Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 28 ноября 2019 г. N 36-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О.М. Серовой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2009 года N 394 "О внесении изменений в Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" и пунктом 39 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.B. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.B. Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки О.М. Серовой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка О.М. Серова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2009 года N 394 "О внесении изменений в Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан) и пунктом 39 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" (далее также - Правила).
Оспариваемым абзацем шестым постановления Кабинета Министров Республики Татарстан установлено, что владелец сертификата приобретает жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств. Обжалуемым пунктом 39 Правил предусмотрено, что, в случае, если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади приобретаемого жилого помещения меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по сертификату, размер субсидии подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, заявительница, являясь матерью пятерых детей, двое из которых инвалиды, в настоящее время со своей семьей в количестве 7 человек проживает в доме, жилая площадь которого составляет 35,0 кв. метров.
На основании постановления Исполнительного комитета Молвинского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан гражданка О.М. Серова была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список получателей сертификата в соответствии с Правилами.
Нарушение своих конституционных прав заявительница усматривает в том, что абзацем шестым постановления Кабинета Министров Республики Татарстан абзац первый пункта 34 Правил был изложен в новой редакции, согласно которой владелец сертификата приобретает жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств. До внесения данного изменения обжалуемая норма имела следующую редакцию: "Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств".
Она также указывает, что согласно предусмотренному оспариваемым пунктом 39 Правил пересчету размера субсидии из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади многодетная семья теряет часть законно предоставленной ей субсидии, в связи с чем, по ее мнению, неиспользованный размер субсидии должен передаваться многодетной семье в денежном выражении.
На основании изложенного гражданка О.М. Серова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать абзац шестой постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2009 года N 394 "О внесении изменений в Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" и пункт 39 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий" не соответствующими статьям 28 (части первая и вторая), 38 (части первая и третья), 54 (часть первая), 55 Конституции Республики Татарстан.
2. Конституционный суд Республики Татарстан, изучив жалобу гражданки О.М. Серовой, не находит оснований для принятия ее к рассмотрению.
Оспариваемый абзац шестой постановления Кабинета Министров Республики Татарстан излагает пункт 34 Правил в новой редакции, который уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан. В постановлении от 10 июля 2013 года N 54-П Конституционный суд Республики Татарстан отметил, что по своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления на безвозмездной основе субсидии для обеспечения жильем многодетных семей не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве дополнительного способа повышения уровня жизни указанных семей. Кроме этого, Республика Татарстан в силу федерального законодательства самостоятельно определяет условия и порядок предоставления субсидии для обеспечения жильем многодетных семей, принимая во внимание, в том числе и возможности бюджета республики. Конституционный суд Республики Татарстан также указал, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, связанной с реализацией права на жилище отдельными категориями граждан путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения, использование государственных жилищных сертификатов не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью обеспечивается возможность приобретения гражданином жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату. В условиях рыночной экономики размер безвозмездной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения может составлять как полный эквивалент рыночной стоимости жилья, так и усредненную расчетную величину денежных средств, позволяющих гражданину в зависимости от особенностей избранного им места жительства приобрести жилье в собственность либо полностью за счет этих средств, либо добавив собственные (заемные) средства (постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П, определения от 21 февраля 2008 года N 99-О-О, от 6 октября 2008 года N 679-О-О). В связи с чем Конституционный суд Республики Татарстан в своем постановлении пришел к выводу, что установление в абзаце первом пункта 34 Правил условия приобретения жилого помещения, в том числе и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств получателя субсидии, не может рассматриваться как нарушение конституционного права на жилище и признал данную норму соответствующей Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, поскольку предметом обращения гражданки О.М. Серовой является положение, относительно которого Конституционным судом Республики Татарстан уже вынесено постановление, сохраняющее свою силу, ее жалоба на основании пункта 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в этой части не может быть принята к рассмотрению.
Что касается довода заявительницы о том, что в случае пересчета размера субсидии исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади приобретенного жилого помещения неиспользованный размер субсидии должен передаваться многодетной семье в денежном выражении, необходимо отметить следующее.
Порядок и условия выдачи сертификатов для обеспечения жилыми помещениями многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлены оспариваемыми Правилами, в соответствии с которыми сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилых помещений, являющейся финансовой поддержкой государства (абзацы 1 и 2 пункта 2). Размер субсидии в соответствии с пунктом 6 Правил рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия, а норматив общей площади жилого помещения для расчета субсидии устанавливается в размере 18 кв. метров на каждого члена семьи.
Из указанного следует, что порядок и условия выдачи сертификата являются едиными для всех без исключения граждан, претендующих на его получение. Многодетная семья вправе использовать сертификат на приобретение жилого помещения как за счет средств субсидии, определенной в сертификате, так и в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также за счет средств субсидии, но в меньшем размере, чем это указано в сертификате, с пересчетом ранее установленного размера субсидии в зависимости от выбранного многодетной семьей жилого помещения. Сам по себе пересчет субсидии исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади приобретаемого жилого помещения, установленный обжалуемой нормой, не ограничивает право многодетных семей на использование средств сертификата как в полном объеме, так и частично, поскольку в силу пункта 17 Правил выдача сертификатов имеет строгое целевое предназначение - улучшение жилищных условий многодетных семей, имеющих пять и более детей в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан на соответствующий финансовый год.
Таким образом, обжалуемое положение пункта 39 Правил, как непосредственно связанное с необходимостью целевого расходования бюджетных средств, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявительницы и, следовательно, не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданки О.М. Серовой в этой части также не является допустимой.
Кроме того, требуя признать пункт 39 Правил не соответствующим Конституции Республики Татарстан, заявительница, по существу, предлагает внести целесообразные, с ее точки зрения, изменения в оспариваемую норму, что не относится к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 2 и 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73, 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О.М. Серовой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2009 года N 394 "О внесении изменений в Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" и пунктом 39 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий", поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке О.М. Серовой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Татарстан от 28 ноября 2019 г. N 36-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О.М. Серовой на нарушение ее конституционных прав и свобод абзацем шестым постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2009 года N 394 "О внесении изменений в Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" и пунктом 39 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 11 февраля 2020 г.