Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
ГО с ВД "город Махачкала"
от 27 января 2020 г. N 16
Муниципальная программа
"Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования на территории ГО с ВД "город Махачкала" на 2020 - 2024 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
- |
Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования на территории ГО с ВД "город Махачкала" на 2020 - 2024 годы |
Ответственные исполнители Программы |
|
МКУ "Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства" администрации г. Махачкалы |
Соисполнители программы |
|
- Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы, - МКУ "УЖКХ" - МУП "Махачкалинское троллейбусное управление", - МУП "Горавтотранс" г. Махачкалы. |
Участники программы |
|
- МКУ "УЖКХ" г. Махачкалы; - Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы, - МУП "Махачкалинское троллейбусное управление", - МУП "Горавтотранс" г. Махачкалы. |
Цель Программы |
|
- совершенствование системы управления муниципальным пассажирским транспортом. - создание городской системы пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивающей высокое качество предоставления транспортных услуг, в том числе для маломобильных категорий населения; - обеспечение безопасности дорожного движения; - улучшение экологической обстановки в городе. |
Задачи Программы |
- |
- внедрение новых технологий управления муниципальным пассажирским транспортом. - приобретение подвижного состава муниципальных унитарных предприятий наземного пассажирского транспорта; - обновление подвижного состава муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта; - строительство остановочных павильонов; - строительство отстойно-разворотных площадок; - строительство автомобильного парка; - модернизация парка подвижного состава МУП "Махачкалинского троллейбусного управления" - развитие материально-технической базы муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта; - оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта в том числе и электротранспорта; - повышение надежности функционирования городского электротранспорта; - снижение затрат городского бюджета на компенсацию издержек муниципального электротранспортного предприятия. - развитие материально-технической базы муниципального транспортного хозяйства. |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
Программа рассчитана на 2020 - 2024 годы и осуществляется в два этапа: 1 этап - 2020 - 2022 годы; 2 этап - 2023 - 2024 годы; |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
|
- прирост годового объема перевозок пассажиров: базовое значение - 126.0 млн. пассажиров целевое значение - 130.0 млн. пассажиров; - коэффициент технической готовности подвижного состава МУП "МТУ": базовое значение - 0.7% целевое значение - 0.9%; - коэффициент использования подвижного состава городского электрического транспорта (ГЭТ): базовое значение - 0,6% целевое значение - 0,8%; - доля перевозок городским электрическим транспортом (ГЭТ) в общем объеме перевозок: базовое значение - 3,5%, целевое значение - 7,0%; |
Объемы и источники финансирования Программы |
|
общий объем финансирования Программы - 5431.5 млн. рублей, в том числе: за счет Республиканского бюджета 154.1 млн. руб.; За счет внебюджетных средств 5277.4 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
Повышение качества транспортного обслуживания населения за счет уменьшения сходов подвижного состава с линии, повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок. Повышение надежности транспортного обслуживания населения, эффективности производства за счет проведения работ по ремонту и обновлению контактной линии троллейбусов, ремонту опор контактной линии и обновлению тяговых подстанций. Увеличение количества собственного муниципального транспорта общего пользования на городских маршрутах. Улучшение качества обслуживания пассажиров за счет сокращения интервала ожидания на 15-20%. Оптимизация транспортных потоков на основных магистралях за счет увеличения количества электрического транспорта и автобусов большой вместимости. Снижение дотаций из бюджета города на городской электрический транспорт. Создание дополнительных рабочих мест. Улучшение экологической обстановки городе за счет приобретения электрического транспорта и пассажирского транспорта с более высоким экологическим классом. |
1. Характеристика проблемы и пути ее решения программными методами
Пассажирский транспорт общего пользования - важнейшая составная часть инфраструктуры города. Задачи, стоящие перед пассажирским транспортным комплексом, неразрывно связаны с социально - экономическим развитием города.
Основными задачами, стоящими перед пассажирским транспортным комплексом города, являются:
- полное и своевременное удовлетворение потребностей жителей города в пассажирских перевозках в городском сообщении;
- совершенствование и развитие сети регулярных маршрутов в городском сообщении;
- координация деятельности предприятий пассажирского транспорта различных форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров по регулярным маршрутам в городском сообщении.
В соответствии с этими задачами на территории города Махачкалы организованы регулярные перевозки пассажиров следующими видами транспорта:
- муниципальным наземным электрическим транспортом (троллейбусами);
- автомобильным транспортом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время муниципальным пассажирским транспортом перевозятся пассажиры по 3 троллейбусным маршрутам.
