Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области
от 27 февраля 2018 г. N 40Р-14
"Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий"
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации" и решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 26.02.2018 N 5/3:
Утвердить прилагаемый Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" и ввести в действие с 01.03.2018.
Председатель |
Т.М. Крикунова |
Стандарт
внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий"
3, 14 декабря 2018 г., 18, 28 марта 2019 г.
(Начало действия: 01.03.2018)
ОДОБРЕН
решением Коллегии КСП
Московской области
от 26.02.2018 года N 5/3
УТВЕРЖДЕН
распоряжением КСП
Московской области
от 27.02.2018 года N 40Р-14
ОПУБЛИКОВАН
в Информационном сборнике
Контрольно-счетной палаты
Московской области N 5
(25) - 2018, __(__) - 2019
Московская область - 2018 год
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - Стандарт) предназначен для методологического обеспечения осуществления Контрольносчетной палатой Московской области (далее - КСП Московской области) экспертно-аналитической деятельности в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области" (далее - Закон Московской области N 135/2010-ОЗ), Регламентом Контрольно-счетной палаты Московской области.
1.2. Стандарт разработан с учетом международных стандартов в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.
1.3. Стандарт устанавливает общие требования, характеристики, правила и процедуры проведения КСП Московской области экспертно-аналитических мероприятий.
Особенности проведения экспертно-аналитических мероприятий могут устанавливаться иными стандартами КСП Московской области, определяющими характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления отдельных видов деятельности КСП Московской области, применения отдельных видов внешнего государственного аудита (контроля).
1.4. Задачами Стандарта являются:
определение содержания, порядка организации и проведения экспертно-аналитического мероприятия;
определение порядка оформления результатов экспертно-аналитического мероприятия.
1.5. КСП Московской области могут проводиться совместные и параллельные экспертно-аналитические мероприятия со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами муниципальных образований Московской области и с участием иных государственных органов.
Порядок организации таких мероприятий и взаимодействия сторон в ходе их проведения устанавливаются соответствующими стандартами организации деятельности КСП Московской области и соглашениями о взаимодействии.
Состав информации о проведении и результатах экспертно-аналитических мероприятий, порядок ее отражения в специальном программном обеспечении - ведомственной информационной системе Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - ВИС КСП Московской области) и государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений" (далее - ГИС ЕСГФК) устанавливаются соответственно порядками использования ВИС КСП Московской области и ГИС ЕСГФК.
2. Содержание экспертно-аналитического мероприятия
2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой организационную форму осуществления КСП Московской области экспертно-аналитической деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий КСП Московской области в сфере внешнего государственного аудита (контроля).
2.2. Экспертно-аналитическое мероприятие должно отвечать следующим требованиям:
экспертно-аналитическое мероприятие проводится в соответствии с планом работы КСП Московской области;
экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании программы его проведения, утвержденной в установленном порядке;
по результатам экспертно-аналитического мероприятия оформляется отчет 1, который в установленном порядке представляется на рассмотрение Коллегии КСП Московской области (далее - Коллегия КСП Московской области).
2.3. Экспертно-аналитические мероприятия могут проводиться на основании поручений Московской областной Думы, предложений и запросов Губернатора Московской области в порядке, установленном статьей 17 Закона Московской области N 135/2010-ОЗ.
2.4. Задачами экспертно-аналитического мероприятия являются:
исследование актуальных проблем финансовой системы Московской области, формирования и исполнения бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области;
исследование причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий;
подготовка предложений по повышению эффективности функционирования финансовой системы Московской области и совершенствованию бюджетного процесса в Московской области.
2.5. Предметом экспертно-аналитического мероприятия КСП Московской области являются организация бюджетного процесса в Московской области, порядок формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, государственной собственностью Московской области и иными ресурсами в пределах компетенции КСП Московской области, а также законодательное регулирование в сфере экономики и финансов, в том числе влияющее на формирование и исполнение бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия определяется на этапе формирования проекта плана работы КСП Московской области на очередной год (либо при корректировке плана в виде включения в него новых мероприятий) и отражается, как правило, в наименовании экспертно-аналитического мероприятия.
2.6. В целях проведения экспертно-аналитического мероприятия из числа объектов, определенных положениями статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 10.1 Закона Московской области N 135/2010-ОЗ, определяются объекты экспертно-аналитического мероприятия, вопросы в сфере деятельности которых подлежат исследованию, оценке, анализу и мониторингу в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия.
