Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. N 81-АПА19-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального казенного предприятия Новокузнецкого городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 13 декабря 2018 г. N 506 "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальному казенному предприятию Новокузнецкого городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" (г. Новокузнецк)" по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 22 августа 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
муниципальное казенное предприятие Новокузнецкого городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - МКП "ВКХ" предприятие) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - Комиссия, РЭК Кемеровской области) от 13 декабря 2018 г. N 506 "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальному казенному предприятию Новокузнецкого городского округа "Водопроводно-канализационное хозяйство" (г. Новокузнецк)".
Решением Кемеровского областного суда от 22 августа 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комиссия обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется на основании Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования), Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.2, 3.6.10 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 сентября 2013 года N 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на территории Кемеровской области, и устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Оспариваемое постановление принято Комиссией в пределах предоставленных полномочий, в установленной форме на заседании Правления (пункты 5.2-5.5 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области). Таким образом, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюдена.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 г. на Интернет-сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" www.recko.ru, который является официальным источником опубликования актов Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (пункт 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. N 218 "Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области").
Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 24 Основ ценообразования).
К заявлению об установлении тарифов регулируемой организацией прилагаются обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно подпункту "а" пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Из материалов дела следует, что МКП "ВКХ" осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, реализуемые на потребительском рынке на территории Новокузнецкого городского округа.
РЭК Кемеровской области на основании заявления предприятия от 19 ноября 2018 г. открыла дело об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2019 год.
В связи с тем, что в отношении МКП "ВКХ" государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, расчет тарифов произведен с применением метода экономически обоснованных расходов.
Специалистами Комиссии проведена экспертиза представленных МКП "ВКХ" документов и подготовлено экспертное заключение от 6 декабря 2018 г., согласно которому уменьшена предложенная необходимая валовая выручка предприятия на 2019 год по холодному водоснабжению и водоотведению.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормированной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В силу пункта 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется по формулам, предусмотренным в пункте 5 Методических указаний (формулы (1) и (1.1)), которая включает такие переменные, как объем воды, отпускаемой абонентам (планируемой к отпуску) в году, предшествующему году, в котором устанавливается тариф; расчетный объем воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения в году, на который устанавливается тариф, за вычетом потребления воды абонентами, водоснабжение которых прекращено (планируется прекратить); планируемое в году, на который устанавливается тариф, изменение (снижение) объема воды, отпускаемой гарантирующей организацией абонентам по отношению к предшествующему году, связанное с изменением нормативов потребления воды.
Расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с указанными формулами ((1) и (1.1)) с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения, и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить) (пункт 8 Методических указаний).
Как установил суд первой инстанции, административный истец рассчитал планируемый общий объем отпуска воды в размере 432 260 м 3 с учетом данных о фактическом объеме отпуска воды муниципальным предприятием Новокузнецкого городского округа "Сибирская сбытовая компания" (далее - МП "ССК") - организацией, ранее эксплуатирующей объекты данной централизованной системы, за 2016-2018 гг. без дифференциации по абонентам, и планируемый объем приема сточных вод в размере 152 835 м 3 с учетом данных о фактическом объеме принятых сточных вод МП "ССК" за 2016-2018 гг. без дифференциации по абонентам.
РЭК Кемеровской области приняты показатели объема отпущенной питьевой воды на потребительский рынок по категории потребителей "Население" по факту МП "ССК" за 2017 год; по категории потребителей "Бюджетные потребители" и "Прочие потребители" - по плану МП "ССК" 2018 года (в связи с отсутствием объективных факторов для заявленного предприятием снижения объемов потребления питьевой воды по данным категориям). Общий объем отпуска воды на 2019 год составил 630 407 м 3.
