Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
Куньинского района
от 30 января 2020 г. N 25-Н
Положение
о порядке выявления и учета бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории сельских поселений муниципального образования "Куньинский район", и оформления его в муниципальную собственность
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке выявления и учета бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории сельских поселений муниципального образования "Куньинский район", и оформления его в муниципальную собственность (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424 (с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 13.09.2019 г. N 573) "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества".
1.2. Положение определяет порядок выявления бесхозяйных объектов, оформления документов, постановки на учет и признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное на территории сельских поселений муниципального образования "Куньинский район".
1.3. Положение распространяется на имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо на имущество, от права собственности на которое собственник отказался в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.4. Сбор документов для признания бесхозяйными объектов недвижимого имущества, находящихся на территории сельских поселений муниципального образования "Куньинский район" осуществляет Комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества. Постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет Администрация сельского поселения, на территории которого расположен бесхозяйный объект в соответствии с настоящим Порядком.
1.5. Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляет орган, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
1.6. Главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления права муниципальной собственности на них являются:
- вовлечение неиспользуемого имущества в свободный гражданский оборот;
- обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации имущества;
- надлежащее содержание территорий сельских поселений муниципального образования "Куньинский район";
- повышение эффективности использования муниципального имущества.
2. Порядок выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и подготовки документов, необходимых для их постановки на учет
2.1. Сведения об объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать:
- от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
- от органов местного самоуправления;
- на основании заявлений юридических и физических лиц;
- в результате проведения инвентаризации;
- при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры муниципального образования "Куньинский район";
- иными способами.
2.2. Сведения о недвижимом имуществе, имеющем признаки бесхозяйного, вносятся в реестр объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества.
2.3. На основании поступившего в Администрацию Куньинского района заявления по поводу выявленного объекта недвижимого имущества, имеющего признаки бесхозяйного, комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляет:
- проверку поступивших сведений о выявленном объекте недвижимого имущества, имеющем признаки бесхозяйного;
- сбор необходимой документации в целях постановки на учет выявленного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного;
- ведение Реестра объектов, имеющих признаки бесхозяйного имущества;
- подготовку документов для принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством.
В заявлении о выявлении бесхозяйного объекта недвижимого имущества по возможности указывается следующая информация:
- место нахождения объекта; его наименование (назначение);
- ориентировочные сведения об объекте (год постройки, технические характеристики, площадь и пр.);
- для объектов инженерной инфраструктуры - протяженность, диаметр и материал трубопроводов, объем и материал систем водоотведения и водоснабжения и т.д.;
- сведения о пользователях объекта, иные доступные сведения.
Бесхозяйное имущество может быть выявлено в процессе проведения инвентаризации, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры, обнаружения его иными способами.
2.4. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом
2.5. В целях проведения проверки сведений об обнаруженных объектах, имеющих признаки бесхозяйного, комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества осуществляет сбор документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются:
- выданные органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы;
- сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества в органе регистрации прав.
В случае отказа собственника - юридического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано, комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества запрашивает следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;
- копии учредительных документов юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.
В случае отказа собственника - физического лица от права собственности на имущество и в случае, если право собственности не зарегистрировано, комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества запрашивает следующие документы:
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности;
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина;
- документы, подтверждающие отсутствие проживающих в жилых помещениях (акты обследования, выписки из домовой книги);
- кадастровый паспорт на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (при наличии);
- иные документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным.
2.6. При наличии фактических признаков, позволяющих оценить объект как бесхозяйный, Комиссия направляет в средства массовой информации информационное сообщение об объекте, имеющем признаки бесхозяйного, и подлежащему признанию бесхозяйным в судебном порядке.
В случае отсутствия заявлений от заинтересованных лиц, считающих себя собственником объекта, и отсутствия сведений о наличии таковых по истечении двух месяцев со дня публикации информационного сообщения выполняется одно из следующих действий:
1) при наличии объекта на государственном кадастровом учете осуществляется сбор пакета документов с целью обращения в уполномоченный орган по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведению Единого государственного реестра недвижимости с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет;
2) при отсутствии объекта на государственном кадастровом учете в течение календарного года в установленном законом порядке осуществляются мероприятия по изготовлению технической документации (технического плана сооружения) на объект, с целью обращения в уполномоченный орган по осуществлению государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведению Единого государственного реестра недвижимости с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет.
В случае выявления информации о наличии собственника объекта недвижимого имущества комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества прекращает работу по сбору документов для его постановки на учет в качестве бесхозяйного и сообщает данную информацию лицу, предоставившему первичную информацию об этом объекте.
При этом комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества направляет собственнику объекта обращение с просьбой отказаться от прав на него в пользу муниципального образования либо принять меры к его надлежащему содержанию.
2.7. Если в результате проверки будет установлено, что обнаруженное недвижимое имущество отвечает требованиям пункта 1.3 настоящего Порядка, комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества формирует пакет документов, включающий:
- документы, указанные в пунктах 2.3, 2.5 настоящего Порядка;
- техническую документацию на объект недвижимости (при наличии);
- выписку из ЕГРН (при наличии);
- документы, подтверждающие отсутствие проживающих в жилых помещениях, в том числе акты обследования, выписки из домовой книги, (представляются в случае, если недвижимое имущество является жилым помещением);
- выписку из ЕГРН на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (при наличии);
- иную необходимую документацию.