Экспертно-аналитическое мероприятие в отношении объектов экспертно-аналитического мероприятия может быть осуществлено как по месту их нахождения, так и путем направления запроса объектам экспертно-аналитического мероприятия.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия в целях получения информации, необходимой для исследования, оценки, анализа и мониторинга в органы и организации могут направляться запросы КСП Московской области.
2.7. Проведение экспертно-аналитического мероприятия осуществляется с применением метода обследование (анализ, оценка).
___________________________________
1 Здесь и далее по тексту, за исключением случаев, когда экспертно-аналитическое мероприятие проводится в рамках оперативного контроля за исполнением бюджета Московской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области, по результатам которых предусмотрено оформление информации.
3. Организация экспертно-аналитического мероприятия
3.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании плана работы КСП Московской области на текущий год.
Срок проведения экспертно-аналитического мероприятия в плане работы КСП Московской области устанавливается с учетом всех этапов мероприятия.
3.2. Экспертно-аналитическое мероприятие состоит из следующих этапов:
подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия;
основной этап экспертно-аналитического мероприятия;
заключительный этап экспертно-аналитического мероприятия.
3.3. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в целях предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия, подготовки программы и рабочего плана его проведения.
Основной этап экспертно-аналитического мероприятия заключается в непосредственном исследовании его предмета.
На заключительном этапе экспертно-аналитического мероприятия формируются выводы, подготавливаются рекомендации и предложения, оформляется и представляется на рассмотрение Коллегии КСП Московской области отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
3.4. Продолжительность каждого из этапов экспертно-аналитического мероприятия зависит от предмета и целей экспертно-аналитического мероприятия, в том числе исходя из особенностей исследуемых актуальных проблем.
Датой окончания экспертно-аналитического мероприятия является дата принятия Коллегией КСП Московской области решения об утверждении отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
3.5. Документы, необходимые для проведения экспертно-аналитического мероприятия, подготавливаются в установленном порядке согласно форм, установленным настоящим стандартом и с использованием шаблонов документов в ВИС КСП Московской области.
3.6. В случае если вопросы экспертно-аналитического мероприятия предполагают работу с информацией, документами и материалами, содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, организация и проведение экспертно-аналитического мероприятия, оформление его результатов осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Если в ходе экспертно-аналитического мероприятия планируется работа со сведениями, составляющими государственную тайну, то группа инспекторов должна формироваться из инспекторов и иных сотрудников аппарата КСП Московской области, имеющих оформленный в установленном порядке допуск к государственной тайне по соответствующей форме.
Инспекторы и иные сотрудники аппарата КСП Московской области не вправе разглашать полученную информацию, обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении экспертно-аналитического мероприятия.
3.7. В случаях, когда для достижения целей экспертно-аналитического мероприятия и получения ответов на поставленные вопросы необходимы специальные знания, навыки и опыт, которыми не владеют инспекторы и иные сотрудники аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - аппарат КСП Московской области), к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия могут привлекаться на договорной основе внешние эксперты 2.
Участие внешних экспертов в экспертно-аналитическом мероприятии осуществляется посредством выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ, отдельных заданий, подготовки аналитических справок, экспертных заключений и оценок.
Привлечение внешних экспертов к проведению экспертно-аналитического мероприятия осуществляется в порядке, установленном Регламентом Контрольносчетной палаты Московской области (далее - Регламент КСП Московской области).
3.8. Общую организацию экспертно-аналитического мероприятия осуществляет аудитор Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - аудитор), который в соответствии с планом работы КСП Московской области определен ответственным за его проведение и за которым закреплено соответствующее направление деятельности КСП Московской области и объект экспертно-аналитического мероприятия.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия с участием сотрудников инспекций двух и более направлений деятельности КСП Московской области, организация за его проведение возлагается на соответствующих аудиторов по направлениям деятельности, с возложением общей организации проведения экспертно-аналитического мероприятия на аудитора, который в соответствии с планом работы КСП Московской области определен ответственным за проведение соответствующего экспертно-аналитического мероприятия.
3.9. Непосредственное руководство проведением экспертно-аналитического мероприятия и координацию действий сотрудников КСП Московской области и лиц, привлекаемых к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия, осуществляет руководитель экспертно-аналитического мероприятия.
