Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 44-АПА19-51
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Горнозаводскцемент" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 г. N 41-жд "О предельных максимальных тарифах на транспортные услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" на подъездных железнодорожных путях (г. Горнозаводск, Горнозаводский муниципальный район) (в редакции постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2019 г. N 2-жд) по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" и Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Пермского краевого суда от 18 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя публичного акционерного общества "Горнозаводскцемент" Негуляева В.А., представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края Денисовой Е.П., представителя общества с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" Ухтинского П.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
публичное акционерное общество "Горнозаводскцемент" (далее - ПАО "Горнозаводскцемент") обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 г. N 41-жд "О предельных максимальных тарифах на транспортные услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" на подъездных железнодорожных путях (г. Горнозаводск, Горнозаводский муниципальный район)".
Решением Пермского краевого суда от 18 июля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края и общество с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" (далее - ООО "Железнодорожное управление") обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, возражениях на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление от 07 марта 1995 г. N 239) утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с названным Перечнем государственному регулированию среди прочих подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги (пункт 7 постановления от 07 марта 1995 г. N 239).
Согласно статье 17 Закона Пермского края от 07 сентября 2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края", пункту 1.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. N 637-п, Министерство по тарифам (до переименования Региональная служба по тарифам Пермского края) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в том числе установления тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (пункт 3.6.3 Положения).
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2018 г. N 41-жд установлены предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые ООО "Железнодорожное управление" на подъездных железнодорожных путях (г. Горнозаводск, Горнозаводский муниципальный район)" (далее - постановление от 20 декабря 2018 г. N 41-жд), в том числе на подачу и уборку вагонов (перевозка грузов) в размере 7 803,47 руб. за один вагон (без НДС); на маневровую работу локомотива - 2 526,15 руб. за один час (без НДС).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 30 января 2019 г. N 2-жд в вышеуказанное постановление дополнено пунктом 3, согласно которому с момента вступления в силу настоящего постановления утрачивает силу постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2017 г. N 31-жд "О предельных максимальных тарифах на транспортные услуги, оказываемые акционерным обществом "Горнозаводсктранспорт" (Горнозаводский район) на подъездных железнодорожных путях".
В обоснование административного искового заявления ПАО "Горнозаводскцемент", являющееся организацией, эксплуатирующей часть подъездного железнодорожного пути, принадлежащего ООО "Железнодорожное управление" указало, что оспариваемое постановление не соответствует принципам тарифного регулирования, определенным Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 г. N 643 (далее - постановление от 05 августа 2009 г. N 643), Методическим рекомендациям по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденных распоряжением Минтранса Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N АН-104-р, Методическим указаниям по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 23 августа 2017 г. N 7, поскольку при расчете тарифа органом регулирования неверно определены планируемый объем услуг ООО "Железнодорожное управление" по подаче/уборке вагонов и маневровой работе, расходы на ремонт и техническое обслуживание, на оплату труда, на аренду, на выплату вознаграждения управляющему, прибыль.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из следующего.
Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. N АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом (далее - Методические рекомендации N АН-104-р), которые, как указано в преамбуле и пункте 1.1., предназначены для определения экономически обоснованных тарифов на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного
транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
В целях урегулирования порядка предоставления государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного
железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 23 августа 2017 г. N 7 утверждены Методические указания по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Пермском крае (далее - Методические указания N 7).
Пунктом 3.5 Методических указаний N 7 предусмотрено, что для организаций промышленного железнодорожного транспорта, в отношении которой органом регулирования ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов путем установления предельных максимальных тарифов, применяется метод экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 5.5 Методических указаний N 7 в случае если по итогам отчетного периода регулирования на основании данных статистической, бухгалтерской отчетности, иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций промышленного железнодорожного транспорта, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием иной деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, за счет поступлений от оказания регулируемых услуг, орган регулирования принимает решение об исключении величины этих расходов при установлении тарифов на следующий период регулирования.
Согласно материалам дела, 20 сентября 2018 г. ООО "Железнодорожное управление" впервые обратилось в орган регулирования за установлением тарифов на транспортные услуги (по подаче и уборке вагонов, маневровую работу), оказываемые на принадлежащих заявителю на праве аренды подъездных железнодорожных путях по производственному участку в г. Горнозаводск по четырем станциям: Заводская, Нижние Весы, Рудная и Щебзаводская, с приложением расчета, пояснительной записки и обосновывающих документов, в том числе договора аренды имущества от 02 июля 2018 г. N 28д-2018/ЮР/ЖдУ, согласно которому АО "Горнозаводсктранспорт" передало во владение и пользование ООО "Железнодорожное управление", в том числе железнодорожные пути общей протяженностью 54 177,2 м.
