Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
приказом
управления образования и науки области,
управления социальной защиты и
семейной политики области
от 31.01.2020 N 222/117-ф
Порядок
оказания организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощи в социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подготовке их к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов
1. Общие положения
1.1. Порядок оказания организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощи в социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их; числа, подготовке их к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов (далее - Порядок) разработан в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 481).
1.2. Настоящий Порядок регламентирует предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа мер по социальной адаптации, защите их прав и законных интересов на территории Тамбовской области.
1.3. Порядок определяет цели и условия оказания областными государственными организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), иными организациями, имеющими в своей структуре службы и центры постинтернатного сопровождения, помощи в социальной адаптации воспитанникам организаций для детей-сирот и выпускникам, завершившим пребывание в организациях для детей-сирот; подготовке выпускников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов.
1.4. Мероприятия по социальной адаптации и социальному сопровождению реализуются в целях:
подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни;
оказания содействия в защите прав и законных интересов выпускников организаций для детей-сирот;
оказания содействия выпускникам организаций для детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга;
профилактики социальной дезадаптации выпускников организаций для детей-сирот;
обеспечения преемственности реабилитационной работы с выпускниками организаций для детей-сирот в постинтернатный период;
повышения социальною статуса выпускников организаций для детей-сирот.
1.5. Постинтернатное сопровождение выпускников - деятельность по оказанию содействия выпускникам, нуждающимся в получении психологической, педагогической, юридической, медицинской, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, в том числе с привлечением организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
1.6. Субъекты постинтернатного сопровождения:
управление образования и науки Тамбовской области;
органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки и попечительства);
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего";
организации для детей-сирот и иные организации, на базе которых функционируют службы и центры постинтернатного сопровождения (далее - Центр);
профессиональные образовательные организации,
1.7. Управление образования и науки области: координирует деятельность организаций для детей-сирот; осуществляет текущий контроль за исполнением положений настоящего Порядка организациями для детей-сирот, Центрами.
1.8. Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего":
оказывает организациям для детей-сирот, Центрам организационно-методическую помощь;
организует работу по формированию банка данных выпускников организаций для детей-сирот.
1.9. Организации для детей-сирот, Центры оказывают помощь в социальной адаптации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов, представительства детей-сирот в государственных органах и органах местного самоуправления, организациях, а также посредством предоставления при необходимости возможности временного проживания.
Организации для детей-сирот, Центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с образовательными и медицинскими организациями, организациями социального обслуживания, центрами занятости населения.
1.10. Совместная деятельность субъектов постинтернатного сопровождения включает:
обмен информацией о выпускниках и воспитанниках организаций для детей-сирот;
проведение совместных мероприятий, направленных на содействие социальной адаптации выпускников;
согласование планов и действий.
1.11. Принципы постинтернатного сопровождения:
равный, свободный доступ граждан к сопровождению вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
добровольность;
конфиденциальность.
2. Направления и виды постинтернатного сопровождения
2.1. Направления деятельности центров постинтернатного сопровождения:
1) информационно-аналитическое;
2) социально-психологическое;
3) организационно-методическое.
2.2. Информационно-аналитическое направление включает:
1) ведение сводной аналитической карты оценки жизненных ситуаций, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями;
2) анализ профессионально-личностного становления;
3) ведение индивидуальных карт сопровождения; обследование жилищно-бытовых условий;
4) отслеживание результатов сопровождения;
5) ведение мониторинга деятельности Центра постинтернатного сопровождения.
2.3. Социально-психологическое направление включает:
1) защиту личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;
2) предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
3) организацию работы по повышению психологической устойчивости;
4) оказание помощи выпускникам в решений социально-бытовых вопросов;
5) организацию социально-адаптационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.4. Организационно-методическое направление включает:
1) организацию деятельности специалистов и социальных партнёров, направленной на поддержку выпускника;
2) организацию теоретических семинаров по обучению педагогов, наставников по вопросам социально-правовой и психолого-педагогической помощи выпускникам;
3) выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации.
