Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения, должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных и малообеспеченных семей.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Реализация дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам является фактором снижения социальной напряженности, а также способствует повышению качества жизни жителей города Братска.
Согласно статистическим данным по состоянию на 01.01.2019 в городе Братске проживает 227467 человек, при этом 21 % от общего числа жителей города старше 60 лет.
На сегодняшний день в городе Братске количество пенсионеров составляет 83 036 человек, в том числе неработающих - 7 263 человека. Ветеранов всех категорий - 25 424 человека (из них участников Великой Отечественной войны -54 человека; ветеранов труда - 23 584 человека), граждан старше 80 лет - 5 269 человек.
Высокий удельный вес граждан пожилого возраста в общей численности населения и уязвимость неработающих пенсионеров из-за низкого соотношения между средней заработной платой и средней пенсией определяют граждан пожилого возраста и инвалидов как приоритетную группу социальной поддержки.
Уважение к гражданам пожилого возраста и забота о них всегда являлись одной из неизменных качественных характеристик человеческой цивилизации. Пожилые люди вносят многогранный вклад в социальное развитие России, приветствуют позитивные изменения в современном обществе, проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, являются хранителями духовных и нравственных ценностей.
На сегодняшний день у граждан старшего поколения существуют проблемы, требующие системного подхода к их решению: ухудшение состояния здоровья, одиночество, невысокий уровень доходов, отсутствие благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей.
Семьи с детьми отличаются высокими рисками бедности. На территории города Братска проживает 1 109 многодетных семей, воспитывающих 3 661 ребенка, 2 313 детей растут в неполных семьях, имеющих доход ниже величины прожиточного минимума, 330 детей находятся под опекой, 450 детей проживает в приемных семьях, 39 детей проживают в семьях, находящихся в социально опасном положении.
В связи с этим необходимо обеспечить предоставление дополнительных мер социальной поддержки и адресной социальной помощи таким семьям, равный доступ детей из социально незащищенных семей к платным услугам учреждений культуры, образования, физической культуры и спорта.
Одним из способов решения на уровне города Братска проблемы низкого качества жизни граждан, их социальной защищенности является поддержание реальных доходов граждан за счет предоставления дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи.
По состоянию на 01.01.2019 в городе Братске проживают 18 827 инвалидов, доля инвалидов в общей численности населения составляет около 9 % от общей численности жителей города Братска.
Из них инвалидов I группы - 2 530 человек, инвалидов II группы - 6 805 человек, инвалидов III группы - 8 463 человека, детей-инвалидов - 1 029.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно заключается в создании им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах.
В сложившихся социально-экономических условиях ограничения в доступе к городской инфраструктуре, услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья воспринимаются как форма крайней социальной исключенности, поэтому адаптация объектов городской инфраструктуры для их нужд должна рассматриваться как необходимость комплексного подхода к этой проблеме.
В связи с изложенным, в городе Братске необходимо обеспечить улучшение социально-экономических условий жизни инвалидов, создать благоприятные условия для их творческой самореализации и интеграции в общественную жизнь.
Решение обозначенных проблем в социальной сфере требует комплексного подхода, планомерного, поэтапного достижения поставленных задач, а также координации действий отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации города Братска. В данном случае использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным, так как это обеспечит адресный характер предоставления социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, позволит направить бюджетные средства в пользу нуждающихся граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.