Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Порядку организации
вводного инструктажа по
вопросам противодействия коррупции
в Администрации города Ялта Республики
Крым, утвержденного постановлением
Администрации города Ялта Республики Крым
Памятка
по вопросам противодействия коррупции для лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений и предприятий, учредителем которых является Администрация города Ялта Республики Крым
1. Запреты, связанные с работой на должности руководителя муниципального унитарного предприятия
1.1. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
2. Обязанности и ограничения, связанные с работой на должности руководителя муниципального учреждения
2.1. Лицо, поступающее на должность руководителя муниципального учреждения (при поступлении на работу), и руководитель муниципального учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
2.2. Конфликт интересов.
2.2.1. Для целей настоящей Памятки, заинтересованными в совершении муниципальным учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) муниципального учреждения, а также лицо, входящее в состав органов управления муниципальным учреждением или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для муниципального учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых муниципальным учреждением, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано муниципальным учреждением, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом муниципального учреждения.
Заинтересованность в совершении муниципальным учреждением тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и муниципального учреждения.
2.2.2. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы муниципального учреждения, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности муниципального учреждения или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами муниципального учреждения.
Под термином "возможности муниципального учреждения" в целях настоящей Памятки понимаются принадлежащие муниципальному учреждению имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах муниципального учреждения, имеющая для нее ценность.
2.2.3. В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть муниципальное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и муниципального учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:
- оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления муниципального учреждения или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении - соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя);
- сделка должна быть одобрена органом управления муниципального учреждения или органом надзора за его деятельностью (в бюджетном учреждении - соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя).
2.2.4. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной.
Заинтересованное лицо несет перед муниципальным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных им этому муниципальному учреждению. Если убытки причинены муниципальному учреждению несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед муниципальным учреждением является солидарной.
3. Уголовная ответственность руководителей муниципальных предприятий и учреждений за коррупционные преступления
3.1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния связанные со злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), дачей взятки (ст. 291 УК РФ), получением взятки (ст. 290 УК РФ), присвоением или растратой (ст. 160 УК РФ), мошенничеством (ст. 159 УК ПФ), коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ) либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды физическими лицами.
3.2. За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.
4. Административная ответственность руководителей муниципальных предприятий и учреждений за коррупционные правонарушения
4.1. Помимо уголовной ответственности законодательством РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным использованием лицом своего должностного положения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:
- статья 5.45 использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума;
- статья 7.27 - мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
- статья 7.30 - нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- статья 19.28 - незаконное вознаграждение от имени юридического лица;
- статья 19.29 - незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.
4.2. За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут устанавливаться следующие административные наказания: административный штраф, административный арест, дисквалификация.
5. Дисциплинарная ответственность руководителей предприятий и учреждений за несоблюдение установленных обязанностей, запретов, ограничений
5.1. За нарушение запретов, ограничений и обязанностей, установленных в сфере противодействия коррупции, законодательством РФ предусматривается также дисциплинарная ответственность.
В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Так, например, в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в иных предусмотренных случаях, если они дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
6. Гражданско-правовая ответственность руководителей муниципальных предприятий, учреждений
6.1. Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликтные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда).
Например, согласно закону "О некоммерческих организациях", сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением установленных требований, может быть признана судом недействительной. Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Руководитель аппарата |
И.В. Романец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.