2.5. Уровни постинтернатного сопровождения:
1) интенсивное сопровождение - организуется в случае, если действия, предпринимаемые для решения проблем, носят срочный, неотложный характер, в качестве меры экстренного реагирования на внезапно возникающие, острые проблемы выпускника;
2) поддерживающее сопровождение - организуется в стабильной для выпускника жизненной обстановке, но при неблагополучном уровне социальной адаптации, предусматривает систематическую совместную деятельность постинтернатного куратора, наставника и выпускника по нерешенным проблемам (повседневная психолого-педагогическая и юридическая помощь, привлечение внешних дополнительных ресурсов);
3) мониторинговое сопровождение - организуется при удовлетворительном уровне социальной адаптации лица, либо осуществляется после интенсивного сопровождения и предусматривает контакт постинтернатного куратора, наставника и выпускника не реже одного раза в неделю, осуществляется для того, чтобы обеспечить сохранение достигнутых результатов.
2.6. Виды помощи, оказываемой в процессе постинтернатного сопровождения:
1) социальная помощь - содействие выпускнику в приобретении навыков адаптации в обществе, оформлении социальных выплат и льгот, пенсий по инвалидности, содействие в оформлении детских пособий, единовременных пособий, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, трудоустройстве, получении регистрации, помощь в организации летнего отдыха, а также в получении иной необходимой государственной помощи в интересах выпускника;
2) психологическая помощь - осуществление психологической диагностики, направленной на выявление социально-психологических характеристик выпускника, консультирование по вопросам психологического здоровья и улучшения отношений выпускника с окружающими его людьми, обсуждение проблем и рекомендаций о путях их решения, обучение выпускника преодолевать трудности и выходить из конфликтов в семье и социуме, мобилизация собственных ресурсов выпускника на решение существующих проблем; осуществление психологической коррекции и реабилитации выпускника, проведение профессиональной ориентации выпускника в целях выбора сферы деятельности (профессии);
3) педагогическая помощь - проведение просветительской работы для всестороннего развития выпускника, содействие развитию различных интересов выпускника, содействие в устройстве выпускника в профессиональную образовательную организацию, содействие в формировании представлений о культуре семейной жизни, ответственного отношения к родительству, содействие в приобретении навыков самостоятельного проживания, навыков ухода за детьми; организация групповой работы (в том числе в рамках клубной работы);
Нумерация приводится в соответствии с источником
3) медицинская помощь - содействие в консультировании выпускника медицинскими специалистами, посредничество при осуществлении реабилитационных, информационных, профилактических, лечебных мероприятий, консультаций по вопросам сохранения и укрепления здоровья, формирование представлений выпускника о здоровом образе жизни и путях преодоления вредных привычек, содействие в поддержке и охране здоровья, в получении медицинских и реабилитационных услуг, в оформлении инвалидности по медицинским показаниям и т.д.;
4) юридическая помощь - консультирование по вопросам законодательства Российской Федерации и Тамбовской области, гарантий и льгот, на которые имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, предоставление информации, необходимой выпускнику для решения сложной жизненной ситуации; юридическое сопровождение в реализации и защите личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов.
2.7. Для осуществления сопровождения выпускников специалисты используют различные формы и методы работы; консультирование, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги, клубы выпускников, совместное посещение учреждений и организаций для решения проблем выпускника, составление запросов и ходатайств, наставничество, сопровождаемое проживание и т.д.
3. Условия и порядок принятия решения об организации постинтернатного сопровождения
3.1. Лицами, в отношении которых может быть организовано постинтернатное сопровождение (далее - лицо), являются:
1) воспитанники организаций для детей сирот за 2 года до выпуска;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет; завершившие пребывание в организации для детей-сирот, лица из их числа в возрасте до 23 лет;
3) дети-сироты и дети" оставшиеся без попечения родителей" лица из их числа возрасте до 23 лет; завершившие пребывание в замещающей семье.
