Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
города Москвы
от 21 ноября 2019 г. N 01-01-14-505/19
Регламент
выполнения работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства в городе Москве
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2014 г. N 762-ПП "Об утверждении Требований к санитарно-техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве", ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28 сентября 2011 г. N 05-14-650/1 "Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 - 5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011 гг. и далее)".
1.2. Настоящий Регламент определяет порядок организации работ по поддержанию в надлежащем техническом состоянии объектов дорожного хозяйства (далее - ОДХ) в городе Москве в зимний и летний периоды на основании требований, определенных в нормативно-правовых и распорядительных документах.
1.3. Настоящий Регламент не распространяется на объекты дорожного хозяйства местного значения Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы (категории ОДХ 8а, 8б, 8в), содержание которых осуществляется в соответствии с требованиями, определенными в установленном порядке органами местного самоуправления.
1.4. Содержание ОДХ улично-дорожной сети города Москвы включает в себя:
- санитарное содержание ОДХ - комплекс работ по летней и зимней уборке всех структурных элементов ОДХ, урн на остановках общественного транспорта, дорожных ограждений, шумозащитных экранов (стенок), буферов безопасности, очистке и мойке дорожных знаков, информационных щитов и указателей, включая работы по удалению (погрузка и вывоз, роторная перекидка) и утилизации снега с ОДХ, обработке ОДХ противогололедными материалами, в том числе с использованием систем обеспечения противогололедной обработки;
- техническое содержание ОДХ - комплекс работ по устранению (ремонту) возникающих локальных повреждений и дефектов дорожных покрытий, бортовых камней (бордюров), покрытий на обочинах, урн на остановках общественного транспорта, контейнеров для хранения аварийного запаса щебня фракции 2 - 5 мм, пешеходных ограждений и тротуарных столбиков, выполняемых для обеспечения безопасности дорожного движения, а также профилактических работ по уходу за дорожными покрытиями, выполняемых для предупреждения образования на них дефектов, работ по мониторингу и техническому учету ОДХ.
1.5. Термины и определения в целях настоящего Регламента:
Объект дорожного хозяйства (ОДХ) - искусственное сооружение, предназначенное для безопасного движения транспорта и пешеходов в любое время года независимо от природно-климатических условий.
Структурные элементы ОДХ - проезжая часть, тротуары, технические тротуары, парковки, обочины, специальные площадки для аварийной остановки автомобилей, остановки общественного транспорта, в том числе в границах транспортно-пересадочных узлов, велосипедные дорожки, разделительные полосы, отстойно-разворотные площадки общественного транспорта.
Конструктивные элементы ОДХ - дорожное покрытие (верхние и нижние слои), дорожное основание, подстилающий слой дорожной одежды, бортовой камень (бордюр), люки смотровых колодцев подземных коммуникаций, дождеприемники ливнесточных колодцев, покрытие обочин, откосов, водоперепускные трубы большого диаметра.
Элементы обустройства ОДХ - урны на остановках общественного транспорта, контейнеры для хранения аварийного запаса щебня фракции 2 - 5 мм, шумозащитные экраны (стенки), габионные сооружения, водоотводные сооружения открытого типа, откосы, зеленые насаждения, системы обеспечения противогололедной обработки.
Технические средства организации дорожного движения (далее - ТСОДД): дорожные знаки, информационные щиты и указатели, светофорные объекты, дорожная разметка, дорожные ограждения (металлические и бетонные ограждения барьерного типа, пешеходные ограждения, ограждения отстойно-разворотных площадок в виде металлического забора, тротуарные столбики), искусственные неровности (далее - ИН), буфера безопасности.
Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.
Дорожный знак (информационный щит, указатель) - техническое средство организации дорожного движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.
Выделители полос движения - конструктивные элементы ОДХ, предназначенные для выделения полос движения транспорта.
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - объекты дорожного хозяйства 9 категории, включающие в себя комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.
Зимнее содержание ОДХ - выполняемый в течение зимнего периода на всем протяжении ОДХ комплекс работ по санитарному и техническому содержанию ОДХ и технических средств организации дорожного движения, а также по мониторингу и техническому учету ОДХ.
Летнее содержание ОДХ - выполняемый в течение летнего периода на всем протяжении ОДХ комплекс работ по санитарному и техническому содержанию элементов ОДХ и технических средств организации дорожного движения, а также по мониторингу и техническому учету ОДХ.
Зимний период * - календарный период времени выполнения зимних технологических операций, в городе Москве с 1 ноября по 15 апреля.
Летний период * - календарный период времени выполнения летних технологических операций, в городе Москве с 16 апреля по 31 октября.
Категория ОДХ - классификация городских магистралей, улиц и проездов в зависимости от интенсивности движения транспорта и особенностей, предъявляемых к их эксплуатации и содержанию:
категория 1 - магистральные улицы и проспекты, которые обеспечивают международные, межгосударственные, региональные и внутригородские связи, за исключением предусмотренных категорией 6;
категория 2 - городские магистрали, которые обеспечивают радиальные и поперечные связи между различными функционально-планировочными элементами города;
категория 3 - улицы и проезды районного значения, не выходящие за пределы одного района, за исключением предусмотренных категорией 4, категорией 7а и категорией 7б;
категория 4 - улицы и проезды районного значения, имеющие незначительную (не более двух полос движения) ширину проезжей части. К данной категории также относятся аналогичные улицы и переулки в микрорайонах старой застройки, расположенные в пределах Московской окружной железной дороги;
категория 5 - городские проезды, имеющие поперечный профиль шоссейных дорог (без бортового камня, а также участки значительной протяженности с частичным отсутствием бортового камня), и шоссейные дороги на территории области, обслуживаемые городскими и окружными дорожными службами (подъезды к аэропортам, кладбищам, специальным объектам и др.);
категория 6 - Московская кольцевая автомобильная дорога с транспортными развязками, Третье транспортное кольцо, Четвертое транспортное кольцо, Садовое и Бульварное кольцо;
категория 7а - объекты дорожного хозяйства города Москвы, не предназначенные для движения автомобильного транспорта (пешеходные зоны общегородского значения), территория Московского зоопарка, территория ЦПКиО им. Горького;
категория 7б - объекты дорожного хозяйства города Москвы, не предназначенные для движения автомобильного транспорта (пешеходные зоны окружного значения), территория ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники", территория ОАО "Спортивный комплекс "Олимпийский";
категория 8а - объекты дорожного хозяйства местного значения в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы (улицы, проезды и иные объекты), не выходящие за пределы одного населенного пункта, имеющие от двух до четырех полос движения, как с бортовым камнем, так и без него;
категория 8б - объекты дорожного хозяйства местного в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы (улицы, проезды и иные объекты), не выходящие за пределы одного населенного пункта, имеющие две полосы движения с шириной одной полосы движения не более 3,25 метра, с частичным наличием бортового камня;
категория 8в - объекты дорожного хозяйства местного значения в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы, расположенные в населенных пунктах, а также объекты дорожного хозяйства местного значения, являющиеся подъездами к деревням, поселкам, садовым, огородным и дачным некоммерческим объединениям, кладбищам, объектам инженерной инфраструктуры и иным объектам, без бортового камня или имеющие значительной протяженности участки с частичным отсутствием бортового камня, с любым типом покрытия и имеющие не более двух полос движения;
категория 9 - объекты дорожного хозяйства города Москвы, расположенные в границах транспортно-пересадочных узлов, не отнесенные к иным категориям объектов дорожного хозяйства города Москвы в соответствии с настоящей классификацией объектов дорожного хозяйства города Москвы.