3.10. Для проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется группа (группы) инспекторов и иных сотрудников аппарата КСП Московской области (далее - группа инспекторов).
В случае формирования нескольких групп инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия в каждой группе инспекторов определяется руководитель группы. Руководителем группы инспекторов определяется лицо, замещающее более высокую должность, а в случае если члены группы инспекторов замещают равные должности, - из их числа по предложению соответствующего начальника инспекции по согласованию с соответствующим аудитором.
В случае формирования одной группы инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия руководителем указанной группы инспекторов назначается руководитель соответствующего экспертно-аналитического мероприятия.
Группа инспекторов должна формироваться с учетом того, что профессиональные знания, навыки и опыт работы ее членов позволят обеспечить качественное проведение экспертно-аналитического мероприятия.
Формирование группы инспекторов для проведения экспертно-аналитического мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов.
Допускается одновременное участие одного и того же инспектора или иного сотрудника аппарата КСП Московской области в проведении нескольких экспертно-аналитических мероприятий.
3.11. В экспертно-аналитическом мероприятии не имеют права принимать участие должностные лица КСП Московской области, состоящие в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с руководством объектов экспертно-аналитического мероприятия (они обязаны заявить о наличии таких связей).
Запрещается привлекать к участию в экспертно-аналитическом мероприятии сотрудников КСП Московской области, которые в исследуемом периоде были штатными сотрудниками одного из объектов экспертно-аналитического мероприятия.
3.12. Инспекторы и иные сотрудники аппарата КСП Московской области не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов экспертно-аналитического мероприятия.
3.13. Служебные взаимоотношения инспекторов и иных сотрудников аппарата КСП Московской области с должностными лицами объекта экспертно-аналитического мероприятия осуществляются с учетом прав и обязанностей инспекторов, установленных федеральными законами, нормативными документами КСП Московской области, Регламентом КСП Московской области, стандартами КСП Московской области и должностными регламентами, в пределах своих полномочий, а также с учетом положений Кодекса этики и служебного поведения сотрудников контрольно-счетных органов Московской области.
В случае возникновения в ходе экспертно-аналитического мероприятия конфликтных ситуаций инспектор и (или) иной сотрудник аппарата КСП Московской области должны в устной или письменной форме изложить руководителю экспертно-аналитического мероприятия суть данной ситуации, а в случае конфликта с руководителем экспертно-аналитического мероприятия - непосредственному начальнику инспекции или аудитору для принятия решения.
3.14. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация в целях:
изучения предмета и деятельности объектов экспертно-аналитического мероприятия;
подтверждения результатов экспертно-аналитического мероприятия;
обеспечения качества и контроля качества экспертно-аналитического мероприятия;
подтверждения выполнения инспекторами и иными сотрудниками КСП Московской области программы (единой программы) и рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта экспертно-аналитического мероприятия, других органов и организаций по запросам КСП Московской области, документы, расчеты и справки, подготовленные и подписанные инспекторами и иными сотрудниками аппарата КСП Московской области самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации, документы и материалы, подготовленные внешними экспертами, а также информация в электронном виде, полученная из государственных
информационных систем Московской области, ведомственных информационных систем Московской области, доступ к которым имеет КСП Московской области на основании соответствующих соглашений об информационном взаимодействии, а также из ВИС КСП Московской области.
В состав рабочей документации включаются документы и материалы, послужившие основанием для формирования выводов, содержащихся в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
Документы экспертно-аналитического мероприятия формируются в самостоятельное дело в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в КСП Московской области.
___________________________________
2 Внешние эксперты - аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельные специалисты, эксперты, переводчики, привлекаемые в установленном порядке к участию в проведении экспертно-аналитических мероприятий.
4. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия
4.1. Подготовительный этап экспертно-аналитического мероприятия состоит в предварительном изучении предмета экспертно-аналитического мероприятия.
На данном этапе формируется программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, рабочий план проведения мероприятия, подготавливаются:
проект приказа о проведении экспертно-аналитического мероприятия;
уведомления руководителям объектов экспертно-аналитического мероприятия о его проведении;
предложения (при необходимости) по участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия специалистов иных организаций и независимых экспертов.
4.2. Результатом подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия являются утверждение программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия, подготовка рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия, оформление приказа о проведении экспертно-аналитического мероприятия, направление уведомлений руководителям объектов экспертно-аналитического мероприятия о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
Продолжительность подготовительного этапа экспертно-аналитического мероприятия не может составлять менее трех рабочих дней.
