Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента социальной защиты
населения Ивановской области
от 05.02.2020 N 8
Приложение
к приказу
Департамента социальной защиты
населения Ивановской области
от 20.05.2015 N 186-о.д.н
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Пояснительная записка
Семья является важнейшим условием нормального развития любого ребенка. Если обратиться к функциям, которые выполняет в обществе семья, то очевидно, что никакой другой коллектив не наделен уникальной функцией биологического и духовного воспроизводства человечества. Роль семьи не может быть компенсирована никакими другими институтами социализации.
Взросление ребенка вне семьи приводит к эмоциональному недоразвитию, внутренней пустоте, поверхностности в отношениях с окружающими, к "обезличенности". У ребенка формируется устойчиво низкая самооценка, неуважение к себе и окружающим, отрицательный образ самого себя и, в результате, болезненные черты характера, негативные стереотипы поведения. Для компенсации последствий депривации в кровной семье ребенок нуждается в новом опыте принципиально новых отношений со взрослыми.
Устройство в семью - это лучший способ наиболее полно удовлетворить потребности нормального развития ребенка. Семья является естественной средой для развития человека, поэтому при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в первую очередь предпринимаются попытки определения его именно в семью. В семье дети учатся социально одобряемому поведению и построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью.
Необходимость специализированной подготовки и сопровождения замещающих родителей - факт, который на сегодняшний день не вызывает сомнений. Это связано с тем, что люди, желающие взять ребенка в семью, не предполагают, какие изменения их ждут и с какими трудностями им придется столкнуться. Отдельная причина - не соответствующее ожиданиям родителей
3
поведение детей, принятых из учреждений. Большинство таких детей не имеет положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются отставание в развитии, психические, физиологические отклонения и психосоматические заболевания, спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в условиях учреждения.
Отсутствие обучения приводит к тому, что в неподготовленных семьях возникают большие сложности на начальном этапе принятия ребенка или позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды семьи, не имеющие подготовки и лишенные сопровождения, отказываются от воспитания ребенка.
Замещающие родители испытывают потребность в том, чтобы подготовка к принятию ребенка не ограничивалась сбором необходимых документов. Они проявляют интерес к:
психологическим и медицинским особенностям детей, оставшихся без попечения родителей;
состоянию их здоровья;
причинам, по которым ребенок оказался в учреждении; деталям процедуры оформления правовых отношений с органами опеки и попечительства;
психологическим последствиям, возникающим с появлением нового члена семьи, и т.п.;
особенностям личностного и интеллектуального развития детей и способам их развития;
формам и методам коррекции нарушений поведения у детей и т.д.
Наиболее эффективной, доступной и информативной формой помощи таким семьям до приема ребенка могут быть курсы подготовки замещающих родителей.
Специфические особенности возникающих трудностей у замещающих семей диктуют определенные требования к содержанию и организации обучения: содержание обучения должно быть ориентировано на перестройку сознания человека, который принимает в семью приемного, нередко проблемного, ребенка;
необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых замещающему родителю придется принять участие;
целесообразно сочетание информации общего плана и индивидуального порядка;
обучение должно носить практико-ориентированный характер; знания и формируемые умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности замещающей семьи, и помогать их решать.
Цель программы: содействие развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи программы:
1. Распространение достоверной и полезной информации для потенциальных замещающих родителей.
2. Комплексное обучение кандидатов в замещающие родители, включая консультирование по психологическим, социально-педагогическим, юридическим и медицинским проблемам.
Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы: возрастной, педагогической и социальной психологии;
приоритетности интересов детей, обеспечения государством их защиты; гуманизма; открытости; ценностного подхода; целесообразности.
Участники программы: кандидаты в замещающие родители (далее - кандидаты в приемные родители, замещающие родители, приемные родители).
В реализации программы принимают участие квалифицированные специалисты (психологи, юристы, социальные педагоги).
В программу включены следующие формы деятельности: информационнопросветительская работа, консультация, диагностика, социально-психологический тренинг, итоговая аттестация.