Внекатегорийные:
- объекты ФСО - объекты дорожного хозяйства города Москвы, постоянно используемые лицами, подлежащими государственной охране (Кремлевское кольцо и объекты дорожного хозяйства внутри него, участки от пл. Боровицких ворот до развязки МКАД с Рублевским ш., от пл. Боровицких ворот до Внуково-2, от Манежной пл. до аэропорта "Шереметьево-2");
- переулки и проезды внутри Садового кольца - переулки и городские проезды, расположенные в пределах Садового кольца, обеспечивающие внутрирайонное транспортное сообщение, ширина проезжей части которых не превышает 8 метров;
- площади перед железнодорожными вокзалами - объекты дорожного хозяйства города Москвы, прилегающие к железнодорожным вокзалам;
- парк Победы, территория Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", расположенная в границах проспекта Вернадского, Мичуринского, Ломоносовского и Университетского проспектов, территории, прилегающие к Московскому Кремлю и Александровскому саду, включая Манежную площадь, территории перед ОАО "ГАО "ВВЦ";
- объекты ТиНАО - объекты дорожного хозяйства города Москвы, расположенные на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, не отнесенные к иным категориям объектов дорожного хозяйства города Москвы в соответствии с настоящей классификацией объектов дорожного хозяйства города Москвы;
- Серебряный Бор - территория памятника природы регионального значения "Серебряный Бор".
Заказчик/учредитель - государственное учреждение, осуществляющее функции заказчика на выполнение работ по содержанию ОДХ/префектура соответствующего административного округа города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в отношении учрежденных ими государственных бюджетных учреждений, выполняющих работы по содержанию ОДХ.
Дорожные организации - государственные бюджетные учреждения, выполняющие работы по содержанию ОДХ в соответствии с государственным заданием на выполнение данного вида работ, или юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющие работы по содержанию ОДХ на основании заключенного с заказчиком контракта (договора).
Оперативный городской штаб - городской штаб по координации действий городских организаций и префектур административных округов города Москвы по организации работ для уборки территорий города под руководством заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
АСУ ОДС - автоматизированная система управления "Объединенная диспетчерская служба Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы", являющаяся государственной информационной системой города Москвы, содержащей информацию об объектах дорожного хозяйства, включая все конструктивно выделенные элементы и инженерные сети, дворовых территориях, подъемных устройствах для инвалидов, контейнерных площадках для мусора и отходов, объектах озеленения и иных территориях и объектах и обеспечивающей автоматизацию процессов планирования, отчетности, учета, мониторинга, анализа содержания объектов АСУ ОДС.
Механизированная уборка - уборка территорий с применением специализированной уборочной техники, оснащенной средствами навигации, функционирующими с использованием технологий системы ГЛОНАСС, позволяющими осуществлять передачу телеметрических данных о местонахождении техники в АСУ ОДС.
Ручная уборка - уборка территорий ручным способом.
Противогололедные материалы (ПГМ) - противогололедные реагенты (твердые и жидкие), а также фрикционные и комбинированные противогололедные материалы.
Противогололедные реагенты (ПГР) - это твердые (сыпучие), комбинированные (комбинация твердых химических и фрикционных компонентов), а также жидкие (растворы) химические искусственные средства, распределяемые по поверхности дорожного покрытия для борьбы с зимней скользкостью (предотвращение ее образования и ликвидация) путем взаимодействия со снежно-ледяными отложениями. Возможность поддержания в допустимом состоянии элементов ОДХ в процессе их эксплуатации в зимний период обеспечивается плавлением (льда) снега и образованием водных растворов ПГР (солей), имеющих температуру замерзания ниже, чем у воды.
Фрикционные (противогололедные) материалы - материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно-ледяными отложениями на покрытии для обеспечения безопасных условий движения.
Комбинированные (противогололедные) материалы - твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе как химические противогололедные реагенты (ПГР), так и фрикционные материалы.
СОПО - автоматическая система обеспечения противогололедной обработки.
______________________
* В переходные периоды в зависимости от метеорологической обстановки возможно выполнение летних технологических операций в зимний период и зимних - в летний период.
2. Требования к содержанию объектов дорожного хозяйства в городе Москве
2.1. Общие требования
2.1.1. Работы по содержанию ОДХ осуществляются дорожными организациями круглогодично, ежедневно в круглосуточном режиме с перерывами на отдых и прием пищи в течение рабочей смены. Передача смены осуществляется с 7.00 до 9.00.
2.1.2. Для механизированной уборки применяются коммунальные и специальные машины, в обязательном порядке поставленные на баланс/забаланс учреждений и внесенные в реестр транспортных средств, содержащийся в АСУ ОДС.
Транспортные средства, используемые при проведении мероприятий по содержанию ОДХ, должны быть оснащены:
- средствами навигации, функционирующими с использованием технологий системы ГЛОНАСС, позволяющими осуществлять передачу телеметрических данных о местонахождении техники в АСУ ОДС в соответствии с требованиями, установленными Департаментом информационных технологий города Москвы;
- датчиками уровня топлива (исключение составляют транспортные средства, не имеющие возможности для установки датчиков);
- датчиками работы навесного оборудования (при возможности).
2.1.3. Для уборки плиточных тротуарных покрытий (гранитная и бетонная плитка) в целях избежания повреждений дорожных покрытий должна применяться малотоннажная техника максимальной массой до 3,5 тонны.
2.1.4. В отдельных случаях транспортные средства организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно подведомственные организации Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, подведомственные организации префектур административных округов города Москвы и коммерческие организации могут быть привлечены:
- для проведения мероприятий по содержанию ОДХ при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;
- для ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и неблагоприятных метеорологических явлений;
- для обеспечения противопаводковых мероприятий, противопожарных мероприятий;
- для транспортировки противогололедных материалов, эксплуатации тягачей на работах по обеспечению бесперебойного движения на МКАД и в ТиНАО в неблагоприятных метеорологических условиях;
- для эвакуации автотранспорта, перевозки асфальта, нерудных материалов, фрезмассы, для вывоза смета и мусора со сметоперегрузочной площадки, для перевозки грузов в целях обеспечения собственной производственно-хозяйственной деятельности, для перевозки рабочих в целях обеспечения выполнения дорожно-ремонтных работ, для обеспечения безопасности при проведении работ;
- для обеспечения проведения общественно-политических, культурных, спортивных и иных мероприятий, проводимых в городе.
Решение о необходимости привлечения транспортных средств подведомственных организаций Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, префектур административных округов города Москвы и коммерческих организаций для проведения указанных мероприятий принимается оперативным городским штабом, оформляется факсограммой, утверждаемой заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства либо лицом, исполняющим его обязанности, с указанием количества транспортных средств, подлежащих привлечению, их правообладателей, состава выполняемых технологических операций и их периодичности. Указанные данные в обязательном порядке подлежат внесению в АСУ ОДС.
Информация о привлекаемой технике должна вноситься в АСУ ОДС в срок не позднее 1 календарного дня со дня принятия решения. Техника, привлекаемая для проведения работ, должна быть оснащена устройствами ГЛОНАСС, информация об устройствах ГЛОНАСС должна быть внесена в АСУ ОДС.
Со сторонними коммерческими организациями должен быть заключен договор аренды техники в установленном законом порядке.
Привлекаемая техника сторонних коммерческих организаций должна быть оснащена устройствами ГЛОНАСС, внесена в АСУ ОДС не позднее 1 суток до начала производства работ. Данные о перемещении техники также должны передаваться в АСУ ОДС.
2.1.5. Все машины для выполнения технологических операций, находящиеся у дорожной организации на круглосуточном дежурстве, должны быть закреплены для работы на определенных ОДХ. Для них должны быть составлены маршрутные графики работы. Копия маршрутного графика должна выдаваться водителю вместе с путевым листом.
2.2. Требования к зимнему содержанию объектов дорожного хозяйства в городе Москве
2.2.1. Основная задача зимнего содержания ОДХ заключается в предупреждении и удалении снеговых образований, рыхлого снега, уплотненного снега или наката, стекловидного льда (гололеда, наледи), а также поддержании в исправном состоянии дорожных покрытий и элементов обустройства ОДХ.
2.2.2. Перечень и количество технологических операций, подлежащих выполнению в зависимости от погодных условий, определяются в АСУ ОДС на основании приложения к настоящему Регламенту.
2.2.3. Объем работ по техническому содержанию дорожных покрытий ОДХ, планируемый к выполнению в текущий зимний период в составе работ по зимнему содержанию ОДХ, определяется согласно установленному нормативу от общей площади проезжей части (тротуаров), обслуживаемых ОДХ по утвержденным титульным спискам (пункты 3.4.6, 3.4.8 настоящего Регламента).
