Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2020 г. N 21
"Об организации и осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл"
В соответствии со статьями 7 и 19 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл;
перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 января 2020 г. N 21
Порядок
организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл (далее - государственный надзор).
2. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Марий Эл и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл (далее - обязательные требования в области обращения с животными).
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
4. При осуществлении государственного надзора в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - физические лица), Федеральный закон N 294-ФЗ не применяется.
5. Государственный надзор осуществляют следующие органы исполнительной власти Республики Марий Эл:
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - в части осуществления государственного надзора за соблюдением требований к содержанию и использованию диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы (за исключением содержания и использования диких животных в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, а также соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях);
Комитет ветеринарии Республики Марий Эл - в части осуществления государственного надзора за соблюдением требований к содержанию и использованию животных (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях).
6. Органы исполнительной власти Республики Марий Эл, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, осуществляющие государственный надзор (далее - органы государственного надзора), взаимодействуют с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, их территориальными органами, иными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного надзора.
II. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор
7. Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, утверждается Правительством Республики Марий Эл.
Государственный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее - должностные лица органов государственного надзора), являющимися соответственно государственными инспекторами в области охраны окружающей среды и государственными ветеринарными инспекторами.
III. Осуществление государственного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
8. Государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством организации и проведения:
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области обращения с животными;
мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
плановых (документарных и выездных) проверок;
внеплановых (документарных и выездных) проверок.
9. Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области обращения с животными в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 8.2 Федерального закона 294-ФЗ, общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
10. Должностные лица органов государственного надзора при наличии сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований в области обращения с животными направляют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области обращения с животными в порядке, предусмотренном частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
11. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляются путем наблюдения за соблюдением обязательных требований в области обращения с животными, анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая представляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного надзора или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного надзора, без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в рамках проведения плановых (рейдовых) осмотров.
12. Плановые (документарные и выездные) проверки проводятся в соответствии со статьей 9 Федерального закона 294-ФЗ и с учетом особенностей, установленных статьей 26.2 Федерального закона 294-ФЗ.
13. Внеплановые (документарные и выездные) проверки проводятся в соответствии со статьями 10 - 14 Федерального закона 294-ФЗ.
14. В случае если в ходе проверки, проводимой в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Порядка, должностными лицами органов государственного надзора выявляется случай жестокого обращения с животным, признаваемый преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в акте проверки делается соответствующая запись и копия акта направляется в правоохранительные органы для принятия мер в рамках установленной компетенции.
IV. Осуществление государственного надзора в отношении физических лиц
15. Государственный надзор в отношении физических лиц осуществляется путем организации и проведения:
плановых (рейдовых) осмотров;
внеплановых выездных проверок.
16. В целях выявления нарушения обязательных требований в области обращения с животными физическими лицами должностные лица органов государственного надзора в пределах своей компетенции проводят плановые (рейдовые) осмотры земельных участков, особо охраняемых природных территорий, территорий рекреационного назначения, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, мест розничной торговли и оказания услуг, мест проведения выставок животных, на которых физические лица - владельцы животных содержат и (или) используют животных.
17. Плановые (рейдовые) осмотры проводятся на основании плановых (рейдовых) заданий, утверждаемых распоряжением или приказом руководителя либо заместителя руководителя органа государственного надзора.
18. По итогам проведения плановых (рейдовых) осмотров при выявлении нарушений обязательных требований в области обращения с животными по решению руководителя либо заместителя руководителя органа государственного надзора издается приказ о проведении внеплановой выездной проверки физического лица, которая проводится в порядке, предусмотренном пунктами 21-26 настоящего Порядка.
19. При поступлении в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также при выявлении в средствах массовой информации публикаций, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения либо о причинении вреда жизни или здоровью граждан и (или) животных, в отношении соответствующего физического лица - владельца животного может быть проведена проверка.
20. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного надзора, не могут служить основанием для проведения проверки в отношении физического лица - владельца животного.
21. Физические лица уведомляются о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя органа государственного надзора о ее проведении любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, направленного по адресу электронной почты физического лица, заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку физическому лицу.
22. Местом проведения проверки являются здание, строение, сооружение, помещение или территория, используемые физическим лицом для содержания и (или) использования животного (животных). Проверка проводится в присутствии физического лица, являющегося владельцем животного, или его уполномоченного представителя.
23. Перед проведением проверки должностное лицо органа государственного надзора обязано предъявить служебное удостоверение, ознакомить физическое лицо (его уполномоченного представителя) с распоряжением или приказом руководителя или заместителя руководителя органа государственного надзора о назначении проверки, с полномочиями проводящих проверку должностных лиц органов государственного надзора, с целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, а также с составом экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
24. В ходе проведения проверки должностные лица органа государственного надзора вправе с разрешения физического лица находиться в здании, строении, сооружении, помещении или территории, используемых для содержания животного (животных), и получать от физического лица необходимые документы и информацию, связанные с предметом и целями проверки.
25. После завершения проверки должностные лица органов государственного надзора составляют акт проверки в 2 экземплярах, один из которых передается физическому лицу (его уполномоченному представителю).
26. В случае если проведение проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием физического лица либо в связи с действиями (бездействием) физического лица (его уполномоченного представителя), повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного надзора составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
27. В случае если в ходе проверки должностными лицами органов государственного надзора выявляется случай жестокого обращения с животным, признаваемый преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в акте проверки делается соответствующая запись и копия акта направляется в правоохранительные органы для принятия мер в рамках установленной компетенции.
