Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Порядку формирования федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 18 декабря 2019 г. N 695
Форма
Экспертное заключение 16
к________________________________________________________________________
(название учебника, класс)
_________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
1. Сведения об экспертах, привлеченных к проведению экспертизы: | |||
N п/п |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) |
Квалификационные характеристики эксперта (образование / ученая степень и (или) ученое звание (при наличии) / стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ / опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов / опыт осуществления картографической деятельности / наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (для проведения экспертизы специальных учебников) |
Дополнительная информация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника 17: | |||
2.1. |
Наименование: |
||
2.2. |
Место нахождения: |
||
2.3. |
Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: |
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист А экспертного заключения 18
страница 1
Индивидуальный лист эксперта
по результатам проведения экспертизы учебника
_________________________________________________________________________
(название, класс)
_________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
_________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист А экспертного заключения
страница 2
3. Критерии экспертизы учебника.
N п/п |
Критерии экспертизы учебника |
Экспертная оценка по критерию 19 |
Примечание |
3.1. |
Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). |
|
|
3.2. |
Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. |
|
|
3.3. |
Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии). |
|
|
3.4. |
Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). |
|
|
3.5. |
Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов. |
|
|
3.6. |
Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток. |
|
|
3.7. |
Соответствие текста учебника нормам речи русского языка, правилам русского речевого этикета, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. |
|
|
3.8. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение. |
|
|
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист А экспертного заключения
страница 3
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист А экспертного заключения
страница 4
3.17. |
Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. |
|
|
3.18. |
Отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов. |
|
|
3.19. |
Отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. |
|
|
3.20. |
Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). |
|
|
3.21. |
Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). |
|
|
3.22. |
Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. |
|
|
3.23. |
Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. |
|
|
3.24. |
Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. |
|
|
3.25. |
Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. |
|
|
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист А экспертного заключения
страница 5
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист А экспертного заключения
страница 6
Эксперт
_______________________________/________________________________________/
(подпись) фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___"___________ 20___ г.
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Б экспертного заключения 20
страница 1
Заключение
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации по результатам проведения экспертизы учебника, обеспечивающего
учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской
Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном
языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного
языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов
России на родном языке
_________________________________________________________________________
(название, класс)
_________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное
право на учебник)
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Б экспертного заключения
страница 2
3. Критерии экспертизы учебника.
N п/п |
Критерии экспертизы учебника |
Экспертная оценка по критерию 21 |
Примечание |
3.1. |
В содержании учебника отражены национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества. |
|
|
3.2. |
В содержании учебника представлен материал по истории и культурному наследию соответствующего субъекта Российской Федерации. |
|
|
3.3. |
Отсутствие в содержании учебника материалов, актуализирующих межнациональные, межэтнические конфликты, превосходство одного народа (национальности) над другим. |
|
|
3.4. |
Языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации. |
|
|
4. Общий вывод | |||
4.1. |
Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников. |
Да /нет |
Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации
_____________________________/__________________________________________/
(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"____"_____________20___ г.
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист В экспертного заключения 22
страница 1
Заключение
по результатам проведения общественной экспертизы учебника
_________________________________________________________________________
(название, класс)
_________________________________________________________________________
(автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
(наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
исключительное право на учебник)
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист В экспертного заключения
страница 2
3. Критерии общественной экспертизы учебника.
N п/п |
Критерии общественной экспертизы учебника |
Экспертная оценка по критерию 23 |
Примечание |
3.1. |
Содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. |
|
|
3.2. |
Качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника. |
|
|
3.3. |
Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток. |
|
|
4. |
Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебника: |
||
4.1. |
Представление электронной формы учебника в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений. |
|
|
4.2. |
Функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок). |
|
|
5. Вывод по результатам общественной экспертизы. | |||
5.1. |
Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы составляет 24: |
|
|
Руководитель или уполномоченное лицо организации, проводившей
общественную экспертизу
_____________________________/__________________________________________/
(подпись) Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"____"_____________20___ г.
МП
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения 25
страница 1
Результат экспертизы и рекомендации
Научно-методического совета по учебникам
Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 2
2. Критерии экспертизы учебника.
N п/п |
Критерии экспертизы учебника |
Общая экспертная оценка по критерию 26 |
Примечание |
2.1. |
Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). |
|
|
2.2. |
Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. |
|
|
2.3. |
Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии). |
|
|
2.4. |
Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). |
|
|
2.5. |
Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов. |
|
|
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 3
2.6. |
Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток. |
|
|
2.7. |
Соответствие текста учебника нормам речи русского языка, правилам русского речевого этикета, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. |
|
|
2.8. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение. |
|
|
2.9. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. |
|
|
2.10. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). |
|
|
2.11. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных национальными стандартами Российской Федерации к безалкогольным. |
|
|
2.12. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. |
|
|
2.13. |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. |
|
|
2.14 |
Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма. |
|
|
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 4
2.15. |
Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. |
|
|
2.16. |
Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. |
|
|
2.17. |
Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. |
|
|
2.18. |
Отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов. |
|
|
2.19. |
Отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. |
|
|
2.20. |
Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). |
|
|
2.21. |
Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, инженерно-технической мысли в современное состояние развития научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). |
|
|
2.22. |
Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. |
|
|
2.23. |
Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. |
|
|
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 5
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 6
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 7
4. Вывод по результатам общественной экспертизы 27. | |||
4.1. |
Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила 28: |
|
|
5. Общий вывод | |||
5.1. |
Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев составляет 29: |
|
|
_________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,
_________________________________________________________________________
заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись)
"___"_________________ 20__ г.
/---\
Стр. | | |
\---/
Лист Г экспертного заключения
страница 8
Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам
Информация об учебнике: | |
1. Учебник |
Наименование и авторский коллектив: |
2. Методическое пособие (при наличии) |
Наименование и авторский коллектив: |
3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников |
Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы: |
4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника |
Наименование и авторский коллектив: |
5. Уровень содержания учебника |
Базовый /углубленный уровень |
6. Вместе с учебником в печатной форме в комплекте представлены: |
|
6.1. Методическое пособие для учителей; |
да/нет |
6.2. Электронная форма учебника; |
да/нет |
6.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника. |
да/нет |
7. Заключение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника 30. |
Представлено / не представлено Учтено / не учтено |
Рекомендуется включить в федеральный перечень учебников |
Да/нет |
Не рекомендуется включать в федеральный перечень учебников |
Да/нет |
Рекомендуется направить учебник на дополнительную экспертизу |
Да/нет |
Председатель
Научно-методического совета по учебникам ________________________________
Фамилия, имя, отчество
(при наличии), подпись
Ответственный секретарь
Научно-методического совета по учебникам_________________________________
Фамилия, имя, отчество
(при наличии), подпись
Протокол заседания Научно-методического совета от "__"________20___г. N__
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.