Объем работ, определенный по нормативу на текущий зимний период, подлежит выполнению на площади проезжей части (тротуара) обслуживаемых ОДХ:
- не находящейся на гарантийных обязательствах после проведенного капитального ремонта (ремонта "большими картами");
- не закрытой для движения транспорта и пешеходов в установленном порядке.
2.2.4. В целях обеспечения безопасного движения транспорта и пешеходов на ОДХ, включенных в титульные списки на капитальный ремонт (ремонт "большими картами") в текущий летний период, работы по содержанию (санитарному, техническому) данных объектов дорожного хозяйства осуществляются до открытия ордеров на производство работ.
2.2.5. При проведении ремонтных работ на ОДХ, в том числе на отдельных участках ОДХ, и отсутствии перекрытий ОДХ, отдельных участков ОДХ для движения транспорта и пешеходов не допускается прекращение, уменьшение объема работ по содержанию.
2.3. Требования к летнему содержанию объектов дорожного хозяйства в городе Москве
2.3.1. Основная задача летнего содержания ОДХ заключается в обеспечении нормативного уровня транспортно-эксплуатационного состояния магистралей, улиц и проездов города посредством удаления загрязнений, ухудшающих эстетический вид и являющихся источником повышенной запыленности воздуха, поддержания в исправном состоянии дорожных покрытий и элементов обустройства ОДХ, увеличения межремонтных сроков службы дорожных покрытий за счет повышения качества используемых для ремонта дорог материалов и совершенствования технологий производства дорожно-ремонтных работ.
2.3.2. Перечень и количество технологических операций, подлежащих выполнению в зависимости от погодных условий, определяются в АСУ ОДС на основании приложения к настоящему Регламенту.
2.3.3. Объем работ по техническому содержанию дорожных покрытий ОДХ, планируемый к выполнению в текущий летний период в составе работ по летнему содержанию ОДХ, определяется согласно установленному нормативу от общей площади проезжей части (тротуаров), обслуживаемых ОДХ по утвержденным титульным спискам.
Объем работ, определенный по нормативу на текущий летний период, подлежит выполнению на площади проезжей части (тротуара) обслуживаемых ОДХ:
- не находящейся на гарантийных обязательствах после проведенного капитального ремонта (ремонта "большими картами");
- не закрытой для движения транспорта и пешеходов в установленном порядке.
2.3.4. При проведении ремонтных работ на ОДХ, в том числе на отдельных участках ОДХ, и отсутствии перекрытий ОДХ, отдельных участков ОДХ для движения транспорта и пешеходов не допускается прекращение, уменьшение объема работ по содержанию, за исключением участков с отфрезерованной поверхностью, а также участков ОДХ с асфальтобетонным покрытием, на которых в течение следующих 24 часов будут проводиться работы по нанесению разметки.
3. Комплексное содержание объектов дорожного хозяйства в городе Москве в зимний период
3.1. Периоды снегопадов и гололедицы
3.1.1. Проезжая часть должна быть обработана противогололедными реагентами и обеспечивать беспрепятственное движение всех видов транспортных средств.
Время, необходимое на сплошную обработку противогололедными реагентами всей территории, не должно превышать 5 часов с начала снегопада.
3.1.2. Применение ПГР в Москве осуществляется в том числе с использованием СОПО. Нормы распределения ПГР с применением СОПО устанавливаются настоящим Регламентом.
3.1.3. Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов дорожного хозяйства 1 - 6, 9 категорий тротуары, посадочные площадки остановок общественного транспорта и объекты категорий 7а и 7б должны быть обработаны комбинированными ПГР, исключающими образование наледей или снежного наката и скольжение пешеходов.
3.1.4. Механизированное подметание проезжей части, тротуаров, объектов дорожного хозяйства на внекатегорийных объектах, объектах дорожного хозяйства 1 - 6, 9 категорий, категорий 7а и 7б, остановок общественного транспорта должно начинаться сразу после окончания очередного снегопада. Время, необходимое на подметание, не должно превышать 5 часов.
3.1.5. При длительных интенсивных снегопадах (свыше 5 см и более) очередное подметание проезжей части и тротуара должно производиться после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега с последующей обработкой дорожного полотна и тротуара противогололедными реагентами. Циклы ручной зачистки тротуаров должны повторяться после выпадения каждых 5 см снега.
3.1.6. В периоды неблагоприятных метеорологических условий для обеспечения движения грузовых транспортных средств по территории объектов дорожного хозяйства 6 категории (МКАД) и внекатегорийных объектов (ТиНАО) осуществляется дежурство специальной техники по факсограмме городского оперативного штаба. Допускается применение тягачей типа МАЗ-551605-230-024 (или эквивалент).
3.1.7. Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров и сброшенный с крыш, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.
3.1.8. В ходе механизированного подметания проезжей части валы снега должны быть максимально сдвинуты в лотковую часть и при необходимости дополнительно обработаны автогрейдером или плужно-щеточной машиной для обеспечения беспрепятственного движения автотранспорта. Ширина валов снега в лотковой части улиц не должна превышать 1,5 метра.
3.1.9. При формировании снежных валов в лотковой части дорог не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары и газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод.
3.1.10. Формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от посадочных площадок общественного транспорта;
- на тротуарах.
3.1.11. Срок завершения работ по формированию валов снега и устройству разрывов в них не должен превышать 16 часов с момента окончания очередного снегопада.
3.1.12. Перед погрузкой в самосвалы снежные валы могут быть обработаны автогрейдером.
При наступлении неблагоприятных метеорологических условий после формирования снежных валов снег перемещается с использованием роторного оборудования с ОДХ, на которых сводным титульным списком улиц и проездов, обслуживаемых дорожно-эксплуатационными службами города, данная технологическая операция не предусмотрена.
3.1.13. Вслед за проходом снегопогрузчиков или роторной техники лотковая часть должна быть зачищена от остатков снега с помощью автогрейдера или плужно-щеточного снегоочистителя.
3.1.14. На улицах и проездах с односторонним движением транспорта, в том числе на магистралях с разделительной полосой в виде скверов и газонов, лотковые части дорог, с которых начинается подметание проезжей части (левые лотки), должны быть в течение всего зимнего периода постоянно очищены от снега и наледи до бортового камня на ширину 2 метра, включая его верхнюю полку.
3.2. После окончания снегопада
3.2.1. Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов дорожного хозяйства 1, 2, 6 и 9 категорий после завершения механизированного подметания проезжая часть должна быть полностью очищена от снежных накатов и наледей. Для объектов дорожного хозяйства 3, 4 и 5 категорий отдельные участки проезжей части могут иметь снежный накат, обработанный щебнем фракции 2 - 5 мм. Общая площадь таких участков не должна превышать 30% площади проезжей части данной улицы или проезда.
3.2.2. Срок полной ликвидации зимней скользкости и окончания работ по снегоочистке не должен превышать 5 часов с момента окончания снегопада.
3.2.3. Для внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1, 2 и 6, 9 категорий время, необходимое для выполнения снегоуборочных работ и противогололедной обработки всей площади тротуаров, объектов категорий 7а и 7б и остановок, не должно превышать 5 часов после окончания снегопада. Тротуарное покрытие в местах, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может иметь снежный накат, обработанный комбинированными ПГР. Общая площадь таких участков не должна превышать 20% от площади тротуара. Срок ликвидации снежных накатов не должен превышать 6 часов с момента окончания снегопада.
3.2.4. Для объектов дорожного хозяйства 3 - 5 категорий срок выполнения снегоуборочных работ и противогололедной обработки не должен превышать 5 часов с момента окончания снегопада. Тротуарное покрытие в местах, где производится механизированная уборка, на отдельных участках может иметь снежный накат, обработанный комбинированными ПГР. Общая площадь таких участков не должна превышать 30% от площади тротуара. Срок ликвидации снежных накатов не должен превышать 12 часов с момента окончания снегопада.
3.2.5. Не допускается сброс снега с тротуаров, объектов категорий 7а и 7б и посадочных площадок остановок городского общественного наземного транспорта в уже очищенную лотковую часть ОДХ.