1. Учебно-тематический план
N п/п |
Разделы |
Количество часов |
Форма проведения |
|||
всего |
в том числе |
|||||
лекции |
семинары - тренинги |
индивидуальное консультирование |
||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
4 |
2 |
1 |
1 |
очная |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
1 |
3 |
|
очная, очно-заочная |
3 |
Этапы развития ребенка |
3 |
|
3 |
|
очная |
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
очная, очно-заочная |
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
3 |
1 |
2 |
|
очная, очно-заочная |
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
7 |
1 |
5 |
1 |
очная, очно-заочная |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
4 |
|
4 |
|
очная |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинение вреда здоровью ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
очная, очно-заочная |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
4 |
|
4 |
|
очная |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
7 |
1 |
6 |
|
очная, очно-заочная |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
4 |
3 |
|
1 |
очная, очно-заочная |
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
3 |
|
3 |
|
очная |
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
2 |
|
|
2 |
очная |
14 |
Итоговая аттестация |
1 |
|
|
1 |
очная |
15 |
ВСЕГО |
53 |
11 |
36 |
6 |
|
2. Программа
Раздел 1. "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители"
Изучение тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки:
- выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей, ребенок), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Диагностический этап подготовки кандидатов в приемные родители (с согласия кандидатов в приемные родители). В ходе диагностических исследований:
- изучаются личностные качества потенциального замещающего родителя, профессиональная и личностная готовность к выполнению роли родителя, внутрисемейные отношения;
- выявляются истинные мотивы принятия ребенка в семью, характерные установки на воспитание приемного ребенка, критерии успешности и факторы риска функционирования потенциальной замещающей семьи.
Изучение тем настоящего раздела программы завершается проведением с кандидатом в приемные родители структурированного интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". В ходе интервью выясняются мотивы, ожидание, понимание правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсы семьи (материальные, социально-психологических условия в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка).
Кандидатом в приемные родители заполняется анкета кандидата в замещающие родители по форме, утвержденной распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 27.01.2017 N 18 "Об утверждении перечня документов по организации работы Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей".
Феноменологическое интервью с кандидатом в приемные родители проводится на протяжении всего курса подготовки. Главной целью феноменологического интервью является выявление истинной мотивации кандидата к приему в семью ребенка и степени сотрудничества с Центром подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей.
Перечень методик, используемых на диагностическом этапе * подготовки кандидатов в приемные родители
Параметры исследования |
Название методики |
Мотивация к приёму ребенка в семью, согласованность мотивов у супругов по принятию ребенка в семью |
1. Стандартизированное интервью (В.Н. Ослон, Д.С. Райкус, Р.К. Хьюз) 2. Оценка адекватности мотивов приема ребенка в семью (опросник на мотивацию приема) (В.Н. Ослон) 3. Опросник "Мотивация выбора приемного ребенка" (В.В. Савченко, Г.Н. Соломатина) |
Стабильность и качество супружеских отношений |
1. Опросник "Психологический климат семьи" 2. Тест семейных ресурсов II (А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова) |
Предполагаемые типы воспитания детей у потенциальных родителей |
1. Тест на определение отношения родителей к ребенку (сокращенный вариант методики PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет) 2. Методика "Стратегии семейного воспитания" С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной |
Личностные особенности кандидатов |
1. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна 2. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Г. Айзенка) 3. Тест - опросник Г. Шмишека. Акцентуации характера 4. Опросник эмоциональной эмпатии (А. Мехрабиан, М. Эпштейн (адаптация Ю.М. Орловым, Ю.Н. Емельяновым) 5. Тест "Умеете ли Вы справляться со стрессом" (К. Байер, Л. Шейнберг) 6. Тест "Исследование уровня ситуативной и личностной тревожности" (опросник Спилберга) 7. Тест на выявление уровня самооценки. Методика на определение уровня самооценки (С.В. Ковалев) 8. Тест "Склонность к конфликтам" ("Настольная книга практического психолога" Е.И. Рогов, М. 2000 г., Опросник К. Томаса "Стиль поведения в конфликте" (адаптирован Н.В. Гришиной), Методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) 9. Модифицированная методика "Тест на импульсивность в принятии решений" 10. Методика М. Рокича "Ценностные ориентации" |
* Указанные методики используются с согласия кандидатов в приемные родители. Допускается использование иных методик по выбору психолога.
Раздел 2. "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей"
Изучение тем:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;
- знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители;
- понятие о мотивации приемных родителей.
Раздел 3. "Этапы развития ребенка"
Изучение тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность;
- психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей;
- понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Особенности полового воспитания приемного ребенка;
- уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Раздел 4. "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка"
Изучение тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- дихотомия "жертва - агрессор", понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)"
Изучение тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка, роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
- понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие), последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи"
Изучение тем:
- общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка;
- особенности ожидания приемных семей, страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации, подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- типичные ошибки воспитания в приемной семье, проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка, различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью, проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми;
- приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги, разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей, техники эмоциональной саморегуляции;
- этапы адаптационного периода, чувства и переживания ребенка, приходящего в семью, способы преодоления трудностей адаптации;
- задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками);
- изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений;
- особенности первых контактов с ребенком;
- организация первых дней ребенка дома;
- тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
- понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье).
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"
Изучение тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
- стили воспитания;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка"
Изучение тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка;
- влияние наследственности, наиболее часто встречающиеся генетические заболевания и их диагностика;
- гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания;
- охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни;
- предупреждение семейного насилия.
