Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N 18-АПА19-95
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Геращенко Александра Федоровича о признании недействующими отдельных положений приложений к Приказам Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. N 2745, от 26 декабря 2017 г. N 3008, от 26 декабря 2018 г. N 3043 об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018 и 2019 годы, по апелляционной жалобе Геращенко А.Ф. на решение Краснодарского краевого суда от 12 августа 2019 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Геращенко А.Ф.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Приказами Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 2745, от 26 декабря 2017 года N 3008, от 26 декабря 2018 года N 3043 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018 и 2019 годы согласно приложениям к данным приказам (далее - Перечни на 2017, 2018, 2019 годы).
Вышеуказанные нормативные правовые акты опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://diok.ru.
В Перечни на 2017, 2018 и 2019 годы под пунктами 4598, 48387; 4226, 46383; 4676, 55060 включены принадлежащие Геращенко А.Ф. на праве собственности объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 23:06:1902037:276, расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, центральный рынок и нежилое помещение с кадастровым номером 23:06:1902038:32, расположенное по адресу Краснодарский край, Гулькевичский район, г. Гулькевичи, ул. Комсомольская, д. 74, пом. 2 соответственно.
Геращенко А.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия вышеуказанные пункты Перечней на 2017, 2018, 2019 годы, мотивируя свои требования тем, что принадлежащие ему вышеуказанные объекты недвижимости не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем неправомерно включены в оспариваемые Перечни, что нарушает законные интересы административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 августа 2019 года административное исковое заявление Геращенко А.Ф. удовлетворено частично. Признаны недействующими пункт 4598 Перечня на 2017 год, пункт 4226 Перечня на 2018 год, пункт 4676 Перечня на 2019 год, которыми включено нежилое здание с кадастровым номером 23:06:1902037:276. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Геращенко А.Ф. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении административных требований и вынести новое решение о признании не действующими пункта 48387 Перечня на 2017 год, пункта 46383 Перечня на 2018 год и пункта 55060 Перечня на 2019 год, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение судом норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Краснодарского края поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении требования о признании недействующими пункта 48387 Перечня на 2017 год, пункта 46383 Перечня на 2018 год и пункта 55060 Перечня на 2019 год, которыми включено нежилое помещение с кадастровым номером 23:06:190203 8:32 в вышеназванные Перечни, суд первой инстанции сделал правильный вывод о соответствии названного объекта недвижимости условиям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - это административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом федеральный законодатель установил, что в целях названной статьи отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся административно-деловым или торговым центром при наличии одного из условий, определённых в пунктах 3 и 4 соответственно.
Одним из таких критериев является расположение здания на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, нежилое помещение с кадастровым номером 23:06:1902038:32 является частью здания с кадастровым номером 23:06:1902038:26, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1902038:20 с видом разрешённого использования "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания". Данное здание на основании вышеуказанных приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края также включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год под пунктом 4631, на 2018 год под пунктом 4262 и на 2019 год под пунктом 4712.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером 23:06:1902038:26 состоит из двух нежилых помещений, каждое из которых имеет собственный кадастровый номер.
Эти помещения, образующие в своей совокупности самостоятельный объект недвижимости - здание с кадастровым номером 23:06:1902038:26 - также включены в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы (пунктами 48387, 46383, 55060 - нежилое помещение, принадлежащее административному истцу и пунктами 48386, 46382 и 55059 нежилое помещение с кадастровым номером 23:06:1902038:31, принадлежащее другому собственнику, соответственно).
Поскольку вид разрешённого использования земельного участка, на котором размещено упомянутое здание, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, таким образом данный объект недвижимости отвечает признакам, определяемым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, входящее в его состав, правомерно включено в оспариваемые Перечни как вид недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку вышеназванное нежилое помещение включается в Перечни в составе нежилого здания, соответствующего одному из закреплённых в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий, то не имеет правового значения фактическое использование каждого нежилого помещения в отдельности. В связи с чем, довод апелляционной жалобы административного истца о том, что в данном случае необходимо было проведение мероприятий по установлению вида фактического использования принадлежащего ему нежилого помещения, нельзя признать состоятельным.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих отношения в сфере налогообложения недвижимого имущества.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении требований в отношении пункта 48387 Перечня на 2017 год, пункта 46383 Перечня на 2018 год и пункта 55060 Перечня на 2019 год является законным и обоснованным.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 12 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Геращенко Александра Федоровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявитель считает, что принадлежащее ему помещение неправомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку мероприятия по установлению вида фактического использования помещения не проводились.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию заявителя необоснованной.
Спорные помещения совместно с другими образуют самостоятельный объект недвижимости, также включенный в Перечень.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором размещено упомянутое здание, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания. Это является самостоятельным основанием для включения здания в Перечень.
Поскольку спорное нежилое помещение включается в Перечень в составе указанного здания, не имеет правового значения фактическое использование каждого нежилого помещения в отдельности.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N 18-АПА19-95
Текст определения опубликован не был