Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2019 г. N 4-АПА19-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Алхазова Р.А. о признании не действующими решений Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 20/4-СД "Об утверждении генерального плана сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области" и Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 20/11-СД "Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области" в части установления зоны санитарной охраны источников водоснабжения (I пояса) в отношении земельных участков, а также в части нахождения земельного участка в зоне планируемого размещения линейных объектов автотранспорта автомобильной дороги по апелляционной жалобе Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области на решение Московского областного суда от 17 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения административного истца Алхазова Р.А. представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Семионичева А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Алхазов Р.А. обратился в суд с административным иском о признании не действующими решений Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 20/4-СД "Об утверждении генерального плана сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области" и Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 20/11-СД "Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области" в части установления зоны санитарной охраны источников водоснабжения (I пояса) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ... и ..., а также в части нахождения земельного участка с кадастровым номером ... в зоне планируемого размещения линейных объектов автотранспорта автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Михнево-Опытное поле".
Определением Московского областного суда от 17 июля 2019 г. производство по делу о признании недействующими Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Верейское Раменского муниципального района в части нахождения земельного участка с кадастровым номером ... в зоне планируемого размещения линейных объектов автотранспорта автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Михнево-Опытное поле" прекращено, в связи с отказом административного истца от заявленных требований в этой части.
Решением Московского областного суда от 17 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Совет депутатов Раменского муниципального района Московской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Московской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области, администрации Раменского муниципального района Московской области, АО "Люберецкий водоканал", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генерального плана городского округа.
В соответствии со статьей 24 и статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статьей 7, статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, которые отнесены к полномочиям представительного органа городского округа.
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 20/4-СД утвержден Генеральный план сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области. Указанное решение опубликовано на официальном информационном портале Раменского муниципального района Московской области hnn://vereyskoe.m/ в разделе "Официальные документы" и в общественно-политической газете "Родник" от 11 октября 2018 г. N 122(17795).
Решением Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области от 27 декабря 2017 г. N 20/11-СД утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Верейского Раменского муниципального района Московской области, которые размещены в сети Интернет на официальном информационном портале Раменского муниципального района Московской области http://verevskoe.ru/ в разделе "Официальные документы" и опубликованы в общественно-политической газете "Родник" от 07 февраля 2018 г. N 15 (17688).
Как следует из материалов дела Алхазов Р.А. является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: Московская область, ...
Согласно Генеральному плану сельского поселения Верейское, принадлежащие истцу земельные участки расположены в зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии с картой существующих и планируемых зон с особыми условиями использовании территории Генерального плана сельского поселения Верейское земельные участки расположены в охранной зоне водозаборного узла.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения земельные участки истца расположены в территориальной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными домами).
Согласно карте Правил землепользования и застройки сельского поселения Верейское Раменского муниципального района зон с особыми условиями использования территории, земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... отображены внутри первого пояса зоны санитарной охраны водозаборного узла N 18 АО "Люберецкий водоканал".
Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на картах зон с особыми условиями использования территории в оспариваемых актах установлена, в связи с нахождением трех скважин водозаборного узла.
Административный истец полагает, что принадлежащие ему земельные участки граничат с санитарной зоной, но располагаются вне территории водозаборного узла, в связи с чем на картах оспариваемых нормативных актов зона санитарной охраны источников водоснабжения (I пояса) отображена не верно, что нарушает права истца на использование земельных.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Согласно статьи 23 Градостроительного кодекса характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения, а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, в том числе границы зон с особыми условиями использования территорий. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса).
Вопросы установления границ зон санитарной охраны регулируются, в том числе нормами водного законодательства и законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пояснениям АО "Люберецкий водоканал" данным на запрос суда, для скважины N 1, отнесенной к первому поясу ЗСО, минимальное расстояние до ограждения составляет 34 м, для скважины N 2а-24 м, а для скважины N 3 - 16 м.
Из представленного в дело санитарно-эпидемиологического заключения от 18 апреля 2014 г., выданного территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в Раменском, Люберецком районах и других городах, подписанного Главным государственным санитарным врачом, следует, что проектом расчетный размер первого пояса ЗСО для ВЗО N 128 установлен в границах существующего ограждения размером 100x30x10x65x85x50x50 м (0,97 га) с минимальным расстоянием от скважины N 3 до ограждения 16 м в юго-западном направлении. Второй пояс ЗСО устанавливается: для скважины ВЗУ N 18 радиусом 330 м и охватывает площадь 343 635 м кв. Третий пояс ЗСО устанавливается в рамках общих границ для скважин ВЗУ NN 11, 12, 18 общей площадью 2 234, 2 га, радиусом 1 107 м от скважины N 4 ВЗУ N 11, радиусом 1 303 м от скважины N 2 ВЗУ N 12, радиусом 2 334 м от скважины N 3 ВЗУ N 18.
Исходя из изложенного и в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от 18 апреля 2014 г., водозаборный узел N 18 относится ко второму поясу ЗСО, вместе с тем на картах Генерального плана сельского поселения и Правил землепользования и застройки зон с особыми условиями использовании территории, он отнесен к первому поясу ЗСО.
Таким образом, границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения в оспариваемых актах не совпадают с границами этой зоны, установленной в санитарно-эпидемиологическом заключении, что свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Московского областного суда от 17 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2019 г. N 4-АПА19-34
Текст определения опубликован не был