3.2. Основаниями для постинтернатного сопровождения являются в совокупности:
1) сообщение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, физических и юридических лиц, служб социально-психологической помощи после наблюдения либо обследования социально-бытовых условий и образа жизни лица;
2) личное обращение выпускника в организацию, осуществляющую постинтернатное сопровождение, за помощью.
3.3. Обстоятельствами, обуславливающими нуждаемость выпускников в сопровождении, являются:
отсутствие определенного места жительства;
отсутствие работы и средств к существованию;
трудности социальной адаптации;
трудности в реализации права на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
трудности в трудоустройстве и др.
3.4. Лицо, нуждающееся в постинтернатном сопровождении, предоставляет в Центр следующие документы:
1) письменное заявление лица о постинтернатном сопровождении по форме в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку, к которому прилагаются копии следующих документов:
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (оригинал предоставляется при личном присутствии);
3) документы, подтверждающие факт отсутствия родительского попечения.
3.5. Регистрация заявления лица о постинтернатном сопровождении осуществляется в срок, не превышающий 15 минут с момента поступления заявления.
Основания для отказа в приеме документов отсутствуют.
3.6. Основаниями для отказа в организации постинтернатного сопровождения, являются следующие обстоятельства:
1) лицо не относится к числу лиц, в отношении которых может быть организовано постинтернатное сопровождение в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка;
2) лицо представило письменное заявление, оформление которого не соответствует требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 3.4 настоящего Порядка;
3) лицо не представило копии документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 3.4 настоящего Порядка.
3.7. В случае отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Порядка, организация, осуществляющая постинтернатное сопровождение:
регистрирует заявление в Журнале учета выпускников (приложение N 3);
в срок, не превышающий одного рабочего дня, принимает решение об организации постинтернатного сопровождения;
в срок, не превышающий одного рабочего дня, заключает с лицом, в отношении которого будет организовано постинтернатное сопровождение, договор о постинтернатном сопровождении (далее - Договор) по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку,
3.8. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Порядка, организация, осуществляющая постинтернатное сопровождение, в срок, не превышающий одного рабочего дня, направляет заявителю и в соответствующий орган опеки и попечительства муниципального образования области решение об отказе в организации постинтернатного сопровождения.
4. Организация постинтернатного сопровождения
4.1. Постинтернатное сопровождение начинается с заключения Договора между лицом, в отношении которого будет организовано постинтернатное сопровождение, и организацией, осуществляющей постинтернатное сопровождение, с обязательным уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина.
4.2. Срок действия Договора зависит от периода постинтернатного сопровождения, установленного в соответствии с индивидуальной картой сопровождения (далее - индивидуальная карта).
4.3. Договор может быть расторгнут досрочно в случаях:
1) отказа лица от сопровождения (по личному заявлению);
2) устранения причин, по которым осуществлялось постинтернатное сопровождение;
3) перемены места жительства лица. При расторжении Договора по данному основанию лицу предоставляется информация о перечне организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение, на территории области.
4.4. Основаниями для досрочного расторжения Договора могут служить соответствующие документы, которые представляются в организацию органом опеки и попечительства либо лицом.
4.5. Без заключения Договора возможно предоставление лицу разовых услуг, включая консультирование.
4.6. Лицо, нуждающееся в постинтернатном сопровождении, вправе обратиться в любую организацию, осуществляющую постинтернатное сопровождение, из числа расположенных на территории области.
Перечень организаций, осуществляющих постинтернатное сопровождение, размещается на официальном сайге управления образования науки области.
4.7. В целях обеспечения эффективного постинтернатного сопровождения организация, осуществляющая постинтернатное сопровождение, назначает специалиста постинтернатного сопровождения (далее - специалист).
По должностной принадлежности специалистом сопровождения выпускника могут выступать специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагог-психологи.