Раздел 9. "Особенности полового воспитания приемного ребенка"
Изучение тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка, формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- методы и приемы полового воспитания в семье;
- роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка;
- мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка"
Изучение тем:
- представление о семье как о развивающейся системе;
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития;
- способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила;
- построение семейной генограммы, обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье;
- личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью;
- составление карты семьи;
- роль сотрудничества членов семьи кандидатов в приемные родители в процессе воспитания ребенка;
- индивидуально-личностные особенности детей-инвалидов, особенности воспитания и обучения, специфика ухода за детьми-инвалидами.
Раздел 11. "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан"
Изучение тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство).
Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Ивановской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства);
- личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей, грамотное управление имуществом и денежными накоплениями подопечного;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации;
- меры социальной поддержки замещающих семей, взявших на воспитание ребенка-инвалида, установленные федеральным законодательством и законодательством Ивановской области; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка-инвалида, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Раздел 12. "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям"
Изучение тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом. Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Раздел 13. "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители"
Темы для подведения итогов:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление заключения по результатам прохождения подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и психологической оценки кандидата в замещающие родители по формам, утвержденным распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 27.01.2017 N 18 "Об утверждении перечня документов по организации работы Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей" (с согласия кандидата в приемные родители).
3. Специальные программы
3.1. Кандидаты в приемные родители, желающие взять в семью на воспитание ребенка подросткового возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка-инвалида), братьев/сестер, наряду с обучением по основной программе дополнительно проходят обучение по специальным программам.
3.2. Учебно-тематический план подготовки граждан, желающих взять в семью на воспитание ребенка, подросткового возраста
Цель: подготовка кандидатов в приемные родители к выстраиванию отношений и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста.
Задачи:
повышение осведомленности об особенностях подросткового возраста, об основных видах рискованного поведения современных подростков;
повышение компетентности в области помощи подросткам, пережившим жестокое обращение;
формирование (развитие) специальных родительских компетенций, готовности к приёму в семью на воспитание ребенка подросткового возраста;
обучение взаимодействию с различными организациями в получении поддержки от специалистов и сообществ.
N п/п |
Разделы |
Количество часов |
|||
всего |
в том числе |
||||
лекции |
семинары - тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||
1. |
Психологические особенности и потребности детей подросткового возраста. Особенности подросткового периода детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
1 |
|
|
2. |
Психологические барьеры адаптации подростков |
3 |
|
2 |
1 |
3. |
Влияние паттерна (стиля, формы) привязанности и травматического опыта на поведение подростка |
2 |
|
2 |
|
4. |
Половое воспитание детей подросткового возраста |
2 |
|
2 |
|
5. |
Проблемы обучения |
2 |
1 |
|
|
6. |
Общение с подростком. Способы разрешения конфликтных ситуаций |
3 |
|
2 |
1 |
|
ИТОГО |
12 |
2 |
8 |
2 |
Раздел 1. "Психологические особенности и потребности детей подросткового возраста. Особенности подросткового периода детей, оставшихся без попечения родителей"
Изучение темы: физиологические изменения и их влияние на психологию подростков (повышение самостоятельности, стремление к независимости, формирование сознательного отношения к себе, расширение сферы деятельности).
Раздел 2. "Психологические барьеры адаптации подростков"
Изучение тем:
- главные задачи в подростковом возрасте (обретение независимости и приобретение идентичности);
- подростковые проблемы (интенсивное чувство потери, заниженная самооценка, серьезные эмоциональные и поведенческие трудности, как результат раннего прерывания процесса привязанности к взрослым);
- факторы, обеспечивающие успешную адаптацию ребенка в замещающей семье (возраст ребенка, черты его характера, опыт прошлой жизни и уровень развития социальных навыков);
- этапы адаптации подростка в условиях приемной семьи ("знакомство", "возврат в прошлое/регрессия", "привыкание/медленное восстановление", "поиск себя").
Раздел 3. "Влияние паттерна (стиля, формы) привязанности и травматического опыта на поведение подростка"
Изучение тем:
- привязанность как форма адаптации; типы привязанности (безопасная (надежная), амбивалентная (сопротивляющаяся), избегающая, дезорганизованная, симбиотическая (смешанный тип);
- поведенческие паттерны при различных типах привязанности (успокаивающая (безопасная), тревожно-оборонительная, тревожно-избегающая); паттерны привязанности в подростковом возрасте.
Раздел 4. "Половое воспитание детей подросткового возраста"
Изучение тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка;
- понимание разницы в проявлении нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- методы и приемы полового воспитания, роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания подростка;
- мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте, защита подростка от сексуального насилия.
Раздел 5. "Проблемы обучения"
Изучение тем:
- учебная мотивация подростков, причины низкой учебной мотивации, психологические проблемы низкой учебной мотивации, способы стимулирования мотивации;
- подростки и компьютер, как уберечь детей от компьютерной зависимости;
- выбор профессионального маршрута.
