Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 23 января 2020 года N 3-р
Концепция
подготовки спортивного резерва в Республике Адыгея до 2025 года
I. Общие положения
Настоящая Концепция подготовки спортивного резерва в Республике Адыгея до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 года N 2245-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 44), государственной программой Республики Адыгея "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 декабря 2019 года N 329 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие физической культуры и спорта" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2019, N 12).
В Концепции определяются приоритетные цели и задачи в сфере подготовки спортивного резерва в Республике Адыгея на период до 2025 года.
II. Характеристика состояния системы подготовки спортивного резерва
Анализ состояния системы подготовки спортивного резерва в Республике Адыгея за период с 2012 по 2015 годы выявил ряд проблем в подготовке спортивного резерва, одной из которых являлось наличие физкультурно-спортивных организаций, подведомственных разным исполнительным органам государственной власти Республики Адыгея, с различными целями и задачами, подходами к оценке эффективности их деятельности. Инфраструктура существующей системы подготовки спортивного резерва отстает от современных требований. Система подготовки спортивного резерва испытывает острый дефицит в современном спортивном оборудовании и инвентаре, учебных и методических пособиях, компьютерной технике. Не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющей реализовать ее потенциал как механизм выявления спортивно одаренных детей и мониторинга эффективности работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В связи с этим возникла необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию организаций в части их наименований, подведомственности и видов деятельности.
В 2015 году в соответствии с письмом Министерства спорта Российской Федерации от 21 декабря 2015 года N ВМ-04-07/8492 субъектам Российской Федерации рекомендовано модернизировать системы подготовки спортивного резерва и преобразовать государственные (муниципальные) детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) в организации спортивной подготовки (с одновременным переходом на спортивную подготовку), на основании постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 января 2016 года N 6 "Об организации перехода государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Комитету Республики Адыгея по физической культуре и спорту, на программы спортивной подготовки" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2016, N 1) государственные бюджетные учреждения Республики Адыгея дополнительного образования ведомственной принадлежности "физическая культура и спорт" переименованы в организации, осуществляющие спортивную подготовку. В муниципальном образовании "Город Майкоп" переименованы в организации, осуществляющие спортивную подготовку, 2 учреждения, в муниципальном образовании "Тахтамукайский район" - 4 учреждения).
Распоряжением Правительства Российской Федерации 17 октября 2018 года N 2245-р утверждена Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и план мероприятий по ее реализации. Концепция нацелена на повышение эффективности подготовки спортивного резерва и конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, рост спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и формирование у населения мотивации к физической активности и самосовершенствованию средствами спортивной подготовки.
В целях реализации Концепции, в первую очередь, необходимо завершение формирования отраслевой сети организаций в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (к материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению), создание единой системы управления, а также организация межведомственного и межуровневого взаимодействия с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Выстраиваемая система подготовки спортивного резерва в Республике Адыгея основывается на положениях Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации".
Развитие спортивной отрасли невозможно без развития смежных отраслей: образования и здравоохранения.
Совершенствование межведомственного сотрудничества с Министерством образования и науки Республики Адыгея строится по следующим направлениям:
1) развитие системы физического воспитания;
2) работа по выявлению и отбору спортивно одаренных детей;
3) организация тренировочного процесса, направленного на развитие спортивного потенциала;
4) подготовка тренеров и иных специалистов, задействованных в отрасли;
5) полноценное ресурсное обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Подготовка спортсменов в Республике Адыгея ведется в 23 учреждениях: в одном центре спортивной подготовки, подведомственном Комитету Республики Адыгея по физической культуре и спорту, 8 спортивных школах олимпийского резерва (6 подведомственны Комитету Республики Адыгея по физической культуре и спорту, 2 - муниципальному образованию "Город Майкоп"), 7 спортивных школах (3 подведомственны Комитету Республики Адыгея по физической культуре и спорту, 4 - муниципальному образованию "Тахтамукайский район"), 7 детско-юношеских спортивных школах, подведомственных муниципальным образованиям.
Из перечисленных учреждений полностью перешли на стандарты спортивной подготовки - 16 учреждений. В указанных 16 учреждениях на различных этапах подготовки занимается 7906 человек: на этапе начальной подготовки - 5000 человек, на тренировочном этапе - 2576 человек, этапе спортивного совершенствования - 280 человек, на этапе высшего спортивного мастерства - 50 человек.