3.2.6. Ручная зачистка тротуаров и остановок общественного транспорта, а также объектов категории 7а и 7б начинается сразу после окончания снегопада.
3.2.7. По поручению оперативного городского штаба при установлении положительных температур с целью обеспечения пропуска талых вод могут проводиться работы по освобождению лотковой части от снега с применением плужно-щеточных машин (антипрометание).
3.2.8. Расчистка от снега обочин объектов дорожного хозяйства начинается по истечении 24 часов с момента окончания снегопада. Срок очистки от снега не должен превышать 5 часов.
3.3. Периоды длительного отсутствия снегопада
3.3.1. При положительных температурах воздуха (в течение 12 ч до момента начала проведения технологической операции и при наличии прогноза, согласно которому в течение 24 ч после проведения технологической операции значение нижнего порога температуры воздуха превысит +5°C) должна проводиться ежедневная однократная мойка проезжей части и тротуаров.
Дополнительно проводить мойку кратностью 1 раз в 2 дня с применением КМС для следующих элементов обустройства ОДХ: буферы безопасности, выделители полос движения, дорожные знаки, дорожные и навигационные указатели, информационные щиты, металлические дорожные ограждения, подпорные стенки, стенки типа "Нью-Джерси", тротуарные ограждения и столбики, шумозащитные стенки.
Мойку стенки типа "Нью-Джерси" и металлических барьерных ограждений производить механизировано, остальных элементов обустройства - бригадами дорожных рабочих с привлечением транспортных средств, в том числе обеспечивающих их безопасность.
3.3.2. Не допускается проведение мойки тротуаров с проезжей части дорог.
3.3.3. Мойку ОДХ с общей шириной проезжей части более 6 м производит колонна поливомоечных машин. Первая поливомоечная машина должна захватывать при мойке осевую разделительную полосу, остальные поливомоечные машины должны двигаться уступом, при котором полоса, вымытая передней машиной, должна перекрываться следующей на 0,7 - 1 м. Расстояние между поливомоечными машинами при мойке колонной должно быть не более 10 - 20 м.
3.3.4. В периоды длительного отсутствия снегопадов (в течение 9 календарных дней подряд) на 10-й календарный день после окончания снегопада должно осуществляться механизированное подметание осевых разделительных полос и лотковой части летними подметально-уборочными машинами типа ПУМ-77.3, ПУМ-69 (или эквивалент), а также подметально-вакуумными машинами типа МВП-50121-02 (или эквивалент). Для исключения пыления при проведении данной операции необходимо обеспечить увлажнение водой, а в случаях отрицательных температур воздуха - незамерзающими жидкостями.
3.4. Ежедневно
3.4.1. В местах повышенной опасности (спуски, подъемы, мосты, эстакады, тормозные площадки перед светофорами) проводится технологический мониторинг в части проверки состояния проезжей части и тротуаров. В течение рабочей смены выполняется не менее чем 2-кратный контрольный объезд.
3.4.2. Эвакуация транспортных средств, мешающих проведению механизированной уборки, осуществляется ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" по заявке окружных заказчиков/учредителей, оформленной в установленном порядке.
3.4.3. Ежедневное выявление мест, требующих выборочного ремонта, осуществляется в рамках проведения технологического мониторинга состояния ОДХ.
3.4.4. Технологические операции по техническому содержанию и ремонту дорожных покрытий ОДХ в зимний период осуществляются с применением холодных асфальтобетонных смесей, литого асфальта и иных разрешенных технологий.
3.4.5. Ремонт дорожных покрытий начинается дорожной организацией в срок не позднее суток с момента обнаружения поврежденного участка или получения предписания специально уполномоченных органов.
3.4.6. Работы по техническому содержанию асфальтобетонных покрытий проезжей части планируются из расчета 0,4% от общей площади проезжей части ОДХ.
3.4.7. Ремонт покрытий тротуаров и объектов категорий 7а и 7б осуществляется с применением холодных асфальтобетонных смесей и тротуарной плитки в течение суток с момента обнаружения или получения предписания специально уполномоченных органов.
3.4.8. Работы по техническому содержанию асфальтобетонных покрытий тротуаров и объектов 7а и 7б планируются на зимний период из расчета 0,1% общей площади тротуаров.
3.4.9. Очистка от мусора урн, установленных на посадочных площадках остановок общественного транспорта, осуществляется 2 раза в сутки, в дневное и ночное время, а на объектах 9 категории - 1 раз в час.
3.4.10. Сбор случайного мусора с тротуаров, обочин и остановок общественного транспорта осуществляется постоянно в течение дня бригадами дорожных рабочих.
3.4.11. Мелкий ремонт ограждений (дорожных, пешеходных) с выполнением работ в течение 5 суток с момента обнаружения или получения предписания составляет за зимний период 4% от их протяженности, а на ОДХ 6-й категории (МКАД) также выполняется и аварийный ремонт до 40% протяженности ограждений.
3.4.12. Ремонт искусственных дорожных неровностей с выполнением работ в течение 3 суток с момента обнаружения или получения предписания специально уполномоченных органов составляет 3% от их общей протяженности.
3.4.13. Уборка остановок общественного транспорта производится бригадами дорожных рабочих не менее 2 раз в сутки с привлечением транспортных средств, обеспечивающих прикрытие дорожных рабочих со стороны движения транспортных средств.
3.5. Требования к вывозу снега
3.5.1. Вывоз снега должен осуществляться в порядке, установленном в п. 3.11.
3.5.2. Устанавливаются следующие сроки для окончательного вывоза сформированных снежных валов после окончания снегопада в зависимости от категории ОДХ и его интенсивности:
а) с территорий парковок вне зависимости от категорийности объекта срок для вывоза снежных валов при снегопадах любой интенсивности - не более 12 ч;
б) с внекатегорийных объектов дорожного хозяйства и объектов 1, 2, 4, 6, 7а, 7б категорий:
- при снегопаде до 6 см - не более 2 дней;
- при снегопаде до 10 см - не более 3 дней;
в) с улиц и проездов 3 категории:
- при снегопаде до 6 см - не более 4 дней;
- при снегопаде до 10 см - не более 6 дней;
г) с дорог 5 категории (при необходимости вывоза):
- при снегопаде до 6 см - не более 4 дней;
- при снегопаде до 10 см - не более 9 дней.
3.5.3. При снегопаде свыше 10 см на каждые дополнительно выпавшие 5 см сроки окончательного вывоза снега увеличиваются на один день.
3.5.4. Вывоз снега осуществляется с ОДХ на стационарные снегосплавные пункты (ССП) и мобильные снегоплавильные установки (МСУ) для дальнейшей утилизации.
3.5.5. На территории ТиНАО допускается сухое складирование снега. Перечень мест для сухого складирования снега утверждается префектурой Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы после согласования с уполномоченными организациями.
3.5.6. Снег, сдвигаемый в процессе снегоуборочных работ с проезжей части на обочины, должен быть перемещен с обочин на откосы насыпи либо перекинут ротором в полосу отвода, а при невозможности выполнения названных операций погружен на самосвалы и вывезен на ССП и МСУ.
3.5.7. Допускается складирование свежевыпавшего снега на газонах.
3.5.8. Время, необходимое для очистки обочин от снега, - не более 24 часов после окончания снегопада.
3.5.9. По окончании работ по вывозу снега на объекте дорожного хозяйства должна быть проведена ручная зачистка лотовых частей дорог бригадами дорожных рабочих с привлечением транспортных средств, обеспечивающих прикрытие дорожных рабочих со стороны движения транспортных средств.
3.6. Требования к очистке специальных элементов ОДХ
3.6.1. Уборка от снега и грязи труднодоступных для уборочной техники участков проезжей части, включая буфера безопасности, подпорные стенки, стенки типа "Нью-Джерси", шумозащитные стенки, осуществляется не менее 1 раза в декаду бригадами дорожных рабочих с привлечением транспортных средств, обеспечивающих безопасность рабочих. За исключением условий, изложенных в п. 3.3.1.