Раздел 6. "Общение с подростком. Способы разрешения конфликтных ситуаций"
Изучение тем:
- причины возникновения трудностей в общении;
- способы преодоления трудностей в общении.
3.3. Учебно-тематический план подготовки граждан, желающих взять в семью на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(ребенка-инвалида)
Цель: подготовка кандидатов в приемные родители к приёму детей с нарушениями развития.
Задачи:
расширение теоретических и практических знаний в области психологии детей, имеющих проблемы развития, психические, неврологические, некоторые соматические заболевания;
ознакомление с основными принципами воспитания и помощи ребенку, имеющему аномалии развития;
освоение ряда навыков взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стратегии их обучения, социализации;
ознакомление с системой междисциплинарной помощи ребенку, имеющему проблемы развития, принципами профессиональной помощи таким детям.
N п/п |
Темы |
Количество часов |
|||
всего |
в том числе |
||||
лекции |
семинары - тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||
1 |
Структура детской инвалидности |
1 |
1 |
|
|
2 |
Особенности адаптации семьи при принятии ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Особенности детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья |
4 |
1 |
2 |
1 |
4. |
Критерии оценки ресурсности семьи для приема детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) |
1 |
1 |
|
|
5. |
Информация о службах помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья |
2 |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
12 |
6 |
4 |
2 |
Раздел 1. "Структура детской инвалидности"
Изучение тем:
- понятия "ограниченные возможности здоровья" и "инвалидность";
- позитивное влияние семейного устройства детей с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью на их развитие.
Раздел 2. "Особенности адаптации семьи при принятии ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Изучение темы: препятствия на пути эффективной интеграции ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья в семью (трудность формирования, нарушения детско-родительских отношений - недостаточное взаимопонимание, взаимопринятия, дистанцированность в общении с детьми; недостаток родительского авторитета и эмоциональной близости; неадекватное отношение у замещающих родителей к ограниченным возможностям здоровья, болезни, инвалидности; недооценивание родителями серьёзности состояния здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, недостаточное понимание необходимости оказания специальной помощи ребенку).
Раздел 3. "Особенности детско-родительских отношений в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
Изучение темы: специальная родительская компетенция и методы ее формирования.
Раздел 4. "Критерии оценки ресурсности семьи для приема детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью)"
Изучение темы: ключевые характеристики для семей, желающих взять на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью (наличие в семье кровных/приёмных детей с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью; наличие в детском опыте матери отношений с братьями/сестрами с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью; стабильность семейных отношений, согласованность воспитательного воздействия; высокий уровень самоорганизации родителей; наличие хорошо организованной социально поддерживающей сети).
Раздел 5. "Информация о службах помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья"
Изучение темы: виды помощи и компетентные органы по ее оказанию.
3.4. Учебно-тематический план подготовки граждан, желающих взять в семью на воспитание братьев/сестер
Цель: подготовка кандидатов к приёму в семью на воспитание братьев/сестер.
Задача: формирование (развитие) специальных родительских компетенций, готовности к приёму в семью на воспитание братьев/сестер.
N п/п |
Темы |
Количество часов |
|||
всего |
в том числе |
||||
лекции |
семинары - тренинги |
индивидуальное консультирование |
|||
1 |
Особенности родственных отношений воспитанников детского дома (варианты отношений между братьями/сестрами, воспитывающимися в учреждении) |
2 |
2 |
|
|
2 |
Особенности адаптации братьев/сестер в замещающей семье |
3 |
|
2 |
1 |
3 |
Способы поддержания отношений между братьями/сестрами в замещающей семье |
2 |
|
2 |
|
4 |
Трудности формирования взаимоотношений между кровными и приемными детьми (братьями/сестрами) (подготовка кровного ребенка к приходу в семью братьев/сестер) |
4 |
1 |
2 |
1 |
5 |
Критерии оценки ресурсности семьи для приема братьев/сестер |
1 |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
12 |
4 |
6 |
2 |
Раздел 1. "Особенности родственных отношений воспитанников детского дома".
Изучение темы: родственные связи, однополые и разнополые братья/сестры, психологические характеристики братьев/сестер по порядку их рождения, варианты отношений между братьями/сестрами, воспитывающимися в учреждении (привязанность или потеря связи), возможные формы общения между братьями/сестрами, влияние институциональных условий на родственные отношения, плюсы совместного помещения братьев/сестер в семью.
Раздел 2. "Особенности адаптации братьев/сестер в замещающей семье".
Изучение тем:
- ролевые позиции братьев/сестер (утешитель, опекун, пример, конкурент, союзник, друг);
- родственные позиции (старшие и младшие);
- родственные конфликты (норма и патология), ревность братьев/сестер;
- влияние семейного неблагополучия на родственные отношения.
