Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1950 г. N 2753
"Об утверждении Инструкции по уходу и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей"
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан утратившим силу с 21 февраля 2020 г.
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1950 г. прилагаемую Инструкцию по уходу и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей.
2. Обязать Министерства и ведомства организовать уход и эксплуатацию автомобильных стартерных аккумуляторных батарей, в соответствии с утверждённой Инструкцией.
3. Обязать Министерство государственной безопасности СССР:
а) при периодических технических осмотрах автомобилей производить контроль состояния аккумуляторных батарей;
б) ввести в программы по подготовке шофёров изучение, а в экзаменационные требования Государственной автомобильной Инспекции проверку знания Инструкции по уходу и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей.
Председатель |
И. Сталин |
Управляющий Делами |
М. Помазнев |
Инструкция вводится в действие с 1 июля 1950 г.
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Совета Министров СССР
от 29 июня 1950 г. N 2753
Инструкция
по уходу и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей
I. Общие указания
1. Настоящая Инструкция по уходу и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей является обязательной для шофёров и персонала по техническому обслуживанию автомобилей (аккумуляторщиков, электромехаников и др.), а также для инженерно-технического состава автохозяйств.
2. Технические требования, обусловленные особенностями отдельных типов и конструкций аккумуляторных батарей в отношении количества и плотности электролита, продолжительности зарядки, силы зарядного тока и др. должны выполняться в соответствии с указаниями заводов-изготовителей, изложенными в Правилах ухода и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей, прилагаемых к каждой батарее.
В случае отсутствия при новой аккумуляторной батарее заводских правил ухода потребитель должен немедленно затребовать их от завода-изготовителя или базы снабжения.
II. Первый заряд батареи
3. Новую аккумуляторную батарею залить электролитом и зарядить.
4. Электролит приготовить из аккумуляторной кислоты (ГОСТ 667 - 41) и дистиллированной, снеговой или дождевой воды, собранной не с железных крыш и не бывшей в железных сосудах.
Посуду для приготовления электролита применять только стойкую против действия серной кислоты (керамиковую, эбонитовую, свинцовую).
Кислоту вливать в воду, но ни в коем случае не наоборот, при непрерывном помешивании.
Для получения электролита соответствующего удельного веса руководствоваться таблицей N 1.
Таблица N 1
Необходимый удельный вес электролита при 15°С |
На 1 литр воды добавить серной кислоты куб. см |
1,140 |
148 |
1,285 |
376 |
1,320 |
448 |
1,400 |
652 |
В элементы батареи наливать охлаждённый электролит при температуре не выше 25°С.
5. Количество и плотность электролита, заливаемого в элементы батареи, должны соответствовать требованиям заводов-изготовителей по приложенным к новым батареям правилам ухода.
До заливки электролита вынуть из-под пробок укупорочные диски.
На аккумуляторных батареях, имеющих на крышках вентиляционные штуцера, вывернуть пробки и плотно надеть их на вентиляционные штуцера; залить электролит до уровня 5 - 10 мм от верхнего края горловины; снять пробки с вентиляционных штуцеров (после чего электролит примет нормальный уровень).
Проверку уровня электролита над щитком (верхней кромкой сепараторов) производить стеклянной трубочкой диаметром 3 - 5 мм, имеющей соответствующую отметку.
Нормальный уровень должен быть 10 - 15 мм над предохранительным щитком или верхней кромкой сепаратора.
6. После заливки электролитом элементы батареи оставить для пропитки пластин в течение времени, указанного в заводских правилах ухода.
7. Продолжительность первого заряда и сила зарядного тока должны соответствовать заводским требованиям, указанным в заводских правилах ухода.
При повышении в процессе зарядки температуры электролита выше 45°С, силу зарядного тока уменьшить вдвое или прекратить зарядку до падения температуры электролита до 30 - 35°.
Проверить плотность электролита к концу заряда при "кипении", и довести её до нормы по заводским требованиям согласно правилам ухода добавлением электролита плотностью 1,4 (при 15°С) при пониженной, или доливкой воды - при повышенной плотности электролита в элементах.