4.3. Предварительное изучение предмета экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе получаемых в ходе предварительного этапа экспертно-аналитического мероприятия информации и материалов, а также результатов анализа нарушений и недостатков, выявленных КСП Московской области по результатам проведенных контрольных мероприятий в сфере предмета данного экспертно-аналитического мероприятия.
Информация о предмете экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, иных организаций, контрольно-счетных органов муниципальных образований Московской области запросов КСП Московской области о предоставлении информации.
Форма запроса Контрольно-счетной палаты Московской области о предоставлении информации приведена в приложении 1 к настоящему Стандарту.
Запросы КСП Московской области готовятся должностными лицами КСП Московской области с указанием срока представления запрашиваемых материалов и документов (согласно положений статьи 19 Закона Московской области N 135/2010-ОЗ) и направляются руководителям объектов экспертно-аналитического мероприятия за подписью Председателя, заместителя Председателя или аудитора КСП Московской области.
Запросы о предоставлении информации не должны предусматривать повторное направление ранее представленных в КСП Московской области данных.
4.4. Непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений (информации), либо представление в КСП Московской области таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, является основанием для возбуждения должностными лицами КСП Московской области дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.5. По результатам предварительного изучения предмета экспертно-аналитического мероприятия формулируются цели и вопросы программы его проведения, а также определяются объекты экспертно-аналитического мероприятия, на которые следует предусмотреть выезд.
Формулировки целей должны четко указывать, решению каких исследуемых проблем или их составных частей будет способствовать проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать в ходе проведения мероприятия. Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия ("проанализировать...", "оценить...", "исследовать..." и т.д.), которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия. Вопросы должны быть существенными и важными для достижения целей экспертно-аналитического мероприятия.
4.6. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия подготавливается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, которая должна содержать:
основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия (пункт плана работы КСП Московской области);
предмет экспертно-аналитического мероприятия;
перечень объектов экспертно-аналитического мероприятия;
перечень иных органов и организаций, которым планируется направление запросов КСП Московской области о предоставлении информации, необходимой для проведения экспертно-аналитического мероприятия;
предварительный перечень информации (документов), используемой при проведении экспертно-аналитического мероприятия, с указанием вида информации, способа получения и метода обработки информации; цель (цели) и вопросы экспертно-аналитического мероприятия;
период, исследуемый в ходе экспертно-аналитического мероприятия;
сроки проведения мероприятия (в том числе сроки выезда на объекты экспертно-аналитического мероприятия);
состав ответственных исполнителей экспертно-аналитического мероприятия (руководитель экспертно-аналитического мероприятия, руководители групп инспекторов, члены групп инспекторов);
срок представления отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия на рассмотрение Коллегии КСП Московской области.
Проект программы проведения экспертно-аналитического мероприятия подготавливается с использованием ВИС КСП Московской области путем введения в указанную систему информации, необходимой для организации проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Форма программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 2 к Стандарту.
4.7. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более аудиторов, подготавливается единая программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, в которой в дополнение к содержанию программы, предусмотренному пунктом 4.6 Стандарта, также указываются:
аудиторы, ответственные за проведение экспертно-аналитического мероприятия;
сроки представления аудиторами материалов по результатам экспертно-аналитического мероприятия аудитору, отвечающему за общую организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия;
сроки обобщения результатов экспертно-аналитического мероприятия аудитором, отвечающим за общую организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия.
Подготовку проекта единой программы проведения экспертно-аналитического мероприятия организует аудитор, отвечающий за общую организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия с учетом предложений других аудиторов, ответственных за проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
Форма единой программы проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 3 к Стандарту.
4.8. После утверждения программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия руководителем экспертно-аналитического мероприятия подготавливается рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия должен содержать перечень заданий для выполнения программы проведения мероприятия, распределенных между членами группы инспекторов, с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения.
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну.
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия утверждается аудитором, ответственным за проведение экспертно-аналитического мероприятия, и доводится им под расписку до сведения всех должностных лиц, участвующих в проведении экспертно-аналитического мероприятия.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия аудитор, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, определяет соответствие работы, выполняемой участниками экспертно-аналитического мероприятия, рабочему плану и программе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
Форма рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 4 к Стандарту.
