Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 303-ЭС19-11712 по делу А51-17532/2018
Резолютивная часть определения объявлена 22 января 2020 г.
Полный текст определения изготовлен 28 января 2020 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Благонравова Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2018 по делу N А51-17532/2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.05.2019 по тому же делу
по заявлению индивидуального предпринимателя Благонравова Сергея Владимировича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю о признании незаконным решения о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению от 14.11.2017 N 81763951 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:12:030515:108 и 25:12:030515:9.
В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю - Городня Ж.В., Суханова О.Г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
индивидуальный предприниматель Благонравов Сергей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю (далее - инспекция) о признании незаконным решения о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению от 14.11.2017 N 81763951 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:12:030515:108 и 25:12:030515:9. В качестве восстановления нарушенных прав предприниматель просил установить сумму начисленного земельного налога за 2016 год в размере 2 551 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:12:030515:108 и в размере 14 289 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:12:030515:9.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019, предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 21.05.2019 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Предприниматель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 06.12.2019 кассационная жалоба предпринимателя вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей инспекции в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания предпринимателя, судебная коллегия установила следующее.
В отношении принадлежащих предпринимателю на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 25:12:030515:108 и 25:12:030515:9 инспекция направила в адрес предпринимателя налоговое уведомление от 14.11.2017 N 81763951 о перерасчете земельного налога за 2016 год, сумма которого исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" (далее - Постановление от 30.12.2010 N 437-па), и составила 16 833 рубля 71 копейку (с учетом имеющейся у предпринимателя переплаты в размере 16 956 рублей 29 копеек).
Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю оставило без удовлетворения жалобу предпринимателя на действия инспекции по применению при расчете земельного налога за 2016 год кадастровой стоимости, установленной Постановлением от 30.12.2010 N 437-па.
Не согласившись с указанным налоговым уведомлением инспекции, предприниматель оспорил его в арбитражном суде, ссылаясь на то, что при исчислении земельного налога за 2016 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная постановлением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14.12.2015 N 5-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края" (далее - Постановление от 14.12.2015 N 5-п).
Рассматривая настоящий спор, суды пришли к выводу о том, что Постановление от 14.12.2015 N 5-п, на которое ссылается предприниматель, было опубликовано 16.12.2015 и вступило в силу с 16.01.2016, а, соответственно, на основании положений статей 391, 393, пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) подлежало применению при исчислении земельного налога с 01.01.2017. При этом доводы предпринимателя о том, что Постановлением от 14.12.2015 N 5-п снижена кадастровая стоимость его земельных участков, в связи с чем в силу статьи 5 Налогового кодекса Постановление от 14.12.2015 N 5-п как улучшающее положение налогоплательщика действует с 01.01.2016 - дата вступления в силу, предусмотренная в пункте 4 Постановления от 14.12.2015 N 5-п, суды отклонили, указав, что Постановление от 14.12.2015 N 5-п не содержит положений об обратной силе нормативного акта для целей налогообложения, а указание в нормативном правовом акте на его вступление в силу с 01.01.2016, не влияет на порядок определения момента вступления в силу для целей налогообложения.
На основании изложенного, суды признали правомерным исчисление инспекцией земельного налога за 2016 год исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной Постановлением от 30.12.2010 N 437-па.
Однако суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
В силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, рассматривая вопрос о конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса, признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2016 N 1837-О, при решении вопроса о порядке введения в действие для целей налогообложения нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков надлежит учитывать положения статьи 5 Налогового кодекса, определяющие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. При этом в зависимости от конкретного содержания нормативного акта общее правило - "по истечении одного месяца и не ранее 1-го числа очередного налогового периода" - подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков: такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (абзацы первый и четвертый пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса).
Таким образом, положения статьи 5 Налогового кодекса не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным (обнародованным) правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты.
На основании изложенного, Судебная коллегия полагает, что при исчислении предпринимателю земельного налога за 2016 год в отношении спорных земельных участков подлежало применению Постановление от 14.12.2015 N 5-п, опубликованное 16.12.2015 и вступившее в силу с 01.01.2016 - с даты вступления в силу, предусмотренной в пункте 4 этого Постановления, как улучшающее положение налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует установить действительный размер налоговых обязательств предпринимателя с учетом изложенной в настоящем определении правовой позиции и принять законные и обоснованные судебные акты.
Руководствуясь статьями 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2018 по делу N А51-17532/2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.05.2019 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судья |
М.К. Антонова |
Судья |
Д.В. Тютин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 303-ЭС19-11712 по делу А51-17532/2018
Текст определения опубликован не был