3.6.2. Уборка от снега и грязи выделителей полос движения, дорожных знаков, дорожных и навигационных указателей, информационных щитов, металлических дорожных ограждений, тротуарных ограждений и столбиков осуществляется не менее 1 раза в неделю бригадами дорожных рабочих с привлечением транспортных средств, обеспечивающих безопасность дорожных рабочих. За исключением условий, изложенных в п. 3.3.1.
3.6.3. Парковки должны быть расчищены от снега.
3.7. Особенности содержания транспортно-пересадочных узлов
3.7.1. В отношении объектов 9-й категории (ТПУ, включенные в перечень ТПУ с особым режимом содержания) устанавливаются следующие особые условия содержания.
3.7.2. Уборочные работы, включая сбор случайного мусора с дорожных покрытий, осуществляются в круглосуточном режиме, в непрерывном режиме патрулирования бригады дорожных рабочих.
3.7.3. Снегоуборочные работы начинаются незамедлительно с момента начала снегопада.
3.7.4. Срок полной ликвидации зимней скользкости и окончания работ по снегоочистке не должен превышать 2 часов с момента окончания снегопада или метели.
3.7.5. Срок первоочередного вывоза снега устанавливается 12 часов после окончания снегопада.
3.7.6. При снегопадах до 10 см окончательный вывоз снега должен быть завершен в срок не более 3 дней, на каждые дополнительно выпавшие 5 см сроки окончательного вывоза снега увеличиваются на 1 день.
3.8. Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами
3.8.1. Порядок обработки проезжей части и тротуаров ОДХ предусматривает применение определенной номенклатуры жидких и твердых противогололедных реагентов и материалов.
3.8.2. Для обработки проезжей части ОДХ (превентивной - до начала снегопада и основной - во время проведения снегоуборочных работ) используются твердые и жидкие ПГР, которые необходимо распределять, строго соблюдая установленную норму обработки дорожного покрытия за один технологический цикл, и не должно превышать 5 часов.
3.8.3. Мелкий гранитный щебень фракций 2 - 5 мм предусматривается в качестве основного или дополнительного противогололедного материала при определенных погодных условиях на проезжей части.
3.8.4. На тротуарах с асфальтобетонным покрытием и бетонным плиточным покрытием, остановках общественного транспорта для устранения зимней скользкости разрешено использование только комбинированных ПГР. По особому указанию оперативного городского штаба на тротуарах может быть использован щебень фракций 2 - 5 мм. Решение об использовании щебня на тротуарах оформляется факсограммой за подписью заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства с указанием нормы распределения, с обязательным вводом в АСУ ОДС.
3.8.5. На тротуарах с гранитным плиточным покрытием для устранения зимней скользкости используется щебень фракций 2 - 5 мм, в случае образования наледи разрешено использование только комбинированного ПГР.
3.8.6. Распределение гранитного щебня на проезжей части осуществляется механизированным способом распределителями твердых реагентов, остановках общественного транспорта и подходах к станциям метро - ручным способом из специально оборудованных контейнеров.
3.8.7. Обработка проезжей части жидкими, твердыми ПГР и щебнем, обработка тротуаров комбинированными ПГР и щебнем должна производиться специализированными машинами, имеющими автоматическое регулирование норм распределения.
3.8.8. Для выполнения данных технологических операций необходимо, чтобы машины - распределители реагентов были загружены ПГР в количестве, достаточном для обработки всей закрепленной площади.
3.8.9. ПГР, распределенные по поверхности проезжей части в соответствии с настоящей технологией, перемешанные с выпавшим снегом колесами движущегося транспорта, в течение определенного времени (до 3 часов) сохраняют на дороге снежную массу в рыхлом состоянии и препятствуют ее прикатыванию к поверхности дорожного покрытия.
3.8.10. Сплошная превентивная обработка проезжей части ПГР производится до начала снегопада и после каждого цикла механизированного подметания проезжей части. Данная операция должна начинаться с крайней правой полосы движения, по которой проходят маршруты движения городского общественного транспорта. Расстояние между машинами в колонне не должно превышать 20 метров. Не допускается образование скопления соляных растворов на полосах, по которым проходят маршруты движения электротранспорта.
3.8.11. Плотность обработки жидкими ПГР:
Вид реагента |
Ед. изм. |
Расход реагента при температурах воздуха, °C |
||||
от 0 до -2 |
от -2 до -4 |
от -4 до -6 |
от -6 до -8 |
от -8 до -10 |
||
Жидкий |
мл/м 2 |
25 - 35 |
35 - 45 |
45 - 55 |
60 - 70 |
70 - 80 |
Жидкий |
г/м 2 |
30 - 44 |
44 - 56 |
56 - 68 |
75 - 87 |
87 - 100 |
Примечание. Использование жидких ПГР при температуре воздуха ниже -10°C возможно только при специальном распоряжении оперативного городского штаба по нормам от 80 до 120 мл/м 2 (от 100 до 150 г/м 2).
3.8.12. При обильных продолжительных снегопадах и высоте снежного покрова свыше 2 см применяются только твердые ПГР (в том числе комбинированные ПГР). При специальном распоряжении оперативного городского штаба использование твердых ПГР проводится в сочетании с жидкими ПГР и/или щебнем фракции 2 - 5 мм. При применении твердых ПГР в сочетании с жидкими ПГР плотность распределения каждого вида ПГР определяется в соответствии с распоряжением оперативного городского штаба.
3.8.13. Плотность обработки твердыми ПГР:
Вид реагента |
Ед. изм. |
Расход реагента при температурах воздуха, °C |
||||
от 0 до -4 |
от -4 до -8 |
от -8 до -12 |
от -12 до -16 |
от -16 до -20 |
||
Твердый |
г/м 2 |
20 - 30 |
30 - 50 |
50 - 60 |
60 - 70 |
70 - 80 |
Примечание. Использование твердых ПГР при температуре воздуха от -16°C до -20°C целесообразно совместно с гранитным щебнем фракции 2-5 мм при специальном распоряжении оперативного городского штаба.
3.8.14. Плотность обработки комбинированными ПГР:
Вид реагента |
Ед. изм. |
Расход реагента при температурах воздуха, °C |
|
от 0 до -6 |
ниже -6 |
||
Твердые комбинированные ПГР |
г/м 2 |
80 - 100 |
100 - 120 |
Примечание. При необходимости плотность распределения определяется в соответствии с распоряжением оперативного городского штаба (при этом плотность распределения не должна превышать 200 г/м 2).
3.8.15. Плотность обработки щебнем фракций 2 - 5 мм:
Вид реагента |
Ед. изм. |
Расход реагента при температурах воздуха, °C |
|
от 0 до -6 |
ниже -6 |
||
Щебень фракций 2 - 5 мм |
г/м 2 |
80 - 100 |
100 - 120 |
Примечание. При необходимости плотность распределения определяется в соответствии с распоряжением оперативного городского штаба (при этом плотность распределения не должна превышать 200 г/м 2).
3.8.16. При снегопаде и резком повышении температуры воздуха (в диапазоне отрицательных температур) норма расхода ПГР определяется с учетом перепада температуры воздуха в течение 6 часов, предшествующих снегопаду, путем интерполяции.
3.8.17. Обработка гранитным щебнем фракции 2 - 5 мм:
- при температурах воздуха ниже -15°C обрабатываются участки улиц, особо опасные для движения транспорта, - тормозные площадки на перекрестках, выделенные площади у остановок общественного транспорта; крутые спуски, подъемы и другие;
- при температурах воздуха ниже -20°C в периоды снегопадов проводится сплошная обработка проезжей части ОДХ. Подобная технологическая операция должна осуществляться по рекомендации из оперативного городского штаба с указанием нормы расхода.
3.8.18. Плотность распределения гранитного щебня фракции 2 - 5 мм составляет 100 - 200 г/м 2. При необходимости обработки проезжей части гранитным щебнем фракции 2 - 5 мм в сочетании с твердыми ПГР плотность распределения определяется в соответствии с распоряжением оперативного городского штаба.
3.8.19. В случае получения от метеорологической службы города заблаговременного предупреждения при угрозе возникновения гололеда, в том числе такого явления как ледяной дождь, сплошная обработка проезжей части должна быть произведена до начала гололедных явлений.