28. При наличии сведений о воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного надзора физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29. Срок проведения проверки физических лиц составляет двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки физических лиц может быть продлен руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора, но не более чем на двадцать рабочих дней.
V. Права и обязанности должностных лиц органов государственного надзора
30. Должностные лица органов государственного надзора имеют права, установленные частью 5 статьи 19 Федерального закона N 498-ФЗ.
31. При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица органов государственного надзора соблюдают ограничения и исполняют обязанности, установленные статьями 15, 17 и 18 Федерального закона N 294-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
32. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок физических лиц обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области обращения с животными;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы физических лиц, в отношении которых проводится проверка;
проводить проверку на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении проверки в соответствии с ее назначением и в установленные сроки;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора;
не препятствовать физическим лицам, в отношении которых проводится проверка, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять физическим лицам, в отношении которых проводится проверка, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить физических лиц, в отношении которых проводится проверка, с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, и (или) животных, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании физическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки;
не требовать от физических лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено административными регламентами осуществления государственного надзора, утвержденными приказами органов государственного надзора (далее - административные регламенты).
33. В случае выявления нарушений физическими лицами обязательных требований в области обращения с животными органы государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание физическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению физического лица, допустившего выявленные нарушения, к ответственности;
направлять материалы проверки в уполномоченные органы при обнаружении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков состава преступления.
34. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок в отношении физических лиц не вправе:
проверять выполнение обязательных требований в области обращения с животными, если проверка соблюдения таких требований не относится к полномочиям органа государственного надзора;
осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении физического лица, за исключением проведения такой проверки по факту нарушения обязательных требований в области обращения с животными, повлекшего причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным;
требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
превышать установленные сроки проведения проверки;
осуществлять выдачу физическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
требовать от физического лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
VI. Права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при осуществлении государственного надзора
35. При проведении проверок юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют права, предусмотренные статьями 21, 22 и 24 Федерального закона N 294-ФЗ, а также выполняют обязанности, установленные частью 5 статьи 11, частью 5 статьи 12 и частью 1 статьи 25 Федерального закона N 294-ФЗ.
36. При проведении проверок физические лица имеют право:
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц органа государственного надзора информацию, которая относится к предмету проверки;
представлять документы и (или) информацию, относящиеся к предмету проверки;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки сведения о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного надзора;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного надзора, повлекшие за собой нарушение прав физического лица, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
37. Физическое лицо обязано присутствовать при проведении проверки и (или) обеспечить присутствие своего уполномоченного представителя.
VII. Заключительные положения
38. Последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливается административными регламентами.
39. Должностные лица органов государственного надзора в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении государственного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
40. Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц органов государственного надзора, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
41. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, повлекшие за собой нарушение прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в том числе их уполномоченных представителей, при осуществлении государственного надзора, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 30 января 2020 г. N 21
Перечень
должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл
1. Должностные лица Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл:
министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - главный государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (главный государственный инспектор Республики Марий Эл по охране природы);
заместитель министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл по охране природы);
начальник отдела по охране, контролю и надзору за объектами животного мира и средой их обитания Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - старший государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (старший государственный инспектор Республики Марий Эл по охране природы);
заместитель начальника отдела по охране, контролю и надзору за объектами животного мира и средой их обитания Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - старший государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (старший государственный инспектор Республики Марий Эл по охране природы);
старшие государственные инспекторы отдела по охране, контролю и надзору за объектами животного мира и средой их обитания Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - государственные инспекторы Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (государственные инспекторы Республики Марий Эл по охране природы);
государственные инспекторы отдела по охране, контролю и надзору за объектами животного мира и средой их обитания Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл - государственные инспекторы Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды (государственные инспекторы Республики Марий Эл по охране природы).
2. Должностные лица Комитета ветеринарии Республики Марий Эл:
председатель Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - главный государственный ветеринарный инспектор Республики Марий Эл;
заместитель председателя Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - заместитель главного государственного ветеринарного инспектора Республики Марий Эл;
начальник отдела организации ветеринарного дела и госветнадзора Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - главный государственный ветеринарный инспектор;
заместитель начальника отдела организации ветеринарного дела и госветнадзора Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - главный государственный ветеринарный инспектор;
главный специалист-эксперт отдела организации ветеринарного дела и госветнадзора Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - главный государственный ветеринарный инспектор;
ведущий специалист-эксперт отдела организации ветеринарного дела и госветнадзора Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - главный государственный ветеринарный инспектор;
государственные инспекторы отдела организации ветеринарного дела и госветнадзора Комитета ветеринарии Республики Марий Эл - главные государственные ветеринарные инспекторы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Урегулированы вопросы организации и осуществления госнадзора в области обращения с животными на территории республики.
Госнадзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными.
Надзор осуществляют Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ и Комитет ветеринарии РМЭ.
Государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством организации и проведения:
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области обращения с животными;
мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
плановых (документарных и выездных) проверок;
внеплановых (документарных и выездных) проверок.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2020 г. N 21 "Об организации и осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Республики Марий Эл"
Настоящее постановление вступает в силу с 30 января 2020 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 30 января 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 февраля 2020 г.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 сентября 2021 г. N 409 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 мая 2021 г. N 211
Изменения вступают в силу с 28 мая 2021 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 июля 2020 г. N 262
Изменения вступают в силу с 3 июля 2020 г.