Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и людей обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики.
В стратегической перспективе транспортный комплекс края, сохраняя свое системообразующее значение для региона и развиваясь как один из ключевых элементов российской транспортной системы, должен быть ориентирован на решение социальных и экономических задач края, обеспечивая:
доступность и качество транспортных услуг для населения;
экономическую связанность территорий края.
Наибольшие проблемы в развитии транспортной инфраструктуры испытывают основные урбанизированные территории края, а также отдаленные северные районы и районы нового освоения. Низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на ее строительство в северных районах и районах нового освоения являются существенными ограничителями в развитии края.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2018 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 80,9 тыс. человек, или 5,7% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 26,5 млрд рублей, или 6,3% от общих инвестиций в Красноярском крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2018 году, составил 239,5 млрд рублей, из них наибольшая доля - 34,5% приходится на воздушный транспорт, 26,8% объема услуг приходится на вспомогательную транспортную деятельность, 22,9% - на железнодорожный транспорт, 12,3% - на автомобильный транспорт, 3,5% - на водный транспорт.
В 2018 году объем перевезенных грузов составил 132,2 млн тонн. Основные объемы грузовых перевозок в крае приходятся на автомобильный (53,4%) и на железнодорожный (42,2%) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2017 году количество перевезенных пассажиров составило 249,0 млн человек. В 2018 году - 243,1 млн человек, из них 220,2 млн человек, или 90,6% перевезено автомобильным транспортом, 11,1 млн человек, или 4,6% перевезено городским электрическим транспортом, 7,8, 3,2 и 0,8 млн человек, или 3,2%, 1,3% и 0,3% - железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
В прогнозируемом периоде в целом ожидается снижение количества перевезенных пассажиров.
Одной из основных проблем автотранспортного комплекса является убыточность перевозок пассажиров по ряду объективных причин:
активная автомобилизация населения;
увеличение объемов услуг легкового такси.
Кроме того, регулярно увеличиваются цены на топливо, автошины, запасные части, электрическую и тепловую энергии.
Объем услуг, оказанный основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2018 году составил 105,7 млрд рублей.
К основным предприятиям отрасли относятся:
Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги";
АО "Краспригород";
ГПКК "Краевое АТП";
МП "Гортранс";
МП города Красноярска "КПАТП N 5";
МП г. Красноярска "КПАТП-7";
ООО "Нортранс-Норильск";
МУП "НПОПАТ";
ООО "Норильскпромтранспорт";
ООО "Норникель-ЕРП";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А. Хворостовского;
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт "Норильск";
АО "Красноярский речной порт";
АО "Лесосибирский порт";
"Аэронавигация Центральной Сибири" - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Железнодорожный транспорт представлен Красноярской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Филиал ОАО "РЖД" расположен в границах Красноярской железной дороги, осуществляет предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Эксплуатационная длина дороги составляет 3158 км.
Всего на дороге 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск-Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
На дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 7 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги; 5 ремонтных локомотивных депо и 4 ремонтно-локомотивных депо; 3 эксплуатационных вагонных депо и одна промывочно-пропарочная станция.
Кроме того, в регионе деятельности Красноярской железной дороги расположены 3 ремонтных вагонных депо Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской дирекций по ремонту грузовых вагонов.
В целях развития железнодорожной отрасли планируется осуществить строительство (совместно с Тувинской энергетической промышленной корпорацией) линии Кызыл - Курагино.
В мае 2018 года заключено концессионное соглашение между Российской Федерацией, от имени которой выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта, и акционерным обществом "ТЭПК "Кызыл-Курагино" на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино в увязке с масштабной модернизацией транспортного коридора Междуреченск - Тайшет.
В рамках подготовки железнодорожных объектов к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады в г. Красноярске в 2019 году ОАО "РЖД" построило и обновило 28 пассажирских объектов, в том числе вокзал Красноярск, вокзал и привокзальную площадь в г.Ачинске, вокзалы Енисей, Злобино, Дивногорск, 10 остановочных пунктов в г.Красноярске. Инвестиции компании составили 3,7 млрд рублей.
Особая роль в транспортном обеспечении была отведена проекту "Городская электричка", утвержденному ОАО "РЖД" в 2016 году, в рамках которого построены три новых остановочных пункта: ул.Калинина, Тихие зори, а также Бобровый лог, ставший седьмой новой пассажирской платформой.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Дивногорск, Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
Число перевезенных пассажиров по Красноярскому краю в пригородном сообщении на 2020 год составит 6,2 млн человек, или 99% к 2019 году (в марте 2019 года в период проведения Всемирной зимней универсиады было перевезено дополнительно порядка 20 тыс. пассажиров), на планируемые 2021-2022 годы ожидается 6,2 млн человек, или 100% к 2019 году.