3.8.20. При получении от метеорологической службы города заблаговременного предупреждения об ожидаемом наступлении неблагоприятных метеорологических условий (переход через 0°C в сторону отрицательных значений, снегопад) до начала выпадения осадков должна быть произведена выборочная обработка ПГР наиболее опасных для движения транспорта участков ОДХ (крутые спуски и подъемы, мосты, эстакады, тоннели, площадки торможения и т.д.). У каждой дорожной организации должен быть перечень участков улиц, требующих выборочной первоочередной обработки противогололедными реагентами.
3.8.21. Протяженность обрабатываемых в первую очередь зон торможения перед перекрестками, наземными пешеходными переходами, постами ДПС устанавливается для дорог с максимально допустимой скоростью движения до 60 км/ч - не менее 150 м, для дорог с максимально допустимой скоростью движения более 60 км - не менее 200 м.
3.9. Механизированное сгребание-подметание проезжей части
3.9.1. Механизированное сгребание-подметание проезжей части должно начинаться при высоте рыхлой снежной массы на дорожном полотне 2,5 - 3,0 см, что соответствует 5 см свежевыпавшего неуплотненного снега.
3.9.2. При длительных снегопадах циклы механизированного сгребания-подметания проезжей части должны осуществляться после выпадения каждых 5 см свежевыпавшего (неуплотненного колесами машин) снега.
3.9.3. Время, необходимое на подметание всех улиц и проездов, не должно превышать 5 часов (один цикл механизированного подметания).
3.9.4. Механизированное подметание и сгребание снега с проезжей части производится плужно-щеточными машинами типа ЭД-405, МКДУ-10 (или эквивалент).
3.9.5. При интенсивных длительных снегопадах время общего технологического цикла "подметание - распределение ПГР на ОДХ" не должно превышать 5 часов. При непрекращающемся снегопаде в течение суток должно быть выполнено не менее 4 полных указанных технологических циклов. При этом должна быть обеспечена постоянная работа уборочных машин на улицах города с кратковременными (не более 1 часа) техническими перерывами.
3.9.6. При выполнении технологической операции по сгребанию-подметанию проезжей части колонна плужно-щеточных машин должна двигаться уступом начиная с крайней левой полосы движения. Очищенная полоса движения передней машиной должна перекрываться следующей на 0,7 - 1 м. Расстояние между машинами в колонне должно быть 10 - 20 м. В условиях длительных снегопадов при выполнении 2-го и последующих циклов обработки проезжей части ПГР машины - распределители реагентов должны следовать непосредственно за колонной плужно-щеточных снегоочистителей, обрабатывая проезжую часть сразу на всю ширину подметания.
3.9.7. По мере расхода противогололедных реагентов часть машин-распределителей сходят с линии и следуют на базы для загрузки. На смену им вступают в работу машины, следовавшие за колонной, но не участвовавшие в операции по противогололедной обработке.
В случаях полного расхода противогололедных реагентов в машинах-распределителях, следующих за колонной плужно-щеточных снегоочистителей, процесс подметания необходимо приостановить до возвращения на линию загруженных реагентами машин-распределителей.
3.10. Формирование снежных валов
3.10.1. По окончании очередного цикла подметания необходимо приступить к выполнению работ по формированию снежных валов в лотках улиц и проездов.
3.10.2. Снежный вал формируется на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод.
3.10.3. Перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается.
3.11. Вывоз снега (в том числе повторно после эвакуации транспорта)
3.11.1. Технологией предусмотрено два этапа вывоза снега с ОДХ - первоочередной и сплошной вывоз снега.
3.11.2. Перед началом зимнего периода все дорожные организации должны иметь утвержденный заказчиком/учредителем перечень мест первоочередного вывоза снега.
3.11.3. Первоочередной вывоз снега производится от остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мест концентрации пешеходов (крупные универмаги, рынки, театры, школы, поликлиники и т.д.), станций метрополитена, въездов в приемные покои больниц, станции скорой помощи и других объектов, определяемых индивидуально на каждом ОДХ.
3.11.4. Первоочередной вывоз снега от остановок общественного транспорта производится в обе стороны от остановки до ближайшей водоприемной решетки.
3.11.5. Срок первоочередного вывоза снега не должен превышать 24 часов с момента окончания снегопада.
3.11.6. После окончания первоочередного вывоза снега производится сплошной вывоз в соответствии с установленной заказчиком/учредителем очередностью.
3.11.7. После каждого прохода снегопогрузчика должна производиться операция по зачистке дорожных лотков от остатков снега и наледи с последующим вывозом собранных куч.
3.12. Уборка тротуаров и остановок общественного транспорта
3.12.1. Механизированное подметание и ручная зачистка тротуаров и остановок общественного транспорта и объектов категории 7а и 7б начинаются сразу после окончания снегопада.
3.12.2. При проведении работ по сгребанию и механизированному подметанию снега плуг и центральная круглая щетка должны быть направлены в сторону проезжей части.
3.12.3. При интенсивных длительных снегопадах циклы снегоочистки и противогололедной обработки должны повторяться после выпадения каждых 5 см снега.
3.12.4. Механизированное подметание и сгребание снега с тротуаров производится машинами типа BUCHER CityCat 1000, BUCHER CityCat 2020 XL (или эквивалент) и тракторами, оборудованными плугом и щеткой.
3.12.5. Обработка тротуаров комбинированными реагентами производится машинами типа BUCHER CityCat 1000, BUCHER CityCat 2020 XL (или эквивалент) и тракторами, оборудованными распределителями реагентов.
3.12.6. Тротуары с плиточным покрытием убираются ручным способом либо с применением малотоннажной техники максимальной массой до 3,5 тонны, исключающей повреждение дорожных покрытий данного типа.
3.12.7. Срок проведения снегоуборочных работ не должен превышать 5 часов.
3.13. Уборка улиц и проездов, по которым осуществляется движение троллейбусов
3.13.1. Для предотвращения аварий контактной сети и выхода из строя электрооборудования троллейбусов на магистралях, улицах и проездах с маршрутами движения троллейбусов необходимо соблюдать следующие условия зимней уборки проезжей части:
- строго соблюдать установленную плотность распределения жидких и твердых ПГР;
- не допускать на маршрутах движения троллейбусов и в зонах остановок общественного транспорта скопления снежной массы с ПГР.
3.13.2. В случаях возникновения скопления снежной массы в местах остановок общественного транспорта требуется ее удаление с помощью уборочных машин или ручным способом.
3.14. Требования к хранению ПГР
3.14.1. Жидкие и твердые ПГР доставляются транспортом различных видов в соответствии с действующими правилами перевозки грузов на данном виде транспорта. Маркировка продукции выполняется в соответствии с действующими нормативами и правилами маркировки предприятия - производителя реагентов.
3.14.2. Жидкие противогололедные реагенты должны иметь гарантированный срок хранения - не менее 24 месяцев со дня выпуска. Хранение осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами предприятия-производителя, предусмотренными действующим законодательством, в цистернах емкостью от 6 куб. м и более. По истечении гарантийного срока хранения продукт должен быть освидетельствован Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - ДПиООС) на предмет возможности продления срока хранения на один год. Заправка реагентом машин-распределителей осуществляется самотеком либо специальными насосами.
3.14.3. Твердые и комбинированные противогололедные реагенты поставляются в специализированных мягких контейнерах типа МКР вместимостью нетто до 1000 кг, в полипропиленовых мешках весом от 25 кг и/или других видах потребительской тары, выпускаемой по нормативно-технической документации, предусмотренной действующим законодательством. Твердые и комбинированные ПГР должны иметь гарантированный срок хранения - не менее 24 месяцев со дня выпуска. По истечении гарантийного срока хранения продукт должен быть освидетельствован ДПиООС на предмет возможности продления хранения с установлением срока продления при условии соблюдения правил хранения и герметичности упаковки изготовителя.
3.14.4. Твердые и комбинированные противогололедные реагенты хранят в закрытых сухих складах, исключающих попадание прямых солнечных лучей.
