Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития"
Муниципальная программа Киржачского муниципального района "Защита населения от чрезвычайных ситуаций и снижения рисков их возникновения, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на территории Киржачского района" (далее - Муниципальная программа) направлена на создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Киржачского района, повышение уровня защиты населения и территорий и последовательное снижение рисков от чрезвычайных ситуаций, угроз природного и техногенного характера, повышение пожарной безопасности населенных пунктов и обеспечение безопасности людей на водных объектах.
Проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Киржачском районе носит характер первостепенной важности и ее решение также относится к приоритетной сфере обеспечения безопасности. В последние годы защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выделилась в отдельную четко обозначенную область человеческой жизнедеятельности. Суть деятельности в этой сфере состоит в обеспечении снижения количества происшествий и чрезвычайных ситуаций, повышение уровня защищенности населения, безопасности объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера.
Источниками событий чрезвычайного характера являются опасные природные явления, а также техногенные аварии и катастрофы. Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, сильные осадки и сильные метели, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными).
Цикличность природных явлений и процессов создает условия для возникновения ЧС, характерных для территории района. К ним относятся ЧС, связанные с весенним паводком, лесными пожарами и опасными метеорологическими явлениями.
Программа определяет основы организации обеспечения безопасности людей на территории Киржачского муниципального района, участия в предупреждении и ликвидации последствий ЧС на территории района, защите населения и территории района от ЧС.
Решение этих сложных задач с учетом реально сложившейся экономической обстановки на территории Киржачского района, социально-экономического положения населения возможно только целевыми программными методами, сосредоточив основные усилия на решении главной задачи - заблаговременного осуществления комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижения материальных потерь и размеров ущерба окружающей среде.
На территории района располагается значительное количество промышленных объектов, которые представляют потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды, кроме того остается нерешенным вопрос утилизации химически опасных токсичных отходов, периодически обнаруживаемых на территории района.
Высоким остается также риск возникновения на территории района опасных вирусных заболеваний диких животных, которые с высокой долей вероятности могут передаться домашним животным и человеку, чем вызвать эпидемию.
С этой целью необходимо иметь резерв материальных средств, для ликвидации последствий происшествий, не попадающих под критерии ЧС.
Для решения внезапно возникающих задач по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также увеличения запасов материального имущества для ликвидации чрезвычайных ситуаций программой предусматривается создание резерва финансовых ресурсов. В случае отсутствия необходимости задействования указанных финансовых средств в течение календарного года, они направляются на увеличение запасов материального имущества.
Для повышения у населения уровня подготовленности, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии. Однако основным способом доведения необходимой информации до населения в сельской местности остается проведение информирования и обучения в местах массового посещения, таких как библиотеки и сельские дома культуры. С этой целью программой предлагается создание на базе вышеуказанных объектов учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одним из способов повышения культуры населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера является дальнейшее развитие и популяризация молодежного движения "Школа безопасности" .
Основным источником возникновения ЧС природного характера на территории района продолжают оставаться лесные пожары. Основными источниками возникновения пожаров являются деятельность людей и природные явления (грозовые разряды). Риск возникновения очагов лесных пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций резко увеличивается при неблагоприятных погодных условиях. Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству района, угрожают и населенным пунктам. В очагах природных пожаров могут оказаться населенные пункты и садовые товарищества всех сельских поселений района. Наиболее действенными мероприятиями по предупреждению ЧС, вызванных лесными пожарами, остается опашка населенных пунктов, создание минерализованных полос, окос травы. Для этих целей необходимо предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам на софинансирование мероприятий по решению вопросов местного значения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Для своевременного доведения информации до населения района при возникновении ЧС, оповещение осуществляется службой ЕДДС по системам оповещения "Рупор" , КСЭОН, П-166, а также через средств массовой информации. Однако, в настоящее время системы оповещения, имеющиеся в районе не обеспечивают в полном объеме оповещение 100% населения, что затрудняет оперативное доведение информации об угрозах возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и своевременное проведение эвакуационных мероприятий. Своевременность оповещения позволяет значительно снизить все виды ущерба, минимизировать риск гибели людей. За годы реализации Программы планируется провести реконструкцию всей системы централизованного оповещения, что позволит обеспечить возможность оповещения 100% населения района.
Пожары в зданиях и сооружениях производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самыми распространенными бедствиями. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и большого материального ущерба. Анализ гибели людей на территории Киржачского района за последние несколько лет показывает, что большинство погибших связано с пожарами в жилом секторе. Статистика гибели людей на пожарах в последние годы в районе позволяет констатировать, что при пожарах ежегодно погибают не менее 6 человек.
В значительной мере это обусловлено недостаточной защищенностью населения от пожаров, особенно слабо защищенных в социальном отношении людей (малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи).
Для организации эффективных мер по предупреждению и локализации пожаров, а также их тушения необходимо продолжить работу по оборудованию мест проживания слабо защищенных в социальном отношении семей автономными пожарными извещателями. Продолжить решить проблем с наружным противопожарным водоснабжением в городе и населенных пунктах района. Отсутствие или неисправность наружного противопожарного водоснабжения значительно затрудняет тушение пожаров, приводит к затяжным пожарам и человеческим жертвам.
Ежегодно на водных объектах района гибнет не менее 2 человек. В основном гибель людей на водных объектах происходит в несанкционированных местах купания, в то время как на специально оборудованных пляжах, оснащенных спасательными постами, гибели людей нет. Важной составляющей обеспечения безопасности на воде является создание в каждом муниципальном образовании района не менее одного организованного места отдыха населения на водном объекте, оборудование их спасательными постами и оснащение необходимым имуществом и снаряжением.
Таким образом, задача Программы заключается в необходимости достижения положительных результатов по снижению количества чрезвычайных ситуаций и повышению уровня безопасности населения и защищенности объектов от угроз природного и техногенного характера, созданию реальных условий для устойчивого развития, путем координации совместных усилий органов муниципальной власти, органов местного самоуправления и организаций на территории района.
Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом.
Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества. В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций существенное значение имеют система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например, предупреждение населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации).
В сложившейся ситуации непринятие действенных мер по реализации организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах области может привести к тяжким последствиям.
Возрастание риска возникновения ЧС природного и техногенного характера, количество пожаров и число погибших и пострадавших людей на пожарах, количество несчастных случаев на водных объектах и число погибших на водных объектах определяет актуальность настоящей Программы.
Реализация Программы в полном объеме позволит:
- эффективно использовать средства бюджета муниципального района для решения приоритетных задач по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- снизить риски пожаров и смягчить возможные их последствия;
- повысить уровень безопасности населения на водных объектах;
- увеличить охват населения при проведении оповещения об опасностях чрезвычайных ситуаций;
- повысить безопасность населения и защищенность объектов экономики;
- обеспечить эффективную деятельность сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Таким образом, применение программно-целевого метода позволит реализовать комплекс практических мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности, минимизацию социального, экономического и экологического ущерба наносимого населению, экономике и природной среде района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.