Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2019 г. N 50-12
"О Рекомендациях по совершенствованию законодательства о статусе парламентариев государств - участников СНГ"
Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления проект Рекомендаций по совершенствованию законодательства о статусе парламентариев государств - участников СНГ, Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять Рекомендации по совершенствованию законодательства о статусе парламентариев государств - участников СНГ (прилагаются).
2. Направить указанные рекомендации в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.
Председатель Совета Ассамблеи |
В.И. Матвиенко |
Санкт-Петербург
22 ноября 2019 года
N 50-12
Приложение
к постановлению МПА СНГ
от 22 ноября 2019 г. N 50-12
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств
Рекомендации
по совершенствованию законодательства о статусе парламентариев государств - участников СНГ
Правовой статус депутата парламента (палаты парламента), члена палаты парламента связан с его особой деятельностью и определяется выполняемой функцией представительства народа, регламентированной соответствующими специальными нормами, наделяющими парламентария кругом обязанностей, которые он должен выполнять в период осуществления своих полномочий, и накладывающими на него определенный уровень ответственности, на сегодняшний день не регламентированный ни международными правовыми актами, ни международными стандартами.
Анализируя конституции и законодательство государств - участников СНГ о статусе депутата парламента (палаты парламента), члена палаты парламента, можно отметить, что не во всех конституциях употребляется термин "депутат" (в частности, в государствах с двухпалатными парламентами), различна правовая природа мандата, что обусловлено прежде всего условиями его получения. В связи с этим предлагается использовать термин "парламентарий", употребляемый в научной литературе. Под термином "парламентарий" следует понимать депутата парламента (палаты парламента), члена палаты парламента. Необходимо также отметить, что в отношении названия и содержания терминов "депутат" и "парламентарий" в доктрине не существует единого мнения, при этом отмечается, что основы, определяющие название данного понятия, лежат в политико-правовой природе мандата, прежде всего в его представительной природе, и нет общей точки зрения относительно составных элементов конституционно-правового статуса парламентария и их содержательного наполнения.
Представительная природа депутатского мандата прежде всего находит отражение в порядке его получения, а затем в его отношениях с избирателями. Порядок получения депутатского мандата неразрывно связан с избирательной системой, под которой следует понимать условия признания кандидата избранными списков кандидатов - допущенными к распределению мандатов с соблюдением принципа прямого избирательного права, что применяется при формировании однопалатного парламента. В зависимости от примененной избирательной системы депутат более самостоятелен в принятии решений, если он избран как независимый депутат (мандат определяется как "свободный"), и менее самостоятелен, если при избрании он связан наказами избирателей и предусмотрена возможность отзыва (мандат определяется как "императивный"), а также если он избран от политической партии (мандат определяется как "партийный мандат"). Партийный мандат может быть обременен обязательством вступления в партийные фракции и голосованием согласно партийной дисциплине, а также утратой мандата при прекращении членства в политической партии или прекращении деятельности политической партии.
В государствах с двухпалатным парламентом формирование парламента происходит по смешанной системе: определена избирательная система, по которой избираются депутаты одной из палат парламента, при этом часть мандатов или все мандаты другой палаты могут быть получены путем проведения косвенных выборов, делегированием либо наделением полномочиями иным способом, как правило, с учетом территориального представительства. В этом случае можно отметить определенную зависимость члена парламента от органа или лица, возложившего на него эти полномочия.
Во всех государствах - участниках СНГ посредством норм конституций определены основы неприкосновенности парламентария, являющиеся важнейшей гарантией его публично-правого статуса, а также зафиксированы основы несовместимости депутатского мандата. В некоторых государствах - участниках СНГ конституционными нормами регламентирована избирательная система, по которой избираются депутаты парламента (палаты парламента), а также определены основы избрания, делегирования либо наделения полномочиями члена палаты парламента, срок полномочий и возрастной ценз, требования, предъявляемые к парламентарию, является ли мандат профессиональным, права и обязанности парламентария, а также основания досрочного прекращения полномочий. В конституциях отдельных государств определены основы индемнитета; является ли мандат свободным либо императивным; нормы этического поведения, основания лишения мандата, указывается орган, на который возлагается подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности.
Регламентация статуса парламентария осуществляется также посредством норм национальных конституционных законов, законов.
Таким образом, с целью поддержания стабильности статуса и независимости парламентариев конституциями государств, национальными конституционными законами, законами должны быть установлены юридические условия, предусматривающие особую правовую защищенность (депутатский иммунитет, депутатский индемнитет), а также гарантии деятельности парламентария, свободного и независимого представительства интересов населения в законодательном органе государства (защита прав и свобод, чести и достоинства, обеспечение материально-финансовых условий для осуществления полномочий, гарантии после истечения полномочий, в том числе в случае роспуска парламента). Одновременно с этим устанавливается конституционно-правовая ответственность в отношении парламентария, а также ответственность за нарушение прав парламентария.
В настоящих Рекомендациях обобщены научные взгляды на данную проблематику, национальный опыт регламентации правового статуса парламентариев в государствах - участниках СНГ, а также различные законодательные механизмы, гарантирующие возможность реализации парламентариями своих полномочий, что могло бы существенно облегчить законодателям выбор наиболее приемлемых моделей.
В Рекомендациях определены права, обязанности и ответственность парламентария национального парламента, предусмотрены основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий. В настоящем документе раскрывается содержание следующих терминов: парламент, парламентарий, депутат парламента (палаты парламента), член палаты парламента, статус парламентария, депутатский мандат, парламентский мандат, несовместимость парламентского (депутатского) мандата, индемнитет, неприкосновенность (иммунитет) парламентария, свободный и императивный мандат, партийный мандат, отзыв депутата, законодательная инициатива, депутатский запрос, обращение депутата, фракция, группа депутатов (депутатская группа, депутатское объединение). Для того, чтобы стало возможным использование законодателями государств наиболее оптимальных моделей, определяющих правовой статус парламентария, в Рекомендациях предлагается вариативность, позволяющая создавать гибкие модели, предоставляющие большие возможности для их имплементации в национальном законодательстве.
Реализация предлагаемых положений, устанавливающих основы правового статуса парламентария и определяющих полномочия, гарантии и ответственность, будет способствовать сближению и гармонизации законодательства государств - участников СНГ, что позволит усилить ответственность парламентариев в их работе, а также исключить возможность их дискредитации.
Глава 1. Общие положения
1.1. Предмет правового регулирования
Настоящие Рекомендации определяют основы правового регулирования статуса парламентария (депутата парламента (палаты парламента), члена палаты парламента) (далее - парламентарий), основания приобретения правового статуса, правовое положение должности парламентария в системе государственных должностей, устанавливают права, обязанности и ответственность парламентария, основные гарантии при осуществлении ими своих полномочий, основания и порядок их прекращения.
