Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства образования
Омской области
от 4 февраля 2020 г. N 7
Приложение
к приказу
Министерства образования
Омской области
от 20 октября 2017 года N 76
Порядок
проведения и проверки итогового сочинения (изложения)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует правоотношения, связанные с организацией, проведением и проверкой итогового сочинения (изложения) на территории Омской области.
II. Категории участников итогового сочинения (изложения)
2.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
1) иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах;
2) лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования (далее - экстерны);
3) обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы среднего общего образования (далее - дети инвалиды и инвалиды).
2.2. Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:
1) лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее вместе - выпускники прошлых лет);
2) лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования;
3) лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
4) лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).
2.3. Итоговое изложение вправе писать следующие категории лиц:
1) обучающиеся XI (XII) классов с ОВЗ, экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов - дети-инвалиды и инвалиды, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды;
2) обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
2.4. Обучающиеся X классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании X класса.
III. Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
3.1. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
К заявлению прилагается согласие на обработку персональных данных для внесения в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС).
Регистрация обучающихся XI (XII) и обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования (далее - образовательные организации), а экстерны - в образовательные организации по выбору экстерна.
Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а обучающиеся XI (XII) классов, экстерны - дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
Регистрация выпускников прошлых лет, лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится на основании их заявлений в казенном учреждении Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - РЦОИ) по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления для участия в итоговом сочинении предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается выпускниками прошлых лет лично или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в образовательных организациях, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, самостоятельно выбирают срок участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения), который указывают в заявлении.
IV. Организация проведения итогового сочинения (изложения)
4.1. Министерство образования Омской области (далее - Министерство) обеспечивает:
1) организацию информирования участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) через образовательные организации и органы местного самоуправления Омской области, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела, посвященного итоговому сочинению (изложению), на официальных сайтах Министерства, РЦОИ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
2) проведение итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях в соответствии с требованиями настоящего Порядка и рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
3) техническую готовность образовательных организаций к проведению итогового сочинения (изложения);
4) определение лица, ответственного за вопросы, связанные с проведением итогового сочинения (изложения) на территории Омской области;
5) определяет порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении итогового сочинения (изложения).
В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового сочинения (изложения) на территории Омской области по объективным причинам, направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового сочинения (изложения) вне сроков проведения итогового сочинения (изложения), установленных Порядком проведения ГИА.
4.2. РЦОИ обеспечивает:
1) организационное и технологическое сопровождение проведения итогового сочинения (изложения) на территории Омской области, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с федеральной информационной системой обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ФИС ГИА) и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее - Прием);
2) тиражирование бланков для проведения итогового сочинения (изложения);
3) опубликование комплекта тем итогового сочинения в сети "Интернет" по адресу: http://ege55.ru в сроки, установленные настоящим Порядком;
4) передачу (доставку) текстов итогового изложения лицам, ответственным за проведение итогового сочинения (изложения) на территории соответствующего муниципального образования Омской области (далее - ответственные лица, уполномоченные на муниципальном уровне), в образовательные организации;
5) обработку бланков итогового сочинения (изложения) и хранение бумажных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами);
6) информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений);
7) хранение текстов изложений, в том числе определение мест хранения и лиц, имеющих доступ к текстам изложений;
8) ознакомление участников, перечисленных в пункте 2.2 (за исключением лиц со справкой об обучении) настоящего Порядка, с результатами итогового сочинения (изложения) в сроки, установленные Министерством.
4.3. Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" обеспечивает методическое сопровождение подготовки к итоговому сочинению (изложению), анализ итоговых сочинений (изложений).
4.4. Органы местного самоуправления Омской области, осуществляющие управление в сфере образования:
1) организуют:
- информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), специалистов, привлекаемых к проведению итогового сочинения (изложения), выпускников прошлых лет о настоящем Порядке;
- работу по сбору и представлению в РЦОИ сведений об участниках итогового сочинения (изложения);
- доставку в образовательные организации бланков для проведения итогового сочинения (изложения) не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения);
2) разрабатывают план мероприятий по подготовке обучающихся к успешной сдаче итогового сочинения (изложения);
3) формируют муниципальные экспертные комиссии;
4) определяют ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне;
5) организуют подготовку специалистов, входящих в состав муниципальных экспертных комиссий и комиссий образовательных организаций, привлекаемых к проведению итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящего Порядка и рекомендациями Рособрнадзора;
6) осуществляют передачу (доставку) текстов итогового изложения в образовательные организации;
7) обеспечивают доставку в РЦОИ для последующей обработки оригиналов бланков итогового сочинения (изложения);
8) передают результаты проверки итогового сочинения (изложения) в образовательные организации.