АО "Краспригород" реализуются мероприятия, направленные на увеличение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке и повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении.
Практически все пункты продажи пригородных проездных документов (90%) оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета.
АО "Краспригород" намерено продолжить работу по реализации намеченного направления деятельности - организации внутригородских перевозок в рамках развития проекта "Городская электричка". Для удобства пассажиров планируется обеспечить внедрение гибкой системы скидок, новых сервисов в обслуживании, внедрение эффективного канала продаж проездных документов - мобильного приложения, выявлять предпочтения путем проведения маркетинговых исследований.
Актуальным вопросом для Красноярского края на сегодняшний день является обновление подвижного железнодорожного транспорта пригородного и городского сообщения.
В 2018 году АО "Краспригород" приобретены 38 современных электровозов "Ермак" серии ЭС5К, предназначенных для грузового движения, 17 новых тепловозов, предназначенных для маневровой работы, серии ТЭМ 18 ДМ, а также впервые поставлено 6 новых электропоездов серии ЭП3Д.
С целью достижения высокого уровня организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом планируется предоставление компенсации расходов перевозчика, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения из краевого бюджета, при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен ООО "Норникель-ЕРП" и АО "ПассажирРечТранс".
ООО "Норникель-ЕРП" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей с грузооборотом около 3-4 млн тонн в год. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот Енисейского пароходства - это порядка 460 судов общей грузоподъемностью около 650 тыс. тонн.
ООО "Норникель-ЕРП" располагает судостроительными и судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.
География перевозок значительна: порядка 7 тыс.км, включая территории Крайнего Севера - Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы, остров Диксон.
Основным заказчиком, на долю которого приходится более 50% объемов выполняемых пароходством грузоперевозок, и держателем контрольного пакета акций предприятия является ПАО "ГМК "Норильский никель". Основной линией грузоперевозок является магистральное направление "Красноярск - Дудинка".
АО "ПассажирРечТранс", начиная с 2006 года, является основным перевозчиком пассажиров на водном транспорте в Красноярском крае, исполнителем краевой программы, субсидируемой за счет средств бюджета.
Предприятие осуществляет перевозки на пригородном маршруте Торговый центр - Усть-Мана, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка, кроме того, обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов Красноярского края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 40 единиц флота, 9 из которых арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки/высадки пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизного туризма, прогулочных рейсов) напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
В настоящее время особо острым вопросом развития внутреннего водного транспорта региона остается необходимость обновления флота.
В период 2020-2023 годов планируется приобретение двух новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга). В бюджете Красноярского края на эти цели предусмотрены ассигнования в размере 793 млн рублей.
Кроме того, программой ремонта флота АО "ПассажирРечТранс" на 2020 год и плановый период до 2022 года предусмотрен ремонт судов на общую сумму 194,5 млн рублей.
Прочий сухопутный транспорт представлен ГПКК "Краевое АТП", МП "Гортранс", МП города Красноярска "КПАТП N 5", МП г.Красноярска "КПАТП-7", ООО "Нортранс-Норильск", МУП "НПОПАТ", ООО "Норильскпромтранспорт". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 138 маршрутов, из них 81 межмуниципальный маршрут междугородного сообщения, 57 межмуниципальных маршрутов пригородного сообщения.
В настоящее время перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляют 40 перевозчиков: 9 - государственные (муниципальные) перевозчики, 31 - частной формы собственности.
Таким образом, доля перевозчиков частной формы собственности на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта составляет 77,5%.
МП "Гортранс" города Красноярска осуществляет пассажирские перевозки по регулярным городским маршрутам трамваями и троллейбусами, эксплуатирует более 51,2 км трамвайных путей в однопутном исчислении. Среднесуточный выпуск на линию составляет 38 трамвайных вагонов. Кроме того, эксплуатируются 102 пассажирских троллейбуса со среднесуточным выпуском на линию 68 единиц. Протяженность контактной сети троллейбуса составляет 133,9 км.
Воздушный транспорт представлен АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа".
Основными видами деятельности авиакомпаний являются:
доставка пассажиров, почты, грузов, жизненно важных товаров народного потребления и продуктов питания в города и населенные пункты муниципальных образований;
выполнение срочных санитарных заданий, осуществление аварийно-спасательных дежурств, доставка авиатранспортом вахт, работающих на территории Эвенкийского муниципального района, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в нефтяных и геологоразведочных компаниях.