По результатам анализа представленных регулируемой организацией документов составлено экспертное заключение, согласно которому расчет тарифа произведен методом экономически обоснованных расходов (затрат), исходя из планируемых предприятием финансовых показателей и количества пропущенных вагонов, что согласно информации о планируемом вагонообороте на 2018 год, предоставленной ОА "Горнозаводсктранспорт", составило 15,5 тыс. вагонов в год.
Признавая установленный органом регулирования тариф экономически необоснованным, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пунктов 3.2, 4.1.4 Методических указаний N 7 и пункта 2.1 Методических рекомендаций N АН-104-р при формировании оспариваемого тарифа органом регулирования не учитывался объем грузов, транспортируемых на железнодорожных путях ООО "Железнодорожное управление" на период регулирования - 2019 год, для каждого контрагента по конкретному подъездному пути.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 3.2 Методических указаний N 7 главным показателем, влияющим на себестоимость работ и услуг ОПЖТ, являются объемы работ и услуг, которые должны быть выполнены в расчетном периоде. Для определения их величины необходимо обоснованное прогнозирование объемов предстоящих работ и условий их выполнения.
Расчетный объем работ и услуг на период регулирования определяется ОПЖТ на основе фактически оказанных ОПЖТ услуг за отчетный период регулирования или по фактическим данным за три периода, предшествующих периоду регулирования, или по прогнозным объемам работ, представленных грузовладельцами-контрагентами ОПЖТ, или по данным ОАО "РЖД".
Контрагенты представляют данные о предстоящих объемах работ дифференцированно по видам работ. Данные о предстоящей маневровой работе представляются контрагентами в локомотиво-часах без учета затрат локомотиво-часов на проследование локомотива к месту маневров и обратно.
Расчет объема перевозимого груза для каждого потребителя с учетом расстояния перевозки от оси выставочных путей станции примыкания ОАО "РЖД" или от станции ОПЖТ до фронта погрузки (выгрузки), включая собственный объем ОПЖТ, производится в соответствии с приложениями 2, 3.
Пунктом 4.1.4 названных Методических указаний также установлено, что для расчета тарифов на транспортные услуги ОПЖТ представляются данные по грузообороту (вагонообороту) - объему перевозимого груза для каждого заказчика с учетом расстояния перевозки от оси выставочных путей станции примыкания ОАО "РЖД" или от станции ОПЖТ до фронта погрузки (выгрузки), включая собственный объем ОПЖТ, в тыс. тонн или вагонов (приложение 2 к Методическим указаниям).
В силу пункта 2.1 Методических рекомендаций N АН-104-р, прогнозирование объемов работ и услуг ОПЖТ, связанных с транспортировкой грузов на подъездных путях, осуществляется для каждого грузовладельца с подразделением по родам груза и маршрутам передвижения вагонов на подъездных путях.
Поскольку каких-либо положений, позволяющих не учитывать указанные критерии при формировании тарифа на транспортную услугу по предоставлению в эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, ни Методические указания N 7, ни Методические рекомендации N АН-104-р не содержат, то учитывая отсутствие в материалах тарифного дела соответствующей информации об объемных показателях на 2019 год, тариф на транспортную услугу, установленный оспариваемым постановлением является экономически необоснованным.
Доводы органа регулирования и регулируемой организации о том, что ООО "Железнодорожное управление" на дату обращения с заявлением об установлении тарифного регулирования не располагало сведениями о контрагентах, ввиду того, что не имело заключенных договоров на осуществление транспортных услуг, является несостоятельным, поскольку в силу пункта 4 статьи 16 Закона о железнодорожном транспорте и пункта 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 26, документами, регулирующими перевозочный процесс как совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций на железнодорожных путях необщего пользования, являются технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования и Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам железнодорожных путей необщего пользования и соглашений с ОАО "РЖД" от 31 июня 2018 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования подъезные пути станции Щебзаводская примыкают к станции Теплая Гора Свердловской железной дороги; к подъездным путям по станции Рудная при станции Лаки Свердловской железной дороги, примыкают пути ООО "Надеждинское"; к подъездным путям ООО "Железнодорожное управление" станции Заводская и станции Нижние Весы при станции Пашия Свердловской железной дороги примыкают пути ООО "ПМЦЗ", ООО "Лестранс", ООО "ПашияЛес", ОАО "Горнозаводскцемент". Вагоны подаются: ОАО "Горнозаводскцемент", ОАО "Пашийский металлургическо-цементный завод" (ОАО "ПМЦЗ"), ООО "Дилер", ООО "Стройогнеупор", ООО "ГалоПолимер Пашия", ООО "ПашияЛес", ЗАО "Феррум", ООО "Велосити Рейл".
Таким образом, поскольку указанные выше организации являются потребителями транспортных услуг, оказываемых на подъездных путях регулируемой организации, ООО "Железнодорожное управление" необходимо было запросить информацию о планируемом на 2019 год объеме перевозимого груза с учетом расстояния перевозки, а в случае непредоставления контрагентами запрашиваемой информации об объемах грузоперевозок на регулируемый период, осуществить прогноз объемов работ по фактическим данным за три периода, предшествующих расчетному, или по данным ОАО "РЖД" в порядке пункта 3.2 Методических указаний N 7.
