сотрудников должны проверяться на регулярной основе [9.6.4.9].
4.4.0.18 Поставщику обслуживания следует обеспечить наличие и хранение документов по учету обучения и документов, подтверждающих прохождение обучения.
4.4.0.19 Поставщику обслуживания следует доводить до сведения всего соответствующего персонала цели и процедуры СУБП. Необходима стратегия обмена информацией, позволяющая осуществлять этот обмен оптимальным способом, основанным на функциях сотрудника и имеющейся у него необходимости получать информацию, связанную с обеспечением БП. Это может быть реализовано посредством писем электронной почты интернет порталов, информационных писем, уведомлений, информационных плакатов, бюллетеней, брифингов, внутрикорпоративной сети (Интранет) или курсов подготовки персонала по вопросам безопасности полетов [9.6.5.1].
4.4.0.20 Руководителю, ответственному за обеспечение БП, следует обеспечивать широкое распространение информации об уроках, извлеченных из расследований, предыдущих происшествий или опыта самой организации и других организаций [9.6.5.1].
4.4.0.21 Обмен информацией о безопасности полетов направлен на:
а) обеспечение всесторонней осведомленности всех сотрудников о СУБП. Это хороший способ популяризации политики и целей организации в области обеспечения БП;
б) распространение информации, критически важной для обеспечения БП. Информация, критически важная для безопасности полетов - это конкретная информация, связанная с такими проблемами обеспечения БП, из-за которых организация может оказаться подверженной риску. Это может быть информация о БП, полученная из внутренних или внешних источников, таких как извлеченные уроки, или связанная со средствами контроля риска для БП. Поставщик услуг определяет, какая информация считается критически важной для обеспечения БП и когда ее следует распространять;
в) повышение осведомленности о новых средствах контроля риска и корректирующих мерах. Риски для БП, с которыми сталкивается поставщик услуг, со временем будут изменяться, и информация об этих изменениях должна будет доводиться до сведения соответствующих сотрудников;
г) предоставление информации о новых или скорректированных процедурах обеспечения БП. При обновлении процедур обеспечения БП важно доводить информацию об этих изменениях до сведения соответствующих сотрудников;
д) содействие формированию позитивной культуры БП и поощрение сотрудников к выявлению факторов опасности и представлению информации о них. Обмен информацией о БП направлен в обе стороны. Важно, чтобы все сотрудники сообщали о проблемах БП посредством системы представления данных о БП;
е) обеспечение обратной связи. Направление сотрудникам, представляющим отчеты о безопасности полетов, ответов с информацией о том, какие были приняты меры для решения выявленных проблем [9.6.5.1].
4.4.0.22 Поставщикам обслуживания следует рассмотреть вопрос о необходимости передачи какой-либо из упомянутой выше информации о БП внешним организациям (заказчикам, подрядчикам, субподрядчикам и т.д.) [9.6.5.2].
4.4.0.23 Поставщикам обслуживания следует оценивать эффективность своего обмена информацией о БП, проверяя получение и понимание сотрудниками распространяемой информации, критической для обеспечения БП. Это можно осуществить при проведении внутренних проверок или при оценке эффективности функционирования СУБП [9.6.5.3].
4.4.0.24 Мероприятия по популяризации вопросов БП следует проводить на протяжении всего цикла функционирования СУБП, а не только в его начале [9.6.5.4].
4.4.1 Подготовка кадров и обучение
4.4.1.1. Для всех поставщиков услуг требования воздушного законодательства РФ к этому элементу СУБП отсутствуют. Однако имеются соответствующие положения, сформулированные в Приложении 19 и в РУБП ИКАО.
4.4.1.2. В соответствии с п. 4.1 Стандарта ИКАО и п. 9.6.4 РУБП ИКАО поставщику услуг следует выполнять подготовку работников по вопросам СУБП в соответствии с разработанной программой.
