Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области лесных отношений, оценка соблюдения которых является предметом следующих видов надзора, осуществляемых Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края (далее - Агентство):
- федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Камчатского края, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- федерального государственного охотничьего надзора на территории Камчатского края, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения;
- федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
При организации осуществляемых Агентством видов государственного надзора не применяется риск-ориентированный подход.
1.1. Описание типов и видов подконтрольных субъектов
Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий в соответствии с Федеральными законами от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в рамках осуществления федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федерального государственного охотничьего надзора являются пользователи животным миром - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства и заключившие охотхозяйственные соглашения (далее - охотпользователи).
На территории Камчатского края 133 охотпользователя: из них 131 юридическое лицо и 2 индивидуальных предпринимателя. 110 охотпользователей отнесено в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства.
Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с Агентством договор аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Использование лесов на землях лесного фонда на территории Камчатского края осуществляется 100 юридическими лицами и 43 индивидуальными предпринимателями.
1.2. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Данные федерального государственного статистического наблюдения по форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденного Приказом Росстата от 21.12.2011 N 503, отображают интенсивность и результативность контрольно-надзорной деятельности Агентства.
Осуществление федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания проводится одновременно в рамках одних и тех же контрольно-надзорных мероприятий и в отношении одних и тех же подконтрольных субъектов:
Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Количество проведенных проверок |
36 |
32 |
35 |
18 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки |
36 |
32 |
35 |
18 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения |
11 |
2 |
1 |
5 |
Выявлено правонарушений |
13 |
2 |
1 |
5 |
Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, приходятся на следующие обязательные требования:
- осуществление учета и оценки состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценки состояния среды их обитания;
- соблюдение установленных правил, нормативов и сроков пользования охотничьими ресурсами;
- представление сведений о численности охотничьих ресурсов.
В период с 2017 по 2019 годы плановые проверки охотпользователей не осуществлялись в связи с "надзорными каникулами", объявленными Президентом Российской Федерации в 2016 году, внеплановые проверки не проводились из-за отсутствия оснований.
В 2020 году запланировано 23 проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации по выполнению условий пользования животным миром, предусмотренных долгосрочными лицензиями, охотхозяйственными соглашениями и договорами с органом исполнительной власти Камчатского края, а также 1 проверка соблюдения требований лесного законодательства на основании согласованного с прокуратурой ежегодного плана проведения плановых документарных и выездных проверок в 2020 году, утвержденного Приказом Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края от 21.10.2019 N 1075-пр, в соответствии с формой проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.09.2017 N 447 и формой проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденной Приказом Рослесхоза от 07.05.2018 N 404.
Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федерального государственного пожарного надзора в лесах:
Годы |
2017 |
2018 |
2019 |
Количество проведенных проверок |
4 |
0 |
10 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки |
4 |
0 |
10 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения |
0 |
0 |
4 |
Выявлено правонарушений |
0 |
0 |
4 |
Основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения проверок, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые допускают юридические лица и индивидуальные предприниматели приходится на следующие обязательные требования:
- использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
- нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа.
Ключевыми рисками при реализации данной Программы является произвольное толкование содержания обязательных требований подконтрольными субъектами, что может привести к нарушению ими отдельных положений законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края.
Анализ текущего состояния подконтрольных сфер свидетельствует о том, что работа по профилактике нарушений обязательных требований должна выстраиваться на регулярной основе.
1.3. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации Программы
Совершенствование нормативной правовой базы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области лесных отношений, повышение квалификации и степени информированности руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований, могут способствовать снижению количества правонарушений.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среде.
В целом настоящая Программа призвана обеспечить к 2023 году создание условий для снижения количества случаев правонарушения в отдельных отраслях природоохранной сферы, повышение результативности и эффективности соответствующих видов федерального государственного надзора, формирование заинтересованности подконтрольных субъектов в соблюдении обязательных требований законодательства.
1.4. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Агентства в сети "Интернет" размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах, а также руководства по соблюдению соответствующих обязательных требований законодательства. Создан и функционирует раздел "Интернет-приемная" для сообщений о фактах нарушений в ходе исполнения Государственного контроля (надзора) в сфере переданных полномочий, а также для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в отношении них контрольно-надзорных мероприятий, должностными лицами Агентства даются компетентные консультации, в том числе в рамках соблюдения обязательных требований законодательства, доведение информации об их изменениях, ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации.
В разделе "Профилактика нарушений обязательных требований в области охраны животного мира" размещены Доклады Агентства об осуществлении видов государственного надзора в рамках полномочий по состоянию на первое полугодие и по истечению года, а также статистические отчеты, пояснительные записки к ним, объявления о проведении публичных мероприятий, Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства.
Также на странице Агентства размещены Правила и сроки охоты, а также памятки охотпользователям и охотникам: правила поведения при встрече с медведем, памятка охотника по технике безопасности при обращении с охотничьим огнестрельным оружием, по профилактике бешенства, о порядке действий представителей коренных малочисленных народов Севера Камчатского края, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования, при выявлении фактов незаконной охоты (браконьерства). Памятки распространяются государственными инспекторами при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий среди охотников, а также на конференциях и рабочих совещаниях с участием представителей общественных организаций и жителей региона.
При Агентстве сформирован Общественный совет по охоте и сохранению охотничьих ресурсов, который призван рассматривать наиболее значимые и актуальные проблемы, привлекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия Агентством необходимых решений в соответствующей сфере. Созданы Комиссия по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, а также Комиссия по проверке знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды входят в состав различных комиссий, комитетов, рабочих групп, созданных на уровне Правительства Камчатского края: Комиссия по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Камчатском крае, Рабочая группа по внедрению в Камчатском крае целевой модели регулирования и правоприменения "Осуществление контрольно-надзорной деятельности".
07 октября 2019 г. проведено публичное мероприятие в форме публичного обсуждения результатов правоприменительной практики по видам федерального государственного надзора (переданные полномочия) совместно с Министерством экономического развития и торговли Камчатского края и другими уполномоченными органами исполнительной власти Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.