Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации
города Омска
от 4 февраля 2020 г. N 46-п
Информация
о направлениях развития системы образования города Омска и перспективном планировании с учетом региональных и федеральных стратегических документов
В соответствии с долгосрочными целями и приоритетами Российской Федерации, Омской области главной целью социально-экономического развития города Омска до 2030 года является стабильное улучшение комфортности жизни в городе Омске.
Комфортность жизни определяется и оценивается по совокупности показателей, характеризующих уровень развития и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.
В 2018 году разработана Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2030 года, утвержденная Решением Омского городского Совета от 19 декабря 2018 года N 101 (далее - Стратегия-2030).
При формировании Стратегии-2030 учитывались документы и проекты документов стратегического планирования федерального и регионального уровней, нормативные правовые акты, разрабатываемые и принимаемые в их развитие, в том числе Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и разработанный в целях реализации данного Послания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Стратегия-2030, как документ стратегического планирования, разработана с учетом актуальных макроэкономических тенденций и новых вызовов времени, диктующих современные трактовки основных ценностных характеристик общества: качества жизни, инновационных технологий, цифровой экономики, экологического равновесия, пространственной организации, новых управленческих подходов, а также приоритетов муниципальной политики города Омска в социально-экономической сфере.
В Стратегии-2030 указаны 13 приоритетов стратегической задачи "Повышение качества и доступности услуг в сфере общего и дополнительного образования". В настоящее время наиболее актуальными приоритетами для развития системы образования города Омска являются:
- создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов;
- организация участия педагогических работников в апробации модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов;
- подготовка учителей к аттестации по новой модели, предполагающей возможность вертикальной карьеры учителя и дифференцированную систему должностей учителей;
- обеспечение реализации дистанционных образовательных технологий;
- развитие единой электронной образовательной среды, позволяющей организовать коллективное использование электронных образовательных ресурсов.
На территории муниципального образования города Омска в сфере образования существует ряд проблем, в том числе недостаток педагогических кадров, способных обучать на уровне выше стандарта, необходимость повышения профессиональной квалификации педагогических работников с целью повышения качества образования в городе Омске, решение которых возможно путем реализации вышеуказанных приоритетов стратегической задачи "Повышение качества и доступности услуг в сфере общего и дополнительного образования".
В настоящее время для обеспечения наиболее эффективного решения вышеуказанной задачи как на федеральном и региональном уровнях, так и на муниципальном уровне предпринимается следующее.
Создана национальная система учительского роста (далее - НСУР), направленная на повышение профессионального уровня педагогических работников, которая до 2020 года будет постепенно внедряться на всей территории Российской Федерации. Внедрение НСУР - одна из задач, поставленная перед педагогическим сообществом в рамках национального проекта "Образование".
Особенности НСУР:
- применение нового формата аттестации, который позволит педагогическому работнику продемонстрировать свои знания и опыт;
- совершенствование нормативной правовой базы, что позволит упорядочить критерии оценки профессионализма педагогического работника;
- использование различных методов стимулирования педагогических работников к повышению уровня квалификации.
В целях дальнейшего повышения качества и доступности услуг в сфере общего и дополнительного образования в рамках реализации вышеуказанных приоритетов на муниципальном уровне необходимо обеспечить организацию следующих мероприятий:
- выявление профессиональных затруднений педагогических работников для обеспечения персонификации повышения квалификации;
- подготовка педагогов к аттестации по новой модели, предполагающей возможность вертикальной карьеры педагогических работников и дифференцированную систему педагогических должностей;
- увеличение доли обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования детей, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды;
- обеспечение роста числа образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды;
- обеспечение роста доли обучающихся по программам общего образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования;
- повышение квалификации педагогических работников в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна";
- распространение успешного опыта управленческой деятельности в системе образования города Омска.
Основные направления и мероприятия по повышению профессионального развития педагогических работников на муниципальном уровне будут включены в план мероприятий по реализации НСУР до 2020 года, разработанный департаментом образования Администрации города Омска (далее - департамент образования).
Прохождение педагогическими работниками и руководителями образовательных организаций города Омска (далее - педагоги), подведомственных департаменту образования (далее - образовательные организации), курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки является одним из основных направлений повышения профессионального уровня.
В октябре 2019 года 130 педагогов образовательных организаций приняли участие в апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций.
Кроме того, департамент образования осуществляет взаимодействие с образовательными организациями, реализующими программы дополнительного профессионального образования.
В 2018 - 2019 учебном году в рамках реализации образовательного проекта "Программа профессионального развития учителей и руководителей образовательных организаций Омской области при поддержке ONHP", проводимого Министерством образования Омской области, публичным акционерным обществом "Омскнефтехимпроект" и Educare International Consultancy (Республика Сингапур), в общеобразовательных учреждениях города Омска проведены двухдневные тренинги по теме "Эффективные приемы развития у обучающихся навыков XXI века". Всего в тренингах приняли участие 59 школ (38 процентов от общего количества). По результатам тренингов 1920 педагогам (33 процента от общего количества педагогов) представлены обучающие структуры, позволяющие разрабатывать уроки, развивающие у обучающихся навыки XXI века - навыки 4К ("Кооперация", "Коммуникация", "Критическое мышление" и "Креативность").