4.5. Образовательные организации:
1) оказывают содействие в организации и проведении итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
2) обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий образовательных организаций и привлекаемых к проведению итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящего Порядка и рекомендациями Рособрнадзора;
3) формируют комиссии образовательных организаций, по проведению итогового сочинения (изложения) в порядке, определенном в рекомендациях Рособрнадзора, не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения);
4) формируют экспертные комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в федеральных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Омской области и частных образовательных организациях (далее - немуниципальные образовательные организации);
5) под подпись информируют:
- специалистов, привлекаемых к проведению итогового сочинения (изложения), о настоящем Порядке и рекомендациях Рособрнадзора;
- участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законный представителей):
о настоящем Порядке;
о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения;
о местах и сроках проведения итогового сочинения (изложения);
о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися;
об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения);
об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений);
о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи (при наличии);
6) обеспечивают техническую поддержку проведения итогового сочинения (изложения);
7) определяют изменения текущего расписания занятий образовательной организации в дни проведения итогового сочинения (изложения);
8) обеспечивают информационную безопасность;
9) организуют передачу оригиналов бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения) ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, для направления в экспертную комиссию для осуществления проверки и оценивания итогового сочинения (изложения);
10) в случае возникновения чрезвычайной ситуации согласовывают с Министерством принятое решение.
4.6. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового сочинения (изложения) в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти Омской области, на официальных сайтах Министерства, РЦОИ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети "Интернет" публикуется информация о:
- настоящем Порядке - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения;
- сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для лиц, перечисленных в пункте 2.2) - не позднее чем за два месяца до дня проведения итогового сочинения;
- сроках проведения итогового сочинения (изложения) - не позднее чем за месяц до завершения срока подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении);
- сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения) - не позднее чем за месяц до дня проведения итогового сочинения (изложения).
4.7. В РИС и ФИС ГИА и Приема вносятся следующие сведения:
1) об участниках итогового сочинения (изложения);
2) о местах проведения итогового сочинения (изложения);
3) о распределении участников по местам проведения итогового сочинения (изложения);
4) об образах бланков участников итогового сочинения (изложения);
5) о результатах итогового сочинения (изложения), полученных участниками.
V. Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
5.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
5.2. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) 4 часа и более организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
5.3. В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
5.4. В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
5.5. Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем году к сдаче итогового сочинения (изложения) в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, и в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
VI. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового сочинения (изложения)
6.1. Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) вносятся РЦОИ в РИС не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).
6.2. Сведения об участниках итогового сочинения (изложения) представляют органы местного самоуправления Омской области, осуществляющие управление в сфере образования, и (или) образовательные организации, в которых обучающиеся получают среднее общее образование, не позднее чем за две недели до дня проведения итогового сочинения (изложения).
6.3. Бланки для проведения итогового сочинения (изложения), отчетные формы для проведения итогового сочинения (изложения) печатаются РЦОИ и доставляются органами местного самоуправления Омской области, осуществляющими управление в сфере образования, в образовательные организации или печатаются в образовательных организациях не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения). Запрещается копирование бланков итогового сочинения (изложения) при нехватке распечатанных бланков итогового сочинения (изложения) в местах проведения итогового сочинения (изложения), поскольку все бланки имеют уникальный код работы и распечатываются посредством специализированного программного обеспечения.
6.4. Комплекты тем итогового сочинения не ранее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения размещаются РЦОИ в сети "Интернет" по адресу: http://ege55.ru и направляются в образовательные организации.
6.5. Тексты итогового изложения размещаются федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр тестирования" на технологическом портале подготовки и проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), находящемся в защищенной корпоративной сети передачи данных ЕГЭ, в сроки, определяемые Рособрнадзором.