4.9. Одновременно осуществляется подготовка проекта приказа о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
Приказ о проведении экспертно-аналитического мероприятия должен содержать основание проведения экспертно-аналитического мероприятия (пункт плана работы КСП Московской области, состав ответственных исполнителей (аудитор, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия, руководитель экспертно-аналитического мероприятия, руководители групп инспекторов, члены групп инспекторов, внешние эксперты и иные привлекаемые к участию в проведении экспертно-аналитического мероприятия лица), а также в случае, если планируется выезд (выход) на объекты, - их перечень и сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия на этих объектах.
Форма проекта приказа Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области о проведении экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 5 к Стандарту.
4.10. Подготовку проекта приказа о проведении экспертно-аналитического мероприятия обеспечивает аудитор, ответственный за его проведение.
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более направлений деятельности КСП Московской области, а также с участием иных сотрудников аппарата КСП Московской области подготовку проекта приказа о проведении экспертно-аналитического мероприятия обеспечивает аудитор, отвечающий за общую организацию, проведение и обобщение результатов экспертно-аналитического мероприятия на основании предложений других членов аудиторов, ответственных за проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
В случае внесения изменений в план работы КСП Московской области или программу проведения экспертно-аналитического мероприятия при необходимости соответствующие изменения вносятся в приказ о проведении экспертно-аналитического мероприятия путем издания приказа Председателя КСП Московской области о внесении изменений в приказ о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
После утверждения изменений в программу (единую программу) проведения экспертно-аналитического мероприятия данные о внесении изменений вводятся в ВИС КСП Московской области в течение 3 рабочих дней со дня утверждения соответствующих изменений.
4.11. Аудитор, ответственный за общую организацию экспертно-аналитического мероприятия, до начала основного этапа экспертно-аналитического мероприятия уведомляет руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия о его проведении.
В уведомлении указываются наименование экспертно-аналитического мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия, состав группы исполнителей экспертно-аналитического мероприятия, перечень объектов экспертно-аналитического мероприятия, в том числе подведомственных организаций, в которых запланировано проведение экспертно-аналитического мероприятия, а также в которые предусмотрен выезд (выход) и предлагается создать необходимые условия для проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К уведомлению прилагаются:
копия утвержденной программы (единой программы) проведения экспертно-аналитического мероприятия (или выписка из программы);
перечень документов, которые должностные лица объекта экспертно-аналитического мероприятия должны подготовить для представления лицам, участвующим в проведении экспертно-аналитического мероприятия;
перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости);
специально разработанные для данного экспертно-аналитического мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации (при необходимости).
Форма уведомления о проведении экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 6 к Стандарту.
5. Основной этап экспертно-аналитического мероприятия
5.1. Основной этап экспертно-аналитического мероприятия заключается в сборе (по месту нахождения КСП Московской области или по месту нахождения объектов экспертно-аналитического мероприятия) и анализе фактических данных и информации о предмете мероприятия, в непосредственном исследовании предмета экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с целями и вопросами, содержащимися в программе (единой программе) его проведения.
При проведении экспертно-аналитического мероприятия одним аудиторским направлением по итогам основного этапа инспекторским составом осуществляется подготовка рабочей документации, расчетов и справок, которые подписываются инспектором и передаются руководителю экспертно-аналитического мероприятия.
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия несколькими аудиторскими направлениями, по итогам основного этапа аудиторскими направлениями, участвующими в проведении экспертно-аналитического мероприятия, подготавливаются предложения в отчет, с приложением, при необходимости, рабочей документации, расчетов и справок, которые подписываются инспектором, согласовываются с аудитором КСП Московской области, возглавляющим соответствующее направление деятельности, и в установленные сроки представляются аудитору КСП Московской области, ответственному за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
При этом, по решению руководителя экспертно-аналитического мероприятия, в целях подтверждения полученной с использованием ВИС КСП Московской области, государственных и ведомственных информационных систем, доступ к которым имеет КСП Московской области на основании соответствующих соглашений об информационном взаимодействии, информации (документов, материалов) в виде подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, сформированных на основе документов на бумажных носителях, у объектов экспертно-аналитического мероприятия, а также иных органов и организаций, может запрашиваться соответствующая информация (документы, материалы) на бумажных носителях.