3.14.5. Нельзя допускать, чтобы реагенты имели непосредственный длительный контакт с воздухом до момента их расходования. Допускается хранение твердых ПГР, упакованных в специальные мягкие герметичные контейнеры или мешки, сформированные в транспортные пакеты на открытых площадках. Площадка, на которой укладываются пакеты и мягкие контейнеры, должна быть очищена от выступающих предметов.
3.14.6. Допускается установка закрытых контейнеров с аварийным запасом щебня фракции 2 - 5 мм вблизи павильонов остановочных пунктов, на участках особо опасных мест для движения транспорта (крутые спуски, подъемы, мосты, эстакады). Установка контейнеров (в местах согласованной установки) осуществляется из расчета на 1 млн. м 2 площади проезжей части на объектах дорожного хозяйства категорий 6 (МКАД, ТТК, ЧТК) и внекатегорийных магистралях - 20 ед., на категориях 1, 2, 6 (Бульварное кольцо, Садовое кольцо), категории 3 - 8 ед., внутри Садового кольца - 2 ед., категорий 4, 5, 7а, 7б - 1 ед.
4. Комплексное содержание объектов дорожного хозяйства в городе Москве в летний период
4.1. Ежедневно
4.1.1. В летний период проезжая часть должна быть очищена от загрязнений и не вызывать пыления. Двухметровые лотковые полосы не должны иметь загрязнений различным мусором и грунтово-песчаными наносами. Обочины должны быть очищены от мусора. Тротуары, парковки и посадочные площадки остановок городского пассажирского транспорта должны быть очищены от различного мусора и грунтово-песчаных наносов.
4.1.2. Все технологические операции, выполняемые на проезжей части, включают в себя уборку парковочного пространства на проезжей части, велодорожек, выделителей полос движения.
4.1.3. Патрульная мойка проезжей части (до 100% площади) может быть осуществлена в дневное время в целях устранения загрязнений, возникающих на проезжей части.
4.1.4. Ночная мойка проезжей части выполняется в период с 00 часов до 5 часов и в дневное время в период с 10 часов до 15 часов.
4.1.5. Мойку ОДХ с шириной проезжей части более 6 м производит колонна поливомоечных машин. Первая поливомоечная машина должна захватывать при мойке осевую разделительную полосу, остальные поливомоечные машины должны двигаться уступом, при котором полоса, вымытая передней машиной, должна перекрываться следующей на 0,7 м. Последней машиной в колонне должна быть промыта лотковая часть дороги. Расстояние между поливомоечными машинами при мойке колонной должно быть не более 20 м.
4.1.6. Мойка тротуаров выполняется в ночное время в период с 00 часов до 5 часов.
4.1.7. Не допускается проведение мойки тротуаров с проезжей части дорог.
4.1.8. Мойка и поливка проезжей части выполняется поливомоечными машинами типа МКДУ-1, ЭД-244КМ (или эквивалент). Мойка тротуаров выполняется машинами типа Wille 455В, Holder S 990 или тракторами, оборудованными цистерной для воды (или эквивалент).
4.1.9. При наличии осевых разделительных полос на объектах дорожного хозяйства категорий 1, 2, 3, 6 (ТТК, ЧТК, Бульварное кольцо, Садовое кольцо), внекатегорийных магистралях их механизированное подметание осуществляется 2 раза в сутки: в ночное время в период с 00 часов до 5 часов и в дневное время в период с 10 часов до 15 часов подметально-уборочными машинами (рабочая скорость - до 10 км/час).
4.1.10. При наличии лотков их механизированное подметание осуществляется 2 раза в сутки: в ночное время в период с 00 часов до 5 часов и в дневное время в период с 10 часов до 15 часов подметально-уборочными машинами (рабочая скорость - до 10 км/час).
4.1.11. Механизированное подметание тротуаров осуществляется 1 раз в сутки в период с 9.00 до 9.00 следующих суток (рабочая скорость - до 10 км/час) подметально-уборочными машинами.
4.1.12. В течение рабочей смены не менее 2 раз должен выполняться контрольный объезд (технологический мониторинг) обслуживаемой территории.
4.1.13. Ежедневное выявление мест, требующих выборочного ремонта, осуществляется в рамках проведения технологического мониторинга состояния ОДХ.
4.1.14. Очистка от мусора урн, установленных на посадочных площадках остановок общественного транспорта, осуществляется не менее 2 раз в сутки, в дневное и ночное время, а на объектах 9 категории 1 - раз в час.
4.1.15. Сбор случайного мусора с тротуаров, обочин и остановок общественного транспорта осуществляется постоянно в течение дня бригадами дорожных рабочих.
4.2. Содержание в периоды особых погодных условий
4.2.1. В летний период осуществляется 8-кратная мойка проезжей части и тротуаров с использованием концентрированного моющего средства по следующему графику:
- 1-я мойка - предпоследняя суббота апреля;
- 2-я мойка - 4 мая;
- 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я мойки - каждая последняя суббота месяца в мае, июне, июле, августе, сентябре;
- 8-я мойка - вторая суббота октября.
В случае наличия неблагоприятных метеорологических условий для проведения данных работ они осуществляются после окончания соответствующих условий.
По завершении мойки с применением концентрированного моющего средства проезжая часть и тротуары в обязательном порядке должны быть 2-кратно промыты водой.
4.2.2. В период с апреля по октябрь включительно с периодичностью два раза в неделю (с учетом п. 4.2.1) осуществляется мойка плиточного покрытия пешеходных зон и тротуаров с использованием концентрированного моющего средства.
По завершении мойки плиточного покрытия пешеходных зон и тротуаров с применением концентрированного моющего средства проводится его 2-кратная промывка водой.
4.2.3. В жаркие периоды лета при температурах +25°C и выше в период с 12 часов до 16 часов осуществляется поливка проезжей части.
4.2.4. В период листопада (с 15 сентября по 31 октября) в дневное время осуществляется дополнительное патрульное подметание лотковой части и тротуаров ОДХ подметально-уборочными машинами, в том числе вакуумными, типа ПУМ-77.3, МВП-50121-02, BUCHER CityCat 1000, BUCHER CityCat 2020 XL (или эквивалент).
4.3. Содержание труднодоступных мест
4.3.1. При наличии на проезжей части и обочинах мест, недоступных для работы техники (в т.ч. островки безопасности, подпарапетные, парковочные пространства и другие места), формируются комплексные бригады в составе: малогабаритный погрузчик типа L-218 New Holland (или эквивалент) - 1 ед., самосвал - 1 ед., поливомоечная машина, оборудованная моечным шлангом, - 1 ед., дорожные рабочие - 2 чел.
4.3.2. Количество бригад на 1 млн. м 2 площади проезжей части дорог на категориях 6 (МКАД), 6 (Бульварное кольцо, Садовое кольцо), внекатегорийных магистралях в процессе уборки должно достигать 6 бригад, на категориях 6 (ТТК, ЧТК) и 9 (ТПУ), переулках и проездах внутри Садового кольца - 5 бригад, на категории 7а - 4 бригады, на категориях 1 и 2 - 3 бригады, на категориях 3, 7б и ОДХ на территории ТиНАО, не отнесенные к другим категориям, - 2 бригады, на категориях 4 и 5 - 1 бригада.
4.4. Обстановка пути
4.4.1. На остановках городского пассажирского транспорта ОДХ категорий 1, 2, 3, 4, 6 (ТТК, ЧТК), 6 (Бульварное кольцо, Садовое кольцо), 9 и внекатегорийных магистралях, внутри Садового кольца должно быть установлено по 2 урны, на категориях 5, 6 (МКАД), на ОДХ на территории ТиНАО, не отнесенные к иным категориям, - по 1.
4.4.2. Покраска урн на объектах дорожного хозяйства категорий 1, 2, 3, 4, 5, 6 (МКАД, ТТК, ЧТК, Бульварное кольцо, Садовое кольцо), 7б, 9, внекатегорийных магистралях, внутри Садового кольца - 2 раза, 7а - 3 раза в течение летнего периода, малых архитектурных форм на ОДХ категории 7а - 3 раза, 7б, на ОДХ на территории ТиНАО, не отнесенные к иным категориям, - 2 раза.