Осуществление расчета тарифов в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 5.7 Методических указаний N 7 необоснованно, поскольку планируемые затраты АО "Горнозаводсктранспорт", осуществляющего деятельность в 2015, 2016, 2017 годах в сопоставимых с деятельностью регулируемой организации условиях, не подтверждаются представленной в материалы дела информацией контрагентов об объемах вагонооборота за 2018 год.
Также суд первой инстанции, учитывая норму пункта 4.2.8 Методических указаний N 7, установив наличие у ООО "Железнодорожное управление" нескольких филиалов, в том числе в г. Перми в Горнозаводском районе, сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для формирования раздельного тарифа по станциям примыкания.
В соответствии с пунктом 6.2. Методических указаний N 7 прямые расходы относятся непосредственно на соответствующий вид работ и услуг. Прямые расходы на отдельных этапах технологического процесса, связанные с двумя и более видами работ и услуг, распределяются по видам работ и услуг пропорционально объему работ и услуг, фонду оплаты основного производственного персонала или другим способом.
К прямым расходам относятся затраты на материалы, топливо, оплату труда производственного персонала, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, затраты на ремонт и аренду.
Согласно пункту 6.1.1.4 Методических указаний N 7 затраты на оплату труда определяются в соответствии с утвержденным штатным расписанием, фактической численностью работающих и среднемесячным размером заработной платы.
Пунктом 6.1.1.5. названных Методических указаний предусмотрено, что расходы на социальное страхование ОПЖТ определяются исходя из расчетных годовых расходов на оплату труда и средней фактической ставки страховых взносов за полный истекший предыдущий год.
Исходя из экспертного заключения, затраты на оплату труда основного производственного персонала определены регулируемой организацией статистическим методом, путем расчета нормативной численности работников с учетом условий труда и среднемесячной заработной платы на основании данных Пермьстата по виду деятельности "деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки", что не противоречит указанному пункту Методических указаний N 7. Вместе с тем, поскольку прогнозируемая численность работников определяется с учетом предстоящих объемов работ, которые фактически не определены при установлении тарифов, то неверное определение объема услуг повлекло принятие органом регулирования затрат по статьям "Оплата труда" и "Социальные отчисления" в экономически необоснованном размере.
Исходя из указанных выше оснований, судом первой инстанции также признаны экономически необоснованными энергетические затраты и общехозяйственные расходы регулируемой организации, учтенные в тарифах.
Выводы суда первой инстанции относительно необоснованного включения в состав тарифа расходов на арендную плату в размере 20 517 тыс. руб. также являются правильными, поскольку данные расходы учтены органом регулирования в нарушение требований пункта 6.1.1.7 Методических указаний N 7, Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01) в связи с непредставлением ООО "Железнодорожное управление" в материалы тарифного дела инвентарных карточек на железнодорожные пути, здания, тепловозы и иную путевую технику.
Представленный с материалы тарифного дела расчет арендных платежей, не подтверждает размер амортизационных отчислений, поскольку не содержит обязательных исходных данных для проверки размера амортизации, предусмотренных ПБУ 6/01: первоначальной, восстановительной, остаточной стоимости, а также данных о сроках полезного использования основных средств.
Представленный в ходе судебного заседания расчет затрат на аренду (лизинг) также не подтверждает экономическую обоснованность заявленных ООО "Железнодорожное управление" расходов на аренду.
Согласно пункту 7.1 Методических указаний N 7 прибыль на регулируемые услуги, оказываемые ОПЖТ промышленного железнодорожного транспорта, предусматривается в размерах, необходимых для покрытия обязательных платежей в бюджеты разных уровней, социальные программы в соответствии с коллективным договором ОПЖТ и создания условий для развития ОПЖТ, в том числе модернизации и реконструкции, исходя из программы производственного развития.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций N АН-104-р в расчетной прибыли выделяются две составляющие по направлениям ее использования: прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия) (прибыль производственного назначения и прибыль социального назначения) и отчисляемая прибыль.
Прибыль, направляемая на содержание социальной сферы, должна определяться на основе детального анализа и с учетом реализации коллективных договоров в части социальных гарантий, предоставляемых работникам организаций промышленного транспорта. При этом оценку размера прибыли социального назначения рекомендовано производить по коэффициенту, характеризующему ее отношение к фонду оплаты труда (ФОТ).
В связи с тем, что часть расходов регулируемой организации, включенных в тариф на 2019 год, признана судом экономически необоснованными, то, следовательно, и размер прибыли определен органом регулирования с нарушением пункта 7.1 Методических указаний N 7 и пункта 6 Методических рекомендаций N АН-104-р.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 18 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Железнодорожное управление" и Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2019 г. N 44-АПА19-51
Текст определения опубликован не был