Объемы принятых от потребительского рынка сточных вод приняты по категориям потребителей "Население" и "Бюджетные потребители" - по плану МП "ССК" на 2018 год, с учетом снижения 5% в соответствии с пунктом 5 Методических указаний; по категории "Прочие потребители" - по факту МП "ССК" за 2018 год. Общий объем приема сточных вод на 2019 год составил 304 044 м 3.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что примененная РЭК Кемеровской области методика расчета, допускающая суммирование фактических и плановых значений рассчитываемого показателя, Методическими указаниями не предусмотрена, в связи с чем плановые объемы отпуска воды и приема сточных вод, рассчитанные Комиссией для предприятия на 2019 год, являются экономически необоснованными.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 38, подпунктом "б" пункта 39 Основ ценообразования в состав производственных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, учитываются расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
МКП "ВКХ" заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоснабжение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН в размере 11294,52 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 1826,43 тыс. кВт*ч в год, цены 6,18 руб./кВт*ч, по уровню напряжения СН2 в размере 466,32 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 105,39 тыс. кВт*ч в год, цены 4,42 руб./кВт*ч.
Указанные расходы по уровню напряжения НН учтены РЭК Кемеровской области в размере 7544,01 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в перерасчете на плановый объем поданной в сеть воды в размере 1849,61 тыс. кВт*ч. Средний тариф 1 кВт*ч электроэнергии рассчитан с применением ИПЦ на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (3,7069 руб./кВт*ч по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь - декабрь 2017 года) в размере 4,08 руб./кВт*ч.
По уровню напряжения СН2 РЭК Кемеровской области учтены расходы в размере 477,35 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в перерасчете на плановый объем поданной в сеть воды в размере 106,73 тыс. кВт*ч. Средний тариф 1 кВт*ч электроэнергии рассчитан с применением ИПЦ на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (4,0649 руб./кВт*ч по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь - декабрь 2017 года) в размере 4,47 руб./кВт* ч.
МКП "ВКХ" заявлены для учета в необходимой валовой выручке на водоотведение расходы на электроэнергию по уровню напряжения НН в размере 1 086,77 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 175,74 тыс. кВт*ч в год, цены 6,18 руб./кВт*ч, по уровню напряжения СН2 в размере 2427,09 тыс. руб. исходя из объема электрической энергии 577,80 тыс. кВт*ч в год, цены 4,20 руб./кВт*ч.
Указанные расходы учтены РЭК Кемеровской области по уровню напряжения НН в размере 717,85 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в размере 175,74 тыс. кВт*ч. Средний тариф 1 кВт*ч электроэнергии рассчитан с применением ИПЦ на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (3,7069 руб./кВт*ч по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь - декабрь 2017 года) в размере 4,08 руб./кВт*ч.
По уровню напряжения СН2 данные расходы учтены РЭК Кемеровской области в размере 2584,28 тыс. руб., объем электрической энергии принят по предложению организации в размере 577,8 тыс. кВт*ч. Средний тариф 1 кВт*ч электроэнергии рассчитан с применением ИПЦ на основании средневзвешенного тарифа по факту 2017 года (4,0649 руб./кВт*ч по данным организации на основании представленных счетов-фактур за январь - декабрь 2017 года) в размере 4,47 руб./кВт*ч.
При расчете указанных расходов орган регулирования исходил из того, что согласно подпункту "о" пункта 17 Правил регулирования к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Вместе с тем договор о поставке электрической энергии на плановый период 2019 года в нарушение названной нормы в материалы дела об установлении тарифов не представлен. В связи с этим суд первой инстанции не вправе был оценивать договор энергоснабжения с ПАО "Кузбассэнергосбыт", представленный административным истцом в материалы судебного дела.
Согласно пункту 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (приложения 2.1.2 - 2.1.6 к Методическим указаниям).
Расчет расходов на электроэнергию, предусмотренный приложением 2.1.2 к Методическим указаниям, предприятие также не представило.
При таких обстоятельствах орган регулирования использовал в своем расчете имевшиеся у него данные последнего расчетного периода регулирования, за который известны фактические значения понесенных расходов, а именно - счета-фактуры за потребленную электрическую энергию за 2017 год и оборотно-сальдовые ведомости за этот же период.
