Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2019 г. N 53-АПА19-46
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бегуновой Я.С. о признании не действующими в части приложения N 1 и приложения N 3 Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107, и приложения N 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122, по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Бегунова Я.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приложений N 1 и N 3 Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ... к двум функциональным зонам и приложения N 1 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 в части отнесения вышеуказанного земельного участка к двум территориальным зонам.
Решением Красноярского краевого суда от 30 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Красноярский городской Совет депутатов обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Красноярского края представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Красноярского городского Совета депутатов, главы города Красноярска, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета" (далее - решение от 13 марта 2015 г. N 7-107) утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск. Указанное решение опубликовано 25 марта 2015 г. в периодическом печатном издании "Городские новости" N 40.
Приложением N 1 к решению от 13 марта 2015 г. N 7-107 является Положение о территориальном планировании, приложением N 3 - карта функциональных зон городского округа город Красноярска, на которой установлены функциональные зоны городского округа город Красноярск.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - решение от 7 июля 2015 г. N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск. Указанное решение опубликовано 15 июля 2015 г. в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102.
Из материалов дела следует, что административный истец Бегунова Я.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 662 кв.м, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенного по адресу: ... поставленного на кадастровый учет 2 сентября 1993 г.
Согласно Генеральному плану г. Красноярска (приложения N 1 и N 3 к решению от 13 марта 2015 г. N 7-107) указанный земельный участок отнесён к двум функциональным зонам - зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий и зоне объектов дачного хозяйства, садоводства.
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск) земельный участок расположен в двух территориальных зонах - зоне объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Границы функциональных и территориальных зон в пределах земельного участка совпадают. Прохождение этих границ по участку административным ответчиком не оспаривается и подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Административный истец, оспаривая нормативные правовые акты, полагал, что нахождение принадлежащего ему земельного участка в двух территориальных зонах и двух функциональных зонах противоречит требованиям земельного, градостроительного законодательства и создает неопределенность правого режима участка.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ).
В соответствии со статьями 12, 32, 34 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск на территории города Красноярска устанавливаются, в том числе, следующие виды территориальных зон, подзон и их кодовые обозначения: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) с видами разрешенного использования: автомобильный транспорт (код - 7.2), за исключением размещения автомобильных дорог вне границ населенного пункта; обслуживание автотранспорта (код - 4.9); связь (код - 6.8), за исключением антенных полей; среднеэтажная жилая застройка (код - 2.5), в части размещения подземных гаражей; обслуживание автотранспорта (код - 4.9), в части размещения стоянок и зоны объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) с видами разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов (код - 2.1); общее пользование водными объектами (код - 11.1); гидротехнические сооружения (код- 11.3), в части размещения гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации водохранилищ (плотин, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений, берегозащитных сооружений); общее пользование территорий (код - 12.0); магазины (код - 4.4); общественное питание (код - 4.6), в части размещения объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания за плату (кафе, столовые, закусочные); связь (код - 6.8), за исключением антенных полей; обслуживание автотранспорта (код - 4.9), в части размещения стоянок; размещения магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса; размещения мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей.
Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером ..., не отвечает требованиям принадлежности только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки городского округа в этой части приняты в нарушение действующего законодательства.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1, статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Поскольку при корректировке Правил землепользования и застройки городского округа в части отнесения земельного участка к одной из двух установленных территориальных зон приведет к несоответствию с Генеральным планом городского округа в части нахождения этого земельного участка в двух функциональных зонах, то в этой части Генеральный план городского округа подлежит признанию недействующим.
Исходя из изложенного оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 30 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2019 г. N 53-АПА19-46
Текст определения опубликован не был