Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу председателя
Комитета по ценам и тарифам
Московской области
от 21 января 2020 г. N 3
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам в Московской области за 2019 год
Основы правоприменительной практики
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области за 2019 год подготовлен в рамках реализации статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Московской области от 18.10.2018 N 764/37 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 12.08.2014 N 640/32 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области", Административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере регулирования цен (тарифов) на территории Московской области, утвержденного распоряжением Комитета от 08.10.2018 N 240-Р, приказа Комитета по ценам и тарифам Московской области от 13.12.2018 N 115 "Об утверждении ведомственной Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, разработанной Комитетом по ценам и тарифам Московской области на 2019 - 2021 годы" и во исполнение Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области, утвержденного приказом председателя Комитета от 16.04.2018 N 37.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единства практики применения органами государственного контроля (надзора) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора) путем их доведения до сведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - объекты государственного контроля);
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора) обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46 "О формировании Комитета по ценам и тарифам Московской области" к основным функциям Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) относится исполнение регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области. Данное направление деятельности закреплено за контрольным управлением Комитета.
Функции по контролю реализуются путем проведения плановых и внеплановых выездных контрольных мероприятий, мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, систематического наблюдения и анализа отчетности регулируемых организаций, а также профилактики нарушений обязательных требований.
Кроме того, контрольным управлением осуществляется:
составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с компетенцией Комитета;
выдача предписаний об устранении нарушений;
организация работы по проведению административных комиссий; подготовка постановлений по делам об административных правонарушениях;
составление ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
подготовка отчетов, относящихся к компетенции контрольного управления;
участие в судебных заседаниях по административным делам;
участие в деятельности рабочих групп;
участие во встречах с населением и юридическими лицами, проведение разъяснительной работы;
подготовка аналитических справок по различным вопросам;
подготовка материалов к совещаниям;
размещение информации о проведенных плановых и внеплановых проверках в Едином реестре проверок; об административных правонарушениях - в информационной системе ГИС ЖКХ; об осуществлении государственного контроля - в ГАС "Управление".
Таким образом, за Комитетом закреплены функции по осуществлению государственного контроля за ценообразованием в отношении более 15 независимых направлений такого контроля; общее количество хозяйствующих субъектов, потенциально попадавших в 2019 году под контрольные мероприятия, - более 3000.
Результаты правоприменительной практики за 2019 год
В 2019 году при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностные лица Комитета руководствовались Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере регулирования цен (тарифов) на территории Московской области, утвержденным распоряжением Комитета от 08.10.2018 N 240-Р.
Комитетом проведено свыше 260 контрольных мероприятий за 2019 год.
Контрольно-надзорная деятельность Комитета реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые, внеплановые, выездные, документарные), рассмотрения жалоб, заявлений, сообщений, поступивших от государственных органов, организаций, и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также в форме систематического наблюдения и анализа информации, подлежащей раскрытию. Указанные мероприятия проводятся с целью осуществления государственного контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области.
I. Проверки
Основными задачами проверок является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулируемого ценообразования. Предметом плановых и внеплановых проверок является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проект плана проверок на очередной год составляется Комитетом до 1 сентября текущего года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Комитет направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проект ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
После согласования с прокуратурой Московской области утвержденный приказом от 07.11.2018 N 100 председателя Комитета план проверок размещается на сайте Комитета и Прокуратуры (план проверок на 2019 год опубликован 26.12.2018), таким образом, каждая организация имеет возможность ознакомиться с планом проверок на следующий год.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 N 764/37 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 12.08.2014 N 640/32 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Московской области" при формировании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2019 году применялся риск-ориентированный подход.
Согласно плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год проведено 14 проверок хозяйствующих субъектов.
Выполнение утвержденного ежегодного плана проведения проверок составило 100%.
С 01.01.2016 Комитетом не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель о проведении плановой проверки уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Внеплановые проверки проводятся Комитетом с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного постановления Правительства Российской Федерации N 543 вместо "27.06.2013" следует читать "13.06.2013"
Проверки, проведенные Комитетом с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, в отчетном периоде отсутствовали.
За 2019 год Комитетом проведено 15 выездных проверок ресурсоснабжающих организаций, в том числе 14 плановых и 1 внеплановая.
По итогам проведения проверок выявлены нарушения в 14 организациях, возбуждено 26 дел об административных правонарушениях, на 14 юридических лиц наложено 25 штрафов. Типичным нарушением, выявленным в ходе проведения проверок, является ведение организацией раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности с нарушением действующего законодательства. При этом в отношении 1 организации нарушения законодательства не выявлены.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, в отчетном периоде отсутствовали: за 2019 год в судебном порядке оспаривались результаты одной проверки Комитета (ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России г.о. Власиха), оставшиеся без изменений.
