Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Общие положения
Настоящий порядок взаимодействия разработан в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, предупреждения совершения ими повторных правонарушений и антиобщественных действий.
Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом N 120-ФЗ от 24 июня 1999 года "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с учетом полномочий органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством.
Порядок взаимодействия основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций:
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Закон Республики Татарстан от 13 октября 2008 года N 210 "О профилактике правонарушений в Республике Татарстан";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон РТ от 11 января 2017 г. N 3-ЗРТ "О профилактике правонарушений в Республике Татарстан"
Закон Республики Татарстан от 21 января 2009 года N 7-ЗРТ "Об общественных воспитателях несовершеннолетних";
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества";
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы";
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 414/633 "О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел";
Приказ МВД России от 15 октября 2013 года N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации";
Приказ МВД России от 29 марта 2019 года N 205 "О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности";
"Порядок организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа", утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2019 года N 381;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 апреля 2010 года N 294 "О формировании единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях";
Положение о межведомственной муниципальной системе социального патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении, утвержденного постановлением N 15-19 от 16 августа 2019 года Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан от 25 июня 2019 г. N 13-19 (в ред. постановление от 16 августа 2019 г. N 15-19)
Правовым основанием для начала межведомственной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними данной категории и их семьями, находящимися в социально опасном положении, является:
- заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- приговор, определение или постановление суда;
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Основные понятия и принципы организации работы:
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная программа реабилитации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи (далее - ИПР) - правовой акт, устанавливающий комплекс организационно-правовых, социально-педагогических, медико-психологических и иных мер, реализация которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает вывод несовершеннолетнего и/или его семьи из социально опасного положения;
Единый банк данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях (далее - единый банк данных) - совокупность сформированных на уровне муниципальных образований Республики Татарстан и республики в целом единых информационных ресурсов, содержащих унифицированную электронную информацию о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их семьях, о видах оказываемых социальных услуг, а также результатах проводимой индивидуальной профилактической работы с ними.
Принципы организации работы:
принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством согласования комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;
принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении;
принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических аспектов;
принцип принятия решения с максимальным соблюдением интересов несовершеннолетнего.
Основания для постановки несовершеннолетнего и его семьи на межведомственный учет:
Основаниями для постановки на муниципальный межведомственный учет семей и детей, находящихся в социально опасной ситуации, служит наличие обстоятельств безнадзорности или беспризорности несовершеннолетних, представляющих опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающих требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершения правонарушений или антиобщественных действий:
- неисполнение родителями (или иными законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, сохранению их здоровья и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- незавершенный суицид и попытка суицида несовершеннолетним;
- вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;
- совершение по отношению к несовершеннолетнему или другим членам семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;
- совершение несовершеннолетним правонарушения, преступления или антиобщественных действий;
- систематическое употребление несовершеннолетним наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении - форма документации. Содержит подробные записи о семье, ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений системы профилактики и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи; данные о происходящих в семье изменениях.
Муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК) межведомственный коллегиальный орган, созданный по решению муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, функционирует на базе отделения (центра) социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
На каждую семью, находящуюся в социально опасном положении, на межведомственном консилиуме разрабатывается межведомственная программа реабилитации, составленная с учетом предложений всех учреждений системы профилактики, ответственных за оказание адресной помощи семье.
Основными результатами и критериями эффективности индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними данной категории являются:
- законопослушное поведение несовершеннолетнего: отсутствие повторных преступлений, правонарушений, антиобщественных действий, фактов неисполнения обязанностей, возложенных судом, досрочное снятие с учета по исправлению поведения;
- успешная социализация несовершеннолетнего: занятость учебой (работой), участие в организованной досуговой деятельности;
- оздоровление обстановки в семье;
- наступление обстоятельств, исключающих возможность отрицательного влияния на детей;
- отсутствие признаков социально опасного положения семьи или несовершеннолетнего;
- наличие благоприятных условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, подтверждающиеся повторным актом обследования семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.