1.2. Основные понятия и термины
Парламент - выборный высший законодательный (представительный) орган государства, состоящий из одной или двух палат;
парламентарий - депутат парламента (палаты парламента), член палаты парламента - представитель народа, избранный на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; гражданин, наделенный полномочиями в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами, уполномоченный осуществлять в парламенте (палате парламента) законодательные и иные полномочия, предусмотренные конституцией, национальными конституционными законами, законами;
депутат (депутат парламента (палаты парламента))
Вариант 1
- представитель народа, избранный в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченный осуществлять в парламенте (палате парламента) государства законодательные и иные полномочия, предусмотренные конституцией, национальными конституционными законами, законами, которыми может быть определено место должности депутата в системе государственных должностей как высшей политической должности государства;
Вариант 2
- представитель народа, избранный в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченный осуществлять в парламенте (палате парламента) государства законодательные и иные полномочия, предусмотренные конституцией, национальными конституционными законами, законами;
Вариант 3
- свободно избранный народом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в парламенте (палате парламента), представлять своих избирателей в государственных органах, осуществлять иные полномочия, предусмотренные конституцией, национальными конституционными законами, законами;
член палаты парламента - гражданин, в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами делегированный (наделенный полномочиями) осуществлять законодательные и иные полномочия в парламенте (палате парламента);
статус парламентария
Вариант 1
- совокупность прав и обязанностей, гарантий и ограничений, а также юридическая ответственность, связанные с осуществлением принадлежащих парламентарию полномочий;
Вариант 2
- совокупность регулируемых конституцией, национальными законами, законами отношений, связанных с условиями и гарантиями деятельности парламентария, реализацией полномочий и его ответственностью;
Вариант 3
- совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления парламентарием своих полномочий, определяющих вопросы гарантирования деятельности парламентариев, их подотчетность и ответственность;
депутатский мандат
Вариант 1
- документ, удостоверяющий права и полномочия депутата;
Вариант 2
- документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая возлагается на депутата парламента и содержание которой (характер мандата) определяется конституцией, национальными конституционными законами, законами;
Вариант 3
- документ, подтверждающий полученный от избирателей правовой статус для реализации суверенной воли народа посредством определения юридического отношения представительства в законодательном (представительном) органе государственной власти и наделяющий депутата установленным конституцией, национальными конституционными законами, законами кругом прав и обязанностей, а также определяющий гарантии его деятельности и ответственность;
парламентский мандат
Вариант 1
- документ, удостоверяющий права и полномочия парламентария;
Вариант 2
- документ, удостоверяющий законность и объем полномочий парламентария, а также публичная функция, которая возлагается на парламентария и содержание которой (характер мандата) определяется конституцией, национальными конституционными законами, законами;
несовместимость парламентского (депутатского) мандата - регламентированная конституцией, национальными конституционными законами, законами норма, запрещающая парламентарию в течение срока осуществления своих полномочий занимать определенные должности или заниматься определенной профессиональной деятельностью;
индемнитет - гарантированное парламентарию право свободно выражать свое мнение, голосовать по своей совести и своему убеждению; парламентарий не может быть подвергнут преследованию или привлечен к юридической ответственности за голосование или за взгляды, выраженные в течение и после срока своих полномочий; если в связи с такими действиями парламентарий допустил публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена конституцией, национальными конституционными законами, законами, то привлечение к ответственности осуществляется только в случае лишения парламентария неприкосновенности;
неприкосновенность (иммунитет) парламентария - установленные конституцией, национальными конституционными законами, законами гарантии неприкосновенности парламентария, ограждающие его прежде всего от возбуждения уголовного дела и уголовного преследования (задержания и ареста) без получения на то согласия парламента (палаты парламента); исключение обычно составляют случаи, когда парламентарий был застигнут на месте совершения преступления;
мандат свободный
- депутатский мандат, согласно которому депутат не связан наказами избирателей и не ответственен перед ними в своей деятельности, отсутствует возможность досрочного отзыва избирателями;
мандат партийный - депутатский мандат, согласно которому депутат в случае избрания по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока может быть ограничен правилами партийной дисциплины и запретом на выход из фракции;
мандат императивный - парламентский мандат, согласно которому парламентарий считается юридически ответственным перед избирателями, связан наказами избирателей; может быть предусмотрена возможность досрочного отзыва;
отзыв депутата
Вариант 1
- досрочное прекращение полномочий депутата на основе волеизъявления избирателей соответствующего округа, выраженного путем голосования;
Вариант 2
- форма прямого волеизъявления граждан избирательного округа, обладающих правом на участие в голосовании по отзыву, по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата, осуществляемого в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами;
законодательная инициатива
Вариант 1
- официальное внесение в парламент субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона (пакета законов) или законодательного акта парламента, обязательного к рассмотрению парламентом;
Вариант 2
- официальное внесение в парламент субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона (пакета законов) или законодательного акта парламента, обязательного к рассмотрению парламентом, иных нормативных правовых актов, подлежащих рассмотрению в парламенте в соответствии с национальным законодательством; возможность отзыва внесенного проекта;
депутатский запрос - обращение парламентария, группы депутатов, группы членов парламента (палаты парламента) к органам государственной власти государства, региона государства, государственным органам государства, региона государства, органам местного самоуправления, а также к должностным лицам с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица;
обращение (вопрос) парламентария - право парламентария обращаться по вопросам деятельности парламентария в органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и к их должностным лицам, запрашивать у них необходимые документы, информацию и сведения;
фракция
Вариант 1
- депутатское объединение, сформированное по принципу партийной принадлежности с целью выражения интересов соответствующей политической партии;
Вариант 2
- депутатское объединение, сформированное по принципу партийной принадлежности;
группа депутатов (депутатская группа, депутатское объединение) - объединение депутатов для совместного осуществления своих полномочий.
1.3. Законодательство о статусе парламентария
1. Статус парламентария определяется конституцией, национальными конституционными законами, законами.
2. Парламентарию при осуществлении деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
3. В своей деятельности парламентарий руководствуется конституцией, национальными конституционными законами, законами.
1.4. Основания приобретения статуса парламентария
1. Конституцией, национальными конституционными законами, законами предусмотрено, что никто, кроме избранных народом полномочных представителей, не вправе представлять народ, говорить от имени народа и выступать с обращениями от имени народа. Парламентарий является официальным лицом и представителем высшей законодательной власти, которому народ делегирует осуществление своей власти.
Вариант 1
2. Факт уполномочивания депутата избирателями на осуществление воли народа в парламенте (палате парламента) может быть обусловлен разным характером взаимоотношений депутата с избирателями. С учетом этого депутатский мандат определяется в качестве свободного, императивного или партийного.
Вариант 2
2. Депутатский мандат определяется характером взаимоотношений депутата с избирателями, гражданским обществом, политическими партиями и может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей, подчинения партийной дисциплине и запретом на выход из фракции, сформированной по принципу партийной принадлежности, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока.