Раздел 3. "Способы поддержания отношений между братьями/сестрами в замещающей семье".
Изучение темы: динамика родственных отношений на протяжении жизни, отличия в поведении братьев/сестер в замещающей семье (проявление вербальной и физической агрессии, высокий уровень конкуренции, ревности и борьбы, легче объединиться для достижения цели).
Раздел 4. "Трудности формирования взаимоотношений между кровными и приемными детьми (братьями/сестрами)".
Изучение тем:
- подготовка кровного ребенка к приходу в семью братьев/сестер;
- интеграция братьев/сестер в замещающую семью, показатели эффективности их адаптации.
Раздел 5. "Критерии оценки ресурсности семьи для приема братьев/сестер".
Изучение темы: ключевые характеристики для семей, желающих взять на воспитание братьев/сестер (личный опыт воспитания братьев/сестер, наличие в личном опыте (особенно матери) многодетных семей, стабильность семейных отношений, возможность выделить собственное пространство, четкая ролевая структура семьи, открытость границ "базовой семьи" для включения группы, достаточный уровень стрессоустойчивости семьи).
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
свои права и обязанности как приемных родителей как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье; способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье; оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям; заботиться о здоровье ребенка;
соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
5. Итоговая аттестация по программе
5.1. Итоговая аттестация по программе проводится в форме собеседования по темам программы с применением заданий в виде открытых вопросов (приложение 1) и вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест) (приложение 2). Кроме вопросов по темам программы в итоговую аттестацию входит практическое задание (разбор проблемной ситуации) (приложение 3).
5.2. Критерии оценки задания в виде открытых вопросов: каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале:
1 балл - содержание вопроса не изложено;
2 балла - содержание вопроса изложено не связно, не раскрыта суть изученного материала;
3 балла - содержание вопроса изложено не связно, не раскрыта суть изученного материала, демонстрируется прочность и прикладная направленность полученных знаний и умений, но при ответе допущены значительные ошибки, иногда нарушается последовательность изложения или отсутствуют некоторые существенные элементы содержания;
4 балла - содержание вопроса изложено связно, в краткой форме, раскрыта суть изученного материала, демонстрируется прочность и прикладная направленность полученных знаний и умений, но при ответе допущены незначительные ошибки, иногда нарушается последовательность изложения или отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания;
5 баллов - при ответе продемонстрированы системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса изложено связно, в краткой форме, последовательно раскрыта суть изученного материала, демонстрируется прочность и прикладная направленность полученных знаний и умений.
5.3. Критерии оценки вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест): каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла, при выборе одновременно "верного" и "неверного" ответов на вопрос, учитывается общий результат, как "неверный" - 0 баллов.
5.4. Критерии оценки выполнения практического задания: кандидатам предлагается рассмотреть одну проблемную ситуацию, практическое задание оценивается по пятибальной шкале:
1 балл - отсутствие варианта ответа;
2 балла - предложенный вариант является неприемлемым. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы детей не рассматриваются, а их интересы не учитываются. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.;
3 балла - приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы "здесь и теперь" ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается;
4 балла - предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к детям, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность на положительный эффект не подкреплена соответствующими знаниями;
5 баллов - дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности принимаемого ребенка. Обоснование включает анализ ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку целей и задач; учет особенностей детей, предвидение результатов воздействия.
5.5. Критерии успешного прохождения итоговой аттестации: максимальная оценка при итоговом собеседовании - 127 баллов, прохождение итогового собеседования - не менее 65% от максимального числа баллов (76 баллов).
5.6. Результаты итоговой аттестации (приложение 4) включаются в состав личного дела кандидата в замещающие родители, формируемого в соответствии с распоряжением Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 27.01.2017 N 18 "Об утверждении перечня документов по организации работы Центров подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей".
Приложение 1
к программе
подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Перечень
открытых вопросов
1. Назовите нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуру семейного устройства ребенка.
2. Какие семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в Российской Федерации?
3. Назовите требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в замещающие родители.
4. Назовите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.
5. Перечислите меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Ивановской области.
6. Где кандидатам в замещающие родители могут оказать содействие в подборе ребенка?
7. Перечислите права и обязанности замещающих родителей.
8. Перечислите основные потребности ребенка, которые родители должны удовлетворять до достижения им возраста 18 лет.
9. Сколько времени длится период адаптации приемного ребенка в семье?
10. Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Приемным родителям может показаться, что хорошего и милого ребенка вдруг словно подменили. Он перестает слушаться, ведет себя не так, как хочется взрослым. В такой момент приемные родители могут испугаться, не совершили ли они ошибку, правильно ли сделали, что взяли этого ребенка в семью. Почему подобный кризис необходим приемной семье?
