Решение Арбитражного суда Приморского края
от 3 декабря 2019 г. N А51-15066/2019
Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Кулеш,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
индивидуального предпринимателя Бурик Ольги Ильиничны (25.03.1952 года рождения, место рождения: г. Хабаровск, ИНН 253811108833, ОГРНИП 319507400005734, дата государственной регистрации 01.02.2019, адрес 690033, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гамарника, д. 5а, кв. 68)
к Администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 12.12.2002, юридический адрес 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, д. 20)
о признании незаконным постановления администрации г. Владивостока от 01.07.2019 N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" в части строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 приложения к постановлению от 01.07.2019 N 2455; об исключении строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 из приложения к постановлению администрации г. Владивостока от 01.07.2019 N 2455
При участии сторон:
от Заявителя: не явился, извещен.
от Администрации - зам. начальника правового управления Бакулина А.А. (доверенность N 1-3/866 от 12.04.2019 сроком действия до 31.12.2019, служебное удостоверение)
установил:
Индивидуальный предприниматель Бурик Ольга Ильинична (далее Заявитель, ИП Бурик О.И. , Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Владивостока (далее Администрация г. Владивостока) о признании незаконным постановления администрации г. Владивостока от 01.07.2019 N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" в части строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 приложения к постановлению от 01.07.2019 N 2455; об исключении строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 из приложения к постановлению.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. В связи с этим дело рассматривается в его отсутствие по имеющимся материалам в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Из текста письменного заявления Предпринимателя следует, что Заявитель полагает, что оспариваемое Постановление нарушает её права, поскольку на момент издания (01.07.2019) оспариваемого постановления ИП Бурик Ольга Ильинична являлась действующим хозяйствующим субъектом, свою деятельность не прекращала. Приказ от 15.12.2015 N 114, регулирующий взаимоотношения в сфере размещения нестационарных торговых в Приморском крае, содержит исчерпывающий перечень оснований для исключения хозяйствующего субъекта из Схемы, и наличие задолженности по внесению платы за размещение НТО основанием для исключения субъекта из Схемы не является.
Какие-либо претензии о наличии задолженности по внесению платы в адрес Заявителя от администрации г. Владивостока не поступали; взыскание задолженности, при ее наличии и обоснованности, может быть осуществлено в порядке общего искового производства.
Администрация в письменном отзыве требования Предпринимателя оспорила, ссылаясь на их необоснованность, полагает, что поскольку пунктом 4.2.3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N114 ), утвержденного Приказом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N114 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, включенные в Схему, подлежит исключению из нее в случае прекращения деятельности хозяйствующего субъекта и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей.
Согласно выписке из ОГРНИП от 06.02.2019 ИП Бурик Ольга Ильинична (ИНН 253811108833, ОГРНИП 314254333000076) прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.07.2018.
Изучив материалы дела судом установлено следующее:
Постановлением администрации г. Владивостока от 29.03.2013 N 845 (с изменениями) была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (далее - Схема), в которую были включены принадлежащие ИП Бурик Ольге Ильиничне нестационарные торговые объекты (далее - НТО), расположенные относительно ориентиров:
- г. Владивосток, ул. Баляева, д. 62, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 89 Схемы);
- г. Владивосток, ул. Жигура, д. 48, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 261 Схемы);
- г. Владивосток, просп. Красного Знамени, д. 114, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 400 Схемы);
- г. Владивосток, ул. Луговая, д. 59, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 482 Схемы);
- г. Владивосток, ул. Нейбута, д. 67а, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 562 Схемы);
- г. Владивосток, ул. Русская, д. 94, стр. 5, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 806 Схемы);
- г. Владивосток, ул. В. Терешковой, д. 1, стр. 2, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 916 Схемы);
- г. Владивосток, ул. Л. Толстого, д. 35, стр. 2, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 941 Схемы);
- г. Владивосток, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 27, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1085 Схемы);
- г. Владивосток, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 28, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1086 Схемы);
- г. Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, д. 30е, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1093 Схемы);
- г. Владивосток, просп. 100-летия Владивостока, д. 50, вид НТО: автолавка, специализация НТО: продовольственные товары, площадь НТО: 10 кв.м (строка 1104 Схемы).