3. Все депутатские мандаты в одной из палат парламента должны быть объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе прямых всенародных выборов. Должно быть предусмотрено выдвижение по партийному списку или путем самовыдвижения.
4. При формировании однопалатного парламента на всеобщих, равных и прямых выборах при свободном, личном и тайном голосовании могут применяться мажоритарная или пропорциональная избирательные системы или сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
5. При формировании двухпалатного парламента одна из палат может формироваться:
- на основе косвенного избирательного права путем проведения косвенных выборов при тайном голосовании по принципу территориального представительства в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами;
- путем делегирования членов парламента в палату парламента от исполнительной и законодательной (представительной) власти регионов, входящих в состав государства, в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами;
- путем назначения части членов палаты парламента главой государства в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
6. Депутатом на всеобщих, равных и прямых выборах при свободном, личном и тайном голосовании на основе мажоритарной, пропорциональной или смешанной избирательной системы в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть избран гражданин государства, обладающий пассивным избирательным правом.
7. Членом палаты парламента может быть гражданин государства, обладающий пассивным избирательным правом, делегированный (наделенный полномочиями) или избранный на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
7.1. Член палаты парламента может избираться на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании по принципу территориального представительства.
7.2. Член палаты Парламента может делегироваться от исполнительной и законодательной (представительной) власти регионов государства в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами. В случае делегирования от законодательного (представительного) органа региона государства член палаты парламента может избираться из состава законодательного (представительного) органа тайным голосованием на заседаниях (совместных заседаниях двух палат) законодательных (представительных) органов власти регионов, входящих в состав государства, в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
7.3. Член палаты парламента может быть наделен полномочиями главой государства в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
1.5. Свободный мандат. Императивный мандат
В соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть установлено:
Вариант 1
1. Императивный мандат недействителен. Отзыв не допускается.
Вариант 2
1. Основания и порядок отзыва депутата осуществляется по основаниям, предусмотренным конституцией, национальными конституционными законами, законами.
2. Голосование об отзыве депутата по инициативе граждан проводится в порядке, установленном конституцией, национальными конституционными законами, законами, в которых может быть предусмотрено число обладающих инициативой по отзыву граждан, проживающих на соответствующей территории.
3. Отзываемое лицо должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, прав и свобод в суде.
Вариант 3
1. Основания и порядок отзыва парламентария осуществляется по основаниям, предусмотренным конституцией, национальными конституционными законами, законами.
2. Голосование об отзыве парламентария по инициативе граждан проводится в порядке, установленном конституцией, национальными конституционными законами, законами, в которых может быть предусмотрено число обладающих инициативой по отзыву граждан, проживающих на соответствующей территории.
3. Отзываемое лицо должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, прав и свобод в суде.
1.6. Несовместимость парламентского мандата. Несовместимость депутатского мандата
1. Парламентарий, работающий на постоянной (профессиональной) основе, не может замещать должности в органах государственной власти, государственных органах или органах местного самоуправления, замещать какие-либо должности в коммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе предоставленной иностранным государством или международной организацией, иной оплачиваемой деятельностью (кроме научной, педагогической (преподавательской) и творческой), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
2. Конституцией, национальными конституционными законами, законами могут быть установлены иные основания, не допускающие совмещения должности парламентария с иными должностями, статусами или деятельностью (общественной, религиозной).
3. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента.
4. Член палаты парламента не может замещать должности в органах государственной власти государства, если иное не предусмотрено конституцией, национальными конституционными законами, законами.
5. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть определено, что член палаты парламента, совмещающий осуществление полномочий члена палаты парламента и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти региона государства, со дня наделения его полномочиями члена палаты парламента осуществляет полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти региона без отрыва от основной деятельности в палате парламента.
6. Национальным законодательством может быть определено, что парламентарии, наделенные парламентом (палатой парламента) полномочиями для исполнения временного поручения в органах государственной власти государства, могут совмещать исполнение этого поручения с депутатским мандатом в течение ограниченного срока.
1.7. Присяга, удостоверение и нагрудный знак парламентария
1. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть дополнительно предусмотрено, что полномочия парламентария начинаются со дня принятия им присяги.
2. Основным документом, подтверждающим личность и полномочия парламентария, является удостоверение. Парламентарий может иметь нагрудный знак. Указанным удостоверением и нагрудным знаком он пользуется в течение срока своих полномочий.
3. По предъявлении удостоверения парламентарий вправе беспрепятственно посещать государственные органы, находящиеся на территории государства, региона государства, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета государства, бюджета региона государства, местного бюджета, либо обладающие льготами по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
4. Положение об удостоверении и нагрудном знаке парламентария, их образцы и описания утверждаются постановлением парламента (соответствующей палаты парламента) либо нормативным актом главы государства.
1.8. Срок полномочий депутата
1. Срок полномочий депутата ограничивается сроком полномочий созыва парламента (палаты парламента).
Вариант 1
2. Срок полномочий депутата начинается со дня избрания депутата.
Вариант 2
2. Срок полномочий депутата начинается со дня первого заседания парламента (палаты парламента) нового созыва.
Вариант 3
2. Срок полномочий депутата парламента (палаты парламента) начинается со дня принятия им присяги на первом заседании парламента (палаты парламента) нового созыва.
Вариант 1
3. Полномочия депутата прекращаются с момента начала работы парламента (палаты парламента) нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата, предусмотренных конституцией, национальными конституционными законами, законами.
Вариант 2
3. Полномочия депутата прекращаются одновременно с прекращением деятельности парламента (палаты парламента) соответствующего созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата, предусмотренных конституцией, национальными конституционными законами, законами.
4. При проведении выборов депутата вместо выбывшего, срок полномочий вновь избранного депутата ограничивается оставшимся сроком полномочий выбывшего депутата.
1.9. Срок полномочий члена палаты парламента
Вариант 1
Член палаты парламента, избранный (делегированный) от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти региона государства, наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти региона государства.
Вариант 2
В случае избрания (делегирования) от органа государственной власти региона государства, срок полномочий члена палаты парламента ограничивается сроком полномочий избравшего (делегировавшего) органа.
2. Полномочия члена палаты парламента начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти региона государства о наделении его полномочиями члена палаты парламента.
3. В случае избрания члена палаты парламента на основе прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании по принципу территориального представительства срок полномочий члена палаты парламента начинается со дня избрания члена палаты парламента.
4. Срок полномочий члена палаты парламента начинается со дня первого заседания вновь избранных членов палаты парламента.
5. Срок полномочий члена палаты парламента, наделенного полномочиями главой государства, устанавливается в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
1.10. Условия осуществления парламентарием своих полномочий
Вариант 1
1. Парламентарий может осуществлять свои полномочия на постоянной (профессиональной) основе либо на общественных началах (непостоянной основе) без отрыва от производственной и служебной деятельности. Парламентарий, осуществляющий свои полномочия на профессиональной основе, освобождается от исполнения трудовых (служебных) обязанностей по месту основной работы на время осуществления им своих полномочий в порядке, установленном конституцией, национальными конституционными законами, законами.