Для восполнения недостающих провозных возможностей муниципального пассажирского транспорта администрацией города Махачкалы к регулярным перевозкам пассажиров привлечен на договорных началах автомобильный транспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющий перевозки на коммерческой основе (без бюджетных ассигнований). Им обеспечивается свыше 95,5% от общего объема пассажирских перевозок в городе.
В соответствии с заключенными договорами по 61 регулярным маршрутам в городском сообщении осуществляются перевозки пассажиров автобусами, работающими в режиме маршрутного такси (автобусы марки Газель и т.п.).
Большая часть транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - автобусы вместимостью до 22 посадочных мест. Использование подвижного состава такой вместимости отрицательно влияет на загруженность дорожно-уличной сети, из-за необходимости привлечения большего его количества, на загруженность остановочных пунктов, создает аварийные ситуации, неблагоприятно влияет на экологическую ситуацию.
Привлечение к пассажирским перевозкам автобусов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей помогает за счет внебюджетных источников восполнить часть недостающих провозных возможностей муниципального пассажирского транспорта. Однако автомобильный транспорт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может заменить муниципальный транспорт, так как его вместимость значительно меньше. Кроме того, его не удается привлечь к выполнению пассажирских перевозок на малодоходных, но социально значимых маршрутах.
В связи с этим недопустимо ослабление конкурентоспособности муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта.
Текущее техническое состояние, состав парка ТС:
Автобусы малого класса - 2098 единиц, из них:
63% - автомобили ГАЗ "ГАЗель", вместимостью 13-15 мест, средний возраст которых составляет 7 лет;
25% - автомобили иностранных марок (Форд, Фольксваген, Мерседес-Бенц, Хёндэ, Ивеко), вместимостью около 18 мест, средний возраст которых составляет 7 лет.
12% - новые автомобили ГАЗели NEXT (256 ед.)
Троллейбусы - 45 единицы, из них:
ВЗТМ-5284 - 10 ед. (2001,2002 г.в.);
ЗИУ 682Г-016 - 20 ед. (2009 г.в.);
ТРОЛЗА 5275.03 "Оптима" - 2 ед. (2014 г.в.);
ТРОЛЗА - 1 ед. (2004 г.в.);
ЗИУ - 8 ед. (2004 г.в.);
АВАНГАРД 529801 - 4 ед. (2018 г.в.).
Автобусы большого класса - 78 единиц НЕФАЗ-5299 2014 года выпуска.
Автобусы среднего класса - 10 единиц МАЗ-206, 50 единиц ПАЗ 320302-11.
А также на пассажирском транспорте города Махачкалы не предусмотрено предоставление льгот по оплате проезда различным категориям граждан.
В настоящее время около 86,7% подвижного состава МУП "МТУ" требует списания.
2. Приоритеты и цели муниципальной политики г. Махачкалы в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач
Для достижения данных целей в сфере транспортного обслуживания населения необходимо решение вопросов обновления подвижного состава муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта за счет средств Федерального бюджета, Республиканского бюджета и внебюджетных средств.
Для устранения выявленных недостатков, а также с учетом необходимой реорганизации транспортной системы города предлагаются следующие мероприятия:
1. Улучшение качества обслуживания населения.
2. Улучшение экологической обстановки.
3. Ввод сети магистральных маршрутов.
4. Перестроение существующей маршрутной сети на подвоз к магистральным маршрутам.
5. Ввод новых остановочных пунктов.
6. Создание ЕДЦ.
7. Создание единой транспортной карты.
Основной целью и приоритетом муниципальной политики г. Махачкалы является улучшение качества обслуживания пассажиров, обеспечение доступности пассажирского транспорта для малоимущих категорий граждан и повышения уровня безопасности на городском пассажирском общественном транспорте, а также внедрение безналичной оплаты проезда, транспортных и социальных карт.
Для достижения поставленных целей, принимаются мероприятия, рекомендованные принятой и утвержденной администрацией КСТО (комплексной системы транспортного обслуживания).
Согласно данным по распределению населения и рабочих мест в городе, а также входящих и исходящих корреспонденций по транспортно-аналитической зоне можно выделить следующие транспортные магистрали (Рисунок. 1):
1. Проспект Али-Гаджи Акушинского - улица Гайдара Гаджиева;
2. Улица Магомедтагирова - Проспект Имама Шамиля - Улица Булача;
3. Улица Мирзабекова - улица Буйнакского - улица Даниялова;
4. Улица Магомеда Гаджиева - улица Радищева - улица Коркмасова;
5. Улица Абубакарова - улица Дахадаева;
6. Проспект Расула Гамзатова - проспект Петра Первого - проспект Насрутдинова;
7. Проспект Гамидова.