6.6. РЦОИ обеспечивает передачу (доставку) текстов итогового изложения за один календарный день до проведения итогового изложения ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, и (или) руководителю образовательной организации.
6.7. В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяется помещение для технического специалиста, оборудованное телефонной связью, принтером, техническим оборудованием для проведения сканирования, копирования, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений).
VII. Проведение итогового сочинения (изложения)
7.1. Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях и местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных Министерством:
- для лиц, перечисленных в пункте 2.1 настоящего Порядка, лиц со справками об обучении итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях;
- для лиц, перечисленных в пункте 2.2 настоящего Порядка (за исключением лиц со справками об обучении), итоговое сочинение (изложение) проводится в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Омской области "Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского" по адресу: г. Омск, ул. Ленина, д. 24.
7.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового сочинения (изложения), должны обеспечивать проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
7.3. По решению Министерства места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.
7.4. В день проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения) могут присутствовать:
1) представители средств массовой информации*(1);
2) должностные лица Рособрнадзора и (или) Министерства;
3) общественные наблюдатели*(2).
Допуск лиц, указанных в настоящем пункте, в места проведения итогового сочинения (изложения) осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия.
7.5. До начала итогового сочинения (изложения) руководитель образовательной организации, в которой проводится итоговое сочинение (изложение), распределяет участников по кабинетам в произвольном порядке.
7.6. Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 часов по местному времени. Участники итогового сочинения (изложения) рассаживаются за рабочие столы в учебном кабинете в произвольном порядке (по одному человеку за рабочий стол). Во время проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете должны присутствовать не менее двух членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
7.7. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 часов по местному времени.
7.8. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) представляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).
7.9. До начала итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников. Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 часов по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), в том числе о случаях удаления с итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.
7.10. Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают участникам итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланк записи, дополнительные бланки записи для написания итогового сочинения (изложения) (выдаются по запросу участника итогового сочинения (изложения), черновики, орфографические словари (орфографические и толковые словари для участников итогового изложения), инструкции для участников итогового сочинения (изложения).
7.11. При проведении второй части инструктажа, которая начинается не ранее 10.00 часов по местному времени, члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) должны ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами итогового сочинения (текстами изложения) (содержательное комментирование тем итогового сочинения и текстов для итогового изложения запрещено);
7.12. По указанию членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы итогового сочинения*(3) (текста изложения)*(4). Члены комиссии проверяют правильность заполнения участниками итогового сочинения (изложения) регистрационных полей бланков. Членам комиссии также необходимо проверить бланк регистрации и бланки записи каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником итогового сочинения (изложения) кода работы (код работы должен совпадать с кодом работы на бланке регистрации).
7.13. После проведения второй части инструктажа члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют начало, продолжительность*(5) и время окончания написания итогового сочинения (изложения) и фиксируют их на доске (информационном стенде), после чего участники итогового сочинения (изложения) приступают к написанию итогового сочинения (изложения).
7.14. В случае нехватки места в бланке записи для написания итогового сочинения (изложения) по запросу участника итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) выдают ему дополнительный бланк записи. По мере необходимости участникам итогового сочинения (изложения) выдаются черновики.
7.15. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения), помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительного бланка записи), находятся:
ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; лекарства и питание (при необходимости);
орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выдаваемый членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
инструкция для участников итогового сочинения (изложения);
черновики;
специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов) (при необходимости).
7.16. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио-, видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения) членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Членам комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, оказывать содействие участникам итогового сочинения (изложения).
7.16.1. В случае если участник итогового сочинения (изложения) нарушил требования, установленные в пункте 7.16 настоящего Порядка, он удаляется с итогового сочинения (изложения).