В случае если предусмотрен выход (выезд) на объекты экспертно-аналитического мероприятия, получение фактических данных и информации осуществляется по запросам КСП Московской области и (или) непосредственно по месту расположения объектов экспертно-аналитического мероприятия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.3. В случаях непредоставления или несвоевременного предоставления документов и материалов, запрошенных при проведении экспертно-аналитического мероприятия (при отсутствии письменного мотивированного обоснования руководителя объекта экспертно-аналитического мероприятия о невозможности предоставления документов и материалов в срок и в полном объеме) или их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, руководитель группы инспекторов в устном порядке (по телефону) или лично (при сборе фактических данных и информации по месту расположения объекта экспертно-аналитического мероприятия) доводит до сведения руководителя или иного ответственного должностного лица объекта экспертно-аналитического мероприятия содержание статей 8, 13, 14 и 15 Федерального закона N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", части 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 15 и 19 Закона Московской области N 135/2010-ОЗ и оформляет акт по факту создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам КСП Московской области для проведения экспертно-аналитического мероприятия (далее - акт) с указанием даты, времени, места, данных руководителя или иного ответственного должностного лица объекта экспертно-аналитического мероприятия, допустивших противоправные действия, и иной необходимой информации.
Данный акт составляется также в случаях отказа должностных лиц объекта экспертно-аналитического мероприятия в допуске инспекторов и иных сотрудников аппарата КСП Московской области, участвующих в проведении экспертно-аналитического мероприятия, на объект экспертно-аналитического мероприятия, а также в случае отказа должностных лиц объекта экспертно-аналитического мероприятия от создания условий для работы инспекторов и иных участников экспертно-аналитического мероприятия.
Форма акта приведена в приложении 7 к Стандарту.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых с сопроводительным письмом направляется (передается под расписку) руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу объекта экспертно-аналитического мероприятия.
5.4. О фактах непредоставления или несвоевременного предоставления документов и материалов, запрошенных при проведении экспертно-аналитического или их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, отказа должностных лиц объекта экспертно-аналитического мероприятия в допуске инспекторов и иных сотрудников аппарата КСП Московской области, участвующих в проведении экспертно-аналитического мероприятия, на объект экспертно-аналитического мероприятия, создания условий для работы инспекторов и иных участников экспертно-аналитического мероприятия инспектор информирует руководителя экспертно-аналитического мероприятия, либо аудитора, ответственного за общую организацию экспертно-аналитического мероприятия.
Аудитор, ответственный за общую организацию экспертно-аналитического мероприятия, должен принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допускающих или допустивших противоправные действия.
Если в течение двух рабочих дней после направления (передачи) акта по фактам непредставления или несвоевременного представления информации или по фактам создания препятствий инспекторам и иным сотрудникам аппарата КСП Московской области для проведения экспертно-аналитического мероприятия, противоправные действия, не устранены, аудитор, ответственный за общую организацию данного мероприятия, информирует об этом Председателя КСП Московской области, а в его отсутствие заместителя Председателя КСП Московской области.
5.5. Должностное лицо КСП Московской области в соответствии с частью 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет протокол об административном правонарушении при создании ему препятствий для проведения экспертно-аналитического мероприятия, выражающихся в:
неповиновении законным требованиям должностного лица КСП Московской области, связанным с исполнением им своих служебных обязанностей при проведении экспертно-аналитического мероприятия (часть 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
воспрепятствование законной деятельности должностного лица КСП Московской области по проведению проверки или уклонение от нее (статья 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
непредставлении или несвоевременном представлении сведений (информации), необходимых для проведения экспертно-аналитического мероприятия, объектом экспертно-аналитического мероприятия (иным органом или организацией, обязанным предоставлять такую информацию) в КСП Московской области, инспектору или иному сотруднику аппарата КСП Московской области, участвующему в проведении экспертно-аналитического мероприятия, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении и его прекращения, направления протокола об административном правонарушении в суд для рассмотрения, а также организация работы при рассмотрении дела об административном правонарушении судом осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями по применению статей 306.4 - 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, части 1 статьи 19.4, статьи 19.4.1, частей 20 и 20.1 статьи 19.5, статей 19.6, 19.7 и части 1 статьи 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 11.1, 12.1 - 12.4 Закона Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях", утвержденными приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области от 11.10.2017 N 40П-120.