Рисунок 1
Для удовлетворения пассажирского спроса на данных участках дорожной сети предлагается организовать магистральные маршруты, которые имеют следующие характеристики:
Минимальная частота движения в час пик составляет 5-10 минут;
Обособленные полосы движения;
Современные, высокоскоростные и комфортабельные ТС.
Транспортные магистрали являются важнейшими межрайонными транспортными путями и линиями, обладающие высокой пропускной способностью или по которым проходят крупные транспортные потоки (грузо- или пассажиропотоки).
Предлагаются следующие магистральные маршруты:
М1 (бывший маршрут троллейбуса N 327): проспект Али-Гаджи Акушинского - улица Гайдара Гаджиева - улица Магомеда Гаджиева - улица Коркмасова - проспект Расула Гамзатова - улица Дахадаева - проспект Петра Первого - проспект Насрутдинова - проспект Акулиничева - улица Ленина (город Каспийск);
М2: улица Магомедтагирова - улица Магомеда Гаджиева - улица Радищева - улица Коркмасова - улица Дахадаева - проспект Расула Гамзатова - проспект Гамидова - проспект Имама Шамиля;
М3 (бывший маршрут автобуса N 44А): проспект Али-Гаджи Акушинского - проспект Имама Шамиля - улица Булача - проспект Петра Первого;
М4: улица Абубакарова - улица Дахадаева - проспект Расула Гамзатова - проспект Петра Первого - проспект Насрутдинова - проспект Омарова (город Каспийск) - улица Ильяшенко - улица Ленина - улица Алферова - улица Абдулманапова - улица Кирова - проспект Имама Шамиля - улица Усманилаева;
М5: (бывший маршрут троллейбуса N 5): улица Магомедтагирова - проспект Имама Шамиля - проспект Гамидова - проспект Расула Гамзатова - улица Дахадаева - улица Коркмасова - улица Толстого - улица Магомеда Гаджиева - улица Гайдара Гаджиева - улица Магомедтагирова;
М6 (бывший маршрут троллейбуса N 6): улица Магомедтагирова - улица Гайдара Гаджиева - улица Магомеда Гаджиева - улица Толстого - улица Коркмасова - улица Дахадаева - проспект Расула Гамзатова - проспект Гамидова - проспект Имама Шамиля - улица Магомедтагирова;
К1 и К2 (кольцевые маршруты): проспект Гамидова - проспект Расула Гамзатова - улица Магомеда Ярагского - улица Даниялова - улица Буйнакского - улица Мирзабекова - улица Магомедтагирова - проспект Имама Шамиля.
Схема предлагаемой сети магистральных маршрутов представлена ниже (Рисунок 2.)
Рисунок 2
Ввиду ввода магистральных маршрутов предлагается организовать транспортно-пересадочный узел (ТПУ) для пересадки с подвозящих маршрутов на магистральные (Рисунок 3). Магистральные маршруты на рисунке выделены черным цветом.
Рисунок 3
Также при вводе магистральных маршрутов и организации транспортно-пересадочных узлов необходима оптимизация маршрутной сети города.
При оптимизации маршрутной сети города Махачкалы существует потребность в увеличении количества автобусов и троллейбусов путем приобретения нового подвижного пассажирского состава:
1. Троллейбусы - 40 ед.
2. Автобусы - 100 ед.
3. Автобусы среднего класса на газомоторном топливе - 100 ед.
Так как в рамках оптимизации маршрутной сети к вводу предлагаются новые связи, необходимо также предусмотреть размещение новых остановочных пунктов (ОП) на трассах маршрутов. На рисунке (Рисунок 4) представлена предлагаемая маршрутная сеть города и существующие ОП.
Рисунок 4
Из рисунка можно сделать вывод, что необходима организация ОП на ряде участков маршрутов новой сети.
Также необходимо обустройство всех существующих и запланированных организовать остановочных пунктов остановочными павильонами отвечающими всем стандартам.
В ходе оптимизации маршрутной сети предполагается изменение трасс и параметров некоторых маршрутов, вследствие чего возникает необходимость в обеспечении города дополнительными ОРП - отстойно-разворотными площадями. Требуют ввода новых ОРП маршруты N 2, 8, 10, 13А, 18А, 25, 61. Для этих маршрутов предлагается организовать ОРП "Вокзал", "Стадион", "Улица Буганова" и "Ленинкент" (Рисунок 5).