Вариант 2
1. Депутат может осуществлять деятельность на постоянной (профессиональной) основе; член палаты парламента может осуществлять свою деятельность на постоянной (профессиональной) основе или совмещать участие в работе палаты парламента с иной деятельностью в порядке, установленном конституцией, национальными конституционными законами, законами.
2. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть установлено, что депутаты, выдвинутые политическими партиями по мажоритарным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе партийных списков, подчиняются партийной дисциплине и обязаны работать в парламенте в составе фракции.
3. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть определено число парламентариев, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
4. Конституцией, национальным законодательством может быть определено место должности парламентария в системе должностей органов государственной власти.
5. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть установлено, что председатель, заместитель(и) председателя парламента (палаты парламента) осуществляют деятельность на постоянной (профессиональной) основе.
6. Парламентарий, работающий на постоянной (профессиональной) основе, обязан соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
1.11. Досрочное прекращение полномочий парламентария
1. Полномочия парламентария прекращаются досрочно в случаях:
отставки парламентария на основании письменного заявления парламентария о сложении своих полномочий (по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению);
Вариант 1
утраты парламентарием гражданства государства;
Вариант 2
утраты парламентарием гражданства государства, приобретения парламентарием гражданства иностранного государства;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
признания парламентария недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
стойкой неспособности парламентария осуществлять свои полномочия; основания стойкой неспособности парламентария осуществлять свои полномочия, а также порядок принятия соответствующего решения устанавливаются конституцией, национальными конституционными законами, законами;
смерти парламентария;
признания парламентария безвестно отсутствующим либо объявления его умершим по решению суда, вступившему в законную силу;
при несогласии парламентария перейти на профессиональную работу в парламент (палату парламента) в случаях и в течение срока, установленного конституцией, национальными конституционными законами, законами;
признания результатов выборов недействительными;
отмены решения о передаче вакантного мандата;
избрания или назначения парламентария на должность, занятие которой согласно конституции, национальным конституционным законам, законам не совместимо с осуществлением полномочий парламентария или при отказе оставить работу, не совместимую со статусом парламентария, а именно:
а) избрания парламентария депутатом или выборным должностным лицом иного законодательного (представительного) органа государственной власти или органа местного самоуправления; национальным законодательством может быть определено, что член палаты парламента, совмещающий осуществление полномочий члена палаты парламента и депутата законодательного (представительного) органа государственной власти региона государства, со дня наделения его полномочиями члена палаты парламента осуществляет полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти региона без отрыва от основной деятельности в палате парламента;
б) поступления парламентария на государственную или муниципальную 1 службу, замещения им иной государственной или муниципальной должности;
в) осуществления парламентарием, работающим на постоянной (профессиональной) основе, предпринимательской, коммерческой или иной оплачиваемой деятельности (кроме научной, педагогической (преподавательской) и иной творческой деятельности) в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами;
при грубом нарушении этических норм парламентария, установленных национальным законодательством и (или) регламентом парламента (палаты парламента);
несоблюдения парламентарием требований, предусмотренных антикоррупционным законодательством, законодательством о регулировании конфликта интересов, а именно
Вариант 1
отказа от представления, непредставления или несвоевременного представления парламентарием декларации об имуществе, сведений о личных интересах;
Вариант 2
отказа от представления, непредставления или несвоевременного представления парламентарием сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
Вариант 3
непредставления или несвоевременного представления парламентарием соответствующим органам декларации, среди прочего о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать конфликт интересов в отношении их полномочий в качестве публичных должностных лиц;
участия парламентария, работающего на постоянной (профессиональной) основе, в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме педагогической (преподавательской), научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным национальным законодательством;
вхождения парламентария, работающего на постоянной (профессиональной) основе, в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории государства их структурных подразделений, если иное не предусмотрено национальным законодательством;
открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, владения и (или) пользования иностранными финансовыми средствами парламентариями, их супругами и несовершеннолетними детьми;
установления в отношении депутата фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, владения и (или) пользования иностранными финансовыми средствами депутатами, их супругами и несовершеннолетними детьми, в том числе в период, когда депутат был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах, а в отношении члена палаты парламента - на момент рассмотрения соответствующим органом государственной власти его кандидатуры для наделения полномочиями члена палаты парламента;
ненадлежащего исполнения парламентарием своих обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на очередных заседаниях парламента (палаты парламента) и (или) комитета (комиссии) парламента (палаты парламента), членом которого он является; при этом под систематическим отсутствием на заседаниях без уважительных причин следует понимать
Вариант 1
отсутствие парламентария на заседаниях парламента (палаты парламента) без уважительных причин в течение 30 и более рабочих дней в рамках одной сессии;
Вариант 2
отсутствие парламентария на заседаниях парламента (палаты парламента) как минимум на половине голосований в течение каждого календарного полугодия.
2. Полномочия депутата прекращаются досрочно решением парламента (палаты парламента) по инициативе фракции, в которой он состоит; полномочия парламентария могут быть прекращены досрочно по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения обязанностей и в течение срока, предусмотренных национальным законодательством.
3. Полномочия парламентария прекращаются также в случае:
роспуска парламента (палаты парламента) в соответствии с конституцией государства;
отзыва парламентария, установленного в случаях и в порядке, предусмотренными конституцией, национальными конституционными законами, законами;
выхода по личному заявлению или исключения депутата из состава фракции и (или) политической партии, от которой избран депутат;
иных оснований, установленных конституцией, национальными конституционными законами, законами.
4. Полномочия члена палаты парламента, делегированного (наделенного полномочиями) органом государственной власти, могут быть досрочно прекращены по решению назначившего его органа в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
5. В случае досрочного прекращения полномочий парламентария, замещение образовавшегося вакантного мандата осуществляется в порядке, установленном конституцией, национальными конституционными законами, законами.
6. В случае досрочного прекращения полномочий члена палаты парламента решение о наделении полномочиями нового члена палаты парламента должно быть принято в порядке и в сроки, установленные конституцией, национальными конституционными законами, законами (как правило, не позднее, чем через один месяц со дня досрочного прекращения полномочий предыдущего члена палаты парламента).