За отчетный период случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не выявлены.
II. Мониторинг обязательных требований
В рамках систематического наблюдения и анализа осуществляется контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, стандартов раскрытия информации, использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам.
В 2019 году по результатам систематического наблюдения и анализа за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, стандартов раскрытия информации Комитетом вынесено 113 предписаний об устранении нарушений законодательства о стандартах раскрытия информации. Выявленные нарушения устранены регулируемыми организациями в установленные сроки.
По результатам проведенного в 2019 году мониторинга за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) на услуги в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения на 2018 год, установлено: фактическое освоение инвестиционных ресурсов за счет тарифных источников по итогам 2018 года в отношении 231 инвестиционной программы, утвержденной для 135 организаций, составило 11464 млн. руб. (80% от плана).
По итогам работы в 2019 году в связи с неосвоением инвестиционных ресурсов контрольным управлением Комитета предложено к исключению экономически необоснованных затрат регулируемых организаций, учтенных в тарифах на очередной период регулирования, на общую сумму 2386 млн. руб.
III. Профилактика нарушений обязательных требований
В рамках деятельности по профилактике нарушений обязательных требований в 2019 году Комитетом выдано 65 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, опубликовано 44 информационных сообщения в новостных порталах СМИ и социальных сетях и проведены вебинары. Также на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" размещаются сведения о типовых нарушениях законодательства, допущенных регулируемыми организациями, и перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля.
Комитетом реализованы все мероприятия Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2019 год, утвержденной приказом от 13.12.2018 N 115 "Об утверждении ведомственной Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, разработанной Комитетом по ценам и тарифам Московской области на 2019 - 2021 годы".
В 2019 году сотрудники контрольного управления Комитета совместно с представителями Мингосуправления Московской области активно участвовали в реализации приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности".
Административное производство
Всего за отчетный период Комитетом возбуждено 136 административных дел, по итогам рассмотрения которых наложено 93 взыскания в виде административных штрафов, по 11 делам объявлены предупреждения, 6 делам объявлены устные замечания, по 3 делам прекращено производство в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, по 18 делам материалы направлены судьям для рассмотрения и вынесения решений.
За отчетный период Комитетом выдано 40 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. По результатам осуществления контроля за их исполнением Комитетом возбуждено и передано в суды для рассмотрения 9 дел об административных правонарушениях в соответствии со ст. 19.6 КоАП РФ, 31 представление исполнено субъектами контрольных мероприятий в установленные сроки.
За 2019 год Комитетом выявлено 24 нарушения, выразившихся в непредставлении сведений или представлении заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов); в отношении лиц, допустивших правонарушения, возбуждены дела об административных правонарушениях, в том числе 7 дел по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ и 10 дел по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, 7 дел по ст. 19.7 КоАП РФ.
Должностными лицами Комитета, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, постоянно изучается судебная практика других субъектов Российской Федерации о допускаемых ошибках в составлении административных протоколов и иных процессуальных документов с целью их исключения. За отчетный период 2019 года ошибок при составлении административного материала не выявлялось. В отчетном периоде 7 постановлений Комитета о привлечении к административной ответственности обжаловались субъектами контрольных мероприятий в судах, из этого количества 4 постановления Комитета судом оставлено без изменений, по 3 делам решение не принято.
Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований
Сведения о выявленных Комитетом нарушениях в 2019 году
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
Количество нарушений, выявленных по обращениям граждан |
Всего нарушений |
1 |
Нарушение порядка ценообразования |
49 |
14 |
63 |
2 |
Нарушение стандартов раскрытия информации |
31 |
0 |
31 |
3 |
Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений |
24 |
0 |
24 |
4 |
Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности |
2 |
0 |
2 |
|
Итого |
106 |
14 |
120 |
За 2019 год типичными нарушениями обязательных требований являлись нарушения, предусмотренные ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" и ст. 19.8.1 "Непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса".
Нарушения, предусмотренные ст. 19.7.1 КоАП РФ "Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)", по большей части обусловлены недобросовестным отношением должностных лиц регулируемых организаций и органов местного самоуправления, ответственных за соблюдение сроков и исполнение обязательных требований по предоставлению информации, в том числе отчетности, в адрес Комитета.