5.6. В случаях, если в ходе сбора фактических данных и информации, необходимых для проведения экспертно-аналитического мероприятия, изучения, обследования и анализа вопросов, включенных в программу и рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия, будут установлены признаки нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов экспертно-аналитического мероприятия, то такие сведения и факты отражаются исполнителями в отчете (рабочей документации) непосредственно после изложения материала по вопросам мероприятия.
6. Заключительный этап экспертно-аналитического мероприятия
6.1. Заключительный этап экспертно-аналитического мероприятия состоит в подготовке Отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия (далее - отчет), на основе фактических данных и информации, зафиксированных в рабочей документации, оформленной в ходе экспертно-аналитического мероприятия, выводов, рекомендаций и предложений, которые отражаются в документах, подготавливаемых по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
В целях обеспечения качества подготовки проектов документов, оформленных по результатам экспертно-аналитического мероприятия, продолжительность заключительного этапа не может быть менее 15 рабочих дней.
6.2. При подготовке выводов, рекомендаций и предложений по результатам экспертно-аналитического мероприятия используются результаты работы внешних экспертов, привлеченных к участию в экспертно-аналитическом мероприятии, которые представляются ими в формах, установленных в соответствующем договоре или государственном контракте на оказание услуг для государственных нужд.
Результаты работы внешних экспертов в соответствии с порядком, установленным в КСП Московской области, фиксируются в акте приемки работ (оказанных услуг).
6.3. Отчет по результатам исследования предмета экспертно-аналитического мероприятия должен содержать:
исходные данные о мероприятии (основание для проведения мероприятия, предмет, цель (цели), объекты мероприятия, исследуемый период, а также сроки его проведения);
краткую характеристику сферы предмета экспертно-аналитического мероприятия;
информацию о результатах экспертно-аналитического мероприятия, в которой отражаются итоги исследования предмета мероприятия, конкретные ответы по каждой цели мероприятия, указываются выявленные проблемы, причины их возникновения и последствия;
выводы по каждой цели экспертно-аналитического мероприятия, в которых в обобщенной форме отражаются итоговые оценки исследованных актуальных проблем и вопросов;
рекомендации и предложения, основанные на выводах и направленные на решение исследованных актуальных проблем и вопросов.
При необходимости отчет может содержать приложения.
Форма отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия приведена в приложении 8 к Стандарту.
Рекомендации и предложения КСП Московской области, требующие контроля исполнения по итогам соответствующего экспертно-аналитического мероприятия вносятся в ВИС КСП Московской области в Карту итогов экспертно-аналитического мероприятия, по форме, утвержденной распоряжением КСП Московской области "Об утверждении форм отчетности в Контрольносчетной палате Московской области.
6.4. При составлении отчета следует руководствоваться следующими требованиями:
результаты экспертно-аналитического мероприятия должны излагаться в отчете последовательно, в соответствии с целями, поставленными в программе (единой программе) проведения экспертно-аналитического мероприятия, и давать по каждой из них ответы с выделением наиболее важных проблем и вопросов;
отчет должен включать только информацию и выводы, которые подтверждаются материалами рабочей документации экспертно-аналитического мероприятия;
выводы в отчете должны быть аргументированными;
рекомендации и предложения в отчете должны логически следовать из выводов, быть конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию, ориентированы на принятие конкретных мер по решению выявленных проблем, направлены на устранение причин и последствий недостатков в сфере предмета экспертно-аналитического мероприятия, иметь четкий адресный характер;
в отчете необходимо избегать повторений и подробностей, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены;
абзац утратил силу. - Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 28 марта 2019 г. N 40Р-30
Текст предыдущей редакции не приводится
графический материал большого объема и (или) формата, таблицы большого формата, схемы, методы расчетов и т.п., дополняющие и (или) иллюстрирующие информацию о результатах экспертно-аналитического мероприятия, должны приводиться в отдельных приложениях к отчету.
6.5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия готовится в единственном экземпляре.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, оформляется в установленном порядке, на специально сертифицированной технике, не подключенной к открытым информационным системам.
6.6. Подготовку отчета организует аудитор, ответственный за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
6.7. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более аудиторов, аудитор, которому поручена общая организация экспертно-аналитического мероприятия и обобщение его результатов, обобщает материалы, представленные ему аудиторами, ответственными за проведение отдельных мероприятий экспертно-аналитического мероприятия, и организует подготовку отчета о его результатах в целом.