Глава 2. Деятельность парламентария. Гарантии деятельности парламентария
2.1. Права и обязанности парламентария
1. Парламентарий имеет право:
- выступать с законодательной инициативой (право законодательной инициативы);
- представлять проект постановления, заявления, послания парламента (палаты парламента);
- участвовать в заседаниях парламента (палаты парламента), а также в заседаниях комитета (комиссии) парламента (палаты парламента);
- участвовать в заседаниях рабочих групп, парламентских слушаниях, созванных комитетом (комиссией), членом которого(ой) он является;
- быть включенным в состав рабочей группы постоянной или временной комиссии; быть включенным в состав подкомиссии, созданной его комиссией;
- занимать обусловленные его статусом должности;
- направлять письменные вопросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам;
- обращаться по вопросам деятельности парламентария в общественные объединения, организации независимо от их организационно-правовых форм и к должностным лицам, запрашивать у них необходимые документы, информацию и сведения;
- обращаться с запросами и предложениями в государственные органы и органы местного самоуправления и к должностным лицам;
- вносить в соответствующие органы парламента (палаты парламента) предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, о проведении парламентского расследования;
- обращаться с вопросами к членам правительства;
- приглашать на заседание членов правительства и других должностных лиц;
- быть принятым в первоочередном порядке должностными лицами;
- получать и распространять информацию;
- выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации и пр.;
- рассматривать обращения избирателей;
- нанимать помощников.
2. Депутат имеет право выходить из состава фракции.
3. Парламентарий обязан:
- быть включенным в состав одной постоянной комиссии и (или) одного из комитетов парламента (палаты парламента);
- участвовать в заседаниях парламента (палаты парламента), а также комитета (комиссии), членом которых он является; при этом голосование в парламенте (палате парламента) осуществляется парламентарием только лично;
- участвовать в заседаниях рабочих групп, парламентских слушаниях, созванных комитетом (комиссией), членом которого(ой) он является;
- соблюдать этические нормы парламентария;
- обеспечивать исполнение требований относительно несовместимости парламентского (депутатского) мандата;
- организовывать прием граждан, а также в пределах своих полномочий отвечать на письменные предложения граждан в порядке, установленном национальным законодательством;
- при наличии оснований и в порядке, которые определяются национальным законодательством, сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
4. Депутат обязан:
- в случае избрания его от политической партии войти в состав соответствующей фракции;
- работать с избирателями.
2.2. Формы деятельности парламентария
1. Формами деятельности парламентария являются:
- реализация права законодательной инициативы;
- участие в заседаниях парламента (палаты парламента);
- участие в сессиях парламента (палаты парламента);
- участие в совместных заседаниях палат парламента (в государствах с двухпалатным парламентом);
- участие в работе комитетов, комиссий и иных органов палаты;
- участие в работе согласительных комиссий, специальных, временных комиссий, парламентских комиссий, создаваемых палатами парламента в соответствии с национальным законодательством;
- участие в работе межпарламентских органов и органов межгосударственных образований, в состав которых входит государство;
- участие в выполнении поручений парламента (палаты парламента), председателя парламента (палаты парламента), комитетов (комиссий) парламента (палаты парламента), иных органов парламента (палаты парламента);
- участие в парламентских слушаниях;
- разработка и внесение законопроектов в парламент (палату парламента);
- внесение депутатского (парламентского) запроса, внесение запроса парламента (палаты парламента);
- участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов общественных объединений, иных организаций;
- обращение парламентария с вопросами к правительству, членам правительства;
- обращение парламентария;
- участие в работе соответствующей фракции, депутатской группы, коалиции, объединения, ассоциации и клуба;
- обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;
- рассмотрение обращений избирателей;
- работа с избирателями.
2. Деятельность парламентария может осуществляться также в иных формах, предусмотренных конституцией, национальными конституционными законами, законами, регламентом парламента (палаты парламента).
2.3. Фракции, группы депутатов (депутатские группы, депутатские объединения) в парламенте
1. Депутаты вправе создавать фракции, а также на основе их взаимного согласия объединяться в группы депутатов, объединения, коалиции, ассоциации, клубы; национальным законодательством могут быть предусмотрены иные формы деятельности.
Вариант 1
2. Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией, а также выдвинутых политической партией и избранных по мажоритарным избирательным округам.
Вариант 2
2. Фракция включает в себя всех депутатов, выдвинутых в составе списка политической партии и получивших мандат одной и той же партии или одного и того же партийного блока; депутатов, избранных по мажоритарным избирательным округам, которые были выдвинуты от одной и той же политической партии или одного и того же партийного блока.
Вариант 3
2. Фракция включает в себя всех избранных депутатов, выдвинутых политической партией (партийным блоком) в составе списка кандидатов, а также выдвинутых этой политической партией (партийным блоком) кандидатами по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
3. Во фракцию могут входить также депутаты, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты политической партией, список кандидатов которой не был допущен к распределению депутатских мандатов в парламенте (палате парламента), а также депутаты, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты в порядке самовыдвижения.
4. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть определено, что депутаты, выдвинутые политическими партиями, подчиняются партийной дисциплине и обязаны работать в парламенте в составе партийной фракции.
5. Депутат имеет право состоять только в одной фракции.
6. Депутат может быть членом только той политической партии, от которой он был выдвинут.
7. Национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента) может быть предусмотрено, что в случае выхода из состава фракции депутата, выдвинутого политической партией и являющегося членом данной политической партии, полномочия депутата прекращаются.
8. Депутат может выйти из фракции посредством письменного заявления руководителю фракции или выступления на заседании парламента (палаты парламента) с заявлением об этом.
9. Минимальная численность фракции политической партии определяется регламентом парламента (палаты парламента).
10. В составе фракции могут создаваться внутрифракционные группы. Минимальная численность депутатов, входящих во фракцию, при которой могут создаваться внутрифракционные группы, а также минимальная численность депутатов внутрифракционной группы определяются национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента).
11. В группы депутатов (депутатские группы, депутатские объединения) вправе объединяться депутаты, избранные по мажоритарным округам в порядке самовыдвижения, а также избранные в составе списков партий, прекративших свою деятельность.
12. Порядок регистрации и деятельности фракций, а также порядок формирования и деятельности депутатских групп, депутатских объединений устанавливаются национальным законодательством и (или) регламентом парламента (палаты парламента).
13. Если одна из палат парламента формируется по непартийному принципу, члены данной палаты парламента не создают фракции и партийные объединения.
2.4. Работа парламентария с избирателями
1. Парламентарий поддерживает связь с избирателями: рассматривает обращения избирателей, лично ведет прием граждан, проводит встречи с избирателями, контролирует ход рассмотрения предложений, жалоб и заявлений избирателей, изучает общественное мнение, нужды и запросы избирателей, сообщает о них парламенту (палате парламента) и его органам, осуществляет иные виды его работы с избирателями.
2. Парламентарий информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
3. Конституцией, национальными конституционными законами, законами может быть предусмотрено, что депутат обязан периодически отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы. Периодичность проведения отчета депутата перед избирателями устанавливается национальным законодательством.
4. Если конституцией, национальными конституционными законами, законами определен императивный мандат, депутат обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, работе парламента (палаты парламента) и тех органов, в состав которых он избран или входит по должности. Национальным законодательством может быть предусмотрено проведение отчета депутатом по требованию определенного числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа.