Член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляет "Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)" (форма ИС-09), вносит соответствующую отметку в форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)" (участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку "Х" в поле "Удален". Внесение отметки в поле "Удален" подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
7.17. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть место проведения итогового сочинения (изложения). Члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) составляют "Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам" (форма ИС-08), вносят соответствующую отметку в форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)" (участник итогового сочинения (изложения) должен поставить свою подпись в указанной форме). В бланке регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) необходимо внести отметку "Х" в поле "Не закончил" для учета при организации проверки, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения). Внесение отметки в поле "Не закончил" подтверждается подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
7.18. За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) сообщают участникам итогового сочинения (изложения) о скором завершении написания итогового сочинения (изложения) и о необходимости перенести написанные сочинения (изложения) из черновиков в бланки записи (в том числе в дополнительные бланки записи).
7.19. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие написание итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики и покидают образовательную организацию, не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).
7.20. По истечении времени написания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) объявляют об окончании выполнения итогового сочинения (изложения) и собирают у участников итогового сочинения (изложения) бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики.
7.21. Члены комиссии проверяют бланк регистрации и бланки записи (дополнительные бланки записи) каждого участника итогового сочинения (изложения) на корректность вписанного участником кода работы (код работы должен совпадать с кодом работы на бланке регистрации), а затем ставят "Z" на полях бланков записи, оставшихся незаполненными (в том числе и на его оборотной стороне), а также в выданных дополнительных бланках записи.
7.22. В бланках регистрации участников итогового сочинения (изложения) члены комиссии заполняют поле "Количество бланков записи". В указанное поле вписывается то количество бланков записи, включая дополнительные бланки записи (в случае если такие выдавались по запросу участника), которое было использовано участником.
7.23. Члены комиссии заполняют отчетные формы, использованные во время проведения сочинения (изложения), а также форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)". В свою очередь, участник проверяет данные, внесенные в ведомость, подтверждая их личной подписью*(6).
7.24. Собранные бланки регистрации, бланки записи (дополнительные бланки записи), черновики, а также отчетные формы для проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) передают руководителю образовательной организации.
VIII. Особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
8.1. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, Министерство организует проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Материально-технические условия проведения сочинения (изложения) обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких участников сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений).
8.2. В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются помещения для организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Питание организуется за специально отведенными столами, обозначенными как "Место для питания".
Прием пищи участниками итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организуется ассистентами по согласованию с руководителем образовательной организации.
Во время организации питания и приема пищи участниками итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами в помещении, выделенном для организации питания, должен присутствовать член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Необходимые медико-профилактические процедуры проводятся в медицинском кабинете. Для этого член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) с помощью ассистента сопровождает участника итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, ребенка-инвалида и инвалида в медицинский кабинет.
Время и количество перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур определяется участниками итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами самостоятельно.
Лекарства и медицинское оборудование, необходимые для проведения медико-профилактических процедур, участники итогового сочинения (изложения) приносят самостоятельно и размещают в медицинском кабинете.
Руководитель образовательной организации создает условия для хранения лекарств и медицинского оборудования, необходимых для проведения медико-профилактических процедур на период проведения итогового сочинения (изложения).
Бланк регистрации, бланки записи, дополнительные бланки записи для написания итогового сочинения (изложения) на период приема пищи или перерыва для проведения необходимых медико-профилактических процедур передаются члену комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
8.3. При проведении итогового сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты*(7), оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей:
- оказывают техническую помощь в части передвижения по месту проведения итогового сочинения (изложения), ориентации (в том числе помогают им занять рабочее место в учебном кабинете) и получении информации (не относящейся к содержанию и выполнению итогового сочинения (изложения);
- оказывают техническую помощь в обеспечении коммуникации (с руководителем образовательной организации, членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения), в том числе с использованием коммуникативных устройств, средств альтернативной коммуникации (за исключением средств связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуры);
- оказывают помощь в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения; оказывают помощь в ведении записей, чтении (оказывают помощь в фиксации положения тела, ручки в кисти руки; помогают при оформлении регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения), приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей; фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
- переносят итоговое сочинение (изложение) в бланки итогового сочинения (изложения);
- оказывают техническую помощь при выполнении итогового сочинения (изложения) на компьютере (настройки на экране; изменение (увеличение) шрифта и др.);
- вызывают медицинских работников (при необходимости). Участники сочинения (изложения) с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды
с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им техническими средствами.
Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):
- учебные кабинеты для проведения сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. Для глухих участников итогового сочинения (изложения):
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
- подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), для выдачи их указанным участникам с целью самостоятельного прочтения участниками итогового сочинения (изложения).
Для участников итогового сочинения (изложения) с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- при необходимости итоговое сочинение (изложение) может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением (предоставляется РЦОИ). В учебных кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в сеть "Интернет".
Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки итогового сочинения (изложения).
Для слабовидящих участников итогового сочинения (изложения):
- темы итогового сочинения (тексты изложения), бланки сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный);
- освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть равномерной и не ниже 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки итогового сочинения (изложения).
Для слепых участников итогового сочинения (изложения):
- темы итогового сочинения (тексты изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;
- предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости).
Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки итогового сочинения (изложения).
Для участников итогового изложения с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения текст для итогового изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы бумаги для черновиков запрещено). По истечении 40 минут член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники приступают к написанию итогового изложения.
Для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения при необходимости (вместо выдачи текста для итогового изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на участие в итоговом изложении).
Основанием для организации итогового сочинения (изложения) на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинского учреждения (больницы), в котором участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с выполнением минимальных требований к процедуре проведения.
Участники итогового изложения, которым текст изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для проведения итогового изложения. Категорически не рекомендуется распределять участников изложения, которым текст изложения выдается на 40 минут для чтения, в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст итогового изложения зачитывается членом комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
Устное сочинение (изложение) участников записывается на флеш-носитель. Аудиозаписи участников передаются ассистенту, который в присутствии руководителя образовательной организации переносит устное сочинение (изложение) из аудиозаписей в бланки итогового сочинения (изложения).
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником итогового сочинения (изложения) в устной форме член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) (член экспертной комиссии) вносит в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) отметку "Х" в поле "В устной форме" и заверяет своей подписью внесение указанной отметки в специально отведенном поле для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)" необходимо также внести отметку в поле "Сдавал в устной форме (ОВЗ)".
IX. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения)
9.1. Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется экспертными комиссиями, сформированными органами местного самоуправления Омской области, осуществляющими управление в сфере образования, и (или) экспертными комиссиями немуниципальных образовательных организаций (далее - экспертные комиссии). К работе экспертных комиссий могут быть привлечены независимые эксперты*(8).
9.2. Члены экспертных комиссий, а также независимые эксперты других организаций, привлекаемые к проверке итогового сочинения (изложения), должны соответствовать требованиям:
1) владение необходимой нормативной базой:
- федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089;
- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
- рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);
- рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);
- методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), направляемые Рособрнадзором;
2) владение необходимыми предметными компетенциями:
- иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";
- обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования;
3) владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089, примерных образовательных программах, учебниках, включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
4) владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
- умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
- умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
- умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;
- умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях) экзаменуемых;
- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
- умение обобщать результаты.
9.3. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивания персональные данные участников итогового сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.
Руководитель образовательной организации передает техническому специалисту оригиналы бланков регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) участников итогового сочинения (изложения).
Копирование бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой "Х" в поле "Не закончил" ("Удален"), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), не производится, проверка таких сочинений (изложений) не осуществляется.
Бланки итогового сочинения (изложения) вместе с формой ИС-08 "Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам" или формой ИС-09 "Акт об удалении участника итогового сочинения (изложения)" передаются ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, и (или) руководителю немуниципальной образовательной организации для учета, а также для последующего допуска указанных участников к повторной сдаче итогового сочинения (изложения).
В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником итогового сочинения (изложения) в устной форме необходимо обратить внимание на то, что в поле "В устной форме" должна быть проставлена соответствующая отметка для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника.
Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, и (или) руководитель немуниципальной образовательной организации вправе возложить на технического специалиста обязанность по осуществлению проверки соблюдения участниками итогового сочинения (изложения) требования N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" посредством системы автоматической проверки текстов на наличие заимствований. В таком случае к экспертной комиссии поступают итоговые сочинения (изложения), прошедшие проверку на выполнение требования N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, и (или) руководитель немуниципальной образовательной организации передают экспертной комиссии копии бланков записи (дополнительных бланков записи) на проверку и копии бланков регистрации для внесения результатов проверки.