Рисунок 5
На магистральных маршрутах предлагается эксплуатировать троллейбусы и автобусы большой вместимости, расчетный выпуск которых равен 88 единицам, что в 2 раза больше имеющихся троллейбусов и требует развития инфраструктуры, в том числе увеличения площади, существующей или ввод новой ОРП, предназначенной для отстоя троллейбусов.
Таким образом, каждый маршрут обеспечен ОРП на рисунке (Рисунок 6) представлена общая схема маршрутов и ОРП.
Также посчитана приблизительная площадь ОРП исходя из прикрепления к ним маршрутов (Таблица 1).
Рисунок 6
Таблица 1
Площадь ОРП
ОРП |
Площадь (м2) |
Вокзал |
220.0 |
Колонна 1736 |
945.4 |
Стадион |
103.8 |
Путепровод |
565.4 |
Улица Буганова |
23.8 |
Проспект Амет-Хана Султана |
249.6 |
Проспект Казбекова |
215.4 |
Ватан |
15.8 |
ПАТП-1 |
30.4 |
Проспект Имама Шамиля |
49.4 |
Кольцо Издательство |
120.0 |
Улица Даганова |
150.4 |
ПАТП-2 |
349.6 |
Проспект Акушинского |
39.6 |
Шамхал-Термен |
102.9 |
Ленинкент |
205.8 |
Северный Автовокзал |
710.0 |
Троллейбусное управление |
1330.0 |
После оптимизации маршрутной сети города Махачкалы показатель обеспеченности НГПТ наземным городским пассажирским транспортом увеличится в среднем в 2,5 раза.
При наличии большого транспортного комплекса необходима серьезная система мониторинга, объединяющая в себе массу функций. Таким решением является "Региональная навигационно-информационная система (РНИС)". Это интеллектуальная транспортная система, предназначенная для мониторинга и диспетчеризации транспорта различного назначения в масштабах регионов, областей, городов и муниципалитетов. Пользователями системы могут стать пассажирские автотранспортные предприятия, органы правопорядка (МКД, ГИБДД, др.), медицинские учреждения и скорая помощь, пожарная охрана, службы спасения, службы жилищно-коммунального хозяйства и др.
На уровне органа исполнительной власти создается единый диспетчерский центр мониторинга (ЕДЦ). Информация о местонахождении транспорта круглосуточно поступает в подобные центры. Получить сведения о местонахождении транспорта, графике следования и другую важную информацию, могут и жители города. Для этого на остановках и в общественном транспорте устанавливаются информационные табло, также обеспечивается онлайн доступ к информационному полю. На уровне предприятий организовываются диспетчерские центры мониторинга. Они позволяют отслеживать ситуацию через абонентские терминалы, которые устанавливаются на транспортные средства. Немаловажную роль РНИС играет в обеспечении безопасности. Так на уровне органа исполнительной власти, благодаря центру мониторинга, используемому, в том числе и для работы в режиме чрезвычайной ситуации, появляется единое информационное поле о местоположении и состоянии парка транспортных средств. Это позволяет оперативно реагировать и осуществлять гибкое использование сил и средств в критических ситуациях.
В настоящее время в городе Махачкале функционирует 1 троллейбусный парк МУП "Махачкалинское троллейбусное управление", расположенный на проспекте А. Акушинского, 28 С, обеспечивающих эксплуатацию 45 троллейбусов:
ВЗТМ-5284 - 10 ед. (2001,2002 г.в.);
ЗИУ 682Г-016 - 20 ед. (2009 г.в.);
ТРОЛЗА 5275.03 "Оптима" - 2 ед. (2014 г.в.);
ТРОЛЗА - 1 ед. (2004 г.в.);
ЗИУ - 8 ед. (2004 г.в.);
АВАНГАРД 529801 - 4 ед. (2018 г.в.).
Ежедневно обслуживает город в среднем 32 троллейбуса на 3 городских маршрутах, общей протяженностью маршрутной сети 56 км. Суточная транспортная работа в городе составляла 2 млн. пасс. км, а доля в объеме перевозок общественным транспортом 3,5%.
Троллейбусный парк на 70 машино-мест построен в 1971 году. В течение 1971 - 1972 годов проводились работы по строительству уличной контактной сети и энергохозяйства.
