Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу осуществления внутреннего финансового аудита и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
Федеральный орган исполнительной власти, являющийся главным администратором бюджетных средств и осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении казенных, бюджетных и автономных учреждений, осуществляет контроль учредителя за деятельностью указанных учреждений на основании пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
При этом определение и цели ведомственного финансового контроля действующим законодательством Российской Федерации не установлены, однако вопросы финансово-хозяйственной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя, могут быть проверены в рамках контроля учредителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
3) повышения качества финансового менеджмента.
Таким образом, цели осуществления внутреннего финансового аудита и контроля учредителя, осуществляемого в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а также подходы к планированию и проведению контрольных и аудиторских мероприятий различаются.
Это означает, что планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя.
Также, по мнению Департамента, в целях однозначного определения компетенций, а также недопущения дублирования функций и полномочий главного администратора бюджетных средств при осуществлении им мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций рекомендуется принять два ведомственных (внутренних) акта, один из которых будет направлен на реализацию предусмотренных Федеральными законами от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" полномочий по контролю учредителя, и второй ведомственный (внутренний) акт предусмотренный федеральными стандартами внутреннего финансового аудита и направленный на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, представленные в письме подходы к организации системы контроля не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цели осуществления внутреннего финансового аудита и контроля учредителя, осуществляемого в соответствии с Законами о некоммерческих организациях и об автономных учреждениях, а также подходы к планированию и проведению контрольных и аудиторских мероприятий различаются.
Это означает, что планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых в рамках внутреннего финансового аудита, не должны сопрягаться с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя.
Минфин рекомендует принять два ведомственных (внутренних) акта, один из которых будет направлен на реализацию полномочий по контролю учредителя, а второй - на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-02-05/8607
Текст письма опубликован не был