Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 45-АПА19-35
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Думы городского округа Сухой Лог, главы городского округа Сухой Лог на решение Свердловского областного суда от 12 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Шабарчина Евгения Петровича о признании не действующим в части решения Думы городского округа Сухой Лог от 20 декабря 2018 года N 138-РД "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом, и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Думы городского округа Сухой Лог Ивониной Г.С., представителя главы городского округа Сухой Лог Донгузовой А.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против удовлетворения апелляционных жалоб Шабарчина Е.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Думы городского округа Сухой Лог от 20 декабря 2018 года N 138-РД на период с 1 января по 31 декабря 2019 года утверждён размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом, и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (далее также - решение N 138-РД), размещено 21 декабря 2018 года на официальном сайте городского округа Сухой Лог (http://www.goslog.ru) и опубликовано в издании "Знамя победы" от 25 декабря 2018 года N 98.
Шабарчин Е.П. обратился в суд с административным иском с учётом уточнений о признании решения N 138-РД не действующим в части установления размера платы 1,17 руб./м 2 за содержание мест накопления твёрдых коммунальных отходов (далее также - ТКО) для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, не имеющих в составе общего имущества контейнерных площадок (в таблице столбец 8 "Содержание и ремонт иного общего имущества: уборка придомовой территории", подпункт 2.2, примечание 11).
В обоснование своих требований заявитель указал, что, являясь участником долевой собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном в городе Сухой Лог, обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, установленном решением N 138-РД. По мнению административного истца, взимание с собственников жилых помещений платы за содержание имущества, не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, противоречит положениям федерального законодательства, в том числе Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлениям Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, от 3 апреля 2013 года N 290, и нарушает его права.
Решением Свердловского областного суда от 12 августа 2019 года административный иск удовлетворён: признан не действующим с момента вступления в силу решения суда столбец 8 таблицы Плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления этим домом, и если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, утверждённой решением Думы городского округа Сухой Лог от 20 декабря 2018 года N 138-РД, в части включения в графу "Содержание и ремонт иного общего имущества: уборка придомовой территории" для многоквартирных жилых домов платы за содержание мест накопления ТКО в размере 1,17 руб./м 2.
В апелляционных жалобах Дума городского округа Сухой Лог и глава городского округа Сухой Лог просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Суд первой инстанции, установив принятие оспариваемого муниципального правового акта уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией и с соблюдением требований законодательства к форме, виду и процедуре принятия данного акта, пришёл к верному заключению о его несоответствии в оспариваемой Шабарчиным Е.П. части требованиям жилищного законодательства и обоснованно удовлетворил административный иск.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регламентирующих вопросы платы за жилое помещение.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 названного кодекса).
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учётом методических рекомендаций, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из приведённой нормы следует, что федеральный законодатель, закрепляя право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения для его собственника, предусмотрел обязательное условие - непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании решений о выборе способа управления многоквартирным домом и об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Плата за содержание жилого помещения входит в структуру платы за жилое помещение и включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 названного кодекса). Данная плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, на срок не менее чем один год и определяется с учётом предложений управляющей организации (части 1 и 7 статьи 156 этого же кодекса).
Правительство Российской Федерации во исполнение положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 13 августа 2006 года N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее также - общее имущество).
Правилами определён состав общего имущества, в него включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счёт средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприёмные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства; автоматизированные информационно-измерительные системы учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учёта, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учёта), в случаях, если установлены за счёт собственников помещений в многоквартирном доме; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Правил при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В целях обеспечения единства практики применения законодательства, регулирующего отношения по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 июня 2017 года N 22 разъяснил, что отношения по оплате гражданами жилого помещения регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (в силу положений которого собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества), другими федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в том числе Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (пункт 2). Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (пункт 14).
При этом Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (статья 8).
Изложенное полностью совпадает с позицией профильного ведомства - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, из письма которого от 3 апреля 2019 года N 11696-АО/06 также следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Приведённые законоположения и разъяснения подтверждают правильность вывода суда первой инстанции о праве административного ответчика установить плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме в отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых на общем собрании не приняли решение по этому вопросу, и свидетельствуют о несостоятельности утверждения административных истцов о правомерности установления платы за содержание мест накопления твёрдых коммунальных отходов, которые, как установлено судом первой инстанции, не входят в состав общего имущества многоквартирных домов.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Свердловского областного суда от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Сухой Лог, главы городского округа Сухой Лог - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 45-АПА19-35
Текст определения опубликован не был