Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(рекомендуемое)
Обеспечение условий жесткости
В.1 Общие положения
Если упругие деформации металлической конструкции приводят к нарушению требований 4.2.4, то используют следующие приемы:
- выбор соответствующих конструктивных решений для механизма передвижения тележки с учетом имеющихся уклонов (например, увеличение мощности привода или числа приводных колес);
- уменьшение уклонов пути за счет увеличения момента инерции главных балок;
- устройство строительного подъема.
Для анализа упругих перемещений элементов конструкции рекомендуется использовать метод конечных элементов (МКЭ).
В.2 Уклон подтележечного рельса на мостовых кранах и козловых кранах без консолей с шарнирной опорой
Для расчета механизма передвижения тележки используется максимальное значение уклона подтележечного рельса, которое вычисляется как
,
(В.1)
где - уклон, возникающий в результате упругого прогиба металлической конструкции под действием собственного веса и веса размещенного на ней оборудования, а также веса тележки с грузом; 0 - уклон, создаваемый формой строительного подъема.
Уклон достигает максимального абсолютного значения при положении центра тележки на расстоянии от оси подкранового рельса, равном х = (0,15 - 0,20)L (см. рисунок В.1, а). Меньшие значения принимают для кранов больших пролетов и малой грузоподъемности. Максимальное значение суммарного уклона пути от собственного веса главной балки с размещенным на ней оборудованием, средствами доступа и кабиной (если она находится посередине пролета) Gb и от веса GQ тележки с грузом, массой, равной номинальной грузоподъемности приближенно вычисляется как
,
(В.2)
где .
Значение уклона должно определяться в зависимости от проектной конфигурации строительного подъема также на расстоянии х = (0,15 - 0,20)L от оси подкранового рельса (см. рисунок В.1, б). При отсутствии более точных данных величина может быть приближенно вычислена из предположения о параболической форме строительного подъема. В этом случае = 2,64 ys/L. Если строительный подъем описывается дугой окружности с радиусом R, то
.
(В.3)
Если строительный подъем образует ломаную кривую (см. рисунок В.1, в), то = ys/L1, где L1 - расстояние по горизонтали от оси рельса до точки перегиба ломаной кривой, причем L1 (0,25 0,30)L.
Конфигурация и стрела прогиба строительного подъема ys может отличаться от проектных значений в результате сварочных поводок. Фактическая форма и стрела прогиба строительного подъема определяется на готовой пролетной балке при ее положении на боку.
Рисунок В.1 - Схемы к определению упругих перемещений и строительного подъема
В.3 Уклон подтележечного рельса на козловых и полукозловых кранах
Для проверки выполнения требований 4.2.4, связанных с работой механизма передвижения тележки, на козловых и полукозловых кранах с консолями должны быть последовательно определены уклоны подтележечного рельса (В.1) при положении тележки на расстоянии от оси подкранового рельса, равном х = (0,15 - 0,20)L, а также в крайнем положении на каждой консоли (см. рисунок В.2, а), положения 1, 2 и 3). Этот расчет для козловых и полукозловых кранов с консолями и/или с двумя жесткими опорами рекомендуется выполнять с помощью МКЭ. Если расчет показал, что уклоны препятствуют нормальной работе крана, то используют подходы, описанные в В.1. Если принято решение о необходимости выполнения строительного подъема, то его форма и параметры определяются в зависимости от результатов расчета уклонов (см. рисунок В.2, б). Результирующий уклон вычисляется по формуле (В.1) для всех вышеуказанных положений тележки.
Рисунок В.2 - Схемы к определению параметров строительного подъема главных балок козлового крана
В.4 Горизонтальные перемещения опор козловых кранов
Металлическая конструкция козлового крана с обеими жесткими опорами под воздействием собственного веса крана и подвижной нагрузки от тележки с грузом упруго деформируется и из проектного положения 1 стремится перейти в положение 2 (см. рисунок В.3). Перемещение колес поперек рельса ограничивают реборды. Горизонтальная реакция R, возникающая в точке взаимодействия реборды с рельсом, называется распором. Она способствует износу колес и в худшем случае может привести к сходу колеса с рельса.
Значение распора зависит от конфигурации и размеров крана, а также жесткостей главных балок и опор. Вычислить значение распора можно с помощью МКЭ.
Для уменьшения распора кран изготавливают с пролетом L1 < L (см. рисунок В.3, a), L1 > L (см. рисунок В.3, б) или одну из опор делают гибкой или шарнирной. Проектное значение пролета L1 определяют с учетом упругого перемещения DL от собственного веса крана. Для кранов без консолей можно при расчете DL дополнительно учесть перемещение от 30 до 50 % веса тележки с номинальным грузом.
Рисунок В.3 - Схемы к определению упругих перемещений металлической конструкции козлового крана
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.