Ежегодно среди педагогов образовательных организаций города Омска проводятся муниципальные этапы конкурсов профессионального мастерства: "Учитель года России" среди педагогов общеобразовательных учреждений, подведомственных департаменту образования (далее - школы), "Солнечный круг" среди педагогов дошкольных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования, "Сердце отдаю детям" среди педагогов учреждений дополнительного образования, подведомственных департаменту образования. Раз в два года проводится муниципальный этап конкурса "Педагог школы для всех" среди педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, социальных педагогов.
Количество участников муниципальных этапов конкурсов в 2018 - 2019 учебном году составило 116 человек. В 2019 - 2020 году по состоянию на 20 ноября 2019 года зарегистрировалось для участия 132 человека. Конкурсы профессионального мастерства способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, позволяют выявлять и поддерживать наиболее талантливых.
В рамках национального проекта "Образование" департаментом образования реализуется муниципальный подпроект "Управление реализацией индивидуальных программ профессионального развития педагогов", целью которого является разработка и внедрение эффективной системы управления реализацией индивидуальных программ профессионального развития педагогов на институциональном и муниципальном уровнях посредством формального, неформального и информального образования.
В рамках реализации подпроекта проведен мониторинг по выявлению кандидатур потенциальных "ведущих учителей" и "старших учителей" в городе Омске. В ходе мониторинга были определены 335 кандидатур потенциальных "ведущих учителей" и 429 кандидатур "старших учителей". В настоящее время 120 потенциальных "ведущих" и "старших" учителей проходят курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе "Технологии сопровождения профессиональной деятельности педагогов" на базе бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области". Проведен мониторинг наличия индивидуальных программ профессионального развития педагога. Программы разработаны в 120 школах (79 процентов от общего количества).
Ожидаемый результат подпроекта - внедрение практики сопровождения индивидуальной программы профессионального развития педагога в школах.
Весомый вклад в повышение профессионального уровня учителей приносит работа ассоциаций учителей-предметников. В системе образования города Омска созданы 16 ассоциаций учителей-предметников. Руководитель каждой городской ассоциации входит в состав соответствующей региональной ассоциации учителей-предметников. Всего в составе региональных ассоциаций учителей-предметников 67 педагогов школ.
Для взаимодействия учителей-предметников школ разработан муниципальный проект "Проектная площадка обмена опытом и наставничества "Импульс", целью которого является обеспечение доступности дистанционного взаимодействия, обмена опытом и наставничества учителей-предметников. Задача проекта заключается в разработке модели дистанционного взаимодействия и структуры инновационной образовательной площадки "Импульс" для оказания методического, информационного сопровождения учителей и непрерывного роста уровня профессиональной компетенции учителей.
В рамках федерального проекта "Учитель будущего" на региональном и муниципальном уровнях реализуется подпроект профориентационного характера "Будущий учитель - учитель будущего", целью которого является создание условий для привлечения в сферу образования педагогически замотивированных выпускников школ посредством внедрения системы профориентационной работы со школьными педагогическими сообществами, повышение престижа педагогической профессии.
В рамках регионального подпроекта "Лидерство в образовании" федерального проекта "Учитель будущего" реализуется муниципальный проект "Школа лидера в сфере образования "Территория - Омск", цель которого сформировать кадровый резерв управления в сфере образования города Омска.
В целях дальнейшего повышения качества и доступности услуг в сфере общего и дополнительного образования департамент образования обеспечивает развитие электронной образовательной среды и реализацию дистанционных образовательных технологий.
В муниципальной системе внедрен проект по применению электронных учебных изданий на площадках трех школ по отдельным учебным предметам (истории, информатике, естествознанию, литературе, физике и биологии).
В рамках муниципального проекта "Развитие цифрового пространства образовательных организаций города Омска в части создания сети информационно-библиотечных центров" создан городской информационно-ресурсный центр на базе бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Омска "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Перспектива" и введена электронная каталогизация на платформе компании "ЭйВиДи-систем", что позволяет объединить информационные ресурсы образовательных организаций.
Таким образом, вышеуказанные проекты (подпроекты) обеспечивают реализацию заявленных приоритетов стратегической задачи "Повышение качества и доступности услуг в сфере общего и дополнительного образования" в части восполнения недостатка педагогических кадров, способных обучать на уровне выше стандарта, и необходимости повышения профессиональной квалификации педагогов с целью повышения качества образования в городе Омске.
Вместе с этим для дальнейшего совершенствования управленческой деятельности руководителей образовательных организаций департаментом образования ведется работа по разработке муниципального проекта "Обучение школьных управленческих команд" через организацию института менторства (профессиональное образовательное сообщество для поддержки руководителей школ, обмена опытом и выработки новых идей и управленческих решений).
В результате реализации данного проекта в городе Омске школам будет присвоен статус "Школа, которая учит", руководителям школ - статус "Руководитель-ментор". Получение данных статутов позволит руководителю или школе делиться опытом с целью повышения результатов деятельности других образовательных организаций.
Стратегия-2030 определила стратегические приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития города Омска, основные направления их достижения на долгосрочную перспективу. Она является реальным инструментом сплочения городского сообщества, обеспечивающим видение будущего города Омска с позиций единства территории и общности интересов его жителей. Вышеуказанные мероприятия и проекты (подпроекты) помогут обеспечить достижение поставленных стратегических целей развития нашего города в сфере образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Омска от 4 февраля 2020 г. N 46-п "О направлениях развития системы образования города Омска... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.