В декабре 1972 года осуществлён первый пробный рейс. Официальное открытие троллейбусного движения в Махачкале состоялось 13 февраля 1973 года.
Владение, пользование и распоряжение движимым и недвижимым имуществом, расположенным на территории, субъект транспортной инфраструктуры осуществляет на праве хозяйственного введения, что подтверждается договором .N13/09 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного введения от 16.03.2009 г. между комитетом по управлению имуществом г. Махачкалы и МУП "Махачкалинское троллейбусное управление".
Проведение технического обслуживания и ремонта автобусов, а также хранения практически осуществляется сторонними частными организациями, что сказывается на состоянии подвижного состава и безопасности пассажиров.
Для нормального функционирования подвижного состава троллейбусного транспорта на маршрутах города Махачкалы необходимо обеспечить его техническую готовность и исправность, что существенно влияет на безопасность перевозочного процесса. Для этого эксплуатационное предприятие должно быть обеспечено необходимыми условиями проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава, а также хранения транспортных средств.
Троллейбусный парк является предприятиям старой постройки. За время существования парка в нем не проводилась глубокая реконструкция, а те приспособления, которые осуществлялись под текущие потребности, не
привели к изменению основных показателей. В основном не были реализованы мероприятия, предусмотренные в прошлые периоды схемами
развития троллейбусного транспорта, направленные на совершенствование производственно-технической базы и приспособления ее для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта нового подвижного состава.
В результате состояние производственно-технической базы не соответствует требованиям действующих стандартов, в частности, нормам и правилам безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, экологичности. Неудовлетворительно оснащение предприятий технологическим оборудованием. Большая часть оборудования устарела и требует замены.
Для приведения производственно-технической базы троллейбусного парка к нормативам и стандартам требуются мероприятия по ее реконструкции и техническому перевооружению.
Поскольку в перспективе в г. Махачкале предполагается рост объема перевозок троллейбусным и автобусным транспортом, расширение маршрутной сети, а по основным магистральным улицам предлагается оборудовать линии скоростного транспорта. При соответствующем увеличении численности парка подвижного состава и изменении его типажа, целесообразно рассмотрение мероприятий интенсивного и экстенсивного характера по развитию производственно-технической базы троллейбусного и автобусного транспорта.
Возможности расширения производственно-технической базы действующего предприятия весьма ограничено, то основные меры развития целесообразно ориентировать на формирование структуры и количества подвижного состава в парке, в соответствии с имеющимися производственными мощностями, а материально-техническая база будет развиваться за счет строительства планируемых новых эксплуатационных предприятий.
Для постоянного хранения скоростных автобусов предусматривается автобусный парк для автобусов особо большой вместимости на 160 единиц площадью 7.6 га в районе Красноармейска (Рисунок 7).
Рисунок 7
Для хранения, проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава, подвозящих автобусов из удаленных и неплотно заселенных территорий, где транспортный спрос недостаточен для организации линии скоростного автобуса, предусматривается перепрофилирование троллейбусного парка на парк смешанного типа на 70 машино-мест для хранения троллейбусов и автобусов большой вместимости, с дальнейшим увеличением вместимости до 100 единиц и выше, и новый на перспективу автобусный парк вместимостью 150 автобусов площадью 5,0 га в районе Красноармейска вблизи автобусного парка для автобусов большой и средней вместимости.
2.1. Анализ разработанных предложений
В ходе проведённого анализа решено ввести сеть магистральных маршрутов, перестроить существующую маршрутную сеть на подвоз к магистральным маршрутам, для этого в местах пересадки предлагается обустроить ТПУ, для улучшения качества обслуживания территории общественным транспортом предлагается организация новых транспортных связей путем перестроения маршрутной сети, также предлагается организация новых остановочных пунктов в соответствии с нормативными требованиями по расстояниям между остановочными пунктами, для удобной привязки маршрутов к ОРП предлагается организация новых ОРП. Для правильной работы общественного транспорта предлагается создание РНИС и ЕДЦ и переход на безналичную систему оплаты проезда, с внедрением транспортной и социальной карт.
2.2. Оценка рисков реализации программы и мероприятий по их снижению
Риск при осуществлении программных мероприятий отсутствует.
Подвижной состав для предприятий пассажирского транспорта приобретается за счет внебюджетных средств с учетом возможных дотаций федерального бюджета и привлечением частных инвестиций инвесторов на основе государственно-частного партнерства.
В результате обновления подвижного состава и строительства нового муниципального автобусного парка повышается качество обслуживания на
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.