АО "КрасАвиа" в основном выполняет социально значимые пассажирские перевозки и авиационные работы на внутрирегиональных и внутримуниципальных направлениях, преимущественно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
ООО "АэроГео" выполняет муниципальные перевозки пассажиров в Енисейском районе, срочные санитарные рейсы, коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов, авиационные работы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов, а также осуществляет строительство и эксплуатацию посадочных площадок. Парк воздушных судов авиакомпании насчитывает более 40 единиц авиационной техники.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выполняет перевозку пассажиров на внутрирайонных направлениях, располагает достаточным парком собственных и арендуемых вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ. Также выполняет авиационные перевозки в интересах ПАО "ГМК "Норильский никель" (70%), а также прочих заказчиков (30%) в г.Норильске и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края.
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность представлена предприятиями: Международным аэропортом Красноярск имени Д.А. Хворостовского, АО "КрасАвиаПорт", ООО "Аэропорт Норильск", АО "Красноярский речной порт", АО "Лесосибирский порт", ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ООО "Нортранс-Норильск".
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска, имеет выгодное географическое положение, является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющим огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории ИКАО, и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов.
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского является главным оператором аэропортового комплекса, координирующим деятельность по обеспечению приема/отправки воздушных судов, обслуживанию пассажиров и осуществляющим основные виды аэропортовой деятельности в международном аэропорту Красноярск.
Новый пассажирский терминал Красноярского аэропорта, введенный в эксплуатацию в конце 2017 года, оснащен технологичным современным оборудованием, что обеспечивает комфорт и безопасность при обслуживании пассажиров. Терминал обладает высокой пропускной способностью - от 2,5 до 5 млн пассажиров в год.
Международный аэропорт Красноярск имени Д.А. Хворостовского обслуживает 65 направлений, из них 45 внутренних и 20 международных. Рейсы выполняют 27 российских и зарубежных авиакомпаний. Пассажиропоток аэропорта в 2018 году составил почти 2,6 млн человек. Это на 12,6% выше показателя 2017 года.
В целях увеличения пропускной способности Международного аэропорта Красноярск имени Д.А.Хворостовского до 27-30 взлет/посадок в час в период 2019-2020 годов планируется реконструкция магистральной рулежной дорожки.
В результате приватизации государственное предприятие Красноярского края "Авиапредприятие Черемшанка" 01.03.2018 преобразовано в АО "КрасАвиаПорт", владельцем 100% акций которого является Красноярский край. Основным видом деятельности АО "КрасАвиаПорт" является аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров.
Основными потребителями услуг являются АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", выполняющие социально значимые перевозки в труднодоступные и удаленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности региона, а также другие авиакомпании, осуществляющие регулярные и нерегулярные (вахтовые) пассажирские и грузовые перевозки.
В июне 2018 года в аэропорту Черемшанка введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала для обслуживания пассажиров общей площадью 1386 кв. м и пропускной способностью до 300 человек в час.
В настоящее время остро стоит вопрос реновации парка воздушных судов, эксплуатируемых на местных воздушных линиях. Основу парка воздушных судов в сегменте внутрирегиональных перевозок составляют самолеты типа Ан-24, Ан-26, которые физически и морально устарели и требуется их замена. В связи с этим предлагается приобретение трех региональных самолетов типа ATR-72-500.
Обновление парка воздушных судов позволит:
повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров;
развивать коммуникации с соседними регионами, в том числе в рамках проекта "Енисейская Сибирь";
способствовать развитию хаба в Международном аэропорте Красноярска имени Д.А.Хворостовского совместно с ПАО "Аэрофлот" и АО "Авиакомпания "НордСтар";
приступить к реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с которым поставлена задача расширить сеть межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
ООО "Аэропорт Норильск" располагается на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова в 52 км от промышленного и индустриального центра г.Норильск с его градообразующим стратегическим предприятием ПАО "ГМК "Норильский никель" и является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. Аэропорт является единственным транспортным узлом, который обеспечивает круглогодичное сообщение с краевым центром и другими регионами Российской Федерации.
В сентябре 2018 года завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, и аэродром может принимать практически все типы воздушных судов.
Аэропорт осуществляет отправку и прием воздушных судов, используя новейшее, высокотехнологичное оборудование. Четыре авиакомпании связывают регулярными воздушными линиями аэропорт Норильск с 14 населенными пунктами Российской Федерации. Пассажиропоток по итогам 2018 года составил 499,4 тыс. человек (на 8% выше, чем в 2017).