III. Уход за аккумуляторными батареями на автомобиле
8. При ежедневном уходе за автомобилем:
а) очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытереть ветошью чистой или смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов очистить и неконтактные части смазать техническим вазелином или другим минеральным густым маслом;
б) проверить плотность крепления батареи в гнезде. На грузовых автомобилях, где возможно, под батареей установить резиновые прокладки;
в) проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с клеммами батарей.
Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи клемм и образования трещин в мастике;
г) проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в пробках элементов.
9. После 1000-километрового пробега автомобиля, но не реже, чем через 10 - 15 дней зимой и 5 - 6 дней летом:
а) проверить уровень электролита в каждом элементе батареи и довести до нормы, указанной в п. 5 настоящей Инструкции;
б) проверить степень разряжённости батареи по плотности электролита, для чего:
измерить ареометром плотность электролита в элементах батареи, с учётом температурных поправок, указанных в таблице N 2.
Таблица N 2
Температура электролита в °С |
Поправка к показанию ареометра |
Температура электролита в °С |
Поправка к показанию ареометра |
+45 |
+0,02 |
-15 |
-0,02 |
+30 |
+0,01 |
-30 |
-0,03 |
+15 |
0 |
-45 |
-0,04 |
0 |
-0,01 |
При температуре электролита в элементах более 15° С - поправку по таблице N 2 прибавить к показаниям ареометра, при температуре электролита ниже 15°С - поправку вычесть;
по таблице N 3 найти плотность электролита полностью заряжённой батареи в зависимости от климатических условий её работы.
Таблица N 3
|
Климатические условия, в которых работает батарея |
Плотность электролита в конце заряда при температуре 15°С |
1. |
Крайние северные районы с температурой ниже - 35°С зимой |
1,310 |
2. |
Центральные и большинство северных районов с температурой до - 35°С зимой |
1,285 |
3. |
Южные районы зимой |
1,270 |
4. |
Крайние северные и центральные районы летом |
1,270 |
5. |
Южные районы летом |
1,240 |
После определения плотности электролита в элементах батареи с учётом поправки на температуру и плотности электролита полностью заряжённой батареи, определить степень разряжённости её по таблице N 4.
Таблица N 4
Плотность электролита в конце заряда (отнесённая с 15°С)
|
Плотность электролита (при 15°С), отвечающая разряжённости батареи на 25% |
Плотность электролита (при 15°С), отвечающая разряжённости батареи на 50% |
1,310 |
1,270 |
1,230 |
1,285 |
1,245 |
1,205 |
1,270 |
1,230 |
1,190 |
1,240 |
1,200 |
1,160 |
Батарею, разряжённую более чем на 25% - зимой и более чем на 50% - летом, снять с автомобиля и отправить в подзарядку на аккумуляторную станцию;
в) проверить целостность бака (наличие трещин и просачивание электролита).
10. В автохозяйствах раз в месяц проверять нагрузочной вилкой исправность батарей по напряжению каждого элемента.
Напряжение каждого элемента исправной батареи должно оставаться неизменным в течение 5 секунд и различаться между отдельными элементами в пределах 0,1 вольта.
Категорически запрещается проверять работоспособность батарей на короткое замыкание, "на искру".
11. При установке аккумуляторных батарей на автомобиле проверить:
а) полярность клемм (положительная клемма - больше отрицательной);
б) правильность постановки батареи показанием амперметра, который при включении света должен указывать "разряд";
в) зарядку батареи генератором при работе двигателя по показанию амперметра.
12. В зимнее время следить, чтобы плотность электролита соответствовала климатическим условиям района работы, указанным в таблице N 3, учитывая температуру замерзания электролита согласно таблице N 5.
Таблица N 5
Плотность электролита при 15°С |
Температура замерзания °С |
1,100 |
-7 |
1,150 |
-14 |
1,200 |
-25 |
1,250 |
-50 |
1,300 |
-66 |
1,350 |
-49 |
При температуре электролита, отличной от 15°С, делать поправку в соответствии с таблицей N 2.
Доведение уровня электролита водой, во избежание замерзания, производить при работающем двигателе.
