Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N 5-АПА19-182
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АльтаГрупп" о признании недействующим пункта 407 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 15 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "АльтаГрупп".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы Моисеева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "АльтаГрупп" Щербаковой О.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП).
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).
В пункт 407 Перечня объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, включен объект недвижимости, указанный в данном Перечне как "надстройка", расположенный по адресу: г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 99.
Общество с ограниченной ответственностью "АльтаГрупп" (далее - ООО "АльтаГрупп") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 407 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, указав в обоснование заявленных
требований, что является собственником нежилого здания с 2018 года, приобрело его у ЗАО "Корпорация Орелнефть" на основании соглашения о реализации заложенного имущества от 29 октября 2018 года, право аренды земельного участка также перешло по соглашению. До этого здание принадлежало ООО "Линкор Инвест", было приобретено им в порядке приватизации по договору купли-продажи от 16 октября 2000 года. В 20022003 годах здание подверглось реконструкции, в результате чего его площадь увеличилась до 2 777,3 кв.м. При этом объект недвижимости не имеет признаков самовольной постройки, что установлено вступившими в законную силу решениями арбитражных судов. По мнению административного истца, оспариваемый пункт 407 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы противоречит положениям статей 8.1, 209 Гражданского кодекса РФ, ограничивает право административного истца на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
Решением Московского городского суда от 15 августа 2019 года административное исковое заявление ООО "АльтаГрупп" удовлетворено. Судом признан недействующим пункт 407 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Москвы подало апелляционную жалобу.
В своей апелляционной жалобе административный ответчик ссылается на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Нежилое здание, принадлежащее административному истцу включено в оспариваемый пункт приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, поскольку обладает признаками самовольного строительства и размещено на земельном участке, не предоставленном (не отведенном) для целей строительства (реконструкции). Административному истцу был предоставлен земельный участок на условиях договора аренды от 20 ноября 2001 года сроком до 20 ноября 2050 года для эксплуатации здания под торгово-административные цели и прилегающей территории под благоустройство, а не для целей строительства (реконструкции) и эксплуатации капитального объекта недвижимости. Таким образом, по мнению административного ответчика, здание отвечает признакам самовольной постройки, установленным статей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
На апелляционную жалобу имеются возражения административного истца ООО "АльтаГрупп", заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Кузьминки 99" и прокуратуры города Москвы.
Заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью "Кузьминки 99", извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из наименования и содержания постановления Правительства Москвы от И декабря 2013 года N 819-ПП, оно принято в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков. Данное постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Объективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу статей 1, 41, 42 ЗК РФ акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 ГК РФ.
Судом установлено, что 20 ноября 2001 года между Московским земельным комитетом и ООО "Линкор Инвест" был заключен договор аренды земельного участка N М-04-019917, в соответствии с которым обществу предоставлен земельный участок площадью 750 кв.м, по адресу: город Москва, улица Юных Ленинцев, 99. Земельный участок согласно пункту 1.1 договора предоставлен в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания под торгово-административные цели и прилегающей территории под благоустройство. Пунктом 2.1. договора предусмотрен срок его действия 49 лет. Впоследствии права на него перешли к ЗАО "Корпорация Орелнефть".
На основании Соглашения о реализации заложенного имущества от 29 октября 2018 года здание площадью 2 777,3 кв.м и право аренды земельного участка перешло от ЗАО "Корпорация Орелнефть" к административному истцу. Переход права собственности и изменения в договор аренды зарегистрированы Управлением Росреестра по Москве.
09 января 2014 года Госинспекцией по недвижимости составлен акт обследования земельного участка N 9041855/1, в котором указано, что на земельном участке расположено двухэтажное здание площадью 750 кв.м, по данным БТИ учтено 2-х этажное здание площадью застройки 345 кв.м, разрешение на строительство не выдавалось.
В акте обследования от 18 марта 2019 года указано, что на земельном участке расположено здание площадью 2 777,3 кв.м, на которое в 2018 году зарегистрировано право собственности, также в акте указано, что имеются признаки самовольной постройки.
Судом установлено, что договор аренды земельного участка N М-04019917 от 20 ноября 2001 года ограничивал землепользователя в строительстве и реконструкции расположенных на земельном участке объектов без разрешения уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, у Правительства Москвы на момент включения оспариваемого пункта в приложение 2 к Постановлению 819-ПП имелись основания для его включения в указанный Перечень.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд учел, что в соответствии с пунктом 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП Правительство Москвы реализует свои полномочия, предоставленные данным постановлением, путем обращения в суд с исковым заявлением о признании указанного объекта недвижимости самовольной постройкой, ее сносе, освобождении земельного участка.
Административный ответчик реализовал указанные полномочия и, как установил суд, решением Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2014 года удовлетворены исковые требования Департамента городского имущества города Москвы, Префектуры ЮВАО об обязании снести объект самовольной постройки - здание по адресу: город Москва, улица Юных Ленинцев, 99. Однако, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 года названное выше решение Арбитражного суда города Москвы от 12 декабря 2014 года было отменено и в удовлетворении требований отказано.
Судом также установлено, что на земельном участке располагалось здание площадью 665,9 кв.м, которое было выкуплено ООО "Линкор Инвест" в порядке приватизации по договору купли-продажи от 16 октября 2000 года. Согласно заключению судебной строительной экспертизы N 01-08/2014, которая была проведена в рамках рассмотрения дела арбитражным судом, в результате реконструкции при наличии согласованной предпроектной и проектной документации в 2002-2003 годах была произведена реконструкция здания торгово-развлекательного комплекса площадью 2 777,3 кв.м. Право собственности на здание площадью 2 777,3 кв.м перешло к ЗАО "Корпорация Орелнефть" на основании кредитного договора, договора об ипотеке от 12 ноября 2012 года.
Девятым арбитражным апелляционным судом установлено, что реконструкция объекта и его регистрация произведены на основании соответствующих документов и без нарушения установленного порядка, то есть с учетом имеющейся разрешительной документации. Также судом указано, что представлены убедительные доказательства того, что реконструкция объекта произведена в соответствии с разрешениями уполномоченных органов власти города Москвы, Москомархитектуры, Управы района Кузьминки.
Постановлением арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2015 года постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2015 года оставлено без изменения. В данном постановлении также указано, что материалы дела свидетельствуют о реконструкции имеющегося здания на земельном участке как объекта недвижимости в соответствии с действовавшими законами на момент его возведения, доказательств того, что данный объект недвижимости является вновь созданным, с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, о том, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, не представлено, в связи с чем судебные инстанции арбитражных судов пришли к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 222 ГК РФ для сноса и признания объекта самовольной постройкой.
При рассмотрении данного дела суд первой инстанции учел установленные судебными актами арбитражных судов и указанные выше обстоятельства о том, что нежилое здание, принадлежавшее ранее ООО "АльтаГрупп", не является самовольной постройкой и не обладает признаками незаконно размещенного объекта недвижимости, содержащимися в пункте 2.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и незаконности включения нежилого здания, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый пункт 407 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласится у Судебной коллегии не имеется.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 15 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 января 2020 г. N 5-АПА19-182
Текст определения опубликован не был