4.4.3. Мелкий ремонт урн с выполнением работ в течение 1 суток с момента обнаружения дефектов составляет за летний период до 10% от их количества, малых архитектурных форм на ОДХ категорий 7а, 7б - до 5%.
4.4.4. В зоне посадочных площадок на остановках городского пассажирского транспорта производится покраска бортового камня (бордюра) из бетона 2 раза в течение летнего периода.
4.4.5. Разделительные полосы, выполненные из железобетонных блоков, должны быть постоянно очищены от песка, грязи и мелкого мусора по всей поверхности (верхняя полка, боковые стенки, нижние полки).
4.4.6. Дорожные знаки и указатели, ограждения барьерного и парапетного типов, шумозащитные и декоративные экраны, буфера перед дорожными ограждениями должны быть промыты и очищены от грязи. Все надписи на дорожных знаках и указателях должны быть четко различимы.
4.4.7. В течение летнего периода выполняется:
- уборка буферов безопасности - ежедневно;
- уборка выделителей полос движения, дорожных знаков, дорожных и навигационных указателей, информационных щитов, металлических дорожных ограждений, стенки типа "Нью-Джерси", тротуарных ограждений и столбиков, шумозащитных стенок - 1 раз в 5 дней;
- уборка площадок остановок общественного транспорта, очистка урн от мусора на остановках общественного транспорта - не менее 2 раз в сутки;
- мойка урн на остановках общественного транспорта - 1 раз в 7 дней (в период с 00.00 до 5.00);
- уборка подпорных стенок - 1 раз в декаду.
Данные работы выполняются с привлечением транспортных средств, обеспечивающих безопасность рабочих со стороны движения транспортных средств.
4.4.8. Мелкий ремонт ограждений (дорожных, пешеходных), включая 2-кратную покраску, с выполнением работ в течение 5 суток с момента обнаружения или получения предписания составляет за летний период 10% от их протяженности, на ОДХ 6 категории (МКАД) также выполняется и аварийный (без замены конструкций) ремонт 100% протяженности ограждений.
4.4.9. Сезонная покраска разделительной стенки "Нью-Джерси" при необходимости соблюдения требований колористического оформления ОДХ выполняется с периодичностью 1 раз в 2 года.
4.5. Техническое содержание
4.5.1. Работы по техническому содержанию асфальтобетонных покрытий проезжей части, включая аварийно-восстановительный ремонт бортового камня, в летний период осуществляются с применением горячих и холодных асфальтобетонных смесей и составляют на летний период 0,8% общей площади проезжей части ОДХ.
4.5.2. Ремонт дорожных покрытий в составе работ по техническому содержанию проезжей части ОДХ в летний период производится с применением:
- холодных асфальтобетонных смесей для аварийного ремонта разрушений с выполнением работ в течение суток с момента обнаружения или получения предписания. Аварийному ремонту с применением холодных асфальтобетонных смесей подлежит до 10% площади проезжей части ОДХ, подлежащих ремонту в текущий летний период;
- горячих асфальтобетонных смесей с выполнением работ в течение 3 суток с момента обнаружения или получения предписания со следующими показателями от площади проезжей части ОДХ, подлежащих ремонту в текущий летний период:
картами до 5 м 2 - до 30%;
картами до 30 м 2 - до 40%;
картами до 100 м 2 - до 20%.
4.5.3. Заделка продольных и поперечных трещин выполняется по технологиям, предусматривающим применение битумных мастик и битума в период с 16 апреля по 15 августа, и составляет при среднем значении заливки трещин 33 тыс. п.м на 1 млн. м 2 площади проезжей части:
- при размере трещин от 5 до 20 мм на объектах дорожного хозяйства на категориях 6 (МКАД), 6 (ТТК, ЧТК) и внекатегорийных магистралях - 10%, на категориях 1, 6 (Бульварное кольцо, Садовое кольцо) - 25%, на категориях 2, 3, 4, 7а, 7б, внутри Садового кольца, на категории 5 и иных объектах - 75% с использованием гудронатора;
- при размере трещин более 20 мм на объектах дорожного хозяйства на категориях 6 (МКАД), 6 (ТТК, ЧТК) и внекатегорийных магистралях - 90%, на категориях 1, 6 (Бульварное кольцо, Садовое кольцо) - 75%, на категориях 2, 3, 4, 7а, 7б, внутри Садового кольца, на категории 5 и иных объектах - 25% с использованием заливщика и фрезы.
4.5.4. Для устранения дефектов обочин в течение 3 суток с момента обнаружения или получения предписания выполняются работы по подсыпке и укреплению участков обочин картами до 100 м 2. Объем ремонта в летний период составляет до 10% от площади обочин.
4.5.5. Работы по техническому содержанию асфальтобетонных покрытий тротуаров в летний период осуществляются с применением горячих и холодных асфальтобетонных смесей и составляют на летний период 0,4% общей площади тротуаров.
4.5.6. Ремонт дорожных покрытий в составе работ по техническому содержанию тротуаров ОДХ в летний период производится с применением:
- холодных асфальтобетонных смесей для аварийного ремонта разрушений с выполнением работ в течение суток с момента обнаружения или получения предписания. Аварийному ремонту с применением холодных асфальтобетонных смесей подлежит до 10% площади тротуаров ОДХ, подлежащих ремонту в текущий летний период;
- горячих асфальтобетонных смесей с выполнением работ в течение 3 суток с момента обнаружения или получения предписания со следующими показателями от площади тротуаров ОДХ, подлежащих ремонту в текущий летний период:
картами до 5 м 2 - до 20%;
картами до 30 м 2 - до 50%;
картами до 100 м 2 - до 20%;
- тротуарной (тактильной) плитки с выполнением работ в течение 3 суток с момента обнаружения или получения предписания и подлежит до 100% площади тротуаров ОДХ, подлежащих ремонту в текущий летний период.
4.5.7. Ремонт искусственных дорожных неровностей с выполнением работ в течение 3 суток с момента обнаружения или получения предписания составляет 10% от их общей протяженности.
4.6. Особенности содержания транспортно-пересадочных узлов
4.6.1. На ТПУ (объекты 9 категории) уборочные работы, включая сбор случайного мусора с дорожных покрытий, осуществляются в круглосуточном режиме, в непрерывном режиме патрулирования бригадами дорожных рабочих.
4.6.2. Мойка проезжей части и тротуаров на ТПУ выполняется в ночное время с 00 часов до 5 часов.
4.6.3. Патрульная мойка может осуществляться в дневное время и охватывает до 100% площади проезжей части.
4.6.4. Механизированное подметание с увлажнением летними подметально-уборочными машинами лотковой зоны проезжей части объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети транспортно-пересадочных узлов осуществляется не менее четырех раз в сутки.
4.6.5. Ручная уборка тротуаров производится постоянно, а в ночное время проводятся механизированные работы по подметанию тротуаров.
4.7. Особенности проведения сопутствующих и обеспечивающих работ
4.7.1. В весенний период при необходимости осуществляется снятие наносного грунта с края газонов. Протяженность участков работ в процентах от общей протяженности лотков составляет на объектах дорожного хозяйства на категориях 1, 2, 6 (МКАД, ТТК, ЧТК, Бульварное кольцо, Садовое кольцо), 7а, 7б, 9 и внекатегорийных магистралях - 20%, категории 3 - 10%, категории 4, внутри Садового кольца - 5%.
4.7.2. Утилизация мусора и смета осуществляется на городские полигоны.
4.7.3. Мелкий ремонт контейнеров для хранения аварийного запаса щебня с выполнением работ в течение 1 суток с момента обнаружения дефектов составляет за летний период 10% от их количества, кратность покраски - 2 раза.
4.7.4. Установка контейнеров (в местах согласованной установки) осуществляется из расчета на 1 млн. м 2 площади проезжей части на объектах дорожного хозяйства категорий 6 (МКАД), 6 (ТТК, ЧТК), 9 и внекатегорийных магистралях - 20 ед., на категориях 1, 2, 6 (Бульварное кольцо, Садовое кольцо) - 10 ед., категории 3 - 8 ед., внутри Садового кольца - 2 ед., категорий 4, 5, 7а, 7б, иных объектов - 1 ед.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.