Решение Приморского краевого суда
от 17 декабря 2019 г. по делу N 3а-305/2019
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Медведевой,
при секретаре Н.А. Сылко,
с участием прокурора А.В. Рубан,
представителя административного истца А.В. Горяного,
представителя административного ответчика Н.А. Кораньковой,
представителей заинтересованных лиц Н.А. Кораньковой, П.А. Птушко,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Примавтоматика" к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Администрация Приморского края, администрация г. Владивостока, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края,
установил:
25 декабря 2018 года департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края издано распоряжение N 281-ри, утвердившее перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень объектов на 2019 год). Данное распоряжение размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В Перечень объектов на 2019 год под пунктом 4778 включен объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:040003:235, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Иртышская, дом 23.
Акционерное общество "Примавтоматика", обращаясь в суд с административным иском о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействительным в части, указало, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040003:235, включение которого в соответствующий Перечень, влечёт за собой необходимость производить уплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости.
Вместе с тем, объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:040003:235 не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Расположение здания на земельном участке с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации административно-производственного комплекса" не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем объекта исключительно в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости не проводились, акты обследования не составлялись.
Таким образом, административным ответчиком нарушена процедура определения фактического использования объекта недвижимости, то есть процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, что влечет его недействительность.
Ссылаясь на положения статьи 378.2 НК РФ, постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - Постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", АО "Примавтоматика" просило признать недействующим со дня принятия пункт 4778 Перечня объектов на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года, в отношении здания, с кадастровым номером 25:28:040003:235, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Иртышская, дом 23.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика, также представляющая интересы заинтересованного лица - Администрации Приморского края, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагала, что правовые основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют, поскольку действия департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Владивостока также возражал против удовлетворения заявленных требований. Полагает, что спорный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимости имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, законно и обоснованно.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края. О дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований административного истца. Одновременно заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей сторон и явившегося заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па установлено, что департамент земельных и имущественных отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Примавтоматика" является собственником объекта недвижимости - двухэтажного здания с цокольным этажом (административное - лит. А) с пристройками трехэтажной (лит. А1) и двухэтажной (лит. А2), с кадастровым номером 25:28:040003:235, общей площадью 4531,3 кв. м. по адресу: г. Владивосток, ул. Иртышская, дом 23.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 281-ри от 25 декабря 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Данное распоряжение размещено на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В Перечень объектов на 2019 год под пунктом 4778 включен объект недвижимости, площадью 4531,3 кв. м. с кадастровым номером 25:28:040003:235, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Иртышская, дом 23, принадлежащий АО "Примавтоматика" на праве собственности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи (в редакции, действовавшей до 25 декабря 2018 года) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до 25 декабря 2018 года) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, которая утверждена в установленном порядке Администрацией Приморского края.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права АО "Примавтоматика" принадлежит объект недвижимости - двухэтажное здание с цокольным этажом (административное - лит. А) с пристройками трехэтажной (лит. А1) и двухэтажной (лит. А2), общей площадью 4531,3 кв. м. по адресу: г. Владивосток, ул. Иртышская, дом 23. Данные о виде разрешённого использования здания отсутствуют.
Вышеуказанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 25:28:040003:218, площадью 15 536 кв. м., имеющем вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации административно-производственного комплекса".
Из пояснений административного ответчика следует, что объект недвижимости - двухэтажное здание с цокольным этажом (административное - лит. А) с пристройками трехэтажной (лит. А1) и двухэтажной (лит. А2), с кадастровым номером 25:28:040003:235, общей площадью 4531,3 кв. м. по адресу: г. Владивосток, ул. Иртышская, дом 23, включен в оспариваемый Перечень на основании представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Перечня офисных объектов на 2019 год, сведений, представленных ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации ОМСУ муниципальных образований Приморского края о нежилых объектах, назначение которых предусматривает размещение офисов. Также учтено расположение спорного объекта на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации административно-производственного комплекса, что, по мнению административного ответчика, является самостоятельным и достаточным основанием для включения спорного объекта в названный Перечень.
Вместе с тем, согласно технического паспорта объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Иртышская, д. 23, имеет помещения: основные, вспомогательные, производственное, тамбур, душевые, раздевалки, бойлерные, мастерские, щитовые, коридоры, подсобные, склады, умывальные, туалеты, лестничные клетки, кабинеты, гараж кладовая, сауна, бельевая, раздевалки, комната отдыха, кухня, цех, касса, приемная.
В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что в соответствии с документами технического учёта (инвентаризации) здания с кадастровым номером 25:28:040003:235 на его этажах предусмотрено размещение офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду не представлено.
Само по себе наименование здания - административно-производственное, безусловно, не свидетельствует о размещении в нём офисных зданий делового, административного и (или) торгово-административного назначения либо торговых центров (комплексов).
При таких обстоятельствах, до принятия Перечня объектов на 2019 год департамент земельных и имущественных отношений Приморского края должен был выяснить фактическое использование объекта недвижимости, с кадастровым номером 25:28:040003:235.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040003:235 уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта нормативного правового акта не принималось.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утверждённому постановлением Администрации Приморского края от 08 апреля 2015 года N 105-па.
Ссылку административного ответчика на акт обследования административного здания с кадастровым номером 25:28:040003:235 по состоянию на 15 июля 2019 года, составленный должностными лицами КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", согласно которому нежилое здание общей площадью 4532,3 кв. м., принадлежащее на праве собственности АО "Примавтоматика", расположенное по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Иртышская, д. 23, используется для размещения офисов (22,87% от общей площади объекта), объектов торговли (1,00% от общей площади объекта), объектов общественного питания (6,21% от общей площади объекта), а также для размещения складов, автобоксов, сауны, производственных объектов, суд находит несостоятельной, поскольку данный акт обследования не может подтверждать заявленное административным ответчиком фактическое использование спорного объекта недвижимости, на момент утверждения Перечня объектов на 2019 год. В этой связи, представленный административным ответчиком акт от 15 июля 2019 года в обоснование своей позиции, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.
При указанных фактических обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 4778 Перечня объектов на 2019 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества "Примавтоматика" к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Администрация Приморского края, администрация г. Владивостока, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края - удовлетворить.
Пункт 4778 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета" - официальное издание органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Администрации Приморского края в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
Е.А. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 декабря 2019 г. по делу N 3а-305/2019
Текст решения опубликован в "Приморской газете" от 5 ноября 2020 г. N 88