5. Для приема избирателей парламентарий обеспечивается помещением, оборудованным средствами связи.
6. Депутат поддерживает связь с избирателями того избирательного округа, от которого он избирался. Депутат поддерживает связь с избирателями территорий (регионов, округов) которые могут быть определены фракцией, в которой он состоит.
7. Регламентом парламента (палаты парламента) должны быть определены дни, отведенные для работы парламентария с избирателями.
2.5. Реализация парламентарием законодательной инициативы
1. Правом законодательной инициативы обладают: парламентарий, депутат, член палаты парламента, группа депутатов, группа членов палаты парламента, фракции, депутатские объединения, иные лица (органы) в соответствии с конституцией, национальными конституционными законами, законами.
2. Парламентарий обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется в форме внесения в парламент (палату парламента) проектов:
конституционных законов, законов;
пакета конституционных законов, законов;
постановлений парламента (палаты парламента);
поправок (внесений изменений и дополнений) в действующие конституционные законы, законы, постановления парламента (палаты парламента);
о признании утратившим силу действующего закона или постановления;
Вариант 1
3. Право законодательной инициативы парламентария гарантируется обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной инициативы проекта нормативного правового акта либо поправок к нормативным правовым актам на заседаниях профильных комитетов и комиссий парламента (палаты парламента), созданием условий для выступления парламентария, проявившего законодательную инициативу на заседаниях парламента (палаты парламента), его комитетов и комиссий и принятием решения, предусмотренного национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента).
Вариант 2
3. Законодательные инициативы парламентария подлежат обязательному рассмотрению в парламенте (палате парламента) в установленном порядке. Гарантируется обязательное рассмотрение внесенного в порядке законодательной инициативы предложения на заседании парламента (палаты парламента) и принятием одного из следующих решений: о принятии закона; о направлении проекта на доработку в соответствующие постоянные комитеты (комиссии); о необходимости разработки нового проекта; об обоснованном отклонении проекта.
4. Порядок реализации права законодательной инициативы парламентарием определяется конституцией, национальными конституционными законами, законами.
5. Конституцией, национальными конституционными законами, законами, регламентом парламента (палаты парламента) может быть установлено, что органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления и должностные лица оказывают содействие парламентарию по его просьбе в разработке проектов конституционных законов, законов, пакета конституционных законов, законов, проектов постановлений парламента (палаты парламента), подготовке поправок к проектам законов, проектам постановлений парламента (палаты парламента), поправок (внесений изменений и дополнений) в действующие конституционные законы, законы, постановления парламента (палаты парламента).
2.6. Участие парламентария в заседаниях парламента (палаты парламента), комитета, комиссии, иных органов парламента (палаты парламента), парламентских слушаниях, иных мероприятиях
1. Парламентарий обязан лично принимать участие в заседании парламента (палаты парламента), комитета, комиссии, согласительной и специальной, временной комиссии, работе иных органов парламента (палаты парламента), членом которых он является, а также посещать депутатские слушания и иные мероприятия, связанные с деятельностью парламента (палаты парламента) и проводимые по инициативе данного парламентария либо по инициативе комитета (комиссии) парламента (палаты парламента), в которых он состоит. Голосование в парламенте (палате парламента) осуществляется парламентарием только лично.
2. Парламентарий вправе присутствовать на любом заседании каждой из палат парламента.
3. Парламентарии обязаны (при двухпалатном парламенте) участвовать в работе совместных заседаний палат парламента.
4. Парламентарий информируется о времени и месте проведения сессий, заседаний парламента (палаты парламента), органов парламента (палаты парламента), а также о вопросах, вносимых на их рассмотрение в порядке и в сроки, установленные национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента). Парламентарию предоставляются необходимые материалы по рассматриваемым вопросам.
5. Парламентарий обладает правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым парламентом (палатой парламента), комитетом (комиссией), иными органами парламента (палаты парламента), членом которых он является.
6. Парламентарий, не входящий в состав комитета (комиссии) или иного органа парламента (палаты парламента), может участвовать в их заседаниях с правом совещательного голоса.
7. Парламентарий, не согласный с решением органа парламента (палаты парламента), в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии парламента (палаты парламента) или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.
8. Парламентарий реализует предоставленные ему права на заседании парламента (палаты парламента), соответствующего комитета (комиссии) или иного органа парламента (палаты парламента) в соответствии с национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента).
9. Уважительными причинами неучастия парламентария в заседаниях парламента (палаты парламента), комитета (комиссии) и иных органов парламента (палаты парламента), членом которых он является, а также в иных мероприятиях, проводимых в парламенте (палате парламента), могут быть признаны: направление в служебную командировку за пределы места нахождения парламента (палаты парламента) председателем парламента (палаты парламента) или работодателем по основному месту работы; нахождение в очередном оплачиваемом отпуске по основному месту работы; временная нетрудоспособность; обстоятельства непреодолимой силы, иные обстоятельства, препятствующие участию парламентария в мероприятиях парламента (палаты парламента).
10. Национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента) может быть предусмотрено, что отсутствие парламентария на заседании парламента (палаты парламента) в знак протеста против включенного в повестку дня проекта или другого вопроса, объявленное парламентарием от себя лично или депутатом от имени фракции на пленарном заседании парламента (палаты парламента), считается отсутствием по уважительной причине.
11. При невозможности участия парламентария по уважительным причинам в заседании парламента (палаты парламента), в заседаниях комитета (комиссии), иного органа парламента (палаты парламента), в состав которого он входит, парламентарий обязан заблаговременно, в письменной форме с указанием причины отсутствия и приложением соответствующих документов проинформировать председателя парламента (палаты парламента) либо председателя комитета (комиссии), иного органа парламента (палаты парламента).
12. В случае отсутствия парламентария, осуществляющего деятельность на постоянной (профессиональной) основе, без уважительной причины на заседаниях парламента (палаты парламента), комитета (комиссии) и иных органов парламента (палаты парламента), членом которых он является, а также неучастия в иных мероприятиях, проводимых в парламенте (палате парламента), парламентарию не выплачиваются компенсационные выплаты, заработная плата за время его отсутствия.
13. При систематическом неучастии парламентария в работе парламента (палаты парламента), а также при нарушении им этических норм парламентария парламент (палата парламента) информирует об этом избирателей, а также орган, должностное лицо, делегировавшее (наделившее полномочиями) члена палаты парламента.
2.7. Депутатский запрос
Вариант 1
1. Запрос вносится парламентарием в индивидуальном порядке или на заседании парламента (палаты парламента) в письменной форме. Запрос, внесенный на заседании парламента (палаты парламента), оглашается председательствующим на заседании парламента (палаты парламента) или парламентарием, вносящим запрос.
Вариант 2
1. Запрос вносится парламентарием, группой депутатов, группой членов палаты парламента в индивидуальном порядке или на заседании парламента (палаты парламента) в письменной форме. Запрос, внесенный на заседании парламента (палаты парламента), оглашается председательствующим на заседании парламента (палаты парламента) или парламентарием либо представителем группы депутатов, группы членов палаты парламента, вносящим(ей) запрос.
2. Органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления, а также должностные лица, к которым обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании парламента (палаты парламента)) или письменной форме. Национальным законодательством может быть установлен срок представления ответа со дня получения депутатского запроса или в иной установленный парламентом (палатой парламента) срок.
3. Порядок и сроки рассмотрения депутатского запроса в органах государственной власти государства, региона государства, государственных органах государства, региона государства, органах местного самоуправления, должностными лицами определяются национальным законодательством.
4. Депутатский запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим на заседании парламента (палаты парламента). После поступления ответа в парламент (палату парламента) автор(ы) депутатского запроса извещается(ются) об этом. Запрос и ответ на него должны быть опубликованы в средствах массовой информации за исключением сведений, содержащих государственную тайну.
2.8. Обращение (вопрос) парламентария
1. Парламентарий вправе обращаться по вопросам деятельности парламентария в органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм и к должностным лицам, запрашивать у них необходимые документы и сведения.
2. Письменное обращение парламентария оформляется на бланке парламентария, направляется им самостоятельно и не требует рассмотрения на заседании парламента (палаты парламента).
3. Органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации независимо от организационно-правовых форм, а также должностные лица, к которым обратился парламентарий по вопросам, связанным с деятельностью парламентария, обязаны дать ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно.
4. В случае необходимости проведения в связи с обращением парламентария дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов, организаций и должностные лица, указанные в пункте 3, обязаны сообщить об этом парламентарию в срок, установленный национальным законодательством. Окончательный ответ представляется парламентарию не позднее срока, установленного национальным законодательством.
5. Парламентарий имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения обращения парламентарий должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.
6. Порядок и сроки рассмотрения обращения парламентария органами государственной власти государства, региона государства, государственными органами государства, региона государства, органами местного самоуправления, а также должностными лицами определяются национальным законодательством.
7. Вмешательство парламентария в деятельность органов прокуратуры, дознания, следователей и судов не допускается.
2.9. Право парламентария на безотлагательный прием
1. Парламентарий пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами органов государственной власти государства, региона государства, государственных органов государства, региона государства, органов местного самоуправления, а также руководителями организаций независимо от организационно-правовых форм по вопросам, связанным с деятельностью парламентария.
2. При предъявлении удостоверения парламентарий вправе беспрепятственно посещать органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета государства, бюджета региона, местного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления.
3. Порядок посещения парламентарием организаций, деятельность которых связана с государственной тайной, устанавливается национальным законодательством.
2.10. Обращение парламентария с вопросом к должностному лицу органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления на заседании парламента (палаты парламента)
1. Парламентарий вправе обращаться с вопросом к любому должностному лицу органа государственной власти государства, региона государства, государственного органа государства, региона государства, органа местного самоуправления на заседании парламента (палаты парламента).
2. В работе заседания парламента (палаты парламента) предусматривается время для рассмотрения вопросов парламентариев к указанным должностным лицам и ответов на них (информационный (парламентский) час). Порядок проведения информационного часа определяется национальным законодательством, регламентом парламента (палаты парламента).
3. В случае если приглашенный не может присутствовать на заседании парламента (палаты парламента) в отведенное для заслушивания соответствующего вопроса время, он может прибыть на заседание в иное время по согласованию с председателем парламента (палаты парламента) либо дать письменный ответ на заданный письменный вопрос, который доводится до сведения парламентариев председательствующим на заседании парламента (палаты парламента).
2.11. Право парламентария на получение и распространение информации
1. Парламентарий имеет право получать и распространять не запрещенными законом способами информацию. Парламентарий в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми парламентом (палатой парламента), а также документами, другими информационными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти государства, региона государства, государственными органами государства, региона государства, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. При этом сведения, составляющие государственную тайну, предоставляются в порядке, установленном законом государства о государственной тайне.
2. При обращении парламентария в органы государственной власти государства, региона государства, государственные органы государства, региона государства, органы местного самоуправления, к должностным лицам, а также к руководителям общественных объединений, организаций независимо от их организационно-правовых форм по вопросам, связанным с деятельностью парламентария и входящим в компетенцию указанных органов, организаций и должностных лиц, указанные органы, организации и лица предоставляют ему необходимую информацию и обеспечивают консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью. Запрашиваемая парламентарием информация, отнесенная к категории информации ограниченного доступа, подлежит предоставлению в порядке, установленном национальным законодательством.
3. Парламентарий имеет право выступать по вопросам, связанным с деятельностью парламентария, в средствах массовой информации в порядке, предусмотренном национальным законодательством. Редактирование представленных парламентарием материалов без его согласия не допускается. Парламентарий не имеет права разглашать сведения, являющиеся в соответствии с национальным законодательством государственной, коммерческой или банковской тайной.
2.12. Гарантии неприкосновенности парламентария
1. Парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
2. Парламентарий не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено конституцией, национальными конституционными законами, законами, для обеспечения безопасности других людей или привлечен к уголовной (судебной) ответственности без согласия парламента (палаты парламента), данного после заслушивания парламентария.
3. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.
4. В случае привлечения парламентария к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении парламентария, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный национальным законодательством.
5. Парламентарий не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу парламентария, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны парламентария были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена национальным законодательством.
2.13. Основные гарантии деятельности парламентария
1. Государством гарантируются защита прав, чести и достоинства парламентария, создаются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления им своих полномочий.
2. Никто не вправе ограничивать конституционные полномочия парламентария.
3. В целях обеспечения эффективного исполнения мандата парламентарий имеет право на:
обеспечение условий для осуществления парламентарием своих полномочий;
обеспечение материально-финансовых условий для осуществления парламентарием своих полномочий;
денежное содержание парламентария, работающего на постоянной (профессиональной) основе;
доплату, выплачиваемую парламентарию, не работающему на постоянной (профессиональной) основе;
возмещение расходов, связанных с осуществлением деятельности парламентария;
предоставление служебного помещения;
право на транспортное обслуживание;
государственное страхование;
ежегодный оплачиваемый отпуск;
медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение парламентария на условиях, установленных для лиц занимающих государственные должности государства;
освобождение парламентария, работающего не на постоянной (профессиональной) основе от служебных обязанностей на время проведения сессий парламента (палаты парламента), заседаний комитетов (комиссий), иных органов парламента (палаты парламента), а также иных случаях с целью необходимости осуществления парламентарием своих полномочий;
освобождение парламентария от призыва на военную службу, службу в резерве, военные и специальные сборы;
защиту прав и свобод, чести и достоинства парламентария;
обеспечение безопасности парламентария;
гарантии после истечения полномочий:
а) гарантии прав парламентария в случае роспуска парламента (палаты парламента);
б) в случае роспуска парламента (палаты парламента) парламентарий имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения полномочий парламентария;
в) парламентарию и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска парламента (палаты парламента) вне их постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства парламентария;
г) парламентарию, который имеет страховой стаж, требуемый для назначения страховой пенсии по старости (включая досрочно назначаемую страховую пенсию по старости), полномочия которого прекращены в связи с роспуском парламента (палаты парламента), с его согласия такая пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного национальным законодательством пенсионного возраста.