6.8. Отчет подписывается аудитором и в установленном порядке вносится на рассмотрение Коллегии КСП Московской области.
В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, охватывающего вопросы, входящие в компетенцию двух и более аудиторов, отчет подписывается всеми аудиторами, ответственными за его проведение, и вносится на рассмотрение Коллегии КСП Московской области аудитором, которому поручена общая организация экспертно-аналитического мероприятия и обобщение его результатов.
При рассмотрении на заседании Коллегии КСП Московской области итогов экспертно-аналитического мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию, заслушивается каждый из аудиторов, ответственный за проведение мероприятия.
6.9. Аудиторы, ответственные за проведение экспертно-аналитического мероприятия, несут ответственность за соответствие отчета требованиям Стандарта, включая соответствие информации и выводов, отраженных в отчете, вносимом на рассмотрение Коллегии КСП Московской области, информации, изложенной рабочей документации.
6.10. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия подлежит согласованию с Правовой инспекцией аппарата КСП Московской области.
6.11. О результатах экспертно-аналитического мероприятия КСП Московской области информирует Московскую областную Думу и Губернатора Московской области путём направления отчёта о проведении экспертно-аналитического мероприятия.
В сопроводительном письме кратко излагаются основные результаты экспертно-аналитического мероприятия.
В случае выявления при проведении экспертно-аналитического мероприятия необходимости совершенствования законодательства Московской области и нормативных правовых актов Московской области содержание сопроводительного письма должно содержать соответствующие предложения.
6.12. Информация о результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия после рассмотрения на заседании Коллегии КСП Московской области размещается на официальном сайте КСП Московской области.
6.13. При необходимости доведения итогов экспертно-аналитического мероприятия до руководителей соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области в соответствии с решением Коллегии КСП Московской области им направляются информационные письма о результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия.
Информационное письмо при необходимости может содержать просьбу проинформировать КСП Московской области о результатах его рассмотрения.
6.14. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия, после его рассмотрения на Коллегии КСП Московской области и подписания, в течение пяти дней ответственными должностными лицами вносится в ВИС КСП Московской области.
6.15. Информация, полученная от объектов экспертно-аналитического мероприятия по реализации результатов соответствующего экспертно-аналитического мероприятия, после получения документов о принятых объектами экспертно-аналитического мероприятия решениях и мерах оформляется и вносится в ВИС КСП Московской области в Карту итогов экспертно-аналитического мероприятия в порядке, установленном Стандартом внешнего государственного финансового контроля КСП Московской области "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий".
6.16. В целях обеспечения передачи данных в электронной форме из ВИС КСП Московской области в ГИС ЕСГФК в установленные сроки аудиторы и начальники инспекций аппарата КСП Московской области, проводившие соответствующие экспертно-аналитические мероприятия, осуществляют контроль за обеспечением своевременного внесения соответствующих данных в ВИС КСП Московской области.
6.17. Результаты экспертно-аналитических мероприятий включаются в ежегодный отчет о деятельности КСП Московской области и в отчеты о работе инспекций соответствующих направлений деятельности КСП Московской области.
6.18. Регистрация в МСЭД материалов экспертно-аналитических мероприятий, а также поступающих в адрес КСП Московской области документов с информацией о принятых по ним решениях, осуществляется сотрудниками Отдела делопроизводства, архива и материально-технического обеспечения аппарата КСП Московской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утвержденной распоряжением КСП Московской области.
6.19. По всем экспертно-аналитическим мероприятиям, по результатам которых выявлены факты в которых усматриваются признаки преступлений или коррупционных правонарушений, руководствуясь требованиями части 6 статьи 12 Закона Московской области N 135/2010-ОЗ, КСП Московской области в установленном порядке передает материалы экспертно-аналитических мероприятий в соответствующие правоохранительные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 27 февраля 2018 г. N 40Р-14 "Об утверждении Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 27 февраля 2018 г.
Стандарт, утвержденный настоящим распоряжением, ввести в действие с 1 марта 2018 г.
Текст распоряжения опубликован в "Информационном сборнике Контрольно-счетной палаты Московской области", 2018 г., N 5
Распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 21 февраля 2020 г. N 40Р-19 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 21 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 28 марта 2019 г. N 40Р-30
Изменения вступают в силу с 28 марта 2019 г.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 14 декабря 2018 г. N 40Р-66