Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2020 г. N 55-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шульмина Александра Николаевича об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 25 апреля 2019 г. N 34 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район"
по апелляционной жалобе Шульмина Александра Николаевича на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., возражения представителя Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия по доверенности Карпенко М.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Шульмин Александр Николаевич обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не действующим решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 25 апреля 2019 г. N 34 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" (далее также - Решение N 34) в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0,138 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины), установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов".
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на установление оспариваемого коэффициента без учета принципа экономической обоснованности арендной платы, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", что возлагает на него как арендатора земельного участка обязанность осуществлять арендную плату в экономически необоснованном завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой Республики Хакасия и Советом депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Определение размера арендной платы за использование находящихся на территории Республики Хакасия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 5 (далее также - Порядок), пунктом 2.2 которого установлено, что размер годовой арендной платы за земельный участок определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с земельным законодательством (КС); коэффициента, устанавливаемого уполномоченными органами муниципальных районов и городских округов в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования (Кв); коэффициента инфляции (Ки).
Подпунктом 1 пункта 1 Решения N 34 пункт 4 таблицы "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов" приложения к решению Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 коэффициент Кв утвержден в следующей редакции: "земельные участки, предназначенные для размещения объектов капитального строительства для торговли (магазины) - 0,138".
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582), которое в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 ЗК РФ, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Пунктом 2 "Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
В качестве экономического обоснования для утверждения спорного коэффициента Кв административный ответчик ссылается на заключение ООО "Эксперт-оценка" от 7 февраля 2019 г. N 52/31/01/19.
Как указано в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства, правомерно признал в качестве надлежащего доказательства по делу экономическое обоснование коэффициента Кв, так как вопреки доводам апелляционной жалобы оно содержит анализ факторов, влияющих на доходность земельных участков, а также выводы об экономической обоснованности размера коэффициента.
Судебная коллегия отклоняет ссылку апелляционных жалоб на судебные акты по делу N 3а-2/2019, поскольку в рамках указанного дела предметом рассмотрения были иные требования.
Суд первой инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, произвел надлежащую оценку материалов дела и пояснений участников процесса.
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 27 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шульмина Александра Николаевича без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 января 2020 г. N 55-АПА19-15
Текст определения опубликован не был