9.4. В целях осуществления проверки и оценивании итогового сочинения (изложения) экспертные комиссии обеспечиваются необходимыми техническими средствами (ксерокс, сканер, компьютер с возможностью выхода в сеть "Интернет" и др.).
Экспертная комиссия перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяет соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" *(9).
После проверки установленных требований экспертная комиссия приступает к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляет "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.
Каждое итоговое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.
Результаты проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания ("зачет" / "незачет") вносятся в копию бланка регистрации (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в копии бланка регистрации необходимо заполнить соответствующее поле "незачет" и внести оценку "незачет" по всей работе в целом).
Копии бланков итогового сочинения (изложения) экспертная комиссия передает ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, и (или) руководителю немуниципальной образовательной организации.
9.5. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, и (или) руководитель немуниципальной образовательной организации переносит результаты проверки по критериям оценивания ("зачет" / "незачет") из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (в случае несоблюдения участником хотя бы одного из установленных требований в оригинале бланка регистрации заполняется соответствующее поле "незачет" и вносится оценка "незачет" по всей работе в целом).
9.6. Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) экспертными комиссиями должны завершиться не позднее чем через 7 календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
X. Обработка результатов итогового сочинения (изложения)
10.1. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, и (или) руководитель немуниципальной образовательной организации в течение двух календарных дней после завершения проверки итогового сочинения (изложения) доставляет в РЦОИ для последующей обработки оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) с внесенными в них результатами проверки, в том числе оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой "Х" в поле "Не закончил" ("Удален"), подтвержденной подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
10.2. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.
10.3. Обработка проверенных бланков итогового сочинения (изложения) включает в себя:
1) сканирование проверенных оригиналов бланков итогового сочинения (изложения);
2) распознавание информации, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения);
3) сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения).
10.4. Обработка бланков итогового сочинения (изложения) должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней после проведения проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертными комиссиями.
10.4.1. Сканирование оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях (местах проведения итогового сочинения (изложения) после проведения проверки и оценивания экспертными комиссиями, в том числе оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) с внесенной отметкой "Х" в поле "Не закончил" ("Удален"), подтвержденной подписью члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), проводится техническим специалистом в присутствии руководителя образовательной организации. Сканированию подлежат все выданные участникам бланки итогового сочинения (изложения), в том числе незаполненные. Отсканированные изображения бланков итогового сочинения (изложения) передаются в РЦОИ для последующей обработки.
10.4.2. Сканирование бланков итогового сочинения (изложения) может проводиться в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с последующей передачей изображений бланков итогового сочинения (изложения) в РЦОИ.
10.4.3. По завершению обработки бланков РЦОИ направляет сведения о результатах обработки итогового сочинения (изложения) ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, и в немуниципальные образовательные организации. РЦОИ обеспечивает ознакомление выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющих среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность с результатом итогового сочинения (изложения).
10.4.4. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, доводит результаты проверки итогового сочинения (изложения) до руководителей образовательных организаций.
10.4.5. Руководители образовательных организаций обеспечивают ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с результатами итогового сочинения (изложения).
10.5. Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами) направляются на хранение в РЦОИ. Бумажные оригиналы бланков итогового сочинения (изложения), аудиозаписи устных итоговых сочинений (изложений) (в случае прохождения итогового сочинения (изложения) в устной форме участниками с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами) хранятся не менее 6 месяцев после проведения итогового сочинения (изложения), а затем уничтожаются работниками РЦОИ.
10.6. Образы оригиналов бланков итогового сочинения (изложения) РЦОИ размещает на региональном сервере.
10.7. Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через ФИС ГИА и Приема.
XI. Повторный допуск к написанию итогового сочинения (изложения)
11.1. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки в текущем учебном году (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая) допускаются:
1) обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет");
2) обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных в пункте 7.16 настоящего Порядка;
3) обучающиеся XI (XII) классов, экстерны и лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
4) обучающиеся и лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
11.2. Обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат ("незачет"), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
XII. Проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения)
12.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся XI (XII) классов, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку написанного ими итогового сочинения (изложения) комиссией, сформированной Министерством в местах, определенных Министерством (далее - региональная экспертная комиссия).