4. Уволить парламентария, работающего не на постоянной (профессиональной) основе, с работы по инициативе работодателя возможно только после предварительного уведомления парламента (палаты парламента).
5. На срок исполнения мандата парламентарию выдается дипломатический паспорт.
6. Для более тесной связи с избирателями округа, населением региона, получения постоянной помощи в решении организационных, технических, консультационных и других вопросов, связанных с их деятельностью, парламентарий вправе иметь помощников, работающих на условиях оплаты труда, а также исполняющих свои обязанности на общественных началах. Число помощников, права и обязанности помощников, особенности регулирования оплаты труда помощников, работающих на постоянной основе, определяются национальным законодательством.
7. Конституцией, национальными конституционными законами, законами могут быть установлены иные гарантии деятельности парламентария.
2.14. Соблюдение парламентарием этических норм
1. Парламентарий обязан быть достойным доверия избирателей, собственным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав человека и соблюдению законодательства.
Вариант 1
2. В своей деятельности парламентарий должен соблюдать этические нормы, придерживаться общепризнанных норм морали, сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других парламентариев, иных должностных лиц и граждан, не допускать действий, заявлений и поступков, наносящих ущерб его высокому званию, грубые, оскорбительные слова и действия, унижающие честь и достоинство человека, призывать других к подобным действиям, не допускать иные противозаконные действия, а также поступки, которые компрометируют парламент, избирателей и государство в целом, обязан соблюдать порядок ведения заседаний парламента (палаты парламента) и его комитетов (комиссий).
3. Не допускается использование депутатского (парламентского) мандата в личных целях.
4. Этические нормы парламентария, а также ответственность за их нарушение устанавливаются национальным законодательством и (или) регламентом парламента (палаты парламента).
5. Вопросы о нарушении парламентарием этических норм парламентария могут рассматриваться соответствующей постоянной комиссией парламента (палаты парламента), к компетенции которой относятся вопросы этических норм парламентария.
6. В случае нарушения парламентарием этических норм парламентария решением парламента (палаты парламента) к нему могут быть применены следующие меры ответственности:
призыв к порядку;
порицание, парламентское порицание;
понуждение к принесению публичного извинения;
лишение права выступления в ходе текущего и очередного заседания парламента (палаты парламента);
удаление из зала заседаний на время одного или нескольких заседаний парламента (палаты парламента);
Вариант 2
2. Парламентарий обязан соблюдать этические нормы парламентария, которые могут устанавливаться национальным законодательством и (или) регламентом парламента (палаты парламента).
3. При нарушении парламентарием порядка на заседании парламента (палаты парламента) к нему по предложению председательствующего на заседании парламента (палаты парламента) или соответствующего комитета (комиссии) парламента (палаты парламента), к компетенции которого(ой) относятся вопросы этических норм парламентария, могут применяться следующие меры ответственности:
призыв к порядку;
порицание;
лишение права выступления в ходе текущего и очередного заседания парламента (палаты парламента).
4. Парламентарий призывается к порядку, если он:
выступает без разрешения председательствующего на заседании парламента (палаты парламента);
употребляет в своей речи грубые, оскорбительные выражения, порочащие честь и достоинство парламентариев и других лиц, допускает необоснованные обвинения в чей-либо адрес, призывает к незаконным действиям;
перемещается по залу заседаний, в том числе покидает зал заседаний без разрешения председательствующего на заседании парламента (палаты парламента).
5. Парламентарий лишается права выступления в ходе текущего и (или) очередного заседания парламента (палаты парламента), если он:
организовал беспорядок, препятствовал свободе обсуждения и голосования на заседании парламента (палаты парламента);
допустил в своей речи оскорбительные высказывания в адрес парламента (палаты парламента) или присутствующих на заседании парламента (палаты парламента);
выступал неоднократно без разрешения председательствующего на заседании парламента (палаты парламента);
нарушал неоднократно порядок выступления на заседании парламента (палаты парламента).
6. Решения о применении мер ответственности, указанных в пункте 5, принимаются большинством голосов от числа парламентариев, присутствующих на заседании парламента (палаты парламента).
2.15. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера парламентария, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
1. Парламентарий обязан ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) в порядке и в срок, установленные национальным законодательством.
2. Парламентарий обязан ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход парламентария и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (далее - сведения о расходах), в порядке и в срок, установленный национальным законодательством.
2.16. Запрет парламентарию, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
1. Парламентарию, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
2. Проверка соблюдения парламентарием, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (далее - проверка соблюдения запрета) проводится по основаниям, в порядке и сроки, предусмотренные национальным законодательством.
3. При установлении по результатам проверки соблюдения запрета в отношении парламентария, его супруги (супруга) или несовершеннолетних детей факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории государства, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами на рассмотрение парламента (палаты парламента) выносится вопрос о досрочном прекращении полномочий парламентария.
Глава 3. Ответственность за нарушение прав парламентария
3.1. Ответственность за создание препятствий в осуществлении полномочий парламентария
1. Должностные лица и другие работники органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также граждане, препятствующие осуществлению полномочий парламентария, привлекаются к ответственности в случаях и порядке, предусмотренных национальным законодательством.
2. При предоставлении парламентарию указанными органами и лицами заведомо недостоверной информации или несоблюдении установленных сроков и порядка предоставления информации предусматривается ответственность в соответствии с национальным законодательством.
3.2. Ответственность за неправомерное воздействие на парламентария, членов его семьи и других родственников
Неправомерное воздействие на парламентария, членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения деятельности парламентария или изменения ее характера, влечет ответственность, предусмотренную национальным законодательством.
3.3. Ответственность за нарушение полномочий, неприкосновенности и безопасности парламентария
Лица, нарушающие полномочия, неприкосновенность и безопасность парламентария, привлекаются к ответственности в случаях и порядке, предусмотренных национальным законодательством.
3.4. Проявление неуважения к парламентарию
Неуважение к парламентарию, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к парламенту или к установленным национальным законодательством правилам, влечет за собой ответственность, предусмотренную национальным законодательством.
Приняты на пятидесятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление N 50-12 от 22 ноября 2019 года)
------------------------------
1 Примечание: термины "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, находящихся в муниципальной собственности организаций и объектов, а также в иных случаях, касающихся осуществления местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 22 ноября 2019 г. N 50-12 "О Рекомендациях по совершенствованию законодательства о статусе парламентариев государств - участников СНГ"
Текст постановления опубликован не был