Дополнительная информация по проведению проверки
Рекомендация У-4.1.1
Рекомендация основана на SARPs ИКАО Приложение 19 п. 4.1 и рекомендациях РУБП ИКАО, п. 9.6.4
При проведении проверки необходимо ознакомиться с программами обучения по СУБП. Эти программы должны быть разными для разных категорий постоянного и переменного состава АУЦ и отвечать следующим требованиям:
а) обеспечивать надлежащую подготовку и квалификацию работников для выполнения ими своих обязанностей в рамках СУБП;
б) объем программы подготовки в области безопасности полетов соответствует степени участия каждого работника в обеспечении функционирования СУБП.
Проверяющий должен получить конкретные подтверждения проведения занятий по программе в виде учебных материалов, презентаций, списков обучающихся, зачетных ведомостей и т.д.
Необходимо убедиться, что должностные лица и преподаватели АУЦ, проводящие занятия по СУБП с работниками и обучающимися, прошли соответствующую подготовку и имеют соответствующие подтверждающие документы (свидетельства, сертификаты).
Целесообразно провести выборочный опрос работников АУЦ, преподавателей, инструкторов и обучающихся с целью получения сведений о качестве обучения по СУБП.
4.4.2. Обмен информацией о безопасности полетов
4.4.2.1 Общие для всех поставщиков услуг требования воздушного законодательства РФ к этому элементу СУБП сформулированы в ВК и Правилах. Также имеются соответствующие положения, сформулированные в Стандарте и РУБП ИКАО.
4.4.2.2 В соответствии с п. 3 статьи 24.1 ВК В целях управления БП гражданских ВС уполномоченный орган в области ГА в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, создающих угрозу БП гражданских ВС, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с SARPs ИКАО.
4.4.2.3 В соответствии с п. 6 Правил поставщик услуг должен представлять в Федеральное агентство воздушного транспорта данные о факторах опасности и риска, состав и формат которых устанавливается Минтрансом РФ.
4.4.2.4 В соответствии с п. 7 (а) Правил в рамках государственной системы управления БП источниками информации, среди прочих, являются данные о ФО и риска.
4.4.2.5 В соответствии с п. 7 (д) Правил в рамках государственной системы управления БП источниками информации, среди прочих, являются сообщения о фактических или потенциальных недостатках и затруднениях в обеспечении БП, направляемые юридическими и физическими лицами по их инициативе (далее - добровольные сообщения).
4.4.2.6 В соответствии с п. 8 (а) Правил Росавиация получает данные о ФО и рисках - от поставщиков услуг, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, ТО гражданских ВС, аэронавигационное обслуживание полетов ВС и подготовку пилотов гражданских ВС, на бумажных, электронных носителях или посредством сети "Интернет" в формате, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.
4.4.2.7 В соответствии с п. 8 (д) Правил Росавиация получает добровольные сообщения - в произвольной форме, в том числе с сети "Интернет", при этом адрес электронной почты с доступом к получению информации только назначенными должностными лицами публикуется на официальном сайте Росавиации в указанной сети.
4.4.2.8 В соответствии с п. 4.2 Приложения 19 и п. 9.6.5 РУБП ИКАО поставщику услуг следует разработать и применять официальные средства обмена информации о БП.
Дополнительная информация по проведению проверки
Рекомендация У-4.2-1
Рекомендация основана на SARPs ИКАО Приложение 19, п. 4.2 и рекомендациях РУБП ИКАО, п. 9.6.5
В ходе проверки проверяющий должен убедиться, что в АУЦ разработана и утверждена процедура рассмотрения руководством проблем, выявленных в ходе анализа информации по БП. При этом результаты рассмотрения должны быть доведены до всех заинтересованных работников и обучаемых.
Важно проверить, в какой степени эта рекомендация внедрена на практике. Для этого следует затребовать в АУЦ подтверждающую документацию с отметками о том, что руководство информировано по вопросам состояния БП. (протоколы совещаний, комитетов, материалы разборов, листы рассылки информации и т.д.).
В качестве доказательства информированности работников и обучающихся могут быть представлены информационные стенды, размещение информации на сайте АУЦ, в сети Интранет организации, листы ознакомления и т.д.
Целесообразно провести выборочный опрос инструкторов и обучаемых с целью оценки их знания информации по БП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.