2.8. После формирования пакета документов, указанного в пункте 2.7 настоящего Порядка, комиссия по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества составляет Акт о невозможности установления собственника объекта, обладающего признаками бесхозяйного, бесхозяйственно содержимого жилого помещения или используемого не по назначению жилого помещения и Акт выявления бесхозяйного недвижимого имущества на территории сельских поселений муниципального образования "Куньинский район".
2.9. Если бесхозяйно содержащийся объект является объектом инженерной инфраструктуры, Комиссия направляет заявку в эксплуатирующие организации жилищно-коммунального хозяйства на наличие на сети водо-, газо-, электроснабжения, канализации, отопления и иные объекты инженерной инфраструктуры первичной технической документации (исполнительной схемы), необходимой для изготовления технических паспортов на данные объекты. Эксплуатирующие организации жилищно-коммунального хозяйства представляют техническую документацию в Комиссию в установленные законодательством сроки ( при наличии).
В целях надежной эксплуатации систем инженерного обеспечения бесхозяйные объекты постановлением Администрации Куньинского района передаются на ответственное хранение и на балансовый учет муниципальным бюджетным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования этого бесхозяйного недвижимого имущества.
3. Порядок постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества
3.1 Объекты недвижимого имущества, имеющие признаки бесхозяйного имущества, выявленные на территории сельских поселений муниципального образования "Куньинский район", принимаются на учет в органе регистрации прав как бесхозяйное имущество.
3.2. Для принятия на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного Администрация поселения обращается с заявлением в орган регистрации прав.
3.3. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- документы, указанные в пунктах 2.7, 2.9 настоящего Положения;
- доверенность лица на право представления документов, оформленная надлежащим образом;
- документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества.
3.4. Заявление и иные документы, необходимые для принятия на учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.
4. Учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества в Реестре выявленного бесхозяйного недвижимого имущества и обеспечение сохранности
4.1. Бесхозяйный объект недвижимого имущества учитывается в Реестре объектов недвижимости, имеющих признаки бесхозяйного имущества, с целью осуществления контроля за сохранностью этого имущества, с даты постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности на такой объект, либо до снятия с учета в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав при объявлении собственников.
Реестр объектов недвижимости, имеющих признаки бесхозяйного имущества, а также изменения и дополнения к нему утверждаются постановлением Администрации Куньинского района на основании поданной Администрациями сельских поселений информации и размещаются на официальном сайте муниципального образования "Куньинский район" в сети Интернет и районной газете "Пламя".
4.2. Бесхозяйное имущество, с целью сохранения имущества на период с момента постановки объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, до момента возникновения права муниципальной собственности, может быть постановлением Администрации поселения передано по договору хранения или во временное владение и пользование юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим виды деятельности, соответствующие целям использования бесхозяйного имущества.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется на основании постановления Администрации Куньинского района гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) Администрация района до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязана определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей включаются в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
4.4. Администрация поселения вправе осуществлять ремонт и содержание бесхозяйного имущества за счет средств бюджета поселения.
5. Доказывание права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества
5.1. Если в срок до принятия бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность или принятого на учет как бесхозяйное объявится собственник данного имущества, доказывание права собственности на него лежит на этом собственнике.
5.2. В случае если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация поселения:
- направляет заказное письмо с уведомлением с предложением о необходимости принятия мер по содержанию данного объекта в надлежащем состоянии в соответствии с действующими нормами (при непринятии мер в срок до 6 месяцев с даты отправки уведомления по почте вопросы его дальнейшего использования решаются в судебном порядке);
- направляет в Администрацию района соответствующую информацию об исключении этого объекта из Реестра учета.
5.3. В случае если собственник докажет право собственности на объект недвижимого имущества, Администрация поселения имеет право на возмещение затрат, понесенных на ремонт и содержание данного объекта, в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Возврат имущества владельцу производится в натуре по акту приема-передачи после возмещения правообладателем затрат, указанных в пункте 5.3. настоящего Порядка. В случае отказа владельца имущества от возмещения понесенных Администрацией поселения затрат, спор передается на рассмотрение в суд.
5.4. В случае если бесхозяйный объект недвижимого имущества по решению суда будет признан муниципальной собственностью, собственник данного имущества может доказывать свое право собственности на него в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
6. Переход бесхозяйных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность
6.1. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет Администрация поселения обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на этот объект и находящиеся в его составе бесхозяйные движимые вещи (при наличии) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.2. Право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации в органе регистрации прав.
6.3. После вступления в силу решения суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества Администрация поселения:
- подает документы в орган регистрации прав для регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества;
- принимает постановление Администрации поселения о принятии объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность и в состав муниципальной казны поселения и публикует на официальном сайте муниципального образования сельского поселения в сети Интернет;
- вносит объект недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности поселения;
- принимает решение о дальнейшем использовании имущества в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.