Данный расчет административного ответчика нормам действующего законодательства в сфере тарифного регулирования не противоречит и обеспечил регулируемой организации учет в составе тарифов достаточный уровень финансовых средств, необходимых для возмещения организации конкретных затрат. При этом, если расходы регулируемой организации на электроэнергию по итогам 2019 года превысят запланированную в тарифах величину, они могут быть возмещены предприятию в порядке пункта 15 Основ ценообразования.
Поскольку в объеме потребленной за 2017 год электроэнергии, подтвержденной счетами-фактурами, уже учтены два уровня напряжения, Судебная коллегия считает состоятельным довод апелляционной жалобы в части отсутствия у органа регулирования оснований рассчитывать расходы по каждому уровню напряжения отдельно.
Вместе с тем Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно несоответствия размеров средневзвешенных тарифов, приведенных в экспертном заключении РЭК Кемеровской области, соответствующим величинам в расчете органа регулирования, представленном в суде первой инстанции в форме таблицы и по которому свидетелем-экспертом со стороны административного ответчика даны пояснения (протокол судебного заседания от 22 августа 2019 г, т. 9, л.д. 28).
В связи с изложенным при принятии заменяющего нормативного правового акта органу регулирования надлежит обратить внимание на указанное несоответствие и устранить неточности.
Выводы суда первой инстанции в части неприменения параметров отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, поскольку регулируемая организация не представила доказательств присоединения к нему, являются неправильными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
В сфере водоснабжения и водоотведения действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, соглашение).
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Поскольку МКП "ВКХ" не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы, действие соглашения считается распространенным на данную регулируемую организацию, поэтому при расчете расходов на оплату труда органу регулирования надлежало руководствоваться положениями соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные соглашением.
Так, для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г. составила 10 303 руб.
С учетом изложенного расходы на оплату труда в части применения минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда подлежат пересчету с учетом ОТС в ЖКХ РФ на 2017-2019 годы.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов может использовать сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях.
В обоснование заявленных расходов на проведение лабораторных анализов в нарушение подпункта "о" пункта 17 Правил регулирования административный истец не представил договор о проведении лабораторных анализов на плановый период. Представленные предприятием прейскурант стоимости работ, выполняемых ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" по оказанию платных услуг предприятиям, учреждениям, организациям и населению за 2017 год, а также стоимость услуг ООО "Акватест" за это же период - не являются документами, подтверждающими стоимость проведения лабораторных анализов и содержат только информационные сведения.
Судебная коллегия обращает внимание, что признание организации (МП "ССК"), ранее эксплуатировавшей объекты централизованной системы, несостоятельной (банкротом) - не является основанием для невозможности использования уровня ее расходов по мотиву несопоставимых условий. Судебная коллегия исходит из того, что действующее законодательство определяет необходимость установления для регулируемых организаций экономически обоснованных тарифов и не содержит такого исключительного обстоятельства, нарушающего этот основной принцип ценообразования, как банкротство регулируемой организации.
С учетом изложенного РЭК Кемеровской области была вправе рассчитать расходы на проведение лабораторных анализов на основании фактических затрат МП "ССК" за 2017 год МП "ССК". Кроме того, по расходам на приобретение электроэнергии Комиссией также анализировалась документация названной организации (счета-фактуры, оборотно-сальдовая ведомость), равно как и при определении объема отпуска воды (объема принятых сточных вод), поэтому в этой части Судебная коллегия считает подход РЭК Кемеровской области к определению расходов административного истца последовательным и не нарушающим нормы действующего законодательства.
Аналогично при пересчете расходов на оплату труда орган регулирования вправе использовать данные фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за 2017 год в МП "ССК".
Поскольку отдельные расходы определены органом регулирования с нарушением порядка ценообразования, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения. При принятии заменяющего нормативного правового акта административному ответчику надлежит руководствоваться выводами, изложенными в мотивировочной части настоящего апелляционного определения.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы органа регулирования о невозможности придания обратной силы при принятии нормативных правовых актов, заменяющих оспариваемые приказы, поскольку расчет органа регулирования в вышеуказанной части является экономически необоснованным и нарушает права административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Кемеровского областного суда от 22 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2020 г. N 81-АПА19-26
Текст определения опубликован не был