12.2. Заявление для проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) подается обучающимся или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, в течении двух рабочих дней, следующих за днем объявления результатов итогового сочинения (изложения) в РЦОИ.
12.3. В целях проверки объективного оценивания, анализа проведения итогового сочинения (изложения), выявления нарушений законодательства в сфере образования Министерство отбирает и передает в региональную экспертную комиссию, муниципальные экспертные комиссии, немуниципальные экспертные комиссии работы итогового сочинения для проведения повторной проверки в сроки, определяемые Министерством.
12.4. Региональная экспертная комиссия, муниципальная экспертная комиссия, немуниципальная экспертная комиссия организуют проведение повторной проверки итогового сочинения (изложения) не позднее чем через 5 календарных дней с даты подачи участником заявления на повторную проверку итогового сочинения (изложения) или с даты получения работ для повторной проверки от Министерства.
12.5. Результаты повторной проверки оформляются протоколом и направляются в государственную экзаменационную комиссию (далее - ГЭК) для ознакомления.
12.6. ГЭК направляет сведения о результатах повторной проверки ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне, и (или) в немуниципальные экспертные комиссии для принятия решения (изменить или сохранить имеющийся результат). Информация о принятом решении передается в ГЭК не позднее трех рабочих дней после получения сведений о результатах повторной проверки.
12.7. ГЭК направляет решение об изменении или сохранении имеющегося результата в РЦОИ для внесения в РИС.
12.8. В случае изменения результата РЦОИ направляет обновленную информацию ответственному лицу, уполномоченному на муниципальном уровне или в немуниципальные образовательные организации.
12.9. Ответственное лицо, уполномоченное на муниципальном уровне, доводит результаты повторной проверки до руководителей образовательных организаций.
12.10. Руководитель образовательной организации обеспечивает ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с результатами повторной проверки итогового сочинения (изложения).
XIII. Срок действия итогового сочинения (изложения)
13.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА действует бессрочно.
13.2. Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.
13.3. Лица, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Порядка, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
*(1) Представители средств массовой информации присутствуют в учебных кабинетах только до момента выдачи участникам итогового сочинения (изложения) материалов, предусмотренных пунктом 7.10 настоящего Порядка.
*(2) Общественные наблюдатели свободно перемещаются по месту проведения итогового сочинения (изложения). При этом в учебном кабинете может находиться один общественный наблюдатель.
*(3) Каждый номер темы сочинения является уникальным и состоит из трех цифр, где первая цифра номера соответствует номеру тематического направления, а вторая и третья цифры номера - порядковому номеру темы в рамках тематического направления
*(4) Каждый номер текста изложения является уникальным и состоит из трех цифр.
*(5) В продолжительность написания сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
*(6) В случае сдачи итогового сочинения (изложения) участником сочинения (изложения) в устной форме член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) (член экспертной комиссии) вносит в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения) отметку "Х" в поле "В устной форме" для последующей корректной проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) такого участника. В форму ИС-05 "Ведомость проведения итогового сочинения (изложения)" в учебном кабинете образовательной организации (месте проведения)" необходимо также внести отметку в поле "Сдал в устной форме (ОВЗ)".
*(7) В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника итогового сочинения (изложения).
*(8) Независимые эксперты - специалисты, не работающие в образовательной организации, в которой проводится и проверяется итоговое сочинение (изложение), но имеющие необходимую квалификацию для проверки итогового сочинения (изложения). Независимыми экспертами не могут быть близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты привлекаются к проверке сочинений (изложений) по решению комиссии по проверке итогового сочинения (изложения). Они обязательно привлекаются в случае, если образовательная организация не обладает достаточным кадровым потенциалом для обеспечения проверки сочинений (изложений). Независимые эксперты могут привлекаться также для повышения объективности оценивания работ участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты приглашаются комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) на оговоренных с ними организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке итогового сочинения (изложения).
*(9) В случае если требование N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" проверяется экспертной комиссией, а не техническим специалистом по поручению ответственного лица, уполномоченного на муниципальном уровне, и (или) руководителя немуниципальной образовательной организации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Омской области от 4 февраля 2020 г. N 7 "О внесении изменений в приказ Министерства образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.