Безопасное движение по воздушным трассам Красноярья обеспечивает "Аэронавигация Центральной Сибири" - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Протяженность воздушного пространства, обслуживаемого предприятием, составляет с севера на юг 3500 км, с запада на восток - 1250 км. Филиал обслуживает огромную площадь, которая охватывает не только Красноярский край, но и Республику Тыву.
Сегодня филиал насчитывает 14 центров обслуживания воздушного движения и входит в пятерку крупнейших предприятий Единой системы организации воздушного движения России. Это одно из самых молодых предприятий Красноярского края. Тем не менее, оно является наиболее динамично развивающимся и перспективным в деле освоения новой техники и технологии.
Ежедневно предприятие контролирует более 700 воздушных судов, пролетающих в небе региона. Более 70 авиакомпаний России, стран ближнего и дальнего зарубежья выполняют полеты в воздушном пространстве Красноярского края. Бесперебойную работу филиала обеспечивают 1 800 высококлассных специалистов.
Филиал обслуживает 40 международных, 60 внутренних российских, 6 спрямленных воздушных трасс общей протяженностью более 60 тыс.км. Кроме того, в зону ответственности филиала входят более 290 местных воздушных линий общей протяженностью более 60 тыс. км.
ООО "Нортранс-Норильск" является сервисным предприятием и осуществляет свою деятельность, оказывая услуги по перевозке пассажиров, предоставлению стоянки, прохождению технического осмотра и ремонта транспортных средств подразделениям Заполярного филиала компании, дочерним и зависимым обществам, а также внешним потребителям и физическим лицам.
Приоритетной задачей развития воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивого и доступного для населения транспортного сообщения, в том числе с удаленными населенными пунктами, для которых авиационное сообщение является безальтернативным.
Хранение и обработка грузов на внутреннем водном транспорте на территории региона осуществляется в следующих речных портах.
АО "Лесосибирский порт" - основной специализацией являются погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Пропускная способность порта составляет около 1200 тысяч тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тысяч тонн топлива в год.
Лесосибирский порт добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов.
АО "Красноярский речной порт" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт расположен в промышленном центре региона - г.Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (Р-255 "Сибирь"). Порт является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
Красноярский речной порт является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следующих в северные районы Красноярского края и прибывающих грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта составляет 1280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1958,7 погонных метров, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 160 тонн), количество плавучих кранов - 5 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв.км, данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа, при этом в Республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза, в Алтайском крае - в 20,4 раза. В целом по России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 14 257,4 км, из них 10 179,8 км краевых дорог (71,4%) находятся в удовлетворительном состоянии и отвечают нормативным требованиям;
2) износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края.
4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их приведения в соответствие с задачами, обозначенными в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2008 N 003/0021, государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
Ожидаемым результатом реализации программы является достижение следующих показателей к 2022 году:
объем перевезенных грузов до 141,0 млн тонн;
количество перевезенных пассажиров до 242,9 млн пассажиров;
объем оказанных транспортных услуг до 335 083,9 млн рублей;
налоговые поступления до 11,9 млрд рублей;
среднемесячная заработная плата до 62,1 тыс. рублей.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
Реализация мероприятий программы сопряжена следующими рисками:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, в том числе снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновение бюджетного дефицита и сокращение объемов финансирования отрасли;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта;
сокращение высших и средне-профессиональных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по отрасли транспорта, снижение качества профессиональной подготовки кадров.
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
реализация мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
Задача 2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
обеспечение обновления самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении;
обеспечение обновления моторвагонного подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении;
обеспечение обновления подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам междугороднего и пригородного сообщения;
обеспечение поддержания летной годности воздушных судов;
осуществление расчетов по договорам лизинга воздушных судов. Меры государственной поддержки предусматривают финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковских гарантий за воздушные суда.
Задача 3. Повышение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края:
приведение нормативных правовых актов Красноярского края в соответствие Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории Красноярского края, в том числе за счет внедрения оплаты проезда банковскими картами;
увеличение количества поездок по социальным картам льготных категорий граждан, для которых законодательством предусмотрено предоставление права проезда по социальной карте;
приобретение специальных автобусов, оборудованных для людей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п.
Задача 4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края:
финансирование мероприятий муниципальных образований Красноярского края, направленных на повышение безопасности дорожного движения в рамках подпрограммы "Региональные проекты в области дорожного хозяйства, реализуемые в рамках национальных проектов" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п.
В целях обеспечения транспортной доступности населения министерство транспорта Красноярского края предоставляет субсидии на:
компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов:
на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
на перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока;
финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковской гарантии за воздушные суда;
в целях возмещения недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в рамках постановления Правительства РФ N 1242;
финансовое обеспечение части затрат на поддержание летной годности воздушных судов.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2020-2022 годов в отрасли будут реализовываться крупнейшие инвестиционные проекты региона.
