Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2019 г. N 9-АПА19-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Суворовой Ю.А. и Ручинского А.А. о признании не действующими в части отдельных положений Генерального плана сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области по апелляционной жалобе департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 17 июля 2019 г., которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Суворова Ю.А. и Ручинский А.А. обратились в суд с административными исками о признании недействующими Генерального плана сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области и Правил землепользования и застройки сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области в части распространения санитарно-защитной зоны скотомогильника N С-07-04/027 на территории земельных участков с кадастровыми номерами ... и ...
Решением Нижегородского областного суда от 17 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено. Суд исходил из того, что санитарно-защитная зона установлена в нарушение действующего законодательства, в отсутствие постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о ее утверждении и обоснования ее размеров.
Не согласившись с решением суда, департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Нижегородской области и административным истцом представлены возражения.
Представители истцов, департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, Правительства Нижегородской области, Сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области, администрации Богородского муниципального района Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного самоуправления поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" на Правительство Нижегородской области возложены полномочия по утверждению генеральных планов сельских поселений, утверждению изменений в генеральные планы сельских поселений, за исключением проведения публичных слушаний.
Согласно указанному закону и Положению о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 г. N 248 департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет полномочия по утверждению правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений.
В порядке предоставленных полномочий решением сельского Совета Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от 19 декабря 2013 г. N 56 утвержден проект Генерального плана сельского поселения Доскинского сельсовета, опубликованное на официальном интернет - портале правовой информации www/pravo/gov/ru.
Постановлениями Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2015 г. N 724, от 02 августа 2016 г. N 499 и от 06 июля 2017 г. N 492 в Генеральный план сельского поселения внесены изменения.
На карте ограничения использования территорий Генерального плана сельского поселения (в действующей редакции) отображена граница ориентировочной санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника.
Решением Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 г. N 3 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Доскинского сельсовета.
Решением сельского Совета Доскинского сельсовета от 22 марта 2017 г. N 11 и приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/8 в Правила землепользования и застройки внесены изменения.
Решения сельского Совета Доскинского сельсовета от 19 февраля 2014 г. N 3 и от 22 марта 2017 г. N 11 обнародованы в установленном порядке, приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 28 марта 2018 г. N 07-01-06/8 опубликован в сетевом издании "Нижегородская правда" и на официальном сайте департамента в информационно - телекоммуникационной сети - Интернет.
На карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки (в действующей редакции) отображены границы зон с особыми условиями использования территорий и в частности - сибиреязвенный скотомогильник N С-07-04/027 и его санитарно-защитная зона.
Административный истец Суворова Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - малоэтажная жилая застройка, площадью 920+/- 11 кв.м, расположенного по адресу: ...
Административный истец Ручинский А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., из категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, площадью 1200+/- 24 кв.м, расположенного по адресу: ...
Согласно градостроительному плану указанных участков в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне скотомогильника N С-07-04/027.
В соответствии с картой ограничения использования территорий (охрана окружающей среды) Генерального плана и картой градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки сельского поселения, граница зоны с особыми условиями использования территорий - санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника N 007-04/027 охватывает указанные выше земельные участки, принадлежащие административным истцам.
Оспаривая нормативные правовые акты административные истцы, полагают, что установленная санитарно-защитная зона в границах принадлежащих им земельных участков на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки сельского поселения не соответствует действующему законодательству.
Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН).
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Согласно пункту 3 указанных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости сибиреязвенный скотомогильник N С-07-04/027 является сооружением с кадастровым номером 52:24:003331104:1747, с назначением - иные сооружения (санитарно-техническое сооружение), площадью 965 кв.м, год завершения строительства - 1948, расположен по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 350 м на юго-запад от деревни Шумилово. Сведения о границах санитарно-защитной зоны скотомогильника в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно документам представленным комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, сибиреязвенный скотомогильник N С-07-04/027 расположен на запад от деревни Шумилова в 0,4 км, в непосредственной близости от летнего лагеря ЗАО "Буревестник-Агро", в овражке. Территория скотомогильника не огорожена, нет четких границ, траншея шириной менее 1,5 м, высота кургана менее 0,5 м над поверхностью земли. Последнее захоронение в скотомогильник произведено в 1948 году.
Вместе с тем, постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в границах нахождения скотомогильника, расположенного примерно в 350 м на юго-запад от деревни Шумилово в Богородском районе Нижегородской области, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Сведения о санитарно-защитной зоне скотомогильника в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров административным ответчиком в материалы дела не представлен.
Таким образом, административные ответчики вышли за пределы своей компетенции, установив на картах Генерального плана и Правилах землепользования и застройки сельского поселения Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области санитарнозащитную зону, охватывающую земельные участки истцов.
Доводы департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, изложенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на часть 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342- ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Отсутствие же акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность отображения ее в правилах землепользования и застройки.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 17 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2019 г. N 9-АПА19-42
Текст определения опубликован не был