В 2018 году Министерством спорта Российской Федерации в Республике Адыгея определены одиннадцать базовых видов спорта для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации: дзюдо, дзюдо (спорт глухих), пулевая стрельба, пулевая стрельба (для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата), легкая атлетика, гандбол, тяжелая атлетика, велоспорт, прыжки на батуте, самбо, футбол.
В реестр аккредитованных спортивных федераций включена 41 республиканская спортивная федерация.
В настоящее время в спортивные сборные команды России по видам спорта от Республики Адыгея входят 39 спортсменов.
В целях стимулирования лучших спортсменов и тренеров, повышения уровня качества их жизни принято постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 марта 2018 года N 42 "О единовременном денежном вознаграждении спортсменам и тренерам, достигнувшим высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2018, N 3; 2019, N 8), согласно которому победителям и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы, России и Первенств мира, Европы и их тренерам выделяются единовременные денежные выплаты.
В 2018 году из федерального бюджета Республике Адыгея на оказание адресной финансовой поддержки организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, субсидия не предоставлялась.
В 2019 году из федерального бюджета Республике Адыгея на оказание адресной финансовой поддержки организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, выделено 3460,8 тысячи рублей.
В Республике Адыгея существует необходимость развития системы медико-биологического обеспечения спортсменов, включающей в себя медицинское вмешательство, систематический контроль за состоянием здоровья спортсменов, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами, проведение научных исследований в области спортивной медицины с учетом увеличения количества спортсменов, проходящих спортивную подготовку по федеральным стандартам, увеличения количества членов спортивных сборных команд Республики Адыгея и растущих требований к организации и качеству медико-биологического и научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва.
В целях дальнейшей модернизации системы подготовки спортивного резерва в Республике Адыгея необходимо развивать спортивную инфраструктуру и улучшать материально-техническое обеспечение, разработать механизм дальнейшего использования имеющейся спортивной инфраструктуры совместно с органами местного самоуправления.
Особой проработки требует вопрос системы отбора спортивно одаренных детей в спортивные школы. Необходимо развивать систему оплаты труда тренеров, принимающих участие в этом процессе, и проведение школьных соревнований, способствующих выявлению одаренных детей, совместно с Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Ключевым вопросом для любой отрасли является ее кадровое обеспечение. В Республике Адыгея в 2019 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 52,5% штатной численности. Число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, - 24%.
III. Цели и задачи Концепции
Приоритетными целями Концепции являются:
1) повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея и конкурентоспособности спортсменов Республики Адыгея на всероссийской спортивной арене;
2) повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, продление их спортивного долголетия;
3) повышение уровня влияния физической культуры и спорта на формирование у населения Республики Адыгея мотивации к физической активности.
Достижение целей Концепции предусматривается осуществить путем реализации следующих задач:
1) совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея;
2) завершение формирования и дальнейшее развитие организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
3) совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея;
4) развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея;
5) развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
6) совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
7) совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения;
8) совершенствование системы спортивных соревнований;
9) создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея будет осуществляться при участии заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих спортивную подготовку и региональных спортивных федераций в Республике Адыгея.
IV. Механизмы реализации Концепции
1. Совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея
Комитет Республики Адыгея по физической культуре и спорту формирует региональную систему подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея, включая развитие центров спортивной подготовки, обеспечивает подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея, участвует в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, координирует деятельность организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея, формирует систему выявления и отбора одаренных спортсменов по видам спорта.
Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Адыгея" во взаимодействии с региональными спортивными федерациями обеспечивает участие спортсменов, включенных в список кандидатов в сборные команды Республики Адыгея, в спортивных мероприятиях единого календарного плана в части тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея, участвует в процедуре выявления и отбора спортивно одаренных детей по видам спорта.
2. Завершение формирования и дальнейшее развитие организаций, осуществляющих спортивную подготовку
Регулирование деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, заключается в установлении требований к их деятельности и наименованиям, целям и задачам, к финансовому и материально-техническому, кадровому и иному ресурсному обеспечению.
Основными организациями, осуществляющими спортивную подготовку в Республике Адыгея, являются спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.
Образовательные организации дополнительного образования детей вправе реализовывать программы спортивной подготовки в качестве дополнительного вида деятельности в специально созданном структурном подразделении по спортивной подготовке на основании добровольной аккредитации, дающей право осуществлять деятельность по реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
Таким образом, осуществляется межотраслевое взаимодействие, при котором организация, осуществляющая спортивную подготовку, независимо от подведомственности, типа и организационно-правовой формы имеет возможность участвовать в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея посредством реализации программ спортивной подготовки.
3. Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея
Совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея предусматривает:
1) осуществление мониторинга соответствия правового регулирования системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея целям и задачам Концепции и внесение в нормативные правовые акты Республики Адыгея соответствующих изменений;
2) участие в актуализации федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта;
3) совершенствование нормативных правовых актов по обеспечению условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий.
4. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея
Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея предусматривает:
1) повышение квалификации и профессиональной переподготовки тренерских кадров и иных специалистов для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея;
2) проведение аттестации на присвоение квалификационных категорий тренерам и иным специалистам отрасли в соответствии с порядком присвоения квалификационных категорий;
3) совершенствование систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - единые рекомендации);
4) внедрение методов стимулирования тренерских кадров к совершенствованию их профессиональных компетенций и к дальнейшей работе по специальности путем реализации положений единых рекомендаций, использования механизмов государственной аттестации, а также посредством оказания практической помощи молодым специалистам в адаптации в профессии, в совершенствовании теоретических и практических знаний.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея
Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Адыгея предусматривает:
1) обеспечение перехода к нормативно-подушевому финансированию услуг по спортивной подготовке в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих спортивную подготовку;
2) развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкцию спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, обеспечение их спортивным инвентарем и оборудованием, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования;
3) развитие сети врачебно-физкультурной службы в Республике Адыгея в целях медицинского и медико-биологического сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки: оснащение дополнительным оборудованием, в том числе открытие медицинских пунктов на объектах спорта и расширение сети спортивной медицины;
4) разработка и внедрение механизмов совместного использования организациями, осуществляющими спортивную подготовку, объектов спорта для обеспечения реализации программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта;
5) предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея местным бюджетам на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
6) реализация мер, направленных на обеспечение стандартизации качества доступности объектов и услуг городской, социальной инфраструктуры, в целях повышения эффективности и качества работы по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на объектах спорта, для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
6. Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки
Совершенствование системы отбора спортивно одаренных детей на основе федеральных стандартов спортивной подготовки предусматривает:
1) разработку системы отбора одаренных детей в спортивные школы, в том числе с использованием механизмов межведомственного взаимодействия;
2) разработку и утверждение механизмов отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) для прохождения спортивной подготовки и других соревнований.
7. Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения
Совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения предусматривает:
1) совершенствование системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва;
2) внедрение лучших методик, полученных в результате инновационной и экспериментальной деятельности, в практическую работу;
3) развитие врачебно-физкультурной службы в целях сопровождения лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки;
4) организация издания антидопинговых материалов для организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
5) внедрение информационных и образовательных программ, основанных на положениях Всемирного антидопингового кодекса, в организации, осуществляющие спортивную подготовку, в целях формирования у лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, тренеров и специалистов сферы физической культуры нулевой терпимости к достижению спортивного результата с использованием запрещенных в спорте средств и (или) методов (допинга).
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Утверждение плана мероприятий по реализации Концепции, который является ее неотъемлемой частью, позволит осуществить необходимые мероприятия по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва до 2025 года в 2 этапа:
I этап - 2020 год;
II этап - 2021 - 2025 годы.
На I этапе реализации Концепции:
1) принятие Комитетом Республики Адыгея по физической культуре и спорту организационных решений по обеспечению выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
2) внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Республики Адыгея, обеспечивающие реализацию Концепции;
3) увеличение до 23,5% доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
4) увеличение до 67% доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях в сфере физической культуры и спорта;
5) увеличение до 46% доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
На II этапе реализации Концепции:
1) продолжение выполнения плана мероприятий по реализации Концепции;
2) обеспечение совершенствования нормативных правовых актов Республики Адыгея по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
3) увеличение до 25% доли лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе высшего спортивного мастерства, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, и зачисленных на этапе совершенствования спортивного мастерства;
4) увеличение до 100% доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве лиц, занимающихся в организациях ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта;
5) увеличение до 60% доли лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки, имеющих спортивные разряды и звания, в общем количестве лиц, занимающихся по программам спортивной подготовки.
Начиная с I этапа реализации Концепции, Комитет Республики Адыгея по физической культуре и спорту во взаимодействии с Министерством образования и науки Республики Адыгея, органами местного самоуправления, региональными спортивными федерациями будет проводить постоянный мониторинг реализации Концепции и оценку ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов.
В результате реализации Концепции в Республике Адыгея будет создано единое спортивное пространство, предоставляющее всем организациям, осуществляющим спортивную подготовку, независимо от их организационно-правовых форм равные возможности для участия в подготовке спортивного резерва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.