11. По каким признакам Вы поймете, что у Вашего приемного ребенка формируется привязанность к Вам?
12. Перечислите признаки нарушения привязанности в поведении ребенка.
13. Какова, по Вашему мнению, роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста?
14. В чем, по Вашему мнению, заключается обеспечение безопасного воспитания ребенка?
15. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению.
16. Охарактеризуйте понятие "гиперактивный ребенок". Тактика воспитания гиперактивного ребенка.
17. Что обозначает термин "отягощенная наследственность"? Какие особенности развития относятся к наследственным?
18. Назовите формы "трудного" поведения приемного ребенка и способы работы с ними.
Приложение 2
к программе
подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Перечень
вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (тест)
1. Опека - это...?
а) форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством не вправе совершать самостоятельно;
б) форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
2. Усыновление - это...?
а) форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по защите прав этого ребенка между его родителями (если они не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем;
б) форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, производимая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными тех же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми;
в) форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
3. Могут ли лица, лишенные родительских прав, взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей?
а) да; б) нет; в) по усмотрению органов опеки.
4. Приёмный ребёнок, находящийся под опекой (попечительством), на общение с кровными родственниками (бабушками, дедушками, братьями, сестрами и т.д.):
а) имеет право; б) не имеет права.
5. Депривация - это...?
а) психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека в удовлетворении в достаточной мере его основных психических потребностей, характеризующееся выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов;
б) процесс приспособления органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям;
в) нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
6. Какой из этапов адаптации считается самым критическим?
а) "Медовый месяц";
б) "Установление детско-родительских отношений: "Уже не гость";
в) "Вживание"; г) "Стабилизация отношений".
7. Привязанность - это...?
а) тесная эмоциональная связь между людьми, характеризующаяся взаимным вниманием, чуткостью и отзывчивостью и желанием поддерживать близкие отношения;
б) оценка личностью самой (самого) себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая ею (им) себе или отдельным своим качествам.
8. С какого периода начинается половое развитие ребенка?
а) ранний дошкольный возраст; б) подростковый возраст;
в) младенческий возраст; г) младший школьный возраст
9. На каком из этапов переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
а) депрессия и вина; б) стадия гнева; в) шок и отрицание; г) принятие.
10. Определите стиль воспитания: "Теплые отношения, высокий уровень контроля. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Также они признают и право самого ребенка на саморазвитие. Родители понимают, какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать, и в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции".
а) либеральный; б) авторитетный; в) авторитарный;
г) индифферентный/безразличный.
11. Соотнесите виды насилия с их признаками.
Виды насилия |
Признаки |
1) физическое насилие; 2) сексуальное насилие (развращение); 3) психическое (эмоциональное) насилие; 4) пренебрежение нуждами ребенка |
а) - открытое неприятие и постоянная критика ребенка; - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме; - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму; - унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; - угрозы бросить ребенка, манипуляции: "Не любишь меня - уходи к другой маме", "Ты мне такой не нужен"; - игра на чувствах ребенка; б) преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку; в) - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию; - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; г) вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды |
12. Соотнесите ведущий вид деятельности к каждому возрастному периоду:
Период |
Вид деятельности |
1) период новорожденности; 2) раннее детство; 3) дошкольное детство; 4) младший школьный возраст; 5) подростковый возраст; 6) юность |
а) трудовая деятельность; б) учебная деятельность; в) общение со сверстниками; г) игра; д) эмоциональное общение со взрослыми; е) предметно-манипулятивная деятельность |
13. Если маленький ребенок хорошо вошел в замещающую семью, с ним не будет проблем в подростковом возрасте?
а) да; б) нет.
14. Соотнесите с возрастным периодом поведенческие проявления.
Возрастной период |
Поведенческие проявления |
1) дошкольный возраст; 2) младший школьный возраст; 3) подростковый возраст |
а) бросается в крайности, эмоциональная нестабильность, сверхчувствительность, отношение "я сам знаю", характерен негативизм, строптивость, протест-бунт, упрямство, своеволие, деспотизм; б) изменение мотивации, появление произвольности поведения, смена игровой деятельности на учебную, изменение отношения к окружающему миру, появление самоконтроля, в т.ч. самоконтроль эмоций; в) повышенная любознательность, постоянно задает вопросы, нуждается в одобрении взрослого, имитирует и подражает манерам и привычкам взрослого, очень подвижен, устает, когда продолжительное время чем-то одним занимается, начинает раздражаться и капризничать |
15. Если ребенок плохо себя ведет, значит ли это, что ему не подходит приёмная семья?
а) да; б) нет.
16. У замещающих родителей могут возникнуть отрицательные чувства к приёмному ребенку?
а) да; б) нет.
