Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-07-10/8553
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу разъяснения положений нормативных правовых актов, регламентирующих требования к проведению инвентаризации активов и обязательств в целях составления годовой отчетности, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации (если законодательством не установлено иное) не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент обращает внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктом 79 федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256 (далее - СГС Концептуальные основы), пунктом 7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ 191н), в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа от 31.12.2016 следует читать как "256н"
Следует обратить внимание, что нормативные правовые акты, регулирующие ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, не содержат указания на обязанность проведения инвентаризаций исключительно по завершению финансового (отчетного) года.
Целью проведения инвентаризации является выявление фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Основные требования к инвентаризации активов и обязательств для организаций бюджетной сферы установлены разделом VIII СГС Концептуальные основы.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом в рамках формирования своей учетной политики, определяемой в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Учитывая изложенное, определение процедурных мероприятий, сроков проведения инвентаризации объектов бухгалтерского учета (с учетом специфики их вовлечения в хозяйственный оборот и применяемых методов учета) находится в сфере компетенции субъекта учета с соблюдением требования обеспечения достоверности данных бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Определения даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в четвертом квартале года), как одного из методов предварительного финансового контроля не противоречит положениям нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 68 СГС Концептуальные основы достоверность информации означает ее полноту, нейтральность и отсутствие существенных ошибок.
Полной считается информация, которая включает данные и (или) пояснения, сформированные (имеющиеся) на момент формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и необходимые для принятия пользователем бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовых решений.
Информация считается нейтральной, если ее отбор для представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется объективно.
Отсутствие ошибок означает, что формирование данных бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлено в соответствии с настоящим Стандартом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также учетной политикой, сформированной субъектом учета с учетом положений настоящего Стандарта.
Условие достоверности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусматривает возможность отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности данных в условных (прогнозных), вероятностных, относительных и иных аналогичных значениях (показателях).
В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.
Учитывая изложенное, субъективная оценка качества проведенной инвентаризации без указания на факты выявленных существенных отклонений в показателях отчетности (существенных ошибок) не является основанием для формирования суждения о недостоверности отчетности.
Одновременно сообщаем, что приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" не является нормативным правовым документом, требования которого обязательны для проведения инвентаризации в организациях государственного сектора, вместе с тем отдельные положения указанного документа, не противоречащие законодательству Российской Федерации, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.
Заместитель Директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Процедурные мероприятия, сроки проведения инвентаризации определяет субъект учета с соблюдением требования обеспечения достоверности данных бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Выбор даты, на которую проводится инвентаризация в целях составления годовой бюджетной отчетности, до завершения финансового года, за который составляется отчетность (например, в IV квартале года), не противоречит актам по бухучету, если это один из методов предварительного финансового контроля.
Достоверность информации означает ее полноту, нейтральность и отсутствие существенных ошибок.
Субъективная оценка качества проведенной инвентаризации без указания существенных ошибок не является основанием для формирования суждения о недостоверности отчетности.
Методические указания Минфина по инвентаризации не обязательны для организаций госсектора, но отдельные их положения, не противоречащие законодательству, субъект учета вправе включить в документы учетной политики.
Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 02-07-10/8553
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", апрель 2020 г., N 4