Наиболее значимым инвестиционным проектом, реализуемым на территории Красноярского края, является проект "Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет", который направлен на увеличение пропускной способности данного участка в связи со строительством новой линии на стратегически важном железнодорожном направлении Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел. Линия Междуреченск - Тайшет обеспечивает транспортно-экономические связи четырех регионов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, а также максимально задействована в перевозках транзитных грузов.
Также продолжится реализация крупного инвестиционного проекта - реконструкции аэродрома Норильск (Алыкель).
Реконструкция осуществляется в период 2014-2020 годов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и средств ПАО "ГМК "Норильский никель".
Комплексный инвестиционный проект "Строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино" является действующим проектом в соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.12.2018 N 730-рг, а также включен в план мероприятий ("Дорожная карта") по реализации комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" на территории Красноярского края, утвержденный приложением N 3 к указанному распоряжению.
Цель проекта - создание инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых в этом регионе, а также на юге Красноярского края, в том числе обеспечения доступа к крупнейшему в мире Элегестскому месторождению угля. Общая стоимость которого составляет 126 560 млн рублей, реализация проекта планируется исключительно за счет внебюджетных источников.
Реализация данного проекта обеспечит рабочие места для населения южных территорий Красноярского края. В период строительства в южных районах Красноярского края будет создано 10 тысяч рабочих мест и 1500 - в процессе эксплуатации, а также сотни сопутствующих рабочих мест в социальной сфере и сфере услуг.
Линия железной дороги (290 км) пройдет по территории трех районов края: Курагинского (села Курагино, Подгорный, Бугуртак), Каратузского (села Качулька, Выселки, Старая Копь, Нижний Кужебар, Верхний Кужебар) и Ермаковского (село Арадан), где появятся пять новых железнодорожных станций: Курагино-2, Нижний Кужебар, Черная Сопка, Малый Тайгиш, станция Арадан.
Строительная длина дороги составляет 410 км. Предусмотрено строительство 7 станций и 13 разъездов, протяженность станционных путей - 127 км. Объект включает 678 искусственных сооружений, в том числе 118 мостов и 7 тоннелей. Также будет выполнено строительство 395 км временной притрассовой асфальтированной дороги и строительство 29 км автоподъездов к раздельным пунктам.
В рамках реализации федерального проекта "Коммуникации между центрами экономического роста", включенного в комплексный план развития и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р, предусматривается строительство автодорожного моста через р. Енисей в районе п.Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края. Данный проект включен в состав комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь".
В настоящее время автодорожные системы Северо-Енисейского района, а также северо-западной его части оторваны от автодорожной сети края двумя крупнейшими водотоками - реками Енисей и Ангара.
Грузовые и пассажирские перевозки осуществляются с использованием паромных и ледовых переправ через р. Енисей, бесперебойное движение транспорта по которым невозможно в течение периода ледохода - ледостава, в связи с чем ежегодно в течение 3 месяцев (осенью и весной) северные районы края лишаются автотранспортного доступа в центральные районы, что негативно влияет как на социальную обстановку территории, так и на перспективы ее экономического развития.
Строительство автодорожного моста через р. Енисей позволит обеспечить круглогодичную устойчивую транспортную связь с центральными районами края Северо-Енисейского района, который при всей своей инвестиционной привлекательности значительную часть года является труднодоступным для автомобильного транспорта.
Строительство моста может послужить началом автодорожного развития Ангарского правобережья, а также создаст предпосылки для создания новой автодорожной оси, соединяющей центр края с его северо-восточными районами (прежде всего Мотыгинским по маршруту Высокогорский - Партизанск - Раздолинск, а через него - с Богучанским и Кежемским).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального и регионального проекта "Чистый воздух", утвержденного 11.12.2018, а также национального проекта "Экология", предусматривающего решение экологических вопросов в том числе за счет решения транспортных проблем г.Красноярска, в 2019 году выделены средства федерального бюджета в размере 1 млрд рублей на корректировку проектно-сметной документации, в рамках которых будут уточнены параметры и сроки реализации проекта строительства метрополитена в г.Красноярске.
Информация об инвестиционных проектах представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
В период реализации программы к 2022 году планируется увеличение следующих показателей:
объем оказанных транспортных услуг - до 335 083,9 млн рублей, или на 39,9% к уровню 2018 года;
объем перевезенных грузов - до 141,0 млн тонн, или на 6,7% к уровню 2018 года;
налоговых поступлений - до 11,9 млрд рублей, или на 15,8% к уровню 2018 года.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.