Приложение 3
к программе
подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Варианты проблемных ситуаций
1. "Никите 10 лет, он учится в начальной школе. В приемной семье Никита совсем недавно. Мальчик почти год жил в детском доме, после того, как его забрали из кровной семьи, в которой мальчик подвергался физическому насилию. На прошлой неделе приемных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведет себя агрессивно по отношению к своим одноклассникам. Он может ударить другого ребенка, когда тот не делает то, что хочет Никита. Накануне Никита устроил серьезную драку с мальчиком, который его обозвал.".
2. "Оле 8 лет, она живет в приемной семье вместе со своей младшей сестренкой Катей (3 года) уже год. Приемная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Оля вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Оле никак не удается наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить. Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у нее стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что просто не помнит, как потратила. Но вчера у нее пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и ювелирные изделия. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Оля. Почти все она раздала своим одноклассницам в школе.".
3. "Приемная дочь постоянно просит о наказании. За любую погрешность просит, чтоб ее запирали в темном чулане, при отказе грубит родителям и упрекает их в отсутствии любви, просит отвезти ее обратно в детский дом. Такое поведение ребенка пугает приемных родителей, они начинают сомневаться в своем выборе, отзываются о детях, оставшихся без попечения родителей, как о психически неполноценных.".
4. "В своих играх приемный ребенок агрессивен: он постоянно душит мишку, заклеивает ему рот. В играх демонстрирует крушение, устраивает аварии и радуется произошедшему. Также стали поступать жалобы от воспитателя группы о том, что ребенок обижает других детей. Нередки случаи, когда приемный ребенок и сам жалуется на то, что его обижают мальчики в группе. ".
5. "Мы с мужем, теперь уже бывшим, 3 года назад взяли под опеку мальчика в возрасте 3 лет. Своих детей у нас нет (по медицинским причинам), и решение о принятии ребенка в нашу семью было совместным. Он попал в дом ребенка после смерти своей мамы. Отношения в нашей семье складывались неплохо, мальчик активно рос и развивался. Но через 2 года муж стал все чаще задерживаться вечерами, а еще через год он заговорил о разводе. Я никак не ожидала такого поворота, потому что очень сильно любила мужа, и сейчас его люблю. Недавно мы развелись. Мне сейчас очень тяжело, но при сыне я стараюсь держаться, не плакать, не показывать своего горя. Сейчас я воспитываю сына одна, о разводе с мужем сказала ему очень коротко, так как не знаю, надо ли говорить с ребенком на эту тему. Боюсь нанести Саше еще одну травму, ведь в жизни ему и так уже досталось. Кроме того, в последнее время воспитатели в детском саду стали жаловаться, что сын стал агрессивным, отнимает игрушки, затевает драки, может ударить как мальчика, так и девочку. Но со мной он ведет себя спокойно, стал даже более послушным, чем раньше, и я не понимаю, с чем связана его агрессия в детском саду.".
6. "Приемная мама объяснила ситуацию приёма детей в семью следующим: у них с мужем в семье воспитывались 3 кровные дочери, очень хотелось сыновей, но мечте так и не было суждено реализоваться. На семейном совете было решено взять из детского дома сначала Никиту, потом и Севу. Хотелось, чтобы нашей младшей дочери было интереснее расти, было гармоничным развитие, было больше общения - детей мы с мужем взяли одного возраста (т.е. на сегодняшний день им всем по 8 лет). Между детьми часто случаются конфликтные ситуации, только конфликты носят "скрытый" характер. Бывает, что, то у одного, то у другого из мальчиков наблюдается резкая смена настроения, снижается активность. Такая же реакция наблюдается и у кровной дочери Насти. В последнее время, она просто "верховодит" ребятами, разговаривает с ними в приказном тоне, часто капризничает по пустякам, стала обидчивой.".
7. "Два месяца назад мы в нашу семью взяли мальчика и девочку (Славик и Ксюша, 7 и 9 лет). К тому моменту у нас уже было двое своих детей и двое приемных. Слава и Ксюша сразу стали называть нас папой и мамой, с остальными детьми у них сложились хорошие отношения. Месяц назад мне позвонила женщина и сказала, что она тетя Славы и Ксюши. Она настаивала на посещении детей, говорила, что хочет привезти подарки. В тот момент я не знала, что мне делать. Я пригласила ее к нам. Но как сказать об этом детям? Вдруг, они захотят уехать с родной тетей, и я не смогу их удержать? Когда я набралась смелости и сообщила детям о том, что завтра приедет их тетя, Ксюша опустила глаза и произнесла: "Я не хочу ее видеть". А Слава напротив, обрадовался. Ксюша посмотрела на него и сказала: "Ты тоже не хочешь ее видеть". Славик замер и согласился. Что мне делать? Общение с родственниками должно быть. Почему так резко изменилось отношение детей к тете?".