Ежедневно проверить вентиляционные отверстий в пробках и очищать их от льда.
Во всех возможных случаях утеплять батарею войлоком или сукном.
При длительном пребывании автомобиля на открытой стоянке без работы, создающем угрозу замерзания электролита, батарею следует снимать с автомобиля и хранить её в помещениях с температурой выше 0°С.
IV. Регулирование зарядки батарей на автомобилях
13. При трёхщеточном генераторе зарядный режим батареи регулировать передвижением третьей щётки:
а) при низкой плотности электролита вследствие систематической недозарядки батареи, а также в зимнее время увеличить силу зарядного тока перемещением третьей щётки генератора по направлению вращения якоря;
б) при систематической перезарядке батареи, сопровождаемой бурным газовыделением и частой доливкой воды, уменьшить силу зарядного тока перемещением третьей щётки генератора в направлении обратном вращению якоря.
Увеличение или уменьшение силы зарядного тока после регулировки проверить по показаниям амперметра.
14. При двухщёточном генераторе проверять, чтобы сила тока и напряжение его соответствовали характеристике реле-регулятора, установленного на автомобиле.
V. Хранение аккумуляторных батарей
15. Новые аккумуляторные батареи до употребления хранить с плотно завёрнутыми пробками и проложенными под ними резиновыми или полихлорвиниловыми дисками.
Батареи ставить на дно в один ряд. Хранение не залитых электролитом батарей в два ряда допускать только при наличии между ними деревянных прокладок, превышающих высоту контактных конусов и ручек.
Не залитые электролитом батареи хранить в помещениях с температурой выше 0°С.
Залитые и заряжённые батареи хранить в соответствии с заводскими требованиями, указанными в заводских правилах ухода.
VI. Зарядка аккумуляторных батарей, бывших в употреблении
16. Зарядку батарей производить силой зарядного тока, указанной в заводских правилах ухода и эксплуатации для каждого типа батареи.
Температуру электролита при зарядке поддерживать в пределах, указанных в п. 7 настоящей Инструкции.
Окончание зарядки батареи определять по постоянству плотности электролита и напряжения во всех элементах батареи по трём последовательным через каждый час замерам, в течение которых должно происходить интенсивное газовыделение.
Плотность и уровень электролита в каждом элементе доводить в конце зарядки батареи до нормы в соответствии с пп. 5 и 7 настоящей Инструкции.
VII. Признаки неисправных аккумуляторных батарей
17. Снимать с автомобилей и сдавать на ремонтно-зарядные станции аккумуляторные батареи, имеющие вследствие сульфатации, короткого замыкания и вредных примесей в электролите пониженную ёмкость и низкое напряжение.
Признаками неисправности батарей при зарядке и разрядке считать:
а) при сульфатации:
При зарядке - высокое напряжение в начале зарядки, преждевременное обильное газовыделение, незначительное повышение плотности электролита, повышенную температуру и пониженное напряжение в конце зарядки.
В разрядке - пониженную ёмкость и низкое напряжение;
б) при коротком замыкании:
при зарядке - незначительное повышение плотности электролита и напряжения в процессе и в конце зарядки; отсутствие или слабое газовыделение при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита; быстрое повышение температуры.
В разрядке - сильное снижение напряжения при кратковременном разряде. При разомкнутой цепи - низкое напряжение у отдельных элементов батареи при нормальной плотности электролита.
VIII. Замена аккумуляторной батареи
18. Неисправную батарею снять с автомобиля и заменить новой или исправной установленного для данного автомобиля типа согласно таблице N 6.