В отношении указанных НТО между Администрацией г. Владивостока и ИП Бурик О.И. 31.10.2018 года были заключены дополнительные соглашения NN 94, 84, 85, 86, 87, 88, 82, 92, 93, 83, 90, 91 (далее - дополнительные соглашения от 31.10.2018), определяющие порядок размещения ИП Бурик О.И. нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, а также размер платы за такое размещение.
Согласно разделу 2 дополнительных соглашений от 31.10.2018 срок соглашения составляет 7 (семь) лет с момента подписания соглашения сторонами.
На основании п. 3.1 дополнительных соглашений от 31.10.2018 размер платы за размещение НТО на территории Владивостокского городского округа определен в соответствии с постановлением администрации г. Владивостока, определяющим порядок, условия и сроки внесения платы за размещение НТО на территории Владивостокского городского округа, и составляет 651 779, 52 рублей.
Плата за размещение НТО на территории Владивостокского городского округа вносится ежемесячно, не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, равными долями в размере 7 759,28 рублей (п. 3.2 дополнительных соглашений от 31.10.2018) и подлежит внесению в бюджет Владивостокского городского округа на счет, указанный в соглашении (п. 3.3 дополнительных соглашений от 31.10.2018).
В силу п. 4.3 дополнительных соглашений от 31.10.2018 хозяйствующий субъект - ИП Бурик О.И. имеет право разместить НТО в соответствии с разделом 1 соглашения: по адресу места размещения НТО, установленной площадью, видом и специализацией.
Спорные нестационарные торговые объекты были внесены в Схему размещения при соблюдении установленного порядка включения НТО в Схему без нарушения требований действующего законодательства.
01.07.2019 администрацией г. Владивостока принято Постановление N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа", согласно которому в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, в части исключения сведений о хозяйствующих субъектах, в данном случае в отношении ИП Бурик О.И., в частности, строки: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 Схемы изложены в новой редакции (приложение к постановлению от 01.07.2019 N 2455), а именно: столбец 8 Схемы "Информация о свободных и занятых местах размещения НТО (в примечании)" изложен как "свободно", в столбце 9 Схемы "Сведения о хозяйствующих субъектах: наименование юридического лица и ИНН; Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и ИНН (за исключением НТО, осуществляющих сезонные работы)" сведения о хозяйствующем субъекте "ИП Бурик О.И., ИНН 253811108833" исключены.
Основанием для исключения индивидуального предпринимателя, включенного в Схему послужил факт прекращения деятельности хозяйствующего субъекта и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей. Согласно выписке из ОГРНИП от 06.02.2019 ИП Бурик Ольга Ильинична (ИНН 253811108833, ОГРНИП 314254333000076) прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.07.2018.
Полагая, что принятое Постановление является незаконным, нарушает законные права и интересы Предпринимателя, Заявитель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле проанализировав законность оспариваемого Постановления, суд не находит оснований для удовлетворения предъявленных требований на основании следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого решения незаконным, необходимо наличие двух условий несоответствие его законодательству и нарушение прав и интересов лица, обратившегося за защитой.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию соответствия решения закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие его; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием. В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающим решение (действия).
Основы государственного регулирования торговой деятельности установлены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2004) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности).
На основании и во исполнение Закона об основах регулирования торговой деятельности приказом от 15.12.2015 N 114 Департамента лицензирования и торгов Приморского края был утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Приморского края схем размещения нестационарных торговых объектов утвержденных приказом Департамента лицензирования и торговли Приморского края от 15.12.2015 N 114 (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком орган местного самоуправления, определенный в соответствии с уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган) разрабатывает и формирует схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схему), с учетом существующего размещения нестационарных торговых объектов, по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Внесение изменений в Схему, в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3 и 4 настоящего Порядка (пункты 3.1., 4.4., 4.5.).
Разработанная Схема и вносимые в нее изменения утверждается муниципальным правовым актом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Утвержденная Схема подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальном сайте Администрации Приморского края и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункты 3.6., 5.1.Порядка).
Пунктом 4.1 Порядка предусмотрено, что Схема носит бессрочный характер и формируется, изменяется и дополняется в общественно значимых целях, оговоренных в этом же пункте.
