Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2020 г. N 13-35
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет для использования в работе Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ (далее - Методические рекомендации).
Просим довести указанные Методические рекомендации до сведения образовательных организаций и органов местного самоуправления.
Приложение: на 4 л.
|
А.А. Музаев |
Приложение
к письму Рособрнадзора
от 10.02.2020 N 13-35
Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ
Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662, подпункта 5.21 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885, приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях" и направлены на оказание методической помощи участникам Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), а также предназначены для использования в своей деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее соответственно - органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы), образовательными организациями, принимающими участие в организации и проведении ВПР.
Цели проведения ВПР
ВПР проводятся в целях:
осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.
Участники ВПР
Участниками ВПР по каждому учебному предмету являются все обучающиеся соответствующих классов всех образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего и/или среднего общего образования.
Перечень учебных предметов и классов, обучающиеся которых в обязательном порядке являются участниками ВПР, а также перечень учебных предметов и классов, по которым решение об участии в ВПР принимает образовательная организация, ежегодно утверждается Рособрнадзором.
Обучающиеся тех классов, в которых ВПР проводится в первый год, принимают участие в ВПР по решению образовательной организации.
Обучающиеся 11 классов принимают участие в ВПР по решению образовательной организации. В случае принятия образовательной организацией такого решения в ВПР по конкретному учебному предмету принимают участие все обучающиеся этой образовательной организации, не планирующие проходить государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по данному учебному предмету. Обучающиеся 11 классов, планирующие сдавать ЕГЭ по конкретному учебному предмету, принимают участие в ВПР по данному предмету по своему выбору.
Способ информационного обмена при проведении ВПР
Информационный обмен и сбор данных в рамках проведения ВПР осуществляется с использованием Федеральной информационной системы оценки качества образования (далее - ФИС ОКО) посредством внесения данных через личные кабинеты региональных, муниципальных координаторов (специалистов, назначенных органом субъекта Российской Федерации и муниципальным органом, для координации проведения ВПР на региональном и муниципальном уровнях) и образовательных организаций, в которых размещается актуальная информация о ходе проведения ВПР, инструктивные и методические материалы. Информационный обмен включает:
сбор необходимых сведений об образовательной организации для проведения ВПР;
публикацию инструктивных и методических материалов по проведению ВПР;
предоставление каждой образовательной организации комплектов заданий для проведения ВПР;
предоставление каждой образовательной организации ответов и критериев оценивания выполнения заданий ВПР;
предоставление образовательной организации форм для сбора результатов ВПР;
направление образовательной организацией сведений о результатах ВПР по каждому классу по каждому учебному предмету в виде заполненных форм в ФИС ОКО;
предоставление образовательной организации результатов по итогам проведения ВПР;
форум технической поддержки ВПР.
Этапы проведения ВПР
В целях проведения ВПР рекомендуется определить следующие порядки организации и проведения ВПР:
органам субъектов Российской Федерации - порядок организации и проведения ВПР в субъекте Российской Федерации;
муниципальным органам - порядок организации и проведения ВПР в соответствующем муниципальном образовании;
образовательным организациям - порядок организации и проведения ВПР в образовательной организации.
Порядок организации и проведения ВПР, в том числе может содержать:
этапы и сроки проведения ВПР в соответствии со сроками проведения ВПР, утверждаемыми Рособрнадзором;
сведения о региональных и муниципальных координаторах;
меры по обеспечению объективности результатов ВПР;
меры по обеспечению информационной безопасности в период проведения ВПР;
особенности участия в ВПР обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
информацию по использованию результатов ВПР.
При наличии в субъекте Российской Федерации соответствующих технических условий ВПР могут проводиться с использованием персональных компьютеров по согласованию с Рособрнадзором.
ВПР по иностранным языкам могут проводиться в объеме, соответствующем техническим возможностям образовательной организации.
В целях обеспечения объективности проведения ВПР к участию в ВПР по решению органа субъекта Российской Федерации могут привлекаться:
независимые наблюдатели;
специалисты в сфере образования, обладающие необходимыми знаниями для участия в проверке работ.
В этом случае предшествующие проведению мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля качества образования результаты ВПР могут учитываться при осуществлении федерального государственного контроля качества образования по решению органов субъектов Российской Федерации.
Проведение ВПР, проверка работ, выполненных обучающимися при проведении ВПР, и направление сведений о результатах ВПР по каждому классу по каждому учебному предмету в виде заполненных форм в ФИС ОКО осуществляется образовательной организацией в соответствии с порядком организации и проведения ВПР в образовательной организации.
Проверка работ может осуществляться на базе образовательной организации (по возможности коллегиально). В целях обеспечения объективности проверки ВПР по инициативе органа субъекта Российской Федерации или муниципального органа проверка работ ВПР может быть организована в месте, определенном органом субъекта Российской Федерации или муниципальным органом.
Решение о выставлении отметок обучающимся по результатам ВПР и иных формах использования результатов ВПР в рамках образовательного процесса принимает образовательная организация в соответствии с установленной действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования компетенцией.
Образовательной организации рекомендуется актуализировать локальные нормативные акты о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с учетом проведения ВПР.
Контроль за проведением ВПР
В целях обеспечения контроля за проведением ВПР, достоверности внесенных в ФИС ОКО сведений орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе:
направлять независимых наблюдателей в образовательную организацию на всех этапах ВПР: от получения и тиражирования материалов ВПР до внесения результатов в ФИС ОКО;
получать доступ к работам участников ВПР и отчетным формам по итогам проверки, проводить анализ объективности проведенной проверки в соответствии с системой оценивания отдельных заданий и проверочных работ в целом, перепроверку отдельных работ с привлечением специалистов в сфере образования, обладающих необходимыми знаниями для участия в проверке работ, не являющихся сотрудниками данной организации;
в случаях выявления фактов умышленного искажения результатов ВПР, информировать учредителя для принятия при необходимости управленческих решений в отношении должностных лиц, допустивших ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Сроки проведения ВПР, обработки результатов и хранения работ
Сроки проведения ВПР утверждаются Рособрнадзором.
Для каждого класса и учебного предмета, по которому проводится ВПР, устанавливается период времени, а также рекомендуемые даты проведения ВПР в данном классе по данному предмету. При невозможности проведения ВПР в установленные сроки по объективным причинам по согласованию с региональным координатором образовательная организация может провести ВПР по отдельным предметам в резервные дни. Резервные дни и порядок хранения работ участников ВПР в образовательной организации определяются порядком проведения ВПР в образовательной организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2020 г. N 13-35
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", февраль 2020 г., N 5, в журнале "Администратор образования", март 2020 г., N 5