Таблица N 6
NN п/п. |
Марка машины |
Тип аккумуляторной батареи |
1 |
ГАЗ-ММ |
3-СТП-80 |
2 |
М-1 и ГАЗ-67 |
3-СТП-100 |
3 |
ЗИС-5 |
3-СТП-112; 3-СТЭ-112 |
4 |
ГАЗ-51 |
3-СТП-80 (2 батареи) |
5 |
ЗИС-150 и ЗИС-151 |
3-СТП-100 (2 батареи) |
6 |
Победа |
6-СТЭ-60 |
1 |
Москвич |
3-СТЭ-65 |
8 |
ЗИС-110 |
3-СТЭ-150 |
9 |
ЗИС-101 |
3-СТП-128 |
10 |
ЯГ |
3-СТП-144 |
11 |
ЯАЗ-200 и МАЗ-205 |
6-СТЭ-128 (2 батареи) |
Автобусы | ||
12 |
ЗИС-154 и ЗИС-155 |
3-СТЭ-150 (4 батареи) |
При отсутствии установленного для данного автомобиля типа аккумуляторной батареи допустима замена другим типом батареи, однако, не меньшей ёмкости.
IX. Контрольно-измерительные приборы и инструменты
19. Для ухода и технического обслуживания аккумуляторных батарей применять следующие приборы и инструменты:
а) аккумуляторный ареометр (кислотомер) со шкалой плотности от 1,100 до 1,32 (на автомобиле и в автохозяйстве);
б) термометр со шкалой от 0 до 70° С для определения температуры электролита (на автомобиле и в автохозяйстве);
в) стеклянную трубку с отметкой для определения уровня электролита в элементах (на автомобиле и в автохозяйстве);
г) вольтметр со шкалой 3 - 0 - 3 для измерения напряжения элементов (в автохозяйстве);
д) резиновую грушу для доливки электролита и дистиллированной воды (в автохозяйстве);
е) съёмник для снятия наконечников проводов с клемм батареи (в автохозяйстве);
ж) посуду для приготовления и хранения электролита; баки из пластмассы, керамиковые кружки, воронки, мензурки и стеклянные бутыли только для хранения электролита (в автохозяйстве);
з) нагрузочную вилку с сопротивлением 0,012 - 0,025 ома и вольтметром для определения исправности элементов батареи (в автохозяйстве).
X. Сбор и хранение аккумуляторных батарей
20. Автохозяйство обязано организовать сбор, хранение в чистоте и сдачу в установленном порядке: аккумуляторных батарей, вышедших из строя; негодных свинцово-сурьмянистых деталей; активной массы положительных и отрицательных пластин и шлама, собранного при промывке элементов. При хранении не допускать смешивания свинца и его соединений, собранных из элементов и батарей, со свинцом другого происхождения и особенно с другими цветными металлами.
XI. Правила техники безопасности при работах с аккумуляторными батареями
21. При уходе за аккумуляторными батареями и обслуживании их пользоваться только электрическими лампами.
Запретить применение открытого огня - спичек, свечей и пр. в целях предупреждения взрыва гремучего газа, скопившегося в элементах батареи.
22. Периодически очищать вентиляционные отверстия в пробках в целях недопущения скопления внутри элементов газов, которые могут вызвать разрыв баков.
23. Надёжно закреплять зажимы проводов и не допускать разъединения их с клеммами, что может вызвать появление искры и воспламенение газа (взрыв) внутри элементов.
24. Остерегаться попадания серной кислоты и электролита на тело и одежду для предупреждения ожогов и разрушения ткани.
Попавшую на кожу кислоту быстро вытереть насухо и нейтрализовать 10% раствором соды в воде или смыванием сильной струёй воды.
25. Приготовление электролита производить в стойкой против кислоты посуде согласно п. 4 настоящей Инструкции и применять при этом защитные очки и резиновые перчатки.
26. При проверке напряжения батареи нагрузочной вилкой не касаться сильно нагретого сопротивления.
27. После работы с аккумуляторной батареей тщательно вымыть руки с мылом.
ХII. Гарантии
28. На аккумуляторную батарею, вышедшую из строя ранее гарантийного по ГОСТу или техническим условиям срока, при хранении, уходе и эксплуатации её в соответствии с заводскими требованиями, направить заводу-изготовителю рекламацию в установленном порядке.
Управляющий Делами |
М. Помазнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров СССР от 29 июня 1950 г. N 2753 "Об утверждении Инструкции по уходу и эксплуатации автомобильных стартерных аккумуляторных батарей"
Текст постановления опубликован в журнале "Постановления Совета Министров СССР", 1950 г. N 6
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г.