8. "У нас с мужем есть родная и приемная дочь. Обеим девочкам по три года. Приемную дочку мы взяли полгода назад. Девочки сразу подружились, вместе играют, ревности нет, они сразу нашли общий язык. Я заметила, что приемная дочь стала кушать очень много, кушает с жадностью, словно боится, что у нее отнимут. Спустя какое-то время она стала прятать еду в постель, кушать украдкой. Воспитатель из дома ребенка рассказала нам о том, что девочка жила в неблагополучной семье, мать уходила надолго и оставляла девочку голодной. Она могла голодать до нескольких дней. Мы обеспокоены здоровьем девочки, не знаем, как вести себя в такой ситуации.".
9. "Приемный ребенок живет в нашей семье уже около полутора лет. Паше 7 лет, он имел педагогическую запущенность, в детский сад ходил очень недолго. В этом году он пошел в первый класс. Трудности начались почти сразу же. Паша плохо запоминает учебный материал, не запоминает буквы, возникли трудности с чтением, письмом. Вернулся энурез, хотя нам казалось, что мы его вылечили. Я очень переживаю, сможет ли он учиться в обычной школе, не станет ли двоечником, ведь может сказаться плохая наследственность.".
10. "У нас неполная семья. Я проживаю с мамой, с мужем в разводе. Воспитываю двухлетнего сына. 9 месяцев назад взяла под опеку новорождённого мальчика. В последующем планирую его усыновить. Мальчик быстро адаптировался в нашей семье. Так как между детьми разница в возрасте небольшая, они быстро нашли общий язык и теперь "не разлей вода". Несмотря на то, что ребёнок ещё маленький, меня уже сейчас беспокоит то, как и когда сказать ребёнку о том, что он приёмный.".
11. "Мы взяли двух детей из детского дома (Лиза 16 лет и Славик 5 лет). Как позже оказалось, дети проживали в одной квартире со вторым "гражданским" мужем матери (отцом Славика), который периодически вступал в сексуальную связь с Лизой. Мать никак не реагировала на жалобы Лизы. Когда Славе было 2 года, его отца посадили, а мать лишили родительских прав. Дети были отправлены в приют, а затем в детский дом. Славик нам сразу понравился, как только мы его увидели в детском доме. А про Лизу нам сказали позже, когда мы готовили документы. Сейчас Лизе уже 18 лет и встает вопрос об ее отдельном и самостоятельном проживании. Жилье, закрепленное за Лизой, является и жильем ее матери и отчима, который недавно освободился из мест лишения свободы. Каким образом мы можем обеспечить безопасность Лизы?".
12. "Я взяла Рому полтора года назад, когда он заканчивал первый класс. Учился он сносно, на тройки, иногда четверки. Со стороны учителя особых претензий к поведению не было. Я его перевела в другую школу, поближе к дому. Сейчас учитель каждый день мне перечисляет то, что Рома "натворил" в школе: дерётся, пинается, портит чужие вещи, отвлекает детей во время урока. Пока я сижу рядом с ним - все уроки выполнены, а в классе, на уроках - ничего не делает, поет песни, обзывает детей. Учитель настоятельно рекомендует перевести Рому на домашнее обучение.".
13. "Лена в семье живет недавно. Первый этап адаптации проходил без особых проблем. Однажды, приемная мама, придя домой, обнаружила в комнате девочки коробку из-под телевизора, внутри которой была устроена постель. Лена наотрез отказывалась спать в кровати: "Вы неправильно спите! Спать надо здесь! Это настоящая кровать! Вы ничего не знаете и не понимаете!! Я всегда так спала!".
14. "Ира, девочка 3-х лет, проживает в семье 1 месяц. В целом, адаптация проходит нормально, но у девочки наблюдаются вспышки гнева по отношению к кровному ребенку. Она провоцирует конфликты, склонна к нанесению себе физических увечий (стукает себя по лицу, царапает руки). Однажды вечером, когда приемная мама готовили ужин, в детской комнате раздался крик. Приёмная мама бросились к детям и увидела, что Ира жестоко избивает другого ребенка.".
Общая инструкция ответа к проблемной ситуации:
- прочитайте ситуацию, дайте объяснение тому, что происходит с ребенком (детьми) в замещающей семье;
- перечислите пути решения данной ситуации с обоснованием выбранного варианта решения;
- какое развитие событий в семье можно предположить, если оставить ситуацию без изменения.
Приложение 4
к программе
подготовки лиц, желающих принять на
воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей
Форма
Результаты итоговой аттестации по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, (ФИО кандидата в приемные родители)
N п/п |
Вид задания |
Количество набранных баллов |
I |
Открытый вопрос (max 90 баллов) |
|
II |
Вопрос с вариантами ответов (max 32 баллов) |
|
III |
Практическое задание (max 5 баллов) |
|
|
Общее количество баллов (max 127 балл) |
|
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 5 февраля 2020 г. N 8 "О внесении изменения в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.