Таким образом, положениями действующего законодательства предусмотрен определенный порядок включения нестационарных торговых объектов первоначально в схему размещения таких объектов, а в дальнейшем, при условии соблюдения всех нормативных требований и принципов размещения, включения объектов непосредственно в схему путем утверждения последней в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Владивостока от 29.03.2013 N 845 была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа, в которую были включены принадлежащие ИП Бурик О.И. автолавки для торговли продовольственными товарами, расположенные по адресам: г. Владивосток, ул. Баляева, 62 (строка 89), ул. Жигура, 48 (строка 261), пр-т Красного Знамени, 114 (строка 400), ул. Луговая, 59 (строка 482), ул. Нейбута 67а (строка 562), ул. Русская, 94, стр. 5 (строка 806), ул. Сабанеева, 15а (строка 810), ул. Терешковой, 1, стр. 2 (строка 916), ул. Толстого, 35, стр. 2 (строка 941), ул. 50 лет ВЛКСМ, 27 (строка 1085), ул. 50 лет ВЛКСМ, 28 (строка 1086), пр-т 100-летия Владивостока, 30е (строка 1093), пр-т 100-летия Владивостока, 50 (строка 1104).
Данные объекты включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на основании соглашений от 31.10.2018 NN 94, 84, 85, 86, 87, 88, 82, 92, 93, 83,90,91.
Согласно пункту 4.4 Порядка N 114 изменения и дополнения в схему вносятся, в том числе по инициативе органов местного самоуправления Приморского края и при изменении сведений о конкретном нестационарном торговом объекте, включенном в схему.
Внесение изменений в схему, в части нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном разделами 3 и 4 настоящего Порядка (пункт 4.5 Порядка N 114).
Пунктом 4.2.3. Порядка N 114, предусмотрено, что индивидуальный предприниматель, включенный в Схему, подлежит исключению из нее в случае прекращения деятельности хозяйствующего субъекта и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей;
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, ИП Бурик Ольга Ильинична (ИНН 253811108833, ОГРНИП 314254333000076) прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.07.2018, что подтверждается выпиской из ОГРНИП от 06.02.2019 года.
При этом из содержания пункта 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что статус индивидуального предпринимателя считается утраченным после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).
Довод Заявителя о том, что на момент издания оспариваемого Постановления Бурик Ольга Ильинична являлась действующим хозяйствующим субъектом, свою деятельность не прекращала, а лишь ею осуществлена перерегистрация в другом налоговом органе - Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области с присвоением предпринимателю нового ОГРНИП 319507400005734, соответствующего регистрирующему (налоговому) органу; при этом иные сведения заявителя, в частности ИНН, указанный в постановлении администрации г. Владивостока от 29.03.2013 N845, остались неизменными; суд считает несостоятельным а силу следующего:
В соответствии с пунктом 9 Приказа Федеральной налоговой службы от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" ИНН присваивается при впервые осуществляемых действиях при постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства либо по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации).
Идентификационный номер, присвоенный физическому лицу, не подлежит изменению, исключение - внесение изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры (п. 16 Порядка), а ИНН, присвоенный физическому лицу, не может быть повторно присвоен другому физическому лицу.
Согласно п. 4 Порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП внесение записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется территориальными органами ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каждой записи при внесении в ЕГРЮЛ и ЕГРИП присваивается государственный регистрационный номер.
Указание в выписке из ЕГРИП в качестве регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Московской области не свидетельствует о том, что была произведена перерегистрация индивидуального предпринимателя, а только подтверждает факт того, что Бурик О.И. вновь зарегистрирована как новый субъект хозяйствующей деятельности.
Учитывая, что вышеизложенное не подтверждает довод Заявителя о том, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону, а также не доказано нарушение прав и законных интересов ИП Бурик О.И., суд не находит правовых оснований для удовлетворения предъявленных требований.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся судом на Заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Отказать Индивидуальному предпринимателю Бурик Ольге Ильиничне в признании незаконным постановления администрации г. Владивостока от 01.07.2019 года N 2455 "О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 29.03.2013 N 845 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа" в части строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 приложения к постановлению от 01.07.2019 N 2455; об исключении строк: 89, 261, 400, 482, 562, 806, 810, 916, 941, 1085, 1086, 1093, 1104 из приложения к постановлению администрации г. Владивостока от 01.07.2019 N 2455
Обеспечительные меры принятые судом по определению от 19 июля 2019 года действуют до вступления решения в законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья |
Н.Н. Куприянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 3 декабря 2019 г. N А51-15066/2019
Текст решения официально опубликован не был