Одним из побудительных мотивов по исполнению и соблюдению сроков запросов Комитета является обязанность регулирующего органа по привлечению нарушителей к административной ответственности с размерами штрафных санкций от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей на юридических лиц, а также в случае повторного совершения должностным лицом аналогичного правонарушения предусмотрена мера наказания в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
При этом исполнение обязательных требований со стороны организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, не требует финансовых затрат и зависит исключительно от уровня исполнительской дисциплины должностных лиц регулируемых организаций.
В сфере регулируемого ценообразования одним из наиболее распространенных нарушений, совершаемых организациями, является нарушение порядка ценообразования, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ для должностных, юридических и физических лиц в виде наложения административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Так, в 2019 году типичным видом таких нарушений являются:
- ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности у РСО с нарушением действующего законодательства;
- отсутствие установленных тарифов на регулируемые государством виды деятельности в коттеджных поселках и садоводческих товариществах на территории Московской области.
Также за 2019 год типичными нарушениями обязательных требований явились нарушения в сфере раскрытия информации, а именно - нарушения, выразившиеся в нарушении сроков раскрытия информации о регулируемой деятельности, связанные с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 N 390 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которым раскрытие информации осуществляется в Федеральной государственной информационной системе "Единая Информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (ФГИС ЕИАС).
Всего за 2019 год Комитетом назначено административных наказаний в виде административных штрафов на сумму более 9 млн. руб.
За отчетный период на счет Комитета поступило свыше 8,1 млн. руб.
Сведения о проведенных проверках за 2019 год
Наименование РСО |
Информация об итогах проверок |
ООО "Водотеплоканализационное хозяйство", г.о. Луховицы |
Расчет стоимости размера арендной платы по договорам аренды не соответствует основам ценообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения |
ПАО "МОЭСК" филиал "Западные электрические сети" |
Применение не установленных органом регулирования тарифов за технологическое присоединение |
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, г.о. Власиха |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности. Отсутствует программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности |
МУП "Балашихинский водоканал", г.о. Балашиха |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности |
МУП "ШПТО ГХ", городской округ Шатура |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности |
АО "Люберецкая теплосеть", Люберецкий муниципальный район |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности. Предоставление в Комитет недостоверной информации в рамках размещения сведений по стандартам раскрытия информации |
ООО "Тепловые сети г. Железнодорожный", г.о. Балашиха |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности. Предоставление в Комитет недостоверной информации в рамках размещения сведений по стандартам раскрытия информации |
АО "Истринская теплосеть" |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности |
ПАО "Мособлгаз" |
Применение не установленных органом регулирования тарифов за технологическое присоединение |
МУЖКП "Котельники" |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности. Предоставление в Комитет недостоверной информации в рамках размещения сведений по стандартам раскрытия информации |
ПАО "РКК Энергия" |
Отсутствует программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Предоставление в Комитет недостоверной информации в рамках размещения сведений по стандартам раскрытия информации |
ОАО "Химкинский водоканал" |
Ведение бухгалтерского учета с нарушением требований законодательства о ведении раздельного учета расходов и доходов организации по видам деятельности. Предоставление в Комитет недостоверной информации в рамках размещения сведений по стандартам раскрытия информации |
МУП "Большие Вяземы" |
Нарушения не выявлены |
АО "Мособлэнерго" |
Применение не установленных органом регулирования тарифов за технологическое присоединение |
Информация размещена на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" в форме справок о результатах выездных проверок: http://ktc.mosreg.ru/deyatelnost/knd/otchety-o-kontrolnyh-meropriyatiyah? page=1.
Заключительные положения
В целях предупреждения нарушений обязательных требований действующего законодательства, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Комитет:
- проводит семинары и вебинары по вопросам изменения законодательства в сфере тарифного регулирования с регулируемыми организациями;
- обеспечивает размещение на официальном сайте Комитета нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля;
- осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации;
- подготавливает комментарии к содержанию новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и внесенных изменений в действующее законодательство.
По итогам 2019 года основными видами нарушений обязательных требований регулируемыми организациями являются применение не установленных органом регулирования тарифов и несоблюдение правил ведения раздельного учета по видам деятельности в части учета доходов и расходов на подключение к централизованным системам теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Прием предложений, замечаний и вопросов по обзору правоприменительной практики органа контроля осуществляется должностными лицами Комитета по адресу: г. Москва, ул. Коккинаки, д. 6, а также путем направления предложений на электронную почту Комитета по адресу: mosoblkomzen@mosreg.ru, тема письма - вопрос по докладу по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Комитета по ценам и тарифам Московской области за 2019 год.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 21 января 2020 г. N 3 "Об утверждении обзора правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.