4.8. Специалист непосредственно:
1) организует сопровождение выпускника, координирует межведомственное взаимодействие, информирует выпускника о мероприятиях и мотивирует на самостоятельные действия направленные на преодоление его проблемы и прописанные в индивидуальной карте;
2) разрабатывает в течение пяти рабочих дней с даты заключения Договора и реализует индивидуальную карту.
Специалист является ответственным за выполнение мероприятий индивидуальной карты.
Мероприятия индивидуальной карты разрабатываются с учетом мнения выпускника, в ней учитываются ресурсы выпускника, его социальное окружение;
3) обеспечивает защиту, обработку, хранение и использование персональных данных выпускника в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных;
4) при отказе лица от постинтернатного сопровождения при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение условий его жизнедеятельности, разъясняет последствия принятого решения;
5) на каждого сопровождаемого формирует личное дело, в котором хранятся документы, предусмотренные пунктами 3.4, 3.8 настоящего Порядка, а также Договор, индивидуальная карта, результаты мониторинга и иные документы.
4.9. Для организации постинтернатного сопровождения субъекты применяют в своей деятельности:
единую документацию - набор документов, обеспечивающих фиксацию данных, обмен информацией и преемственность сопровождения, последовательность и порядок заполнения которых являются обязательными;
единые алгоритмы деятельности;
единые подходы к организации постинтернатного сопровождения выпускников.
4.10. Номенклатура единой документации:
Социальная карта - электронный документ, фиксирующий социальные данные выпускника на момент принятия его на сопровождение (заполняется специалистом организации для детей-сирот, ответственным за подготовку к выпуску воспитанников из организации);
Карта оценки социальных навыков - электронный документ для оценки сформированности социальных навыков (заполняется специалистом организации для детей-сирот совместно с воспитанником предвыпускного года).
Карта оценки жизненной ситуации (далее - карта ОЖС) - электронный документ, позволяющий охарактеризовать жизненную ситуацию выпускника с точки зрения имеющихся трудностей и рисков, определить направления работы и отслеживать динамику изменения ситуации (ведется специалистом Центра, осуществляющим сопровождение организации для детей-сирот и профессиональной образовательной организации);
Сводная карта оценки жизненной ситуации (далее - сводная ОЖС) - электронный документ, для объединения результатов оценки жизненной ситуации всех выпускников, находящихся на сопровождении (заполняется специалистом Центра, ответственным за проверку и ведение карт ОЖС);
Индивидуальная карта сопровождения - это документ; в котором отражена система мероприятий по оказанию выпускнику медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи в целях решения его проблем, возникающих в самостоятельной жизни.
4.11. Критерием результативности постинтернатного сопровождения является улучшение условий жизнедеятельности лица, повышение степени возможности самостоятельного решения проблем, которое подтверждается анализом результатов выполнения индивидуальной карты с отметками о выполнении мероприятий по сопровождению.
Анализ результатов выполнения индивидуального плана проводится специалистом не реже одного раза в квартал. По результатам анализа при необходимости в индивидуальную карту вносятся изменения.
4.12. Выпускник снимается с сопровождения по достижении 23 лет, но в случаях, когда выпускнику требуется поддержка, допускается продление срока сопровождения до 25 лет.
4.13. Результаты реализации индивидуальной карты выпускника, достигшего 23 лет, рассматриваются на консилиуме Центра. Консилиум принимает решение о прекращении или продлении сопровождения выпускника после 23 лет. В состав консилиума входят: администрация организации, на базе шторой функционирует Центр, специалисты, представители субъектов постинтернатного сопровождения.
4.14. Все материалы по сопровождению выпускника специалист сдает на хранение делопроизводителю.
4.15. Организация, осуществляющая постинтернатное сопровождение:
1) ведет журнал учета лиц, с которыми организована работа по сопровождению, по форме в соответствии с приложением N 3 к настоящему Порядку;
2) направляет в Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего" ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным, мониторинг деятельности Центра постинтернатного сопровождения выпускников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.